Статья "Коммуникативные игры как средство развития социальных навыков у младших подростков"
статья
Аннотация в статье рассматриваются коммуникативные игры как средство развития социальных навыков младших подростков. Мы рассмотрим теоретические подходы к изучению коммуникативных игр как средства развития социальных навыков младших подростков общеобразовательной организации.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 21.86 КБ |
Предварительный просмотр:
Кутузова Анастасия Александровна
Иркутский региональный колледж педагогического образования
г. Иркутск, Россия
Руководитель: Шагуева Анна Николаевна, первая квалификационная категория.
Коммуникативные игры как средство развития социальных навыков у младших подростков
Аннотация в статье рассматриваются коммуникативные игры как средство развития социальных навыков младших подростков. Мы рассмотрим теоретические подходы к изучению коммуникативных игр как средства развития социальных навыков младших подростков общеобразовательной организации.
Ключевые слова: коммуникация, игры, подростковый возраст, младшие подростки, социальные навыки.
Введение
На пороге XXI века процесс социализации и развития социальных навыков оказались в центре внимания и исследования специалистов многих отраслей научного знания. Психологи, философы, социологи, педагоги рассматривают и изучают различные аспекты этого процесса, исследуют его механизмы, этапы и стадии. Социализация и приобретение социальных навыков рассматривается как процесс постепенного превращения младенца в полноценного члена семьи, группы, человеческого общества в целом; как процесс приобретения нового социального поведения.
Цель: изучить средства развития социальных навыков у младших подростков.
Задачи:
1. Изучить характеристику понятия и сущности развития социальных навыков младших подростков;
2. Методы и средство развития социальных навыков у младших подростков по средствам коммуникативных игр.
Основная часть
Д.Б. Эльконин - советский психолог и педагог, один из ведущих отечественных исследователей. Называет подростковым возрастом период 11–17 лет, основываясь на критерии смены ведущих форм деятельности. В своих работах он подразделяет его на два этапа:
1) младший подростковый возраст, он же средний школьный возраст (11–15 лет), когда веду щей деятельностью является общение;
2) старший подростковый возраст, соответственно, старший школьный возраст (15–17 лет), когда ведущей становится учебно-профессиональная деятельность [2, с.3].
Тем не менее, пределы подросткового возраста у каждого ребенка сугубо индивидуальны и не укладываются в четкие временные рамки.
Общение — это специфический человеческий способ организации деятельности [4, с.2]. Общение играет огромную роль в развитии младшего подростка, в становлении его как личности. Умение конструктивно общаться является одним из критериев социальной зрелости и залогом личной успешности. Под умением общаться понимается не только наличие языковых навыков как средства общения, но и сформированность умения продуктивного взаимодействия, наличия развитых коммуникативных и социальных умений и навыков.
Подростковый возраст - время, когда закладывается фундамент будущей жизни в обществе. От того насколько подростки успешно научатся выстраивать отношения с родителями, взрослыми, сверстниками, зависит их удовлетворенность профессиональной и личной жизнью в будущем.
Социализация — усвоение социальных норм и правил, адаптация в социальной среде, формирование собственных ценностей и [1, с.3]. Социальные навыки подростка — это навыки, позволяющие ему эффективно общаться с окружающими людьми в любом социальном контексте. Они необходимы каждому, кто хочет успешно функционировать в обществе. Особенно важно развивать социальные навыки у подростков, поскольку это помогает им установить полноценные отношения с окружающими людьми, проявлять доброту и сочувствие, а также добиваться успеха в школе и в жизни. Способность понимать окружающих людей в социальной среде и общаться с ними является очень важной задачей каждого современного подростка.
Социальные навыки относятся к категории межличностных умений, которые влияют на качество взаимоотношений подростка с обществом. Эти навыки применяются ежедневно при общении и взаимодействии с другими людьми: в прямом контакте, в небольших группах или в общественных мероприятиях. В свете характерных черт современного общественного развития, таких как информатизация и увеличение связей, люди с развитыми межличностными умениями часто достигают большего успеха не только в карьере, но и в личной сфере.
Люди с развитыми социальными навыками способны слушать и слышать, задавать вопросы, понимать язык тела, считывать социальные ситуации. Они также обладают способностями, связанными с эмоциональным интеллектом, умением понимать и управлять своими и чужими эмоциями.
Социальные навыки включают в себя несколько компонентов. Прежде всего, это умение эффективно общаться, включающее навыки вербальной и невербальной коммуникации, а также умение анализировать информацию, поступающую от собеседников, включая невербальные сигналы. Во-вторых, важен эмоциональный интеллект, который недавно стал активно развиваться в России. Он заключается в способности понимать и контролировать свои собственные эмоции, а также эмоции других людей. Третий аспект касается коллективной работы, где важно умение взаимодействовать с партнерами как во временных группах (например, в лагере для подростков), так и в постоянных (например, с классом или кружком учащихся). Четвертый элемент социальных навыков связан с навыками ведения переговоров, умением оказывать влияние и убеждать аудиторию. Другими словами, человек-переговорщик способен эффективно устанавливать отношения с людьми, обеспечивая взаимную выгоду для всех участников общения. Есть еще две ключевые компетенции, на которые следует обратить внимание: умение управлять конфликтами и способность принимать решения и решать проблемы. Последняя способность является крайне важной и сложной для развития, так как требует высокого уровня аналитических способностей и ответственности при взаимодействии в группе.
Игровая деятельность издавна привлекала внимание исследователей в области философии, психологии, педагогики и других наук о человеке. Между тем, в свете технических достижений современного информационного общества феномен игры приобрел немало различных оттенков и нюансов, заставляющих мыслителей постоянно его переосмысливать.
Игра — это определенный вид деятельности с правилами, целями и элементами развлечения. Имеются два основных типа игр:
1. Состязательные игры - в которых игроки или команды состязаются, соревнуются за то, чтобы первыми достичь цели.
2. В которых игроки и команды идут вместе к общей цели.
Коммуникативные игры являются эффективным средством развития социальных навыков младших подростков. Они позволяют участникам: практиковаться в различных видах общения (вербальном, невербальном, эмоциональном); развивать навыки слушания, установления контакта, эмпатии, решения конфликтных ситуаций; учиться выражать свои чувства и эмоции.
Игры для развития коммуникативных навыков у подростков включают следующие виды:
1. Игры на эффективную коммуникацию. Они служат для развития вербальных умений, преодоления скованности, развития общительности. Воспитывают согласованность действий при взаимодействии с партнёром, группой, командное мышление, чувство взаимопонимания, общения, дружеских отношений и другие социальные качества.
2. Игры для выявления лидера. Это социоадаптивные игры, позволяющие каждому ребёнку проявить индивидуальность, творчество, личные лидерские качества, получить внимание группы.
3. Игры для создания команды. В результате таких игр происходит обучение основам самореализации, выявление лидерства, развитие навыка самостоятельного принятия решения и ответственности, формирование социально продуктивных форм деятельности, умение организовать самостоятельную деятельность.
Коммуникативные игры могут проводиться в рамках различных образовательных программ, внеклассной деятельности, а также в семье. При выборе игр важно учитывать возрастные особенности детей, их интересы и потребности. Кроме того, коммуникативные игры могут способствовать развитию таких важных навыков, как: креативность, самостоятельность, стрессоустойчивость.
Заключение
Таким образом, коммуникативные игры являются эффективным средством развития социальных навыков младших подростков. Они помогают детям научиться эффективно общаться и взаимодействовать с окружающими, что является важным условием их успешной социализации и дальнейшего развития личности.
Литература
- Лебедева Е. И. Модель психического и макиавеллизм как факторы внутригрупповых отношений в подростковом возрасте // [Электронный ресурс]. –2023. URL:
- Скрынникова Н. В. Генезис представлений о социально-психологической адаптации в младшем подростковом возрасте [Текст]/ Н.В. Скрынникова – Краснодар: КиберЛенинка, 2020. – 14 с.
- Славутская Е. В. Факторный анализ взаимосвязи индивидуально-психологических и личностных характеристик младших подростков с уровнем школьной дезадаптации // [Электронный ресурс]. – 2013. URL:
- Овчинникова А.В. Подростки, испытывающие трудности в общении // [Электронный ресурс]. –2019. URL:
- Краса Е. А. Оценка учителями проблем школьной адаптации младших подростков с трудностями учебных коммуникаций // [Электронный ресурс]. –2023. URL:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дидактическая игра как средство развития фонематического восприятия детей дошкольного возраста
В пособии подобран комплекс игр и игровых упражнений, направленных на формирование фонематического восприятия детей дошкольного возраста.Данные игры направлены на узнавание и различение неречевых звук...

Деловая игра как средство развития профессиональных компетенций студентов
В настоящее время учебный процесс требует постоянного совершенствования, так как происходит смена приоритетов и социальных ценностей. Поэтому современная ситуация в подготовке специалистов требует кор...

Пальчиковые игры – как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста»
презентация: Пальчиковые игры-как средство развития детей младшего школьного возраста...

ИГРА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ ДОШКОЛЬНИКОВ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ В УСЛОВИЯХ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (выпускная квалификационная работа – магистерская диссертация)
ИГРА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ ДОШКОЛЬНИКОВ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ В УСЛОВИЯХ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (выпускная квалификационная работа – магистерская диссертация...
Ролевая игра как средство развития навыков диалогической речи у учащихся 4 класса на уроках английского языка
В настоящее время учителю необходимо выбрать эффективные методы обучения, которые в полной мере соответствуют поставленным целям, помогут сформировать мотивацию для изучения английского языка, обеспеч...
Тезисы "Виртуальный квест по математике как средство развития познавательных УУД у младших школьников"
Виртуальные квесты – это эффективный презентационный инструмент, с помощью которого появляется возможность провести увлекательный урок. Таким образом, виртуальный квест позволяет обучающимся при...

ВКР: Дидактическая игра как средство развития представлений о величине у старших дошкольников с задержкой психического развития
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"32204463","attributes":{"alt":"","class":"media-image","style":"height: 178px; width: 127px; float: left;"}}]]Уважаемые студенты, на мой взгляд, это ...
