Развитие речи
материал
Технологическая карта занятия для старшего возраста
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 63.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта занятия
ФИО студентки: Погорелова Дарья Сергеевна
Дата проведения: 15.10.2025
Учреждение: МБДОУ "Детский сад "Колокольчик" Каменского района
Образовательные области: социально – коммуникативное, познавательное развитие
Тема занятия: «Рассказ «Ежи»»
Воспитатель: Землянская Лариса Петровна
Возрастная группа: старшая группа
Вид занятия: развитие речи
Цель занятия: составление рассказа по картине «Ежи» в старшей группе посредством беседы, интерактивной игры с использованием ИКТ оборудования, элементов продуктивной деятельности.
Задачи занятия:
Образовательная: учить составлять рассказ по картине, используя имеющиеся у детей знания о жизни ежей;
Воспитательная: воспитывать отзывчивость, доброжелательность, желание общаться и играть со взрослым и сверстниками, заботливое отношение и любовь к природе; формировать умение работать в коллективе; создать радостную и теплую атмосферу в группе.
Развивающая: развивать связную речь, умение подбирать действия и признаки, словесно-логическое мышление, зрительное внимание, наблюдательность, мелкую и общую моторику, инициативность, координацию движений, самостоятельность, связную речь, творческое воображение, мышление.
Дополнительные задачи: формировать умение грамотно формулировать предложения.
Планируемый результат занятия: дети активно занимаются словотворчество, высказывают свою точку зрения с эмоциональной окраской, рассуждают, активно и доброжелательно взаимодействует с педагогом и сверстниками в решении игровых и познавательных задач.
Подготовительная работа: просмотр мультфильма про ежей, чтение художественной литературы, рассматривание на ФЦКМ внешний вид ежа.
Материалы и оборудование: игра на ИКТ-оборудовании, мольберт, клей, картинки,
№ | Этапы, продолжительность | Задачи этапа | Деятельность педагога | Методы, формы, приемы | Предполагаемая деятельность детей | Планируемые результаты |
1. | Организационно-мотивационный этап | Переключение внимания детей на предстоящую деятельность. Настроить детей на работу. Приветствие. | Здравствуйте, ребята. Давайте поприветствуем друг друга. Порадуемся солнцу и птицам, А так же улыбчивым лицам. И всем, кто живет на этой планете, «Доброе утро» скажем взрослым и детям. | Словесный (беседа) | Становятся в круг. Приветствуют. Отвечают на вопросы. | Подготовка к предстоящей деятельности. Изучение темы |
2. | Основной этап | |||||
2.1. | Этап постановки проблемы | Поставить проблему занятия. | Ребята, сейчас у нас осень, все животные готовят к зиму, а вот ежикам совсем ничего не досталось. Грибов в этом году выросло очень мало, я предлагаю порадовать наших ежей и помочь им. Как мы можем помочь им? Что нам для этого понадобиться? | Словесный (беседа о проблеме) | Отвечают на вопросы целыми предложениями | Восприятие материала. |
2.2. | Этап ознакомления с материалом | Знакомство детей с материалом и закрепление того, как с ним обращаться. Снять напряжение. | - Ребята, какое сейчас время года? (осень) - Как называется осенний месяц? (октябрь) - Помните, как хорошо было, когда мы могли купаться, загорать, ходить в лес за ягодами, собирать цветы, травы. О каком времени я говорю? (лето). Ребята, однажды летом я гуляла в лесу и услышала шорох под ногами, я посмотрела вниз повнимательнее, и увидела….А кого (что) я увидела отгадайте загадку: СЕРДИТЫЙ НЕДОТРОГА ЖИВЕТ В ГЛУШИ ЛЕСНОЙ ИГОЛОК ОЧЕНЬ МНОГО, А НИТКИ НЕ ОДНОЙ. (ЁЖ) - Как вы догадались, что это еж? (дети обосновывают ответ). Ежи — ночные животные и охотятся преимущественно в темное время суток. Ёжики в дикой природе — всеядные животные, их рацион формируется в зависимости от сезона, доступности пищи и местности обитания. Ежи едят как животных, так и растения. Также в рацион входят:
Растения
Гимнастика для глаз «Осенний лес» Вот стоит осенний лес! (Поворот головы) В нем много сказок и чудес! (Круговые вращения глаз) Слева - сосны (глаз влево, справа - дуб (глаз вправо). Дятел сверху тук да тук (глаза вверх-вниз) Глазки ты закрой – открой – и картина пред тобой! Демонстрация слайда - Сегодня мы с вами будем учиться составлять рассказ по этой картине. Вы сами придумаете для нее название. Как можно назвать эту картину? (Ежата на прогулке, Семья ежей, Ежи). Давайте составим рассказ по этой картине. : «В теплый летний день ежиха вывела ежат на прогулку к пню». Это лето? Не ошиблась ли я? А вдруг это осень? А в лес ли вывела ежиха ежат? (дети объясняют). Педагог повторяет первую фразу рассказа и добавляет фразу-связку, дающую детям ориентир, что рассматривать и о чем рассказывать: «Ежата разбежались по лесу и каждый нашел себе занятие, не так ли? Вот и расскажите об этом». Д: Один ежонок, увидел бабочку и захотел с ней поиграть. В: Да, правильно, и хоть ежонок маленький, он не испугался бабочки. Потому что ежонок какой? (смелый, храбрый) Д: Другой ежонок нашел улитку и, думает, что с ней делать. В: Какой характер у такого ежонка? (ловкий, шустрый, любопытный) Д: Третий ежонок нюхает травку, наверное, он ищет воды, чтобы попить. ОБОБЩЕНИЕ: Каждый ежонок нашел для себя занятие. Один ежик нюхает травку, потому что ищет воду. Другой ежик смелый и любопытный (смотрит на улитку) и думает можно ее съесть или нет. Третий ежик храбрый увидел бабочку, и хочет с ней поиграть. Педагог обращает внимание детей на ежиху и ежа и просит рассказать о них. Д: Папа еж спит рядом. Д: Ежиха смотрит на ежат. В: Почему она наблюдает за ежатами. (волнуется, заботится) В: можно сказать, что ежиха заботливая, внимательная мама. В. Почему спит папа еж (он пришел с охоты, устал) ОБОБЩЕНИЕ: Ежиха внимательная, заботливая мама. Она наблюдает за ежатами. Чтобы с ними не случилась беда. Папа еж отдыхает он пришел с охоты - Теперь нам осталось закончить наш рассказ. Закончить рассказ можно словами о том, как себя чувствуют ежи в лесу. «Хорошо ежам гулять в лесу. Здесь их дом». | Словесный (беседа, рассказ) | Принимают активное участие. | Выполнение работы (ответы на вопросы) |
2.3. | Этап практического решения проблемы | Практическое выполнение. | Физкультминутка «На водопой» - Ребята, ежи – это какие животные? (дикие). А ведь в лесу кроме ежей живет много других диких животных со своими детенышами. Я предлагаю вам немного отдохнуть и поиграть в игру «На водопой» Жарким днем лесной тропой Звери шли на водопой. За мамой-лосихой топал лосенок За мамой-лисицей крался лисенок, За мамой-ежихой катился ежонок, За мамой-медведицей шел медвежонок, За мамою-белкой скакали бельчата, За мамой-зайчихой косые зайчата, Волчица вела за собою волчат. Все мамы и дети напиться хотят – У нас уже получилось составить рассказ о ежатах, мы рассказали и о ежихе и еже, как чувствуют себя ежи в лесу. А теперь давайте расскажем обо всех вместе. 1. Вначале вы расскажите с кем, в какое время года и где происходит действие. 2. Чем занимается каждый ежонок (какие у ежат характеры). 3. Потом расскажите про ежиху и ежа (ее занятие, ее характер). 4. В конце, расскажите о том, как чувствуют себя ежи (почему). -Не забывайте в своем рассказе включать такие слова, как колючий, любопытный, заботливая, внимательная., охотиться… Заслушивается ответ 2-3 детей. Воспитатель помогает начать: «В теплый летний день…» - У вас получился замечательный рассказ. | Словесный (беседа, рассказ) Наглядный метод ( картинки профессий) | Деятельность детей. Физминутка | Выполнение работы (игра) |
3. | Заключительный этап | Подведение итогов. Рефлексия. | - Молодцы! Мы с вами справились со всеми заданиями. С каким настроение вы покидаете занятие? Что вам понравилось больше всего? Что показалось вам самым трудным? | Словесный метод (беседа) Наглядный (солнышки) | Подводят итог занятия | Подведение итогов. Рефлексия. |
Воспитатель: Методист: Студент:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие творческих способностей студентов на уроках по освоению МДК 03.02 Теория и методика развития речи у детей
В статье транслируется опыт формирования творческих способностей студентов дошкольного отделения на уроках по развитию речи, раскрываются виды деятельности творческого характера, приемы мотивации твор...

Исследовательский проект по развитию речевого слуха и развитию речи «НАСТОЯЩИЙ ДРУГ»
Исследовательский проектТема: «Настоящий друг»Авторы проекта: учащиеся 3а класса КОУ «Сургутская школа-детский сад для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»Предме...
Консультация по развитию речи в старшем дошкольном возрасте на тему: "Моделирование, как средство совершенствования связной речи у детей старшего дошкольного возраста".
Моделирование - одно из наиболее эффективных приемов для совершенствования связной речи детей старшего дошкольного возраста....

План – конспект занятия по МДК 03.02. "Теория и методика развития речи у детей" тема: «Методика развития речевого слуха, дыхания, голоса и дикции»
В предствленном плане конспекте по МДК 03.02 "Теория и методика развития речи у детей" по теме "Методика равзития речевого слуха, дыхания, голоса и дикции" для студентов 3 курса пе...

Технологическая карта непосредственно образовательной деятельности по образовательной области «Познавательное развити». Раздел "Развитие речи" Средняя группа.
Конспект занятия...
Методическая разработка внеучебного мероприятия по МДК 03.02.01 Теория и методика развития речи детей специальность 44.02.01 Дошкольное образование Конкурс проектов «Актуальные вопросы развития речи дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО»
Основная цель данного мероприятия - совершенствование компетентности обучающихся по актуальным вопросам развитии речи дошкольников в проектной деятельности....
Открытый урок по письму и развитию речи на тему " Значение глагола в речи" 8 класс
Данный урок письма и развития для учащихся 8 класса коррекционной школы.Основная цель урока: формирование умения грамотно использовать в речи глаголы.Повторить изученное о признаках глагола, вопросах,...
