РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ МДК 01.09 Методическое обеспечение в начальном общем, компенсирующем и коррекционно-развивающем образовании
учебно-методический материал

Рабочая тетрадь предназначена для использования студентов при изучении специальных дисциплин средних профессиональных учреждений, с целью более полного и углубленного изучения учебного материала.

В рабочей тетради содержание заданий имеют как репродуктивный, так и творческий, поисковый характер, что вызывает необходимость структурировать содержание лекционного материала, использовать дополнительную литературу, систематизировать свои знания и творчески их использовать.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_tetrad_babakina.docx137.75 КБ

Предварительный просмотр:

ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ

ПРОФЕССИНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ЯКОВЛЕВСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»

РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ

МДК Методическое обеспечение в начальном общем, компенсирующем и коррекционно-развивающем образовании

По ПМ. 01 Преподавание по образовательным программам начального общего образования в начальных классах и начальных классах компенсирующего и коррекционно-развивающего образования

Специальность Коррекционная педагогика в начальном образовании

Составитель:

Бабакина А.Н., преподаватель

Строитель –2023 г.

Рассмотрено на заседании ЦМК

Специальностей ПНК и КПН

Протокол №__от_______2023 г.

Председатель ЦМК______Чекризова М.Б.

Одобрено и рекомендовано

к использованию на заседании

НМС ОГАПОУ ЯПК

Протокол № __от_______2023г.

Рецензент:

Соломахина Л.И. заместитель директора ОГАПОУ «Яковлевский педагогический колледж»

Автор:

Бабакина Анастасия Николаевна преподаватель ОГАПОУ ЯПК

Рабочая тетрадь МДК Методическое обеспечение в начальном общем, компенсирующем и коррекционно-развивающем образовании/ Сост. А.Н. Бабакина – Строитель, 2023. – 32 с.

Рабочая тетрадь предназначена для использования студентов при изучении специальных дисциплин средних профессиональных учреждений, с целью более полного и углубленного изучения учебного материала.

В рабочей тетради содержание заданий имеют как репродуктивный, так и творческий, поисковый характер, что вызывает необходимость структурировать содержание лекционного материала, использовать дополнительную литературу, систематизировать свои знания и творчески их использовать.


СОДЕРЖАНИЕ

Раздел 1. Основы методической работы в школе

5

Сущность методической работы

5

Система организации методической работ

5

Функциональные обязанности учителя. Документация учебного кабинета

6

Методический паспорт учителя

7

Создание предметно-развивающей среды в кабинете

8

Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных организациях

9

Классный журнал: нормативные требования и методические рекомендации

10

Модели обучения в начальной школе

11

Портфолио как способ оценки достижений

11

Раздел 2. Организационно-методическая работа

13

Технология конструирования педагогического процесса. Планирование как результат конструктивной деятельности педагога

13

Методические рекомендации по составлению технологической карты урока

14

Организация контрольно-диагностической и оценочной деятельности

15

Рефлексия в профессиональной деятельности учителя

17

Инновационная педагогическая деятельность

17

Раздел 3. Методология и методика педагогического исследования

18

Сущность науки, ее функции и закономерности развития, классификация, критерии

18

Структура научного познания, его уровни, методы и формы

19

Методология педагогики

20

Технология работы с информационными источниками

21

Раздел 4. Основы проектной и исследовательской деятельности в образовании

24

Организация проектной деятельности в начальной школе

24

Взаимодействие учителя и ученика при работе над проектом

25

Особенности осуществления проекта в начальной школе

26

Презентация проектов

27

Организация исследовательской деятельности младших школьников

28

Проверяемые результаты обучения

29

Примерные вопросы к дифференцированному зачету

31

Список литературы

32

Пояснительная записка

Рабочая тетрадь по МДК Методическое обеспечение в начальном общем, компенсирующем и коррекционно-развивающем обучении соответствует рабочей программе ПМ 01 Преподавание по образовательным программам начального общего образования в начальных классах и начальных классах компенсирующего и коррекционно-развивающего образования, МДК Методическое обеспечение в начальном общем, компенсирующем и коррекционно-развивающем обучении по специальности Коррекционная педагогика в начальном образовании; соответствует учебнику Теоретические и прикладные аспекты методической работы учителя начальных классов. Преподавание по программам начального общего образования. Учебное пособие (часть 2) / Буданова О.В. – М.: УЦ «Перспектива», 2016. – 232 с.

Цель рабочей тетради: развитие мыслительных способностей студентов; формирование способов самостоятельной деятельности и усвоение учебного материала по пройденным темам; контроль знаний и умений, выявление сформированности компетенций студентов, работа с учебником.

Содержание заданий имеют как репродуктивный, так и творческий, поисковый характер, что вызывает необходимость структурировать содержание лекционного материала, использовать дополнительную литературу, систематизировать свои знания и творчески их использовать.

Примерные тестовые задания также выполняются самостоятельно, что помогает студентам качественно подготовиться к промежуточному и итоговому контролю качества знаний.

Структура тестовых заданий:

  • открытые задания, предполагающие самостоятельную формулировку ответа;
  • закрытые задания, предполагающие выбор одного правильного ответа из предложенных вариантов;

При выполнении заданий студенты могут воспользоваться материалами лекций, рекомендациями преподавателя, электронными и тестовыми материалами.

УВАЖАЕМЫЙ СТУДЕНТ!

Рабочая тетрадь по МДК Методическое обеспечение в начальном общем, компенсирующем и коррекционно-развивающем обучении создана Вам в помощь для работы на занятиях, при выполнении домашнего задания и подготовки к текущему и итоговому контролю по дисциплине. Вы должны внимательно изучить список рекомендованной основной и вспомогательной литературы. Из всего массива рекомендованной литературы следует опираться на литературу, указанную как основную.

Каждому параграфу учебника соответствует раздел рабочей тетради. Задания в рабочей тетради позволят вам не просто выучить учебный материал, но и применить его в самостоятельных работах. Многие задания предложены в форме тестов, в некоторых заданиях необходимо дополнить предложения или таблицы (схемы), вписать пропущенные слова.

Перед началом работы необходимо внимательно прочитать задание, данное в рабочей тетради и, воспользовавшись учебником и своими знаниями по данному предмету, выполнить его.

Умения работать с источниками информации и на основе полученных знаний создавать информационный продукт необходимы каждому современному человеку. Работа с этой тетрадью будет способствовать формированию такой компетенции.

Желаем Вам удачи!

Раздел 1. Основы методической работы в школе

Тема Сущность методической работы

1.Инструкция. Выберите правильный ответ.

Методическая работа – это

  1. организованный педагогический процесс, оказывающий влияние на педагогов;
  2. составная часть единой системы непрерывного образования педагогических кадров, системы повышения их профессиональной квалификации;
  3. процесс становления и развития способностей педагогов от простых к более сложным способностям.

#1048;нструкция. Выберите правильный ответ.

Собственно методическая деятельность предполагает?

  1. отчетно-документальную деятельность;
  2. планирование и организацию учебно-воспитательного процесса;
  3. подготовку, переподготовку и повышение квалификации кадров.

#1048;нструкция. Исключите неверный вариант ответа.

Различают задачи методической работы по отношению к

  1. педагогам;
  2. персоналу;
  3. педагогическому коллективу.

#1048;нструкция. Закончите определение.

Методическое обеспечение учебно-воспитательного процесса –

……………………………………………………………………….…………………………………

……………………………………………………………………….…………………………………

Тема Система организации методической работы

#1048;нструкция. Допишите определения.

Совет общеобразовательного учреждения (школы) – это

………………………………………………………………………..…………………………………

………………………………………………………………………..…………………………………

Педагогический совет школы – это

………………………………………………………………………..…………………………………

………………………………………………………………………..………………………………….

Попечительский совет – это

………………………………………………………………………..…………………………………

………………………………………………………………………..…………………………………

#1048;нструкция. Выберите правильный ответ.

Методический совет это –

  1. объединение, в состав которого входят представители разных ступеней образования и профилей учебных предметов;
  2. организационная форма, при которой периодически проводятся обсуждения вопросов непосредственной организации;
  3. организационная форма управления, на которой рассматриваются вопросы, касающиеся проблем отдельной личности.

#1048;нструкция. Соедините понятие с определением.

#1057;овещание при директоре

А) организационная форма управления, на которой рассматриваются вопросы, касающиеся проблем отдельной личности.

#1055;едагогический консилиум

Б) организационная форма, при которой периодически проводятся обсуждения вопросов непосредственной организации.

#1054;перативные информационные совещания

В) необходимая форма управления, на которой рассматриваются вопросы, касающиеся отдельной личности.

1__; 2__; 3__

4. Инструкция. Дайте развернутый ответ.

Содержание деятельности педагогического совета:

  1. ………..………………………………………………………………..………………

  1. ………..………………………………………………………………..………………

  1. ………..………………………………………………………………..………………

  1. ………..………………………………………………………………..………………

  1. ………..………………………………………………………………..………………

  1. ………..………………………………………………………………..………………

  1. ………..………………………………………………………………..………………

  1. ………..………………………………………………………………..………………

Тема Функциональные обязанности учителя. Документация учебного кабинета

1.Инструкция. Выберите правильный ответ.

Ежедневные функции учебно-воспитательного процесса?

  1. отмечает в журнале отсутствующих учащихся;
  2. организовывает контроль за состоянием школьных учебников;
  3. проводит родительские собрания.

2. Инструкция. Используя учебник, заполните таблицу.

Перспективный план развития кабинета

Что планируется

Ответственный

Сроки

Результат

3.Инструкция. Дайте развернутый ответ.

Требования к составлению плана работы учебного кабинета на учебный год

  1. ………..………………………………………………………………..………………

  1. ………..………………………………………………………………..………………

  1. ………..………………………………………………………………..………………

  1. ………..………………………………………………………………..………………

Тема Методический паспорт учителя

#1048;нструкция. Дайте определение.

Методический паспорт учителя – это

……………………………………………………………………….…………………………………

……………………………………………………………………….…………………………………

#1048;нструкция. Используя учебник, заполните таблицу по наградам и поощрениям.

Дата награждения

Форма награждения

Кем награждался

#1048;нструкция. Вставьте недостающие слова в предложение.

В конце каждого учебного года учителя предоставляют в …………………………….......сведения………………………............................................................

за истекший период.

Тема Создание предметно-пространственной среды в кабинете

#1048;нструкция. Выберите лишнее

Помещение класса необходимо разделить на:

  1. учебную зону;
  2. игровую зону;
  3. методическую зону.

#1048;нструкция. Опишите значение цветового климата учебного кабинета

Красный цвет…………………………………………………………………………………………

………………………………………………………………………..…………………………………

Оранжевый цвет………………………………………………………………………………………

………………………………………………………………………..…………………………………

Зеленый и голубые цвета……………………………………………………………………………

………………………………………………………………………..…………………………………

Фиолетовый цвет………………………………………………………………………………………

………………………………………………………………………..…………………………………

Коричневый и оливковый цвет………………………………………………………………………

………………………………………………………………………..…………………………………

Белый и серый цвета………………………………………………………………………………….

………………………………………………………………………..…………………………………

#1048;нструкция. Дайте определение

Кабинет – это………………………………………………………...………………………………...

………………………………………………………………………..…………………………………

4.Инструкция. Вставьте пропущенное слово в предложение

Кабинет начальных классов должен отвечать ……………………………… условиям, эстетическим и техническим требованиям.

5.Инструкция. Выберите верный вариант ответа

Рабочее место учителя находится в не менее … см от доски

  1. 70
  2. 80
  3. 90

Тема Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях

#1048;нструкция. Выберите правильный ответ.

Допускается ли использование цокольных этажей и подвальных помещений под учебные помещения, кабинеты лаборатории?

  1. да
  2. нет

#1048;нструкция. Заполните таблицу.

Рекомендуемая продолжительность сквозного проветривания учебных помещений в зависимости от температуры наружного воздуха

Наружная температура °C

Длительность проветривания помещения (мин)

В малые перемены

В большие перемены и между сменами

От +10 до +6

От +5 до 0

От 0 до -5

От -5 до -10

Ниже -10

3.Инструкция. Выберите правильный ответ.

Допускается ли направление основного светового потока спереди и сзади от обучающихся?

  1. да;
  2. нет.

4.Инструкция. Выберите несколько вариантов ответа.

Необходимо проводить чистку осветительной арматуры светильников:

  1. не реже 2 раз в год;
  2. по мере загрязнения;
  3. раз в год.

#1048;нструкция. Заполните таблицу.

Гигиенические требования к максимальным величинам недельной образовательной нагрузки

Классы

Максимальная допустимая недельная нагрузка в академических часах

1

2-3

4

Тема Классный журнал: нормативные требования и методические рекомендации

1.Инструкция. Дайте развернутый ответ.

Нормативные документы, регламентирующие работу с классным журналом в ОУ

Требования к составлению плана работы учебного кабинета на учебный год

;……..………………………………………………………………..………………………………

;……..………………………………………………………………..………………………………

;……..………………………………………………………………..………………………………

;……..………………………………………………………………..………………………… …...

#1048;нструкция. Впишите недостающее слово.

Классный журнал является ……………………………………………. документом, отражающим этапы и результаты фактического усвоения учебных программ обучающихся.

#1048;нструкция. Выберите верный вариант ответа.

Кто обеспечивает необходимое количество классных журналов:

  1. директор ОУ;
  2. заместитель директора по УВР;
  3. классный руководитель.

#1048;нструкция. Дайте развернутый ответ.

Классный руководитель заполняет в журнале следующие страницы:

1………..………………………………………………………………..…………………..…………

2………..………………………………………………………………..…………………..…………

3………..………………………………………………………………..…………………..…………

4………..………………………………………………………………..…………………..…………

5………..………………………………………………………………..…………………..…………

6………..………………………………………………………………..…………………..…………

7………..………………………………………………………………..…………………..…………

8………..………………………………………………………………..…………………..…………

Тема Модели обучения в начальной школе

1.Инструкция. Опишите УМК «Начальная школа XXI века».

Автор……………………………………………………………………..………………..……………

Цель…….………………………………………………………………..………………..…………….

………….……………………………………………………………………….………………………

Принципы………….…………………………………………………………….……………………

……………………..…………………………………………………………….………………………

……………………..…………………………………………………………….………………………

Особенности……………………..…………………………………………….……………………….

……………………………………..…………………………………………….………………………

2.Инструкция. Опишите УМК «Школа России».

Автор……………………………………………………………………..………………..……………

Цель…….………………………………………………………………..………………..…………….

………….……………………………………………………………………….………………………

Принципы………….…………………………………………………………….……………………

……………………..…………………………………………………………….………………………

……………………..…………………………………………………………….………………………

Особенности……………………..…………………………………………….……………………….

……………………………………..…………………………………………….………………………

3.Инструкция. Опишите УМК «Перспектива».

Автор……………………………………………………………………..………………..……………

Цель…….………………………………………………………………..………………..…………….

………….……………………………………………………………………….………………………

Принципы………….…………………………………………………………….……………………

……………………..…………………………………………………………….………………………

……………………..…………………………………………………………….………………………

Особенности……………………..…………………………………………….……………………….

……………………………………..…………………………………………….………………………

Тема Портфолио как способ оценки достижений

#1048;нструкция. Дайте определения.

Портфолио - это ……………………………………..……………………………..………………….

……………………………………..………………………………………………..…………………...

Портфолио работ - это……………………………………..……………………..……………………

……………………………………..………………………………………………..…………………...

Портфолио отзывов – это ……………………………………..…………………..………………….

……………………………………..………………………………………………..…………………...

#1048;нструкция. Заполните таблицу.

Тип портфолио по виду деятельности

Деятельность

Индивидуальная

Групповая

Образовательная

Профессиональная

#1048;нструкция. Заполните таблицу.

Виды портфолио по виду деятельности

Деятельность

Назначение

Практико-ориентированная

Проблемно-ориентированная

Проблемно-исследовательская

Тематическая

#1048;нструкция. Дайте развернутый ответ.

В портфель достижений младшего школьника должны входить следующие материалы:

  1. ……………..………………………..…………………………………………………

  1. ………..……………………………………………………………………..…………

  1. ………..……………………………………………………………………..…………

Раздел 2. Организационно-методическая работа учителя

Тема Технология конструирования педагогического процесса. Планирование как результат конструктивной деятельности педагога

#1048;нструкция. Отметьте верный вариант.

Стратегические цели относятся к:

  1. первому уровню общих целей;
  2. второму уровню общих целей;
  3. третьему уровню общих целей.

#1048;нструкция. Отметьте верный вариант.

Оперативные цели относятся к:

  1. первому уровню общих целей;
  2. второму уровню общих целей;
  3. третьему уровню общих целей.

#1048;нструкция. Отметьте верный вариант.

Тактические цели относятся к:

  1. первому уровню общих целей;
  2. второму уровню общих целей;
  3. третьему уровню общих целей.

#1048;нструкция. Дайте определения.

Технология конструирования педагогического процесса – это……………..……………………...

………..……………………………………………………………….……………..…………………..

Цели образования – это………..…………………………………………………..…………………..

………..……………………………………………………………………………..…………………...

Диагноз – это………………………………………………………………………..………………….

……………………………………………………………………………………..…………………….

Прогнозирование – это …………………………………………………………..……………………

……………………………………………………………………………………..…………………….

5.Инструкция. Заполните таблицу.

Перспективный план воспитательной работы

Основные направления и задачи

Содержание работы (по направлениям)

Формы и методы

Срок исполнения

Исполнители

Отметка о выполнении

Тема Методические материалы по составлению технологической карты урока

#1048;нструкция. Впишите пропущенное слово.

Технологическая карта – это форма ……………………………………………..………………….

педагогического взаимодействия обучающихся и учителя.

#1048;нструкция. Дайте определение.

Проект урока – это………………………………………………………………………………........

…………………………………………………………………………………………………………...

3.Инструкция. Дополните.

Технологическая карта позволяет учителю:

  1. реализовывать планируемые результаты ФГОС;
  2. определять УУД, которые формируются в процессе изучения конкретной темы, всего учебного курса;
  3. осмысливать и проектировать последовательность работы по освоению темы от цели до конечного результата;

  1. …………………………………………………………………..………………………..……

  1. …………………………………………………………………...………………………..……

  1. …………………………………………………………………...………………………..……

Тема Организация контрольно-диагностической и оценочной деятельности

1.Инструкция. Дайте ответ.

Система оценивания направлена на получение информации, позволяющей:

Учащимся……………..……………………...…………..……………………...…………..…………

………..……………………………………………………………….……………..…………………..

Родителям………..…………………………………………………..…………………..…………..…

………..……………………………………………………………………………..…………………...

Учителям………………………………………………………………………..………………….…...

……………………………………………………………………………………..…………………….

#1048;нструкция. Отметьте верный вариант ответа.

Преимущественно в системе оценивания в начальной школе используется:

  1. внешняя оценка;
  2. внутренняя оценка;
  3. экспертная оценка.

3.Инструкция. Дополните.

Источники информации для оценивания достигаемых образовательных результатов:

  1. работы учащихся;
  2. индивидуальная и совместная деятельность учащихся;

  1. …………………………………………………………………..…………..…………………...

  1. …………………………………………………………………..…………..…………………...

#1048;нструкция. Дополните таблицу.

Уровень развития способностей осуществлять формулирование вопросов и проблемы

Задает конкретные вопросы, показывающие область интереса

+

-

Пытается формулировать ясные вопросы по теме исследования

+

-

#1048;нструкция. Дополните таблицу.

Уровень развития способностей осуществлять планирование

Использует источники информации, рекомендованные учителем

+

-

Самостоятельно ставит цель исследования и действует согласно этой цели

+

-

6.Инструкция. Дайте определения.

Инструменты оценивания:

Критериальные описания – это……………..……………………...…..……………………...……...

………..……………………………………………………………….……………..…………………..

Эталоны – это………..…………………………………………………..…………………..…………

………..……………………………………………………………………………..…………………...

Памятки – это………………………………………………………………………..…………………

……………………………………………………………………………………..…………………….

Прогнозирование – это …………………………………………………………..……………………

……………………………………………………………………………………..…………………….

Тема Рефлексия в профессиональной деятельности обучающихся

#1048;нструкция. Дайте определение.

Рефлексия урока - это…………………………………………………………………...……………..

…………………………………………………………………...………………………………………

2.Инструкция. Дайте развернутый ответ.

Самоанализ урока (по Т.И. Шамовой)

1………..………………………………………………………………..…………………..…………...

2………..………………………………………………………………..…………………..…………...

3………..………………………………………………………………..…………………..…………...

4………..………………………………………………………………..…………………..…………...

5………..………………………………………………………………..…………………..…………...

6………..………………………………………………………………..…………………..…………...

7………..………………………………………………………………..…………………..…………...

Тема Инновационная педагогическая деятельность

#1048;нструкция. Дайте определение.

Инновационная педагогическая деятельность – это……………..……………………...…..………

………..……………………………………………………………….……………..…………………..

2.Инструкция. Выберите верный ответ.

Оптимизация УВП относится к:

а) общим инновациям;

б) частным инновациям.

3.Инструкция. Исключите лишнее.

По масштабности нововведения бывают:

  1. федеральные;
  2. системные;
  3. региональные;
  4. на уровне ОУ.

4.Инструкция. Дополните.

По педагогической значимости нововведения бывают:

  1. обособленные;
  2. модульные;
  3. ………………………………….…………………

5.Инструкция. Дополните.

По происхождению нововведения бывают:

  1. модификационные;
  2. комбинированные;
  3. ………………………………….………………….

6.Инструкция. Дополните.

По педагогической значимости нововведения бывают:

  1. обособленные;
  2. модульные;
  3. ………………………………….………………….

Раздел 3. Методология и методика педагогического исследования

Тема Сущность науки, ее функции и закономерности развития, классификация, критерии

#1048;нструкция. Дайте определение.

Наука – это……………..……………………...…..…………..……………………...…..…………….

………..……………………………………………………………….……………..…………………..

#1048;нструкция. Выберите верный вариант ответа.

Культурно-мировоззренческая функция современной науки:

  1. дает ответы на вопросы мировоззренческой значимости;
  2. обязательное условие существования и воспроизводства многих видов деятельности;
  3. научные знания и методы используются при решении самых разных проблем, возникающих в ходе общественного развития.

#1048;нструкция. Соедините функцию современной науки и ее значение

1. Культурно-мировоззренческая

А. Обязательное условие существования и воспроизводства многих видов деятельности.

2. Непосредственной производительной силы общества

Б. Научные знания и методы используются при решении самых разных проблем, возникающих в ходе общественного развития.

3. Социальной силы

В. Дает ответы на вопросы мировоззренческой значимости.

1__; 2__; 3__

#1048;нструкция. Допишите.

По предмету познания выделяют науки:

  1. о природе - естествознание;
  2. об обществе – обществознание, социально-гуманитарные науки;
  3. ………………………………….………………………………

#1048;нструкция. Выберите верный вариант ответа.

По методам исследования науки выделяют:

  1. фундаментальные и прикладные;
  2. духовные и социальные;
  3. теоретические и эмпирические.

6.Инструкция. Дайте развернутый ответ.

Критерии научности:

1………..………………………………………………………………..…………………..…………

2………..………………………………………………………………..…………………..…………

3………..………………………………………………………………..…………………..…………

4………..………………………………………………………………..…………………..…………

5………..………………………………………………………………..…………………..…………

Тема Структура научного познания, его уровни, методы и приемы

#1048;нструкция. Дайте определение.

Научное познание – это……………..……………………...…..……………………………………...

………..……………………………………………………………….……………..…………………..

#1048;нструкция. Допишите.

В качестве структуры научного познания выделяют:

  1. объект, или предметная область познания;
  2. субъект познания;
  3. ………………………………….………………………………
  4. ………………………………….………………………………

#1048;нструкция. Выберите верный вариант ответа.

Эмпирический и теоретический уровни познания взаимосвязаны:

  1. да;
  2. нет.

#1048;нструкция. Выберите верный вариант ответа.

Теоретический уровень научного познания:

  1. преобладает чувственное познание (живое созерцание);
  2. преобладает мыслительная деятельность;
  3. целостная динамичная система знания.

#1048;нструкция. Соедините определения.

1. Научный факт

А. Форма научного знания, сформулированная на основе ряда фактов и содержащая в себе предположение.

2. Гипотеза

Б. Целостная форма научного знания, дающая полное отражение существенных, закономерных связей.

3. Теория

В. Знание о каком-либо событии, явлении, полученное в ходе наблюдений и экспериментов.

1__; 2__; 3__

#1048;нструкция. Впишите пропущенные слова.

Подлинно научная теория должна быть…………………………………………………………..

……………………………………………………………….………, логически непротиворечивой,

………………………………………………………обладать относительной самостоятельностью.

Тема Методология педагогики

1. Инструкция. Дайте определения.

Методология педагогической науки – это……………..……………………...…..………………….

………..……………………………………………………………….……………..…………………..

#1048;нструкция. Соедините определения.

#1054;бъект исследования

А. Обоснованное представление б общих конечных или промежуточных результатах обучения.

#1055;редмет исследования

Б. Процесс, некоторое явление, которое существует независимо от субъекта познания.

#1062;ель исследования

В. Наиболее значимые с практической точки зрения свойства и особенности объекта.

1__; 2__; 3__

#1048;нструкция. Выберите верный вариант ответа.

К Эмпирическим методам исследования относятся:

  1. логические;
  2. работа с педагогической литературой;
  3. работа с методической литературой;
  4. сбор и накопление данных.

#1048;нструкция. Выберите верный вариант ответа.

Метод педагогического изучения опыта подразумевает:

  1. наблюдение, беседа, интервью;
  2. шкалирование, срезы, тесты;
  3. эксперимент, опытное обучение, масштабное внедрение;
  4. регистрация, ранжирование, корреляция.

#1048;нструкция. Дайте развернутый ответ.

В чем заключается практическая значимость исследования?

………………………………………………………………………...…………………………………

……………………………………..…………………………………………………………………….

#1048;нструкция. Дайте развернутый ответ.

В чем заключается теоретическая значимость исследования?

………………………………………………………………………...…………………………………

……………………………………..…………………………………………………………………….

7.Инструкция. Заполните таблицу.

Методы контроля и измерения

Методы обработки данных

Методы внедрения результатов в педагогическую практику

Методы оценивания

#1048;нструкция. Дополните.

Основными признаками прикладных исследований являются:

  1. приближенность их к актуальным запросам практики;
  2. сравнительная ограниченность выбора исследований;
  3. ………………………………….………………………………

#1048;нструкция. Выберите верный вариант ответа.

Какие исследования призваны разрешать задачи стратегического характера?

  1. прикладные;
  2. фундаментальные;
  3. стратегические;

#1048;нструкция. Выберите верный вариант ответа.

Методические рекомендации относятся к:

  1. разработкам;
  2. прикладным исследованиям;
  3. фундаментальным исследованиям;

Тема Технология работы с информационными источниками

1. Инструкция. Дайте определение.

Чтение – это……………..……………………...…..…………………..…..…………………..…..…..

…………………………………….……………..…………………...…..…………………..…..……...

#1048;нструкция. Дополните.

В зависимости от степени погружения в содержание текста различают:

  1. просмотровое чтение;
  2. ознакомительное чтение;

  1. ……………………………………………………….

#1048;нструкция. Установите правильную последовательность чтения литературы:

Название

Аналитико-синтетическая часть

Исполнительская часть

Мотивационная часть

#1048;нструкция. Заполните схему.

#1048;нструкция. Впишите пропущенные слова.

Изучающее чтение является……………………………………………………..……видом чтения,

характеризующийся…………………………………………………………………...……..чтением,

остановками и………………………………………………………………………...…информации.

8.Инструкция. Используя учебник, составьте памятку по правильному чтению

Как нужно читать

1………..………………………………………………………………..…………………..…………

2………..………………………………………………………………..…………………..…………

3………..………………………………………………………………..…………………..…………

4………..………………………………………………………………..…………………..…………

8.Инструкция. Используя учебник, составьте памятку по работе с книгой

Как работать с книгой

1………..………………………………………………………………..…………………..…………...

2………..………………………………………………………………..…………………..…………...

3………..………………………………………………………………..…………………..…………...

4………..………………………………………………………………..…………………..…………...

5………..………………………………………………………………..…………………..…………...

6………..………………………………………………………………..…………………..…………...

#1048;нструкция. Соедините определения.

#1055;лан-конспект

А. Один из самых простых видов плана-конспекта. На пункты плана даются точные ответы.

#1042;опросно-ответный конспект

Б. Сжатый, в форме кратких тезисов, пересказ прочитанного или услышанного.

#1058;езисный конспект

В. Схема, отражающая логическую структуру и взаимосвязь отдельных положений.

1__; 2__; 3__

#1048;нструкция. Выберите верный ответ.

Конспект, созданный из отрывков цитат:

  1. тезисный;
  2. цитатный;
  3. обзорный;
  4. скоростной.

#1048;нструкция. Выберите верный ответ.

Конспект с использованием ранжирования, рубрикации, сокращения называется:

  1. тезисный;
  2. цитатный;
  3. обзорный.
  4. скоростной.

#1048;нструкция. Заполните схему.

#1048;нструкция. Заполните схему.

#1048;нструкция. Впишите пропущенные слова.

Сложные тезисы – это тезисы, запись которых состоит из………………………………………...,

т.е. основные тезисы в обязательном порядке …………………….………………. ……………….

……………………………………………………………. ………………. …… простыми тезисами

Раздел 4. Основы проектной и исследовательской деятельности в образовании

Тема Организация проектной деятельности в начальной школе

1..Инструкция. Используя учебник, составьте памятку по проектной деятельности

Требования к проектной деятельности

1………..………………………………………………………………..…………………..…………...

2………..………………………………………………………………..…………………..…………...

3………..………………………………………………………………..…………………..…………...

4………..………………………………………………………………..…………………..…………...

5………..………………………………………………………………..…………………..…………...

2.Инструкция. Заполните таблицу.

Этапы работы над проектом

Название и содержательное наполнение этапа работы над проектом

Поисковый

-

-

-

-

-

Аналитический

-

-

-

-

-

-

-

-

-

Практический

-

-

Презентационный

-

-

-

Контрольный

-

-

-

3.Инструкция. Соедините определения.

1. Практико-ориентированный проект

А. Обоснование актуальности избранной темы, обозначение задач исследования.

2. Исследовательский проект

Б. Направлен на соц. интересы самых участников проекта или внешнего заказчика.

3. Информационный проект

В. Максимально свободный и нетрадиционный подход.

4. Творческий проект

Г. Направлен на сбор информации о каком-либо объекта (явлении) с целью его анализа.

1__; 2__; 3__; 4__

#1048;нструкция. Выберите верный ответ.

Проект, проводимых в рамках одного предмета:

  1. творческий;
  2. монопроект;
  3. межпредметный;
  4. внутриклассный

#1048;нструкция. Впишите пропущенные слова.

Недельные проекты выполняются в группах в ходе проектной……………...……………………,

их выполнение занимает примерно……………………………………………… и проходят при

участии руководителя.

Тема Взаимодействие учителя и ученика при работе над проектом

1.Инструкция. Соедините определения.

Роль педагога на различных этапах проекта:

1. Консультирует

А. Должен придерживаться принципов, раскрывающих ситуацию проектной деятельности как ситуацию выбора.

2. Мотивирует

Б. Не указывает в оценочной форме на недостатки или ошибки в действиях учащегося, но провоцирует вопросы и размышления.

3. Помогает

В. Нацелено на получение информации, которая позволит учителю продуктивно работать во время консультации.

4. Наблюдает

Г. Не подсказывает даже в том случае, когда видит, что учащиеся неправильно выполняют.

1__; 2__; 3__; 4__

2.Инструкция. Дайте развернутый ответ

Действия ученика во время работы над проектом

1………..………………………………………………………………..…………………..…………...

2………..………………………………………………………………..…………………..…………...

3………..………………………………………………………………..…………………..…………...

4………..………………………………………………………………..…………………..…………...

5………..………………………………………………………………..…………………..…………...

#1048;нструкция. Закончите предложение.

Существенным моментом при организации проектной деятельности являются проекты

выполняются в группах в ходе проектной…………………………………………………………..

…………………………………………………………………………………………………………...

Тема Особенности осуществления проекта в начальной школе

#1048;нструкция. Допишите.

Сформированность у учащихся коммуникативных умений:

  1. умение спрашивать;
  2. умение управлять голосом;

  1. ………..………………………………………………………;

  1. ………..………………………………………………………

#1048;нструкция. Выберите верный вариант ответа.

Каким показателем является развитие мышления учащихся, определенная «интеллектуальная зрелость»:

  1. первым;
  2. вторым;
  3. третьим.

#1048;нструкция. Выберите верный вариант ответа.

Каким показателем является развернутая, содержательная, дифференцированная самооценка деятельности:

  1. первым;
  2. вторым;
  3. третьим;

#1048;нструкция. Допишите.

Проектные умения дифференцируют по уровням сложности

  1. базовый уровень;
  2. ………………………………………………….;
  3. высший уровень;

5.Инструкция. Заполните таблицу.

Этапы работы над проектом

Проектное умение

Уровни сложности

Базовый

Продвинутый

Высший

1

проблематизация

2

целеполагание

3

планирование

4

рефлексия и самооценка

Тема Презентация проектов

#1048;нструкция. Выберите верный вариант ответа.

Презентация (защита) проекта должна быть:

  1. непубличной;
  2. публичной;
  3. публичной, с привлечением как авторов, так и зрителей.

#1048;нструкция. Допишите.

Виды (формы) презентаций проектов:

  1. доклад, слайд-шоу, игра, стендовая презентация;
  2. концерт, литературный альманах, видеофильм;

  1. ………..………………………………………………………;

  1. ………..………………………………………………………

3.Инструкция. Дайте развернутый ответ

Критерии оценивания проекта

1………..………………………………………………………………..…………………..…………...

2………..………………………………………………………………..…………………..…………...

3………..………………………………………………………………..…………………..…………...

4………..………………………………………………………………..…………………..…………...

5………..………………………………………………………………..…………………..…………...

6………..………………………………………………………………..…………………..…………...

7………..………………………………………………………………..…………………..…………...

8………..………………………………………………………………..…………………..…………...

9………..………………………………………………………………..…………………..…………...

Тема Организация исследовательской деятельности младших школьников

#1048;нструкция. Выберите верный вариант ответа.

Какая форма предполагает массовое участие детей в проекте (одаренных и тех, кто не относится к этой категории):

  1. долговременные исследования;
  2. экспресс-исследования;
  3. кратковременные исследования.

#1048;нструкция. Выберите верный вариант ответа.

Вопрос «Что мне интересно?» позволяет определить:

  1. цель исследования;
  2. задачи исследования;
  3. тему исследования

3.Инструкция. Дайте развернутый ответ.

Методика проведения учебных исследований

1………..………………………………………………………………..…………………..…………...

2………..………………………………………………………………..…………………..…………...

3………..………………………………………………………………..…………………..…………...

4………..………………………………………………………………..…………………..…………...

5………..………………………………………………………………..…………………..…………...

#1048;нструкция. Допишите.

В любой работе как правильно выделяют:

  1. введение;
  2. ………………………………………………….;
  3. заключение;

#1048;нструкция. Впишите пропущенное слово.

Во введении необходимо………………………...…….. актуальность проблемы исследования.


Проверяемые результаты обучения по МДК Методическое обеспечение в начальном общем, компенсирующем и коррекционно-развивающем обучении

В результате освоения междисциплинарного курса обучающийся должен знать:

  • федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);
  • нормативные правовые акты, руководящие и инструктивные документы, регулирующие организацию и проведение мероприятий за пределами территории образовательной организации (экскурсий, походов и экспедиций);
  • содержание примерных основных и примерных адаптированных основных образовательных программ начального общего образования, методику обучения учебным предметам, курсам;
  • структуру примерных основных и примерных адаптированных основных образовательных программ начального общего образования, рабочих программ учебных предметов, курсов, а также учебно-методических комплексов по образовательным программам начального общего образования;
  • требования к структуре, содержанию и оформлению планирующей и отчетной документации, обеспечивающей преподавание в начальных классах и начальных классах компенсирующего и коррекционно-развивающего образования.

уметь:

  • осуществлять преподавание в условиях инклюзивного образования;
  • разрабатывать и реализовывать индивидуальные образовательные маршруты, индивидуальные программы развития и индивидуально-ориентированные образовательные программы с учетом личностных и возрастных особенностей обучающихся с сохранным развитием и ограниченными возможностями здоровья;
  • разрабатывать мероприятия по модернизации оснащения учебного кабинета, формировать его безопасную и комфортную предметно-развивающую среду;
  • разрабатывать и реализовывать рабочие программы учебных предметов, курсов на основе федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), примерных основных и примерных адаптированных основных образовательных программ начального общего образования;

разрабатывать и обновлять учебно-методические комплексы по программам начального общего образования, в том числе оценочные средства для проверки результатов освоения учебных предметов, курсов;

  • разрабатывать и обновлять учебно-методические комплексы по программам начального общего образования, в том числе оценочные средства для проверки результатов освоения учебных предметов, курсов;
  • участвовать в разработке и реализации программы развития образовательной организации в целях создания безопасной и комфортной образовательной среды;
  • разрабатывать и оформлять в бумажном и электронном виде планирующую и отчетную документацию в области преподавания в начальных классах и начальных классах компенсирующего и коррекционно-развивающего образования;

соблюдать правовые, нравственные и этические нормы, требования профессиональной этики в процессе преподавания в начальных классах и начальных классах компенсирующего и коррекционно-развивающего образования.

иметь практический опыт в:

  • развитии профессионально-значимых компетенций, необходимых для преподавания в начальных классах и начальных классах компенсирующего и коррекционно-развивающего образования;
  • систематическом анализе эффективности учебных занятий и подходов к обучению в начальных классах и начальных классах компенсирующего и коррекционно-развивающего образования;
  • разработке и реализации индивидуальных образовательных маршрутов, индивидуальных программ развития и индивидуально-ориентированных образовательных программ в процессе преподавания с учетом личностных и возрастных особенностей обучающихся с сохранным развитием и ограниченными возможностями здоровья;
  • разработке и реализации рабочих программ учебных предметов, курсов на основе федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), примерных основных и примерных адаптированных основных образовательных программ начального общего образования;
  • разработке и обновлении учебно-методических комплексов по образовательным программам начального общего образования, в том числе оценочных средств для проверки результатов освоения учебных предметов, курсов;
  • участии в разработке и реализации программы развития образовательной организации в целях создания безопасной и комфортной образовательной среды;

разработке и оформлении в бумажном и электронном виде планирующей и отчетной документации в области преподавания в начальных классах и начальных классах компенсирующего и коррекционно-развивающего образования.


Примерные вопросы к дифференцированному зачету по МДК Методическое обеспечение в начальном общем, компенсирующем и коррекционно-развивающем обучении

  1. Цель, задачи, содержание и направления деятельности методической службы
  2. Содержание и направления методической работы.
  3. Виды и формы организации методической работы.
  4. Государственно-общественные объединения учителей школы.
  5. Виды научно-методической работы учителя. Содержание методической работы
  6. Нормативно-правовая документация, регламентирующая деятельность учителя начальных классов и начальных классов компенсирующего и коррекционно-развивающего образования.
  7. Концептуальные основы и содержание программ начального общего образования.
  8. Учебно-методическая документация, регламентирующая деятельность учителя начальных классов и начальных классов компенсирующего и коррекционно-развивающего образования.
  9. Вариативные образовательные программы.
  10. Учебный план, рабочая программа, календарно-тематический план, поурочное планирование, отчетная документация педагога.
  11. Методика разработки УМК, методических пособий и рекомендаций.
  12. Адаптация имеющихся методических разработок с учетом вида образовательного учреждения и особенностей учащихся.
  13. Пути достижения образовательных результатов и способы оценки результатов обучения обучающихся с сохранным развитием и с ограниченными возможностями здоровья.
  14. Характеристика предметно-развивающей среды.
  15. Значение предметно-развивающей среды в организации обучения, воспитания и развития в современном образовательном учреждении.
  16. Принципы создания предметно-развивающей среды.
  17. Педагогические, гигиенические, специальные требования к созданию предметно-развивающей среды.
  18. Требования к учебно-методическому обеспечению кабинета, планированию и организации работы учебного кабинета.
  19. Перспективный план развития кабинета.
  20. Требования к ведению документации.
  21. Особенности современных подходов и педагогических технологий в области начального общего образования, в том числе компенсирующего и коррекционно-развивающего.
  22. Особенности инновационной деятельности учителя начальных классов и начальных классов компенсирующего и коррекционно-развивающего образования.
  23. Современные образовательные ресурсы в методической работе учителя начальных классов и начальных классов компенсирующего и коррекционно-развивающего образования.
  24. Источники, способы обобщения, представления и распространения педагогического опыта. Требования к оформлению результатов обобщения опытом.
  25. Процесс самовоспитания. Этапы и методы самовоспитания.
  26. Планирование деятельности педагога по самообразованию и самовоспитанию.
  27. Условия успешной самопрезентации. Оформление результатов выступления.
  28. Портфолио педагогических достижений. Виды и структура портфолио.


Список литературы

Основная литература

Буданова О.В. Теоретические и прикладные аспекты методической работы учителя начальных классов. Преподавание по программам начального общего образования. Учебное пособие (часть 2) / Буданова О.В. – М.: УЦ «Перспектива», 2016. – 232 с.

Дополнительная литература

Шашенкова Е. А. Методическое обеспечение процесса в начальной школе: учебное издание / Шашенкова Е. А., Никитина Э.К., Воробьева Н. А. - Москва : Академия, 2023. - 256 c.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПЕРЕЧЕНЬ заданий для проведения экзамена по ПМ.02 Организация внеурочной деятельности и общения младших школьников в начальных классах и начальных классах компенсирующего и коррекционно-развивающего образования Для студентов по специальности 050715 Корр

ПЕРЕЧЕНЬзаданий для проведения экзаменапо ПМ.02 Организация внеурочной деятельности и общения младших школьников в начальных классах и начальных классах компенсирующего и коррекционно-развивающего обр...

Лекция по теме "Учебно – методический комплекспо учебным дисциплинам учителя начальных классов и начальных классов компенсирующего и коррекционно-развивающего образования"

Рассматриваются такие вопросы, как:1. Что такое методическая деятельность?2. Виды методической деятельности.3. Виды методических умений.4. И другое....

Рабочая программа УП ПМ.01 Преподавание по программам начального общего образования

Рабочая программа учебной практики по профессиональному модулю 01 «Преподавание по программам начального общего образования» разработана на основе федерального государственного образовател...

Рабочая программа учебного предмета «Музыка» для 1 класса начального общего образования на 2022-2023 учебный год.

Рабочая программа учебного предмета "Музыка" для 1 класса начального общего образования на 2022 - 2023 учебный год....

Рабочая тетрадь. МДК 01.01 Организация обучения в начальных классах и начальных классах компенсирующего и коррекционно- развивающего образования

РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬМДК 01.01 Организация обучения в начальных классах иначальных классах компенсирующего и коррекционно-развивающего образованияпо ПМ.01 Преподавание по образовательным программамначальног...