Сенсорное развитие детей раннего возраста
материал
Сенсорное воспитание – это развитие восприятия ребенка и формирование его представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, запахе, вкусе и так далее. С восприятия предметов и явлений окружающего мира и начинается познание.
Сенсорное развитие является условием успешного овладения любой практической деятельностью. А истоки сенсорных способностей лежат в общем уровне сенсорного развития достигаемого в младшем дошкольном возрасте. Возраст раннего детства наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире. Обогащается сенсорный опыт ребенка посредством осязания, мышечного чувства, зрения, ребенок начинает различать величину, форму и цвет предмета.
Сенсорное воспитание на втором и третьем году жизни заключается, прежде всего, в обучении детей предметным действиям, требующим соотнесения предметов по их внешним признакам: величине, форме, положению в пространстве. Овладение знаниями о внешних свойствах предметов достигается путем соотнесения их между собой (так как на этом этапе дети еще не владеют эталонными представлениями).
Сенсорное воспитание детей раннего возраста осуществляется в тех формах педагогической организации, которые обеспечивают формирование сенсорных способностей как действенной основы общего развития ребенка - это специально организованная обстановка и режимные моменты.
В качестве средств сенсорного воспитания у детей раннего и младшего дошкольного возраста используются дидактические игры. Они учитывают возрастные, нравственные мотивы деятельности играющих, принцип добровольности, право самостоятельного выбора, самовыражение.
Основная особенность дидактических игр – обучающая. Соединение в дидактических играх обучающей задачи, наличие готового содержания и правила дает возможность воспитателю более планомерно использовать эти игры для сенсорного воспитания детей. Они создаются взрослыми в целях воспитания и обучения детей, но не открыто, а реализуются через игровую задачу. Эти игры способствуют развитию познавательной деятельности, интеллектуальных операций, развитию сенсорного опыта.
В работе по сенсорному развитию детей первой младшей группы мы используем игры в разные периоды режимных моментов - это и утреннее время, и перед обедом, когда помощник воспитателя накрывает столы к обеду, и в вечернее время.
Применяем дидактические игры для развития и понимания формы предметов, цвета и их эталоны:
покажи красный круг, зеленый квадрат, синий треугольник, желтый квадрат;
предлагаются разложенные на столе по две одинаковые геометрические фигуры разного цвета;
найди пару: красный квадрат, желтый круг, синий треугольник, зеленый квадрат.
Игра «Разные кружки для зайца и лисы»
Цель:
развивать представления о цвете и форме;
отобрать коврики для зайца и лисы;
правильно отобрать коврики и погрузить на машины соответствующих цветов.
Игра «Большие и маленькие мячики»
Цель:
учить различать цвет и величину (большой - маленький);
подобрать мячики для кукол по величине;
правильно подобрать мячи по цвету и величине.
Игра «Укрась бабочку»
Цель:
- Учить детей группировать по цвету.
- Закреплять знания о геометрической фигуре круг, о понятии много - один, большой - маленький.
Игра «Помоги мишутке найти свою тарелку»
Цель: - Учить детей сравнивать предметы по размеру (большой - маленький, сопоставлять их (маленькая тарелочка- маленькому мишутке, большая – большому медведю).
Игра «Куда мы бросили мяч»
Цель игры:
- Закрепить понятия: «близко», «далеко».
- Учить детей сравнивать предметы по размеру (большой и маленький мячи)
Игра «Угадай, где спрятали»
Цель игры:
Упражнять детей в умении ориентироваться в пространстве.
Изучив теоретические основы сенсорного развития детей раннего возраста посредством дидактических игр, можно сделать следующий вывод.
Процесс освоения окружающего мира в раннем возрасте происходит путем чувственного познания. Непосредственное чувственное восприятие окружающего мира составляет основу представлений. Полнота и точность этих представлений зависит от степени развития сенсорных процессов, которые обеспечивают отражение действительности, то есть развитости ощущения и восприятия. Дошкольный возраст – это возраст, когда складываются и развиваются сенсорные процессы. Сенсорное развитие – это процесс совершенствования ощущения и восприятия. Оно является условием успешного овладения любой практической деятельностью, поэтому сенсорное воспитание в этот период занимает важнейшее место.
В дидактических играх перед детьми ставятся или иные задачи, решение которых требует сосредоточенности внимания, умственного усилия, умения осмыслить правила, последовательность действий, преодолеть трудности. Они содействуют развитию у дошкольников ощущений и восприятий, формированию представлений, усвоению знаний.
В общей системе сенсорного воспитания детей раннего возраста в ДОУ дидактические игры решают учебные задачи. Кроме того, они – хорошая школа использования детьми полученного сенсорного опыта, представлений и знаний и, наконец, выполняют функцию контроля за ходом сенсорного воспитания.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 15.63 КБ |
Предварительный просмотр:
Сенсорное воспитание – это развитие восприятия ребенка и формирование его представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, запахе, вкусе и так далее. С восприятия предметов и явлений окружающего мира и начинается познание.
Сенсорное развитие является условием успешного овладения любой практической деятельностью. А истоки сенсорных способностей лежат в общем уровне сенсорного развития достигаемого в младшем дошкольном возрасте. Возраст раннего детства наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире. Обогащается сенсорный опыт ребенка посредством осязания, мышечного чувства, зрения, ребенок начинает различать величину, форму и цвет предмета.
Сенсорное воспитание на втором и третьем году жизни заключается, прежде всего, в обучении детей предметным действиям, требующим соотнесения предметов по их внешним признакам: величине, форме, положению в пространстве. Овладение знаниями о внешних свойствах предметов достигается путем соотнесения их между собой (так как на этом этапе дети еще не владеют эталонными представлениями).
Сенсорное воспитание детей раннего возраста осуществляется в тех формах педагогической организации, которые обеспечивают формирование сенсорных способностей как действенной основы общего развития ребенка - это специально организованная обстановка и режимные моменты.
В качестве средств сенсорного воспитания у детей раннего и младшего дошкольного возраста используются дидактические игры. Они учитывают возрастные, нравственные мотивы деятельности играющих, принцип добровольности, право самостоятельного выбора, самовыражение.
Основная особенность дидактических игр – обучающая. Соединение в дидактических играх обучающей задачи, наличие готового содержания и правила дает возможность воспитателю более планомерно использовать эти игры для сенсорного воспитания детей. Они создаются взрослыми в целях воспитания и обучения детей, но не открыто, а реализуются через игровую задачу. Эти игры способствуют развитию познавательной деятельности, интеллектуальных операций, развитию сенсорного опыта.
В работе по сенсорному развитию детей первой младшей группы мы используем игры в разные периоды режимных моментов - это и утреннее время, и перед обедом, когда помощник воспитателя накрывает столы к обеду, и в вечернее время.
Применяем дидактические игры для развития и понимания формы предметов, цвета и их эталоны:
покажи красный круг, зеленый квадрат, синий треугольник, желтый квадрат;
предлагаются разложенные на столе по две одинаковые геометрические фигуры разного цвета;
найди пару: красный квадрат, желтый круг, синий треугольник, зеленый квадрат.
Игра «Разные кружки для зайца и лисы»
Цель:
развивать представления о цвете и форме;
отобрать коврики для зайца и лисы;
правильно отобрать коврики и погрузить на машины соответствующих цветов.
Игра «Большие и маленькие мячики»
Цель:
учить различать цвет и величину (большой - маленький);
подобрать мячики для кукол по величине;
правильно подобрать мячи по цвету и величине.
Игра «Укрась бабочку»
Цель:
- Учить детей группировать по цвету.
- Закреплять знания о геометрической фигуре круг, о понятии много - один, большой - маленький.
Игра «Помоги мишутке найти свою тарелку»
Цель: - Учить детей сравнивать предметы по размеру (большой - маленький, сопоставлять их (маленькая тарелочка- маленькому мишутке, большая – большому медведю).
Игра «Куда мы бросили мяч»
Цель игры:
- Закрепить понятия: «близко», «далеко».
- Учить детей сравнивать предметы по размеру (большой и маленький мячи)
Игра «Угадай, где спрятали»
Цель игры:
Упражнять детей в умении ориентироваться в пространстве.
Изучив теоретические основы сенсорного развития детей раннего возраста посредством дидактических игр, можно сделать следующий вывод.
Процесс освоения окружающего мира в раннем возрасте происходит путем чувственного познания. Непосредственное чувственное восприятие окружающего мира составляет основу представлений. Полнота и точность этих представлений зависит от степени развития сенсорных процессов, которые обеспечивают отражение действительности, то есть развитости ощущения и восприятия. Дошкольный возраст – это возраст, когда складываются и развиваются сенсорные процессы. Сенсорное развитие – это процесс совершенствования ощущения и восприятия. Оно является условием успешного овладения любой практической деятельностью, поэтому сенсорное воспитание в этот период занимает важнейшее место.
В дидактических играх перед детьми ставятся или иные задачи, решение которых требует сосредоточенности внимания, умственного усилия, умения осмыслить правила, последовательность действий, преодолеть трудности. Они содействуют развитию у дошкольников ощущений и восприятий, формированию представлений, усвоению знаний.
В общей системе сенсорного воспитания детей раннего возраста в ДОУ дидактические игры решают учебные задачи. Кроме того, они – хорошая школа использования детьми полученного сенсорного опыта, представлений и знаний и, наконец, выполняют функцию контроля за ходом сенсорного воспитания.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к дипломной работе «Значение дидактических игр в развитие детей раннего возраста»
АКТУАЛЬНОСТЬ данной темы объясняется необходимостью организации эфективного взаимодествия воспитателя и ребенка в образовательной деятельности. Акцент на совместную деятельность воспитателя и детей, н...

Картотека игр по сенсорному развитию детей дошкольного возраста «Занимательная сенсорика» ( 2 младшая группа)
Картотека игр по сенсорному развитию детей....

Конспект занятия по сенсорному развитию детей раннего возраста.
Конспект занятия по сенсорному развитию детей раннего возрастаКонспект занятия по сенсорному развитию детей раннего возраста«Мишки в детском саду».Образовательные технологии: игровая, комм...

Дидактические игры как одно из средств сенсорного воспитания детей раннего возраста
Сенсорное воспитание служит основой познания мира. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной мере зависит от уровня сенсорного развития детей.Одна из задач дошкольно...

Консультация для воспитателей "Сенсорное воспитание детей раннего возраста".
Сенсорное воспитание детей раннего возраста.(консультация для воспитателей)...

Консультация для родителей. Развитие сенсорных способностей детей раннего возраста.
Развитие сенсорных способностей детей раннего возраста.(консультация для родителей)...

Презентация на тему сенсорное воспитание детей раннего возраста
Ведущим средством сенсорного воспитания детей раннего возраста является игра....