Дидактические игры по обогащению словаря
материал
Предварительный просмотр:
Дидактические игры по обогащению словаря
Для младшего дошкольного возраста
«Высокие башни»
Цель: тренируем память ребенка, активизация словаря.
Словарь: красный, зеленый, синий, желтый.
Ход: попеременно два ребенка выкладывают башню из кубиков, называя его цвет. Кто последний положил кубик, перед тем как башня разрушилась, тот и проиграл.
«Угадай игрушку»
Цель: формировать у детей умение находить предмет, ориентируясь на его основные признаки, описание.
Словарная работа: Мяч, круглый, кубик, квадратный.
Ход: на обозрение выставляются 3-4 знакомые игрушки. Воспитатель сообщает: он обрисует игрушку, а задача играющих, прослушать и назвать этот предмет.
Примечание: сначала указываются 1-2 признака. Если дети затрудняются 3-4.
«Кто больше увидит и назовет»
Цель: выделять и обозначать словом части предмета, его внешние признаки.
Сообщаем детям, что сегодня у них в гостях кукла Оля. Она любит, когда ее хвалят, говорят про нее. Сейчас они должны будут сказать, какое у Оли платье, какие носочки, туфельки, волосы, глаза. За каждый ответ Оля будет давать флажок. Флажки разноцветные. Кто первый соберет флажки всех цветов, тот и победит. Сами начинаем игру словами «У Оли светлые волосы». Получаем от куклы голубой флажок. Приглашаем детей продолжать. При затруднении напоминаем, о чем еще можно сказать, на-пример: «Скажи про Олины глаза, про носочки» и т. п. В ходе игры нужно следить, чтобы дети правильно согласовывали прилагательные с существительными в роде и числе.
«Что напутал Буратино?»
Цель: находить ошибки в описании и исправлять их.
В гости к детям приходит Буратино со своим другом Утенком. Буратино хочет показать, как он научился рассказывать. Рассказывает об Утенке, допуская ошибки и неточности в описании, например: «У Утенка синий клюв и маленькие лапы. Он кричит: «Мяу!» Дети должны заметить все неточности и ошибки и исправить их.
«Разложи картинки»
Цель: выделять начало и конец действия и правильно называть их.
Детям раздают по две картинки, изображающие два последовательных действия (девочка спит и делает зарядку; девочка обедает и моет посуду; девочка стирает и вешает белье сушиться). Ребенок должен сначала назвать первое действие и показать первую картинку, затем назвать второе действие и показать вторую картинку.
«Назови, что это, и скажи какой»
Цель: выделять объект и его основной признак в двух предложениях, связанных цепной местоименной связью.
Из коробки с игрушками дети вынимают по одной игрушке, называют и говорят, какая она, например: «Это мяч. Он круглый».
«Встань в круг»
Цель: составлять коллективное описание игрушки.
В комнату вносят новую игрушку. Дети берутся за руки и образуют круг, в центре которого игрушка. Первый играющий (вначале это взрослый) называет игрушку, например: «Это лошадка». Второй начинает описание: «Она серая». Третий продолжает описание. После того как описание будет закончено, дети водят хоровод вокруг игрушки.
«Кто знает, пусть продолжает»
Цель: составить рассказ по заданной схеме вместе со взрослым.
Взрослый начинает фразу, а дети ее заканчивают каждый по-разному.
Мама купила Алеше ... Она была ... Алеше захотелось ... Тут пришел ... Они стали ...
На клумбе росли ... Они были ... Таня взяла ... и стала ...
У Светы заболел ... Пришел ... Он ... Света ...
Решил щенок ... Тут пришел ... и спрашивает ... Щенок отвечает ... Тогда котенок сказал ... И стали они ...
«Поезд»
Цель: составлять коллективное повествование.
Детям говорят, что они будут вагончиками. Вагончики должны прицепиться друг к другу, но прицепиться сможет только тот, кто внимательно слушал, на чем остановился его товарищ, и правильно продолжил рассказ.
Взрослый. В лесу жил ...
1-й ребенок. Трусливый зайчик.
2-й ребенок. Один раз он пошел гулять.
3-й ребенок. Вдруг он увидел большую змею.
4-й ребенок. Зайчик испугался и убежал.
В качестве помощи детям взрослый повторяет последнее слово или всю фразу предыдущего ребенка, тем самым задерживая внимание очередного рассказчика на сюжетной линии. Если и в этом случае пауза затягивается, взрослый подсказывает начало следующей фразы. Дети, составившие рассказ, изображают поезд, который едет по комнате.
Для среднего дошкольного возраста
«Какие бывают иголки?»
Цель: дать детям представление о многозначном слове «игла», упражняться в подборе однокоренных слов, согласовывать существительные и прилагательные в роде, числе, падеже.
Игровой материал: фанты.
Воспитатель: «Вот иголка. Как ее можно назвать? – Швейные. Что этой иглой можно делать? – Шить, вышивать. Что шьют швейной иглой?
А какие еще иголки вы знаете? (Сосновые, еловые, медицинские). Чем похожи все иголки? (Они острые, тонкие, колючие).
Что делают медицинской иглой? (Укол).
Лежала между елками подушечка с иголками.
Тихонечко лежала, потом вдруг убежала.
- Ребята, где живет еж? Для чего ему нужны иголки? (Защищаться). От кого еж защищается?
- ответьте на мои вопросы: можно ли ежа погладить рукой? Почему нельзя вдеть нитку ежиную иголку?
- Закончите предложения: «Ты ежа не трогай лучше, потому что он… (колючий).
- Лиса лизнула ежа и …(укололась).
- У папы-ежа иголки длинные и толстые, а у ежат… (короткие и тонкие).
- Иглы на елке еловые, а на сосне… (сосновые).
«Назови части предмета»
Цель: обогащение словаря существительных, развитие умения соотносить предмет и его части.
Оборудование: картинки с изображением дома, грузовика, дерева, птицы и т. д.
Описание игры: в первом варианте игры детям дано задание по очереди рассмотреть картинки и назвать части изображенного предмета. Во втором варианте игры каждый ребенок получает карточку с рисунком. Необходимо рассмотреть рисунок, назвать его и рассказать из каких частей изображенный предмет состоит.
«Мяч бросай и слова называй»
Цель: расширении словарного запаса за счет употребления обобщающих слов, развитие внимания и памяти, умение соотносить родовые и видовые понятия.
Описание игры: называется обобщающие понятия: овощи, фрукты, ягоды, деревья и т. д. и бросается мяч поочередно каждому ребенку. Дети, возвращая мяч, называют относящиеся к этому обобщающему понятию предметы.
«Кто кем был или что чем было»
Цель: расширение словаря существительных и знаний об окружающем.
Описание игры: воспитатель задает детям вопросы. Кем или чем раньше был цыплёнок? (яйцом), лошадь (жеребёнком), лягушка (головастиком), бабочка (гусеницей), ботинки (кожей), рубашка (тканью), рыба (икринкой), шкаф (доской), хлеб (мукой), велосипед (железом), свитер (шерстью) и т.д.?
«Полслова за вами»
Цель: формировать словарь существительных.
Оборудование: мяч.
Описание игры: участники игры садятся в круг и перебрасывают друг другу мяч.
При этом бросающий громко говорит половину какого-нибудь слова; тот, кто ловит, должен назвать его вторую половину. Например, паровоз, телефон. Бросать мяч можно любому игроку. Отвечать нужно быстро. За каждую ошибку или задержку игрок выбывает из игры. Условия ее можно усложнить. Ведущий дает (говорит) половину слова каждому сидящему в круге ребенку. И каждый должен продолжить вторую половину. Не может - штрафное очко. Ведущий начинает говорить свою половину слова, например, «теле...»
«Бывает - не бывает».
Цель: расширение и закрепление активного словаря ребенка, развитие логического мышления.
Оборудование: мяч.
Описание игры: играющие встают в круг. Ведущий называет времена года. Например: «Лето». А затем, бросая мяч кому-нибудь из детей, называет явление природы. Например: «Ледоход». Ребенок, поймавший мяч, должен сказать, бывает такое или не бывает. Игра идет по кругу. Кто ошибся, выходит из игры. Варианты явлений природы.
«Кто больше знает вежливых слов?»
Цель: упражнять детей в произношении вежливых слов, активизировать словарь по данной теме.
Игровой материал: мяч.
Педагог предлагает узнать, кто больше всех знает вежливых слов и выражений.
Если ребенок отвечает правильно, то делает шаг вперед после ловли мяча. Выигрывает тот, кто первый дойдет до воспитателя.
«Кто больше скажет слов о мяче»
Цель: расширять и активизировать словарь признаков и действий. Игровой материал: мяч.
Воспитатель, бросая мяч ребенку, задает вопрос. Ребенок, возвращая мяч, называет слово-признак или слово-действие.
Мяч какой? (большой, круглый, резиновый, упругий, красивый, детский, спортивный, футбольный…).
Что умеет делать мяч? (Он умеет прыгать, скакать, кататься, плавать, летать).
«Что происходит в природе?»
Цель: закрепление употребления в речи глаголов, согласования слов в
предложении.
Ход: педагог, бросая мяч ребёнку, задаёт вопрос, а ребёнок, возвращая мяч,
должен на заданный вопрос ответить. Игру желательно проводить по темам.
Пример: Тема «Весна» педагог: -Дети: Солнце – что делает? - Светит, греет.
Ручьи – что делают? -Бегут, журчат. Снег – что делает? - Темнеет, тает.
Птицы – что делают? - Прилетают, вьют гнёзда, поёт песни. Капель – что
делает? -Звенит, капает. Медведь – что делает-Просыпается, вылезает из
берлоги.
«Кто может совершать эти действия?»
Цель: активизация глагольного словаря детей, развитие воображения,
памяти, ловкости. Ход: педагог, бросая мяч ребёнку, называет глагол, а
ребёнок, возвращая мяч, называет существительное, подходящее к
названному глаголу. Педагог: - Дети: Идёт-человек, животное, поезд,
пароход, дождь… Бежит-ручей, время, животное, человек, дорога… Летит птица, бабочка, стрекоза, муха, жук, самолёт… Плывёт-рыба, кит, дельфин,
лодка, корабль, человек…
«Лови да бросай – цвета называй»
Цель: подбор существительных к прилагательному, обозначающему цвет.
Закрепление названий основных цветов, развитие воображения у детей.
Ход: педагог, бросая мяч ребёнку, называет прилагательное, обозначающее
цвет, а ребёнок, возвращая мяч, называет существительное, подходящее к
данному прилагательному. педагог:-Дети: Красный -мак, огонь, флаг
Оранжевый -апельсин, морковь, заря Жёлтый -цыплёнок, солнце, репа
Зелёный-огурец, трава, лес Голубой -небо, лёд, незабудки Синий колокольчик, море, небо Фиолетовый -слива, сирень, сумерки
Для старшего и подготовительного дошкольного возраста
«Кто может совершать эти движения?»
«Кто и что — летит, бежит, ходит, плавает, лежит?»
Цель: активизация глагольного словаря детей, развитие воображения, памяти, ловкости.
Ход игры: Взрослый, бросая мяч ребенку, называет глагол, а ребенок, возвращая мяч, называет существительное, подходящее к названному глаголу.
Взрослый: Идет – Дети: - Человек, животное, поезд, пароход, дождь, снег, град, время, дорога; Бежит (Человек, животное, ручей, время); Летит (Птица, бабочка, стрекоза, муха, жук, комар, самолет, вертолет, ракета, спутник, время, телеграмма); Плывет (Рыба, кит, дельфин, лебедь, лодка, корабль, человек, облако).
«Из чего сделано?»
Цель: закрепление в речи детей употребления относительных прилагательных и способов их образования.
Методическое указание. Предварительно ребенку объясняется, что если какой-нибудь предмет сделан из дерева, то он деревянный, а если из железа, то он железный, и т. д. Затем проводится работа по картинкам, после чего можно закреплять данную тему в игре с мячом.
Ход игры. Взрослый, бросая мяч ребенку, говорит: «Сапоги из кожи», а ребенок, возвращая мяч, отвечает: «Кожаные». Взрослый: Рукавички из меха... Дети: меховые (Тазик из меди... Медный; Медвежонок из плюша... Плюшевый; рукавички из шерсти... Шерстяные; Стакан из стекла... Стеклянный; Ваза из хрусталя... Хрустальная). Можно предложить детям составить предложения с данными словосочетаниями. Например: У Маши есть плюшевый мишка.
«Что бывает круглым?»
Цель: расширение словаря детей за счет прилагательных развитие воображения, памяти, ловкости.
Ход игры. Перебрасывая мяч детям различными способами, взрослый задает вопрос, на который ребенок, поймав пи мяч, должен ответить, после чего вернуть мяч. Взрослый, в свою очередь, перекидывает мяч следующему ребенку, ожидая ответа от него.
1. Что бывает круглым? (Мяч, шар, колесо, солнце, луна яблоко, вишня...)
2. Что бывает длинным? (Дорога, река, веревка, нитка лента, шнур...)
3. Что бывает высоким? (Гора, дерево, человек, сто. дом, шкаф...)
4. Что бывает зеленым? (Трава, деревья, кусты, кузнечики, платье...)
5. Что бывает холодным? (Вода, снег, лед, роса, иней камень, ночь...)
6. Что бывает гладким? (Стекло, зеркало, камень, яблоко...)
7. Что бывает сладким? (Сахар, конфеты, пирожки торты, вафли...)
8. Что бывает шерстяным? (Платье, свитер, варежки перчатки, шапка...)
9. Что бывает колючим? (Еж, роза, кактус, иголки, ель проволока...)
10. Что бывает острым? (Нож, шило, стекло, ножницы кинжал, клинок...)
11. Что бывает легким? (Пух, перо, вата, снежинка).
12. Что бывает глубоким? (Канава, ров, овраг, колодец река, ручей...)
«Лишнее слово»
Цель: развитие слухового внимания детей, обогащение словаря и уточнение значений слов.
Ход игры: Взрослый объясняет ребенку, что будет произносить слова, а он должен назвать лишнее слово и объяснить свой выбор.
Лексический материал (например):
шуба, сапоги, свитер, юбка, брюки.
зима, весна, ноябрь, лето, осень.
белка, заяц, медведь, синица, еж.
шуба, шарф, панама, варежки. И т.д.
«Я знаю много названий»
Цель: закреплять обобщенное значение слов. Ход игры: Воспитатель начинает, а дети продолжают. «Я знаю много названий зверей: заяц, медведь…цветов: мак, роза…овощей: морковь, репа… насекомых: комар, оса… и т.д.
«Подбор прилагательных»
Цель: активизация словаря детей, пополнение словаря признаками предмета, развитие внимания. Эта игра интересна детям любого возраста, имеет несколько степеней сложности игры: малышам необходим наглядный единичный образ, старшим детям — словесный и не менее 2—3 образов.
Ход игры: ведущий показывает игрушку, картинку или называет слово, а участники по очереди называют как можно больше признаков, соответствующих предложенному объекту. Выигрывает тот, кто назовет для каждого из предъявленных предметов как можно больше признаков.
Например, "собака" — большая, лохматая, добрая, веселая, охотничья, старая и т. п.
«Узнавание»
Цель: активизация словаря детей, развитие внимания.
Ход игры: узнать предмет, объект по группе прилагательных, эпитетов или по группе слов-действий. Предлагаемые в качестве исходной опоры слова должны быть связаны с чувственным и практическим опытом ребенка.
Например, "зеленая, кудрявая, стройная, белоствольная" — береза; "сверкает, землю согревает, тьму разгоняет" — солнце.
«Добавь слово»
Цель: развивать память, умение классифицировать предметы по группам и может проводиться в разных вариантах.
Ход игры: Вариант 1. Взрослый начинает игру: "В корзину я положил яблоки". Ребенок продолжает, повторяя все сказанное ранее и добавляя свое слово, соответствующее названному первым участником игры: "В корзину я положил яблоки и лимоны". Следующий играющий повторяет предложение и добавляет слово от себя. И так далее.
Вариант 2. Добавление слов осуществляется на основе заданной буквы Например: "В корзину я положил арбуз, ... ананас, ... абрикос, ... апельсин" .
«Подбери словечко»
Цель: развитие навыков словообразования, подбор родственных слов.
Например, пчела – пчёлка, пчёлочка, пчелиный, пчеловод, пчёлы и т.д.
«Похожие слова»
Цель игры: расширение словаря синонимов, развитие умения определять
схожие по смыслу слова
Ход игры: называем ребёнку ряд слов, и просим определить, какие два
из них похожи по смыслу и почему. Объясняем ребёнку, что похожие
слова — это слова-приятели. А называют их так, потому что они похожи
по смыслу.
Например: приятель —друг —враг;
грусть —радость —печаль;
еда —очистки —пища;
труд —завод —работа;
танец —пляска —песня;
бежать —мчаться —идти;
думать —хотеть —размышлять;
шагать —сидеть —ступать.;
«Скажи по- другому»
Цель: закрепление в употреблении в речи синонимов
Вкусный … аппетитный, лакомый
Пища … кушанье, снедь, еда, яства
Гостеприимный … радушный, хлебосольный
«Объясни значение»
Цель: закрепление в разъяснении фразеологизмов
Не в своей тарелке – в плохом настроении, плохо себя чувствует.
Съесть пуд соли – хорошо узнать друг друга.
Скатертью дорога – уходи, без тебя обойдёмся.
Мутить воду – сбивать с толку, вводить в заблуждение.
«Мои действия»
Цель: закрепление в названии действия предмета.
Я могу (что делать): обувать, обуваться, разуваться, носить, ремонтировать,
промокать, покупать, продавать;
Завязывать, развязывать (шнурки, застёгивать, расстёгивать (молнию,
чистить.
«Я один»
Цель: закрепление в названии имён существительных в единственном числе.
Один – ботинок, туфель, сапог, галош, валенок, шлёпанец, чешек…
«Что происходит в природе?»
Цель: закрепление употребления в речи глаголов, согласования слов в
предложении.
Ход: педагог, бросая мяч ребёнку, задаёт вопрос, а ребёнок, возвращая мяч,
должен на заданный вопрос ответить.
Игру желательно проводить по темам.
Пример: Тема «Весна»
педагог: - дети:
Солнце – что делает? - Светит, греет.
Ручьи – что делают? - Бегут, журчат.
Снег – что делает? - Темнеет, тает.
Птицы – что делают? - Прилетают, вьют гнёзда, поёт песни.
Капель – что делает? - Звенит, капает.
Медведь – что делает? - Просыпается, вылезает из берлоги.
«Кто как передвигается?»
Цель: обогащение глагольного словаря детей, развитие мышления, внимания,
воображения, ловкости.
Ход: педагог, бросая мяч каждому ребёнку, называет какое-либо животное, а
ребёнок, возвращая мяч, произносит глагол, который можно отнести к
названному животному.
педагог: - дети:
Собака - стоит, сидит, лежит, идёт, спит, лает, служит (кошка, мышка…)
«Горячий – холодный»
Цель: закрепление в представлении и словаре ребёнка противоположных
признаков предметов или слов-антонимов.
Ход: педагог, бросая мяч ребёнку, произносит одно прилагательное, а
ребёнок, возвращая мяч , называет другое – с противоположным значением.
педагог: - дети:
Горячий – холодный.
Хороший – плохой.
Умный – глупый.
Весёлый – грустный.
Острый – тупой.
Гладкий – шероховатый.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Обогащение словаря младшего школьника в процессе изучения темы "Имя прилагательное"
"Обогащение словаря младшего школьника в процессе изучения темы "Имя прилагательное"...

Дидактические игры и лексические упражнения как средство развития словаря детей 4-5 лет
Выпускная квалификационная работа по теме "Дидактические игры и лексические упражнения как средство развития словаря детей 4-5 лет"...

ВКР: Художественная литература как средство обогащения словаря детей среднего дошкольного возраста
В ВКР раскрыто содержание опытно – экспериментальной работы по обогащению словаря детей среднего дошкольного возраста в процессе использования художест...

ВКР: Дидактическая игра как средство формирования словаря детей среднего дошкольного возраста
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"32204463","attributes":{"alt":"","class":"media-image","style":"height: 178px; width: 127px; float: left;"}}]]...

Формы работы по активизации и обогащению словаря детей старшего дошкольного возраста
Формы организации занятий по активизации и обогащению словаря детей старшего дошкольного возраста...

«Обогащение словаря детей старшего дошкольного возраста посредством чтения художественной литературы»
Методы и приемы обогащения словаря детей старшего дошкольного возраста посредством чтения художественной литературы....

дидактические игры на активизацию словаря дошкольника (3-4 года)
Картотекадидактических игр НА АКТИВИЗАЦИЮ СЛОВАРЯ И РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ (вторая группа раннего возраста)...
