Методическая разработка по учебной дисциплине «Литература» на тему: «Под шелест Пушкинских страниц…»
методическая разработка
Ежегодно 6 июня в нашей стране отмечаю день рождения великого русского поэта А. С. Пушкина. Пушкинский день – это один из самых важных праздников в культурной жизни России.
В 2024 году исполняется 225 – лет со дня рождения А. С. Пушкина.
Президент Российской Федерации В. В. Путин подписал Указ от 5 июля 2021 года № 404 «О 225–летии со дня рождения А. С. Пушкина», в котором намечены основные направления, связанные с празднованием юбилея поэта. Согласно указу Президента Российской Федерации органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации было рекомендовано принять участие в подготовке и проведении празднования 225–летия со дня рождения А.С. Пушкина.
В проект плана основных мероприятий учреждений культуры страны, вошли культурные и образовательные события: выставочные проекты, торжественные события, социально значимые, просветительные проекты и акции.
Юбилейная дата имеет особое значение для преподавателей русского языка и литературы, так как Пушкин был не только великим поэтом, но и ярким представителем русской литературы.
Методическая разработка будет полезна студентам среднего профессионального образования, педагогическому коллективу образовательной организации, а также всем заинтересованным лицам.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 41.43 КБ |
Предварительный просмотр:
Областное государственное бюджетное профессиональное
образовательное учреждение
«Шарьинский аграрный техникум Костромской области»
Методическая разработка
по учебной дисциплине «Литература»
на тему:
«Под шелест Пушкинских страниц…»
Разработал преподаватель Серова И.И.
г.Шарья
2024 г
ПРЕДИСЛОВИЕ
Ежегодно 6 июня в нашей стране отмечаю день рождения великого русского поэта А. С. Пушкина. Пушкинский день – это один из самых важных праздников в культурной жизни России.
В 2024 году исполняется 225 – лет со дня рождения А. С. Пушкина.
Президент Российской Федерации В. В. Путин подписал Указ от 5 июля 2021 года № 404 «О 225–летии со дня рождения А. С. Пушкина», в котором намечены основные направления, связанные с празднованием юбилея поэта. Согласно указу Президента Российской Федерации органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации было рекомендовано принять участие в подготовке и проведении празднования 225–летия со дня рождения А.С. Пушкина.
В проект плана основных мероприятий учреждений культуры страны, вошли культурные и образовательные события: выставочные проекты, торжественные события, социально значимые, просветительные проекты и акции.
Юбилейная дата имеет особое значение для преподавателей русского языка и литературы, так как Пушкин был не только великим поэтом, но и ярким представителем русской литературы.
Методическая разработка будет полезна студентам среднего профессионального образования, педагогическому коллективу образовательной организации, а также всем заинтересованным лицам.
Цели и задачи:
1. Поддержать интерес к литературе, расширить кругозор обучающихся, воспитывать понимание красоты русского слова, актуализировать знания по литературе.
2. Предоставить возможность обучающимся выступить в роли актеров, научиться некоторым навыкам ораторского искусства, а также приобщиться к искусству декламации.
3. Развивать читательские интересы и формировать культуру чтения студентов.
4. Развивать у обучающихся творческие способности, эстетический вкус, воспитывать у них чувство прекрасного, способствовать раскрытию богатого духовного мира.
5. Воспитать высокие гражданские и патриотические чувства детей, эстетический вкус, творческие наклонности.
Оборудование: презентация, видеоролик, выставка книг, портрет писателя.
Форма мероприятия: литературный вечер.
Участники мероприятия – студенты 1-2 курсов. Проведению данного мероприятия предшествует подготовительный этап
Ход мероприятия
Друзья, сегодня вы приглашены на литературный вечер, посвящённый гениальному человеку – А.С. Пушкину.
А.С. – такое знакомое и родное имя…. Самым величайшим поэтом в России был и остается А.С.Пушкин.
Наш вечер называется «Под шелест Пушкинских страниц». Мы попытаемся отобразить всё многообразие жизни поэта.
Начинаем наш вечер отрывком из стихотворения А.С. Пушкина «Воспоминание в Царском Селе». Оно одно из самых известных в его творчестве, посвящённое лицею, где Пушкин развивался как поэт и как личность. Оно было написано поэтом в 1814 году (октябрь-ноябрь) в возрасте 15 лет. Главная тема стихотворения — величие России, история Родины от Петра Великого до Отечественной войны 1812 года
Прекрасный Царскосельский сад,
Где, льва [2] сразив, почил орел России мощный
На лоне мира и отрад?
Промчались навсегда те времена златые.
Когда под скипетром великия жены
Венчалась славою счастливая Россия,
Цветя под кровом тишины!
Здесь каждый’шаг в душе рождает
Воспоминанья прежних лет;
Воззрев вокруг себя, со вздохом росс вещает:
«Исчезло все, великой нет!»
И, в думу углублен, над злачными брегами
Сидит в безмолвии, склоняя ветрам слух.
Протекшие лета мелькают пред очами,
И в тихом восхищенье дух.
Пройдет молва из рода в род.
О, громкий век военных споров,
Свидетель славы россиян!
Ты видел, как Орлов, Румянцев и Суворов,
Потомки грозные славян,
Перуном Зевсовым победу похищали;
Их смелым подвигам, страшась, дивился мир;
Державин и Петров героям песнь бряцали
Струнами громозвучных лир.
И ты промчался, незабвенный!
И вскоре новый век узрел
И брани новые, и ужасы военны;
Страдать — есть смертного удел.
Да снова стройный глас героям в честь прольется,
И струны гордые посыплют огнь в сердца,
И ратник молодой вскипит и содрогнется
При звуках бранного певца.
А. С. Пушкин любил долгие зимние вечера проводить со своей няней Ариной Родионовной, с увлечением слушал её «небылицы, былины», сказки, которые потом записывал. Получилось 60 песен и 7 сказок.
В 1816 г., он пишет стихотворение „Сон“, посвящая его своей нянюшке.
Ах! умолчу ль о мамушке моей,
О прелести таинственных ночей,
Когда в чепце, в старинном одеянье,
Она, духов молитвой уклоня,
С усердием перекрестит меня
И шопотом рассказывать мне станет
О мертвецах, о подвигах Бовы...
От ужаса не шелохнусь бывало,
Едва дыша, прижмусь под одеяло,
Не чувствуя ни ног, ни головы...
Я трепетал — и тихо наконец
Томленье сна на очи упадало.
Тогда толпой с лазурной высоты
На ложе роз крылатые мечты,
Волшебники, волшебницы слетали,
Обманами мой сон обворожали.
Терялся я в порыве сладких дум;
В глуши лесной, средь Муромских пустыней
Поэзия Александра Сергеевича Пушкина вдохновляет композиторов на сочинение романсов уже почти три столетия.
Русские композиторы создали ещё при жизни поэта около 80 романсов на тексты лирических стихотворений А.С. Пушкина. Большинство этих произведений принадлежит композиторам: Алябьеву, Титову, молодому Глинке и другим.
Вашему вниманию предлагаем прослушать романс в исполнении
Слова А.Пушкин, музыка Исаак Шварц, который был написан в 1829 г.
Александр Пушкин
Приметы
Я ехал к вам: живые сны
За мной вились толпой игривой,
И месяц с правой стороны
Сопровождал мой бег ретивый.
Я ехал прочь: иные сны…
Душе влюбленной грустно было,
И месяц с левой стороны
Сопровождал меня уныло.
Мечтанью вечному в тиши
Так предаемся мы, поэты;
Так суеверные приметы
Согласны с чувствами души.
.
В 1824 году поэт, находясь в ссылке, некоторое время кочевал по просторам Молдавии вместе с цыганским табором. Опираясь на собственные впечатления, он создал поэму «Цыганы».
Отрывок из поэмы прочтут….
Земфира
Скажи, мой друг: ты не жалеешь
О том, что бросил навсегда?
Алеко
Что ж бросил я?
Земфира
Ты разумеешь:
Людей отчизны, города.
Алеко
О чем жалеть? Когда б ты знала,
Когда бы ты воображала
Неволю душных городов!
Там люди, в кучах за оградой,
Не дышат утренней прохладой,
Ни вешним запахом лугов;
Любви стыдятся, мысли гонят,
Торгуют волею своей,
Главы пред идолами клонят
И просят денег да цепей.
Что бросил я? Измен волненье,
Предрассуждений приговор,
Толпы безумное гоненье
Или блистательный позор.
Земфира
Но там огромные палаты,
Там разноцветные ковры,
Там игры, шумные пиры,
Уборы дев там так богаты!..
Алеко
Что шум веселий городских?
Где нет любви, там нет веселий.
А девы... Как ты лучше их
И без нарядов дорогих,
Без жемчугов, без ожерелий!
Не изменись, мой нежный друг!
А я... одно мое желанье
С тобой делить любовь, досуг
И добровольное изгнанье!
Поэму «Медный всадник» заслуженно считают одним из лучших произведений А.С. Пушкина. Она объединила в себе историческую и социальную проблемы. Для поэта поэма стала размышлением о власти, о Петре I, как о личности, о роли простого гражданина в российской империи.
Поэма «Медный всадник» была написана в 1833 году
Люблю тебя, Петра творенье,
Люблю твой строгий, стройный вид,
Невы державное теченье,
Береговой ее гранит,
Твоих оград узор чугунный,
Твоих задумчивых ночей
Прозрачный сумрак, блеск безлунный,
Когда я в комнате моей
Пишу, читаю без лампады,
И ясны спящие громады
Пустынных улиц, и светла
Адмиралтейская игла,
И, не пуская тьму ночную
На золотые небеса,
Одна заря сменить другую
Спешит, дав ночи полчаса.
Люблю зимы твоей жестокой
Недвижный воздух и мороз,
Бег санок вдоль Невы широкой,
Девичьи лица ярче роз,
И блеск, и шум, и говор балов,
А в час пирушки холостой
Шипенье пенистых бокалов
И пунша пламень голубой.
Люблю воинственную живость
Потешных Марсовых полей,
Пехотных ратей и коней
Однообразную красивость,
В их стройно зыблемом строю
Лоскутья сих знамен победных,
Сиянье шапок этих медных,
На сквозь простреленных в бою.
Люблю, военная столица,
Твоей твердыни дым и гром,
Когда полнощная царица
Дарует сына в царской дом,
Или победу над врагом
Россия снова торжествует,
Или, взломав свой синий лед,
Нева к морям его несет
И, чуя вешни дни, ликует.
Красуйся, град Петров, и стой
Неколебимо как Россия,
Да умирится же с тобой
И побежденная стихия;
Вражду и плен старинный свой
Пусть волны финские забудут
И тщетной злобою не будут
Тревожить вечный сон Петра!
Времена красивой поэзии прошли, так считает современная молодёжь. Их не привлекает выразительное чтение, куда интереснее компьютерные технологии и новое звучание в стиле рэп.
Сценка «Пушкин.net»
Сижу за айпадом в сети мировой
В контакте проверил аккаунт я свой
Один мой товарищ под ником "Фантом"
Бросает мне ссылки окно за окном, еее...
Он выложит фотки с тусовок в окно
И знает что мне интересно оно
Зовёт меня в группы и кликом своим
Он вымолвить хочет: Давай погуглим....
Нам сервить в онлайне пора, брат, пора
Туда, где пиратский халявый гора,
Туда, где увидишь любые края,
Туда, где гуляем лишь мир узная...
О романе «Евгений Онегин» Пушкин писал: «это лучшее мое произведение». Александр Сергеевич работал над ним более 7 лет с огромным увлечением с 1823 по 1830 г. Его главные герои - Татьяна Ларина и Евгений Онегин вошли в сердце каждого читателя.
Вашему вниманию представляется инсценировка чтения писем Татьяны Лариной и Евгения Онегина в исполнении
Письмо
Татьяны к Онегину
Я к вам пишу — чего же боле?
Что я могу еще сказать?
Теперь, я знаю, в вашей воле
Меня презреньем наказать.
Но вы, к моей несчастной доле
Хоть каплю жалости храня,
Вы не оставите меня.
Сначала я молчать хотела;
Поверьте: моего стыда
Вы не узнали б никогда,
Когда б надежду я имела
Хоть редко, хоть в неделю раз
В деревне нашей видеть вас,
Чтоб только слышать ваши речи,
Вам слово молвить, и потом
Все думать, думать об одном
И день и ночь до новой встречи.
Но, говорят, вы нелюдим;
В глуши, в деревне все вам скучно,
А мы... ничем мы не блестим,
Хоть вам и рады простодушно.
Зачем вы посетили нас?
В глуши забытого селенья
Я никогда не знала б вас,
Не знала б горького мученья.
Души неопытной волненья
Смирив со временем (как знать?),
По сердцу я нашла бы друга,
Была бы верная супруга
И добродетельная мать.
Другой!.. Нет, никому на свете
Не отдала бы сердца я!
То в вышнем суждено совете...
То воля неба: я твоя;
Вся жизнь моя была залогом
Свиданья верного с тобой;
Я знаю, ты мне послан богом,
До гроба ты хранитель мой...
Ты в сновиденьях мне являлся
Незримый, ты мне был уж мил,
Твой чудный взгляд меня томил,
В душе твой голос раздавался
Давно... нет, это был не сон!
Ты чуть вошел, я вмиг узнала,
Вся обомлела, запылала
И в мыслях молвила: вот он!
Не правда ль? я тебя слыхала:
Ты говорил со мной в тиши,
Когда я бедным помогала
Или молитвой услаждала
Тоску волнуемой души?
И в это самое мгновенье
Не ты ли, милое виденье,
В прозрачной темноте мелькнул,
Приникнул тихо к изголовью?
Не ты ль, с отрадой и любовью,
Слова надежды мне шепнул?
Кто ты, мой ангел ли хранитель,
Или коварный искуситель:
Мои сомненья разреши.
Быть может, это все пустое,
Обман неопытной души!
И суждено совсем иное...
Но так и быть! Судьбу мою
Отныне я тебе вручаю,
Перед тобою слезы лью,
Твоей защиты умоляю...
Вообрази: я здесь одна,
Никто меня не понимает,
Рассудок мой изнемогает,
И молча гибнуть я должна.
Я жду тебя: единым взором
Надежды сердца оживи
Иль сон тяжелый перерви,
Увы, заслуженным укором!
Кончаю! Страшно перечесть...
Стыдом и страхом замираю...
Но мне порукой ваша честь,
И смело ей себя вверяю...
Письмо
Онегина к Татьяне
Предвижу все: вас оскорбит
Печальной тайны объясненье.
Какое горькое презренье
Ваш гордый взгляд изобразит!
Чего хочу? с какою целью
Открою душу вам свою?
Какому злобному веселью,
Быть может, повод подаю!
Случайно вас когда-то встретя,
В вас искру нежности заметя,
Я ей поверить не посмел:
Привычке милой не дал ходу;
Свою постылую свободу
Я потерять не захотел.
Еще одно нас разлучило...
Несчастной жертвой Ленский пал...
Ото всего, что сердцу мило,
Тогда я сердце оторвал;
Чужой для всех, ничем не связан,
Я думал: вольность и покой
Замена счастью. Боже мой!
Как я ошибся, как наказан.
Нет, поминутно видеть вас,
Повсюду следовать за вами,
Улыбку уст, движенье глаз
Ловить влюбленными глазами,
Внимать вам долго, понимать
Душой все ваше совершенство,
Пред вами в муках замирать,
Бледнеть и гаснуть... вот блаженство!
И я лишен того: для вас
Тащусь повсюду наудачу;
Мне дорог день, мне дорог час:
А я в напрасной скуке трачу
Судьбой отсчитанные дни.
И так уж тягостны они.
Я знаю: век уж мой измерен;
Но чтоб продлилась жизнь моя,
Я утром должен быть уверен,
Что с вами днем увижусь я...
Боюсь: в мольбе моей смиренной
Увидит ваш суровый взор
Затеи хитрости презренной —
И слышу гневный ваш укор.
Когда б вы знали, как ужасно
Томиться жаждою любви,
Пылать — и разумом всечасно
Смирять волнение в крови;
Желать обнять у вас колени
И, зарыдав, у ваших ног
Излить мольбы, признанья, пени,
Все, все, что выразить бы мог,
А между тем притворным хладом
Вооружать и речь и взор,
Вести спокойный разговор,
Глядеть на вас веселым взглядом!..
Но так и быть: я сам себе
Противиться не в силах боле;
Все решено: я в вашей воле
И предаюсь моей судьбе.
История создания произведения «Бесы» начинается в 1830 году, когда поэт сделал предложение своей будущей жене Наталье Гончаровой. Несмотря на согласие невесты и её родителей, свадьба все откладывалась. В начале сентября поэту пришлось отправиться в Большое Болдино, решать имущественные вопросы.
Он был раздражён и встревожён, поскольку упускал своё любимое творческое время – осень. Известие же о холере, которое пришло позже, не испугало, а обрадовало его. Сама атмосфера опасности очень волновала поэта, и он имел предлог для того, чтобы спокойно творить.
Чтец и инсценировка бесов
Мчатся тучи, вьются тучи;
Невидимкою луна
Освещает снег летучий;
Мутно небо, ночь мутна.
Еду, еду в чистом поле;
Колокольчик дин-дин-дин.
Страшно, страшно поневоле
Средь неведомых равнин!
"Эй, пошел, ямщик!" - "Нет мочи:
Коням, барин, тяжело,
Вьюга мне слипает очи,
Все дороги занесло;
Хоть убей, следа не видно;
Сбились мы. Что делать нам!
В поле бес нас водит, видно,
Да кружит по сторонам.
Посмотри: вон, вон играет,
Дует, плюет на меня,
Вон - теперь в овраг толкает
Одичалого коня;
Там верстою небывалой
Он торчал передо мной,
Там сверкнул он искрой малой
И пропал во тьме пустой".
Мчатся тучи, вьются тучи,
Невидимкою луна
Освещает снег летучий;
Мутно небо, ночь мутна
Сил нам нет кружиться доле;
Колокольчик вдруг умолк;
Кони стали... "Что там в поле?" -
"Кто их знает? пень иль волк?"
Вьюга злится, вьюга плачет,
Кони чуткие храпят,
Вот уж он далече скачет;
Лишь глаза во мгле горят;
Кони снова понеслися;
Колокольчик дин-дин-дин...
Вижу: духи собралися
Средь белеющих равнин.
Бесконечны, безобразны,
В мутной месяца игре
Закружились бесы разны,
Будто листья в ноябре...
Сколько их? куда их гонят?
Что так жалобно поют?
Домового ли хоронят,
Ведьму ль замуж выдают?
Мчатся тучи, вьются тучи;
Невидимкою луна
Освещает снег летучий;
Мутно небо, ночь мутна.
Мчатся бесы рой за роем
В беспредельной вышине,
Визгом жалобным и воем
Надрывая сердце мне...
У каждого возраста свой Пушкин. В раннем детстве мы знакомимся с ним, как поэтом – сказочником. Хотя специально для детей Пушкин сказок не писал, но все его сказки любимы не только детьми, но и взрослыми.
Давайте вспомним о Лукоморье….
ПУШКИН - У Лукоморья дуб зеленый, златая цепь на дубе том. И днем, и ночью.
КОТ - Кот ученый все ходит по цепи кругом.
ПУШКИН - Идет направо - песнь заводит! Трек 3 - Песенка КОТА.
ПУШКИН - Налево - сказку говорит.
КОТ - Там чудеса, там Леший бродит
(выскакивает Леший и носится туда-сюда). Трек 4
КОТ - Ф-фу, напугал. Я все слова перезабыл. Как там у тебя дальше?
ПУШКИН - Русалка на ветвях сидит.
КОТ - А она не страшная?
ПУШКИН - Нет, она красивая. (торжественно объявляет) Русалка! Трек 5.
КОТ - Там, на неведомых дорожках.
ПУШКИН - Постой, ты неправильно делаешь.
КОТ - Почему это?
ПУШКИН - Потому что ты сейчас идешь направо и значит, должен не говорить, а петь.
КОТ - Это кто так придумал?
КОТ - Вот сам и пой тогда.
ПУШКИН - Давай вместе! Трек 6.
ПУШКИН - Там лес и дол видений полны.
Там о заре прихлынут волны на брег печальный и пустой.
И тридцать витязей прекрасных чредой из вод выходят ясных
РУСАЛКА: (выглядывает из-за кулис) Витязей сейчас нету, они в поход ушли.
КОТ: Ну а дядька то хоть морской есть?
РУСАЛКА: Дядька есть.
ПУШКИН: Ух, И с ними дядька их морской. Трек 7 - Пушкин и Кот маршируют.
Выходит хор во главе с Дядькой (песня )
ПУШКИН:- Там королевич мимоходом пленяет грозного царя.Там, в облаках, перед народом через леса, через моря
КОТ: Может не надо?
НУ, пожалуйста, не надо!
ПУШКИН: Колдун несет богатыря!
ПУШКИН – В темнице там царевна тужит,
А бурый волк ей верно служит.
КОТ – Неправильно ты написал.
ПУШКИН – Почему неправильно?
КОТ – Во всех сказках бурый – это медведь. А волк – серый. Где я тебе бурого волка возьму?
ПУШКИН – Ну, хорошо, пусть будет серый, мне не жалко. Итак: в темнице там царевна тужит…а серый волк ей верно служит
ЦАРЕВНА (идет и гадает на ромашке) – Любит, не любит. Любит, не любит. Любит! Ой, нет, не любит. Ну что же это такое! Никакого личного счастья!
ПУШКИН – Там царь Кощей над златом чахнет.
КОЩЕЙ – счастливый день! Могу сегодня я
В шестой сундук (в сундук еще не полный)
Горсть золота накопленного всыпать.
Немного, кажется. Но понемногу сокровища растут.
Сторожевою тенью сидеть на сундуке
И от живых сокровища мои хранить!
О, мои денежки! Мои мани! ТРЕК 12. Выход смерти
ПУШКИН: Там ступа с Бабою Ягой идет-бредет сама собой.
В мечтах надежды молодой,
В восторге пылкого желанья,
Творю поспешно заклинанья,
Зову духов — и в тьме лесной
Стрела промчалась громовая,
Волшебный вихорь поднял вой,
Земля вздрогнула под ногой…
БАБА ЯГА – Ох, уморилась я.
ПУШКИН – Бабушка,А куда ступу дела? Написано же: ступа с бабою ягой.
БАБА ЯГА – Забрали у меня ступу.
ПУШКИН – Кто забрал? Где?
БАБА ЯГА – Кто- где? … ГИБеДеДе! Говорят – техосмотр не прошла. Хорошо вон у Лешего помело взяла. Садись, миленок, подвезу до Лукоморья.
К великому сожалению в 1837 году после дуэли с Дантесом Александр Сергеевич Пушкин погибает. Его гибель произвела неизгладимое впечатление на поэтов и писателей. А Михаил Юрьевич Лермонтов называл погибшего писателя настоящим гением. При этом его талант казался идеалом, достигнуть которого невозможно. Именно с этим связана история создания стихотворения «Смерть поэта». Страдания Лермонтова привели к появлению шести строф, в которых были сосредоточены все его тревоги и волнения.
Погиб поэт! — невольник чести —
Пал, оклеветанный молвой,
С свинцом в груди и жаждой мести,
Поникнув гордой головой!..
Не вынесла душа поэта
Позора мелочных обид,
Восстал он против мнений света
Один, как прежде… и убит!
Убит!.. К чему теперь рыданья,
Пустых похвал ненужный хор
И жалкий лепет оправданья?
Судьбы свершился приговор!
Не вы ль сперва так злобно гнали
Его свободный, смелый дар
И для потехи раздували
Чуть затаившийся пожар?
Что ж? веселитесь… Он мучений
Последних вынести не мог:
Угас, как светоч, дивный гений,
Увял торжественный венок.
Его убийца хладнокровно
Навел удар… спасенья нет:
Пустое сердце бьется ровно,
В руке не дрогнул пистолет.
И что за диво?.. издалека,
Подобный сотням беглецов,
На ловлю счастья и чинов
Заброшен к нам по воле рока;
Смеясь, он дерзко презирал
Земли чужой язык и нравы;
Не мог щадить он нашей славы;
Не мог понять в сей миг кровавый,
На что он руку поднимал!..
И он убит — и взят могилой,
Как тот певец, неведомый, но милый,
Добыча ревности глухой,
Воспетый им с такою чудной силой,
Сраженный, как и он, безжалостной рукой.
У Пушкина нет возраста, с ним юность нашего времени. Мы с Пушкиным, когда он ненавидит и любит, грустит и смеется. Мы с Пушкиным во всем: в его озорстве, нежности, непреклонности. Мы гордимся тем, что знаем, помним и любим Великого Поэта!
Вот и подошёл к концу наш литературный вечер «По следам великого поэта». Но мы современники знаем, что не "зарастет народная тропа" к его поэзии. Его стихи будут волновать наше воображение, формировать стремление к высоким помыслам, воспитывать любовь к своему народу, к истории.
Использованная литература.
- Благой Д. Творческий путь Пушкина (1826 – 1830). М., 1967.
- Гиматдинова, С.А. «И божество, и вдохновенье, и жизнь, и слезы, и любовь» [Текст] / Литература в школе: научно-методический журнал. – Издатель ООО «Редакция журнала «Уроки литературы»». – М., 2005, №7.
- Керн, А.П. Воспоминания о Пушкине [Текст] / А.П. Керн. – М.: Советская Россия, 1987. – 414 с.
- Кузнецова, Т.А. Любовная лирика А.С. Пушкина [Текст] / Литература в школе: научно-методический журнал. – Издатель ООО «Редакция журнала «Уроки литературы»». – М., 2006, №4.
- Соловей, Т.Г. «И меж пелен оставила свирель…». Образ няни в стихотворениях Пушкина и иллюстрациях Палеха [Текст] / Литература в школе: научно-методический журнал. – Издатель ООО «Редакция журнала «Уроки литературы»». – М., 2007, №9.
- Федотов Г.П. Певец империи и свободы // Пушкин в русской философской критике: Конец XIX – первая половина ХХ вв. М., 1990.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока "Тема Родины и исторического прошлого в лирике А. Блока по учебной дисциплине "Литература"
Урок подготовила и провела преподаватель русского языка и литературы ГБПОУ КК («Краснодарский архитектурно-строительного техникум»), преподаватель высшей категории Попова Валентина Степановна. Во врем...

Методические указания по организации и проведению самостоятельной работы студентов по учебной дисциплине ЛИТЕРАТУРА
Методические указания по организации и проведению самостоятельной работы студентов предназначены для обучающихся ГОБПОУ «Грязинский технический колледж» профессии 23.01.09 Машинист локомотива для закр...

Методические рекомендации к внеаудиторной самостоятельной работе студентов по учебной дисциплине "Литература"
Методические рекомендации к внеаудиторной самостоятельной работе студентов по литературе разработаны на основе Федеральных государственных стандартов по специальности 20.02.01 "Рациональное испол...

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ВНЕАУДИТОРНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ « ЛИТЕРАТУРА»
Целью данного пособия является обеспечение обучающихся методическими указаниями по организации внеаудиторной самостоятельной работы по ОУД 02 &laq...

Методические указания по подготовке к самостоятельной работе по учебной дисциплине "литература" для обучающихся 1 курса для специальности 21.02.02
Методические указания по выполнению самостоятельной работы (далее – методические указания) разработаны в соответствии с рабочей программой дисциплины «Литература». Содержание м...

Учебно-методическая разработка к уроку литературы на тему "А.А.Ахматова."Реквием" - Я была тогда с моим народом
Данная разработка предназначена для проведения урока литературы в соответствии с календарно-тематическим планом для студентов 1 и 2 курса. Данная методическая разработка предлагает опыт проведения уро...
Методические рекомендации по выполнению практических работ по учебной дисциплине "Литература"
Методические рекомендации по выполнению практических занятий по дисциплине «Литература» предназначены для обучающихся 1 курса очной (заочной) формы обучения по специальностям: 08.02.05 &la...
