Главные вкладки
«Кинезиологические мячи, как средство коррекционно-развивающей работы с детьми с ОВЗ»
статья
Важность применения кинезио мячей в коррекционно-развивающей работе с детьми ОВЗ. Примеры упражнений с кинезиологическими мячами. Материал предназначен для дефектологов, логопедов и учителей начальных классов.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 856.34 КБ |
Предварительный просмотр:
«Кинезиологические мячи, как средство коррекционно-развивающей работы с детьми с ОВЗ»
Детей с ОВЗ (дети с ограниченными возможностями здоровья) принято считать особой категорией, когда необходимы специальные условия их образования, воспитания и социальной адаптации.
В общей моторной сфере у детей с ОВЗ отмечается значительное отставание — это может привести к тому, что все психические процессы будут развиваться слабо и негармонично. В результате такого дисбаланса, жизнь детей с ОВЗ может стать менее гармоничной и продуктивной, что ни в коем случае мы, как педагоги не можем допустить.
Кинезиология представляет собой научное направление, которое связывает совершенствование интеллектуальных функций с физической активностью через специально подобранные двигательные практики.
Известно, что единство мозга складывается из деятельности двух его полушарий, тесно связанных между собой системой нервных волокон (мозолистое тело, межполушарные связи). Развитие межполушарного взаимодействия является основой развития интеллекта.
Работы В.М. Бехтерева, А.Н. Леонтьева, А.Р. Лурия, Н.С. Лейтеса, П.Н. Анохина, И.М. Сеченова доказали влияние манипуляций рук на функции высшей нервной деятельности, развитие речи. Следовательно, развивающая работа должна быть направлена от движения к мышлению, а не наоборот.
Кинезиологические мячи — эффективный инструмент коррекционно-развивающей работы с детьми с ОВЗ, который способствует комплексному улучшению физических, когнитивных и эмоциональных навыков. Их применение основано на принципах нейрогимнастики, направленной на развитие межполушарного взаимодействия, моторики, координации и высших психических функций
Кинезиологические мячи задействуют несколько анализаторов одновременно: двигательный, вестибулярный, зрительный и тактильный. Это усиливает эффект занятий и стимулирует работу мозга. Упражнения с мячами требуют согласованной работы рук, глаз и тела, что развивает нейропластичность — способность мозга устанавливать новые связи между нейронами.
Особенности кинезиологических мячей:
- цветные мячи без ворса с высоким отскоком (примерно 70–75% от высоты свободного падения);
- размер — 6 см, оптимальный для детской ладони;
- звонкий звук «цок» при ударе;
- прочный и долговечный материал.
Кинезиологические мячи предназначаются для улучшения:
- фокусировки внимания и функции самоконтроля;
- деятельности когнитивной сферы: памяти, речи, восприятия, мышления;
- крупной и мелкой моторики;
- зрения, зрительного внимания и фонематического слуха;
- межполушарного взаимодействия.
Рекомендации по использованию:
- Занятия должны проводиться в комфортной обстановке, без отвлекающих факторов.
- Продолжительность занятий зависит от возраста и утомляемости ребёнка, но не должна превышать 30 минут.
- Упражнения следует регулярно менять, чтобы поддерживать интерес.
- Для максимального эффекта важно сочетать кинезиологические упражнения с другими методами коррекционной работы (логопедические занятия, дефектологическая помощь).
Примеры упражнений с кинезиологическими мячами.
Подборка упражнений разной сложности. Их можно адаптировать под возраст и возможности ребёнка: варьировать темп, добавлять речевые задания, усложнять координацию.
- Перекладывать мяч из руки в руку перед собой, на уровне груди;
- Перекладывание мяча за спиной (сначала медленно, затем ускоряясь;
- Бросать мяч двумя руками о пол и ловить обеими руками;
- Катать мяч по поверхности стола вперёд-назад, влево-вправо;
- Удерживать мяч на ладони вытянутой руки (сначала 5–10 сек., затем дольше);
- Кидать мяч в мишень на стене (круг, квадрат, цветной стикер);
- Подбросить мяч вверх, сделать хлопок в ладоши, поймать мяч;
- Дети стоят в кругу, передают мяч соседу по команде («вправо», «влево», «по диагонали»). Можно сопровождать проговариванием слов, слогов, чистоговорок;
- Прокатывать мяч по разным частям тела (руки, ноги, спина, живот), называя их вслух;
- В каждой руке — по мячу. Одновременно подбрасывать и ловить оба мяча;
- Перекидывать один мяч из руки в руку по дуге, не поднимая выше уровня глаз;
- Подбросить мяч, повернуться на 180° или 360°, поймать мяч. (сделать хлопок);
- Мяч бросают об стену и ловят его поочередно правой и левой руками.
- Бросать мяч о стену, при ловле называть слово на заданную букву/тему (например, «животные», «фрукты»);
- Подбросить мяч и поймать его в пластиковый стакан/чашку;
- Упражнение «Чередование бросок/приседание»
- Мяч бросают в стену и сразу же ловят или дают ему один раз удариться об пол;
- Перекидываем мяч через руку;
- Напарники кидают друг другу и ловят мяч одной рукой (сначала правой, затем левой);
- Первый участник кидает мяч и называет месяц, второй ловит мяч и говорит к какому времени года он относится;
- Мяч кидают об стену и когда мяч отлетает от стены, нужно прыгнуть через него;
- Бросаем мячик партнеру с ударом об пол.
Эти игры способствуют комплексному развитию: улучшают моторику, внимание, речь, межполушарное взаимодействие и эмоциональную регуляцию у детей с ОВЗ.
Кинезиологические мячи – не только инструмент коррекционной работы, но и эффективный помощник в освоении учебных навыков. Их можно включать в занятия по математике, чтению, развитию речи. Ниже примеры интеграции мяча в образовательном процессе.
1. Отработка вычислительных навыков и таблицы умножения
- «Бросок — ответ»
Учитель бросает мяч ученику и называет пример: «6 × 7». Ученик ловит мяч, называет ответ («42») и возвращает мяч.
- «Чётное/нечётное»
Учитель называет число, ученик ловит мяч, определяет, чётное оно или нечётное, и бросает мяч обратно.
- Заучивание стихотворений и текстов
- «Построчное повторение»
Учитель произносит первую строку стихотворения и бросает мяч. Ученик ловит, повторяет строку и возвращает мячи т.д.
Формирование грамматического строя речи
- «Один — много»
Учитель бросает мяч и называет существительное в единственном числе («стол»). Ученик ловит, образует множественное число («столы») и бросает мяч обратно.
- «Назови признак»
Учитель кидает мяч и называет предмет («яблоко»). Ученик ловит, называет признак («красное», «сладкое», «круглое») и возвращает мяч.
- «Действие предмета»
Учитель: «Кошка…» (бросает мяч). Ученик: «спит», «лакает», «царапает» (ловит и возвращает мяч).
- «Назови ласково»
Учитель бросает мяч и произносит слово («цветы»). Ученик ловит, называет ласково («цветочек») и возвращает мяч.
- «Скажи наоборот»
Учитель бросает мяч и произносит фразу («открыть дверь»). Ученик ловит, называет наоборот («закрыть дверь») и возвращает мяч.
Таким образом, кинезиологические мячи становятся важным инструментом в комплексной коррекционной работе, способствуя не только физическому развитию, но и улучшению когнитивных и эмоциональных функций у детей с ОВЗ.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методика по использованию учителем-дефектологом инновационного метода канис-терапии в коррекционно-развивающей работе с детьми с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), 1-4 класс
Использование инновационного метода канис-терапии в условиях коррекционно-развивающей работы с обучающимися с ОВЗ младшего школьного возраста направлено на формирование и развитие таких базовых жизнен...

Конспект коррекционно-развивающего занятия педагога-психолога с детьми 3-4 лет. Тема: «Волшебное превращение».
Целью занятия является:создание положительного эмоционального настроя в группеСнятие эмоционального и мышечного напряжения.Снижение излишней двигательной активности, тревоги.Развитие координации движе...

«Использование здоровьесберегающих технологий в коррекционно-развивающей работе с детьми с ОВЗ»
Здоровье – это главное жизненное благо. Только здоровый человек может быть свободным, радостным, счастливым....
-Использование информационных коммуникативных технологий в коррекционно- развивающей работе учителя с детьми с расстройствами аутистического спектра
Создание благоприятных условий и учебного процесса для социальной реабилитации несовершеннолетних, детей РАС....

Роль сенсорных игр в коррекционно-развивающей работе с детьми, имеющими расстройство аутистического спектра
Расстройство аутистического спектра (РАС) - расстройство психического развития, имеющее широкий спектр проявлений. Основными признаками РАС являются нарушения социальной коммуникации и взаимодей...

Взаимосвязь работы учителя-логопеда и воспитателя в коррекционно-развивающей работе с детьми с ТНР.
Успешное преодоление речевого дефекта возможно только при условии индивидуального подхода к личности каждого ребенка в целом и тесной взаимосвязи и преемственности в работе специалистов....

