ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КРЕАТИВНОСТЬ КАК НАВЫК УСПЕШНОГО ПРЕПОДАВАТЕЛЯ
статья
Современные исследования в области педагогики и психологии показали, что традиционные методы обучения могут ограничивать потенциал учащихся. В приоритете сегодня, как и много лет назад, остается всестороннее развитие возможностей каждого ученика. Отвечать современным образовательным требованиям способен только педагог, обладающий особыми личностными характеристиками, позволяющими эффективно осуществлять педагогическую деятельность.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 25.61 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КРЕАТИВНОСТЬ КАК НАВЫК УСПЕШНОГО ПРЕПОДАВАТЕЛЯ
Ковалева Елена Павловна,
ГБПОУ ВО «БМТК», г. Бутурлиновка, ул. Блинова, д.2
«Учитель касается вечности: никто не может сказать,
где кончается его влияние» (Генри Адамс)
Современные исследования в области педагогики и психологии показали, что традиционные методы обучения могут ограничивать потенциал учащихся. В приоритете сегодня, как и много лет назад, остается всестороннее развитие возможностей каждого ученика. Отвечать современным образовательным требованиям способен только педагог, обладающий особыми личностными характеристиками, позволяющими эффективно осуществлять педагогическую деятельность. К числу таких характеристик относят, например, инновативность, конфликтоустойчивость, способность управлять собой, готовность к нестандартным трудовым ситуациям и принятию решений, обеспечивающих успешность в профессиональной деятельности, а также креативность. Креативность педагога характеризуется его способностью использовать нестандартные подходы в обучении, генерировать новые идеи, гибко адаптироваться к потребностям учащихся и находить оригинальные решения проблемных ситуаций, используя собственную комбинацию знаний, умений, личностных качеств и воображения. Доктор психологических наук Н.Ф. Вишнякова, в своих научных исследованиях психологических основ развития креативности личности педагога, вводит понятие «профессиональная креативность», которое включает продуктивную профессиональную направленность личности, уровень оригинальности мышления, импровизационность, открытость к новому в деятельности и новаторство.
История возникновения креативности в педагогике
Новаторство в педагогике далеко не новый факт. Образовательная система в 20 веке начала отходить от традиционной школы, которая была ориентирована на запоминание фактов и «зубрёжку». На смену ей пришли более гибкие методы обучения, которые стимулируют творческое мышление и помогают развивать индивидуальные способности учащихся. Развилась идея о приоритете личности в образовательном процессе. Всем нам известны великие педагоги-новаторы, приемы и методы работы которых мы, педагоги, до сих пор берем на вооружение в своей педагогической деятельности. Они предлагали методики, основанные на новых концепциях преподавания, на гуманном подходе к детям и необходимости общаться с ними на равных, а не свысока, своего рода новаторство того времени. Их разработки, методы, теории воспитания и образования до настоящего момента остаются в числе активно используемых и уважаемых. Российские педагоги признаны одними из лучших в мировой практике. Благодаря разработкам, новому взгляду и подходам к процессу воспитания таких выдающихся педагогов как: Л. С. Выготский, А. С. Макаренко, К. Д. Ушинский, В. А. Сухомлинский, С. Л. Соловейчик и многих других, развивается наука и образование во многих странах. Можно с уверенностью сказать, что идеи Льва Семеновича Выготского опередили свое время, именно этот ученый отмечал важность игровой деятельности в воспитании и психологическом развитии ученика. В настоящее время, когда стандарты образования становятся все жестче, его идеи напоминают нам: без свободы для креатива не вырастить ни изобретателей, ни новаторов.
Креативность педагога- это все то же новаторство, эта его способность обеспечивает готовность к нестандартным ситуациям, побуждает его к активному поиску конструктивных способов в разрешении возникающих конфликтов в образовательной среде, помогает в подборе методов преподнесения учебного материала, а также оценки его усвоения учениками. Все вышеперечисленное определяет эффективность профессиональной деятельности преподавателя, что несомненно является личностным и профессиональным ростом, а значит саморазвитием в целом. Можно утверждать, что успешная профессиональная деятельность педагога зависит от наличия и степени развитости у него креативности, которая в свою очередь способствует его профессиональному и личностному росту.
Креативное мышление позволяет педагогу легко адаптировать материал к потребностям конкретных учащихся, их особенностям и интересам. Это значительно повышает эффективность образовательного процесса. Именно креативный преподаватель способен создать ту самую атмосферу творческой мысли, в которой ученики смогут развить и проявить все свои разносторонние способности. Креативность в педагогике — ключ к успеху преподавателя. Ёё рассматривают как компонент профессиональной компетентности. Так чем же отличается креативный педагог от своих менее творческих коллег?
- Умеет работать с образовательным материалом: делает его более доступным при необходимости, комбинирует эти знания с другими темами и предметами.
- Создаёт новые идеи: преподаватель не зацикливается на привычных и шаблонных формах обучения, добавляет другие приёмы для стимуляции интеллектуальной деятельности, такие как неожиданные примеры, выводы, оригинальная структура ответа и др.
- Использует дифференцированный подход в обучении: грамотно разделяет учащихся на группы по их особенностям и интересам.
- Способен мотивировать учащихся, ставит цели и задачи, понятные ученикам: и всё это при помощи диалога, сбора обратной связи, моделировании различных социальных ситуаций, толерантности в отношении к ученикам и т. д.
Креативный педагог может легко адаптировать программу под нужды конкретных учащихся в зависимости от уровня подготовки, потребности, интереса. Например я, как преподаватель физики, работающий в студенческих группах разной степени подготовки, предлагаю студентам задания разной сложности: для студентов КС-11 группы специальности «Сетевое и системное администрирование» количественные, более сложные задачи, в том числе и для самостоятельного решения, а для студентов ТМ-11 группы, рабочая профессия «Мастер сельскохозяйственного производства», качественные задачи с совместным анализом решения.
Развитие информационных технологий, глобализация, новые формы коммуникации требуют более гибких мыслительных навыков, самостоятельности и умения принимать нестандартные решения. В современном мире, где информационные технологии проникают во все аспекты жизни, педагогам всё сложнее удерживать внимание учащихся, особенно, когда речь заходит о конкуренции с интернетом. Сегодняшние школьники и студенты выросли в цифровую эпоху. Интернет предлагает им огромный объём информации и развлечений, который может казаться более привлекательным, чем традиционные образовательные методы. Креативная педагогика делает процесс обучения более интересным, помогая преподавателю не только удерживать внимание студента, но и позволяет лучше адаптировать его к высоким требованиям современности. Обучение как-бы трансформируется из простой передачи фактов и данных в процесс, нацеленный на приобретение умений эффективно работать с информацией и применять полученные знания в разнообразных жизненных ситуациях. Креативные методики в разработке заданий и уроков помогают обучающимся быстрее и лучше усваивать новую информацию. А успехи в учебе поддерживают мотивацию и желание учиться. Так, например, при изучении темы «Электромагнетизм» я организовываю обзорную экскурсию, с помощью презентации «Планеты Солнечной системы», о наличии магнитных полей у различных планет и спутников. Эти презентации стараюсь делать более интерактивными, добавляя анимации и видео. Или использую технологии виртуальной реальности, проводя виртуальную экскурсию по музеям космонавтики и планетариям. Например, виртуальная экскурсия по Детскому космическому центру в г. Киров, в музее К. Э. Циолковского, была проведена в прошлом учебном году, в канун Всемирного Дня космонавтики. Присоединиться к ней можно бесплатно и при помощи личного смартфона. В этом году планируется такая же экскурсия, тем более она будет приурочена к 65- летию полета человека в космос! Такой урок визуализирует информацию и облегчает её запоминание.
Современная экономика и требования рынка труда все больше ценят творческие, инновационные способности будущего специалиста, что требует своевременного формирования соответствующих навыков. Креативное мышление задействует интеллектуальные ресурсы для генерации новых идей и поиска решений. Эта связь интеллекта и креативности и становится важнейшим аспектом для современного образования, которое должно подготовить конкурентоспособного специалиста, востребованного на рынке труда.
Креативность в педагогике подразумевает под собой использование и комбинирование различных методов и подходов к обучению, а также способность находить нестандартные решения и легко адаптироваться к потребностям учеников. В своей педагогической практике использую следующие подходы:
- Стимулирую любознательность. Поддержка и поощрение любознательности студентов, их научного любопытства, тематические беседы создают среду, благоприятную для интеллектуального роста и развития их творческих способностей.
- Обучаю через опыт. Эксперименты, практические проекты, исследования и реальные задачи помогают студентам первого курса лучше понять и закрепить материал, а также поощряют развитие их креативного потенциала, способствуют лучшей адаптации в учебном заведении.
- Поддерживаю междисциплинарные связи. Интеграция различных предметов и дисциплин способствует обогащению опыта учащихся и развитию их способности видеть связи и применять знания в новых контекстах.
- Учу осознанному принятию риска и ошибок. Педагогика креативности признаёт важность экспериментов, даже если это ведет к ошибкам. Важно научить студента принять и уважать свой результат, и то, что неудача — это не катастрофа, а шаг на пути к новым открытиям.
- Развиваю навыки критического мышления и рефлексии. Анализ, синтез и оценка информации способствует формированию критического взгляда на мир и умению делать обоснованные выводы.
- Формирую сотрудничество и взаимодействие. Работа в группах, обмен идеями и совместное решение проблем стимулируют социальные навыки общения, особенно важные для креативной деятельности.
- Делаем совместные выводы о необходимости вдохновения и мотивации.
Преподаватели сами должны служить вдохновляющим примером и мотивировать своих учеников на достижение целей. Вдохновение — важная часть работы креативного педагога. Его я черпаю, организовывая занятия любительского танца в колледжской танцевальной студии «Юность». Ее участниками являются студенты 1-4 курсов нашего колледжа. Ребята приходят сюда по собственному желанию после уроков, и эти наши с ними встречи и репетиции, с их слов, помогают им снять стресс и усталость от образовательного процесса в целом. Наши композиции являются прекрасным дополнением ко всей внеурочной работе колледжа, а я в свою очередь подпитываюсь энергией от этого молодого энтузиазма и от смены вида деятельности. Это мое любимое хобби. И самое главное, в нашем дружном коллективе царит атмосфера открытости, доброжелательности, взаимовыручки, в которой студенты с удовольствием развивают свои творческие способности.
Креативные преподаватели способствуют значительным изменениям в образовательной сфере, именно благодаря им внедряются новые методики, которые способствуют развитию обучения и совершенствованию учебного процесса. Например, проектные работы для обучающихся, это неотрывная часть креативной педагогики. Такие творческие проекты учат проводить исследования и в целом помогают саморазвитию студента. Проведение проектных работ помогает студентам применять на практике ранее полученные знания и развивать навыки исследования и собственной презентации. По опыту своей работы могу сказать, что при выборе тем творческих проектов, учебных исследований, следует в первую очередь опираться на любимые занятия и увлечения студента, его хобби. После выбора темы, вместе обсуждаем что интересного можно поисследовать в той или иной сфере, формулируем цель, разрабатываем план и стратегию выполнения проектной работы, и приступаем к ее реализации. Например, со студентами играющими на музыкальных инструментах, или занимающихся вокалом, у нас были следующие темы учебных исследований: «Исследование акустических явлений при использовании моего музыкального инструмента», или «Исследование физических особенностей конструкции моего музыкального инструмента», «Исследование влияния шума на живые организмы»- для вокалисто. Работа с проектом развивает у студентов навыки наблюдения, анализа данных и формирования выводов. А у преподавателя, который получает обратную реакцию от вложенного в студента потенциала, повышается мотивация, стимул, желание к творчеству и креативу. Креативность — не врожденное умение, это навык, который можно и нужно развивать. В таком учебном процессе выигрывают обе стороны!
Список использованной литературы
- Вишнякова, Н. Ф. Психологические основы развития креативности в профессиональной акмеологии: Автореф. дис. … д-ра психол. наук. – М., 1996.
- Сергеева, Д.Н. Развитие креативности педагогов в процессе разрешения конфликтов / Образование и наука. 2016. № 5 (134). С. 107-122.
- https://наука.рф/journal/svet-uchenya-kak-pedagogi-novatory-izmenili-obrazovanie/
- https://dkc43.ru/?page_id=1767
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Организация деятельности студентов при проведении практики для получения первичных профессиональных умений и навыков по специальности 030503 «Правоведение»
Представлена модель организации и проведения практик для получения первичных профессиональтных навыков по специальности "Правоведение"...

Специфика формирования профессиональных и исследовательских навыков в подготовке будущих учителей изобразительного искусства и английского языка
В Ейском педагогическом колледже при получении специальности «Преподавание в начальных» классах студенты имеют возможность получить дополнительное образование в области изобразительного искусства. В с...

Педагогический совет по теме «Успешный преподаватель… Успешный студент… Взаимодействие — взаимопонимание — сотрудничество»
Создание успешности обучающимся - одна из главных задач педагога....

Презентация педсовета по теме «Успешный преподаватель… Успешный студент… Взаимодействие — взаимопонимание — сотрудничество»
Создание успешности обучающимся - одна из задач педагога...

КОЛЛЕДЖ – ТЕРРИТОРИЯ УСПЕШНОСТИ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ И ОБУЧАЮЩИХСЯ
Успешная работа коллектива зависит от работы каждого его звена, и наше ПЦК «Иностранный язык» - частица этого коллектива.У – умение и усердиеС – содействие и сотр...

«Здоровье педагога как профессиональная ценность и залог успешного образовательного процесса»
В связи с изменениями в социуме, экономике, культуре и других сферах жизни общества вопрос профессионального здоровья является актуальным не только для теории и практики здравоохранения, а также и для...

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМОРАЗВИТИЕ – НЕОБХОДИМОЕ УСЛОВИЕ УСПЕШНОЙ КАРЬЕРЫ
В статье рассматриваются вопросы необходимости профессионального саморазвития....
