МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА тематического классного часа в формате Сократовской беседы «Вопросы, которые нас волную»
методическая разработка

Гладких Ольга Евгеньевна

Методическая разработка предназначена для классных руководителей студентов I-IV курса.

В методической разработке представлена методика проведения тематического классного часа по нравственно-эстетическому воспитанию студентов.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodichka_klassnogo_chasa_sokrat.docx476.27 КБ

Предварительный просмотр:

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ТУЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ

«ТУЛЬСКИЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

тематического классного часа в формате Сократовской беседы

Тема: «Вопросы, которые нас волную»

 

для классных руководителей студентов I-IV курсов

Автор: Гладких О.Е.

Щекино 2022

Рассмотрено и одобрено на

заседании ПЦК №3

протокол №________от

Председатель ПЦК №3         

__________О.И.Каргина

Регистрационный номер________

Методист ГПОУ ТО «ТЭК»

________Е.В. Яковлева

«____»_________2022 г.

УТВЕРЖДАЮ

Заместитель директора по учебной работе ГПОУ ТО «ТЭК»

________Е.В. Кошелева

«____»_________2022 г.

Составители:

Гладких О.Е., преподаватель по информационным технологиям Государственного профессионального образовательного учреждения Тульской области «Тульский экономический колледж», классный руководитель группы 419-С ГПОУ ТО «ТЭК»

Рецензент:

__________________________________________________________

ФИО рецензента, должность, место работы

Методическая разработка предназначена для классных руководителей студентов I-IV курса.

В методической разработке представлена методика проведения тематического классного часа по нравственно-эстетическому воспитанию студентов.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение.................................................................................................4

Подготовительный этап.........................................................................5

План мероприятия..................................................................................6

Методика проведения............................................................................7

Сценарий.................................................................................................9

Заключение.............................................................................................14

Список литературы................................................................................15

Приложение А: презентация к классному часу «Вопросы, которые нас волнуют».................................................................................................16

ВВЕДЕНИЕ

Одним из аспектов работы классного руководителя является нравственное воспитание студентов.

Нравственное воспитание – составная часть комплексного подхода к воспитанию личности.

Главная функция нравственного воспитания состоит в том, чтобы сформировать у подрастающего поколения нравственное сознание, устойчивое нравственное поведение и нравственные чувства, соответствующие современному образу жизни, сформировать активную жизненную позицию каждого человека, привычку руководствоваться в своих поступках, действиях, отношениях чувствам общественного долга.

Цель классного часа «Вопросы, которые нас волнуют»:

  • Проанализировать как построить свою дальнейшую жизнь;
  • Научить ребят давать объективную конструктивную оценку;
  • Проанализировать корень становления понятий нравственных/безнравственных поступков;
  • Сформировать требования важных для человека жизненных качеств и понять, как они работают в реальной жизни.

Задачи классного «Вопросы, которые нас волнуют»:

  • Развить индивидуальность и повысить самооценку у обучающихся;  
  • Выявить пользу нравственных поступков человеческих качеств и поступков для формирования жизненных целей и задач.

ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП

При разработке методических рекомендаций были определены:

  • Ход и этапы проведения классного часа, его цели;
  • Подробно разработаны элементы классного часа;
  • Сформированы выводы по обсуждаемым вопросам.
  • Предусмотрена рефлексия для подведения итогов.

 Для лучшей наглядности на интерактивной доске подготовлена презентация «Вопросы, которые нас волнуют», в ходе которой студенты, во время проведения классного часа, отвечают на вопросы классного руководителя, формируют определенные выводы по нравственным аспектам формирования личности.

Оборудование для проведения классного часа:

  • ПК, презентация, интерактивная доска;
  • Конспект для классного руководителя.

                                         ПЛАН МЕРОПРИЯТИЯ

Тема: «Вопросы, которые нас волнуют».

Цель: формирование нравственной нормы воспитания, путем изучения жизненных целей и становления нравственных поступков.

Задача: развить индивидуальность, повысить самооценку у обучающихся, сформировать установки на здоровый и безопасный образ жизни.

Вид мероприятия: тематический классный час (сократовская беседа).

Место проведения: компьютерный класс.

Время проведения: 45 минут.

Участники: студенты I-IV курса ГПОУ ТО «ТЭК»

Примечание: Материал, представленный в методической разработке, можно использовать на уроках по обществознанию и психологии общения.

ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ МОМЕНТЫ

План классного часа (45 мин)

Правила беседы

5 мин

Разминка+выводы

10 мин

Высказывания известных людей

5 мин

Нравственные/безнравственные поступки

5 мин

Истории из жизни

10 мин

Подведение итогов

5 мин

Рефлексия

5 мин

ИТОГО:

45 мин

МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ

В аудитории собрались студенты. Классный руководитель, сообщает тему и цель мероприятия, говорит вступительное слово. 

На интерактивной доске установлена презентация с материалом для классного часа. Классный руководитель задает вопросы для обсуждения. Студенты отвечают на них.

Классный руководитель выслушивает рассуждения студентов, помогает сформировать выводы по определенным вопросам. По окончании классного часа подводятся итоги, проводится рефлексия.

Вопросы по ходу проведения классного часа:

  1. Какое у вас сейчас настроение?
  2. Какое настроение у вас бывает чаще всего?
  3. С какими людьми предпочитаете иметь дело?
  4. Как вам кажется, что вы будете делать через 5 лет? 10 лет?
  5. Чем вы собираетесь заниматься после окончания колледжа?
  6. Чем вы руководствуетесь в своем выборе?
  7. Как вы считаете, какими качествами должен обладать человек, чтобы не ошибиться в жизненном выборе?
  8. Должны ли у человека быть жизненные цели?
  9. Какие цели сейчас можете поставить перед собой вы?
  10. Как вы добиваетесь поставленной цели?
  11. К кому вы себя относите: пессимистам/оптимистам?
  12. Какие человеческие качества помогают сделать правильный нравственный выбор?
  13. Какие качества могут привести человека к безнравственному поступку?
  14. Какие человеческие качества вам особенно неприятны? Если можете, пожалуйста, объясните почему.
  15. Какими качествами должен обладать человек, чтобы вызвать ваше уважение?

Рефлексия:

— Дал ли Вам сегодняшний разговор пищу для размышлений?

СЦЕНАРИЙ

Презентация: 1 слайд (с названием классного часа «Вопросы, которые нас волнуют»)

Классный руководитель приветствует студентов и присутствующих (сообщает тему, цель мероприятия).

Презентация: 2 слайд (вступительное слово)

Классный руководитель:

Вступительное слово: Много веков назад великий мыслитель Сократ вместе со своими учениками обсуждал различные проблемы. Говорили в основном ученики, Сократ задавал вопросы и вставлял логические связки. Они сидели на камнях среди голых скал. Сегодня мы вновь попробуем стать учениками Сократа. (прочесть правила беседы со слайда)

Презентация: 3 слайд (разминка)

(Прочесть информацию со слайда, ответить на вопросы)

Студенты отвечают на вопросы

Презентация: 4 слайд (после князя, Роберт)

Классный руководитель:

Вступительное слово: Вам постоянно говорят все вокруг — вы уже взрослые. Шаг за шагом вы входите в самостоятельную жизнь. Пришел тот момент, когда не колледж, не учителя и даже родители, а вы сами должны определить многое в своей жизни, сделать выбор жизненного пути, нести ответственность за это, разбираться и отвечать на вопросы, которые ставит перед вами жизнь.

Каждый из нас мечтает о яркой, красивой жизни.

Объясните, что вы вкладываете в определение «яркая, красивая, благополучная жизнь». (студенты отвечают на вопросы)

Презентация: 5 слайд (Роберт)

Подведение итогов (см. слайд)

Презентация: 6-8 слайд (Высказывания известных людей)

Классный руководитель:

Студенты читают высказывания и комментируют согласны/не согласны ли они с ним. И почему.

Дарвин:

Согласны ли вы с этими словами? Какие аргументы вы можете привести «за» и «против»?

Чем вы собираетесь заниматься после окончания колледжа?

Чем вы руководствуетесь в своем выборе?

Как вы считаете, какими качествами должен обладать человек, чтобы не ошибиться в жизненном выборе? (написать на доске)

Толстой:

Должны ли у человека быть жизненные цели?

Какие цели сейчас можете поставить перед собой вы?

Как вы добиваетесь поставленной цели?

Но чтобы достигнуть поставленных целей, конечно, необходимо трудолюбие.

Шаляпин

Юность — пора мечтаний, иллюзий, и очень хорошо, если это останется с вами. Но встреча с реальной жизнью — это часто упорный труд, разочарования в любви, в любимом деле, профессии и, наконец, это разочарование в самом себе. К этому надо быть готовым, иначе человек может сломаться.

Презентация: 9 слайд (Оптимист/пессимист/реалист)

Классный руководитель:

Вступительное слово:

Оптимист/пессимист

Вот вы говорили, что на ваш выбор профессии влияют материальные условия. Проанализируйте такую ситуацию: Александр мечтал стать программистом, но, к сожалению, после школы не поступил на факультет кибернетики. Он не захотел поступать ни в какой другой вуз и решил трудоустроиться уборщиком в ИТ-компанию и подрабатывать курьером.

Оптимисты должны найти положительные моменты в этой ситуации, а пессимисты — отрицательные.

Победят те, которые покажутся более убедительными.

Мы убедились, что в любой ситуации можно найти положительные и отрицательные моменты.

Хочу прочитать слова Д.С. Лихачева из его книги «Раздумья»: «Нас интересует, какими качествами должен обладать выпускник... Разумным оптимизмом. Он должен уметь с готовностью и достоинством переносить все жизненные трудности, без которых не проживешь и без которых в конце концов жизнь была бы пустой».      

• Мы вновь вышли на личностные качества.

Презентация: 10 слайд (Дополнительный)

Классный руководитель:

Вступительное слово:

Послушайте отрывок из поэмы Фазу Алиевой «Сын»:

Ты, сын мой, должен помнить: оттого

Ржавеет даже новый лист железа,

Что в сырости лежит он бесполезно

И не находят дела для него.

Душе людской во много раз трудней:

И в дверь души, и в щели этой двери

Сто ржавчин и пороков лезут к ней...

Запомни три из них по крайней мере:

Во-первых, — зависть. Ты ее убей

В зародыше. И научись по праву

Безревностно ценить других людей,

Чтить их удачу, их успех и славу.

Второе — злость. Беги от чувства злого.

Сей доброту. Живи, других любя,

Суди себя, коль осудил другого,

Прости другого, коли простил себя.

В порыве злом, в решении крутом

Сдержись. И гнева своего не выдай.

Не нанеси нечаянной обиды,

Чтоб не пришлось раскаяться потом.

И третье — корень наших многих бед —

Убийца всех достоинств в человеке —

Безделье. И позорнее вовеки

Порока в людях не было и нет.

Не в праздном воздыханье на диване,

А в празднике полезного труда

Ищи свой смысл... И разочарованье

Не потревожит ум твой никогда.

Презентация: 11-12 слайд (Нравственность/таблица)

Студенты отвечают на вопросы (11 слайд)

Классный руководитель:

Вступительное слово:

Нравственной личностью человек становится только тогда, когда в душе его навсегда поселились совесть, ответственность и долг. Эти важнейшие нравственных качества взаимосвязаны и тесно переплетаются между собой. Совесть — это внутренняя работа ума и сердца, это внутренний голос и внутренний судья человека. 

Каждый выбирает для себя

Женщину, религию, дорогу.

Дьяволу служить или пророку

Каждый выбирает для себя.

Каждый выбирает по себе

Слово для любви и для молитвы.

Шпагу для дуэли, меч для битвы

Каждый выбирает по себе.

Каждый выбирает по себе

Щит и латы, посох и заплаты.

Меру окончательной расплаты

Каждый выбирает по себе.

Презентация: 13-15 слайд (Итоги)

Классный руководитель:

Вступительное слово: сегодня мы поставили перед собой важные вопросы и попытались все вместе найти на них ответы. (13 слайд)

14-15 слайд: прочесть и подвести итог.

Спасибо за внимание!

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Классные часы по нравственному воспитанию способствуют становлению и развитию качеств личности на основе нравственных ценностей.

Классный час «Вопросы, которые нас волнуют» создает условия для интеллектуального, нравственного и профессионального развития студентов.

ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ

  1. https://kopilkaurokov.ru/klassnomuRukovoditeliu/meropriyatia/klassnyi-chas-v-9-klassie-v-poiskakh-budushchiei-profiessii;
  2. https://alegri.ru/deti/vs-dlja-devochek-i-malchikov/vneklasnye-meroprijatija-v-shkole-scenari/klasnyi-chas-dlja-starsheklasnikov-dorogi-kotorye-my-vybiraem-10-11-klas.html;
  3. https://urok.1sept.ru/articles/103174.

Приложение А

Презентация к классному часу «Вопросы, которые нас волнуют»

1) 

2) 

3) 

4) 

5) 

6) 

7) 

8) 

9)

10) 

11) 

12) 

13) 

14) 

15) 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка классного часа на тему: «Курение: иллюзия и реальность»

Методическая разработка классного часа на тему: «Курение: иллюзия и реальность» предназначена для студентов НПО и СПО. Разработка пропагандирует здоровый образа жизни, показывает вред и пагубное...

Методическая разработка классного часа "Любимых окон негасимый свет"

Данная методическая разработка относится к разделу "Семейное воспитание". Классный час проводился в студенческой группе третьего курса педагогического колледжа. Цель кураторского часа: рассмотрет...

методическая разработка классного часа "День согласия и примирения"

"День Согласия и примирения" тема эта обязательно должна звучать,т.к. есть хороший повод привить обучающимся любовь к Родине, партиотизм, поговорить о толерантности, о дружбе, о единстве народа...

Методическая разработка классного часа "В начале было слово"

Обращение к отправной точке нашей письменности наводит на мысль и об исторической изменчивости языка. Старославянский язык (под которым традиционно понимается язык первых переводов греческих бог...

Методическая разработка классного часа по теме: "Город не сдали врагу"

Классный час посвящен блокаде Ленинграда , которая навсегда воша в историю , как образец высочайшего человеческого мужества, несокрушимой силы духа советских людей.в материале рассказывается о поэтесс...

Методическая разработка классного часа «БЕЗОПАСНЫЕ КАНИКУЛЫ...» (Правила поведения во время зимних каникул) методическая разработка

Цель классного часа - повышение осведомлённости студентов о безопасном поведении во время каникул.Методическая разработка классного часа на тему: «БЕЗОПАСНЫЕ КАНИКУЛЫ...» отража...

С ДНЁМ СОВЕРШЕННОЛЕТИЯ! Методическая разработка классного часа для классных руководителей групп старших курсов

Совершеннолетие непростой этап в жизни каждого студента. Вчерашний ребёнок вдруг становится взрослым и должен принять на свои юные плечи серьёзный груз - взрослую жизнь.Конечно, и до восемнадцатого дн...