Физкультурно-оздоровительная работа в детском оздоровительном лагере
методическая разработка
Физкультурно-оздоровительная работа в детском оздоровительном лагере
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 28.64 КБ |
Предварительный просмотр:
Физкультурно-оздоровительная работа в детском оздоровительном лагере
1.Методы и средства организации занятий по физическому воспитанию
Метод - способ, путь
СЛОВЕСТНЫЙ (рассказ), НАГЛЯДНЫЙ (показ)
ПРАКТИЧЕСКИЕ:
-Строго регламентированного УПРАЖНЕНИЯ
-ИГРОВОЙ –основной метод при работе с детьми
-СОРЕВНОВАТЕЛЬНЫЙ
СРЕДСТВА - за счет чего происходит тренировка? Например: отжимание, подтягивание, работа со штангой, тренажер, кросс, игра и т.п..
Изменяя объем (дистанцию, время, количество повторений, вес снарядов и т.п) и темп выполнения упражнений мы изменяем тренировочную нагрузку спортсмена.
Проводить занятие по физическому воспитанию можно используя следующие методы организации группы:
-ФРОНТАЛЬНЫЙ (вся группа выполняет одно и тоже задание,
-ГРУППОВОЙ (группа делится на подгруппы у каждой, из которой свое задание)
-ПОТОЧНЫЙ (упражнения выполняются поочередно один за другим)
-КРУГОВОЙ (работа с переходом по «станциям» с определенными упражнениями»)
-ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ( индивидуальная работа ТРЕНЕР-УЧЕНИК)
Особенности использования метода
СТРОГО РЕГЛАМЕНТИРОВАННОГО УПРАЖНЕНИЯ.
Ученик, по заданию учителя, выполняет определенное упражнение сохраняя темп, объем и структуру движения.
Данный метод позволяет достаточно точно нормировать нагрузку, управлять ею по ходу выполнения упражнения, позволяет выполнять упражнение с заданными интервалами и темпом, что обеспечивает строгое управление эффектом тренировочного процесса.
При использовании метода «строго регламентированного упражнения» ,в зависимости от поставленных задач, упражнения могут выполняться как без отягощения (кросс, плавание ,гимнастические и акробатические упражнения и.т.п),так.и.с.использованием.собственного.веса(подтягивание,канат,
выпрыгивание и т.п.),а так же с использованием различных отягощений (гантели, штанга, канат, вес партнера, работа с резиновыми амортизаторами и на различных тренажёрах и т. п.)
Выполнение упражнений может выполняться с различным отягощением, в разном темпе и с различными интервалами отдыха.
Проводить занятие по физическому воспитанию можно используя следующие методы организации группы:
-ФРОНТАЛЬНЫЙ (вся группа выполняет одно и тоже задание,
-ГРУППОВОЙ (группа делится на подгруппы у каждой, из которой свое задание)
-ПОТОЧНЫЙ (упражнения выполняются поочередно один за другим)
-КРУГОВОЙ (работа с переходом по «станциям» с определенными упражнениями»)
-ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ (индивидуальная работа ТРЕНЕР-УЧЕНИК)
Отрицательной особенностью метода упражнений является монотония выполнения упражнений, что отрицательно сказывается на желании тренироваться, особенно у детей.
Что бы исключить монотонную работу необходимо как можно чаще менять упражнения, переключать внимание детей и применять ИГРОВОЙ и СОРЕВНОВАТЕЛЬНЫЙ методы.
ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИГРОВОГО МЕТОДА
ИГРОВОЙ метод—основной метод для работы с детьми.
Средствами использования игрового метода в зависимости от поставленной задачи тренировки могут быть: Различные подвижные игры, игры с элементами техники и тактики ИВС, спортивные игры, часто по упрощенным правилам и т.п.
Главные преимущества использование игрового метода:
-ВЫСОКАЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОСТЬ тренировки, что позволяет сохранить интерес спортсмена к занятиям.
-РАЗВИТИЕ ПРАКТИЧЕСКИ ВСЕХ ДВИГАТЕЛЬНЫХ КАЧЕСТВ в зависимости от поставленных тренером задач.
Например: Для развития силы-после каждого забитого мяча команда пропустившая, мяч, отжимается. опр. количество раз, приседает, выпрыгивает и т.п. Для развития выносливости –игра до забитого мяча после окончания основного времени и т.п.
-ВОЗМОЖНОСТЬ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ТЕХНИЧЕСКОЙ и ТАКТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ СПОРТСМЕНА в ИГРОВОЙ ФОРМЕ.
Игровой метод, в зависимости от поставленных тренировочных задач, может быть использован в любой части занятия ,как в подготовительной ,так и в основной или заключительной.
Однако в подготовительной части занятия не следует давать слишком длительную игру.
Играть можно по определенному времени, до определенного количества забитых мячей и т.п.
Для поддержания интереса к игре, в случае деления на команды, необходимо соблюдать следующие правила:
-Команды, по возможности , должны быть примерно одинаковыми по силам и количеству игроков.
Для этого существуют несколько основных вариантов деления:
1.Расчет на 1-2(1-3,4 если очень большое количество спортсменов) 2.Назначение тренером капитанов из сильнейших игроков, которые по очереди набирают себе команды.
3. «Сговариваясь» и т.п.
Если число игроков в командах разное, то тренер либо дает команде «фору», либо усиливает команду, находящуюся в меньшинстве, более сильными игроками и т.п.
Игру следует завершить. как только интерес к ней у детей ослабнет.
Если тренер ставит задачу воспитания выносливости или волевых качеств спортсменов можно изменить условия игры. Например, после окончания основного времени игры, игра до 1(2-3) забитых мячей и т.п.
ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СОРЕВНОВАТЕЛЬНОГО МЕТОДА
Соперничество, процесс состязания заложен в самой природе человека, особенно ребенка. Используя соревновательный метод, тренер может добиться высокой эмоциональности тренировки, умения спортсмена «выкладываться» на полную, научится работать в команде.
Соревнования необходимы для совершенствования любого спортсмена.
Рационально организованный процесс состязания, причем не только с соперниками, но с самим собой позволяет существенно повысить спортивный результат, создает мощный стимул к развитию спортсмена.
Кто быстрее залезет на канат? Кто больше подтянется? Вчера я проплывал 100 метров за одно время, а сегодня быстрее!
Применение ЭСТАФЕТ в совершенствовании физической подготовки.
Особенности эстафет:
- Высокая эмоциональность. Соревнуясь в команде, каждый участник должен показать свой максимальный результат.
-Можно развивать практически все физические качества
-В зависимости от поставленных задач, можно применять в любой возрастной группе и любой части тренировки.
Основные правила проведения эстафет.
Учитель должен:
1) продумать задания каждого этапа эстафеты (обычно 5-7 заданий)
2) подготовить необходимый инвентарь
3) определить и обозначить дистанцию (обычно, 15-25 метров, начало и конец дистанции могут обозначаться линией, скакалкой, усеченным конусом, набивным мячом и т.п.
НЕЛЬЗЯ ИСПОЛЬЗОВАТЬ ПРЕДМЕТЫ КОТОРЫЕ МОГУТ ТРАВМИРОВАТЬ СПОРТСМЕНОВ.
Например, гиря, острая палка, и т.п.
4) Разделить спортсменов на команды, обычно по 5-7 человек. Если спортсменов в группе много (более 15- ти), то лучше создать 3-4-5 команд, чтобы увеличить моторную плотность занятия (уменьшить простой учащихся)
Если не получается равных по количеству команд, то направляющий меньшей команды выполняет задание 2 раза, в начале и конце эстафеты.
5) Определить передачу «эстафеты» следующему участнику (касание рукой, передача предмета, мяча, скакалки и т.п.)
6) Определить порядок окончания прохождения дистанции командой (обычно поднятые вверх руки)
6) Определить правила подсчета очков для определения победителей в общем зачете.
Для поддержания интереса к занятиям необходимо использовать и чередовать все методы и средства проведения тренировки.
2.ПЛАНИРОВАНИЕ ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ
РАБОТЫ В ОЗДОРОВИТЕЛЬНОМ ЛАГЕРЕ
Содержание деятельности смены любого детского оздоровительного лагеря (ДОЛ). С дневным пребыванием, загородного лагеря с круглосуточным пребыванием, определяется направленностью смены (спортивной, труда и отдыха или иной). Но любая смена лагерей прежде всего – оздоровительная. Значит, главным в деятельности смены лагеря должны быть оздоровительные мероприятия, формирование здорового образа жизни.
К началу работы лагерной смены необходимо разработать план физкультурно-оздоровительной работы.
Основные педагогические требования к плану – определение целей и задач, разнообразие содержания, форм и методов, средств обучения и воспитания, дифференцированность, согласованность.
Структура плана: организационная, физкультурно-спортивная, спортивно-массовая, пропагандистская, хозяйственная.
Виды планирования: на весь лагерный сезон, на конкретную смену и т. д.
1. Выборы физкультурного актива в отрядах и в лагере.
2. Определение требований, функций и содержание работы физорга.
3. Обучение физорга организаторским и судейским навыкам:
– проведение зарядки, спортивных мероприятий в отряде, лагере;
– соревнований между командами, составление протоколов соревнований;
– обращение с секундомером, рулеткой, измерение результатов в беге, прыжках, метании, связь с физоргами отрядов.
4. Формирование совета физоргов лагеря.
5. Определение содержания работы совета:
– проведение общелагерных спартакиад;
– осуществление связи с другими лагерями;
– организация первенства лагеря по различным видам спорта;
– оказание помощи в организации лагерных мероприятий.
6. Проведение заседаний совета физоргов, координация его работы с другими органами самоуправления.
7. Подготовка актива лагеря при проведении спортивных мероприятий, туристических походов и т. д.
ПЛАН РАБОТЫ ПО ФИЗИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ
В ОЗДОРОВИТЕЛЬНОМ ЛАГЕРЕ
№ п/п | Вид работы | Время | Ответственный |
1 | 2 | 3 | 4 |
Организационная работа | |||
1 | Разработка календарного плана спортивно-массовых мероприятий | До открытия лагеря | Инструктор по физическому воспитанию |
2 | Составление календарных планов спортивно-массовых мероприятий отрядов. Выборы физоргов отрядов, совета физоргов лагеря | В первые 2–3 дня | Инструктор по физическому воспитанию, воспитатели, вожатые |
3 | Набор детей в спортивные кружки. Составление расписания занятий | В начале смены | Инструктор по физическому воспитанию |
4 | Составление Положения о лагерной спартакиаде | До открытия смены | Инструктор по физическому воспитанию |
5 | Инструктаж физоргов, капитанов команд, ответственных за утреннюю гимнастику о тренировках отрядных и сборных команд; организация соревнований в отряде и в лагере | В течение всей смены | Инструктор по физическому воспитанию |
6 | Организация медицинского осмотра и контроля | В течение всей смены | Медработник |
Физкультурно-оздоровительная и спортивно-массовая работа | |||
1 | Проведение утренней гимнастики | Ежедневно | Инструктор по физическому воспитанию |
2 | Проведение оздоровительных мероприятий (купание, закаливающие процедуры и т. д.) | По плану | Инструктор по физическому воспитанию, воспитатели |
3 | Проведение занятий, тренировок по видам спорта | По расписанию | Инструктор по физическому воспитанию, педагоги |
4 | Организация конкурсов, соревнований по различным видам спорта | По плану | Инструктор по физическому воспитанию, педагоги |
5 | Прогулки, экскурсии, туристские походы | По плану | Инструктор по физическому воспитанию, педагоги |
Пропагандистская работа | |||
1 | Оборудование уголков “Физкультура и спорт” ( “Наши достижения”, “Спортивное обозрение” и т. д.) в отрядах, лагере | Вторая смена лагеря | Инструктор по физическому воспитанию, физорги, педагоги |
Окончание табл.
1 | 2 | 3 | 4 |
2 | Выпуск фотостендов | Вторая смена лагеря | Инструктор по физическому воспитанию, физорги, педагоги |
3 | Проведение спортивной викторины | По плану | Инструктор по физическому воспитанию, физорги, педагоги |
4 | Встречи с мастерами спорта | По плану | Инструктор по физическому воспитанию, физорги, педагоги |
Хозяйственная работа | |||
1 | Учет спортивного инвентаря | До открытия смены | Инструктор по физическому воспитанию |
2 | Проведение ремонта имеющегося спортивного оборудования и инвентаря | В течение смены | Инструктор по физическому воспитанию |
3 | Оборудование мест для хранения спортивного инвентаря | До открытия смены | Инструктор по физическому воспитанию |
4 | Приобретение бланков протоколов, грамот | До открытия смены | Инструктор по физическому воспитанию |
5 | Устройство оборудования и подготовка мест для проведения спортивно-оздоровительных мероприятий, занятий и тренировок | Первая неделя смены | Инструктор по физическому воспитанию |
ПРИМЕРНАЯ ФОРМА КАЛЕНДАРНОГО ПЛАНА
ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫХ
И СПОРТИВНО-МАССОВЫХ МЕРОПРИЯТИЙ
НА ОДНУ СМЕНУ В ОЗДОРОВИТЕЛЬНОМ ЛАГЕРЕ
№ п/п | Дата | Мероприятия | Участники | Ответственный | Отметка |
При составлении календарного плана физкультурно-оздоровительных и спортивно-массовых мероприятий следует учитывать сложившиеся традиции лагеря, российские праздники, знаменательные и исторические даты, традиционные праздники района, города.
Необходимые документы физкультурно-оздоровительной работы в лагере:
– примерный план работы по физическому воспитанию;
– календарный план;
– положения о спортивных мероприятиях;
– протоколы соревнований с результатами;
– отчет о работе в конце смены (количество принимавших участие; места, завоеванные участниками, были ли травмы и др.);
– учет спортивного инвентаря;
– учет рекордов и победителей по следующей примерной форме:
Вид спорта, | Результат | Ф. И. | Возраст спортсмена | Год установления рекорда, |
ПРИМЕРНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ
О ПРОВЕДЕНИИ ЛАГЕРНОЙ СПАРТАКИАДЫ
1. Цели и задачи
Спартакиада проводится с целью привлечения детей к активным и регулярным занятиям физической культурой и спортом, укрепления здоровья, воспитания потребности к занятиям физическими упражнениями.
2. Руководство спартакиадой
Руководство спартакиадой возлагается на совет физоргов лагеря во главе с инструктором по физическому воспитанию. Спартакиада проводится в течение смены со всеми воспитанниками лагеря по следующим видам спорта: – (перечислить).
3. Условия проведения спартакиады
I этап – мероприятия внутри отрядов;
II этап – финальные соревнования в лагере.
4. Место и время проведения соревнований
Открытие летней спартакиады «Веселые старты» на спортплощадке оздоровительного лагеря _________________________.
(дата, время)
Программа предварительная на усмотрение судейской коллегии:
– бег со скакалкой;
– прыжки в длину (общие для команды);
– бег с мячом между ног;
– ведение мяча обручем;
– ведение мяча гимнастической палкой.
Плавание (дата, время) – бассейн, главный судья (Ф. И. О., должность).
Состав команды: 10 человек (5 мальчиков, 5 девочек).
Футбол – участвуют мальчики (возраст). Игры проводятся на поле произвольных размеров, наименьшее количество игроков – 7 полевых и 1 вратарь.
Каждый тайм: для 1–3 классов – 10 мин; для 5–7 классов – 15 мин. Игра проводится _________________________.
(дата, время)
Подвижная игра «Снайпер» на спортплощадке оздоровительного лагеря _______________________.
(дата, время)
Состав команды: 10 человек независимо от пола.
Спортивный праздник, посвященный закрытию сезона, проводится на спортплощадке оздоровительного лагеря ________________________.
(дата, время)
5. Финансирование
Расходы, связанные с судейством соревнования и награждением победителей и призеров, берет на себя администрация образовательного учреждения и оздоровительного лагеря.
6. Награждение
Призеры и команды, занявшие 1, 2, 3 места в каждом виде программы, награждаются грамотами.
Расписание работы спортивных секций на 202__-202__ учебный год
Вид спорта. Ф.И.О. тренеров | Участники | Место проведения | Пон. | Вторн. | Сред | Четв | Пятн. | Субб. | Воск. | |
1 | Прокопьева Е.П Волейбол Пионербол | 1-2 отряд 3-4 отряд | Волейбольн. площадка |
16.00 18.00-
|
16.00 18.00 | 16.00 18.00- | 16.00 18.00-
|
17.00 19.00-
| 16.00 18.00 | |
2 | Захарова Г.Н. | Настольный теннис | 16.00-18.00 | 16.00-18.00 | 16.00-18.00 | 15.00-17.00 17.00-18.30 | ||||
3 | Пчельников Ю.Л. | Баскетбол | 18.00-20.00 | 14.00-15.00 | 18.00-20.00 | |||||
4 | Спортивные игры | 20.00-22.00 | 20.00-22.00 | 20.00-22.00 | ||||||
5 | ОФП | 18.00-19.30 | 18.00-19.30 | |||||||
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игровые физкультурные занятия на воздухе как эффективная форма физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ
Одной из важнейших проблем в настоящее время является недостаточная активность детей, как следствие повышения образовательной нагрузки, пристрастие к компьютерным играм, негативное отношение к физичес...
«Физкультурно-оздоровительная работа в дошкольных образовательных учреждениях» ( приложение к программе педагогической практики «Воспитательно-оздоровительная работа в ДОУ»)
Дорогие друзья!Эта тетрадь поможет Вам в подготовке к урокам, в проведении разных форм работы по оздоровлению и физическому воспитанию на педагогической практике с детьми разного дошкольного возраста....

Формы физкультурно-оздоровительной работы. Физкультурное занятие.
Учебно-методический материал раскрывает основные виды, типы, структуру и особенности организации физкультурных занятий в дошеольных образовательных учреждениях....

Программа детского оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей «Вокруг света за 18 дней».
Программа детского оздоровительного лагеряс дневным пребыванием детей «Вокруг света за 18 дней»....

Игровая деятельность в детском оздоровительном лагере
Курсовая работа по теме "Игровая деятельность в дестком оздоровитльном лагере"...

Рабочая программа МДК .01.03 Организация и проведение физкультурно-оздоровительной работы в детских загородных лагерях отдыха, специализированных (профильных) лагерях.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА МДК.01.03 ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В ДЕТСКИХ ЗАГОРОДНЫХ ЛАГЕРЯХ ОТДЫХА, СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫХ (ПРОФИЛЬНЫХ) ЛАГЕРЯХ...

Презентация "Детский оздоровительный лагерь"
Материал презентации раскрывает теоретические основы организации детского оздоровительного лагеря, а также основные аспекты деятельности вожатых....
