Региональные конфликты
тест

работа с заданиями

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл regionalnye_konflikty.docx26.99 КБ

Предварительный просмотр:

Станция 1: Распад Югославии (1991–1995)

Источник:

Краткая хронология событий + отрывок из речи Слободана Милошевича (1989, «Газimestan speech» — «Никто не смеет бить сербов!») + карта распада СФРЮ.

Задания:

Выделите 3 ключевые причины распада Югославии (внутренние и внешние).

Сравните позиции Сербии и Хорватии/Боснии по вопросу территориальной целостности.

Почему конфликт в Боснии получил международное внимание? Какие нарушения прав человека были зафиксированы (назовите 2 примера)?

Доп. задание (повышенный уровень):

1. Проанализируйте роль СМИ и пропаганды в эскалации насилия. Приведите пример из документа.

2. «Можно ли было предотвратить распад Югославии?

Предложите 2 альтернативных сценария (по образцу: “Если бы в 1990 г. был созван Конституционный конгресс…”)»

Раздаточный материал: «Распад Югославии»

Для самостоятельной работы (группа/ученик)

Раздаточный материал: «Распад Югославии»

Для самостоятельной работы

Краткая хронология: от единства к распаду (1980–1995)

Год

Событие

Значение

1980

Смерть Иосипа Броз Тито

Утрата объединяющей фигуры; рост национализма

1986

«Меморандум SANU» (Сербская академия наук)

Обвинения в дискриминации сербов в Косово и Хорватии — идеологическая основа для Милошевича

28 июня 1989

Речь Милошевича на Косовом поле (600-летие битвы)

Политизация исторической памяти; укрепление сербского национализма

1990

Отмена автономии Косово и Воеводины (Сербия); многопартийные выборы в Словении, Хорватии, Боснии

Централизация в Сербии vs. сепаратизм на периферии

1991

Независимость Словении и Хорватии → Война в Хорватии (Вуковар, Дубровник)

Первая кровопролитная фаза распада; интервенция ЮНА

1992

Референдум и независимость Боснии → Война (сербы, хорваты, боснийцы)

Этнические чистки, осада Сараево, концлагеря (Омарска)

1995

Резня в Сребренице (июль); бомбардировки НАТО; Дейтонские соглашения (ноябрь)

Конец войны в Боснии; создание сложной конституционной структуры

Примечание: ЮНА — Югославская народная армия (доминировали сербские офицеры). 

ОТРЫВОК ИЗ РЕЧИ СЛОБОДАНА МИЛОШЕВИЧА

Место: Косово Поле, 28 июня 1989 г.
Повод: 600-летие Куликовской битвы (битвы на Косовом поле, 1389 г., где сербы потерпели поражение от Османской империи)

«Шесть веков после Косовской битвы сегодня мы снова ведём борьбу — но уже не на Косовом поле, а на политическом и экономическом поле.
Сербы вновь испытывают испытания — в Косово и Метохии.
Через шесть веков, вновь приходит время решать битвы — не мечом, так словом.
Но…и не забывайте:
Никто не смеет бить сербов! И если мы когда-нибудь почувствуем, что нас хотят ударить — мы ответим!»

 Контекст и анализ:

  • Речь произнесена перед 1–2 млн сербов в годовщину символического поражения.
  • Фраза «Никто не смеет бить сербов!» стала лозунгом национального возрождения — и предвестником силовой политики.
  • Используется язык жертвы («испытания», «хотят ударить») → оправдание защиты «угнетённых» сербов за пределами Сербии (в Хорватии, Боснии, Косово).
  • Подчёркивается преемственность от средневековой Сербии → легитимизация территориальных претензий.

Задание для работы с текстом:

  1. Какие исторические события использует Милошевич для мобилизации аудитории?
  2. Какую роль играет понятие «жертва» в его риторике?
  3. Почему именно 1989 год (второй год падения коммунистических режимов в Восточной Европе) стал поворотным?

Станция 2: Конфликт в Косово (1998–1999)

Источник:

Отрывок из доклада ООН о «этнических чистках» в Косово + карта бомбардировок НАТО (1999) + цитата из резолюции СБ ООН 1244.

Задания:

Объясните, почему Косово стало «горячей точкой» после Боснии.

Какие аргументы приводила НАТО для начала военной операции без санкции СБ ООН?

Каковы были последствия операции — для Сербии, Косово и международного права?

Доп. задание:

Обсудите: можно ли считать действия НАТО «гуманитарной интервенцией» или это нарушение суверенитета? Возьмите позицию и аргументируйте.

Источник: Доклад Специального докладчика ООН по правам человека в Югославии (г-н Гудмундур Эйрикссон), март–июнь 1999 г.

**«В период с марта по июнь 1999 года сербские и югославские силы безопасности провели масштабную кампанию принудительного перемещения населения в Косово.

По имеющимся данным, более 850 000 этнических албанцев были вынуждены покинуть свои дома. Свидетельства указывают на систематическое применение:
— уничтожения жилья и инфраструктуры;
— массовых арестов и исчезновений мужчин призывного возраста;
— убийств мирных жителей, включая женщин и пожилых (например, резня в Сува-Рече, Ижбаре, Белачевце);
— сожжения документов, удостоверяющих личность и право собственности.

Целью, по оценке Миссии, являлось создание этнически однородной территории под контролем Белграда.
Эти действия могут квалифицироваться как
преступления против человечности и военные преступления в соответствии с Римским статутом МУС.»**

🔹 Комментарий для учащихся:

  • Термин «этническая чистка» не является юридическим, но описывает практику насильственного удаления этнической группы из региона.
  • Доклад стал основанием для обвинений в Международном трибунале по бывшей Югославии (МТБЮ) — в т.ч. против Слободана Милошевича (умер в 2006 г., до вынесения приговора).
  • Ключевое: события происходили после начала бомбардировок НАТО, что спорно: сербская сторона утверждала, что репрессии — ответ на агрессию; западная — что они задуманы заранее («Операция „Копьё“»).

 Задание:
Выделите 3 метода принуждения, использованных против албанского населения. Почему уничтожение документов — важный элемент этнической чистки?

Цитата из Резолюции Совета Безопасности ООН № 1244 (10 июня 1999 г.)

**«Принимая во внимание необходимость обеспечения мира и стабильности на Балканах…

  1. Требует прекращения действий вооружённых сил ФРЮ и прекращения насилия;
  2. Предусматривает вывод всех вооружённых сил ФРЮ из Косово;
  3. Разрешает размещение международного гражданского и военного присутствия:
        — UNMIK (Миссия ООН по делам Косово) — для гражданского управления,
        — KFOR (Силы для Косово) — под руководством НАТО — для обеспечения безопасности;
  4. Подчёркивает, что Косово остаётся частью Федеративной Республики Югославии, и его окончательный статус будет определён в будущем политическим процессом.»

Важные пояснения:

  • Резолюция не санкционировала бомбардировки (они начались до её принятия и без одобрения СБ).
  • Пункт 4 — ключевой: суверенитет Сербии над Косово формально признан, но «окончательный статус» отложен → это дало пространство для будущей независимости (2008).
  • РФ поддержала резолюцию, рассчитывая на сохранение территориальной целостности Югославии — что позже стало причиной разногласий с Западом.

Задание:
Сравните формулировки:

  • «вывод всех вооружённых сил ФРЮ» (чётко)
  • «окончательный статус будет определён в будущем» (неопределённо).
    → Какая сторона (Сербия / Косово / НАТО) выиграла от такой формулировки? Почему?

Станция 3: Конфликты в Македонии (2001)

Источник:
Краткий обзор событий 2001 г. + выдержка из Охридского соглашения (2001) — права албанского меньшинства.

Задания:

  1. Почему конфликт в Македонии не перерос в масштабную войну (в отличие от Боснии)?
  2. Какую роль сыграли международные посредники (ЕС, НАТО)?
  3. Какие политические решения позволили предотвратить эскалацию?

Доп. задание:
Сравните Охридское соглашение (2001) и Дейтонские соглашения (1995) — в чём различия в подходах к урегулированию?

Раздаточный материал: «Конфликт в Македонии (2001 г.)»

Для самостоятельной работы

Краткий обзор событий 2001 года

Год

События

Последствия

янв.–февр. 2001

Вооружённые инциденты на границе с Косово: нападения группировкиОНА(Освободительная национальная армия) на посты македонской полиции

ОНА — албанские боевики (часть — бывшие члены ОАК из Косово); требовали равных прав и федерализации

март–июнь

Эскалация: бои в Тетово, Арачиново, Куманово; правительственные войска вводят военное положение

Около 150–250 погибших; 150 000 перемещённых лиц (преимущественно албанцы); угроза полномасштабной гражданской войны

5–13 авг. 2001

Операция в Арачиново → кризис: НАТО эвакуирует боевиков под огнём → давление на власти

Показала неспособность армии решить конфликт силой; рост международного вмешательства

13 авг. 2001

ПодписаниеОхридского рамочного соглашенияпри посредничестве ЕС и США

Политическое, а не военное решение — предотвратило «вторую Боснию»

сент.–нояб. 2001

Разоружение ОНА (под контролем НАТО, операция«Essential Harvest»); конституционные поправки

~3 300 единиц оружия сданы; начало реализации соглашения

Важно:

  • Македония — единственная югославская республика, вышедшая из состава СФРЮ мирно (1991 г.), но этническая напряжённость сохранялась:
    — албанцы — ~20–25% населения (по переписи 2002 г.),
    — ограничения в языке, образовании, госслужбе, доступе в армию/полицию.

Выдержка из Охридского рамочного соглашения (13 августа 2001 г.)

Официальный перевод ООН / ОБСЕ (адаптирован для учебных целей)

Статья 3. Принципы межэтнических отношений
«Государство гарантирует равные права всем гражданам независимо от этнической принадлежности…
Ни одно сообщество не может быть ущемлено в правах на основании численности.»
 

Статья 4. Язык
«Албанский язык признаётся вторым официальным языком на всей территории Республики в районах, где албанцы составляют не менее 20% населения.
Албанский язык может использоваться в парламенте, судах и при общении с госорганами при наличии письменного запроса.»
 

Статья 5. Образование
«Государство обеспечивает развитие высшего образования на албанском языке…
Университет „Святой Кирилл и Мефодий“ в Скопье создаёт албаноязычные факультеты.»
 

Статья 6. Государственные структуры
«Государство стремится к сбалансированному представительству всех общин в полиции, армии, судебной системе и дипслужбе.
В полиции должна быть обеспечена пропорциональная представленность — в течение 5 лет.»
 

Статья 7. Децентрализация
«Местные органы власти получают расширенные полномочия в сфере образования, здравоохранения, градостроительства и культуры.» 

Комментарий:
Соглашение — не федеративное, а
децентрализованное решение. Албанцам не дали территориальной автономии (как в Косово), но — культурно-политическую интеграцию. Это снизило мотивы сепаратизма.

Задание:

  1. Какие 3 права получили албанцы, которых у них не было до 2001 г.?
  2. Почему в статье о языке указан порог «20%»? Как это может влиять на межобщинные отношения?
  3. Какие риски несёт принцип «пропорциональной представленности» в госорганах?

Сравнительный анализ (доп. задание)

Заполните таблицу:

Кретерий

Дейтонские соглашения (Босния, 1995)

Охридское соглашение (Македония, 2001)

Форма государства

Конфедеративная (2 субъекта + центр)

Унитарное, но децентрализованное

Этнический принцип

Территориальный (по регионам)

Персональный (по общинам, не по территории)

Вооружённые формирования

Раздел армии по этническому признаку

Единая армия + пропорциональный набор

Роль международного сообщества

Долгосрочная военная/гражданская миссия (ООН, ОБСЕ)

Краткосрочное сопровождение (НАТО — 30 дней на разоружение)

Вывод: почему в Македонии конфликт не перерос в войну?

Ключевая мысль для рефлексии:Охридское соглашение — редкий пример предотвращения гражданской войны через своевременные политические уступки. Оно показывает: признание прав меньшинств — не слабость, а инструмент стабильности».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к теме "Конфликт и правила поведения в конфликте".

Презентация к разделу "Конфликтология" может использоваться на уроке или для самостоятельной работы студентов по дисциплинам "Психология", "Педагогика", "Социология", "Этика и психология професси...

Занятие- тренинг с подростками : «Психологическая природа конфликта. Основные виды поведения в конфликте и его разрешение».

Цели: дать определение конфликта, его структуру, сферу, динамику; ознакомить с причинами конфликтов; дать представления о видах поведения в конфликте, отработать выбор определенного стиля поведе...

Понятие конфликта в сфере управления, методы по упреждению и разрешению управленческих конфликтов

Раскрытие понятия "конфликт", типология и виды конфликтов, способы прогнозирования и разрешения управленческих конфликтов....

Основные типы конфликтов. Этапы и последствия конфликта

Презентация к теме "Основные типы конфликтов. Этапы и последствия конфликта".  Дисциплина  "Основы управления персоналом производственного подразделения"...

Стратегия выхода из конфликта представляет собой основную линию поведения оппонента во время решения конфликта.

Выделяют пять основных стратегий: соперничество, компромис, сотрудничество, уход, приспособление. Сочетание стратегий определяет способ устранения противоречий, что лежит в основе конфликта....