Физкультурно-оздоровительная работа в детском оздоровительном лагере
методическая разработка

Миронов Алексей Геннадьевич

Физкультурно-оздоровительная работа в детском оздоровительном лагере

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл fizkultmassovaya_rabota_v_ozdorovitelnom_lagere.docx28.64 КБ

Предварительный просмотр:

Физкультурно-оздоровительная работа в детском оздоровительном лагере

1.Методы и средства организации занятий по физическому воспитанию

Метод - способ, путь

СЛОВЕСТНЫЙ (рассказ), НАГЛЯДНЫЙ (показ)

ПРАКТИЧЕСКИЕ:

-Строго регламентированного УПРАЖНЕНИЯ

-ИГРОВОЙ –основной метод при работе с детьми 

-СОРЕВНОВАТЕЛЬНЫЙ

 СРЕДСТВА - за счет чего происходит тренировка? Например: отжимание, подтягивание, работа со штангой, тренажер, кросс, игра и т.п..

Изменяя объем (дистанцию, время, количество повторений, вес снарядов и т.п) и темп выполнения упражнений мы изменяем тренировочную нагрузку спортсмена. 

Проводить занятие по физическому воспитанию можно используя следующие методы организации группы:

-ФРОНТАЛЬНЫЙ (вся группа выполняет одно и тоже задание,

-ГРУППОВОЙ (группа делится на подгруппы у каждой, из которой свое задание)

-ПОТОЧНЫЙ (упражнения выполняются поочередно один за другим)

-КРУГОВОЙ (работа с переходом по «станциям» с определенными упражнениями»)

-ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ( индивидуальная работа ТРЕНЕР-УЧЕНИК)

Особенности использования метода

СТРОГО РЕГЛАМЕНТИРОВАННОГО УПРАЖНЕНИЯ.

 Ученик, по заданию учителя, выполняет определенное упражнение сохраняя темп, объем и структуру движения.

  Данный метод позволяет достаточно точно нормировать нагрузку, управлять ею по ходу выполнения упражнения, позволяет выполнять упражнение с заданными интервалами и темпом, что обеспечивает строгое управление эффектом тренировочного процесса.

  При использовании метода «строго регламентированного упражнения» ,в зависимости от поставленных задач, упражнения могут выполняться как без отягощения (кросс, плавание ,гимнастические и акробатические упражнения и.т.п),так.и.с.использованием.собственного.веса(подтягивание,канат,

выпрыгивание и т.п.),а так же с использованием различных отягощений (гантели, штанга, канат, вес партнера, работа с резиновыми амортизаторами и на различных тренажёрах и т. п.)

  Выполнение упражнений может выполняться с различным отягощением, в разном темпе и с различными интервалами отдыха.

Проводить занятие по физическому воспитанию можно используя следующие методы организации группы:

-ФРОНТАЛЬНЫЙ (вся группа выполняет одно и тоже задание,

-ГРУППОВОЙ (группа делится на подгруппы у каждой, из которой свое задание)

-ПОТОЧНЫЙ (упражнения выполняются поочередно один за другим)

-КРУГОВОЙ (работа с переходом по «станциям» с определенными упражнениями»)

-ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ (индивидуальная работа ТРЕНЕР-УЧЕНИК)

Отрицательной особенностью метода упражнений является монотония выполнения упражнений, что отрицательно сказывается на желании тренироваться, особенно у детей.

Что бы исключить монотонную работу необходимо как можно чаще менять упражнения, переключать внимание детей и применять ИГРОВОЙ и СОРЕВНОВАТЕЛЬНЫЙ методы.

 ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИГРОВОГО МЕТОДА

ИГРОВОЙ метод—основной метод для работы с детьми.

Средствами использования игрового метода в зависимости от поставленной задачи тренировки могут быть: Различные подвижные игры, игры с элементами техники и тактики ИВС, спортивные игры, часто по упрощенным правилам и т.п.

Главные преимущества использование игрового метода: 

-ВЫСОКАЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОСТЬ тренировки, что позволяет сохранить интерес спортсмена к занятиям.

-РАЗВИТИЕ ПРАКТИЧЕСКИ ВСЕХ ДВИГАТЕЛЬНЫХ КАЧЕСТВ в зависимости от поставленных тренером задач.

Например: Для развития силы-после каждого забитого мяча команда пропустившая, мяч, отжимается. опр. количество раз, приседает, выпрыгивает и т.п. Для развития выносливости –игра до забитого мяча после окончания основного времени и т.п.

-ВОЗМОЖНОСТЬ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ТЕХНИЧЕСКОЙ и ТАКТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ СПОРТСМЕНА в ИГРОВОЙ ФОРМЕ.

Игровой метод, в зависимости от поставленных тренировочных задач, может быть использован в любой части занятия ,как в подготовительной ,так и в основной или заключительной.

Однако в подготовительной части занятия не следует давать слишком длительную игру.

Играть можно по определенному времени, до определенного количества забитых мячей и т.п.

Для поддержания интереса к игре, в случае деления на команды, необходимо соблюдать следующие правила:

-Команды, по возможности , должны быть примерно одинаковыми по силам и количеству игроков.

 Для этого существуют несколько основных вариантов деления:

1.Расчет на 1-2(1-3,4 если очень большое количество спортсменов) 2.Назначение тренером капитанов из сильнейших игроков, которые по очереди набирают себе команды.

3.  «Сговариваясь» и т.п.

Если число игроков в командах разное, то тренер либо дает команде «фору», либо усиливает команду, находящуюся в меньшинстве, более сильными игроками и т.п.

 Игру следует завершить. как только интерес к ней у детей ослабнет.

Если тренер ставит задачу воспитания выносливости или волевых качеств спортсменов можно изменить условия игры. Например, после окончания основного времени игры, игра до 1(2-3) забитых мячей и т.п.

ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СОРЕВНОВАТЕЛЬНОГО    МЕТОДА

Соперничество, процесс состязания заложен в самой природе человека, особенно ребенка. Используя соревновательный метод, тренер может добиться высокой эмоциональности тренировки, умения спортсмена «выкладываться» на полную, научится работать в команде.

 Соревнования необходимы для совершенствования любого спортсмена.

Рационально организованный процесс состязания, причем не только с соперниками, но с самим собой позволяет существенно повысить спортивный результат, создает мощный стимул к развитию спортсмена.

 Кто быстрее залезет на канат? Кто больше подтянется? Вчера я проплывал 100 метров за одно время, а сегодня быстрее!

Применение ЭСТАФЕТ в совершенствовании физической подготовки.

Особенности эстафет:

- Высокая эмоциональность. Соревнуясь в команде, каждый участник должен показать свой максимальный результат.

-Можно развивать практически все физические качества

-В зависимости от поставленных задач, можно применять в любой возрастной группе и любой части тренировки.

Основные правила проведения эстафет.

Учитель должен:

 1) продумать задания каждого этапа эстафеты (обычно 5-7 заданий)

2) подготовить необходимый инвентарь

3) определить и обозначить дистанцию (обычно, 15-25 метров, начало и конец дистанции могут  обозначаться линией, скакалкой, усеченным конусом, набивным мячом и т.п.

 НЕЛЬЗЯ ИСПОЛЬЗОВАТЬ ПРЕДМЕТЫ КОТОРЫЕ МОГУТ  ТРАВМИРОВАТЬ СПОРТСМЕНОВ.

Например, гиря, острая палка, и т.п.

4) Разделить спортсменов на команды, обычно по 5-7 человек. Если спортсменов в группе много (более 15- ти), то лучше создать 3-4-5 команд, чтобы увеличить моторную плотность занятия (уменьшить простой учащихся)

Если не получается равных по количеству команд, то направляющий меньшей команды выполняет задание 2 раза, в начале и конце эстафеты.

5) Определить передачу «эстафеты» следующему участнику (касание рукой, передача предмета, мяча, скакалки и т.п.)

6) Определить порядок окончания прохождения дистанции командой (обычно поднятые вверх руки)

6) Определить правила подсчета очков для определения победителей в общем зачете.

Для поддержания интереса к занятиям необходимо использовать и чередовать все методы и средства проведения тренировки.

2.ПЛАНИРОВАНИЕ ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ
                РАБОТЫ В ОЗДОРОВИТЕЛЬНОМ ЛАГЕРЕ

      Содержание деятельности смены любого детского оздоровительного лагеря (ДОЛ). С дневным пребыванием, загородного лагеря с круглосуточным пребыванием, определяется направленностью смены (спортивной, труда и отдыха или иной). Но любая смена лагерей прежде всего – оздоровительная. Значит, главным в деятельности смены лагеря должны быть оздоровительные мероприятия, формирование здорового образа жизни.

К началу работы лагерной смены необходимо разработать план физкультурно-оздоровительной работы.

Основные педагогические требования к плану – определение целей и задач, разнообразие содержания, форм и методов, средств обучения и воспитания, дифференцированность, согласованность.

Структура плана: организационная, физкультурно-спортивная, спортивно-массовая, пропагандистская, хозяйственная.

Виды планирования: на весь лагерный сезон, на конкретную смену и т. д.

1. Выборы физкультурного актива в отрядах и в лагере.

2. Определение требований, функций и содержание работы физорга.

3. Обучение физорга организаторским и судейским навыкам:

– проведение зарядки, спортивных мероприятий в отряде, лагере;

– соревнований между командами, составление протоколов соревнований;

– обращение с секундомером, рулеткой, измерение результатов в беге, прыжках, метании, связь с физоргами отрядов.

4. Формирование совета физоргов лагеря.

5. Определение содержания работы совета:

– проведение общелагерных спартакиад;

– осуществление связи с другими лагерями;

– организация первенства лагеря по различным видам спорта;

– оказание помощи в организации лагерных мероприятий.

6. Проведение заседаний совета физоргов, координация его работы с другими органами самоуправления.

7. Подготовка актива лагеря при проведении спортивных мероприятий, туристических походов и т. д.

ПЛАН РАБОТЫ ПО ФИЗИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ
В ОЗДОРОВИТЕЛЬНОМ ЛАГЕРЕ

п/п

Вид работы

Время

Ответственный

1

2

3

4

Организационная работа

1

Разработка календарного плана спортивно-массовых мероприятий

До открытия лагеря

Инструктор по физическому воспитанию

2

Составление календарных планов спортивно-массовых мероприятий отрядов. Выборы физоргов отрядов, совета физоргов лагеря

В первые 23 дня

Инструктор по физическому воспитанию, воспитатели, вожатые

3

Набор детей в спортивные кружки. Составление расписания занятий

В начале смены

Инструктор по физическому воспитанию

4

Составление Положения о лагерной спартакиаде

До открытия смены

Инструктор по физическому воспитанию

5

Инструктаж физоргов, капитанов команд, ответственных за утреннюю гимнастику о тренировках отрядных и сборных команд; организация соревнований в отряде и в лагере

В течение всей

смены

Инструктор по физическому воспитанию

6

Организация медицинского осмотра и контроля

В течение всей

смены

Медработник

Физкультурно-оздоровительная и спортивно-массовая работа

1

Проведение утренней

гимнастики

Ежедневно

Инструктор по физическому воспитанию

2

Проведение оздоровительных мероприятий (купание, закаливающие процедуры и т. д.)

По плану

Инструктор по физическому воспитанию, воспитатели

3

Проведение занятий, тренировок по видам спорта

По расписанию

Инструктор по физическому воспитанию, педагоги

4

Организация  конкурсов,  соревнований  по  различным  видам  спорта

По плану

Инструктор по физическому воспитанию, педагоги

5

Прогулки,  экскурсии,  туристские походы

По плану

Инструктор по физическому воспитанию, педагоги

Пропагандистская работа

1

Оборудование уголков  “Физкультура и спорт ( “Наши достижения,  “Спортивное обозрение и т. д.) в отрядах, лагере

Вторая смена лагеря

Инструктор по физическому воспитанию, физорги, педагоги

Окончание табл.

1

2

3

4

2

Выпуск фотостендов

Вторая смена лагеря

Инструктор по физическому воспитанию, физорги, педагоги

3

Проведение спортивной викторины

По плану

Инструктор по физическому воспитанию, физорги, педагоги

4

Встречи с мастерами спорта

По плану

Инструктор по физическому воспитанию, физорги, педагоги

Хозяйственная работа

1

Учет спортивного инвентаря

До открытия смены

Инструктор по физическому воспитанию

2

Проведение ремонта имеющегося спортивного оборудования и инвентаря

В течение смены

Инструктор по физическому воспитанию

3

Оборудование мест для хранения спортивного инвентаря

До открытия смены

Инструктор по физическому воспитанию

4

Приобретение бланков протоколов, грамот

До открытия смены

Инструктор по физическому воспитанию

5

Устройство оборудования и подготовка мест для проведения спортивно-оздоровительных мероприятий, занятий и тренировок

Первая неделя смены

Инструктор по физическому воспитанию


ПРИМЕРНАЯ ФОРМА КАЛЕНДАРНОГО ПЛАНА
ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫХ
И СПОРТИВНО-МАССОВЫХ МЕРОПРИЯТИЙ
НА ОДНУ СМЕНУ В ОЗДОРОВИТЕЛЬНОМ ЛАГЕРЕ

№ п/п

Дата

Мероприятия

Участники

Ответственный

Отметка
о выполнении

При составлении календарного плана физкультурно-оздоровительных и спортивно-массовых мероприятий следует учитывать сложившиеся традиции лагеря, российские праздники, знаменательные и исторические даты, традиционные праздники района, города.

Необходимые документы физкультурно-оздоровительной работы в лагере:

– примерный план работы по физическому воспитанию;

– календарный план;

– положения о спортивных мероприятиях;

– протоколы соревнований с результатами;

– отчет о работе в конце смены (количество принимавших участие; места, завоеванные участниками, были ли травмы и др.);

– учет спортивного инвентаря;

– учет рекордов и победителей по следующей примерной форме:

Вид спорта,
соревнование

Результат

Ф. И.
рекордсмена

Возраст

спортсмена

Год установления рекорда,
смена

ПРИМЕРНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ
О ПРОВЕДЕНИИ ЛАГЕРНОЙ СПАРТАКИАДЫ

1. Цели и задачи

Спартакиада проводится с целью привлечения детей к активным и регулярным занятиям физической культурой и спортом, укрепления здоровья, воспитания потребности к занятиям физическими упражнениями.

2. Руководство спартакиадой

Руководство спартакиадой возлагается на совет физоргов лагеря во главе с инструктором по физическому воспитанию. Спартакиада проводится в течение смены со всеми воспитанниками лагеря по следующим видам спорта: – (перечислить).

3. Условия проведения спартакиады

I этап – мероприятия внутри отрядов;

II этап – финальные соревнования в лагере.

4. Место и время проведения соревнований

Открытие летней спартакиады «Веселые старты» на спортплощадке оздоровительного лагеря _________________________.

                      (дата, время)

Программа предварительная на усмотрение судейской коллегии:

– бег со скакалкой;

– прыжки в длину (общие для команды);

– бег с мячом между ног;

– ведение мяча обручем;

– ведение мяча гимнастической палкой.

Плавание   (дата,  время) – бассейн,   главный   судья   (Ф. И. О.,  должность).

Состав команды: 10 человек (5 мальчиков, 5 девочек).

Футбол – участвуют мальчики (возраст). Игры проводятся на поле произвольных размеров, наименьшее количество игроков – 7 полевых и 1 вратарь.

Каждый тайм: для 1–3 классов – 10 мин; для 5–7 классов – 15 мин. Игра проводится _________________________.

                           (дата, время)

Подвижная игра «Снайпер» на спортплощадке оздоровительного лагеря _______________________.

                   (дата, время)

Состав команды: 10 человек независимо от пола.

Спортивный праздник, посвященный закрытию сезона, проводится на спортплощадке оздоровительного лагеря ________________________.

            (дата, время)

5. Финансирование

Расходы, связанные с судейством соревнования и награждением победителей и призеров, берет на себя администрация образовательного учреждения и оздоровительного лагеря.

6. Награждение

    Призеры и команды, занявшие 1, 2, 3 места в каждом виде программы, награждаются грамотами.

Расписание работы спортивных секций на 202__-202__ учебный год

Вид спорта.

Ф.И.О. тренеров

Участники

Место

проведения                        

 Пон.        

Вторн.        

Сред        

 Четв          

Пятн.    

Субб.

Воск.

1

Прокопьева Е.П

Волейбол

Пионербол

1-2 отряд

3-4 отряд

Волейбольн.

площадка

 

16.00       18.00-

           

 

 16.00       18.00      

16.00       18.00-

16.00    18.00-

       

 

17.00 19.00-

   

16.00    18.00

2

Захарова Г.Н.

Настольный теннис

16.00-18.00

16.00-18.00

16.00-18.00

15.00-17.00

17.00-18.30

3

Пчельников Ю.Л.

Баскетбол

18.00-20.00

14.00-15.00

18.00-20.00

4

Спортивные игры

20.00-22.00

20.00-22.00

20.00-22.00

5

ОФП

18.00-19.30

18.00-19.30


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игровые физкультурные занятия на воздухе как эффективная форма физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ

Одной из важнейших проблем в настоящее время является недостаточная активность детей, как следствие повышения образовательной нагрузки, пристрастие к компьютерным играм, негативное отношение к физичес...

«Физкультурно-оздоровительная работа в дошкольных образовательных учреждениях» ( приложение к программе педагогической практики «Воспитательно-оздоровительная работа в ДОУ»)

Дорогие друзья!Эта тетрадь поможет Вам в подготовке к урокам, в проведении разных форм работы по оздоровлению и физическому воспитанию на педагогической практике с детьми разного дошкольного возраста....

Формы физкультурно-оздоровительной работы. Физкультурное занятие.

Учебно-методический материал раскрывает основные виды, типы, структуру и особенности организации физкультурных занятий в дошеольных образовательных учреждениях....

Программа детского оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей «Вокруг света за 18 дней».

Программа детского оздоровительного лагеряс дневным пребыванием детей «Вокруг света за 18 дней»....

Игровая деятельность в детском оздоровительном лагере

Курсовая работа по теме "Игровая деятельность в дестком оздоровитльном лагере"...

Рабочая программа МДК .01.03 Организация и проведение физкультурно-оздоровительной работы в детских загородных лагерях отдыха, специализированных (профильных) лагерях.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА  МДК.01.03 ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В ДЕТСКИХ ЗАГОРОДНЫХ ЛАГЕРЯХ ОТДЫХА, СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫХ (ПРОФИЛЬНЫХ) ЛАГЕРЯХ...

Презентация "Детский оздоровительный лагерь"

Материал презентации раскрывает теоретические основы организации детского оздоровительного лагеря, а также основные аспекты деятельности вожатых....