Структура современного классного часа в свете требований ФГОС
методическая разработка

В современных требованиях ФГОС классный час имеет свою структуру:

1. Вступительная часть:

- Самоопределение к деятельности, организационный этап

- Постановка проблемы

- Постановка целей и задач

2. Основная часть:

- Актуализация знаний

- Применение знаний и умений в выполнении заданий, в процессе игровой деятельности

3. Заключительная часть:

- Подведение итогов

- Рефлексия.

     Классные часы разнообразны по содержанию, формам, методам их подготовки и проведения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Краевое государственное бюджетное общеобразовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Благовещенская общеобразовательная школа-интернат» Благовещенского района Алтайского края

«Структура современного классного часа в свете требований ФГОС»

Подготовила:

учитель начальных классов –

Шиллер Ж.А.

2025г.

«Структура современного классного часа в свете требований ФГОС»

  • “Классный час. В нашем понимании это не какая-то определённая форма работы, а час классного руководителя”. (М. Л. Маленкова)

         Современные школьники – это дети ХХI века, эпохи стремительного развития информационного сетевого общества, пространства разнообразия мнений, ценностей, убеждений, образов жизни. Именно поэтому профессиональная деятельность педагога по воспитанию и социализации личности обучающихся нуждается в обновлении.

      В стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до

2025 года приоритетной задачей воспитания определено «развитие высоконравственной личности, разделяющей российские традиционные духовные ценности, обладающей актуальными знаниями умениями, способной реализовать свой потенциал в условиях современного общества.

     Реализация Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) требует от учителей разработки и проведения классных часов, которые помогут учащимся лучше понять и усвоить основные принципы и ценности, заложенные в стандарте. Классный час – это особое занятие, которое объединяет в себе различные формы работы, такие как лекция, дискуссия, игра или практические упражнения. Он помогает учащимся подробно изучить определенную тему и обсудить ее вместе с учителем и одноклассниками.

     Обновление воспитательного процесса является одним из ключевых на-

правлений развития системы воспитания, определенных в стратегии развития воспитания в Российской Федерации до 2025 года. При условии обновленного подхода к организации классного часа в его рамках можно будет решать задачи овладения обучающимися социальными, регулятивными и коммуникативными компетенциями.

     Классный час может стать главным показателем проявления уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, диалога и достижения взаимопонимания между людьми, особенно школьниками младшего возраста.

     Во время классного часа обучающиеся могут получить опыт позитивного общения, рефлексии межличностных отношений с окружающими.

     Одним из ожидаемых результатов реализации Стратегии является «внедрение эффективных средств, форм, методов и технологий воспитательной работы, отвечающих современным требованиям и вызовам». Необходим новый педагогический подход и в контексте нормативно-правовых и программно-методических документов в сфере образования.

     В общеобразовательных учреждениях все педагоги вовлечены в процесс

воспитания, но особая роль остается у классного руководителя. Новые государственные концепции образования ориентируют современного классного руководителя на переход от компетентности ментора к овладению компетентностями организатора отношений и взаимодействия с учащимися в позиции партнера. Теперь классный руководитель ‒ это не просто транслятор гражданских ценностей и организатор жизнедеятельности классного коллектива, он тьютор, коуч, фасилитатор, т.е. нейтральный помощник для улучшения работы, общения, достижения консенсуса в любых ситуациях в коллективе.

     Обновление позиции классного руководителя влечет необходимость пре-

одоления устаревших подходов в воспитательной работе школы.

     Одной из основных форм внеклассной воспитательной работы был и остаётся классный час. 

     Можно выделить определённые черты классного часа:

      Классный час – это   гибкая по своему составу и структуре форма воспитательного взаимодействия.

      Классный час – это форма общения классного руководителя и учеников, где ведущую роль играет педагог.

     Давайте перечислим цели, которые используют для проведения классных часов:

1. Создание условий для становления и проявления индивидуальности обучающегося, его творческих способностей.

2. Обогащение обучающегося знаниями о природе, обществе, человеке.

3. Формирование эмоционально-чувственной сферы и ценностных отношений личности ребёнка.

4. Формирование классного коллектива как благоприятной среды развития и жизнедеятельности школьников.

     Формы и технологии классных часов также могут иметь множество вариантов, в зависимости от поставленной цели, возраста учащихся, опыта классного руководителя и школьных условий.

     Классный час не должен проводиться в назидательном тоне, классный руководитель не должен подавлять инициативу учащихся в ходе классного часа, их желание высказать свою мнение, выступить с критикой.

     В современных требованиях ФГОС классный час имеет свою структуру:

1. Вступительная часть:

- Самоопределение к деятельности, организационный этап

- Постановка проблемы

- Постановка целей и задач

2. Основная часть:

- Актуализация знаний

- Применение знаний и умений в выполнении заданий, в процессе игровой деятельности

3. Заключительная часть:

- Подведение итогов

- Рефлексия.

     Классные часы разнообразны по содержанию, формам, методам их подготовки и проведения.

     Основные компоненты классного часа.

Целевой – целевые установки должны быть связаны, прежде всего, с развитием индивидуальности ребёнка, с проектированием и установлением уникального его образа жизни.

Содержательный – содержание классного часа является личностно значимым. Оно включает материал, необходимый для самореализации и самоутверждения личности ребёнка.

Организационно- деятельный – обучающиеся являются полноправными организаторами классного часа. Актуальное участие и заинтересованность каждого ребёнка, актуализация его жизненного опыта, проявление и развитие индивидуальности.

Оценочно-аналитический – в качестве критериев оценки результативности классного часа выступают проявление и обогащение жизненного опыта ребёнка, индивидуально-личностное значение усваиваемой информации, влияющей на развитие индивидуальности и творческих способностей обучающихся.

     

     Во время проведения классного часа необходимо учитывать интересы и предпочтения учащихся, чтобы создать мотивацию к участию и активному участию в занятии. Предлагать разнообразные формы работы, активно включать учащихся в процесс обучения.

     Таким образом, классный час может проводиться в различных формах.

     В форме классного собрания, часа общения, воспитательного часа, это может быть экскурсия или тематическая лекция, встречи с интересными людьми, викторины по разным областям знаний, КВНы, игры-путешествия, тренинги, читательские конференции, театральные премьеры. Но, также следует учитывать, что может быть экстренное классное собрание или замена по тем или иным причинам одной формы проведения классного часа другой.

     Классный час играет большую роль в воспитательной работе школе. Это гибкая по содержанию и по структуре форма массовой воспитательной работы, которая обладает большим воспитательным потенциалом. Классному руководителю необходимо учитывать многозадачность классного часа.

      В разработке классного часа по ФГОС можно использовать различные формы мультимедиа: презентации, видеоматериалы, аудиоматериалы.

     

     Таким образом, можно подвести итог, классный час в современном мире – это многокомпонентный урок, отвечающий качественным характеристикам современного образования. Значение классного часа трудно переоценить. Он является не только дополнительным уроком, но и формой организации воспитательной работы в школе. В рамках классного часа учащиеся могут обсудить актуальные проблемы, поделиться своими мыслями и идеями, выстроить диалог с классным руководителем, своими одноклассниками и даже родителями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка классного часа "Любимых окон негасимый свет"

Данная методическая разработка относится к разделу "Семейное воспитание". Классный час проводился в студенческой группе третьего курса педагогического колледжа. Цель кураторского часа: рассмотрет...

Контрольно-оценочные средства в свете требований новых ФГОС как средство оптимизации результатов образовательного процесса.

В статье рассматриваются виды и функции контрольно-оценочных средств, применяемых в образовательном процессе, который в настоящее время базируется  на  деятельностно-компетентностном подходе...

Современный урок в условиях реализации требований ФГОС общего образования

В статье рассматриваются особенности подготовки и проведения урока начальной школы в рамках Федерального государственного образовательного стандарта ....

Современный урок в начальной школе в соответствии с требованиями ФГОС НОО.

Методические рекомендации посвящены специфике современного урока в начальной школе в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образо...

Организация педагогической работы (современного учебного занятия по дисциплинам) в соответствии с требованиями ФГОС.

Организация педагогической работы (современного учебного занятия по дисциплинам) в соответствии с требованиями ФГОС....

Методическая разработка классного часа«Много есть чудес на свете, человек — их всех чудесней»

Методическая разработка классного часа о чудесах из металлов ,сотворенных  Мастерами   для  людей ....

Конструирование современного урока в свете требований ФГОС

Одним из главных требований ФГОС является формирование совокупности «универсальных учебных действий». Напомню, что УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ – это совокупность  действ...