Методическая разработка тематического классного часа День Знаний
методическая разработка

Поплаухина Марина Сергеевна

 

Цель: сплочение группы и построение эффективного командного взаимодействия. 

Задачи:

• формирование благоприятного психологического климата в группе; 

• нахождение сходств у участников группы для улучшения взаимодействия между ними; 

• первоначальная диагностика психологической атмосферы в группе; 

• осознание каждым участником своей роли, функций в группе; 

• развитие умения работать в команде; 

• сплочение группы. 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл den_znaniy.docx458.27 КБ

Предварительный просмотр:

ОГБПОУ «Шарьинский педагогический колледж

Костромской области»

 

 

 

 

 

 

 

Методическая разработка тематического классного часа

 

 

 

 

Подготовила  преподаватель:

                                                                                    Поплаухина М.С.

 

 

 

 

 

Шарья

2025

Классный час «День знаний»  

 

Быть студентом - это классно!

Быть студентом - красота!

Пусть дела идут прекрасно,

Вам ни пуха, ни пера!

 

Цель: сплочение группы и построение эффективного командного взаимодействия. 

Задачи: 

  • формирование благоприятного психологического климата в группе; 
  • нахождение сходств у участников группы для улучшения взаимодействия между ними; 
  • первоначальная диагностика психологической атмосферы в группе; 
  • осознание каждым участником своей роли, функций в группе; 
  • развитие умения работать в команде; 
  • сплочение группы. 

 

План проведения классного часа:

  1. Организационный момент. Знакомство с внутренним распорядком в колледже и группе.
  2. Вступительное слово классного руководителя.
  3. Проведение тренингов, направленных на социализацию личности и сплочение группы.

 

Ход классного часа

  1. Организационный момент
  2. Вступительное слово классного руководителя:

 

Почему День Знаний отмечается 1 сентября?

В первый день осени учебные заведения распахивают двери для миллионов учеников и студентов. Это не просто день окончания каникул, а самый настоящий праздник, именуемый Днем Знаний. А почему именно в этот день ученики России и некоторых других стран отправляются на учебу? Почему именно 1 сентября начинается учебный год и празднуется День Знаний? Давайте разберемся в этом.

1 сентября – особая дата!

История 1-ого сентября как особого дня уходит своими корнями в глубокую древность, а именно – в 4-

ый век нашей эры. В 325 году Константин Великий, римский император, сделавший христианство господствующей религией, созвал первый Вселенский собор, на котором, помимо прочего,

было решено начинать новый год с 1 сентября.

На Руси же праздновали Новый год в марте-апреле, и продолжалось это довольно долго. Только в конце 15 века православная Русь начала отмечать начало нового года 1-ого сентября. Первым годом, начавшимся на Руси с 1 сентября, был 1492-ой. И случилось это по указу Иоанна III.

 

Почему учебный год начинается 1-ого сентября?

Все первые школы были при церквях, поэтому и обучение в них начиналось с церковного нового года – с 1 сентября. Вот такое простое объяснение. Точная дата появления традиции начинать учебу с 1 сентября неизвестна, ведь, по мнению многих историков, церковь на Руси начала отмечать новый год в сентябре задолго до указа Иоанна III.

Кстати, 1 сентября не только отмечали Новый год и начинали учебу, но и собирали налоги. В первый день нового года традиционно представляли народу царского наследника, если в ушедшем году ему как раз исполнилось 14 лет (совершеннолетие «по-старорусски»). Этот день, ко всему прочему, называли Днем Семена (в честь преподобного Симеона Столпника). По этому поводу в домах и на площадях устанавливали деревца (не хвойные) и украшали их лентами, свечами и бусами (кое-что напоминает, не правда ли?).

 

Одни традиции меняются, другие – остаются! Продолжалось сентябрьское «новогодие» на Руси совсем не долго: уже в 1699 году Петр Первый издал указ о переносе Нового года на 1 января, чтобы не отличаться от Европы. Так получилось, что 1699 год длился всего 4 месяца – с 1 сентября по 1 января, когда начался новый 1700 год. Но учеба-то уже началась в сентябре – не заставишь же учеников учиться без перерыва больше года, чтобы устроить им осенние каникулы и начать следующий учебный год только 1 января 1701 года.

Вероятно, значение имел и наш климат: все-таки холодные осенние каникулы приносили бы детям гораздо меньше радости и пользы, чем теплые летние. В общем, традицию начинать учебный год по старинке 1 сентября оставили нетронутой. Вот почему именно 1 сентября дети идут в школу – потому что раньше этот день был первым днем

не только учебного, но и календарного года!

 

Почему 1 сентября отмечается День Знаний?

В 1984 году Верховный Совет СССР учредил новый праздник – День Знаний. Датой же праздника стал самый любимый

день всех первоклашек – Первое сентября!

На самом деле, задолго до 1984 года 1 сентября являлся торжественным днем. Всегда в этот день девочки шли в школу в белых фартучках, а мальчики – в наглаженных костюмах. В руках ученики несли цветы для своих любимых педагогов. В школах проходили торжественные линейки, а после официальных мероприятий старшеклассники устраивали пикники или вечеринки. Родители новоиспеченных первоклассников нередко накрывали дома праздничный стол. Одним словом, 1 сентября давным-давно является настоящим праздником, хотя вплоть до 1984 года официально он признан не был. Но справедливость восторжествовала, и 1ое сентября стал красным днем календаря.

Проблема установления взаимосвязи между понятиями «социализация личности», «образование» и «воспитание» сегодня наиболее актуальна для понимания роли и места образовательной системы в формировании социальных качеств учащегося, его моральных ценностей, личных потребностей и обязанностей. Безусловно, воспитание способствует развитию и формированию нравственных и гражданских качеств личности, тем самым влияет на его социализацию. Процесс социализации, как приобщение учащегося к активному участию в развитии общества, составляет важнейшую педагогическую задачу воспитания и образования.

Известно, что образование в широком смысле рассматривается как обучение, как педагогический процесс, в ходе которого учащийся под руководством учителя, воспитателя овладевает знаниями, умениями, навыками. В то же время закладывается определенное мировоззрение, мораль, характер учащегося, развивается личность, иными словами, формируется не только качества учащегося, но и гражданина. Освоение учащимися морально-этических ценностей, активного приобщения к социальному опыту является целью обучения. Поэтому обучение включает в себя значительное педагогическое воспитательное воздействие на личность, на его социальный облик.

 

 

3. Проведение тренингов, направленных на социализацию личности

 

Тренинг «Игра в лотерею»

Цели и возможности применения: показать учащимся

последствия случайного выбора, дать понять необходимость активных

действий по выбору профессии, деятельности, отношения к учебе.

Необходимый материал: карточки из картона трех цветов, авторучки (все по количеству учащихся).

Процедура: каждый учащийся пишет на цветной стороне своей карточки то, что ему сейчас хотелось бы сделать больше всего (например: спать, есть, уйти домой, слушать музыку, находиться здесь и т.д.), затем карточки сдаются классному руководителю и перемешиваются. После этого классный руководитель разрешает каждому наугад вытянуть одну карточку из общей колоды (все карточки перевернуты не цветной стороной к учащимся). Далее классный руководитель просит встать тех учащихся, которые вытянули свою карточку, если такие есть. Далее он подсчитывает процент совпадений (обычно, он очень мал или равен 0) и записывает его на доске.

Обсуждение и выводы: если человек полностью отдается воле судьбы, вероятность, что ему повезет, ничтожно мала. Для того, чтобы добиться успеха каждому необходимо сделать правильный выбор в жизни, будь то профессия, место учебы, супруг, увлечения и др. Надеюсь вы пришли учиться в училище осознано и готовы потрудиться, приложить усилия для получения профессии, если так, то вас ждет успех и высокий профессиональный разряд по окончании училища.  

 

Тренинг «Мы с тобой похожи тем, что...» 

Цели и возможности применения: познакомиться (если не знают друг друга) узнать друг друга, чем они похожи, для того, что бы уже найти приятелей по интересам. 

Процедура: Участники выстраиваются в два круга – внутренний и внешний, лицом друг к другу. Количество участников в обоих кругах одинаковое. Участники внешнего круга говорят своим партнерам напротив фразу, которая начинается со слов: «Мы с тобой похожи тем, что...». Например: что живем на планете Земля, учимся в одной группе и т.д. Участники внутреннего круга отвечают: «Мы с тобой отличаемся тем, что...» Например: что у нас разный цвет глаз, разная длина волос и т.д. Затем по команде ведущего участники внутреннего круга передвигаются (по часовой стрелке), меняя партнера. Процедура повторяется до тех пор, пока каждый участник внутреннего круга не повстречается с каждым участником внешнего круга. 

        Обсуждение: Какие         эмоции         испытывали         во         время

упражнения? Что нового узнали о других? Что интересное узнали? 

 

Тренинг «Сказка о Красной Шапочке»

Цели и возможности применения: научить находить свою долю ответственности за принятые решения и качество обучения профессии

Процедура: Классный руководитель просит вспомнить известную сказку Шарля Перро «Красная Шапочка» и предлагает учащимся оценить, кто из персонажей (Красная Шапочка, Волк или Мама) в наибольшей степени был виноват в том, что волк съел и девочку и бабушку. Почему? Для наглядности классный руководитель чертит на доске график или круговую диаграмму ответственности. Далее учащимся предлагается нарисовать такую же диаграмму (график) ответственности за качество обучения в колледже. Кто отвечает за ваши успехи в учебе в большей степени:  

  • Преподаватели
  • Родители
  • Условия обучения
  • Сокурсники и друзья
  • Я  

Обсуждение и выводы: итак мы с вами наглядно продемонстрировали, что ваши успехи зависят в основном от вас, вашего желания, усердия, правильного выбора в разных жизненных ситуациях.  

 

Тренинг «Подарок» 

Цель: положительное завершение тренинга, рефлексия. 

Процедура: Ведущий: «Давайте подумаем, что мы могли бы подарить Вашей группе, чтобы взаимодействие в ней стало еще эффективнее, а отношения в ней – более сплоченными? Давайте скажем, что каждый из нас дарит группе. Я, например, дарю вам оптимизм и взаимное доверие». Далее каждый из участников высказывается, что он хотел бы подарить группе. «Давайте наградим себя за успешное плавание аплодисментами!» 

Психологический смысл упражнения: Ритуал, позволяющий завершить тренинг красиво и на положительной эмоциональной ноте. 

Обсуждение: Наш классный час подошел к завершению. Хочу спросить у Вас, что нового вы сегодня узнали? Что полезного вынесли для себя, для группы? Какие психологические качества у вас проявились при участия в тренинге? Какие чувства испытывали? Что

нового узнали о себе, о группе? 

Ну вот, все подарки подарены, игры пройдены, слова сказаны. Вы все были активны, слаженно работали в команде. Не забывайте, что Вы – единое целое, каждый из Вас – важная и необходимая, уникальная часть этого целого! 

Вместе Вы – сила! Спасибо всем за участие! 

 

Заключение: 

- Надеюсь, сегодняшняя наша встреча помогла вам понять, каким образом вы должны дальше действовать. Ну а мы, преподаватели, всегда вам в этом поможем. Удачи в новом учебном году!

 

 

 

 

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка "Тематический классный час «Моя специальность – мой завод»

В ответе на вопрос о будущей профессии, требований к ней проявились новые тенденции. Первостепенным требованием к труду выдвигают высокую оплату (это интересует, прежде всего, мальчиков). Можно сделат...

Методическая разработка Тематического классного часа: «Давайте дружить»

Цель: • Сплочение группы. • Формирование и развитие навыков группового взаимодействия. «Сплочение – это возможность для группы стать единым целым для достижений конкретных целей и задач. У вас ест...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА тематического классного часа «СПИД глобальная проблема современности»

Основная цель тематического классного часа - сформировать активную жизненную позицию, направленную на избегание поведенческих рисков, связанных с ВИЧ – инфицированием.Форма проведения мероприятия: дис...

Методическая разработка тематического классного часа на тему: «Безопасность подростков в сети Интернет: виды интернет-преступлений и способы их предупреждения»

Часто подростки подвержены негативному влиянию из вне, а так как Интернет на данный момент является неотъемлемой частью жизни, то именно там современных школьников и студентов и подстерегает большое к...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА тематического классного часа в формате Сократовской беседы «Вопросы, которые нас волную»

Методическая разработка предназначена для классных руководителей студентов I-IV курса.В методической разработке представлена методика проведения тематического классного часа по нравственно-эстетическо...

Методическая разработка тематического классного часа

Проблема школьной травли особенно остра, практически ежедневно в СМИ транслируются новые кадры издевательств подростками над своими сверстниками, вопиющие случаи детской и подростковой жестокости по в...