Роль практического метода в обучении биологии
учебно-методический материал
Практические методы преподавания имеют огромное значение в учебно-воспитательном процессе, так как в наибольшей степени позволяют реализовать важные принципы дидактики: деятельностный подход и гуманизацию процесса обучения.В статье излагается особенности лабораторных и практических уроков.Методика проведения и организации лабораторной и практической работы.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 27.3 КБ |
Предварительный просмотр:
РОЛЬ ПРАКТИЧЕСКОГО МЕТОДА В ОБУЧЕНИИ БИОЛОГИИ
Преподаватель биологии высшей категории Г.А.Зияева академического лицея МВУТ города Ташкента
Скажи мне — и я забуду. Покажи мне — и я запомню.
Дай мне действовать самому — и я научусь.
Древнекитайская мудрость
Значение биологических знаний для современного человека трудно переоценить. Помимо мировоззренческого значения, адекватные представления о живой природе лежат в основе мероприятий по поддержанию здоровья человека, основ его безопасности производственной деятельности в любой отрасли промышленности и хозяйстве.
Поэтому главная цель педагогического образования заключается в повышении качества и эффективности получения практического использования знаний.
Практические методы представляют собой сложное взаимодействие слова, наглядности и практической работы, организуемое и направляемое учителем, последующее развитие мысли учащихся. Применение практических методов связано также с активной деятельностью рецепторов и анализаторов учащихся, с развитием их общей трудовой активности.
К видам практических методов относятся:
- 1) работы по распознаванию и определению природных объектов;
- 2) наблюдения с последующей регистрацией явления;
- 3) проведение эксперимента (решение опытом);
- 4) работа с раздаточным материалом;
- 5) моделирование.
Практические методы преподавания имеют огромное значение в учебно-воспитательном процессе, так как в наибольшей степени позволяют реализовать важные принципы дидактики: деятельностный подход и гуманизацию процесса обучения.
Особенности лабораторных и практических уроков:
В начале урока – вводная беседа – определяются: тема, цели и содержание работы.
Организационный момент дольше, чем на обычном уроке: определение задания, разделение на группы, помощь в организации учебной деятельности, целенаправленность действий, оформление результатов и об
суждение.
• Методика проведения и организации лабораторной и практической работы.
Фронтальная лабораторная работа:
– определение последовательности проведения работы;
– краткость, четкость, ясность указания о проведении работы;
– осуществление постоянного контроля со стороны учителя за ходом
выполнения лабораторной работы;
– проведение схематических зарисовок по ходу выполнения работы
для закрепления полученных знаний;
– выводы, подведение итогов работы;
– приводится в порядок рабочее место.
Групповая работа по заданиям:
– вводная беседа – восстанавливает содержание предстоящей работы,
цель, значение;
– задания должны быть определенными, ясными, исчерпывающими;
– задания в письменном виде – на доске или по карточкам;
– после ознакомления с заданиями подробные указания с показом;
– проверка уровня понимания задания;
– контроль над выполнением работы;
– поощрение добросовестно выполненной работы;
– подведение итогов, обсуждение, выводы;
– обобщение результатов по группам.
В своей работе я использую исследовательские, творческие, приключенческо-игровые, информационные и практико-ориентированные проекты.
Решая проблему методом проекта в сфере биологии, экологии, учащиеся приобретают опыт собственной деятельности. Обязательным участником проекта является педагог. Он выступает в роли консультанта или может быть полноправным участником проекта. Как известно, структура учебного (исследовательского) проекта включает три основных этапа: подготовительный, основной и завершающий.
На подготовительном этапе обсуждается тема исследования и возможности осуществления проекта, выдвигается гипотеза, формулируются задачи и пути их решения.
Основной этап предполагает реализацию исследовательской деятельности по проекту, которая включает работу с дополнительной литературой и мате-
риалами средств массовой информации, выполнение практических и лабораторных работ по заданиям, подготовленным учителем, изучение карт, проведение экскурсий по темам и др.
После проведенной работы каждая группа обобщает и оформляет полученные результаты (пишет рефераты, оформляет журналы исследований в виде газеты), готовит коллективное выступление по определенному плану (сообщение причин возникновения проблемы, возможных последствий и способов их предотвращения).
Академический лицей МВУТ города Ташкента начиная 2017 года ведёт совместную работу со школой Накамура для девочек старших классов города Фукуока, Японии. В том числе в был проведен открытый онлайн урок по предмету «Биология». Тема: «Анатомия традиционной японской рыбы «Ирико». Совместный онлайн урок был организован под руководством главного специалиста Махмудова А.А, и преподавателем биологии высшей категории кафедры «Точные и естественные науки» Зияевой Г.А.
Лекция представляла собой научный эксперимент по вскрытию японской рыбы ирико. К этой лекции под руководством А. Хираты присоединились 20 студентов и 6 преподавателей из Узбекистана, а также 9 студентов и 4 преподавателя из японской школы.
В начале японскими представителями был предоставлен теоретический материал, в котором они подробно рассказали внутреннее строение рыбы «Ирико.» Урок прошел в интерактивной форме, все учащиеся активно участвовали. Затем учащиеся перешли к практической части. Во время онлайн-урока ребята на практике закрепили теоретический материал.
Лекцию мы начали с знакомства с японским рыбой «Ирико», его классификацией и анатомией, одновременно задавая вопросы студентам. Позже студенты препарировали ирико. Они вскрыли определенные части его тела. В конце у учеников обеих школ было много вопросов, и, похоже, они действительно интересовались биологией и Японией. Мы надеемся продолжить подобные совместные лекции с нашими школами-партнерами.
Цель урока была четко поставлена и оглашена учителем. Задачи урока были целесообразны. Логическая последовательность была выдержана на протяжении всего урока. Содержание урока полностью соответствовало теме. Материал урока, учителем излагался компактно, системно и доступно. Учащиеся с интересом слушали рассказ учителя, были внимательны. Ребята были активны, на этапе актуализации хорошо подготовились к домашней работе, отвечали на все вопросы учителя. На протяжении всего урока учащиеся были дисциплинированы. План урока был выполнен. Цели урока были достигнуты. Были решены развивающие задачи, прежде всего – навыки самостоятельной работы, умение делать выводы, а также воспитательные – формирование научного мировоззрения. Урок прошел интересно, атмосфера была доброжелательной. Учащиеся были вовлечены в работу в течение всего урока.
Проекты могут быть: исследовательские творческие, приключенческие игровые, информационныепроекты, практико-ориентированные , интернет – проекты.
В век ответственности за собственные поступки, проекты обязательно должны находиться в соответствии с образовательными стандартами, чтобы ученики изучали соответствующее содержание и развивали необходимые умения.
Проектная и исследовательская деятельность учащихся способствует лучшему усвоению учебного материала.
Отмечается повышение интереса к предмету при использовании разных методов обучения. Проектная и исследовательская деятельность способствуют развитию навыков самостоятельной работы учащихся, творческого подхода к решению проблем.
Отрабатываются навыки работы с различными источниками дополнительной информации. Работая по собственному плану действий, ученик меняет виды работ (практическая работа чередуется с теоретической), что важно для снижения утомления и выполнения здоровьесберегающего подхода к обучению.
Создается методическая копилка пособий (в том числе презентаций), которую можно использовать и при изучении новых тем, и при повторении, и при индивидуальной коррекции знаний.
проектное обучение активно влияет на мотивационную сферу обучаемого, а в наше время это очень актуально;
дети учатся сотрудничать, и обучение в сотрудничестве воспитывает в них такие нравственные ценности, как взаимопомощь, желание и умение сопереживать;
формируются творческие способности и активность обучаемых, т.е. идет неразрывный процесс обучения и воспитания;
появляется склонность и желание ученика работать над тем или иным аспектом данной проблемы.
Совместное проектирование в курсах «биология» и «экология», включающее применение учителем этого метода как на уроках, так и во внеурочной и внеклассной работе, способствует формированию у
учащихся глубоких знаний по этим предметам, дает возможность осуществлять экологическое воспитание, направленное на выработку нравственного и ответственного отношения к природе
Использованная литература:
1. Пономарева И.Н., Соломин В.П., Сидельникова Г.Д. Общая методика обучения биологии. Москва. 2003.
2. Подготовка учителя к работе в инновационных учебных заведениях. Стерлитамак. 1995. 3. Манько Н.П. Технологическая компетентность педагога // школьные технологии. – 2002. – №3.
3. Арцев М.И. Учебно-исследовательская работа учащихся // Завуч. 2005. № 6
4. Масленникова А.В. Материалы для проведения спецкурса «Основы исследовательской деятельности учащихся» // Практика административной работы в школе. 2004. № 5
5. Чечель И.Д. Исследовательские проекты в практике обучения // Практика административной работы в школе. 2003. № 6. C. 24–29.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

статья "РОЛЬ ПРАКТИЧЕСКОГО ОБУЧЕНИЯ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ"
Стремительность и неопределенность становятся характерными для всех сторон нашей жизни, проявляется на всех уровнях – глобальном, региональном, социальном, индивидуальном. Эти принципиально новые усло...

Презентация на тему "Использование технологий, нацеленных на усиление роли практического обучения"
Любая образовательная технология – это воплощение определенной стратегии. Применение практико-ориентированных подходов в учебный процесс обусловлен необходимым поиском адекватных образовательных техно...

Применение практических методов обучения на занятиях учебной практики
Методические рекомендации предназначены для проведения занятий учебной практики (на примере занятий в слесарных мастерских). Рекомендуется для мастеров производственного обучения в качестве передачи о...
Презентация "Практические методы обучения"
Краткая информативная презентация для урока о практических методах обучения.Раскрываемые вопросы:1) Что такое "метод обучения"?2) Что такое "приёмы"? Виды приёмов.3) Условия, необх...

Роль практического обучения в формировании компетентного специалиста.
Основная цель профессионального образования — подготовка квалифицированного работника, конкурентоспособного на рынке труда, компетентного, ответственного, свободно владеющего своей пр...

ИННОВАЦИОННЫЕ ФОРМЫ И МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ТЕМ ПРАКТИЧЕСКОГО И ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ОБУЧЕНИЯ
Сировская Е.С....

Роль активных методов обучения в образовательном процессе при реализации ФГОС
Особенности активных методов обучения состоят в том, что в их основе заложено побуждение к практической и мыслительной деятельности, без которой нет движения вперед в овладении знаниями....