Конспект урока по теме "Вирусы"
план-конспект урока по теме

Шилкина Ирина Викторовна

Урок имеет профессиональную направленность для групп, обучающихся по специальности "Механизация сельского хозяйства".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon virusy.doc622 КБ

Предварительный просмотр:

Тема  урока:

«НЕКЛЕТОЧНЫЕ ФОРМЫ ЖИЗНИ:

ВИРУСЫ»


Цель: сформировать у обучающихся знания о неклеточных формах жизни - вирусах.

Задачи:

- раскрыть особенности внутриклеточного паразитизма вирусов;

- охарактеризовать особенности строения и жизнедеятельности вирусов;

- описать механизм проникновения вирусов в клетку;

- рассмотреть особенности размножения вирусов;

- сообщить об опасных вирусных инфекциях (СПИД, грипп, гепатит и т. д.) и вирусных заболеваниях сельскохозяйственных растений

Тип урока: изучение нового материала.

Форма проведения урока: проблемная лекция на основе мультимедийного ресурса с элементами проектной учебной деятельности.

Форма организации учебной деятельности: фронтальная.

Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, проблемное изложение, частично поисковый, проектный

Продолжительность: 40 минут.

Оборудование: мультимедийная презентация, бланки опорного конспекта лекции, выполненные учебные проекты обучающихся (сообщение о вирусной болезни + модель вызывающего её вируса), бланки с письменным домашним заданием.

Структура урока:

1. Организационный момент. (2 мин).

2. Опрос. (6 мин)

3. Изучение нового материала:

  • лекция с использованием мультимедийной презентации (15 мин).
  • учебные проекты обучающихся о вирусах, вызывающих заболевания сельскохозяйственных растений (10мин).                                  

4. Закрепление изученного материала (5 мин)

5. Подведение итогов урока и запись домашнего задания (2мин).


Ход урока

I. Организационный момент.

Приветствие обучающихся, проверка присутствующих, настрой на рабочий лад.

II. Опрос.

Учитель. Давайте начнем наш урок с того, что вспомним то, что мы изучали на прошлом уроке. Проведем его в форме теста. Я зачитываю вопросы, а вы в листочках ставите «+», если согласны с моим утверждением, или «-», если оно, на ваш взгляд, не верно. Тест несложный, поэтому читаю 1 раз

Оценка 5 – все ответы верные (7 в.о.)

4 – 1-2 ошибки (5-6 в.о.)

3 – 3-5 ошибки (2-4 в.о.)

Итак, утверждения:

 1. По наличию оформленного ядра все организмы делятся на прокариотические и эукариотические

2. Все прокариоты не имеют оформленного ядра и некоторых органоидов

3. К прокариотам относятся растения, животные и грибы

4. К прокариотам относятся бактерии и сине-зеленые водоросли

5. Наследственная информация прокариот представлена кольцевой нитью ДНК, свободно располагающейся в цитоплазме

6. К бактериальным заболеваниям относятся ОРВИ, полиомиелит, СПИД

7. К бактериальным заболеваниям относятся пневмония, столбняк, чума

Сдайте свои работы. А теперь проверим правильность утверждений.

  1. +
  2. +
  3. +
  4. +
  5. +

Спасибо за работу, оценки я вам скажу на следующем уроке.

Продолжим нашу работу.

III. Изучение нового материала

Учитель. Ребята, на предыдущих уроках мы изучали клетки растений и животных, выявили у них много общего и различий. Затем вы узнали, что есть одноклеточные организмы, не имеющие оформленного ядра, - прокариоты, к которым относятся бактерии и сине-зеленые водоросли.

Но жизнь на Земле настолько разнообразна, что есть и еще одна группа совершенно особенных организмов…

(актуализация приобретаемых знаний)

  • Долгое время люди о них практически не догадывались, т.к. увидеть их сложно даже в электронный микроскоп
  • Они настолько просты в своем строении, что ученые называют их неклеточными формами жизни
  • И в то же время они постоянно рядом с нами – ¾ болезней людей, других животных, растений и даже бактерий вызывают именно эти живые организмы.
  • Английский биолог Питер Медавар так сказал о них: «Это плохие новости в белковой оболочке». Давайте к этой фразе вернемся в конце урока…

А сейчас может кто-нибудь сказать, о каких организмах идет речь?

О неклеточных формах жизни – вирусах.

Это и будет темой нашего урока.

Откройте тетради, запишите число, тему сегодняшнего урока:

Неклеточные формы жизни: вирусы

На уроке мы с вами подробно рассмотрим особенности строения этих организмов, этапы и особенности их жизнедеятельности. А также вы узнаете об опасных вирусных инфекциях людей и сельскохозяйственных растений.

План урока:

  1. Общие сведения о вирусах
  2. История открытия вирусов
  3. Строение вирусов
  4. Жизнедеятельность вирусов
  5. Многообразие вирусов
  6. Значение вирусов

Внимательно слушайте то, о чем я вам рассказываю, смотрите на рисунки. По ходу лекции не забывайте основные моменты конспектировать в тетрадь.

  1. Общие сведения о вирусах

 Вирус в переводе с латинского означает “яд”; такое название дал тогда ещё неизвестному и невидимому в оптический микроскоп “противнику” Луи Пастер.

 Размеры вирусов варьируют в широких пределах – от 10 до 400 нм. Т.е. они в 100 раз меньше бактерий

С помощью электронного микроскопа установлено, что вирусы могут иметь различную форму: шаро-, палочко-, нитевидную, цилиндрическую

  1. История открытия вирусов

В 1887 году в Крыму плантации табака поразила неизвестная болезнь: листья растений покрывались абстрактным рисунком, растекавшимся по листу, словно красочная мозаика, переливающаяся с одного листа на другой, от одного растения к другому. Сельское хозяйство несло большие убытки.

На место происшествия был направлен молодой ученый, выпускник Санкт-Петербургского университета Дмитрий Ивановский. Сделано бессчетное количество опытов и исследований по изучению возбудителя.

И вот в 1892 году мир науки сотрясла новость - обнаружена новая, неизвестная ранее форма жизни, открыты необычайно микроскопические организмы, проходящие сквозь самые узкие отверстия фильтров. Открытые организмы Ивановский назвал «фильтрующимися вирусами»

Все эти открытия не только укрепили позиции новой области биологии, но и позволили появиться новой самостоятельной науке.

Очень скоро после работ Д. И. Ивановского было установлено, что вирусы широко распространены в природе и вызывают заболевания не только у растений, но и у животных и человека. Открытия вирусов следовали одно за другим: 1897 г. - вирус ящура; 1901 г. - вирус желтой лихорадки; 1903 г. — вирус бешенства; 1908 г. — вирус оспы человека; 1909 г. — вирус полиомиелита. Эти открытия не прекращаются и в наше время: 1970 г. - вирус гепатита В; 1973 г. - вирус гепатита А; 1977 г. - вирус дельта-гепатита; 1983 г. - вирус СПИДа.

  1. Строение вирусов

Вирусы состоят из следующих основных компонентов:

1. Сердцевина - генетический материал (ДНК либо РНК), который несет информацию о нескольких типах белков, необходимых для образования нового вируса.

2. Белковая оболочка, которую называют капсидом (от латинского капса - ящик). Она часто построена из идентичных повторяющихся субъединиц - капсомеров. Капсомеры образуют структуры с высокой степенью симметрии.

3. Дополнительная липопротеидная оболочка. Она образована из плазматической мембраны клетки-хозяина и встречается только у сравнительно больших вирусов (грипп, герпес).

Капсид и дополнительная оболочка несут защитные функции, как бы оберегая нуклеиновую кислоту.

  1. Жизнедеятельность вирусов

Ни один из известных на сегодняшний день вирусов не способен к самостоятельному существованию. Обычно вирус сначала связывается с поверхностью клетки хозяина, а затем или проникает внутрь целиком, или с помощью специальных приспособлений вводит в клетку свою нуклеиновую кислоту. Попав в клетку, генетический материал вируса взаимодействует с ДНК хозяина туким образом, что клетка сама начинает синтезировать необходимые вирусу белки. Одновременно происходит копирование наследственного материала паразита, а в цитоплазме зараженной клетки начинается самосборка новых вирусных частиц. Готовые вирусные частицы покидают клетку или постепенно, не вызывая ее гибели, но изменяя работоспособность, что приводит к медленному разрушению клетки

Этапы жизнедеятельности вируса

  1. Адсорбция
  2. Инъекция
  3. Проникновение в ядро клетки хозяина
  4. Синтез вирусной РНК
  5. Сборка капсид из вирусных белков
  6. Сборка вирионов

  1. Многообразие вирусов

По строению:

  1. простые
  2. сложные

По содержащейся НК:

  1. РНК-содержащие вирусы (ретровирусы): Грипп, ВИЧ, краснуха, бешенство, атипичная пневмония
  2. ДНК-содержащие вирусы: герпес,  оспа

Кроме того, существуют особые вирусы, паразитирующие на микробах - бактериофаги

  1. Значение вирусов

Вирусы как возбудители заболеваний человека, животных, растений известны с глубокой древности.

В прошлые века вирусные инфекции носили характер опустошительных эпидемий и пандемий, охватывавших обширные территории. В XIII веке в Москве оспа уничтожила почти 80 % населения. Заболевания вирусной природы широко распространены и в настоящее время.

В 1981 году появилось новое, ранее не известное науке заболевание, получившее название «синдром приобретенного иммунодефицита», сокращенно - СПИД. В первую очередь вирус поражает Т-лимфоциты крови, обеспечивающие клеточный и гуморальный иммунитет. В результате организм перестает бороться с любой инфекцией, раковыми клетками и погибает.

В 1983 году был открыт вирус, названный ВИЧ (вирус иммунодефицита человека), вызывающий заболевание СПИД. Вирус ВИЧ относится к группе ретровирусов. Это РНК-содержащий вирус, его генетический материал представлен в виде двух молекул РНК и фермента обратной транскриптазы.

Несмотря на то, что вирус СПИДа обнаруживается в секретах человеческого тела (в слюне, слезе, молоке), однако нет доказательств передачи его при бытовом контакте. ВИЧ может попасть в организм при сексуальном контакте с больным человеком; при введении внутривенно наркотиков, при переливании крови от зараженного донора. Известны случаи заражения детей во время родов и через молоко больной матери.

В последние годы наблюдается рост количества ВИЧ-инфицированных лиц в России. Преобладающее их число составляет молодежь. Проблема борьбы со СПИДом остается одной из главных для общества, для здравоохранения и для науки вирусологии.

Вирусные заболевания наносят большой ущерб животноводству. Например, вирус ящура распространяется со скоростью цепной реакции, способен разрушить животноводство в масштабе целой страны. В настоящее время от вируса птичьего гриппа погибает огромное количество домашних и диких птиц. Не менее велик и ущерб, приносимый вирусами растениеводству.

Некоторые ребята из вашей группы заранее подготовились и изучили болезни сельскохозяйственных растений, которые достаточно широко распространены в нашей местности, и сейчас готовы о них рассказать. Кроме того, ими были изготовлены модели вирусов. Вызывающих эти заболевания. Сейчас они поделятся этими знаниями с нами.

Учебные проекты обучающихся:

  1. Вирус табачной мозаики       (Бордаковский А.)
  2. Вирус желтой карликовости ячменя    (Матьяш И.)
  3. Вирус желтухи сахарной свёклы      (Буркин А.)
  4. Вирус мозаики томатов            (Попов Денис)

Спасибо всем за работу

III. Закрепление изученного материала

  1. Проверка заполнения опорного конспекта
  2. Обсуждение значения высказывания Питера Медавара «Вирусы – это плохие новости в упаковке из белка»
  1. Плохие новости – вирусы внутриклеточные паразиты, они поражают клетки, вызывают различные заболевания
  2. Новости в упаковке из белка – вирусы имеют очень простое строение: нуклеиновая кислота (основа вируса) и упаковка (капсид) из белка

IV. Подведение итогов урока и запись домашнего задания.

Оценка активности учащихся на уроке.

Домашнее задание:

  1. повторить опорный конспект
  2. § 36
  3. Выполнить письменное задание

Письменная домашняя работа

              Закончите предложения, вставив пропущенные слова.

  1. Неклеточная форма жизни, паразит на генетическом уровне, способная проникнуть в живую клетку и размножаться внутри ее это - ………… (вирусы)
  2. Наследственная информация вируса находится в однонитчатой или двунитчатой молекуле ……..  (ДНК или РНК)
  3. Сердцевина вируса окружена защитной белковой оболочкой, которая называется……..  (капсид)
  4. Вирусы бактерий называют …….. (бактериофаг)
  5. Наука, изучающая строение и поведение вирусов …….  (вирусология)

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по литературному чтению ,3класс.УМК "ПНШ". Тема :"Сравнительный анализ Венгерской сказки"Два жадных медвежонка"и корейской сказки"Как барсук и куница судились"Презентация к уроку.

Конспект урока по литературному чтению ,3класс.УМК "ПНШ". Тема :"Сравнительный анализ Венгерской сказки"Два жадных медвежонка"и корейской сказки"Как барсук и куница судились"В конспекте побробно распи...

Методическая разработка. Раздел: Волейбол. Конспект урока по теме урока: техника приема и передач мяча.

Раздел программы: волейбол.Тема урока: техника приема и передач мяча.Цель урока: повысить двигательную активность обучающихся  с помощью игры волейбол.Задачи урока:совершенствование техники прием...

Методическая разработка. Конспект урока. Вводный урок по физической культуре из цикла уроков по теме "Футбол" для студентов 1 курса с использованием ИКТ.

КОНСПЕКТурока по физической культуре на 1 курсе НПО и СПО.    Преподаватель физ. воспитания: Ефимов Е.В.Раздел программы: футбол....

Анализ конспекта урока музыки для второго класса по теме урока: «Детский музыкальный театр. Балет «Щелкунчик». П.И Чайковский».

Анализ конспекта урока музыки для второго класса по теме урока: «Детский музыкальный театр. Балет «Щелкунчик». П.И Чайковский»....

Конспект урока Дисциплина: Иностранный язык Тема урока: "Natural disasters"

Задачи урока:общеобразовательные:активизировать ранее изученные ЛЕ по теме «Природные катастрофы» в устной и письменной речи;совершенствовать навыки изучающего чтения;развивать навыки моно...

Конспект урока по письму и развитию речи на тему "Склонение имен существительных. Обобщающий урок."

Обобщающий урок по теме "Склонение имен существительных" проводится после изучения темы.С этой целью на уроке применяется разнообразный материал для вего класса, для индивидуальной работы....