Рабочая тетрадь для практических работ по семейному праву
учебно-методическое пособие
Рассмотренный практикум составлен в соответствии с государственными требованиями к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников средних специальных учебных заведений по предмету «Семейное право».
Практикум содержит тематический план учебной дисциплины, содержание учебной дисциплины, перечень литературы.
Учебный материал сгруппирован в разделы, что поможет студентам в подготовке к зачетам и экзаменам.
Изучение дисциплины имеет большое значение в профессиональной подготовке специалистов юридического профиля. Семейное право характеризуется своим публичным характером. Каждый юрист должен знать общие понятия семейного законодательства, порядок, условия заключения и расторжения брака, возникновение, изменение, прекращение семейных правоотношений, алиментных отношений, отношений по воспитанию детей не только по российскому законодательству, но и в соответствии с международными нормами.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 145.32 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство образования Рязанской области
ОГБОУ СПО «Кадомский технологический техникум»
Рабочая тетрадь
для практических работ
по дисциплине
Семейное право
Для специальности 40.02.01 «Право и организация социального обеспечения»
Специальность ________________________
Группа _________________________________
Преподаватель ________________________
Студент ________________________________
Кадом
202_ год
Составитель: Крымская О.Н. преподаватель
Рассмотренный практикум составлен в соответствии с государственными требованиями к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников средних специальных учебных заведений по предмету «Семейное право».
Практикум содержит тематический план учебной дисциплины, содержание учебной дисциплины, перечень литературы.
Учебный материал сгруппирован в разделы, что поможет студентам в подготовке к зачетам и экзаменам.
Изучение дисциплины имеет большое значение в профессиональной подготовке специалистов юридического профиля. Семейное право характеризуется своим публичным характером. Каждый юрист должен знать общие понятия семейного законодательства, порядок, условия заключения и расторжения брака, возникновение, изменение, прекращение семейных правоотношений, алиментных отношений, отношений по воспитанию детей не только по российскому законодательству, но и в соответствии с международными нормами.
Практическая работа 1
«Элементы семейных правоотношений. Отграничение семейного права от смежных отраслей права»
1. Учебные цели: сформировать представление о семьи, о месте семейного права в системе российского права, о целях и задачах данной отрасли, об основных функциях семейного коллектива, о методах семейного права, о принципах семейного права, о видах семейных правоотношений, о юридических фактах.
2. Продолжительность занятия 2 часа
3. Оснащение: Методические указания для проведения практических занятий
4. Методические указания по выполнению работы: изучите краткие теоретические и учебно-методические материалы по теме практического занятия.
При выполнении работы соблюдайте последовательность действий.
- Задание Дайте определение следующим понятиям: система права, отрасль
Правовой институт, Предмет правового регулирования, способы правового регулирования, тип правового регулирования, принципы права, источники права.
- Задание Проанализируйте положения статьи 2 семейного кодекса Российской Федерации (далее – СК РФ) и определите специфику предмета семейного права. Составьте конспект.
3. Задание: Проанализировать принципы семейного права, закрепленные в ст.1 СК РФ и составьте таблицу, распределив выделенные принципы на конституционные, межотраслевые, отраслевые и принципы отдельных институтов.
Таблица «Принципы семейного права»
Принципы | Отрасли права |
Добровольности брачного союза мужчины и женщины |
|
Равенства прав супругов в семье |
|
Разрешения внутрисемейных вопросов по взаимному согласию |
|
Приоритета семейного воспитания детей, заботы об их благосостоянии и развитии |
|
Приоритетной защиты прав и интересов несовершеннолетних и нетрудоспособных членов семьи |
|
Форма отчета: выполнение заданий в рабочей тетради, заполнение таблицы.
Практическая работа 2
«Возникновение, изменение и прекращение семейных правоотношений. Родство и свойство: понятие и их юридическое значение»
1. Учебные цели: сформировать представления о браке, об условиях заключения брака, об обстоятельствах, препятствующих вступлению в брак, о принципах и порядке регистрации брака, о порядке и последствиях признания брака недействительным и об обстоятельствах, устраняющие недействительность брака.
2. Продолжительность занятия 2 часа
3. Оснащение: Методические указания для проведения практических занятий, учебник, нормативные акты.
4. Методические указания по выполнению работы: изучите краткие теоретические и учебно-методические материалы по теме практического занятия. При выполнении работы соблюдайте последовательность действий
1. Задание: Составить проект искового заявления о расторжении брака:
а) при условии, что оба супруга согласны на развод, но имеется спор о месте жительства несовершеннолетнего сына (8 лет);
б) при условии, что у супругов нет общих несовершеннолетних детей, но
муж возражает против расторжения брака;
в) при условии, что одновременно с иском о расторжении брака заявлено
требование о разделе совместно нажитого имущества: автомашины, гаража, загородного дома.
2. Задание: Разберите юридические ситуации, ответы аргументируйте ссылкой на законодательство.
1. Марина Л. и Андрей С., проживающие в г. Новосибирске, решили вступить в брак. Обратившись в орган ЗАГС по месту своего жительства, они узнали, что ближайшая дата, на которую может быть назначена церемония, через 2,5 месяца. Не захотев ждать такое долгое время, по совету знакомых молодые люди решили обратиться с заявлением о регистрации брака в орган ЗАГС г. Обь, однако у них возникли сомнения, примут ли у них заявление, ведь они не зарегистрированы в г. Обь по месту жительства. Для разъяснений они обратились к юристу.
2. В орган ЗАГС Ленинского района г. Новосибирска обратилась гражданка О. с заявлением о регистрации брака с гражданином К., постоянно проживающим в г. Бишкек, который в настоящий момент находился в родном городе, так как не мог отпроситься с работы. Гражданка О. предоставила сотрудникам загса доверенность от гражданина К., подтверждающую ее полномочия на подачу заявления регистрации брака, удостоверенную частным нотариусом г. Бишкека. Как в таком случае должны поступить сотрудники загса?
3. Иванов и Глазырина подали заявление о регистрации брака. Однако сотрудница загса отказалась принять заявление, мотивировав это тем, что, являясь подругой Жариковой, с которой Иванов все это время состоит в фактических брачных отношениях и имеет с ней общую годовалую дочь, в отношении которой установил отцовство, считает незаконным и недопустимым такое поведение Иванова. Правомерны ли действия сотрудницы загса?
4. 17-летний Аксенов и 20-летняя Рожнова решили пожениться. При подаче заявления сотрудники загса указали Аксенову на необходимость обратиться с заявлением о снижении брачного возраста. Однако Аксенов указал, что с 16 лет работает по трудовому договору и объявлен судом полностью дееспособным. Как должны в этом случае поступить сотрудники загса?
5. 40-летний Андреев 27 июля 2010 года зарегистрировал брак с 20-летней Дмитриевой. Через 2 месяца у него обнаружили СПИД. В результате проверки выяснилось, что его жена также является носителем ВИЧ-инфекции и, вероятнее всего, Андреев заразился именно от нее. 16 мая 2012 года Андреев умер. Дочь Андреева от первого брака обратилась в суд с требованием о признании брака своего отца и Дмитриевой недействительным. Может ли быть удовлетворено требование дочери Андреева?
6. Воспитанница детского дома Мария М. вышла замуж за Сергея К. Спустя 1 год у них родился сын. Через некоторое время к ним приехал двоюродный дядя Сергея, который рассказал, что отец Сергея 3 года проживал в той же деревне, что и мать Марии, которая умерла от цирроза печени, когда дочери было 2 года. Также в разговоре выяснилось, что отец Сергея и Мария имеют одниковое заболевание, которое передается в том числе и наследственным путем, при этом сам Сергей таким заболеванием не страдал. Супруги не могли поверить, что они могут быть единокровными братом и сестрой, в качестве возражений приводили аргумент, что у Сергея отсутствует заболевание, просили дядю не вмешиваться в их семейную жизнь, так как у них ребенок, все это может ему навредить. Однако дядя обратился к прокурору, который потребовал признать брак недействительным. Как должен поступить суд?
7. Анастасия К. и Иван П. решили заключить брак. В совместном заявлении они указали, что хотели бы, чтобы в браке жена носила общую фамилию К.-П., чтобы впоследствии их ребенок также мог иметь двойную фамилию. Иван хотел носить фамилию П., так как она довольно известна в его профессиональном круге. Возможно ли присвоение Анастасии выбранной ими фамилии?
8. Никита М. зарегистрировал брак с Кариной О., скрыв наличие предыдущего не расторгнутого брака с Алиной К. Через два года Никита М. обратился в суд с иском о признании брака недействительным по данному основанию. Карина О. просила сохранить брак, так как была беременна. На запрос, посланный первой жене, пришло извещение, что Алина К. умерла три месяца назад. Проанализируйте ситуацию.
9. В январе 2011 года 60-летний Беглов и 28-летняя Кравченко договорились зарегистрировать брак при условии, что Кравченко будет ухаживать за Беловым, обеспечивать ему надлежащий уход, а Беглов составит завещание, по которому ей перейдет двухкомнатная квартира Беглова. Через 6 месяцев после регистрации брака Кравченко стала настаивать, чтобы Беглов зарегистрировал ее в своей квартире, на что получила отказ. Через месяц, так и не дождавшись прописки, Кравченко ушла от Беглова и перестала с ним общаться. В связи с этим Беглов обратился в суд с иском о признании брака с Кравченко недействительным, сославшись на то, что брак был заключен из- за квартиры. Проанализируйте ситуацию.
10. 70-летний Лейкин и 30-летняя Петрова подали заявление о регистрации брака. При приеме заявления сотрудники загса отметили, что Лейкин ведет себя странным образом, временами заговаривается. Заявление не приняли, а от Лейкина потребовали справку о том, что он не состоит на учете в психоневрологическом диспансере. Насколько правомерны действия сотрудников загса?
11. После подачи в орган ЗАГС заявления о вступлении в брак Герасименко и Панков обратились в муниципальную поликлинику с просьбой провести медицинское обследование и дать заключение о состоянии их репродуктивного здоровья. Главный 33 врач отказал в этой просьбе, заявив, что подобные обследования проводятся только на платной основе. Дайте оценку решения главного врача. В каких случаях Семейный кодекс РФ предусматривает возможность медицинского обследования лиц, вступающих в брак?
12. Еремеева познакомилась с предпринимателем Литовым, который стал ухаживать за ней, дарить подарки, сообщив между делом, что владеет сетью магазинов, а также недвижимостью в Испании. Через полгода Еремеева согласилась выйти за него замуж. Однако в браке она поняла, что все сказанное Литовым относительно его материального положения является ложью. В связи с этим Еремеева подала в суд исковое заявление о признании ее брака с Литовым недействительным. Какое решение примет суд?
Практическая работа 3
«Признание брака недействительным: понятие, основания, порядок»
1. Учебные цели: сформировать представления о понятие и основание прекращения брака, о прекращении брака в связи со смертью супруга, в случае объявления супруга умершим, о прекращение брака путем расторжения в органах загса, о прекращение брака по обоюдному согласию супругов и об расторжение брака в суде.
2. Продолжительность занятия 2 часа
3. Оснащение: Методические указания для проведения практических занятий, учебник, нормативные акты.
4. Методические указания по выполнению работы: изучите краткие теоретические и учебно-методические материалы по теме практического занятия. При выполнении работы соблюдайте последовательность действий
1. Задание Разберите юридические ситуации, ответы аргументируйте ссылкой на законодательство.
1. Курчатов подал в суд заявление о расторжении брака, в котором указал, что жена была беременна, но у ребенка обнаружили серьезное генетическое заболевание, в результате чего возникла необходимость прервать беременность на позднем сроке, чего он не смог простить. Судья выяснил, что жена не дает согласия на развод, и предложил обратиться в суд через год. Дайте оценку действиям судьи.
2. Елена С. обратилась в суд с иском о расторжении брака с Александром С. В заявлении она указала, что проживает с мужем 10 лет, от брака имеет 8-летнего ребенка. Последний год Александр С. злоупотреблял спиртными напитками, все деньги, которые получал, тратил на покупку алкоголя, устраивал скандалы, оскорблял ее. Елена С. просила брак расторгнуть. В судебном заседании Александр С. иск не признал. Он просил суд брак не расторгать, обещал, что он изменит свое поведение. Суд назначил супругам срок для примирения. По истечении трех месяцев в судебном заседаний Елена С. вновь потребовала расторжения брака, так как ее муж своего поведения не изменил. Александр С. вновь иск не признал и просил брак не расторгать. Проанализируйте ситуацию.
3. Владимир Н. обратился в суд с иском о расторжении брака с Кристиной Н. Истец указал, что по поводу совместно нажитого имущества и детей между ними достигнуто соглашение. Неурегулированным остается вопрос о фамилии, которую будет носить ответчица после расторжения брака: ответчица хочет носить фамилию мужа, однако Владимир настаивает на том, чтобы Кристина изменила фамилию на девичью. Истец мотивирует свое желание тем, что жена не достойна его фамилии, своим вызывающим поведением порочит ее. Проанализируйте ситуацию.
4. Супруги Головины обратились в орган ЗАГС для подачи заявления о расторжении брака. Узнав, что супруги имеют 10-месячную дочь, сотрудники отказались принять заявление, объяснив, что Головины должны подать заявление в суд, так как имеют несовершеннолетнего ребенка. Головина заявила, что этот ребенок не является ребенком ее мужа, поэтому она и хочет расторгнуть брак и выйти замуж за отца ребенка. Какое решение примет сотрудник загса?
5. 10 апреля 2012 года супруги Грибовы подали в суд совместное заявление о расторжении брака, из которого следовало, что очевидных причин для расторжения брака не было. Супруги имели ребенка 1999 года рождения. Вместе с заявлением супруги представили соглашение, в котором предусматривалось, что Грибов согласен перечислять добровольно средства на содержание ребенка. Однако конкретный размер алиментов не был обозначен в соглашении. Через две недели дело было назначено судом к слушанию и рассмотрено, брак между Грибовыми расторгнут. При этом Грибова в судебном заседании не присутствовала. Оцените правомерность принятого судом решения. Каков порядок подготовки дел о расторжении брака к судебному заседанию? Обязан ли суд выяснять мотивы расторжения брака Грибовых? Какое решение должен принять суд после того, как выяснил, что размер алиментов на ребенка в соглашении не определен?
6. Супруги Коробкины прожили вместе 10 лет, детей у них не было. Поэтому по взаимному согласию они решили расторгнуть брак. Они обратились в орган ЗАГС с просьбой развести их немедленно, однако в загсе сказали, что расторжение брака возможно только по истечении определенного срока. Какой принцип семейного права применяется в данной ситуации? По истечении какого срока возможно расторжение брака в загсе?
2. Задание Выполните тестовые задания
1. В течение какого времени при признании судом брака недействительным суд обязан со дня вступления решения в законную силу направить выписку из этого решения в орган записи актов гражданского состояния по месту государственной регистрации заключения брака:
а) 10 дней; б) 3 дня; в) 5 дней.
2. Моментом прекращения брака при расторжении его в суде является:
а) момент отправления решения суда в орган ЗАГС;
б) момент получения в загсе свидетельства о расторжении брака;
в) момент принятия решения судом;
г) момент вступления в законную силу решения суда.
3. Брак расторгается в загсе, если:
а) один из супругов признан судом недееспособным;
б) есть несовершеннолетние дети и согласие обоих супругов;
в) нет несовершеннолетних детей.
4. Брак расторгается в судебном порядке:
а) при взаимном согласии супругов, имеющих общих несовершеннолетних детей;
б) при отсутствии согласия одного из супругов;
в) если один из супругов находится в местах лишения свободы.
5. Срок ожидания со дня подачи супругами заявления о расторжении брака составляет:
а) 6 месяцев; б) 3 месяца; в) 1 месяц.
6. При заключении фиктивного брака правом требовать признания его недействительным обладают:
а) супруг, не знавший о фиктивности брака;
б) супруг, права которого нарушены заключением брака;
в) прокурор.
7. Основанием для признания брака недействительным является:
а) нарушение условий заключения брака;
б) наличие обстоятельств, препятствующих его заключению;
в) сокрытие одним из вступающих в брак ВИЧ-инфекции;
г) все вышеперечисленные основания плюс фиктивность брака.
8. После расторжения брака супруги:
а) не вправе вступить в новый брак до получения в суде копии решения о расторжении брака;
б) не вправе вступить в новый брак до получения в органе ЗАГС свидетельства о расторжении брака.
9. В каком порядке происходит расторжение брака:
а) в административном;
б) в судебном;
в) допускаются оба порядка.
10. В деле о расторжении брака обязательно присутствие обоих супругов:
а) верно; б) неверно.
11. С какого момента считается прекращенным брак, расторгнутый в административном порядке:
а) с момента получения свидетельства о расторжении брака;
б) с момента внесения соответствующих данных в книги органа ЗАГС;
в) с момента вынесения решения.
12. С какого времени применяются положения ст. 25 Семейного кодекса РФ о моменте прекращения брака при его расторжении в суде:
а) с 1 марта 1996 года; б) с 1 мая 1996 года; в) с 1 января 1996 года.
13. Фиктивный брак — это брак, не преследующий цели создания семьи:
а) верно; б) неверно.
14. Что является основанием для расторжения брака:
а) нежелание супругов продолжать семейные отношения;
б) отсутствие у супругов детей;
в) злоупотребление одним из супругов алкогольными напитками.
15. Какое решение может вынести суд по итогам бракоразводного процесса:
а) считать брак расторгнутым;
б) назначить супругам испытательный срок;
в) назначить супругам срок для примирения.
16. Суд может отказать в иксе о признании брака недействительным, если отсутствует согласие несовершеннолетнего супруга:
а) верно; б) неверно;
17. Возможно ли восстановление брака в случае явки супруга, признанного безвестно отсутствующим:
а) возможно; б) невозможно; в) невозможно, если другой супруг вступил в новый брак.
18. C какого момента аннулируется брак, признанный недействительным:
а) с момента заключения; б) с момента вступления в силу решения суда; в) с момента аннулирования записи в актах гражданского состояния.
19. Иски о расторжении брака могут предъявлять только супруги:
а) верно; б) неверно.
20. Одновременно с расторжением брака суд может определить, с кем из супругов будут проживать несовершеннолетние дети: а) верно; б) неверно.
Форма отчета: выполнение заданий в рабочей тетради, письменные ответы на вопросы тестов.
Практическая работа №4
«Имущество каждого из супругов (раздельная собственность). Раздел общего имущества супругов»
Цель работы: дать представление понятию семейное право, обеспечить сознательное, активное и прочное усвоение необходимости знать и уметь защищать свои права, научить решать учебные задачи с заданиями аналитического и творческого уровней
Методические указания по выполнению работы:
изучите краткие теоретические и учебно-методические материалы по теме практического занятия. При выполнении работы соблюдайте последовательность действий
2. Продолжительность занятия 2 часа
Порядок выполнения работы:
1. Задание. Письменно ответьте на вопросы:
1. Что такое брачный договор?
2. Каков порядок заключения брачного договора?
3. Когда заключается брачный договор?
4. Где заключается брачный договор?
5. Имеет ли брачный договор юридическую силу, если брак не зарегистрирован?
6. Какие вопросы он может регулировать?
7 Что нельзя писать в брачном договоре?
2. Задание. Составьте брачный договор
Используя ниже приведенный образец составить брачный договор на имущественные отношения между супругами.
Брачный договор об имуществе (указать прописью место и дату составления соглашения) _____________, проживающий по адресу: __________, именуемый в дальнейшем «сторона 1», с одной стороны, и_______________ , проживающая по адресу:___________, именуемая в дальнейшем «сторона 2», с другой стороны, намеревающиеся вступить в брак, заключили настоящий договор о следующем:
1. Общие положения
1.1. Имущество, приобретаемое сторонами в период брака за счет общих доходов имущества, является общей совместной собственностью супругов, за исключением имущества, в отношении которого иной режим установлен настоящим договором.
1.2. Доходы от трудовой деятельности супругов ………………………………
1.3. Доходы от предпринимательской и (или) интеллектуальной деятельности супругов……………………………………………………………………………
1.4. На иное имущество, не предусмотренное настоящим договором, распространяется законный режим имущества супругов.
2. Особенности правового режима отдельных видов имущества
2.1. Акции, доли, паи, вклады в уставном капитале коммерческих организаций являются……………………………………………………………………………
2.2. Имущество, указанное в п. 2.1, принадлежащее одной из сторон, при отсутствии аналогичного имущества, оформленного на другую сторону, в случае расторжения брака ………………………………………………………………………
2.3. Ювелирные украшения, приобретенные супругами во время брака за счет общих средств, являются в период брака и в случае его расторжения……………… ………………………..….…………………………………………………………
2.4. Транспортные средства, приобретенные супругами за счет общих средств во время брака, как на территории Российской Федерации, так и за ее пределами, являются …………………………………………………………………………………
2.5. Недвижимое имущество, являющееся раздельной собственностью сторон на момент вступления в брак, после заключения брака становиться ………………
………………………………………………………………………………………
3. Обязанности сторон по предоставлению содержания друг другу
3.1. При отсутствии у одной сторон доходов от предпринимательской или интеллектуальной деятельности, вторая сторона обязана ………………………………
3.2. Средства на содержание должны предоставляться нуждающейся стороне не позднее следующего дня со дня их получения стороной, обязанной к их предоставлению.
4. Заключительные положения
4.1. Настоящий договор вступает в силу с момента заключения между сторонами брака в установленном законом порядке.
4.2. Расходы, связанные с нотариальным удостоверением настоящего договора, стороны несут в равных частях.
Паспортные данные сторон:
Сторона 1 — ___________
Сторона 2 — ___________
Подписи сторон
Удостоверение нотариусом.
3. Задание. Заполните таблицу:
Распределите имущество между супругами.
№ | жене | мужу |
1. | ||
2. |
Практическая работа 5
«Правоотношения между родителями и детьми»
1. Учебные цели: сформировать представление о правах несовершеннолетних детей, о правах и обязанностях родителей, об ограничении родительских прав и об установлении происхождении детей.
2. Продолжительность занятия 2 часа
3. Оснащение: Методические указания для проведения практических занятий, учебник, нормативные акты.
4 Методические указания по выполнению работы: изучите краткие теоретические и учебно-методические материалы по теме практического занятия. При выполнении работы соблюдайте последовательность действий
1. Задание: Изучить судебную практику использую информационно-правовые системы «Гарант», «Консультант» и привести примеры участия прокурора и органов опеки и попечительства в «семейных» делах.
2. Тестовые задания.
Вариант 1
- В течение, какого срока действует презумпция отцовства супруга в отношении ребенка, родившегося после расторжения брака супругов?
а) в течение одного года с момента расторжения брака,
б) в течение 300 дней с момента расторжения брака,
в) после расторжения брака такая презумпция не действует.
- Какие условия необходимы для добровольного установления отцовства лица, не состоящего в браке с матерью ребенка, в случае смерти матери?
а) только заявление отца ребенка в органы ЗАГСа,
б) заявление отца ребенка, а также согласие органов опеки и попечительства,
в) заявление отца ребенка, а также согласие органов опеки и попечительства и родителей матери ребенка.
- Какие доказательства необходимы для судебного установления отцовства?
а) любые доказательства, с достоверностью подтверждающие происхождение ребенка от конкретного лица,
б) только заключение эксперта может быть признано необходимым и достаточным доказательством в этом случае,
в) любые письменные доказательства.
- Кем решается спор между родителями относительно имени и фамилии ребенка?
а) судом,
б) органом опеки и попечительства,
в) прокуратурой.
- По какому вопросу суд может принять решение только с согласия ребенка, достигшего 10 лет?
а) при лишении родителей родительских прав,
б) при усыновлении,
в) при установлении опеки или попечительства.
- Какие меры не могут быть применены к родителю, с которым опасно оставлять ребенка в силу его недееспособности?
а) лишение родительских прав,
б) ограничение родительских прав,
в) отобрание ребенка при непосредственной угрозе его здоровью.
- Какие правоотношения не прекращаются после лишения родительских прав?
а) отношения по уплате алиментов на детей,
б) право быть наследником после смерти ребенка,
в) право на общение с ребенком.
- Какие из обстоятельств не являются основанием для лишения родительских прав?
а) злоупотребление родительскими обязанностями,
б) жестокое обращение с детьми,
в) хронический алкоголизм.
- Требуется ли согласие ребенка для восстановления родителей в родительских правах?
а) нет,
б) да, во всех случаях,
в) требуется согласие ребенка, достигшего 10 лет.
- В течение, какого срока орган опеки и попечительства при отобрании ребенка у родителей обязан обратиться в суд с иском о лишении или об ограничении родительских прав?
а) 7 дней после вынесения акта об отобрании ребенка,
б) 7 дней после уведомления прокурора,
в) немедленно после отобрания ребенка у родителей.
Вариант 2
- Лица, лишенные родительских прав не могут быть …
а) Усыновителями,
б) опекунами и попечителями
в) приемными родителями
- Установление отцовства в отношении лица, достигшего восемнадцати лет (совершеннолетия) …
а) не допускается,
б) допускается только с его согласия,
в) допускается без его согласия.
- Без согласия жены возбуждение дела о расторжении брака и течение одного года после рождения ребенка …
а) разрешается
б) запрещается
в) допускается
- Лица, лишенные родительских прав, теряют право на …
а) личное воспитание ребенка (детей), на общение с ним при раздельном проживании,
б) личное воспитание ребенка,
в) общение с ребенком при раздельном с ним проживании.
- Вопросы, решаемые при разводе?
а) с кем будут жить дети, кто и в каких размерах будет выплачивать алименты,
б) как разделить совместное имущество,
в) кто и в каких размерах будет выплачивать алименты, как разделить совместное имущество.
- Совершеннолетние дети от уплаты алиментов родителям, ограниченным в родительских правах …
а) освобождаются, только по решению суда,
б) не освобождаются,
в) освобождаются.
- Происхождение ребенка устанавливается?
а) органом записи актов гражданского состояния на основании справки, выдаваемой медицинским учреждением,
б) медицинским учреждением самостоятельно,
в) судебными органами.
- Если родитель, обязанный уплачивать алименты, имеет нерегулярный, меняющийся заработок и (или) иной доход взыскание алиментов на несовершеннолетних детей производится?
а) в твердой денежной сумме,
б) в твердой денежной сумме допускается,
в) в твердой денежной сумме не допускается.
- Совершение записи усыновителя в качестве родителя возможно?
а) без согласия ребенка
б) только с согласия ребенка
в) невозможно
- Совершеннолетние дети, если они нетрудоспособны и нуждаются в материальной помощи …?
а) имеют право на алименты,
б) не имеют права на алименты,
в) по решению суда могут получать алименты.
Форма отчета: письменные ответы на вопросы тестов.
Практическая работа 6
«Алиментные обязательства супругов и бывших супругов. Алиментные обязательства других членов семьи»
1. Учебные цели: изучить понятия и особенности алиментных обязательств, а также алиментные обязательства родителей и детей, супругов и бывших супругов, изучить соглашение об уплате алиментов и порядок взыскания алиментов.
2. Продолжительность занятия 2 часа
3. Оснащение: Методические указания для проведения практических занятий, учебник, нормативные акты.
4. Методические указания по выполнению работы: изучите краткие теоретические и учебно-методические материалы по теме практического занятия. При выполнении работы соблюдайте последовательность действий
1. Задание: Проанализируйте нормативно-правовые акты, регулирующие алиментные обязательства:
- Конвенция о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН
20.11.1989) (вступила в силу для СССР 15.09.1990);
- Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 №223-ФЗ;
- Гражданский кодекс РФ (ГК РФ) от 30.11.1994 № 51-ФЗ.
- Заполнить таблицу «Алиментные обязательства членов семьи».
Члены семьи | Наличие условий |
Алиментные обязательства родителей | |
Алиментные обязательства детей | |
Алиментные обязательства супругов | |
Алиментные обязательства бывших супругов | |
Алиментные обязательства других членов семьи: братьев(сестер) дедушек (бабушек) внуков воспитанников пасынков падчериц |
3. Разберите юридические ситуации, ответы аргументируйте ссылкой на законодательство.
1. Гражданин О. работал на стройке по договору подряда и выплачивал алименты на своего несовершеннолетнего сына в твердой денежной сумме. В результате несчастного случая он сломал позвоночник, в связи с чем ему запретили заниматься тяжелой работой в течение 3 лет. Кроме стройки гражданин О. нигде никогда не работал, ничего больше не умел, поэтому в настоящий момент он не работает, материально ему помогает мать и старший брат. Гражданин О. обратился в юридическую консультацию с просьбой разъяснить ему, можно ли и каким образом освободить его от уплаты алиментов до того момента, когда он будет здоров и сможет опять работать.
2. Супруги Г. заключили алиментное соглашение, по которому гражданин Г. брал на себя обязанность по выплате алиментов в твердой денежной сумме, включавшей в себя рас- ходы по обучению в частной школе, приобретению одежды по сезону, а также по окончании школы — оплату за обучение в вузе вплоть до окончания. Однако, когда ребенку исполнилось 18 лет, гражданин Г. отказался дальше оплачивать обучение, мотивируя это тем, что алиментная обязанность прекращена. Супруга Г. была с данным решением не согласна, объясняя это тем, что алиментное соглашение — это документ, подписав который необходимо исполнять определенные им обязанности до того момента, который указан в этом документе. Разрешите спор.
3. 29-летняя Мария О. предъявила иск об установлении отцовства и взыскании алиментов к Валерию С. При этом Мария О. требовала взыскать с него средства на содержание ребенка за прошедший со дня рождения ребенка срок (с 16 февраля 1997 года) в соответствии с п. 2 ст. 107 СК РФ, так как Валерий С. всячески уклонялся от содержания ребенка: несколько раз менял место работы и место жительства. 27 августа 1997 года 65 суд удовлетворил иск, признав Валерия С. отцом, и обязал его выплачивать алименты со дня обращения Марии О. в суд. Во взыскании средств за прошедшее время суд отказал. Правильно ли поступил суд? Аргументируйте ответ.
4. Мария Ф. предъявила иск об уплате алиментов на двоих детей своему мужу майору полиции Сергею Ф., уже полгода проживавшему отдельно. В числе доходов мужа, с которых Мария Ф. требовала взыскать алименты, она указала денежную компенсацию за обмундирование и продовольственный паек, полученную мужем по месту службы, а также процентную надбавку за выслугу лет. Какое решение должен принять суд?
5. Гражданин С., выплачивающий алименты на своего 17-летнего сына, обратился в суд с иском об освобождении его от уплаты алиментов, так как его сын с 16 лет работает, принято решение о его эмансипации, он получает достаточно высокий для подростка доход, а сам гражданин С. живет только на пенсию. Может ли суд освободить гражданина С. от уплаты алиментов?
6. Гражданин А. выплачивает алименты на содержание сына от первого брака в размере 1 /4 части заработка ежемесячно. От второго брака у него родился ребенок, и жена находится на его иждивении. В результате вторая семья находится в крайне трудном материальном положении, в то время как бывшая супруга успешно занимается коммерцией и вполне в состоянии сама содержать их общего сына. Дайте гражданину А. консультацию.
7. Гражданка К. получала алименты на содержание ребенка в размере 1 /4 части всех видов заработка ежемесячно. Девочка перенесла тяжелое заболевание и признана инвалидом 2-й группы пожизненно. Имеет ли гражданка К. право на какие-либо дополнительные суммы на содержание, лечение ребенка? Если имеет, то до какого возраста? Ограничен ли предельный возраст самого плательщика алиментов в ту и в другую сторону?
8. Престарелая М. получала пенсию, которой ей не хватало на нормальное проживание и лечение. Дети не помогали материально, и соседка подсказала ей обратиться в суд с иском о взыскании алиментов с детей. М. решилась обратиться с заявлением, где она просила суд обязать выплачивать алименты сына Ивана, поскольку у него нет детей, и с дочери Ольги, так как она живет зажиточно, а с сына Петра истица просила алименты не взыскивать, потому что у него много детей и жена больная, он сам нуждается. Законны ли требования истицы? В каком размере и с учетом каких обстоятельств должен суд вынести решение? Возможно ли в данном случае, помимо средств на содержание, взыскать средства на дополнительные расходы?
Форма отчета: выполнение заданий в рабочей тетради, заполнение таблицы, решение задач.
Практическая работа 7
«Усыновление»
1. Учебные цели: сформировать базовые умения по усыновлению детей.
2. Продолжительность занятия 2 часа
3. Оснащение: Методические указания для проведения практических занятий, учебник, нормативные акты.
4. Методические указания по выполнению работы: изучите краткие теоретические и учебно-методические материалы по теме практического занятия. При выполнении работы соблюдайте последовательность действий.
1. Задание Выберите, пожалуйста, верные ответы
1. Почему роль замещающего родителя сложна в психологическом плане:
1. Появляется страх оказаться "плохим родителем"
2. Не вижу никаких сложностей
3. Появляется гиперответственность и связанная с ней неуверенность, которых у них не было при воспитании кровных детей
2.Что осложняет процесс вхождения приемного ребенка в семью
1. Отсутствие биологической связи у ребенка с новыми родителями
2. Плохая наследственность у ребенка
3. Такие дети имеют различные психические расстройства
4. Неправильное поведение ребенка, пережившего психологические травмы
5. Предрасположенность к дурным привычкам
6. Боязнь ребенка предать кровных родителей
7. Воспоминания о прошлой жизни у ребенка
8. "Катастрофическая модель мира" у приемного ребенка
9. Искаженные представления ребенка о правилах и нормах жизни в семье
10. Ожидания "идеального" ребенка у новых родителей и "идеальных родителей" у приемного ребенка
3. Приемный ребенок становится своим в семье
1. Сразу после приема
2. Через пару месяцев после приема
3. Через 1,5 - 2 года после приема
4. Назовите 4 этапа вхождения ребенка в семью
1-й этап - "завершение проблем предшествующего этапа" или "базовый шлейф"
2-й этап - "перестройка"
3-й этап - "объединение"
4-й этап - "осознание принадлежности"
2. Задание
Составьте образец заявления об усыновлении.
3.Задание Г.Я. Железнов по просьбе своей жены Томиной усыновил ее 5-летнего сына, рожденного ею от первого брака с Б.В. Васильевым. В дальнейшем отношения между Железновым и Томиной испортились. Она вместе с сыном Юрой ушла к Васильеву и возобновила с ним семейную жизнь. Вскоре Томина предъявила иск к Железнову о взыскании алиментов на содержание Юры. Суд, исходя из того, что Железнов является усыновителем ребенка, взыскал с него алименты, однако Железнов предъявил иск об отмене усыновления, так как он фактически лишен возможности принимать участие в воспитании ребенка.
Подлежит ли удовлетворению иск Железнова об отмене усыновления ребенка?
Практическая работа 8
Тема «Опека и попечительство над детьми»
1. Учебные цели: сформировать представление по опеке и попечительству над детьми. Рассмотреть понятие приемной семьи, понятие патронат и суррогатное материнство.
2. Продолжительность занятия 2 часа
3. Оснащение: Методические указания для проведения практических занятий, учебник, нормативные акты.
4. Методические указания по выполнению работы: изучите краткие теоретические и учебно-методические материалы по теме практического занятия. При выполнении работы соблюдайте последовательность действий
5. Составить таблицу «Опекун и попечитель» общее и различие.
Общее и различие | |
Опекун | Попечитель |
6. Разберите юридические ситуации, ответы аргументируйте ссылкой на законодательство.
1. 16-летний Дима И. остался сиротой, из родственников у него была только бабушка, проживавшая в деревне в 120 км от города. Ехать к бабушке Дима категорически отказался, объяснив это тем, что не хочет менять школу и друзей. Допустима ли такая ситуация?
2. Семья С. взяла под опеку осиротевшего 12-летнего племянника. Он очень привязался к своим опекунам и попросил его усыновить, чтобы, когда придет время получать паспорт, он смог изменить свою фамилию на фамилию опекунов. Возможно ли в данном случае усыновление?
3. 15-летняя девочка родила вне брака, ее мать отказалась забирать ребенка из роддома. Сама же девочка по достижении 18 лет готова забрать и воспитывать своего ребенка. Что в данном случае можно ей посоветовать?
4. Супруги К., не имеющие своих детей, решили усыновить девочку. Начав процедуру усыновления, прошли все необходимые проверки и обследования. Однако внезапно К. погиб в автокатастрофе. Продолжится ли процедура усыновления?
5. Супруги Г. работали вахтовым методом, а на время своего отсутствия просили за плату присмотреть за своими детьми 11 и 14 лет соседку. Об этом узнали органы опеки и попечительства. Какими должны быть их действия?
6. Супруги И. испытывали материальные трудности, лишившись постоянной работы. У них на иждивении было трое малолетних детей. Не найдя выхода из сложившихся обстоятельств, они решились передать на усыновление состоятельной, но бездетной супружеской паре самого младшего, 3-летнего ребенка. Расскажите о процедуре усыновления в данной ситуации. Какой орган выносит решение об усыновлении? Как оформляется согласие родителей на усыновление? 74
7. Гражданка С. была назначена опекуном 13-летней девочки. Когда девочке исполнилось 16 лет, у нее нашлась родственница, которая захотела ее взять в свою семью на воспитание. Возможна ли отмена попечительства при данной ситуации? Изменится ли положение в случае, если 16-летняя девочка вступит в брак? Как будет решаться вопрос в случае тяжелой болезни, смерти или переезда в другую местность опекуна или попечителя? Допускает ли закон отмену опеки или попечительства по просьбе самого ребенка и в каких случаях?
8. Супруги С. решили взять в свою семью на воспитание 6 детей из детского дома. Возможна ли такая инициатива по закону? Каковы условия создания семейного детского дома? Какие требования предъявляет закон к приемным родителям? Могут ли организаторами семейного детского дома быть лица, не состоящие в юридическом браке между собой, либо одинокие? Предусматривается ли в законе предельная численность воспитанников? Возможна ли оплата обязанностей приемных родителей? Какими правами и обязанностями наделены по закону приемные родители и воспитанники по отношению друг к другу? Осуществляется ли контроль над исполнением обязанностей приемными родителями, и если да, то кем?
Форма отчета: письменные ответы на вопросы тестов, решение практических заданий.
Практическая работа 9
Тема «Патронатное воспитание; Семейные детские дома; Детские дома семейного типа»
1. Учебные цели: сформировать представление по опеке и попечительству над детьми. Рассмотреть понятие приемной семьи, понятие патронат и суррогатное материнство.
2. Продолжительность занятия 2 часа
3. Оснащение: Методические указания для проведения практических занятий, учебник, нормативные акты.
4. Методические указания по выполнению работы: изучите краткие теоретические и учебно-методические материалы по теме практического занятия. При выполнении работы соблюдайте последовательность действий
1. Задание: Сообщение на выбор: Патронатное воспитание, Семейные детские дома, Детские дома семейного типа.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Форма отчета: письменные ответы на вопросы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Практическая работа по семейному праву
Данная работа рекомендуется, как деловая игра по семейному праву....
Рабочая тетрадь для практических работ по дисциплине ОГСЭ.06 ОСНОВЫ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО ТРУДА
Рабочая тетрадь для практических работ по дисциплине ОГСЭ.06 ОСНОВЫ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО ТРУДА...
Рабочая тетрадь для практических работ по МДК.02.02 Кормопроизводство
Рабочая тетрадь для практических работ по МДК.02.02 Кормопроизводство...

Рабочая тетрадь для практических работ по дисциплине ОП.14 Основы экономики, менеджмента и маркетинга специальности 15.02.13 Техническое обслуживание и ремонт систем вентиляции и кондиционирования
Рабочая тетрадь предназначена для выполнения практических работ по дисциплине ОП.14 Основы экономики, менеджмента и маркетинга специальности 15.02.13 Техническое обслуживание и ремонт систем вент...
Рабочая тетрадь для практических работ по МДК 02.01 Технологии производства продукции животноводства
Рабочая тетрадь для практических работ по МДК 02.01 Технологии производства продукции животноводства...

Рабочая тетрадь для практических работ по МДК 01.01.
Рабочая тетрадь для выполнения практических работ по дисциплине: МДК 01. 01Реализация технологических процессов технической эксплуатации и сервиса систем вентиляции и кондиционирования возд...

Рабочая тетрадь для практических работ по МДК 02.02.
Рабочая тетрадь для выполнения практических работ по дисциплине: МДК 02.02 Управление автоматизированными системами систем вентиляции и кондиционирования воздух...
