Методическая разработка тематического классного часа День Знаний
методическая разработка
Цель: сплочение группы и построение эффективного командного взаимодействия.
Задачи:
• формирование благоприятного психологического климата в группе;
• нахождение сходств у участников группы для улучшения взаимодействия между ними;
• первоначальная диагностика психологической атмосферы в группе;
• осознание каждым участником своей роли, функций в группе;
• развитие умения работать в команде;
• сплочение группы.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 458.27 КБ |
Предварительный просмотр:
ОГБПОУ «Шарьинский педагогический колледж
Костромской области»
Методическая разработка тематического классного часа
Подготовила преподаватель:
Поплаухина М.С.
Шарья
2025
Классный час «День знаний»
Быть студентом - это классно!
Быть студентом - красота!
Пусть дела идут прекрасно,
Вам ни пуха, ни пера!
Цель: сплочение группы и построение эффективного командного взаимодействия.
Задачи:
- формирование благоприятного психологического климата в группе;
- нахождение сходств у участников группы для улучшения взаимодействия между ними;
- первоначальная диагностика психологической атмосферы в группе;
- осознание каждым участником своей роли, функций в группе;
- развитие умения работать в команде;
- сплочение группы.
План проведения классного часа:
- Организационный момент. Знакомство с внутренним распорядком в колледже и группе.
- Вступительное слово классного руководителя.
- Проведение тренингов, направленных на социализацию личности и сплочение группы.
Ход классного часа
- Организационный момент
- Вступительное слово классного руководителя:
Почему День Знаний отмечается 1 сентября?
В первый день осени учебные заведения распахивают двери для миллионов учеников и студентов. Это не просто день окончания каникул, а самый настоящий праздник, именуемый Днем Знаний. А почему именно в этот день ученики России и некоторых других стран отправляются на учебу? Почему именно 1 сентября начинается учебный год и празднуется День Знаний? Давайте разберемся в этом.
1 сентября – особая дата!
История 1-ого сентября как особого дня уходит своими корнями в глубокую древность, а именно – в 4-
ый век нашей эры. В 325 году Константин Великий, римский император, сделавший христианство господствующей религией, созвал первый Вселенский собор, на котором, помимо прочего,
было решено начинать новый год с 1 сентября.
На Руси же праздновали Новый год в марте-апреле, и продолжалось это довольно долго. Только в конце 15 века православная Русь начала отмечать начало нового года 1-ого сентября. Первым годом, начавшимся на Руси с 1 сентября, был 1492-ой. И случилось это по указу Иоанна III.
Почему учебный год начинается 1-ого сентября?
Все первые школы были при церквях, поэтому и обучение в них начиналось с церковного нового года – с 1 сентября. Вот такое простое объяснение. Точная дата появления традиции начинать учебу с 1 сентября неизвестна, ведь, по мнению многих историков, церковь на Руси начала отмечать новый год в сентябре задолго до указа Иоанна III.
Кстати, 1 сентября не только отмечали Новый год и начинали учебу, но и собирали налоги. В первый день нового года традиционно представляли народу царского наследника, если в ушедшем году ему как раз исполнилось 14 лет (совершеннолетие «по-старорусски»). Этот день, ко всему прочему, называли Днем Семена (в честь преподобного Симеона Столпника). По этому поводу в домах и на площадях устанавливали деревца (не хвойные) и украшали их лентами, свечами и бусами (кое-что напоминает, не правда ли?).
Одни традиции меняются, другие – остаются! Продолжалось сентябрьское «новогодие» на Руси совсем не долго: уже в 1699 году Петр Первый издал указ о переносе Нового года на 1 января, чтобы не отличаться от Европы. Так получилось, что 1699 год длился всего 4 месяца – с 1 сентября по 1 января, когда начался новый 1700 год. Но учеба-то уже началась в сентябре – не заставишь же учеников учиться без перерыва больше года, чтобы устроить им осенние каникулы и начать следующий учебный год только 1 января 1701 года.
Вероятно, значение имел и наш климат: все-таки холодные осенние каникулы приносили бы детям гораздо меньше радости и пользы, чем теплые летние. В общем, традицию начинать учебный год по старинке 1 сентября оставили нетронутой. Вот почему именно 1 сентября дети идут в школу – потому что раньше этот день был первым днем
не только учебного, но и календарного года!
Почему 1 сентября отмечается День Знаний?
В 1984 году Верховный Совет СССР учредил новый праздник – День Знаний. Датой же праздника стал самый любимый
день всех первоклашек – Первое сентября!
На самом деле, задолго до 1984 года 1 сентября являлся торжественным днем. Всегда в этот день девочки шли в школу в белых фартучках, а мальчики – в наглаженных костюмах. В руках ученики несли цветы для своих любимых педагогов. В школах проходили торжественные линейки, а после официальных мероприятий старшеклассники устраивали пикники или вечеринки. Родители новоиспеченных первоклассников нередко накрывали дома праздничный стол. Одним словом, 1 сентября давным-давно является настоящим праздником, хотя вплоть до 1984 года официально он признан не был. Но справедливость восторжествовала, и 1ое сентября стал красным днем календаря.
Проблема установления взаимосвязи между понятиями «социализация личности», «образование» и «воспитание» сегодня наиболее актуальна для понимания роли и места образовательной системы в формировании социальных качеств учащегося, его моральных ценностей, личных потребностей и обязанностей. Безусловно, воспитание способствует развитию и формированию нравственных и гражданских качеств личности, тем самым влияет на его социализацию. Процесс социализации, как приобщение учащегося к активному участию в развитии общества, составляет важнейшую педагогическую задачу воспитания и образования.
Известно, что образование в широком смысле рассматривается как обучение, как педагогический процесс, в ходе которого учащийся под руководством учителя, воспитателя овладевает знаниями, умениями, навыками. В то же время закладывается определенное мировоззрение, мораль, характер учащегося, развивается личность, иными словами, формируется не только качества учащегося, но и гражданина. Освоение учащимися морально-этических ценностей, активного приобщения к социальному опыту является целью обучения. Поэтому обучение включает в себя значительное педагогическое воспитательное воздействие на личность, на его социальный облик.
3. Проведение тренингов, направленных на социализацию личности
Тренинг «Игра в лотерею»
Цели и возможности применения: показать учащимся
последствия случайного выбора, дать понять необходимость активных
действий по выбору профессии, деятельности, отношения к учебе.
Необходимый материал: карточки из картона трех цветов, авторучки (все по количеству учащихся).
Процедура: каждый учащийся пишет на цветной стороне своей карточки то, что ему сейчас хотелось бы сделать больше всего (например: спать, есть, уйти домой, слушать музыку, находиться здесь и т.д.), затем карточки сдаются классному руководителю и перемешиваются. После этого классный руководитель разрешает каждому наугад вытянуть одну карточку из общей колоды (все карточки перевернуты не цветной стороной к учащимся). Далее классный руководитель просит встать тех учащихся, которые вытянули свою карточку, если такие есть. Далее он подсчитывает процент совпадений (обычно, он очень мал или равен 0) и записывает его на доске.
Обсуждение и выводы: если человек полностью отдается воле судьбы, вероятность, что ему повезет, ничтожно мала. Для того, чтобы добиться успеха каждому необходимо сделать правильный выбор в жизни, будь то профессия, место учебы, супруг, увлечения и др. Надеюсь вы пришли учиться в училище осознано и готовы потрудиться, приложить усилия для получения профессии, если так, то вас ждет успех и высокий профессиональный разряд по окончании училища.
Тренинг «Мы с тобой похожи тем, что...»
Цели и возможности применения: познакомиться (если не знают друг друга) узнать друг друга, чем они похожи, для того, что бы уже найти приятелей по интересам.
Процедура: Участники выстраиваются в два круга – внутренний и внешний, лицом друг к другу. Количество участников в обоих кругах одинаковое. Участники внешнего круга говорят своим партнерам напротив фразу, которая начинается со слов: «Мы с тобой похожи тем, что...». Например: что живем на планете Земля, учимся в одной группе и т.д. Участники внутреннего круга отвечают: «Мы с тобой отличаемся тем, что...» Например: что у нас разный цвет глаз, разная длина волос и т.д. Затем по команде ведущего участники внутреннего круга передвигаются (по часовой стрелке), меняя партнера. Процедура повторяется до тех пор, пока каждый участник внутреннего круга не повстречается с каждым участником внешнего круга.
Обсуждение: Какие эмоции испытывали во время
упражнения? Что нового узнали о других? Что интересное узнали?
Тренинг «Сказка о Красной Шапочке»
Цели и возможности применения: научить находить свою долю ответственности за принятые решения и качество обучения профессии
Процедура: Классный руководитель просит вспомнить известную сказку Шарля Перро «Красная Шапочка» и предлагает учащимся оценить, кто из персонажей (Красная Шапочка, Волк или Мама) в наибольшей степени был виноват в том, что волк съел и девочку и бабушку. Почему? Для наглядности классный руководитель чертит на доске график или круговую диаграмму ответственности. Далее учащимся предлагается нарисовать такую же диаграмму (график) ответственности за качество обучения в колледже. Кто отвечает за ваши успехи в учебе в большей степени:
- Преподаватели
- Родители
- Условия обучения
- Сокурсники и друзья
- Я
Обсуждение и выводы: итак мы с вами наглядно продемонстрировали, что ваши успехи зависят в основном от вас, вашего желания, усердия, правильного выбора в разных жизненных ситуациях.
Тренинг «Подарок»
Цель: положительное завершение тренинга, рефлексия.
Процедура: Ведущий: «Давайте подумаем, что мы могли бы подарить Вашей группе, чтобы взаимодействие в ней стало еще эффективнее, а отношения в ней – более сплоченными? Давайте скажем, что каждый из нас дарит группе. Я, например, дарю вам оптимизм и взаимное доверие». Далее каждый из участников высказывается, что он хотел бы подарить группе. «Давайте наградим себя за успешное плавание аплодисментами!»
Психологический смысл упражнения: Ритуал, позволяющий завершить тренинг красиво и на положительной эмоциональной ноте.
Обсуждение: Наш классный час подошел к завершению. Хочу спросить у Вас, что нового вы сегодня узнали? Что полезного вынесли для себя, для группы? Какие психологические качества у вас проявились при участия в тренинге? Какие чувства испытывали? Что
нового узнали о себе, о группе?
Ну вот, все подарки подарены, игры пройдены, слова сказаны. Вы все были активны, слаженно работали в команде. Не забывайте, что Вы – единое целое, каждый из Вас – важная и необходимая, уникальная часть этого целого!
Вместе Вы – сила! Спасибо всем за участие!
Заключение:
- Надеюсь, сегодняшняя наша встреча помогла вам понять, каким образом вы должны дальше действовать. Ну а мы, преподаватели, всегда вам в этом поможем. Удачи в новом учебном году!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка тематического классного часа на тему:" Энергетические напитки:" окрыляют" или вредят?"
" Энергетические напитки:" окрыляют" или вредят?" ...

Методическая разработка "Тематический классный час «Моя специальность – мой завод»
В ответе на вопрос о будущей профессии, требований к ней проявились новые тенденции. Первостепенным требованием к труду выдвигают высокую оплату (это интересует, прежде всего, мальчиков). Можно сделат...

Методическая разработка Тематического классного часа: «Давайте дружить»
Цель: • Сплочение группы. • Формирование и развитие навыков группового взаимодействия. «Сплочение – это возможность для группы стать единым целым для достижений конкретных целей и задач. У вас ест...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА тематического классного часа «СПИД глобальная проблема современности»
Основная цель тематического классного часа - сформировать активную жизненную позицию, направленную на избегание поведенческих рисков, связанных с ВИЧ – инфицированием.Форма проведения мероприятия: дис...
Методическая разработка тематического классного часа на тему: «Безопасность подростков в сети Интернет: виды интернет-преступлений и способы их предупреждения»
Часто подростки подвержены негативному влиянию из вне, а так как Интернет на данный момент является неотъемлемой частью жизни, то именно там современных школьников и студентов и подстерегает большое к...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА тематического классного часа в формате Сократовской беседы «Вопросы, которые нас волную»
Методическая разработка предназначена для классных руководителей студентов I-IV курса.В методической разработке представлена методика проведения тематического классного часа по нравственно-эстетическо...

Методическая разработка тематического классного часа
Проблема школьной травли особенно остра, практически ежедневно в СМИ транслируются новые кадры издевательств подростками над своими сверстниками, вопиющие случаи детской и подростковой жестокости по в...



