ОП.09 Электрорадиоизмерения. Рабочая программа
рабочая программа по теме

ФГОС1 для специальности "Электронные приборы и устройства (СПО).

Скачать:


Предварительный просмотр:

Департамент образования города Москвы
Государственное бюджетное  профессиональное образовательное учреждение  города Москвы «Московский колледж управления, гостиничного бизнеса и информационных технологий  «Царицыно»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

общепрофессиональной учебной дисциплины

ОП.09. Электрорадиоизмерения  

по специальности

210112 Электронные приборы и устройства

Москва

2014 

              ОДОБРЕНА

кафедрой

технических дисциплин

 Протокол № ____

от «__» _________ 20___ г.

Разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности среднего профессионального образования  по специальности 210112 Электронные приборы и устройства

по дисциплине «Электрорадиоизмерения»  

Заведующий кафедрой

__________ /Левченко В.М./  

Заместитель директора по учебно-методической  работе    

         ___________/Фомина О.В./                                                                                                                                                  

                                                                                      

Составитель (автор):

Штыков В.П., преподаватель спецдисциплин Государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения «Московский колледж управления, гостиничного бизнеса и информационных технологий «Царицыно»

                                                       

Рецензент:    

 

                       

СОДЕРЖАНИЕ

  1. Паспорт рабочей программы дисциплины

4

  1. Результаты освоения дисциплины

6

  1. Структура и содержание дисциплины

7

  1. Условия реализации рабочей программы дисциплины

12

  1. Контроль и оценка результатов освоения дисциплины

14


1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

 

Рабочая программа является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 210112 Электронные приборы (базовая подготовка) в части освоения основного вида профессиональной деятельности (ВПД) и соответствующих общих (ОК) и профессиональных компетенций (ПК):

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации. 

ОК 9. Быть готовым к смене технологий в профессиональной деятельности.

ОК 10. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).

Выполнение настройки, регулировки и проведение испытаний электронных приборов и устройств

ПК 2.1. Анализировать электрические схемы электронных приборов и устройств.

ПК 2.2. Выбирать измерительные приборы и оборудование для проведения испытаний электронных приборов и устройств.

ПК 2.3. Настраивать и регулировать электронные приборы и устройства.

ПК 2.4. Проводить испытания электронных приборов и устройств.

 

Рабочая программа может быть использована в дополнительном профессиональном образовании, повышении квалификации, переподготовки и профессиональной подготовке экологов при наличии среднего (полного) общего образования и соответствующих профессиональных компетенций. Опыт работы не требуется.

1.2. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения  

С целью овладения указанным видом профессиональной деятельности и соответствующими профессиональными компетенциями обучающийся в ходе освоения учебной дисциплины должен:

иметь практический опыт:

  • работы с измерительными приборами;

уметь:

  • пользоваться контрольно-испытательной и измерительной аппаратурой;
  • составлять измерительные схемы;
  • подбирать по справочным материалам измерительные средства и измерять с заданной точностью различные электрические и радиотехнические величины.

знать:

  • основные методы измерения электрических и радиотехнических величин;
  • единицы измерения физических величин, виды погрешностей измерений.

1.3. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося – 126 часов, включая:

- обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося – 84 часа, из них практических занятий 38 часов;

- самостоятельной работы обучающегося – 42 часа;

 

2. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Результатом освоения дисциплины является овладение обучающимися видом профессиональной деятельности: выполнение настройки, регулировки и проведение испытаний электронных приборов и устройств, в том числе профессиональными (ПК) и общими (ОК) компетенциями:

Код

Наименование результата обучения

ПК 2.1

Анализировать электрические схемы электронных приборов и устройств.

ПК 2.2  

Выбирать измерительные приборы и оборудование для проведения испытаний электронных приборов и устройств.

ПК 2.3

Настраивать и регулировать электронные приборы и устройства.

ПК 2.4

Проводить испытания электронных приборов и устройств.

ОК 1

Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2

Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3

Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность

ОК 4

Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5

Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6

Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 7

Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.

ОК 8

Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

ОК 9

Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.


 

3. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

«ЭЛЕКТРОРАДИОИЗМЕРЕНИЯ»

3.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

126

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

 84

в том числе:

практические занятия

 38

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

42

Итоговая аттестация:

           I семестр – экзамен.

 II семестр – дифференцированный зачет.


3.2. Содержание обучения по разделу дисциплины

Наименование разделов дисциплины, междисциплинарных курсов (МДК) и тем

Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект)

Объем часов

Уровень освоения

ОП.09. Электрорадиоизмерения

Тема 1. Основные сведения об измерениях и средствах измерений

Содержание

12

1.

Содержание и основные задачи дисциплины «Электрорадиоизмерения», связь ее с другими общепрофессиональными и специальными дисциплинами. Влияние средств измерений на новейшие достижения в технологии приборостроения. История развития и основополагающие принципы совершенствования электроизмерительной техники. Новейшие достижения в области электрорадиоизмерений.

8

1

2.

Основные сведения об измерениях и средствах измерений. Понятия погрешности и точности измерений, их определение по результатам измерений.

3.

Основные и производные единицы физических величин. Единство измерений. Система физических единиц и их величин.

4.

Классификация средств измерений. Образцовые средства измерений. Поверка средств измерений. Особенности современных мер, измерительных приборов и систем.

  Самостоятельная работа:

Работа с учебной литературой, составление конспекта по теме, выполнение индивидуальных заданий, рефератов, связанных с поиском наглядной информации в интернете об истории развития измерительной техники и её месте в промышленности, производстве и научных исследованиях.

4

2

Тема 2. Основные метрологические характеристики средств измерений и радиоизмерительных приборов

Содержание

8

1.

Основные требования, предъявляемые к электрорадиоизмерительным приборам и нормальные условия их работы.        

4

1

2.

Основные погрешности, связанные с измерительными приборами, методами и схемами измерений. Основные методы электрорадиоизмерений и их классификация.

  Самостоятельная работа:

Работа с учебной литературой, составление конспекта по теме, выполнение индивидуальных заданий, связанных  с поиском наглядной  информации в интернете.

4

2

Тема 3. Измерения электрических величин

 

Содержание:

22

1.

Вольтметр и амперметр. Основные методы измерения постоянного и переменного тока и напряжения. Техника безопасности. Измерение мощности.

4

1

2.

Приборы для измерения основных параметров радиоэлементов и электрических цепей. Цифровой мультиметр. Основные характеристики мультиметров.

Практические занятия:

12

2

№ 1. Измерение сопротивлений.

№ 2. Измерение емкостей (конденсаторов).

№ 3. Измерение индуктивностей (дросселей).

№ 4. Проверка работоспособности полупроводниковых приборов и определение их полярности. Проверка  целостности электрических разъёмов и проводников.

№ 5. Измерение постоянной составляющей напряжения и силы тока.

№ 6. Измерение переменной составляющей напряжения и силы тока.

Самостоятельная работа:

Ответы на контрольные вопросы, выполнение индивидуальных заданий на выполнение рефератов по новым видам измерительных приборов, оформление отчётов по практическим занятиям.

6

2

Тема 4. Измерение неэлектрических величин

Содержание:

18

1.

Основные сведения о магнитных материалах. Задачи магнитных измерений. Снятие статических и динамических характеристик магнитных материалов.

8

1

2.

Измерение механических величин. Параметрические и пьезоэлектрические преобразователи. Тензорезисторы.

3.

Измерение количественных величин: расстояния, массы, расхода, уровня концентрации жидкости, газа.

4.

И  Измерение количественных показателей света. Люксметры. Измерение тепловых величин. Термопары. Пирометры.

Самостоятельная работа:

Работа с учебной и справочной литературой, выполнение рефератов и презентаций по способам измерений неэлектрических величин.

10

2

Тема 5. Измерение параметров полупроводниковых приборов

Содержание:

22

1.

Измерение параметров диодов и стабилитронов.

6

2.

Измерение параметров транзисторов.

3.

Особенности измерений параметров аналоговых и цифровых микросхем.

Практические занятия:

6

2

№ 7. Снятие вольтамперных характеристик полупроводниковых диодов с помощью осциллографа и анализатора вольтамперных характеристик.

№ 8. Снятие вольтамперной характеристики кремниевых транзисторов с помощью анализатора вольтамперных характеристик.

№ 9. Исследование параметров усилителей низкой частоты.

Самостоятельная работа:

Работа со справочной литературой. Подготовка к практическим занятиям. Защита и сдача практических работ.

10

2

Тема 6. Измерительные сигналы

Содержание:

44

1.

Классификация сигналов и их свойства.

16

1

2.

Генераторы сигналов и осциллограф как прибор, регистрирующий их.

3.

Классификация помех по месту возникновения и в зависимости от вида их включения в схему измерений. Свойства помех и способы борьбы с ними.

4.

Модели измерительных сигналов. Способы их анализа и сравнения.

5.

Модуляция и дискретизация сигналов.

6.

Анализаторы спектра. Их характеристики и преимущества. Исследование с их помощью модулированных сигналов.

7.

Влияние характера нагрузки на импульсные сигналы. Назначение анализатора цепей.

8.

Диапазоны частот электромагнитных и акустических сигналов. Приборы, предназначенные для их исследований. Измерения сверхвысоких частот.

Практические занятия:

20

2

№ 10. Изучение работы генератора стандартных сигналов и осциллографа. Определение с их помощью типа, формы и параметров стандартных сигналов.

№ 11. Изучение работы анализатора спектра. Определение с его помощью параметров сложных сигналов.

№ 12. Исследование с помощью осциллографа и анализатора спектра сигналов с амплитудной модуляцией.

№ 13. Исследование с помощью осциллографа и анализатора спектра сигналов с частотной модуляцией.

№ 14. Исследование с помощью осциллографа и анализатора спектра сигналов с фазовой модуляцией.

№ 15. Исследование с помощью осциллографа и анализатора спектра дискретизированных и восстановленных сигналов.

№ 16. Исследование с помощью осциллографа и анализатора спектра сигналов с импульсно-кодовой модуляцией.

№ 17. Исследование с помощью осциллографа и анализатора спектра сигналов с манипуляцией.

№ 18. Измерение спектральной мощности помех и исследование их влияния на информационный сигнал.

№ 19. Исследование с помощью осциллографа и анализатора спектра речевых сигналов в программируемой радиосвязи.

Самостоятельная работа:

Работа с учебной и справочной литературой, ответы на контрольные вопросы, оформление отчётов по практическим занятиям с полученными диаграммами сигналов и их параметрами.

8

1

Зачет по материалам 2-х семестров.


4. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

 «ЭЛЕКТРОРАДИОИЗМЕРЕНИЯ»

4.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Наличие учебного кабинета «Электрорадиоизмерения»

4.1.1. Оборудование кабинета «Электрорадиоизмерения»:

  • рабочее место преподавателя;
  • посадочные места студентов;
  • наглядные пособия (учебники, справочники по электрорадиоизмерительным приборам, плакаты, , раздаточный материал, комплекты практических работ).

4.1.2. Технические средства обучения: 

  • лабораторные измерительные стенды 
  • электрорадиозмерительные приборы
  • ПК с наличием лицензионного ПО;
  • интерактивная доска; DVD-диски
  • ЭПИ-проектор;
  • мультимедийный проектор;
  • проекционный экран;
  •  колонки.

4.1.3. Действующая нормативно-техническая и технологическая документация:

  • правила техники безопасности и производственной санитарии;
  • памятки студентам поведения при работе в кабинете «Электрорадиоизмерения».
  1. Программное обеспечение:
  • сертифицированная ОС Windows XP Professional;
  • офисный пакет приложений Microsoft Office Professional Plus 2007;
  •  антивирусная программа Kaspersky Open Space Security Media pack;
  • учебно-методический комплекс по дисциплине.

4.2. Информационное обеспечение обучения

4.2.1. Основная литература

  1. Румянцев К.Е. и др. "Радиотехнические цепи и сигналы", М.: Издательский центр «Академия», 2009.
  2. Панфилов В.А "Электрические измерения", М.: Издательский центр «Академия», 2009.
  3.  Винокуров В.И. "Электрорадиоизмерения», М.: Высшая школа, 2010
  4. Шишмарев В.Ю. «Электрорадиоизмерения. Практикум»,  М.: Издательский центр «Академия», 2009.

4.2.2. Дополнительная

  1. Мейзда Ф. «Электронные измерительные приборы и методы измерений», М.: Мир, 2010
  2. Зайдель А.Н.  «Элементарные оценки ошибок измерений», Л.: Наука, repint, 2010

4.2.3. Интернет-ресурсы:

Название сайта

Форма доступа

Федеральный портал «Российское образование»

edu.ru

Российский общеобразовательный портал

school.edu 

Федеральный институт педагогических измерений

fipi

Федеральное агентство по образованию РФ

ed.gov

Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки

obrnadzor.gov

Электрорадиоизмерения и электротехника

bourabai.ru/toe/

Национальный проект «Образование» 

rost.ru/projects

Единое окно доступа к образовательным ресурсам

window.edu.ru

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


5. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

«ЭЛЕКТРОТРАДИОИЗМЕРЕНИЯ»

Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения аудиторных занятий, тестирования, а также выполнения студентами индивидуальных и групповых заданий, практических, самостоятельных и проверочных работ.

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля

и оценки результатов обучения

Знания:

Понятия измерения, меры, эталона, измерительного прибора; классификацию измерений, единицы измерений; виды погрешностей измерения; методы электрорадиоизмерений; основные требования, предъявляемые к электроизмерительным приборам

Домашние индивидуальные практические задания, ответы на контрольные вопросы. Поиск информации в сети Интернет, тестирование.

Общие сведения об измерении тока; приборы для измерения постоянного тока,  тока звуковых частот, тока высокой частоты; погрешности термоэлектрических приборов.

Практические задания, выполнение индивидуальных заданий,  ответы на контрольные вопросы.

Методы измерения напряжения: метод непосредственной оценки, метод сравнения; понятия действующего (эффективного), мгновенного, амплитудного (пикового) значений напряжения, размаха;  электронные и выпрямительные вольтметры, их градуировку.

Практические задания проблемного характера, защита индивидуальных заданий, ответы на контрольные вопросы, тестирование.

Понятие измерительного генератора, конструктивные особенности, классификация, область применения; общую характеристику измерительных генераторов низких частот; схемы генераторов, принцип их работы;

Практические задания, защита индивидуальных и групповых заданий проектного характера, ответы на контрольные вопросы,

Понятие осциллографа, применение, основные характеристики; классификацию осциллографов, достоинства и недостатки;  устройство электронного осциллографа,  понятие осциллографической развертки, виды разверток  и их применение; понятие фигур Лиссажу и их применение для различного соотношения частот и фазовых углов

Выполнение и защита индивидуальных и групповых заданий, практические задания, ответы на контрольные вопросы, тестирование.

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля

и оценки результатов обучения

Знания:

Понятия импульсной и средней мощности, единицы мощности, пределы измерения мощности; методы измерения мощности; приборы для измерения мощности постоянного и переменного тока

Домашние практические задания, защита индивидуальных заданий,  ответы на контрольные вопросы, тестирование.

Основные методы определения сдвига фаз и снятия  фазовых характеристик; принцип работы фазометров, фазовращателей и их применение; осциллографические методы исследования фазовых искажений: метод осциллограммы, метод эллипса, метод круговой развертки;

Поиск информации в сети Интернет,  выполнение и защита индивидуальных и групповых заданий, ответы на контрольные вопросы, тестирование.

Понятия частоты и длины волны, их функциональную зависимость; принцип работы приборов, измеряющих частоту; осциллографические методы измерения частоты: метод фигур Лиссажу, метод круговой развертки, метод калибратора длительности; измерение частоты методом заряда-разряда конденсатора и методом  резонанса.

Составление конспекта, домашние практические задания, защита индивидуальных заданий,  ответы на контрольные вопросы.

Понятие модуляции, виды модуляции: амплитудная, частотная и фазовая; методы измерения модуляции: метод осциллограммы, метод  трапеции, схема с двукратным детектированием; понятие девиации частоты; метод измерения девиации частоты; метод измерения коэффициента нелинейных искажений;    

Поиск информации в сети Интернет,  составление конспекта, выполнение и защита индивидуальных и групповых заданий, ответы на контрольные вопросы.

Основные параметры электро- и радиоцепей: сопротивление, емкость и индуктивность; блок-схемы и принцип действия приборов для измерения сопротивления,  индуктивности и емкости;  

Составление конспекта, домашние практические задания, защита индивидуальных заданий,  ответы на контрольные вопросы.

Сущность и практическое применение измерений в диапазоне СВЧ; режимы работы линий передач энергии СВЧ; конструкции и принципы действия соединительных переходных элементов измерительных схем на СВЧ;    

Составление конспекта, домашние практические задания, защита индивидуальных заданий,  ответы на контрольные вопросы.

Понятие напряженности поля и помех, практическое значение измерений напряженности; основные зависимости, используемые при измерении напряженности; схемы и принцип действия индикаторов поля;  

Составление конспекта, домашние практические задания, защита индивидуальных заданий,  ответы на контрольные вопросы.

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля

и оценки результатов обучения

Умения:

Собирать мостовые схемы и определять их чувствительность; собирать  схемы для измерения тока, напряжений, сопротивлений, индуктивностей и емкостей; измерять сопротивления средней величины, малые сопротивления методами двойных отсчетов и двойным мостом; вычислять погрешности измерений

Индивидуальные и групповые лабораторные занятия по вариантам, исследовательская работа  

Управлять  электронным осциллографом и применять его для исследования электрических сигналов; различать универсальные, скоростные, стробоскопические и запоминающие осциллографы;  измерять частоту, фазовый сдвиг сигнала при помощи фигур Лиссажу; получать на экране ЭЛТ изображение частотной характеристики исследуемого прибора в определенном масштабе; собирать схемы для получения амплитудно – частотных и вольт-амперных характеристик; анализировать графики амплитудно – частотных и вольт-амперных характеристик.

Индивидуальные и групповые лабораторные занятия по вариантам, ответы на контрольные вопросы, тестирование исследовательская работа

Собирать измерительные схемы для измерения мощности постоянного и переменного тока; собирать измерительные схемы для измерения мощности на звуковых и высоких частотах

Индивидуальные и групповые лабораторные занятия по вариантам, ответы на контрольные вопросы, тестирование исследовательская работа

Собирать измерительные схемы для определения частоты; определять частоту методами фигур Лиссажу,  круговой развертки, калибратора длительности, методом  резонанса.

Индивидуальные и групповые лабораторные занятия по вариантам, ответы на контрольные вопросы, тестирование исследовательская работа

Собирать измерительные схемы для определения коэффициента модуляции; применять осциллографические методы для измерения коэффициента модуляции:

Индивидуальные и групповые лабораторные занятия по вариантам, исследовательская работа  

Соблюдать правила техники безопасности и гигиенические рекомендации при использовании ТСО.

Индивидуальный инструктаж по ТБ.

Методы оценки результатов обучения: традиционная система отметок в баллах за каждую выполненную работу, на основе которых выставляется итоговая оценка.

Составитель рабочей программы Штыков Владимир Петрович