Статья «Взаимодействие школы и семьи в воспитании будущего поколения»
статья

Усова Наталья Анатольевна

 В статье раскрывается взаимодействие  школы и семьи в воспитании будущего поколения, педагогический альянс школы и семьи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_usovoy_n.a._ssats_1.doc40.5 КБ

Предварительный просмотр:

Усова Наталья Анатольевна, преподаватель,

ОБПОУ «Советский социально-аграрный техникум  

имени В.М. Клыкова»

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ  ШКОЛЫ И СЕМЬИ В ВОСПИТАНИИ БУДУЩЕГО ПОКОЛЕНИЯ

Как показывают психолого-педагогические исследования, из всего многообразия окружающего мира, который так или иначе влияет на маленького ребенка, особое значение имеет семейное воспитание.

Однако, семья и семейное воспитание испытывают сегодня в России огромные трудности: усиливается расслоение семей по уровню доходов, разрушается традиционная структура семьи, нарушаются ценности устойчивой полной семьи как социальной нормы и другое. В целом это приводит к тому, что семья утрачивает свой потенциал по воспитанию детей.

Что же может предложить педагогика для преодоления таких трудностей семьи и повышения ее воспитательного воздействия?

Сам факт существования таких проблем подтверждает необходимость взаимодействия школы и семьи. Сегодня современные взаимоотношения школы и семьи должны обрести только форму педагогического альянса.  

Педагогический альянс – это союз двух субъектов воспитательного процесса, школы как института социального воспитания и семьи как института родительского воспитания. Интерес, ради которого заключается союз, –интересы ребенка и счастье его жизни.

Первый шаг навстречу партнеру делает педагог-профессионал, он протягивает руку для союза, потому что он знает, что может предложить семье в целях достойного воспитания их детей.  Объединяя свои педагогические усилия, учителя и родители должны хорошо знать те проблемы, над решением которых они должны работать совместно. Круг этих проблем довольно широкий и с некоторой долей условности их можно разделить на три основных группы:

-  к первой группе относятся проблемы, которые связаны с целями и содержанием образовательно-воспитательной работы школы и семьи;  

- ко второй группе отнесем проблемы методики стимулирования учащихся в семье к работе над своим личностным развитием и формированием;

- третью группу составляет проблема учета возрастных и индивидуальных особенностей учащихся в процессе семейного воспитания.

  В чем же заключается сущность решения этих проблем, и что должно учитываться в совместной работе школы и семьи?

Одной из существенных сторон совместной деятельности семьи и школы является единый подход к реализации целевых установок и повышению содержательности образовательно-воспитательной работы с учащимися. Семья должна помогать школе, готовить образованных и инициативных граждан нашей страны, формировать у них принципиальность и прогрессивные убеждения. Весьма важно, чтобы родители хорошо осознавали целевые установки воспитания, в основе которого лежит необходимость гражданского формирования личности, и обращали внимание не только на учебную работу детей, но и проявляли повседневную заботу об их трудовой подготовке, физическом, нравственном и эстетическом воспитании.

   Воспитание предполагает развитие и формирование творческих склонностей и способностей учащихся. Поддерживая связи с семьей, учителя имеют возможность глубже изучать интересы и увлечения детей и способствовать их развитию. В то же время школа нуждается в том, чтобы родители поощряли творческие занятия детей, с пониманием относились к интересам собственных детей. Тактика педагогического альянса – создание благоприятных условий для личностного развития и роста детей, организация активной жизни как жизни достойного человека, ведущего достойную жизнь «здесь и сейчас» (1,  76).

Оба партнера должны осознавать воспитательную стратегию и владеть тактикой взаимодействия. Диктат школы неуместен и бессмыслен, ибо не продуктивен. Но и представлять школу как учреждение, оказывающее «услуги» родителям, согласно их «заказу», тоже лишено социального, научного, профессионального смысла (2,  97). Заключенные альянсы, обладая общими сходными чертами, – как любой деловой союз – крайне индивидуальны в силу большого влияния конкретных обстоятельств: культура микросреды, менталитет микрорегиона, социальный статус семей, профессионализм педагогов и др. –  потому педагогическая тактика разнообразна и бесконечна в своей вариативности.

В альянсе школы и семьи непаритетные взаимоотношения: школа - институт профессиональный, в ней работают люди, обладающие педагогическим образованием, в то время как родители не имеют даже начальной педагогической подготовки, их искусство воспитания строится на базе любви, традиций, опыта, собственных воспоминаний детства. У данного партнерства совершенно особое основание – общая забота о развитии ребенка.

Педагогический альянс дееспособен, если выстраивается на базе общих руководящих положений – принципов, обоюдно принятых двумя сторонами, принцип соглашения, принцип сопряжения, принцип сопереживания, принцип сопричастности, принцип содеянности. Определение принципов должно быть исчерпывающим, таким, чтобы каждый предыдущий принцип обеспечивал реализацию последующего, а каждый последующий обогащал деятельность по реализации предыдущего и количество принципов должно быть минимальным, чтобы сознание легко могло быть ориентировано на одновременную реализацию всей системы принципов.

Таким образом, учитывая эти особенности, сотрудничество школы и семьи в форме педагогического альянса даст положительный результат в воспитании и обучении детей.

Литература

  1. Максимов, А. М. Как не стать врагом своему ребенку. Книга для детей и родителей, которые хотят быть вместе / А. М. Максимов. – Москва: Питер, 2015. – 221 с.
  2. Педагогика и психология родительства и семейного воспитания: учебное пособие / С. В. Бобрышов, Л. В. Суменко [и др.]. – Москва: Знание-М, 2020. – 368 с.        

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА КЛАССНОГО ЧАСА посвященного проведению месячника патриотического воспитания молодёжи «Наша память не зыблема, и подвиг их вечен, они ковали победу ради мирной жизни будущих поколений!!!»

В данной методической разработке представлена методика проведения классного часа посвященного проведению месячника патриотического воспитания  студентов ГБПОУ  КК «БАК» с использованием...

Роль семьи и брака в воспитании молодого поколения.

Среди многих аспектов проблемы формирования готовности молодежи к семейной жизни выделяется правильное понимание социальной роли семьи и брака в современном обществе, наличие гражданского правов...

эссе о роли семейных ценностей в воспитании подрастающего поколения

Содержание эссе содержит размышление педагога о роли семейных ценностей в воспитании и обучении подрастающего поколения. Формирование и развитие гражданственности и патриотизма необходимо начинать с с...

Духовный аспект нравственного воспитания подрастающего поколения. "Коридоры" взаимодействия.

Статья рассказывает о важности духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения, о роли создания воспитательного и образовательного пространства, механизмов взаимодействия с партнером, будь то...

КОНСПЕКТ УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ С ПРИМЕНЕНИЕМ ИКТ по ОБД.04 «Основы безопасности жизнедеятельности» ТЕМА: КУРЕНИЕ И ЗДОРОВЬЕ НАСТОЯЩЕГО И БУДУЩЕГО ПОКОЛЕНИЯ

Лекционное  занятие «Курение и здоровье настоящего и будущего поколения» разработано в соответствии с программой учебной дисциплины ОУД. ОБВ.08 Основы безопасности жизнедеятельности общеобразоват...

ДУХОВНО- НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ПОДРАСТАЮЩЕГО ПОКОЛЕНИЯ ЧЕРЕЗ ПРОЕКТНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ КОЛЛЕДЖЕ

В статье предпринята первая попытка обобщить собственные изыскания и опыт работы классного руководителя в проектной деятельности с позиции воспитателя. Статья будет интересна кураторам педагогических ...