РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП. 14 Технология возделывания лекарственных растений для специальности СПО 35.02.05 Агрономия (базовая подготовка)
рабочая программа

Лунева Анастасия Игоревна

Рабочая программа учебной дисциплины ОП.14 Технология возделывания лекарственных растений разработана в соответствии с требованиями федерального государственного стандарта по специальности СПО 35.02.05 Агрономия и учебным планом на 2015-2019 учебный год.

Рабочая программа учебной дисциплины ОП.14 Технология возделывания лекарственных растений является вариативной частью основной профессиональной образовательной программы по специальности: СПО 35.02.05 Агрономия и предусматривает освоение результатов учебной дисциплины, которые обеспечивают формирование общих и профессиональных компетенций с учетом агроклиматических особенностей региона и экономики отрасли.

На освоение рабочей программы учебной дисциплины ОП.14 Технология возделывания лекарственных растений предусмотрено 54 часа, из которых 36 часов, являются аудиторными, 18 часов отведены для организации внеаудиторной самостоятельной работы. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 21._rp_ud_op._11_lekarstvennye_rasteniya_agronomiya_2015.doc176.5 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство  образования и науки Краснодарского края

государственное бюджетное профессиональное

образовательное учреждение Краснодарского края

«Анапский сельскохозяйственный техникум»

УТВЕРЖДАЮ:

Директор ГБПОУ КК «Анапский

сельскохозяйственный техникум»

___________________И. В. Чернышов

«____»___________________20___ г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОП. 14 Технология возделывания лекарственных растений

для специальности СПО

35.02.05 Агрономия

(базовая подготовка)

2015


Рабочая  программа учебной дисциплины разработана на основе федерального государственного образовательного стандарта по специальности СПО 35.02.05 Агрономия (базовая подготовка), утвержденного приказом Министерство образования и науки Российской Федерации от 7 мая 2014 г. N 454.

Разработано на основании учебного плана по специальности СПО 35.02.05 Агрономия, утвержденый Приказ №   от «_____»_____20___ г.

 

Рассмотрена  на заседании педагогического совета  протокол № ___ от ________ 20___г.

Организация-разработчик:  ГБПОУ КК «Анапский сельскохозяйственный техникум»

Разработчики:

  1.Лунева А.И. – преподаватель ГБПОУ  КК АСТ

                   ___________________________

                                     подпись

 

РАССМОТРЕНА И ОДОБРЕНА

на заседании предметно-цикловой комиссии общепрофессиональных и специальных      дисциплин специальностей «Агрономия» и «ТБПиВ», «МЖ» и «ТПиПСП»

Протокол № _____   от «____» ________ 20___г.

Председатель   ПЦК __________ Т. В. Матвеева

 

СОДЕРЖАНИЕ

стр.

  1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

4

  1. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

5

  1. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

13

  1. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

15


1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОП. 11 Технология возделывания лекарственных растений

  1. Область применения программы

Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС СПО  по специальности СПО 35.02.05 Агрономия (базовая подготовка), утвержденного приказом Министерство образования и науки Российской Федерации от 7 мая 2014 г. N 454, входящая в состав укрупненную группу специальностей 35.00.00 Сельское, лесное и рыбное хозяйство.

1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина входит в состав общепрофессиональных дисциплин профессионального цикла.

1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:

В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:

  • оценивать пригодность фитоценозов для заготовки лекарственного растительного сырья и определить объемы заготовок,
  • разработать эффективные технологии выращивания лекарственного и ароматического сырья в зависимости от природно-климатической зоны,
  • грамотно подобрать ассортимент и составить севооборот,
  • определить качество лекарственного растительного сырья;

В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:

  •  основные виды лекарственных и эфирномасличных растений, особенно их выращивание или заготовки,
  • переработки и требования к качеству сырья;
  • специфические агротехнические приемы, применяемые в лекарственном растениеводстве для повышения качества сырья;

        

ПК и ОК, которые актуализируются при изучении учебной дисциплины:

ПК 1.1.

Выбирать агротехнологии для различных сельскохозяйственных культур

ПК 1.2.

Готовить посевной и посадочный материал

ПК 1.3.

Осуществлять уход за посевами и посадками сельскохозяйственных культур

ПК 1.4.

Определять качество продукции растениеводства

ПК 1.5.

Проводить уборку и первичную обработку урожая

ПК 2.1.

Повышать плодородие почв

ПК 2.2.

Проводить агротехнические мероприятия по защите почв от эрозии и дефляции

ПК 2.3.

Контролировать состояние мелиоративных систем

ПК 3.1.

Выбирать способы и методы закладки продукции растениеводства на хранение

ПК 3.2.

Подготавливать объекты для хранения продукции растениеводства к эксплуатации

ПК 3.3.

Контролировать состояние продукции растениеводства в период хранения

ПК 3.4.

Организовывать и осуществлять подготовку продукции растениеводства к реализации и ее транспортировку

ПК 3.5.

Реализовывать продукцию растениеводства

ОК  1.

Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес

ОК  2.

Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество

ОК  3.

Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность

ОК  4.

Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития

ОК  5.

Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности

ОК  6.

Работать в коллективе и  команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями

ОК  7.

Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий

ОК  8.

Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации

ОК  9.

Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности

1.4. Количество часов на освоение программы дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося – 54 часа, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося – 36 часов;

самостоятельной работы обучающегося  –  18 часов

  1. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем

часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

54

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

36

в том числе:

лабораторные занятия

22

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

18

Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета


2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины ОП. 11 Технология возделывания лекарственных растений

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект) 

Объем часов

Уровень освоения

Раздел 1.

Структура и функции растительного организма

45

Тема 1.1. История лекарственного и эфирномасличного растениеводства и основные методы поиска лекарственных растений

Содержание учебного материала

6

2

1

История применения и выращивания лекарственных и эфирномасличных растений. Введение дикорастущих видов в культуру. Основные методы поиска лекарственных растений. Развитие фитотерапии в России и зарубежом. Окультуривание дикорастущих форм.

2

Практическое занятие

2

1

Определение подлинности различных групп лекарственного сырья с помощью определителя и микроскопа

Самостоятельная работа

2

-  проработка конспектов лекций и вопросов, вынесенных на самостоятельное изучение;

-  изучение основной и дополнительной литературы;

- подготовка презентации «Основные лекарственные растения Краснодарского края»  

Тема 1. 2. Сырье и нормативно-техническая документация

Содержание учебного материала

20

2

1

Классификация лекарственно-технического сырья. Его химический состав. Подразделение на группы по происхождению, химическому составу, применению.

4

2

Лекарственное и эфирно-масличное сырье. Сроки и способы сбора. Сушка основных групп лекарственного сырья. НТД и стандартизация сырья. Товароведческий анализ. Основные методы анализа лекарственного сырья. Основные группы действующих веществ и лекарственные формы.

Лабораторные занятия

4

1

Изучение организации производства лекарственных и эфирномасличных культур

2

Изучение метода учетных делянок при определении запасов лекарственного сырья

Практические занятия

4

1

Товароведческий анализ лекарственного сырья

2

Подбор лекарственных растений для приготовления сборов. Дегустация

Самостоятельная работа:

-  проработка конспектов лекций и вопросов, вынесенных на самостоятельное изучение;

-  изучение основной и дополнительной литературы;

-  сбор и составление гербария «Лекарственные растения»  

-подготовка сообщения на тему: «Формы выпуска лекарственного сырья»

8

Тема 1.3.  Дикорастущее лекарственное сырье

Содержание учебного материала

8

1

Организация экспедиционных работ по изучению ресурсов дикорастущих лекарственных растений. Основные промысловые виды лекарственных и эфирномасличных культур. Современное состояние заготовок дикорастущего лекарственного сырья. Рациональное использование их запасов. Методы оценки запасов дикорастущих лекарственных растений.

2

Практическое занятие

2

1

Освоение метода проективного покрытия при определении запасов лекарственного сырья

Самостоятельная работа:

-  проработка конспектов лекций и вопросов, вынесенных на самостоятельное изучение;

-  изучение основной и дополнительной литературы;

-  подготовка доклада на тему: «Методы оценки дикорастущих лекарственных растений»

- подготовка презентации «Сорта лекарственных растений»  

4

Тема 1.4. Культивируемые лекарственные растения

Содержание учебного материала

10

2

1

Лекарственные севообороты, особенности внесения удобрений., зашита лекарственных и эфирномасличных культур от вредителей и болезней..

4

2

Селекция лекарственных растений, критерии отбора.

Практические занятия

4

1

Составление севооборотов и примерной технологической карты лекарственной культуры

2

Изучение основных видов и сортов лекарственных и эфирномасличных  культур

Самостоятельная работа:

-  проработка конспектов лекций и вопросов, вынесенных на самостоятельное изучение;

-  изучение основной и дополнительной литературы;

-  подготовка презентации «Основные вредители и болезни лекарственных и эфирномасличных культур»  

2

Тема 1.5.  Эфирно-масличные растения

Содержание учебного материала

10

2

1

Особенности районирования эфирно-масличных культур. Условия, влияющие на накопление и качество эфирного масла. Основные способы переработки эфирно-масличного сырья. Контроль качества эфирных масел и фальсификации. Важнейшие эфирно-масличные культуры.

2

Лабораторное занятие

2

1

Изучение основных способов определения содержания эфирного масла в сырье

Практические занятия

4

1

Определение основных качественных показателей эфирного масла

2

Изучение основных эфирномасличных культур, выращиваемых в Краснодарском крае

Самостоятельная работа:

-  проработка конспектов лекций и вопросов, вынесенных на самостоятельное изучение;

-  изучение основной и дополнительной литературы;

-  подготовка доклада «Целебные свойства основных овощных, плодовых и ягодных растений»  

2

Итого

54/36/22


3.УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1. Требования к  материально-техническому обеспечению

Реализация программы дисциплины требует наличия учебной лаборатории

«Ботаника с физиологией растений»

Оборудование лаборатории и рабочих мест лаборатории:

- посадочные места по количеству обучающихся;

- рабочее место преподавателя;

- тематические плакаты, стенды;

- учебно-методические материалы: инструкционные карты для проведения практических занятий, комплект индивидуальных заданий для обучающихся; комплекты контрольных вопросов и заданий для тестирования;

приборы:

Для проведения лекций и практических занятий по дисциплине «» необходимо следующее оборудование и инструменты:

1. Микроскопы

2. Рефрактометры

3. Проекционная аппаратура ( мультимедиа-проектор )

4. Лекарственное и эфирно-масличное сырье основных видов, входящих в Государственную Фармакопею РФ.

5. Приборы Гинзберга, Сокслета и Клевинджера для определения количественных показателей содержания эфирного масла в сырье, колбы круглодонные и конические, пробирки, мерные цилиндры.

6. Сита для определения размеров частиц сырья, реактивы для качественных реакций.

7. Живой растительный материал (саженцы, сеянцы, побеги, листья, соцветия и др.)

8. Теплицы и насаждения открытого грунта.

3.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

основная литература:

1) Наумкин В.Н., Коцарева Н.В., Манохина Л.А., Крюков А.Н. Пищевые и лекарственные свойства культурных растений, учебное пособие. Издательство «ЛАНЬ» Санкт-Петербург, Москва, Краснодар, 2015 г.

2)Лекарственные растения ( самая полная энциклопедия ). А.Ф. лебеда, Н.И. Джуренко и др. Москва, АСТ пресс, 2010 г.

3) Технология возделывания и использования лекарственных растений под редакцией В.Е. Терикова Феликс, Ростов-на-Дону, 2006 г.

4) Атлас ареалов и ресурсов лекарственных растений СССР.-/Под общ. Ред. П.С. Чикова.-М: Картография, 1983.-340 с.

5) Атлас лекарственных растений России. – Быков В.А., Сокольская Т.А., Зайко Л.Н., Конон Н.Т., Ефремов А.П. и др./ Под общей ред. В.А. Быкова. – М.:2006.-345с.

6) Маланкина Е.Л. Лекарственные растения в ландшафте. Учебное пособие.-М.: Вече, 2006.-240 с.

7) Маланкина Е.Л. Лекарственные растения на приусадебном участке. Учебное пособие.-М.: «Фитон+», 2005.-232 с.

8) Полуденный Л.В., Маланкина Е.Л., Терехин А.А. Перспективные лекарственные культуры. Учебное пособие.-М.: ТСХА, 2001.-38 с.

дополнительная литература:

1) Товароведение с/х продукты и лекарственно-техническое сырье. Москва-экономика 1988 г.

2) Эфирно-масличные и лекарственные растения. М. « Колос » 1979 г.

3) Быков В.А., Бушковская Л.М., Пушкина Г.П. Защита лекарственных культур от вредителей и болезней. Справочник.-М.: изд-во ВИЛАР, 2006.-112 с.

4) Майсурадзе Н.И., Киселев В.П., Черкасов О.А. и др. Методика исследований при интродукции лекарственных растений // Обзорная информация. Сер. Лекарственное растениеводство.-М.:1984, вып.3. – 32 с.

5) Методика  фенологических наблюдений в ботанических садах СССР // Бюлл. ГБС АН СССР. – 1979. – Вып. 113. – С. 3-8.

6)Муравьева Д.А. Фармакогнозия. – М.: Медицина, 1978. – С.174-276.

7) Растительные ресурсы России и сопредельных государств: часть 1 – Семейства Lycopodiaceae-Ephedraceae, часть 2 – Дополнения к 1-7 томам, СПб: Мир и семья, 1995. – С. 296-297.

В) Базы данных, информационно-справочные и поисковые системы- полнотекстовая база данных иностранных журналов Dоal,  реферативная база данных Агрикола и ВИНИТИ, научная электронная библиотека e-library, Агропоиск; информационным справочным и поисковым системами:  Rambler, Yandex, Google.

4.КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ

ДИСЦИПЛИНЫ

Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

Умения:

оценивать пригодность фитоценозов для заготовки лекарственного растительного сырья и определить объемы заготовок,

Текущий контроль

- наблюдение и оценка выполнения практических работ;

разработать эффективные технологии выращивания лекарственного и ароматического сырья в зависимости от природно-климатической зоны,

Текущий контроль

- устный опрос, решение задач

грамотно подобрать ассортимент и составить севооборот,

Текущий контроль

- наблюдение и оценка выполнения практических работ;

определить качество лекарственного растительного сырья;

Текущий контроль

- оценка выполнения самостоятельной работы

Знания:

основные виды лекарственных и эфирномасличных растений, особенно их выращивание или заготовки,

Текущий контроль

- тестирование

переработки и требования к качеству сырья;

Текущий контроль

- письменный или устный опрос

специфические агротехнические приемы, применяемые в лекарственном растениеводстве для повышения качества сырья;

Текущий контроль

- письменный или устный опрос

Оценка индивидуальных образовательных достижений по результатам текущего контроля и промежуточной аттестации производится в соответствии с универсальной шкалой (таблица).

Процент результативности (правильных ответов)

Качественная оценка индивидуальных образовательных достижений

балл (отметка)

вербальный аналог

90 ÷ 100

5

отлично

80 ÷ 89

4

хорошо

70 ÷ 79

3

удовлетворительно

менее 70

2

не удовлетворительно

На этапе промежуточной аттестации по медиане качественных оценок индивидуальных образовательных достижений экзаменационной комиссией определяется интегральная оценка уровня подготовки по учебной дисциплине.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа учебной дисциплины «РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ» специальность 101101 «Гостиничный сервис» (углубленной подготовки)

Рабочая программа учебной дисциплины«РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ»специальность101101 «Гостиничный сервис»(углубленной подготовки)...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОГСЭ.04 ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК (АНГЛИЙСКИЙ) специальность 23.02.03. Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта (базовая подготовка среднего профессионального образования)

Разработана на основе Федерального  государственного образовательного стандарта СПО по специальности23.02.03. Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспортабазовой подготовки среднег...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОГСЭ. 03. ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК (АНГЛИЙСКИЙ) специальность 09.02.02. Компьютерные сети (базовая подготовка среднего профессионального образования)

Составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта СПО по специальности 09.02.02. Компьютерные сетибазовой подготовки  среднего профессионального образования...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОГСЭ.03 ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК (АНГЛИЙСКИЙ) специальность 23.02.03. Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта (базовая подготовка среднего профессионального образования)

Разработана на основе Федерального  государственного образовательного стандарта СПО по специальности23.02.03. Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспортабазовой подготовки среднег...

рабочая программа учебной дисциплины ОГСЭ.03 иностранный язык наименование специальности 54.02.01 Дизайн (по отраслям) базовая подготовка

1.2. Место дисциплины в структуре программы подготовки специалистов среднего звена: учебная дисциплина «Иностранный язык» входит в профессиональную подготовку цикла общих гуманитарных и со...

Рабочая программа учебной дисциплины информационные технологии в профессиональной деятельности по специальности конструирование, моделирование и технология швейных изделий

Рабочая программа расчитана на 126ч (82ч. аудиторной и 42ч. внеаудиторной нагрузки).При разработке программы основной упор делался на практическую составляющую и применение полученных навыков в дальне...

Рабочая программа учебной дисциплины ОП.08 Охрана труда по специальности 23.02.03 «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта» (повышенный уровень подготовки)

Программа  учебной дисциплины ОП.08 Охрана труда  разработана на основе  требований Федерального государственного образовательного стандарта по специальности среднего профессионального ...