СД.01 Электрорадиоизмерения. Рабочая программа
рабочая программа на тему

Для СПО.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МОСКОВСКИЙ КОЛЛЕДЖ УПРАВЛЕНИЯ И НОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО ДИСЦИПЛИНЕ

«ЭЛЕКТРОРАДИОИЗМЕРЕНИЯ»

для специальности 200104

«Авиационные приборы и комплексы»

2012

                             

П О Я С Н И Т Е Л Ь Н А Я      З А П И С К А.

Программой учебной дисциплины "Электрорадиоизмерения" предусматривается изучение теории и методов электрорадиоизмерений, а также устройство, схемы и принцип действия наиболее распространенных радиоизмерительных приборов промышленного типа, имеющихся в учебной лаборатории колледжа, и применяемых для измерений в авиационном и космическом приборостроении.

В результате изучения данной учебной дисциплины студенты должны усвоить важную роль измерений  в контроле деталей приборов, изделий и технологических процессов, повышения качества, управления производством, научных исследованиях. Студенты должны знать историю развития электрорадиоизмерений, ознакомиться с основными понятиями электроизмерительной техники, принципом действия и основными характеристиками современных средств измерений и методами измерения электрических и неэлектрических величин, овладеть  основами электрических измерений, уметь пользоваться полученными теоретическими знаниями и применять их на практике.

 Программа рассчитана на знание студентами основ метрологии, теоретической электротехники, электроники и радиотехники, деталей авиационных приборов, а также основных понятий усилительной и импульсной техники.

В разделе 1 излагаются основные сведения об измерениях, единицах измерений и основных погрешностях измерительных приборов, рассматриваются основные методы электрорадиоизмерений,  их классификация, и основные требования, предъявляемые к электроизмерительным приборам. В этом разделе рассмотрены основные методы и схемы измерения постоянного и переменного тока и напряжения, а также применяемые измерительные приборы.

Во 2 разделе рассматриваются общие сведения об измерительных генераторах, их  основные схемы и применение генераторов при различных измерениях, исследованиях и испытаниях радиоэлектронных схем, приборов и устройств. В этом же разделе рассматривается устройство электронного осциллографа, его применение для исследований и измерений, понятие осциллографических разверток и фигур Лиссажу.

В разделах 3 – 6 рассматриваются основные вопросы измерений различных радиотехнических параметров (мощности, частоты, сдвига фаз, напряженности поля и др.), схемы и приборы, применяемые при таких измерениях.

Раздел 7 посвящен вопросам измерения на сверхвысоких частотах (СВЧ), практическом значении таких измерений, измерительным схемам на СВЧ и измеряемым параметрам.

 Рабочая программа содержит необходимое количество часов самостоятельных работ (20 часов), при выполнении которых студенты должны научиться пользоваться  дополнительной литературой, учебными пособиями, уметь выбирать нужные сведения и составлять отчеты и рефераты на заданную тему.

При выполнении практических работ студенты должны овладеть методами определения параметров схем,   уметь собирать измерительные схемы приборов и установок, выполнять технические расчеты в соответствии с методиками, строить графики и составлять отчеты.

В результате изучения дисциплины студенты должны:

знать:

  • основные положения метрологии и электротехнический измерений;
  • методы измерения электрических, магнитных и электромагнитных величин, параметров цепей радиоэлектронной аппаратуры;
  • основные виды электрорадиоизмерительных приборов, их применение в различных отраслях промышленности;
  • применение полупроводниковых элементов в измерительной технике;
  • основы автоматизации измерительных процессов;
  • перспективы развития электрорадиоизмерительной техники.

 уметь: 

  • пользоваться мерами, магазинами и наборами мер;
  • пользоваться измерительными преобразователями, измерительными приборами и установками;
  • классифицировать основные методы измерений и применять их на практике;
  • классифицировать основные  измерительные приборы;
  • рассчитывать основные показатели измерительных приборов и их погрешности;
  • собирать измерительные схемы приборов и установок, выполнять технические расчеты в соответствии с методиками, строить графики и составлять отчеты.  

 

По окончании изучения данной учебной дисциплины проводится экзамен.

В процессе преподавания рекомендуется широко использовать наглядные пособия, диафильмы и интерактивные средства обучения, лабораторные стенды, измерительные приборы, системы и установки.

Преподавание учебной дисциплины должно соответствовать требованиям государственных стандартов и нормативов и Международной системе единиц (СИ).

 

ТЕМАТИЧЕСКИЙ    ПЛАН

УЧЕБНОЙ   ДИСЦИПЛИНЫ

Наименование  разделов  и тем

Максимальная учебная

нагрузка

студента

Количество аудиторных часов

При очной  форме  обучения

Самостоятельная  работа  студента

Всего

Час.

Лабораторные

работы

Практические  занятия

1

2

3

4

5

6

Введение        

1

1

                          РАЗДЕЛ  1

Основы метрологии и общие вопросы электрорадиоизмерений

Тема 1.1Основные сведения об измерениях. Погрешности измерений.                              

1

1

 

Тема 1.2 Измерение  тока

4

2

 

 2

Тема 1.3 Измерение   напряжения

 6

6

4

 

Тема 1.4 Цифровые вольтметры. Градуировка электронных и выпрямительных вольтметров.

6

2

4

ИТОГО  ПО  РАЗДЕЛУ:          

18

12

4

6

                   РАЗДЕЛ  2

Измерительные генераторы. Осциллографы.

Тема 2.1. Общие сведения о генераторах. Измерительные генераторы низких частот. Импульсные генераторы.

2

2

 

 

Тема 2.2. Измерительные генераторы высокой частоты. Измерительные генераторы СВЧ. Генераторы шумовых сигналов.

6

2

 

4

Тема 2.3.  Назначение осциллографов. Электромеханический осциллограф. Осциллографические развертки.

10

8

6

 2

Тема 2.4. Основные блоки осциллографа. Осциллографирование колебаний СВЧ и наносекундных импульсов. Стробоскопическое осциллографирование.

4

2

2

Тема 2.5. Осциллографы промышленного типа. Измерители амплитудно-частотных и вольт-амперных характеристик

10

8

6

2

ИТОГО  ПО  РАЗДЕЛУ:          

32

22

12

10

                 РАЗДЕЛ  3

Измерение мощности. Измерение сдвига фаз.  

Тема 3.1. Измерение мощности постоянного и переменного тока промышленной частоты. Измерение мощности на звуковых и высоких частотах                  

6

6

4

 

1

2

3

4

5

6

Тема 3.2. Электромеханические фазометры. Фазовращатели. Осциллографические методы. Метод компенсации.

2

2

 

Тема 3.3. Двухканальный фазометр. Фазометр с преобразованием частоты.

2

2

ИТОГО  ПО  РАЗДЕЛУ:          

10

10

 4

 

РАЗДЕЛ  4

Измерение частоты

Тема 4.1. Источники образцовых частот. Частотомеры с логометрическими измерительными механизмами. Осциллографические методы.

10

8

6

2

Тема 4.2. Гетеродинный частотомер.

Цифровые частотомеры.

2

2

ИТОГО  ПО  РАЗДЕЛУ:          

12

 10

6

2

РАЗДЕЛ  5

Измерение коэффициента модуляции, девиации и нелинейных искажений. Анализаторы спектра.

Тема 5.1. Измерение коэффициента модуляции. Измерение девиации частоты.

2

2

Тема 5.2. Измерение нелинейных искажений. Анализаторы гармоник и спектра.

4

4

2

ИТОГО  ПО  РАЗДЕЛУ:          

6

6

2

 

РАЗДЕЛ 6

Измерение параметров электрорадиоцепей

Тема 6.1.  Электромеханические приборы непосредственной оценки.

4

2

2

Тема 6.2. Метод вольтметра - амперметра. Метод моста.  Резонансный метод.

6

6

4

 

Тема 6.3. Цифровые приборы для измерения R, C  и  L.

2

2

 

ИТОГО  ПО  РАЗДЕЛУ:          

12

10

4

2

РАЗДЕЛ  7

Измерения на СВЧ. Измерение напряженности поля и помех

Тема 7.1. Общие сведения. Вспомогательные элементы измерительных схем на СВЧ

2

2

Тема 7.2. Измерение параметров линий передачи энергии СВЧ

2

2

 

Тема 7.3. Измерение длины волны. Измерение мощности

2

2

 

Тема 7.4. Измерители напряженности поля и измерительные приемники. Измерители радиопомех.

2

2

 

ИТОГО  ПО  РАЗДЕЛУ:          

8

8

 

ИТОГО  ПО  ДИСЦИПЛИНЕ:          

98

78

32

20

СОДЕРЖАНИЕ   УЧЕБНОЙ   ДИСЦИПЛИНЫ

ВВЕДЕНИЕ

Содержание учебной дисциплины, его связь с другими предметами.  История  возникновения электроизмерительных приборов.

Вклад отечественных и зарубежных ученых в технику электрических измерений.

Надежность, точность и быстродействие измерительных устройств.

Значение электрорадиоизмерений для авиационной и космической техники.

РАЗДЕЛ   1

ОСНОВЫ МЕТРОЛОГИИ И ОБЩИЕ ВОПРОСЫ ЭЛЕКТРОРАДИОИЗМЕРЕНИЙ

Тема 1.1.  Основные сведения об измерениях. Погрешности измерений

В результате изучения темы 1.1. студенты должны:

знать:

  • понятия измерения, меры, эталона, измерительного прибора;
  • классификацию измерений, единицы измерений;
  • виды погрешностей измерения;
  • методы электрорадиоизмерений;
  • основные требования, предъявляемые к электроизмерительным приборам.

Понятие измерения, меры, эталона, измерительного прибора, измерительного приспособления.

Прямые и косвенные измерения. Единицы измерений в системе СИ. Виды погрешностей измерения: абсолютная, относительная, систематические, случайные.

Методы электрорадиоизмерений: методы непосредственной оценки, методы сравнения.

Основные требования, предъявляемы к электрорадиоизмерительным приборам. Классификация электро- и радиоизмерительных приборов.

 

Тема 1.2. Измерение тока

В результате изучения темы 1.2. студенты должны:

знать:

  • общие сведения об измерении тока;
  • приборы для измерения постоянного тока,  тока звуковых частот, тока высокой частоты;
  • погрешности термоэлектрических приборов.

 Общие сведения об измерении тока. Частотный диапазон измерения тока. Измерительные механизмы для измерения постоянного тока, тока звуковых частот и промышленной частоты. Градуировка амперметров.

Самостоятельная работа

 

Тема 1.3. Измерение напряжения

В результате изучения темы 1.3. студенты должны:

знать:

  • методы измерения напряжения: метод непосредственной оценки, метод сравнения;
  • понятия действующего (эффективного), мгновенного, амплитудного (пикового) значений напряжения, размаха;
  • электроизмерительные механизмы для измерения постоянного и переменного напряжения;
  • электронные и выпрямительные вольтметры, их градуировку.

уметь:

  • собирать мостовые схемы и определять их чувствительность;
  • собирать  схемы для измерения тока, напряжений, сопротивлений, индуктивностей и емкостей;
  • измерять сопротивления средней величины, малые сопротивления методами двойных отсчетов и двойным мостом.
  • вычислять погрешности измерений

Методы измерения постоянного напряжения: метод непосредственной оценки, метод сравнения. Приборы непосредственной оценки (вольтметры) и схемы их включения.  Мостовые схемы.

Понятие мгновенного значения переменного напряжения, амплитудного (пикового) значения напряжения, действующего значения напряжения, размаха несинусоидального напряжения.

Измерение переменного напряжения. Приборы для измерения переменного напряжения: электродинамические и электростатические вольтметры. Особенности измерения напряжения высокой частоты.  

Самостоятельная работа

Лабораторная работа  

  Тема 1.4 Цифровые вольтметры. Градуировка электронных и выпрямительных вольтметров.

В результате изучения темы 1.4. студенты должны:

знать:

  • принцип действия электронных вольтметров;
  • виды электронных вольтметров и их блок-схемы;
  • достоинства и недостатки электронных вольтметров;
  • принцип действия, схемы выпрямительных вольтметров;
  •  градуировку выпрямительных и электронных вольтметров;  
  • принцип действия, структурные  схемы и погрешности цифровых вольтметров.

 Принцип действия электронных вольтметров, их свойства достоинства и недостатки. Блок – схемы электронных вольтметров типа детектор-усилитель и усилитель детектор. Электронные вольтметры промышленного типа.

Выпрямительные вольтметры, принцип работы, применение. Мостовые схемы выпрямительных вольтметров и их работа.

Градуировка цифровых и выпрямительных вольтметров.

Цифровые вольтметры, принцип действия, применение для измерения постоянных и медленно меняющихся напряжений. Структурные схемы цифровых вольтметров. Цифровые вольтметры с число-импульсным кодированием. Погрешности измерений цифровых вольтметров.

Самостоятельная работа

РАЗДЕЛ  2

ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ ГЕНЕРАТОРЫ. ОСЦИЛЛОГРАФЫ.

Тема 2.1. Общие сведения о генераторах. Измерительные генераторы низких частот. Импульсные генераторы.

В результате изучения темы 2.1. студенты должны:

знать:

  • понятие измерительного генератора, конструктивные особенности, классификация, область применения;
  • общую характеристику измерительных генераторов низких частот;
  • схемы генераторов типа LC, RC, генераторов на биениях, принцип их работы;
  • общую характеристику импульсных генераторов, принцип их работы;

 

Понятия измерительных генераторов, конструктивные особенности, область применения в измерениях, исследованиях и испытаниях. Классификация измерительных генераторов. Основные требования.

Измерительные генераторы низких частот, схемы LC-генератора, RC- генератора, генератора на биениях. Импульсные генераторы, основные параметры, применение.

Тема 2.2. Измерительные генераторы высокой частоты. Измерительные генераторы СВЧ. Генераторы шумовых сигналов.

В результате изучения темы 2.2. студенты должны:

знать:

  • общую характеристику измерительных генераторов высоких  и СВ частот, схемы и принцип их работы;
  • режимы работы генераторов высоких  и СВ частот;
  • общую характеристику генераторов шумовых сигналов, схемы и принцип их работы.

Измерительные генераторы высокой частоты, конструктивные особенности, область применения. Генераторы высокой частоты промышленного типа, их особенности., функциональные схемы. Основные требования.

Измерительные генераторы СВЧ, их виды, основные требования. Управление колебаниями в генераторах СВЧ.

Генераторы шумовых сигналов (ГШС), основные параметры, блок-схема, применение.

 Самостоятельная работа

Тема 2.3.  Назначение осциллографов. Электронный осциллограф. Осциллографические развертки.

В результате изучения темы 2.3. студенты должны:

знать:

  • понятие осциллографа, применение, основные характеристики;
  • классификацию осциллографов, достоинства и недостатки;
  •  устройство электронного осциллографа, блок-схема;
  • понятие осциллографической развертки, виды разверток  и их применение;
  • понятие фигур Лиссажу и их применение для различного соотношения частот и фазовых углов;

уметь:

  • управлять  электронным осциллографом и применять его для исследования электрических сигналов;
  • различать универсальные, скоростные, стробоскопические и запоминающие осциллографы;
  • использовать осциллографические  развертки для исследования  сигналов;
  • рассчитывать чувствительность трубки осциллографа;
  • измерять частоту, фазовый сдвиг сигнала при помощи фигур Лиссажу

Осциллограф, его назначение, область применения. Классификация осциллографов.

Устройство и принцип работы электронного осциллографа. Блок-схема. Основные блоки электронного осциллографа: входное устройство, усилители, генераторы разверток, блок задержки и калибраторы.

 Осциллографические развертки: непрерывная линейная, ждущая,  синусоидальная и круговая.  Фигуры Лиссажу, получение, форма. Применение фигур Лиссажу  для исследований различного соотношения частот и фазовых углов.

Самостоятельная работа

Лабораторная работа

Тема 2.4. Основные блоки осциллографа. Осциллографирование колебаний СВЧ и наносекундных импульсов. Стробоскопическое осциллографирование.

В результате изучения темы 2.4. студенты должны:

знать:

  • понятие стробоскопического метода осциллографирования;
  • осциллографирование колебаний СВЧ и наносекундных импульсов;
  • применение скоростных осциллографов;

Стробоскопическое осциллографирование и его область применения. Принцип работы стробоскопических осциллографов.

 

Самостоятельная работа

Тема 2.5 Осциллографы промышленного типа. Измерители амплитудно-частотных и вольт-амперных характеристик

В результате изучения темы 2.5. студенты должны:

знать:

  • устройство и принцип работы измерителей амплитудно-частотных и вольт-амперных характеристик;
  • блок-схемы получения АЧХ, виды осциллограмм.

уметь:

  • получать на экране ЭЛТ изображение частотной характеристики исследуемого прибора в определенном масштабе;
  • собирать схемы для получения амплитудно – частотных и вольт-амперных характеристик;
  • анализировать графики амплитудно – частотных и вольт-амперных характеристик.

Осциллографы промышленного типа, внешний вид, принцип работы.

Измерители амплитудно-частотных и вольт-амперных характеристик, принцип работы, схемы и применение.

Самостоятельная работа

 Лабораторная работа

РАЗДЕЛ  3

ИЗМЕРЕНИЕ МОЩНОСТИ. ИЗМЕРЕНИЕ СДВИГА ФАЗ

Тема 3.1. Измерение мощности постоянного и переменного тока промышленной частоты. Измерение мощности на звуковых и высоких частотах

В результате изучения темы 3.1. студенты должны:

знать:                 

  • понятия импульсной и средней мощности, единицы мощности, пределы измерения мощности;
  • методы измерения мощности;
  • приборы для измерения мощности постоянного и переменного тока;
  • приборы для измерения мощности на звуковых и высоких частотах.

уметь:

  • собирать измерительные схемы для измерения мощности постоянного и переменного тока;
  • собирать измерительные схемы для измерения мощности на звуковых и высоких частотах

Понятие мощности, импульсной и средней мощности. Методы измерения мощности. Пределы измерения мощности. Измерение мощности постоянного и переменного тока промышленной частоты. Измерение мощности трехфазного тока.

Измерение мощности на звуковых и высоких частотах.

Схемы включения ваттметра. Схемы выпрямительного и термоэлектрического ваттметров.

Лабораторная работа

Тема 3.2. Электромеханические фазометры. Фазовращатели. Осциллографические методы. Метод компенсации.

В результате изучения темы 3.2. студенты должны:

знать:         

  • основные методы определения сдвига фаз и снятия  фазовых характеристик;
  • принцип работы фазометров, фазовращателей и их применение;
  • осциллографические методы исследования фазовых искажений: метод осциллограммы, метод эллипса, метод круговой развертки;
  • сущность метода компенсации для измерения фазовых искажений.

Обзор методов определения фазовых искажений и снятия фазовых характеристик.

Электродинамические фазометры,  принцип их работы, применение.

Фазовращатель как основной элемент измерительных схем фазового сдвига. Простейшие схемы фазовращателей и их векторные диаграммы.

Осциллографические методы исследования фазовых искажений: метод осциллограммы, метод эллипса, метод круговой развертки.

Измерение угла сдвига фаз методом компенсации. Схемы измерения фазового сдвига на СВЧ.

Тема 3.3. Двухканальный фазометр. Фазометр с преобразованием частоты

 В результате изучения темы 3.3. студенты должны:

знать:   

  • блок-схемы двухканального фазометра и фазометра с преобразованием частоты;
  • принципы работы двухканального фазометра и фазометра с преобразованием частоты;
  • графики работы фазометров;
  • особенности измерения фазового сдвига с помощью двухканального фазометра и погрешности измерения.

Двухканальный фазометр, блок-схема, принцип работы. Графики, поясняющие работу двухканального фазометра.

Фазометр с преобразованием частоты, блок-схема, принцип работы.

Погрешности измерения фазового сдвига.

РАЗДЕЛ  4

ИЗМЕРЕНИЕ ЧАСТОТЫ

Тема 4.1.  Источники образцовых частот. Частотомеры с логометрическими измерительными механизмами. Осциллографические методы

В результате изучения темы 4.1. студенты должны:

знать:

  • понятия частоты и длины волны, их функциональную зависимость;
  • принцип работы приборов, измеряющих частоту;
  • осциллографические методы измерения частоты: метод фигур Лиссажу, метод круговой развертки, метод калибратора длительности;

измерение частоты методом заряда-разряда конденсатора и методом  резонанса.

уметь:

  • собирать измерительные схемы для определения частоты;
  • определять частоту методами фигур Лиссажу,  круговой развертки, калибратора длительности, методом  резонанса.

Понятие частоты и длины волны. Диапазон измерения частоты. Приборы для измерения частоты. Источники образцовых частот.

Схемы и принцип работы частотомеров с логометрическими  измерительными механизмами.

Осциллографические методы измерения частоты: метод фигур Лиссажу, метод круговой развертки, метод калибратора длительности.

Принцип измерения частоты методом заряда-разряда конденсатора.

Метод резонанса и простейшая схема резонансного частотомера.

Самостоятельная работа

Лабораторная работа

Тема 4.2.  Гетеродинный частотомер.

Цифровые частотомеры.

В результате изучения темы 4.2.  студенты должны:

знать:

  • принцип работы цифровых частотомеров;
  • структурная и функциональная схемы  цифровых частотомеров;
  • достоинства и недостатки цифровых частотомеров.

Принцип работы и устройство гетеродинного частотомера, его достоинства и недостатки.

Структурная и функциональная схемы и принцип работы цифровых частотомеров. Погрешности измерения цифровых частотомеров.

РАЗДЕЛ  5

ИЗМЕРЕНИЕ КОЭФФИЦИЕНТА МОДУЛЯЦИИ, ДЕВИАЦИИ И НЕЛИНЕЙНЫХ ИСКАЖЕНИЙ. АНАЛИЗАТОРЫ СПЕКТРА

Тема 5.1.  Измерение коэффициента модуляции. Измерение девиации частоты

В результате изучения темы 5.1. студенты должны:

знать:

  • понятие модуляции, виды модуляции: амплитудная, частотная и фазовая;
  • методы измерения модуляции: метод осциллограммы, метод  трапеции, схема с двукратным детектированием;
  • понятие девиации частоты;
  • метод измерения девиации частоты (метод частотного детектора).

 Общие сведения о модуляции. Амплитудная, частотная и фазовая модуляция. Параметры модуляции. Измерение коэффициента модуляции методом осциллограммы, методом трапеции, схемой с двукратным детектированием. Понятие девиации частоты. Измерение девиации частоты методом частотного детектора.

Тема 5.2.  Измерение нелинейных искажений. Анализаторы гармоник и спектра

В результате изучения темы 5.2.  студенты должны:

знать:

  • метод измерения коэффициента нелинейных искажений;
  • блок-схему и принцип работы анализатор гармоник и спектра;
  • погрешности измерений.

уметь:

  • собирать измерительные схемы для определения коэффициента модуляции;
  • применять осциллографические методы для измерения коэффициента модуляции: метод осциллограммы, метод трапеции;
  • применять метод частотного детектора для определения девиации частоты.

     Измерение коэффициента нелинейных искажений методом подавления основной частоты.  Блок-схема и принцип действия измерителя коэффициента гармоник.

Прибор – анализатор гармоник и спектра, его блок-схема и принцип действия.

Лабораторная работа

РАЗДЕЛ 6

ИЗМЕРЕНИЕ ПАРАМЕТРОВ ЭЛЕКТРОРАДИОЦЕПЕЙ

Тема 6.1.     Электромеханические приборы непосредственной оценки

В результате изучения темы 4.1. студенты должны:

знать:

  • основные параметры электро- и радиоцепей: сопротивление, емкость и индуктивность;
  • блок-схемы и принцип действия приборов для измерения сопротивления;
  • блок-схемы и принцип действия приборов для измерения индуктивности и емкости;
  • достоинства и недостатки приборов непосредственной оценки.

 

Общие сведения  о параметрах электро- и радиоцепей.  

Электромеханические приборы непосредственной оценки: омметры, микрофарадометры, их блок-схемы и принципы действия.

Достоинства и недостатки приборов непосредственной оценки.

Самостоятельная работа

Тема 6.2. Метод вольтметра - амперметра. Метод моста.  

В результате изучения темы 6.2  студенты должны:

знать:

  • сущность методов измерения сопротивлений, емкости и индуктивности: метод вольтметра – амперметра, метод моста;
  • основные схемы измерения параметров R, L  и C;
  • погрешности методов измерений.

уметь:

  • собирать мостовые схемы для измерения  сопротивлений, индуктивностей и емкостей и определять их чувствительность;
  • вычислять индуктивность и взаимную индуктивность по проведенным измерениям;
  • вычислять погрешности измерений.

  Измерение сопротивлений  и индуктивности методом вольтметра – амперметра. Основные схемы измерения сопротивлений и индуктивности. Погрешность метода.

Измерение сопротивлений, емкости и индуктивности  методом моста. Основные схемы измерений. Погрешность метода.

   Лабораторная работа

Тема 6.3. Резонансный метод измерения сопротивлений, емкости и индуктивности. Цифровые приборы для измерения R, C  и  L

В результате изучения темы 6.3  студенты должны:

знать:

  • сущность  резонансного метода измерения сопротивления, емкости и индуктивности;
  • основные схемы измерения параметров R, L  и C;
  • погрешности резонансного метода измерений.

Измерение сопротивлений, емкости и индуктивности  резонансным методом. Основные схемы измерений. Погрешность метода.

Основные группы цифровых вольтомметров.

Функциональная схема цифрового измерителя индуктивности и емкости.

РАЗДЕЛ  7

ИЗМЕРЕНИЯ НА СВЧ. ИЗМЕРЕНИЕ НАПРЯЖЕННОСТИ ПОЛЯ И ПОМЕХ

Тема 7.1. Общие сведения. Вспомогательные элементы измерительных схем на СВЧ

 В результате изучения темы 7.1. студенты должны:

знать:

  • сущность и практическое применение измерений в диапазоне СВЧ;
  • режимы работы линий передач энергии СВЧ;
  • конструкции и принципы действия соединительных переходных элементов измерительных схем на СВЧ.

Общие сведения об измерениях в диапазоне СВЧ. Практическое значение измерений в диапазоне СВЧ. Основные режимы работы линий передачи энергии СВЧ.

Назначение вспомогательных элементов измерительных схем на СВЧ.

Конструкции  соединительных переходных элементов фидерно-волноводного тракта, короткозамыкающих поршней,  компенсаторов неоднородностей, согласующих трансформаторов, аттенюаторов, ответвители.

Тема 7.2. Измерение параметров линий передачи энергии СВЧ

В результате изучения темы 7.2  студенты должны:

знать:

  • измеряемые параметры линий передачи энергии СВЧ;
  • назначение, схемы включения и принцип действия измерительных линий;
  • схема и принцип работы рефлектометра.

Измерение параметров линий передачи энергии СВЧ: коэффициент отражения, коэффициент стоячей волны (КСВ), длина волны.

Структура коаксиальной и волноводной измерительных линий и схема включения.

Измерение КСВ при помощи рефлектометра.

Тема 7.3. Измерение длины волны. Измерение мощности

В результате изучения темы 7.3  студенты должны:

знать:

  • сущность измерений в диапазоне  СВЧ, измеряемые параметры;
  • назначение, схемы и принцип работы частотомеров;
  • назначение, схемы и принцип работы измерителя мощности;
  • погрешности измерения.

Особенности измерений на СВЧ.  Измерение длины волны с помощью резонансного  частотомера.  Схемы частотомеров и принцип работы.

Блок-схемы измерителя мощности, принцип работы.

Погрешности измерения.

Тема 7.4. Измерители напряженности поля и измерительные приемники. Измерители радиопомех

В результате изучения темы 7.4  студенты должны:

знать:

  • понятие напряженности поля и помех, практическое значение измерений напряженности;
  • основные зависимости, используемые при измерении напряженности;
  • схемы и принцип действия индикаторов поля;
  • блок-схемы и принцип действия приборов для измерения слабых полей и измерителей радиопомех.

Практическое значение измерения напряженности поля и помех. Свойства измерителей напряженности поля.  Индикаторы поля и их схемы. Основные соотношения.

Приборы для измерения слабых полей, блок-схемы, принцип действия.

Измерители радиопомех, блок-схема, принцип действия.

ЛИТЕРАТУРА

ОСНОВНАЯ

  1. Румянцев К.Е. и др. "Радиотехнические цепи и сигналы", М.: Издательский центр «Академия», 2009.
  2. Панфилов В.А "Электрические измерения", М.: Издательский центр «Академия», 2009.
  3. Драхсел Р. «Основы электроизмерительной техники», М.: Энергоиздат, 1982.
  4. Винокуров В.И. "Электрорадиоизмерения», М.: Высшая школа, 1986.
  5. Шишмарев В.Ю. «Электрорадиоизмерения. Практикум»,  М.: Издательский центр «Академия», 2009.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ

  1. Мейзда Ф. «Электронные измерительные приборы и методы измерений», М.: Мир, 1990.
  2. Зайдель А.Н.  «Элементарные оценки ошибок измерений», Л.: Наука, 1968.

                                    ТЕХНИЧЕСКИЕ  СРЕДСТВА  ОБУЧЕНИЯ.

  1. Интерактивная доска
  2. ЭПИ – проектор
  3. Компьютер, DVD – диски
  4. Кодоскоп.
  5. Диапроектор.
  6. Слайды
  7. Измерительные приборы, установки.
  8. Лабораторные стенды.

  ПЕРЕЧЕНЬ ЛАБОРАТОРНЫХ РАБОТ

Раздел 1.

  1. Измерение сопротивлений с помощью  мостов постоянного тока

Раздел 2.

  1. Измерения индуктивностей и емкостей с помощью мостов переменного тока

  1. Изучение электронно-лучевого осциллографа и его применение для измерений

Раздел 3.

  1. Применение датчиков Холла для измерения электрических и магнитных величин

Раздел 4.

  1. Изучение частотомера и осциллографа и применение их для измерения частоты сигналов

Раздел 5

  1. Изучение возможных искажений электрических сигналов в электронных усилителях

Раздел 6

  1. Изучение резонансного метода измерения и измерителей добротности

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ТЕМАТИКА САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ

  1. Решение задач на определение относительных погрешностей цифровых вольтметров.
  2. Решение задач на определение  частоты, периода и пределы изменений амплитуды результирующих колебаний.
  3. Распределение случайных погрешностей при измерениях. Нормальный закон Гаусса.
  4. Порядок обработки результатов многократных измерений.
  5. Оценка погрешностей измерения (Оценка Стьюдента).
  6. Осциллографы промышленного типа.
  7. Осциллографические развертки.
  8. Решение задач на определение сопротивления нагрузки при помощи круговой диаграммы.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОП.09 Электрорадиоизмерения. Рабочая программа

Для специальности 210413 "Радиоаппаратостроение" (СПО)....

ОП.09 Электрорадиоизмерения. Рабочая программа

ФГОС1 для специальности "Электронные приборы и устройства (СПО)....

Аннотация на рабочие программы учебной дисциплины «Электрорадиоизмерения»

Аннотация на рабочие программы учебной дисциплины «Электрорадиоизмерения» для специальностей: 11.02.09 - Многоканальные телекоммуникационные системы, 11.02.02 - Техническое обслуживание и ремонт радио...

1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ВВЕДЕНИЕ В СПЕЦИАЛЬНОСТЬ. 1.1. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ ПРОГРАММЫ Рабочая программа (далее – программа) учебной дисциплины ВВЕДЕНИЕ В СПЕЦИАЛЬНОСТЬ является частью основной профессиональной образовательной програ

1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫУЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ВВЕДЕНИЕ В СПЕЦИАЛЬНОСТЬ. 1.1. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ ПРОГРАММЫРабочая программа (далее – программа) учебной дисциплины ВВЕДЕНИЕ В СПЕЦИАЛЬНОСТЬ являетс...

Рабочая программа по ОБЖ для 7-8 классов. Рабочая программа по ОБЖ для 9 класса. Рабочая программа элективного курса "Человек в глобальном мире"

Рабочие программы по ОБЖ для 7-8, 9 классов. Рабочая программа элективного курса "Человек в глобальном мире"...

Рабочая программа по дисциплине ОП.05 Электрорадиоизмерения

Рабочая программа предназначена для обучающихся по специальности 11.02.15 Инфокоммуникационные сети и системы связи...