Профессиональная подготовка и компетенции учителей для работы в госпитальных школах
учебно-методический материал
Статья посвящена организации обучения в госпитальной школе, а именно, подготовке учителей для работы с детьми, длительно находящихся в больнице. Показаны и проанализированы профессиональные компетенции, которыми должны владеть учителя госпитальных школ. На основании сравнительного анализа показана структура профессиональной готовности учителей к работе в стационарах.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 29.67 КБ |
Предварительный просмотр:
Профессиональная подготовка и компетенции учителей для работы в госпитальных школах
Гуманизация системы образования, расширение дидактической базы для удовлетворения особых образовательных потребностей и равенство образовательных прав для всех детей находятся в основании практики госпитальной педагогики. Госпитальная педагогика – это обучение и психологическая помощь детям, длительно находящихся на стационарном лечении. Образовательное пространство в рамках госпитальной педагогики имеет ряд отличий относительно образовательного пространство для детей других категорий. Особенности образовательного пространства и учебной ситуации для детей, находящихся на длительном стационарном лечении, следующие: посвящение большого количества времени медицинским процедурам и, следовательно, меньший объем времени на обучение; изменчивость и колебания в физическом и психологическом состоянии детей; снижение у детей работоспособности и когнитивных функций как следствие побочных действий лекарственных препаратов. Все эти особенности определяют специальные подходы к организации обучения на базе стационара и междисциплинарное взаимодействие медицины и педагогики с целью баланса между лечением, обучением детей и их физическим и психическим статусом в текущий момент.
Проведение обучения на базе госпитальной педагогике, учитывающее траекторию лечения и состояние детей, ставит вопрос о профессиональной подготовке учителей для работы в стационаре. Принимая во внимание специфику работы в госпитальной школе, традиционная педагогическая подготовка представляется недостаточной и несоответствующей условиям стационара, лечения с сильными побочными эффектами и особенностям в состоянии детей. Следовательно, педагогическая квалификации должна в себя включать дополнительные знаниям, навыки и приемы работы, что дает возможность проводить обучение в соответствии с лечебной ситуацией. В свою очередь, с целью разработки профессиограммы для учителей госпитальных школ необходима работа по выявлению профессиональных компетенций, позволяющих действовать в медицинских учреждениях профессионально. Такая работа в педагогическом образовании имеет и теоретическое, и практическое значение: на теоретическом уровне будут обозначены составляющие для обучения детей в стационаре, на практическом – составление профессиограммы с последующей профессиональной подготовкой. Профессиограмма с обозначенными в ней профессиональными компетенциями может выступить основанием для обучения студентов педагогических вузов, для повышения профессионального уровня и для переподготовки учителей. Профессиограмма в профессиональном образовании выступит основой учебных программ по госпитальной педагогике.
В профессиограмму учителей госпитальных школ входят определенные качества личности, в частности, эмоциональной сферы, и характеристики общения. Ввиду обучения и взаимодействия с детьми с тяжелыми заболеваниями учителя должны обладать эмоциональной устойчивостью и способность контролировать собственные эмоции. Коммуникация с детьми должна происходить на основании честности, открытости и готовности реагировать на трудные ситуации и возникающие проблемы [1].
Обучение детей, находящихся на стационарном лечении, проходит по учебным программам для массовых школ, но с соблюдением индивидуального подхода. Индивидуальный подход, признанный одним из главных принципов в современном образовании, для госпитальной педагогики имеет специфическое наполнение. Вследствие этого, педагоги при подготовке к работе в госпитальной школе должны знакомиться не только с общепедагогическим понятием «индивидуальный подход в обучении» и с его формами, которые применяются в обычных школах. Для госпитальной педагогики и госпитального обучение индивидуальный подход имеет специфические черты, т.к. применяется для обучения детей, находящихся в особой жизненной ситуации, имеющих серьезные заболевания, ограничения по физическим ресурсам и особенности в психологической сферах.
Индивидуальный подход при обучении детей в госпитальных школах заключается не только в понимании особенностей детей, вызываемых тем или иным заболеванием и лечением в соответствии с единым протоколом. Индивидуальный подход также распространяется на персональные особенности детей, особенности переживания ими трудной жизненной ситуации, мотивацию и интересы в текущий момент времени.
По характеру заболевания, протоколу лечения и по эмоциональному реагированию на ситуацию болезни, медицинские манипуляции и длительного пребывания вне дома дети разделяются на три группы. В первую группу входят дети с достаточно высоким уровнем физической активности и со стабильным эмоциональным состоянием, которое, однако, может нарушаться при стрессе. Эту группу составляют дети, у которых заболевание в стадии ремиссии или у которых легкое или среднетяжелое течение болезни. Вторая группа – дети с быстрой физической или психической истощаемостью; у детей присутствуют эмоциональная лабильность с высоким риском неврозов. Для детей этой группы не произошла полная психологическая компенсация болезни. Третью группу составляют дети в тяжелом физическом и психологическом состоянии вследствие обострения заболевания или ее тяжелого течения. В физическом и эмоционально-психологической сферах этих детей присутствуют угнетение физических сил, слабая психическая активность, нежелание взаимодействовать с окружающим миром и вступать в контакт с людьми, апатия, подавленность [2]. Следовательно, для планирования и ведения обучения педагог должен соотносить планируемую учебную нагрузку и интенсивность обучения с физическим и психологическим состоянием детей и понимать динамику, в том числе, и в эмоциональной сфере, что также влияет на учебные возможности детей.
Т. М. Уманская и Е. С. Собина, анализируя возможное содержание педагогического образования, обращают внимание на необходимость дополнительных знаний из иных областей по сравнению с подготовкой учителей для обычных школ. По мнению этих специалистов, в подготовке учителей к госпитальной школе большое значение имеет медико-биологический блок. Это должно отражаться в содержании учебных программ, которые предназначены для подготовки учителей госпитальных школ и вследствие специфики педагогической работы представляют собой интеграцию наук и междисциплинарность. Посредством знаний медико-биологического блока учителя ориентируются в особенностях болезней у детей, в подходах к лечению и его побочных действиях, влияющих на состояние детей. Знания медико-биологического блока дают понимание специфики когнитивной деятельности на фоне лекарственных препаратов и высокотехнологичных лечебных процедур.
В связи с востребованностью медицинских знаний в содержание обучения для учителей госпитальных школ Т. М. Уманская и Е. С. Собина предлагают ввести курс «Медико-биологические основы госпитальной педагогики». Опираясь на междисциплинарность и кооперацию в работе, учителям надлежит сотрудничать с медицинским персоналом, в частности, с врачами, участвующими в лечении ребенка. Кооперация учителей с медицинским персоналом позволяет выстроить для каждого ребенка оптимальный индивидуальный образовательный маршрут, учитывающий схему лечения, психофизическое состояние, индивидуальные особенности и потребности детей в дополнительном отдыхе [2].
Пребывание на долгосрочном лечении детей разного возраста обуславливает востребованность не только учителей школ, но и педагогов дошкольного образования. Парадигма дошкольной госпитальной педагогики, аналогично школьному этапу, - насколько возможно в условиях лечения, полноценное проживание детьми каждого возрастного периода. При этом, как обосновано в госпитальной педагогике других стран, такая позиция имеет двойной положительный результат. Во-первых, период пребывания в больнице сопровождается и имеет результат не только восстановление здоровья. Посредством госпитальной дошкольной педагогики дети получают внешние стимулы для психического развития соответственно своему возрасту и при помощи этих стимулов приобретают новые компетенции в учебной, социальной и прикладной областях. Во-вторых, поддержка психического развития и насыщенная среда на время лечения в дальнейшем обеспечивают безболезненное возвращение в привычные условие и восстановление связей с внешним миром и привычным окружением.
Как пишут С. В. Шариков и Г. В. Волкова, в настоящее время педагоги дошкольного звена госпитальных школ руководствуются общими образовательными программами по работе с дошкольниками. (Следовательно, педагоги должны обладать общепедагогическими компетенциями и иметь навык их преобразования соответственно ситуации детей на длительном лечении). Исходя из требований ФГОС, работа с дошкольниками должна происходить по направлениям:
- создание условий для развития детей в соответствии с их возрастом, индивидуальными особенностями и склонностями;
- развитие у детей коммуникации, обеспечение их участия в совместной с другими детьми деятельности и развитие навыков сотрудничества;
- формирование основ читательской, математической и естественнонаучной грамотности и предпосылок учебной деятельности;
- обеспечение возможности для участия детей в городских образовательных проектах.
Также педагоги должны владеть компетенциями в сфере создания эффективной предметно-пространственной среды, объединяющей традиционное игровое оборудование, современные интерактивные технологии, цифровой контент и новейшие методические разработки [4].
При проектировании образовательной среды госпитальных школ для детей любого возраста педагогам важно руководствоваться не только ситуацией болезни и лечения, а также физическим и эмоциональным состоянием детей . Также актуальным вопросом является формирование у детей психологических основ и благоприятного эмоционального фона для преодоления негативных переживаний, вызванных болезнью и отсутствием привычной среды, и для возвращения в прежний социальный круг. Решение этих задач сопряжено с компетенциями педагогов в сфере перехода детей из больничной среды в среду семьи, детского сада / школы, к сообществу детей по месту жительства или учебы и к прежним видам деятельности. Для обеспечения педагогов компетенциями в этих вопросах возможно использовать опыт Автономной некоммерческой организации социальных услуг «Центр психологической помощи ‘Радуга жизни’». В Центре оказывают помощь детям и их семьям.
Работа с детьми (и их семьями) после онкологических заболеваний ведется на трех уровнях – эмоциональном, когнитивном и поведенческом. На эмоциональном уровне детям оказывается помощь по укреплению эмоционально-волевой сферы. На когнитивном – помощь в осознании детьми своих способностей и преимуществ и менее развитых сторон личности. Выстраивание позитивного и адекватного образа своего Я способствует уверенности в собственных возможностях, готовности и мотивации к разным видам деятельности. На поведенческом уровне – помощь детям в восстановлении и развитии коммуникативных навыков. Также на этом уровне оказывается помощь в развитии творческого потенциала ребенка через его погружение в различные виды активностей. Социально-психологическая реабилитации в Центре включает в себя четыре этапа, каждые из которых требует от педагогов знаний различных методик (диагностических, психо-коррекционных) и их использование, руководствуясь индивидуальным подходом [3].
Российская теория и прикладная сфера госпитальной педагогики находятся на этапе научного осмысления, анализа обязательных условий госпитального обучения и вводится в детские медицинские учреждения. Вследствие актуальности проблемы и запроса на обеспечение учителями детских больниц происходит развитие педагогического образования; выстраивается система подготовки и переподготовки кадров для госпитального обучения, психологической помощи и реабилитации детей.
В других странах госпитальная педагогика определяется как часть специальной педагогики, т.к. с помощью ее знаний выстраивается среда для детей с особенностями здоровья и особыми образовательными потребностями. Из такой дефиниции госпитальной педагогики следует заключение: профессиональная подготовка учителей должна происходить по линиям удовлетворения у детей их особых образовательных потребностей и индивидуального подхода в обучении. При этом профессиональная компетентность, аналогично отечественной теории и практике, представляется междисциплинарной категорией, интегрирующей различные области знаний.
За рубежом в проблематике серьезных заболеваний и длительного стационарного лечения вопросы обучения имеют большое значение в представлениях о личностном развитии детей. Посредством обучения происходит (насколько возможно в условиях стационара) нормализация жизни детей, создание у них на базе образования планов и перспектив на будущее и формирование у детей личной ответственности за свое обучение. В соответствии с позицией зарубежных специалистов, эти личностные качества в дальнейшем определяют позитивную траекторию жизни, цели своего образования и ответственный выбора будущей профессии.
В других странах для понимания задач при подготовке учителей госпитальных школ и для дальнейшей разработки эффективных учебных программ были обозначены профессиональные компетенции. Эти компетенции специальные для педагогической работы в условия стационара и имеют содержательные отличия от требований к учителям обычных школ. В зарубежной педагогической литературе выделяется четыре группы компетенций, составляющих образовательный процесс в госпитальной школе. Компетенции следующие: организация учебного процесса, навыки междисциплинарной работы, подготовка учеников к возвращению в обычную школу, психологическая поддержка детей и членов их семьи (родителей).
Компетенции организации учебного процесса состоит из продолжение учебной траектории для детей на время их пребывания в больнице, составлении для детей индивидуальных учебных планов, модификации и адаптации учебного материала, адекватной оценке успехов у учеников.
Навыки междисциплинарной работы – умение координировать и соотносить педагогическую работу (обучение детей) с протоколом лечения и всеми медицинскими мероприятиями. Навык предполагает координацию педагогической сферы с лечением как основной на текущий момент областью.
Компетенции по подготовке учеников к возвращению в обычную школу – формирование у детей психологических основ и их подготовка к изменению внешних (учебных) условий. Далее это помогает безболезненному вхождению в нормативную ситуацию жизни и продолжению обучения в обычной школе. В этой работе, кроме учителей госпитальной школы, принимают участие учителя обычных школ, в которых дети продолжат свое обучение.
Психологическая поддержка (психологические компетенции) заключается в беседах с детьми о возможностях излечения и реабилитации или о смерти. Психологическая поддержка и ее психотерапевтические методы также распространяются на родителей долго болеющих детей [5].
Еще одной сферой деятельности учителей госпитальных школ за рубежом называется социальная реинтеграция. Под реинтеграцией понимается подготовка детей к возвращению в обычные школы, в частности, продолжение или выстраивание заново отношений с одноклассниками. Для социальной реинтеграции задействуются помощь наставника, средства создания позитивного социального окружения и способы формирования у детей самостоятельности [2]. При результативной работе по этому направлению дети, закончившие лечение в стационаре, имеют возможность возвращения в привычную социальную среду без потери социальных навыков и при возобновлении ранее сложившегося общения.
Как следует из исследований, проведенных в разных странах, включая Россию, и практики в стационаре, педагогическая работа в госпитальных школах сопряжена не только с традиционной профессиональной подготовкой. Эта работа требует от учителей большого числа дополнительных навыков и компетенций для ведения обучения в стационаре и диалога с длительно болеющими детьми. Ведущее место лечения определяет запрос к педагогике по согласованию работы учителей с состоянием и динамики в физическом состоянии детей и с протоколами их лечения. Т.е. подготовка учителей не может оцениваться как соответствующая ситуации без базовых медицинский знаний о характере заболеваний, о подходах к терапии и о самочувствии детей на фоне лекарственных препаратов. Также ввиду осложненной для детей психологической ситуации учителя должны иметь психологическую подготовку для коррекции эмоционального состояния детей, длительно находящихся в стационаре, и для их планируемого перехода к прежнему образу жизни после завершения лечения.
Список литературы
- Госпитальная педагогика: исследование преподавателей и магистрантов Института образования в проекте «УчимЗнаем». URL: https://www.hse.ru/ma/education/news/435311183.html (дата обращения 11.04.2025)
- Методические материалы: Госпитальная педагогика. Обучение длительно болеющих детей. М.: ФГБНУ «ИВФ РАО», 2023. 24 с.
- Социально-психологическая реабилитация детей, перенесших онкологическое заболевание // Коллектив авторов. СПб.: 2019. 114 с.
- Шариков С. В., Волкова Т. В. Госпитальная педагогика как мотивация развития прогрессивного сознания общества и социальной инклюзии // Современное дошкольное образование (электронный журнал). – 2023. - №10 / июнь. URL: https://sdo-practice.ru/journalpril/sharikov-sv-volkova-tv-gospitalnaya-pedagogika-kak-motivaciya-razvitiya-progressivnogo-soznaniya-obshhestva-i-socialnoj-inklyuzii.html (дата обращения 10.04.2025)
- Avalos L., Fernandez M. B. Teachers of Hospital Pedagogic: A Systematic Review // Paideia. – 2021. – Vol. 31.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная деятельность как необходимый компонент профессиональной подготовки будущего учителя
В подготовке специалистов идея формирования профессиональной компетенции будущего учителя становится основной. В связи с этим актуален вопрос о том, как можно и нужно развивать профессиональные ...

Формирование коммуникативной компетенции является важным направлением профессиональной подготовки
Новое общество , в котором знания становятся капиталом и главным ресурсом экономики , предъявляет новые требования и к профессиональной школе .Технологии будущего требуют людей , которые могут принима...
статья "Эффективное образование: от компетенции учителя к компетенции ученика через аспекты проектной деятельности обучающихся"
описание педагогической практики социально-ориентированной направленности, позволяющие реализовать задачи формирования предметных знаний, умений и навыков в рамках ФГОС нового поколения...

Профессиональная подготовка старшеклассников с ОВЗ во внеурочной деятельности в школе-интернате
Подготовка к выбору профессии важна ещё и потому, что она является неотъемлемой частью всестороннего и гармоничного развития личности, и ее следует рассматривать в единстве и взаимодействии с нравстве...

Доклад "Профессиональная компетенция учителя иностранного языка"
В докладе рассматриваются аспекты профессиональной компетенции учителя иностранного языка,особое внимание уделяется культуре речи учителя....
Центр подготовки студентов к трудоустройству «Успешный старт» как средство формирования профессиональных и общих компетенций обучающихся
Реалии современного рынка труда таковы, что наличие образования уже не обеспечивает автоматически человеку профессиональную карьеру или просто получение работы. На сегодняшний день существует печальна...
Удостоверение о повышении квалифика-ции ГБПОУ «БРИТ» Центр опережающей профессиональной подготовки Республики Бурятия «Цифровые компетенции в сфере образования» 16 ч дата выдачи 13.10. 2021 г
Удостоверение о повышении квалификации ГБПОУ «БРИТ» Центр опережающей профессиональной подготовки Республики Бурятия «Цифровые компетенции в сфере образования» 16 ч дата ...
