Статья "ВОЛЕЙБОЛ: ФОРМИРОВАНИЕ МАСТЕРСТВА И ВОСПИТАНИЕ КОМАНДЫ"
статья

Усов Александр Вадимович

Данная статья посвящена вопросам методики преподавания волейбола студентам специальности "Физическая культура". В статье рассматриваются особенности построения эффективных учебно-тренировочных процессов, направленные на развитие технического мастерства, укрепление межличностных связей в команде и формирование устойчивого интереса к данному виду спорта. Особое внимание уделено роли преподавателя физической культуры в процессе организации качественного образовательного пространства и реализации педагогических подходов, обеспечивающих высокий уровень профессиональной компетентности будущих педагогов и тренеров.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл usov.docx16.79 КБ

Предварительный просмотр:

Усов А.В.

Областное государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Шарьинский педагогический колледж Костромской области», город Шарья

ВОЛЕЙБОЛ: ФОРМИРОВАНИЕ МАСТЕРСТВА И ВОСПИТАНИЕ КОМАНДЫ

Аннотация

Данная статья посвящена вопросам методики преподавания волейбола студентам специальности «Физическая культура».  В статье рассматриваются особенности построения эффективных учебно-тренировочных процессов, направленные на развитие технического мастерства, укрепление межличностных связей в команде и формирование устойчивого интереса к данному виду спорта. Особое внимание уделено роли преподавателя физической культуры в процессе организации качественного образовательного пространства и реализации педагогических подходов, обеспечивающих высокий уровень профессиональной компетентности будущих педагогов и тренеров.

Волейбол занимает особое место среди множества спортивных дисциплин, поскольку сочетает в себе высокую динамику, разнообразие техник и необходимость постоянного взаимодействия игроков. Именно поэтому данная игра особенно популярна среди молодежи и активно используется в рамках школьной и вузовской образовательной системы. Но успех преподавания заключается не только в правильном подборе упражнений и методическом подходе, но и в понимании психологии юных спортсменов и внимании к специфике восприятия ими учебной информации.

Особое значение имеет роль преподавателя физической культуры, ведь именно от его профессионализма и умения грамотно организовывать учебный процесс зависит эффективность подготовки будущего специалиста в области физической культуры и спорта.

Одной из основных задач в обучении волейболу является создание прочной технической базы. Это достигается путем систематического изучения и закрепления приемов подачи, приема мяча, передачи, нападающего удара и блока. Важно уделять внимание индивидуальной работе с каждым студентом, учитывая индивидуальные особенности организма и психоэмоциональные характеристики обучающихся.

Примерно 80% времени должно отводиться непосредственно практике, остальное же время — теоретическому изучению основ и правилам игры. Хорошее понимание принципов волейбола обеспечивает эффективную реализацию полученных навыков в реальных игровых ситуациях.

Игра в волейбол невозможна без сплоченности и взаимопонимания в команде. Преподавателю важно научить студентов правильно распределять обязанности, доверять друг другу и оперативно реагировать на изменения обстановки на поле. Таким образом, важным компонентом образовательного процесса становится работа по развитию коммуникативных способностей и лидерских качеств.

Именно совместная деятельность формирует чувство ответственности и уважения к партнерам по команде, позволяя укрепить межличностные связи и подготовить почву для дальнейшего профессионального роста будущих учителей физической культуры.

Современная образовательная среда предполагает использование инновационных методов и цифровых технологий. Применение интерактивных тренажёров, виртуальной реальности и специализированных компьютерных программ способно значительно ускорить процесс усвоения знаний и навыков. Например, симуляторы могут воспроизводить реалистичные сценарии игры, позволяющие студентам практиковать принятие решений в нестандартных ситуациях.

Кроме того, внедрение цифрового контроля качества занятий, электронных дневников успеваемости и автоматизированных систем анализа эффективности открывает новые горизонты для оценки и оптимизации учебного процесса.

Подводя итог всему сказанному, подчеркнем важность грамотного планирования и организации учебно-воспитательного процесса в обучении волейболу. Эффективная методика преподавания предусматривает сбалансированное сочетание теории и практики, индивидуальный подход к каждому учащемуся и постоянное развитие эмоциональных и интеллектуальных компонентов игрового процесса.

Только совместная творческая работа преподавателя и студента способна обеспечить высокие результаты в освоении волейбола и заложить основу успешной карьеры в области физической культуры и спорта.

Список использованной литературы

  1. Матвеев А.П., Мельникова Н.Б. Теория и методика физического воспитания детей школьного возраста // Учебное пособие для вузов. Москва, Издательство МГУ, 2021 г.
  2. Ионов Ю.В. Педагогические технологии физического воспитания студентов вуза // Журнал высшего образования, № 1, 2023 г.
  3. Колчинская Е.А. Основы волейбола: учебное пособие для высших учебных заведений физической культуры. СПб.: Лань, 2022 г.
  4. Хрущёва О.Н. Психология спортивной деятельности. Новосибирск: Наука, 2020 г.
  5. Гущин Д.И. Инновационные технологии в подготовке спортсменов-профессионалов // Вестник науки и образования, № 5, 2024 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий визитной карточки команды КВН "Дай 5" МАОУ «СОШ № 127» г. Перми на фестивале педагогических команд КВН «ПЕДвесна»

Вашему вниманию представляю сценарий визитной карточки команды КВН "Дай 5" МАОУ "СОШ № 127 с углублённым изучением отдельных предметов" города Перми...

Сценарий музыкального конкурса «Родительское собрание» команды КВН «Дай 5» МАОУ «СОШ № 127 с углублённым изучением отдельных предметов» г. Перми на фестивале педагогических команд КВН «ПЕДвесна»

представляю Вашему вниманию сценарий музыкального конкурса «Родительское собрание» команды КВН «Дай 5» МАОУ «СОШ № 127 с углублённым изучением отдельных предметов» г. Перми на...

Формирование лидера в спортивной команде

Статья "Формирование лидера в спортивной команде" посвящена актуальной проблеме формирования лидерства в командном спорте. Рекомендации могут использоваться начинающим тренером как при анали...

Программа по подготовке команд участников к конкурсам по профессиональному мастерству «Парикмахерское искусство»

Программа по подготовке  команд участников   к конкурсам по профессиональному мастерству «Парикмахерское искусство».Цель программы – подготовка команд для участия в ко...

Об исполнительском мастерстве педагога как средстве воспитания профессиональных компетенций

Принимая участие в беседах с педагогами-пианистами, связанных с обсуждением тех или иных профессиональных вопросов, я  убедилась в том, что в нашем музыкальном образовании сейчас существуют ...

Программа «Современные педагогические технологии – как инструмент совершенствования методов обучения ,воспитания и педагогического мастерства»

Подготовка высококвалифицированного специалиста, востребованного в условиях рынка, способного самостоятельно принимать решения в рамках профессиональной компетентности – главная задача преподава...

Статья "О работе певца-народника над голосом, воспитание народной манеры пения, роль педагога в формировании исполнительского мастерства студента "

Народной манерой в быту, как известно, овладевают в подростковом возрасте и с окончанием мутации поют по-народному совершенно свободно и уверенно, стройно, интонационно чисто и иногда даже с виртуозны...