Методическая разработка тематического классного часа
методическая разработка

Сокова Наталья Александровна

Проблема школьной травли особенно остра, практически ежедневно в СМИ транслируются новые кадры издевательств подростками над своими сверстниками, вопиющие случаи детской и подростковой жестокости по всей России.Практически каждый из нас сталкивался с проблемой агрессии в школах. Это может быть хулиганство и пр. Но бывают ситуации, когда группа детей умышленно «травит» одного ребенка, применяя к нему физическое  и психологическое давление. 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon bulling_tekst.doc78 КБ

Предварительный просмотр:

Департамент образования и науки Ивановской области

Областное государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

 Ивановский промышленно-экономический колледж

Шуйский филиал




МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

для проведения тематического классного часа

Специальность 38.02.03 Операционная деятельность в логистике

   15.02.07 Автоматизация технологических процессов и производств (по отраслям)

15.02.14 Оснащение средствами автоматизации технологических процессов и производств (по отраслям)

29.02.05 Технология текстильных изделий (по видам)

08.02.09 Монтаж, наладка и эксплуатация электрооборудования промышленных и гражданских зданий








Разработчики: Казакова О.В., преподаватель

                                                                                           Сокова Н.А., преподаватель

Шуя, 2024 г.

Содержание

Введение ............................................................................................................... 3

          1. Теоретические основы профилактики буллинга.............................................. 4

    2. Виды психологического насилия           .................................................... 5               3.  Причины буллинга........................................................................................ 7           4. Методы, формы, приемы профилактики буллинга ……………………….8

        Список литературы ............................................................................................... 9

Введение

Проблема буллинга существовала всегда, и на всех этапах жизни человека, как в детском возрасте в образовательном учреждении, так и во взрослой жизни на работе. Подростковый возраст является самым сложным, конфликтным и противоречивым этапом развития личности. На данном этапе происходит физические и психологические изменения, происходит половое созревание, поиск своего «Я». Учеба уходит на второй план и для подростка референтной группой становятся его сверстники, происходит борьба за лидерство, конфликты. Несмотря на то, что участие подростка в конфликтах является вполне нормальным, проблема буллинга заключается в том, что травля происходит продолжительное время. В борьбе за лидерство каждый хочет самоутвердиться на фоне другого сверстника, и начинается травля. «Жертве» очень сложно сменить свой статус, она подвергается постоянным нападкам со стороны «обидчика» и его друзей. Важно предупреждать и пресекать любые попытки проявления насилия среди подростков. Актуальность проблемы профилактики буллинга заключается в том, что так и не созданы универсальные способы борьбы с данной проблемой в школах, многие преподаватели не замечают или не хотят замечать травли среди подростков, из-за этого вовремя не оказывается необходимая поддержка и помощь как «жертвам», так и «обидчикам». Буллинг начинает принимать новые формы, все чаще травля происходит в интернете – кибербуллинг. Современным подросткам, являющимися «жертвами» буллинга сложнее избегать ситуаций травли, что негативно сказывается на их психологическом состоянии и может иметь последствия во взрослой жизни. О буллинге заговорили только в начале 20-го века, в 1905 году К. Дьюкс опубликовал свою работу о буллинге, которая положила начало исследованию данной проблемы. Люди заговорили о существовании данной проблемы, исследователи из европейских стран, такие как Д. Олвеус, Д. 4 Лэйн, Таттуи и многие другие, начали заниматься изучением данной проблемы

Краткое описание. В ходе мероприятия обучающиеся знакомятся с основными понятиями и видами буллинга. Беседа со студентами направлена на нахождение выхода из ситуации травли. Основная цель классного часа – формирование толерантного отношения к сверстникам и умение не допускать психологического и физического воздействия на окружающих.

Цели:

  • формирование негативного отношения к таким понятиям, как буллинг, моббинг, психологическое насилие;
  • формирование умения найти пути выхода из ситуаций травли;
  • формирование толерантного отношения к сверстникам;
  • закрепление понятий буллинг, моббинг как резко отрицательных явлений жизни.

Прогнозируемый результат: понимание студентами важности проблемы психологического насилия; помощь в определении   нравственных ориентиров.

Материалы и оборудование: проектор, ноутбук, интерактивная доска, презентация, видеоролики.

Форма проведения, участники: внеурочное занятие, обучающиеся гр.А2А и Л2А (2 курс)

Ход занятия

  1. Введение, формулировка темы занятия.

Преподаватель 1: студенты, прежде, чем мы определим тему нашего занятия, мы хотим показать вам отрывок из старого мультфильма, который вы все хорошо знаете.

Демонстрация отрывка из мультфильма «Гадкий утенок» [1]

Преподаватель 1: Ребята, что мы увидели в этом отрывке?

Ответы студентов.

Как вы думаете, о чем пойдет речь у нас сегодня? Ответы студентов. Правильно, о травле (буллинге).

  1. Работа с понятиями.

Преподаватель 1: С травлей вы все сталкивались неоднократно. Давайте подумаем, что это такое? В чем проявляется травля?

Ответы студентов.

Демонстрация презентации, мини-лекция преподавателя.

Преподаватель 1: Травля, или буллинг, или моббинг – это негативные действия со стороны одного или нескольких человек в отношении другого человека на протяжении длительного времени. Травля – это один из видов отвержения, психологического насилия.

Виды психологического насилия:

  • Травля (не дают прохода, обзывают, бьют, развлекаются, мстят за что-то…)
  • Неприятие активное (возникает в ответ на действия жертвы; человеку дают понять, что он никто, его мнение ничего не значит)
  • Неприятие пассивное (не принимают, не берут в совместную деятельность)
  • Игнорирование (на человека не обращают внимания, с ним не общаются, его не замечают, не интересуются им);
  • Моральное насилие (насмешки, шантаж, угрозы, прозвища, оскорбления);
  • Кибербуллинг (угрозы в сети, домогательства, выкладывание в интернет порочащих сведений и пр.)

Все эти виды одинаково отвратительны и имеют тяжелые последствия.

  1. Активизация моральных чувств.

Преподаватель 2: Ребята, я предлагаю вам посмотреть небольшой ролик. А когда вы будете его смотреть, постарайтесь представить себя на месте главной героини.

Демонстрация ролика «Детская жестокость» [2]

Преподаватель 2: вы посмотрели ролик и представили себя на месте героини. Ответьте, пожалуйста, на вопросы:

- как бы вы себя чувствовали в такой ситуации?

- какие бы эмоции вы испытывали?

- чего бы вам хотелось?

Ответы студентов.

  1. Оценка явления.

Преподаватель 2: То, что вы сейчас видели, - недопустимо. Никогда и ни в каком случае не оправдано. Вы должны знать: травля – это плохо! Люди могут быть очень разными они могут нравиться друг другу больше или меньше, но это не повод травить и грызть друг друга, как пауки в банке. Люди на то и люди, разумные существа, что они способны научиться быть вместе и работать вместе. Даже если они очень-очень разные и кто-то кому-то кажется совсем неправильным. Но никогда, никому не позволено травить другого за то, что он отличается чем-то от вас. Никакие «да мы просто пошутили», или «мы так играем», или «мы его просто дразним».

Ребята мы должны быть толерантны друг другу! А толерантность – это (от лат. tolerantia — терпение, терпеливость, принятие) - термин, обозначающий терпимость к иному мировоззрению, образу жизни, поведению и обычаям.

Травля – это болезнь. Бывают такие болезни, которые поражают не людей, а группы, классы, компании. Если человек не моет руки, он может подхватить инфекцию и заболеть. А если группа не следит за чистотой отношений, она тоже может заболеть - насилием. Это очень грустно, это всем вредно и плохо. И в этом случае нам придется вместе срочно лечиться, чтобы у нас был здоровая, дружная группа.

Давайте посмотрим, как выглядит эта болезнь и кто ею болеет.

  1. Мини-лекция преподавателя с демонстрацией презентации

Преподаватель 1: В буллинге участвуют три стороны: зачинщики, жертва и последователи.

Зачинщики. В основе их действий обычно лежит желание самоутвердиться, выделиться. Иногда травля бывает результатом личной мести.

Преследователи (последователи, наблюдатели) – все остальные.

Причины присоединения последователей к зачинщикам:

- подчинение стадному чувству;

- желание заслужить одобрение лидеров класса;

- от скуки или ради развлечения;

- из страха оказаться на месте жертвы;

- желание самоутвердиться

Особенности последователей:

- несамостоятельность;

- И НЕ СТОИТ ЗАБЫВАТЬ о том, что такое понятие, как «буллинг» (травля) в законе отсутствует. Однако в АДМИНИСТРАТИВНОМ и УГОЛОВНОМ КОДЕКСЕ ЕСТЬ СТАТЬИ, которые можно применить к зачинщикам травли. Например, - ОСКОРБЛЕНИЕ, НАНЕСЕНИЕ ПОБОЕВ, УГРОЗА, КЛЕВЕТА, МЕЛКОЕ ХУЛИГАНСТВО, ИСТЯЗАНИЕ. Здесь все зависит от конкретной ситуации. Все вышеперечисленные статьи относятся к уголовному кодексу, а следовательно, К ОТВЕТСТВЕННОСТИ по ним МОГУТ БЫТЬ ПРИВЛЕЧЕНЫ ЛИЦА СТАРШЕ 16 ЛЕТ. Кроме того, ВИНОВНИК БУДЕТ ПОСТАВЛЕН НА УЧЕТ в Отдел по делам несовершеннолетних.

УК РФ Статья 116. Побои (в ред. Федерального закона от 07.02.2017 N 8-ФЗ):

- побои или иные насильственные действия, причинившие физическую боль, но не повлекшие последствий, совершенные из хулиганских побуждений, а равно по мотивам политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды либо по мотивам ненависти или вражды в отношении какой-либо социальной группы,

- наказываются обязательными работами на срок до 360 часов, либо исправительными работами на срок до 1 года, либо ограничением свободы на срок до 2 лет, либо принудительными работами на срок до 2 лет, либо арестом на срок до 6 месяцев, либо лишением свободы на срок до 2 лет.

КоАП РФ Статья 5.61. Оскорбление (введена Федеральным законом от 07.12.2011 N 420-ФЗ):

 1. Оскорбление, то есть унижение чести и достоинства другого лица, выраженное в неприличной форме влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 1000 до 3 000 рублей;

- на должностных лиц - от 10 000 до 30 000 рублей;

2. Оскорбление, содержащееся в публичном выступлении, публично демонстрирующемся произведении или средствах массовой информации влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 3 000 до 5 000 рублей;

- на должностных лиц - от 30 000 до 50 000 рублей;

УК РФ Статья 119. Угроза убийством или причинением тяжкого вреда здоровью (в ред. Федерального закона от 07.12.2011 N 420-ФЗ):

1Угроза убийством или причинением тяжкого вреда здоровью, если имелись основания опасаться осуществления этой угрозы наказывается обязательными работами на срок до 480 часов, либо ограничением свободы на срок до 2 лет, либо принудительными работами на срок до 2 лет, либо арестом на срок до 6 месяцев, либо лишением свободы на срок до 2 лет.

2. То же деяние, совершенное по мотивам политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды либо по мотивам ненависти или вражды в отношении какой-либо социальной группы наказывается принудительными работами на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового либо лишением свободы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

УК РФ статья 110. Доведение до самоубийства:

- доведение лица до самоубийства или на покушение до самоубийство путем угроз, жестокого обращения или систематического унижения человеческого достоинства потерпевшего.

- наказывается принудительными работами на срок до 5 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 7 лет или без такового либо лишением свободы на срок от 2 до 6 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 7 лет или без такового.

Преподаватель 2:  теперь давайте досмотрим ролик до конца  (ролик «Детская жестокость» [2]).

Преподаватель 2: Чтобы избежать подобных ситуаций буллинга, каждому стоит отвечать за свои поступки и не забывать об своих обязанностях. Поступай с  другими так, как ты хотел бы, чтобы они поступали с тобой.

Видеоролик «Травли нет» [4].

Список использованных источников:

  1. Мультфильм «Гадкий утенок» (Союзмультфильм, 1956 г)
  2. Социальный ролик «Детская жестокость» https://www.youtube.com/watch?v=OlpVEThESSI
  3. Правовая система Консультант-Плюс  http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34661/74754240d170cc049cd7b313852fd5985eb0aafc/
  4. Видеоролик «Травли нет»

     http://ludmilapsyholog.livejournal.com/81492.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка Тематического классного часа: «Давайте дружить»

Цель: • Сплочение группы. • Формирование и развитие навыков группового взаимодействия. «Сплочение – это возможность для группы стать единым целым для достижений конкретных целей и задач. У вас ест...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА тематического классного часа «СПИД глобальная проблема современности»

Основная цель тематического классного часа - сформировать активную жизненную позицию, направленную на избегание поведенческих рисков, связанных с ВИЧ – инфицированием.Форма проведения мероприятия: дис...

Разработка тематического классного часа на тему: Тема: Моё здоровье – моё богатство!

- тематика классного часа, беседы о вреде алкоголя, табака и наркотиков в колледже является актуальной и оправданной. Ведь одной из главных задач образовательного учреждения вырастить здоровое поколен...

Методическая разработка тематического классного часа на тему: «Безопасность подростков в сети Интернет: виды интернет-преступлений и способы их предупреждения»

Часто подростки подвержены негативному влиянию из вне, а так как Интернет на данный момент является неотъемлемой частью жизни, то именно там современных школьников и студентов и подстерегает большое к...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА тематического классного часа в формате Сократовской беседы «Вопросы, которые нас волную»

Методическая разработка предназначена для классных руководителей студентов I-IV курса.В методической разработке представлена методика проведения тематического классного часа по нравственно-эстетическо...

Методическая разработка тематического классного часа День Знаний

Цель: сплочение группы и построение эффективного командного взаимодействия. Задачи:• формирование благоприятного психологического климата в группе; • нахождени...