Программа по направлению "Альтернативная коммуникация"
учебно-методический материал

Нурманова Камила Адилхановна

Программа по направлению "Альтернативная коммуникация"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_nurmanova_k.a._1-4_ak.doc335.5 КБ

Предварительный просмотр:

Департамент образования и науки

Ханты – Мансийского автономного округа – Югры

(Тюменская область)

КАЗЕННОЕ ОБШЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ХАНТЫ – МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА – ЮГРЫ

«НЕФТЕЮГАНСКАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ

С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ»

(КОУ «НЕФТЕЮГАНСКАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ

С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ»)

              УТВЕРЖДЕНА

приказ № _____ от «22» августа 2025 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА

"АЛЬТЕРНАТИВНАЯ КОММУНИКАЦИЯ"

(приложение к адаптированной общеобразовательной программе образования

обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

(вариант 2)

Класс: 0б, 2б, 4б

Объем –  204 занятия

Учитель-логопед

Нурманова К.А.

г. Нефтеюганск – 2025

Оглавление

Название раздела

Стр.

1

Пояснительная записка

1.1

Психолого – педагогическая характеристика обучающихся

1.2

Планируемые результаты освоения коррекционного курса

1.3

Сведения о создании условий для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья

2

Содержательный раздел

2.1

Содержание коррекционного курса

2.2

Календарно – тематическое планирование

1. Пояснительная записка

        Рабочая программа коррекционного курса "Альтернативная коммуникация" составлена на основании Адаптированной основной общеобразовательной программа (Вариант 2) КОУ «Нефтеюганская школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья». Нормативное обеспечение программы включает:

  • Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 № 1599 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)";
  • Приказ Министерства просвещения РФ от 24 ноября 2022 года № 1026 «Об утверждении федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)».

 Цель обучения – формирование коммуникативных и речевых навыков с использованием средств вербальной и невербальной коммуникации, умения пользоваться ими в процессе социального взаимодействия.

Весь программный материал направлен на решение коммуникативных задач: развитие импрессивной и зкспрессивной речи, необходимого запаса умений и навыков для использования доступных коммуникативных технологий. Для совершенствования подачи материала и развития познавательного интереса на уроках используются большое количество игровых упражнений и сюжетных игр дидактического характера, направленных на коррекцию и развитие речевой и коммуникативной активности учащихся в классах с умственной отсталостью. Данная программа построена по цикличному принципу и предполагает повторение тем в каждом классе, на более высоком уровне, усложняется речевой материал, формы звукового анализа и синтеза, лексические темы. Обучение основано на принципе системно - деятельностного подхода с учетом междисциплинарного комплексного подхода, жизненными компетенциями, поэтапного формирования  умственных действий.

1.1. Психолого – педагогическая характеристика обучающихся

        Всего обучающихся 0б, 2б, 4б классов – 17 человек.

Обучающиеся с умеренной умственной отсталостью, ТМНР.

Для данной категории обучающихся характерно интеллектуальное и психофизическое недоразвитие в умеренной степени, которое может сочетаться с локальными или системными нарушениями зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата, расстройствами аутистического спектра, эмоционально-волевой сферы, выраженными в различной степени тяжести.

Обучающиеся отличаются выраженным недоразвитием мыслительной деятельности, препятствующим освоению предметных учебных знаний. Дети одного возраста характеризуются разной степенью выраженности интеллектуального снижения и психофизического развития, уровня сформированности той или иной психической функции; практический навык существенно различен. Наряду с нарушением базовых психических функций, памяти и мышления отмечается нарушение всех структурных компонентов речи: фонетико-фонематического, лексического и грамматического. У обучающихся затруднено формирование устной и письменной речи. Для них характерно ограниченное восприятие обращенной к ним речи и ее ситуативное понимание. Из-за плохого понимания обращенной к ним речи с трудом формируется соотнесение слова и предмета, слова и действия.

Внимание обучающихся крайне неустойчивое, отличается низким уровнем продуктивности из-за быстрой истощаемости, отвлекаемости. Слабость активного внимания препятствует решению сложных задач познавательного содержания, формированию устойчивых учебных действий. Процесс запоминания является механическим, зрительно-моторная координация нарушена. Обучающимся трудно понять ситуацию, вычленить в ней главное и установить причинно-следственные связи, перенести знакомое сформированное действие в новые условия.

Психофизическое недоразвитие характеризуется нарушениями координации, точности, темпа движений, что осложняет формирование физических действий: бег, прыжки и др., а также навыков несложных трудовых действий. У части обучающихся отмечается замедленный темп, вялость, пассивность, заторможенность движений. У других – повышенная возбудимость, подвижность, беспокойство сочетаются с хаотичной нецеленаправленной деятельностью. У большинства детей с интеллектуальными нарушениями наблюдаются трудности, связанные со статикой и динамикой тела.

        В соответствии с ППк от 05.2025 года определены задачи индивидуальных образовательных маршрутов (см. табл.1).  

Коррекционные задачи для обучающихся 0б-4б классов на 2025-2026 учебный год

Таблица 1.

Ф.И. обучающегося

Задачи

1.2 Планируемые результаты освоения коррекционного курса

        Таблица 2.

Название

раздела

Планируемые

образовательные результаты

                                                     Личностные

Коммуникация 

Понимание слов, обозначающих объекты и явления природы, объекты рукотворного мира и деятельность человека;

Умение самостоятельно использовать усвоенный лексико-грамматический материал в учебных и коммуникативных целях.

 -способность к осмыслению социального окружения, своего места в нём, принятие соответствующих возрасту ценностей социальных ролей.

Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации

Умение использовать средства альтернативной коммуникации в процессе общения:

использование предметов, жестов, взгляда, шумовых, голосовых, речеподражательных реакций для выражения индивидуальных потребностей;

общение с помощью электронных средств коммуникации (коммуникатор, компьютерное устройство).

- формирование и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности

Чтение и письмо.

Элементы глобального чтения

Расширение понимания значения простых предлогов и обучение  их правильному использованию в самостоятельной речи. Обеспечение усвоения притяжательных и определительных местоимений, указательных наречий, количественных и порядковых числительных, их использование в экспрессивной речи.

- чувствовать красоту художественного слова, стремиться к совершенствованию собственной речи.

1.3. Сведения о создании условий, для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья

Программа предполагает для каждой нозологий создание специальных условий (см. Таблица 3).

Создание образовательной среды

Таблица 3.

п.п

Нозологии

Формы, методы и приемы

работы с обучающимися

1

Обучающиеся с умеренной умственной отсталостью, ТМНР

  • Игровые методы и приемы (игра не как развлечение, а как средство обучения);
  • Предметно-действенный метод (организация постоянной активной практической деятельности детей с конкретными предметами);
  • Постепенное усложнение самостоятельных действий детей: переход от действий по подражанию к действиям по образцу, по речевой инструкции.
  • Большая повторяемость материала, применение его в новых ситуациях;
  • Индивидуальная и дифференцированная работа на уроке.
  • Эмоциональная положительная оценка учителем малейших достижений ребёнка.

2. Содержательный раздел

        Содержание программы интегрировано с содержанием учебного предмета речь и альтернативная коммуникация, и направлено на оказание помощи в освоении адаптированной образовательной программы в соответствии с рекомендациями ПМПК, и с учетом результатов логопедического обследования, учащихся в начале учебного года. (см. табл. 4).

2.1. Содержание коррекционного курса

Таблица 4.

п/п

Раздел

Формы организации учебных (коррекционных) занятий

Формируемые БУД

Коррекционно-развивающая работа

Диагностика уровня речевого развития

Коммуникация

Индивидуальные/подгрупповые

*дистанционные

Подгрупповые/групповые

*дистанционные

Регулятивные

Личностные

Познавательные

Комплексный подход

Комплекс артикуляционной гимнастики, изучение артикуляции звуков и слоговые упражнения.

Упражнение на развитие дыхания.

Кинезиологические упражнения.

Развитие речи  средствами вербальной и невербальной коммуникации

Подгрупповые/групповые

*дистанционные

Регулятивные

Личностные

Познавательные

Работа с пиктограммами.

Работа с сюжетными картинками.

Выполнение практических заданий по инструкции на понимание слов, обозначающих предмет, признак, действие.

Чтение и письмо

Подгрупповые/групповые

*дистанционные

Регулятивные

Личностные

Познавательные

Произношение звуков. Подбор карточек на заданный звук.

Умение находить букву среди других букв.

Письмо буквы по

 точкам и по образцу.

Выкладывание слогов из разрезной азбуки по заданию.

Чтение слогов.

Написание  слогов по образцу.

Элементы глобального чтения.

*в связи с неблагоприятной эпидемиологической обстановкой возможно дистанционное обучение

 

2.2.3. Календарно – тематическое планирование

Альтернативная коммуникация 0б класс

Тема занятия

Количество

занятий

Дата

п/п

1 четверть (16 занятий)

1

Диагностика уровня речевого развития.

1

2

Диагностика уровня речевого развития.

1

3

Диагностика уровня речевого развития.

1

4

Диагностика уровня речевого развития.

1

5

Стимуляция слуховых реакций. Игра «Дай ручку»

1

6

Стимуляция слуховых реакций. Игра «Дай ручку»

1

7

Привлечение внимания к звучащему предмету

1

8

Привлечение внимания к звучащему предмету

1

9

Стимуляция голосовых реакций. Игра «Ладушки»

1

10

Стимуляция голосовых реакций. Игра «Ладушки»

1

11

Игры «Где звенит?» «Откуда звук?»

1

12

Игры «Где звенит?» «Откуда звук?»

1

13

Игра «Узнай, как звенит погремушка, бубен, барабан?»

1

14

Игра «Узнай, как звенит погремушка, бубен, барабан?»

1

15

Манипулирование игрушкой (поворачивание, перекладывание)

1

16

Манипулирование игрушкой (поворачивание, перекладывание)

1

2 четверть (16 занятий)

1

Слово - приветствие: «здравствуйте». Картинка-символ

1

2

Слово - приветствие: «здравствуйте». Картинка-символ

1

3

Я и мое имя. Пиктограмма

1

4

Я и мое имя. Пиктограмма

1

5

Употребление слов – приветствий жестами. Пиктограмма.

1

6

Употребление слов – приветствий жестами. Пиктограмма.

1

7

Разыгрывание ситуаций приветствия и прощания.

1

8

Разыгрывание ситуаций приветствия и прощания.

1

9

Эмоции: радость, грусть.

1

10

Эмоции: радость, грусть.

1

11

Дидактическая игра: какое у тебя настроение?

1

12

Дидактическая игра: какое у тебя настроение?

1

13

Выражаем жестами свои потребности: «хорошо», «плохо»

1

14

Выражаем жестами свои потребности: «хорошо», «плохо»

1

15

Выражаем жестами свои потребности: «хочу», «не хочу».

1

16

Выражаем жестами свои потребности: «хочу», «не хочу».

1

3 четверть (20 занятий)

1

Жесты и символы: "Основные нужды".

1

2

Жесты и символы: "Основные нужды".

1

3

Разыгрывание ситуации "Я, мне, ему".

1

4

Разыгрывание ситуации "Я, мне, ему".

1

5

Разыгрывание ситуации: " Я хочу есть"

1

6

Разыгрывание ситуации: " Я хочу есть"

1

7

Составление предложений по схеме: кто что делает? А что ты будешь делать? Изображение действий пантомимикой.

1

8

Составление предложений по схеме: кто что делает? А что ты будешь делать? Изображение действий пантомимикой.

1

9

Звук. Его источник.

1

10

Звук. Его источник.

1

11

Использование в речи слов – приветствий

1

12

Использование в речи слов – приветствий

1

13

Упражнения в употреблении слов (жестов, символов): «Пока», «До свидания».

1

14

Упражнения в употреблении слов (жестов, символов): «Пока», «До свидания».

1

15

Рисование палочек, кружочков, точек.

1

16

Рисование палочек, кружочков, точек.

1

17

Дидактическая игра: «Кто это говорит?».

1

18

Дидактическая игра: «Кто это говорит?».

1

19

Определение, какому предмету или животному принадлежит звук

1

20

Определение, какому предмету или животному принадлежит звук

1

4 четверть (16 занятий)

1

Игровые упражнения для мимической мускулатуры.

1

2

Игровые упражнения для мимической мускулатуры.

1

3

Ориентировка на листе бумаги.

1

4

Ориентировка на листе бумаги.

1

5

Штриховка: Гриб, Ягода, Рыба.

1

6

Штриховка: Гриб, Ягода, Рыба.

1

7

Наклонные линии

1

8

Наклонные линии

1

9

Игра: «День/ночь».

1

10

Игра: «День/ночь».

1

11

Игра: «Что ты видишь вокруг?»

1

12

Игра: «Что ты видишь вокруг?»

1

13

Игра "У меня есть, у тебя есть"

1

14

Игра "У меня есть, у тебя есть"

1

15

Итоговая диагностика

1

16

Итоговая диагностика

1

2.2.4. Календарно – тематическое планирование

Альтернативная коммуникация 2б класс

Тема занятия

Количество

занятий

Дата

п/п

1 четверть (16 занятий)

1

Диагностика уровня речевого развития.

1

2

Диагностика уровня речевого развития.

1

3

Диагностика уровня речевого развития.

1

4

Диагностика уровня речевого развития.

1

5

Артикуляционные упражнения.

1

6

Артикуляционные упражнения.

1

7

Артикуляционные упражнения.

1

8

Артикуляционные упражнения.

1

9

Развитие слухового восприятия.

1

10

Развитие слухового восприятия.

1

11

Развитие слухового восприятия.

1

12

Развитие зрительного восприятия.

1

13

Развитие зрительного восприятия.

1

14

Развитие зрительного восприятия.

1

15

Работа над лексической темой «Времена года». Имитация слогов и слов.

1

16

Работа над лексической темой «Времена года». Имитация слогов и слов.

1

2 четверть (16 занятий)

1

Работа над лексической темой «Времена года». Имитация слогов и слов.

1

2

Работа над лексической темой «Времена года». Имитация слогов и слов.

1

3

Работа над лексической темой «Животные». Имитация слогов и слов.

1

4

Работа над лексической темой «Животные». Имитация слогов и слов.

1

5

Работа над лексической темой «Животные». Имитация слогов и слов.

1

6

Работа над лексической темой «Животные». Имитация слогов и слов.

1

7

Работа над лексической темой «Школа».

1

8

Работа над лексической темой «Школа».

1

9

Работа над лексической темой «Школа».

1

10

Работа над лексической темой «Школа».

1

11

Работа над лексической темой «Семья».

1

12

Работа над лексической темой «Семья».

1

13

Работа над лексической темой «Семья».

1

14

Работа над лексической темой «Семья».

1

15

Понимание простых инструкций «Собери».

1

16

Понимание простых инструкций «Собери».

1

3 четверть (20 занятий)

1

Понимание простых инструкций «Собери».

1

2

Понимание простых инструкций «Собери».

1

3

Понимание названий предметов по теме «Одежда».

1

4

Понимание названий предметов по теме «Одежда».

1

5

Понимание названий предметов по теме «Одежда».

1

6

Понимание названий предметов по теме «Одежда».

1

7

Понимание названий предметов по теме «Обувь».

1

8

Понимание названий предметов по теме «Обувь».

1

9

Понимание названий предметов по теме «Обувь».

1

10

Понимание названий предметов по теме «Обувь».

1

11

«Понимание названий предметов по теме «Продукты питания».

1

12

«Понимание названий предметов по теме «Продукты питания».

1

13

«Понимание названий предметов по теме «Продукты питания».

1

14

«Понимание названий предметов по теме «Продукты питания».

1

15

Понимание названий предметов по теме «Овощи».

1

16

Понимание названий предметов по теме «Овощи».

1

17

Понимание названий предметов по теме «Овощи».

1

18

Понимание названий предметов по теме «Овощи».

1

19

Обогащение словарного запаса по теме «Фрукты». Имитация слогов и слов.

1

20

Обогащение словарного запаса по теме «Фрукты». Имитация слогов и слов.

1

21

Обогащение словарного запаса по теме «Фрукты». Имитация слогов и слов.

1

22

Обогащение словарного запаса по теме «Фрукты». Имитация слогов и слов.

1

4 четверть (14 занятий)

1

Расширение пассивного словаря по изученным лексическим темам.

1

2

Расширение пассивного словаря по изученным лексическим темам.

1

3

Расширение пассивного словаря по изученным лексическим темам.

1

4

Расширение пассивного словаря по изученным лексическим темам.

1

5

Расширение пассивного словаря по изученным лексическим темам.

1

6

Приветствие собеседника. Сюжетно-ролевая игра.

1

7

Приветствие собеседника. Сюжетно-ролевая игра.

1

8

Приветствие собеседника. Сюжетно-ролевая игра.

1

9

Приветствие собеседника. Сюжетно-ролевая игра.

1

10

Диагностическое обследование.

1

11

Диагностическое обследование.

1

12

Диагностическое обследование.

1

13

Диагностическое обследование.

1

14

Диагностическое обследование.

1

2.2.5. Календарно – тематическое планирование

Альтернативная коммуникация 4б класс

Тема занятия

Количество

занятий

Дата

п/п

1 четверть (16 занятий)

1

Диагностика уровня речевого развития.

1

2

Диагностика уровня речевого развития.

1

3

Диагностика уровня речевого развития.

1

4

Диагностика уровня речевого развития.

1

5

Артикуляционные упражнения.

1

6

Артикуляционные упражнения.

1

7

Артикуляционные упражнения.

1

8

Артикуляционные упражнения.

1

9

Развитие слухового восприятия.

1

10

Развитие слухового восприятия.

1

11

Развитие слухового восприятия.

1

12

Развитие зрительного восприятия.

1

13

Развитие зрительного восприятия.

1

14

Развитие зрительного восприятия.

1

15

Работа над лексической темой «Времена года». Имитация слогов и слов.

1

16

Работа над лексической темой «Времена года». Имитация слогов и слов.

1

2 четверть (16 занятий)

1

Работа над лексической темой «Времена года». Имитация слогов и слов.

1

2

Работа над лексической темой «Времена года». Имитация слогов и слов.

1

3

Работа над лексической темой «Животные». Имитация слогов и слов.

1

4

Работа над лексической темой «Животные». Имитация слогов и слов.

1

5

Работа над лексической темой «Животные». Имитация слогов и слов.

1

6

Работа над лексической темой «Животные». Имитация слогов и слов.

1

7

Работа над лексической темой «Школа».

1

8

Работа над лексической темой «Школа».

1

9

Работа над лексической темой «Школа».

1

10

Работа над лексической темой «Школа».

1

11

Работа над лексической темой «Семья».

1

12

Работа над лексической темой «Семья».

1

13

Работа над лексической темой «Семья».

1

14

Работа над лексической темой «Семья».

1

15

Понимание простых инструкций «Собери».

1

16

Понимание простых инструкций «Собери».

1

3 четверть (22 занятия)

1

Понимание простых инструкций «Собери».

1

2

Понимание простых инструкций «Собери».

1

3

Понимание названий предметов по теме «Одежда».

1

4

Понимание названий предметов по теме «Одежда».

1

5

Понимание названий предметов по теме «Одежда».

1

6

Понимание названий предметов по теме «Одежда».

1

7

Понимание названий предметов по теме «Обувь».

1

8

Понимание названий предметов по теме «Обувь».

1

9

Понимание названий предметов по теме «Обувь».

1

10

Понимание названий предметов по теме «Обувь».

1

11

«Понимание названий предметов по теме «Продукты питания».

1

12

«Понимание названий предметов по теме «Продукты питания».

1

13

«Понимание названий предметов по теме «Продукты питания».

1

14

«Понимание названий предметов по теме «Продукты питания».

1

15

Понимание названий предметов по теме «Овощи».

1

16

Понимание названий предметов по теме «Овощи».

1

17

Понимание названий предметов по теме «Овощи».

1

18

Понимание названий предметов по теме «Овощи».

1

19

Обогащение словарного запаса по теме «Фрукты». Имитация слогов и слов.

1

20

Обогащение словарного запаса по теме «Фрукты». Имитация слогов и слов.

1

4 четверть (14 занятий)

1

Обогащение словарного запаса по теме «Фрукты». Имитация слогов и слов.

1

2

Обогащение словарного запаса по теме «Фрукты». Имитация слогов и слов.

1

3

Расширение пассивного словаря по изученным лексическим темам.

1

4

Расширение пассивного словаря по изученным лексическим темам.

1

5

Расширение пассивного словаря по изученным лексическим темам.

1

6

Расширение пассивного словаря по изученным лексическим темам.

1

7

Приветствие собеседника. Сюжетно-ролевая игра.

1

8

Приветствие собеседника. Сюжетно-ролевая игра.

1

9

Приветствие собеседника. Сюжетно-ролевая игра.

1

10

Приветствие собеседника. Сюжетно-ролевая игра.

1

11

Приветствие и прощание с собеседником. Сюжетно-ролевая игра.

1

12

Приветствие и прощание с собеседником. Сюжетно-ролевая игра.

1

13

Диагностическое обследование.

1

14

Диагностическое обследование.

1

15

Диагностическое обследование.

1

16

Диагностическое обследование.

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психокоррекционная программа "Основы коммуникаций"

Психокоррекционная программа "Основы коммуникаций"...

Рабочая программа по английскому языку в сфере профессиональной коммуникации для менеджеров

Данная работчая программа предназначена для студентов -менеджеров . Основной целью курса «Иностранный язык в сфере профессиональной коммуникации» является обучение практическому владению разговор...

Рабочая программа по английскому языку в сфере профессиональной коммуникации для туризма

Учебная дисциплина «Иностранный языкв сфере профессиональной коммуникации» входит в общий гуманитарный и социально-экономический цикл.Учебная дисциплина предусматривает профессионально-ориентированное...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП.10 Массовые коммуникации и медиапланирование

Рабочая программа учебной дисциплины разработана из часов вариативной части и является частью программы подготовки специалистов среднего звена в соответствии с ФГОС по специальности СПО 42.02.01 Рекла...

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ «ПРОЕКТНАЯ МЕТОДИКА НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА В СФЕРЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОММУНИКАЦИЙ В РАМКАХ ПРОГРАММЫ «РАЗГОВОР О ПРАВИЛЬНОМ ПИТАНИИ»

С каждым годом все больше возрастают требования общества  к уровню владения специалистами в той или иной области иностранными языками в целом и английским языком в частности. Постоянно возникает ...

Рабочая программа по дисциплине ОП. 09 Речевая коммуникация

Рабочая программа по дисциплине ОП.09 Речевая коммуникация предназначена для преподавателей колледжей, работающих на отделениях "Реклама", "Социально-правовое обеспечение", "У...