Интеграция урочных и внеурочных форм учебно-исследовательской деятельности студентов на уроках физики.
статья

Ковалева Елена Павловна

Статистика утверждает, что сегодня все больше подростков выбирают для учебы колледжи. Изменения в системе среднего профессионального образования постепенно дают свои результаты. Современный колледж – это своеобразный социальный лифт, помогающий молодежи осознать себя, найти свое место в будущем, стать конкурентоспособным   на рынке труда специалистом своего дела и, в конце концов, сформироваться как самодостаточная личность.  Сегодня система профессионального образования популярна среди абитуриентов, а рабочие профессии стали осознанным выбором молодого поколения и неким гарантом успешного старта карьеры. Это стало возможным благодаря Стратегии развития среднего профобразования, разработанной Минпросвещения до 2030 года. В ней говорится об основных тенденциях развития среднего профессионального образования, среди которых в том числе особо выделяется интеллектуализация содержания среднего специального образования, усиление общенаучной и общепрофессиональной подготовки будущих выпускников. Одним из перспективных путей такого развития сформированной, развитой, творческой личности будущего специалиста является учебно-исследовательская деятельность студентов колледжа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya._kovaleva_e.p.docx30.99 КБ

Предварительный просмотр:

Интеграция урочных и внеурочных форм учебно-исследовательской деятельности студентов на уроках физики.

Ковалева Елена Павловна,

преподаватель физики ВКК.

ГБПОУ ВО «Бутурлиновский механико–технологический колледж»

    Статистика утверждает, что сегодня все больше подростков выбирают для учебы колледжи. Изменения в системе среднего профессионального образования постепенно дают свои результаты. Современный колледж – это своеобразный социальный лифт, помогающий молодежи осознать себя, найти свое место в будущем, стать конкурентоспособным   на рынке труда специалистом своего дела и, в конце концов, сформироваться как самодостаточная личность.  Сегодня система профессионального образования популярна среди абитуриентов, а рабочие профессии стали осознанным выбором молодого поколения и неким гарантом успешного старта карьеры. Это стало возможным благодаря Стратегии развития среднего профобразования, разработанной Минпросвещения до 2030 года. В ней говорится об основных тенденциях развития среднего профессионального образования, среди которых в том числе особо выделяется интеллектуализация содержания среднего специального образования, усиление общенаучной и общепрофессиональной подготовки будущих выпускников. Одним из перспективных путей такого развития сформированной, развитой, творческой личности будущего специалиста является учебно-исследовательская деятельность студентов колледжа.

Учебная дисциплина Физика, преподавателем которой я являюсь, в колледже - это учебная дисциплина, изучающая законы и принципы природы, связанные с материей и энергией, и особенностями их взаимодействия друг с другом и окружающим миром. Она является фундаментальной наукой, формирующей основу для других дисциплин, в том числе профессионального модуля, способствует развитию научного мировоззрения у студентов. И конечно именно физика, с ее прикладным направлением в виде лабораторно- практических занятий, является самой благодатной базой, помогающей студентам сформировать и развить так называемые универсальные навыки, такие как критическое мышление, анализ проблем, решение задач и др., которые могут быть применимы в различных сферах их дальнейшего практико-ориентированного обучения. Общеобразовательная дисциплина «Физика» включена в обязательную часть общеобразовательного цикла образовательной программы в соответствии с ФГОС СПО для студентов 1 курса
всех специальностей  и рабочей профессии
«Мастер сельскохозяйственного производства». По окончании изучаемого курса предусмотрена итоговая аттестация в виде экзамена.  В процессе изучения именно этой дисциплины возможно создание тех необходимых условий для развития и формирования у обучающихся системных представлений и опыта применения методов, технологий и форм организации проектной и учебно-исследовательской деятельности. Согласно рабочей программы учебной дисциплины «Физика» обучающийся, активно используя учебно-исследовательскую деятельность, как на уроках, так и во внеурочное время, сможет достичь

Учебных результатов таких, как:

-использовать информацию физического содержания при решении учебных, практических, проектных и исследовательских задач, интегрируя информацию из различных источников и критически ее оценивая;

-различать и уметь использовать в учебно-исследовательской деятельности методы научного познания (наблюдение, описание, измерение, эксперимент, выдвижение гипотезы, моделирование и др.) и формы научного познания (факты, законы, теории).

Личностных результатов:

- Развитие умения находить адекватные способы поведения и взаимодействия с партнерами во время учебной и внеучебной деятельности, способности оценивать проблемные ситуации и оперативно принимать ответственные решения в различных продуктивных видах деятельности.

Метапредметных результатов:

- Овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, понимание проблемы, умение ставить вопросы, выдвигать гипотезу, давать определения понятиям, классифицировать, структурировать материал, проводить эксперименты, аргументировать собственную позицию, формулировать выводы и заключения.

Учебно-исследовательская деятельность студентов - совместный творческий процесс взаимодействия студента и преподавателя, требующий от современного преподавателя качественно новый, не обезличенный подход к процессу обучения, направленный на развитие и личностный рост обучаемого. Необходимо создание среды, способствующей самореализации обучающихся и повышению их познавательной активности. При этом преподавателям общеобразовательных дисциплин колледжа невольно приходится констатировать тот факт, что лишь очень незначительная часть обучаемых мотивирована на получение глубоких прочных знаний. Для большинства важны хорошие оценки сами по себе, а не то, что за ними стоит. А для некоторой части аудитории неважны и отметки, уровень обученности абитуриентов в большинстве своем ниже необходимого уровня развития. Большая часть первокурсников не способны производить сложные физические расчеты, выстраивать логические цепочки, проводить аналогии, синтезировать, классифицировать и т. п. Таким образом, для создания полноценного участника учебно-исследовательской деятельности нужно приложить немало усилий по развитию его необходимых компетенций. И это большой совместный труд, как самого студента, так и его наставника. В стремлении сделать свою педагогическую деятельность эффективнее, я определила для себя направление работы по организации исследовательской деятельности обучающихся в урочной и внеурочной работе, и хочу поделиться своим опытом.

Первым структурным элементом учебно-образовательной модели считаю мотивацию успеха обучения. Физика — объективно трудный учебный предмет. Физику нельзя просто выучить, ее надо понимать, а для этого обучающемуся необходимо прикладывать серьезные интеллектуальные усилия. Начиная с первых уроков учимся вместе рассуждать и анализировать, выдвигать гипотезы, обосновывать их и не бояться отстаивать собственную точку зрения, поэтому уроки теоретического содержания строятся мною в основном в виде эвристической беседы.  Приведу пример темы такого вводного занятия «Физика — фундаментальная наука о природе. Естественно-научный метод познания, его возможности и границы применимости. Эксперимент и теория в процессе познания природы. Моделирование физических явлений и процессов». Данная тема традиционно вызывает у меня совместно со студентами бурные дискуссии.

При изучении нового материала стараюсь использовать больше наглядности (видеоматериал, презентация) для стройности и доступности усвоения материала: схемы, графики, таблицы, структурированные опорные конспекты, памятки с формулами и т. п. На данном этапе для развития учебно-исследовательских умений студенту необходимо продолжить схему, заполнить недостающие графы в таблице, сделать самостоятельный вывод или сформулировать закон, объяснить закономерность, провести логико-структурированный сравнительный анализ законов или понятий. Так, например, на уроках комбинированного типа, там, где предусмотрено решение практических задач, необходимым считаю использование задач прикладного, профессионально-ориентированного характера, в условии которых содержатся объекты, имеющие отношение к конкретной жизни. Например, при изучении темы: «Характеристика жидкого состояния вещества» в группах О-11 и О-12, обучающихся по  специальности «Монтаж, техническое обслуживание, эксплуатация и ремонт промышленного оборудования», а также в группе ТМ-11, обучающейся рабочей профессии «Мастер сельскохозяйственного производства», использую задачу: «Изучить  понятия: гидравлика, гидравлический мультипликатор, кавитация, гидравлический удар, пьезометр. На основании изученного теоретического материала объяснить принцип действия гидравлического домкрата». При таком подходе к изучению предмета повышается учебная мотивация, развивается интерес к учению, закладываются навыки учебно- поисковой исследовательской деятельности. А еще более интересным для студентов предмет становится в момент проведения лабораторного практикума.  Необходимой целью лабораторно- практических работ является развитие практических навыков работы с несложными измерительными приборами, а также формирование умения проводить прямые и косвенные измерения физических    величин, умения наблюдать, выдвигать гипотезы, строить логические выводы.

Так, например, при выполнении лабораторной работы №5 «Определение коэффициента трения скольжения» студенты ТЗ-11 и ТХ-11 групп, обучающиеся по специальности «Технология продуктов питания из растительного сырья», проводят обязательный дополнительный анализ важности сил трения в зерновой и мукомольной промышленности. Сила трения между лентами конвейера и зерном обеспечивает его транспортировку по цеху, а  трение между шлифовальными камнями и зерном создает механическое воздействие, необходимое для измельчения зерна, сила трения между валами и ремнями обеспечивает работу механизмов подъема и перемещения грузов и т. п. Понимание и управление силами трения позволяют оптимизировать работу оборудования, снижать энергозатраты, а также предотвращать износ деталей и механизмов Трудно перечислить все особенности прикладной составляющей этой темы как в области изучения данной специальности, так и практически по всем специальностям  и рабочей профессии нашего колледжа. На этапе проведения лабораторного практикума можно выделить тех неравнодушных студентов, с правильными взглядами и навыками общения в современном обществе, которых можно заинтересовать научно- исследовательской деятельностью, предложить участие в научно-практических студенческих конференциях.    

Для успешного формирования мотивации к изучению предмета, использую образовательные технологии и методики, в том числе и во внеурочной деятельности, которую считаю неотъемлемой частью учебно-воспитательного процесса. Организую и провожу работу студенческого научного объединения «Умник», члены которого принимают активное участие в конкурсах, олимпиадах, научно-практических конференциях различных уровней, углубляют и расширяют свои знания, развивают творческую активность при выполнении учебно-экспериментальных проектов, проблемно-поисковых исследовательских работ и т. п. Члены научного объединения регулярно принимают участие во Всероссийской олимпиаде с международным участием «Росконкурс», где традиционно показывают достойные результаты.  В течение нескольких лет считаю успешным опыт участия моих студентов в различногоуровня творческих, научно- исследовательских и практических   конференциях, целью которых несомненно является раскрытие их разносторонних способностей, расширение познавательного интереса, творческой активности. Мои подопечные регулярно и результативно принимали участие в муниципальном форуме «Одаренные дети», а также в региональных форумах: «Успех моей будущей профессии», в Московском Международном форуме «Одаренные дети России» в г. Москва, в большом числе Региональных и Муниципальных конкурсов, конференций, форумов, олимпиад и т. п. Я горжусь успехами своих учеников!

Моя цель: в учебно-воспитательном процессе создать условия для успешной интеграции урочных и внеурочных форм учебно-исследовательской деятельности обучающихся, а используемые мною технологии позволяют достичь желаемого результата- становление самодостаточной личности будущего квалифицированного специалиста.

 Наряду с этим, нельзя не сказать о возникающих трудностях в организации данного вида образовательных технологий. В своем докладе я уже упоминала о низком уровне мыслительных операций большей части наших обучающихся. Им не достает именно необходимых для исследовательской деятельности навыков: обобщать, выделять главное, строить логические цепочки, структурировать и формулировать выводы, не развита научно- профессиональная речь и коммуникативные навыки, так необходимые для очного этапа участия в студенческих форумах, конференциях и т. п. Большая часть первокурсников, к сожалению, не имеют элементарных навыков учиться: быть своевременно  и систематически готовым к уроку и выполнять домашнее задание, вести правильно записи в тетради и работать с научной литературой в том числе и с  учебником. Также возникают сложности с навыками публичных выступлений, чтобы принять участие в том или ином мероприятии необходима тщательная, кропотливая подготовка, включающая в себя репетицию очного выступления с учетом регламента. Направляющая деятельность преподавателя здесь состоит в том, чтобы грамотно и лаконично осуществить необходимую помощь в правильном содержании, формулировке, оформлении научной работы. Становление самодостаточной личности студента идет поэтапно, каждый раз поднимая его на более высокий уровень спирали собственного развития. Занимаясь этой деятельностью, невольно узнаешь что-то новое и для себя, не перестаешь учиться, в том числе и у своих учеников, в том числе и позитивному отношению к окружающей действительности.  

А главное для меня, как преподавателя в целом, это вера в ученика, в его образовательные силы, умение своевременно увидеть и поддержать слабые, едва заметные ростки познавательного интереса. Моя задача как наставника, создать ту самую благоприятную среду для развития грамотных, творчески-развитых студентов, имеющих основательную базу в виде сформированных умений и навыков длядальнейшего развития их профессиональных способностей и компетенций. Формировать у студентов исследовательское мышление,  способствующее не только освоению конкретных предметов, но и развитию творческих способностей, критического мышления и умения решать нестандартные задачи.  И если преподаватель «сподвигнет» своих студентов сначала задуматься о том, как сложно получить экспериментальные результаты, заслуживающие доверия, а затем и побудить интерес к пониманию того, что достигнуть этих результатов можно только через усердную, кропотливую, учебно-поисковую, творческую, исследовательскую работу, то можно считать  педагогическую задачу выполненной.    

Литература:

1.  Бережнова Е. В., Краевский В. В.  «Основы учебно- исследовательской деятельности студентов», Москва, «Академия», 2017 г., 124 с.

2. Нехорошкова, С. И. Учебно-исследовательская работа в среднем специальном учебном заведении : методическое пособие /С. И. Нехорошкова, А. С. Вашуткин, И. Ю. Матчина. – Архангельск : ГОУ СПО «Архангельский лесотехнический колледж Императора Петра I», 2006. – 49 с.

3. https://fgos.ru/fgos/fgos-44-02-06-professionalnoe-obuchenie-po-otraslyam-1386 

4. https://lib.moy.su/Trud_prepl/UIRS.pdf 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Методы активизации познавательной деятельности учащихся на уроках физики"

Методы активизации познавательной деятельности учащихся на уроках физики....

Организация деятельности учащихся на уроках физики во время работы с текстом.

Основным направлением системы образования должен быть поиск возможностей, обеспечивающих развитие личности, способной быть не только носителем знаний, но активно использовать их на практике, уметь лог...

Организация учебно-исследовательской деятельности студентов на занятиях физики

Организация учебно-исследовательской деятельности студентов на занятиях физики...

Общеколледжная конференция Тема конференции: «Интеграция урочной и внеурочной деятельности в предметной области «Филология»»

Общеколледжная конференция Тема конференции: «Интеграция урочной и внеурочной деятельности в предметной области «Филология»» Дата проведения: 27.02.2014 г. Время проведения: 13.45 ...

Учебно-исследовательская деятельность студентов на уроках экономики

Презентация по активизации учебно-исследовательской деятельности студентов на уроках экономики...

Формирование общих компетенций студентов на уроках физики через проектную деятельность

В статье аргументируется необходимость использования проектно-исследовательской деятельности студентов для формирования не только общих, но и профессиональных компетенций, приведен алгоритм деятельнос...