Методические указания к практическим занятиям ОГСЭ.06
учебно-методический материал

Методические указания к практическим занятиям ОГСЭ.06

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mu_k_pz_ogse.06.docx852.83 КБ

Предварительный просмотр:

ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

  1. «НОВООСКОЛЬСКИЙ КОЛЛЕДЖ»

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

ПО ПРОВЕДЕНИЮ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ

 ОГСЭ.06. Основы интеллектуального труда

Специальность  35.02.16 Эксплуатация и ремонт с/х техники и оборудования

2019 г.

Рассмотрено

На заседании ПЦК

Протокол № 1 от 27.08.2019

Председатель ПЦК Пархома Н.Н.

Разработчик: Ширяева  Е.Н..,  преподаватель ОГАПОУ «Новооскольский колледж»

Формируемые общие и профессиональные компетенции:

ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности, применительно к различным контекстам.

ОК 02. Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности.

ОК 03. Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие.

ОК 04. Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с коллегами,

руководством, клиентами.

ОК 05. Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке с учетом особенностей социального и культурного контекста.

ОК 06. Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей.

ОК 07. Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, эффективно

действовать в чрезвычайных ситуациях.

ОК 08. Использовать средства физической культуры для сохранения и укрепления здоровья в процессе профессиональной деятельности и поддержания необходимого уровня физической подготовленности.

ОК 09. Использовать информационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 10. Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранномязыке.

ОК 11. Планировать предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере.

КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ

  • оценка «отлично» выставляется обучающемуся, если все задания практической или лабораторной работы выполнены в полном объеме, без  ошибок, в соответствии с требованиями  инструкционной карты. В отчете даны правильные  и полные ответы на контрольные вопросы  Умения и навыки сформированы полностью;
  • оценка «хорошо» - если   задания   выполнены, но при этом имелось несколько расчетных ошибок незначительного характера или в отчете некоторые ответы на контрольные вопросы содержат неточности. Умения и навыки сформированы полностью;
  • оценка «удовлетворительно» - если задания практической или лабораторной работы выполнены, но с большим количеством ошибок. В отчете   на часть контрольных вопросов ответы даны неверно.  Умения и навыки сформированы частично.
  • оценка «неудовлетворительно» - если обучающийся не выполнил ни одно задание практической или лабораторной работы или не ответил ни на один контрольный вопрос в отчете. Умения и навыки не сформированы.

Методические указания

для выполнения практического занятия №1

НАИМЕНОВАНИЕ РАБОТЫ:  Адаптация в новом учебном заведении

Цель занятия: изучить основные нормативно-правовые акты ОГАПОУ «НОК» изучить цели и задачи учебной организации

Обучающий компонент: ознакомиться с организацией учебного учреждения

Развивающий компонент: развитие мышления, необходимого для полноценного функционирования в современном обществе, памяти, познавательной активности; коммуникативных навыков; развитие интереса и формирование положительной мотивации к изучаемой дисциплине; развитие навыков сравнительного и логического мышления; формирование умения применять полученные знания в различных производственных ситуациях.

Воспитывающий компонент: формирование у учащихся основ научного мировоззрения, убеждений, высоких нравственных качеств, готовности к социальному общению; воспитание уважительного отношения к учебной дисциплине; формирование самостоятельности и навыков самоконтроля.

Норма времени: 90 мин

Оснащение рабочего места: методические указания к ПЗ

Литература: Воронцов Г.А. Основы технологии интеллектуального труда студентов. –Ростов н/Д: РГПУ, 2014.

Интернет-источники:

https://noskolagrokol.ru/svedenija-ob-obrazovatelnoj-organizacii/osnovnye-svedenija/

https://noskolagrokol.ru/svedenija-ob-obrazovatelnoj-organizacii/dokumenty/

Прогнозируемый результат: по итогам урока обучающиеся должны освоить следующие общие компетенции:

ОК 1,2,9

Содержание и методика проведения занятий.

 Адаптация студентов в группе и в новом образовательном учреждении – самая главная проблема, которую необходимо преодолеть, как можно быстрее и, желательно, с положительным исходом. Колледж и его преподаватели в преодолении этой проблемы играют большую роль. Первокурсники при поступлении в первую очередь приобретают новую роль – студент, они методом проб и ошибок пытаются освоить ожидаемое от них поведение, на основе которого строят отношения со сверстниками, преподавателями. Большую роль в социальной адаптации играет формирование группы, чем быстрее она сформируется, тем быстрее студенты освоят свою новую роль.

В момент  адаптации у студентов происходит кардинальная смена деятельности и окружения, их внутренние установки претерпевают сильные изменения. Происходит переориентация ценностей, освоение новых социальных ролей, студенты по- другому начинают воспринимать себя и других.

Успешная адаптация первокурсника к жизни в колледже является залогом дальнейшего развития каждого студента как личности и как будущего специалиста.

Цель-прохождение анкетирования, выполнение тренингов на сплочение.

Методические указания

для выполнения практического занятия №2

НАИМЕНОВАНИЕ РАБОТЫ: Основные обязанности студентов

Цель занятия: изучить основные нормативно-правовые акты ОГАПОУ «НОК» изучить основные обязанности студентов

Обучающий компонент: ознакомиться с общими положениями, организацией  образовательного процесса, с правами и обязанностями обучающихся

Развивающий компонент: развитие мышления, необходимого для полноценного функционирования в современном обществе, памяти, познавательной активности; коммуникативных навыков; развитие интереса и формирование положительной мотивации к изучаемой дисциплине; развитие навыков сравнительного и логического мышления; формирование умения применять полученные знания в различных производственных ситуациях.

Воспитывающий компонент: формирование у учащихся основ научного мировоззрения, убеждений, высоких нравственных качеств, готовности к социальному общению; воспитание уважительного отношения к учебной дисциплине; формирование самостоятельности и навыков самоконтроля.

Норма времени: 90 мин

Оснащение рабочего места: методические указания к ПЗ

Литература: Воронцов Г.А. Основы технологии интеллектуального труда студентов. –Ростов н/Д: РГПУ, 2014.

Интернет-источники:

https://noskolagrokol.ru/svedenija-ob-obrazovatelnoj-organizacii/osnovnye-svedenija/

https://noskolagrokol.ru/svedenija-ob-obrazovatelnoj-organizacii/dokumenty/

Прогнозируемый результат: по итогам урока обучающиеся должны освоить следующие общие компетенции:

ОК 1,2,

Содержание и методика проведения занятий.

Самый главный закон нашей страны, Конституция РФ, гласит, что каждый гражданин Российской федерации имеет право на образование.

И каждый же имеет полное право на конкурсной основе бесплатно получить высшее или среднее образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении и на предприятии. Но не каждый гражданин России. На этот случай тоже предусмотрены всякие юридические тонкости. В общем студентом учебного заведения становится лицо, зачисленное приказом директора в учебное заведение.

С приобретением этого почётного звания, вы не должны забывать, что автоматически в нагрузку вам добавляются, совсем необременительные, с нашей точки зрения, обязанности. А суть их в следующем:  

Методические указания

для выполнения практического занятия №3

НАИМЕНОВАНИЕ РАБОТЫ: Особенности работы студентов на различных видах аудиторных занятиях

Цель занятия:  изучитьособенности интеллектуального труда обучающихся на различных видах аудиторных занятий

Обучающий компонент: ознакомиться со спецификой учебной деятельности на лекционных занятиях., семинарских занятиях, на лабораторных занятиях и практических.

Развивающий компонент: развитие мышления, необходимого для полноценного функционирования в современном обществе, памяти, познавательной активности; коммуникативных навыков; развитие интереса и формирование положительной мотивации к изучаемой дисциплине; развитие навыков сравнительного и логического мышления; формирование умения применять полученные знания в различных производственных ситуациях.

Воспитывающий компонент: формирование у учащихся основ научного мировоззрения, убеждений, высоких нравственных качеств, готовности к социальному общению; воспитание уважительного отношения к учебной дисциплине; формирование самостоятельности и навыков самоконтроля.

Норма времени: 90 мин

Оснащение рабочего места: методические указания к ПЗ

Литература: Воронцов Г.А. Основы технологии интеллектуального труда студентов. –Ростов н/Д: РГПУ, 2014.

Интернет-источники:

https://noskolagrokol.ru/svedenija-ob-obrazovatelnoj-organizacii/osnovnye-svedenija/

https://noskolagrokol.ru/svedenija-ob-obrazovatelnoj-organizacii/dokumenty/

Прогнозируемый результат: по итогам урока обучающиеся должны освоить следующие общие компетенции:

ОК 1,2,9

Содержание и методика проведения занятия

На аудиторных занятиях - лекциях, практических (семинарских) занятиях, лабораторных работах - студенты получают основную информацию по изучаемым учебным дисциплинам, закрепляют знания и умения.

Ведущим видом учебных занятий являются лекции, в которых преподаватели дают основной материал дисциплины.

В лекциях учебный материал излагается систематически и содержание каждой последующей лекции тесно связано с материалом предыдущей, основывается на понятиях, явлениях, законах, о которых уже говорилось ранее. Поэтому накануне очередной лекции студенту необходимо просмотреть записи, сделанные на предыдущей лекции, изучить по учебнику или конспекту соответствующий материал. Такая подготовка облегчит работу в процессе прослушивания лекций и создаст рабочее настроение.

Во время лекции студентам рекомендуется вести записи (конспект), которые в дальнейшем помогут в самостоятельной работе. Умение хорошо конспектировать лекции приходит не сразу, его надо постоянно развивать, совершенствуя формы записей.

Главное при конспектировании - понимать содержание лекции и уметь кратко записывать ее основные положения.Слушать, понимать и записывать - это большой и серьезный труд, требующий значительного напряжения.Вместе с тем он закладывает надежный фундамент успешной учебы студента.

Семинарские, практические или лабораторные занятия - это вид занятий, на которых студенты, предварительно изучив теоретический материал лекций и рекомендованную литературу, решают различного рода задачи или разбирают конкретные практические ситуации.

Семинарские занятияпроводятся в академической группе с целью закрепить и углубить теоретические знания, полученные на лекциях и в процессе самостоятельной работы. На семинарах проверяется степень понимания и усвоения студентами учебного материала по дисциплинам, а наиболее сложные теоретические вопросы тщательно разбираются. Для облегчения подготовки к семинарским занятиям студентам заранее выдаются планы семинаров с указанием выносимых на обсуждение вопросов и перечень литературы, подлежащей изучению. Интерес и успех таких занятий целиком зависят от степени подготовленности и активности студентов.

Назначениепрактических занятийсостоит в том, чтобы научить студентов рациональным методам решения практических задач, создать у них навыки самостоятельного применения теории. Практические занятия проводятся параллельно изучению теоретического материала. На старших курсах практические занятия по профилирующим дисциплинам обычно проводятся методом разбора ситуаций в форме деловых игр. Главное условие продуктивности практических занятий - тщательная подготовка к ним путем повторения теории, выполнения домашних заданий и упражнений.

Лабораторные занятияявляются одним из видов практических занятий, которые связывают теорию с практикой. Они базируются на основных положениях теоретического курса и проводятся в лабораториях, оснащенных соответствующим оборудованием, установками и измерительными приборами. Подготовка к лабораторным занятиям выражается в повторении соответствующего теоретического материала по конспектам лекций и учебникам.

Рефератпредставляет собой исследовательскую работу, как правило, по одной теме изучаемой учебной дисциплины.

Консультации - это вид занятий, на которых преподаватель помогает студенту освоить неясные вопросы, появляющиеся в процессе изучения дисциплины.

Специфика учебной деятельности обучающихся на лекционных занятиях

В поисках путей более эффективного использования структуры уроков разных типов особую значимость приобретает форма организации учебной деятельности учащихся на уроке. В педагогической литературе приняты в основном три такие формы - фронтальная, индивидуальная и групповая. Первая предполагает совместные действия всех учащихся класса под руководством учителя, вторая — самостоятельную работу каждого ученика в отдельности; групповая - учащиеся работают в группах из 3—6 человек или в парах.

Что же представляет собой каждая из перечисленных форм организации учебной работы учащихся на уроке?

Фронтальной формой организации учебной деятельности учащихся называется такой вид деятельности учителя и учащихся на уроке, когда все ученики одновременно выполняют одинаковую, общую для всех работу, всем классом обсуждают, сравнивают и обобщают результаты ее. Учитель ведет работу со всем классом одновременно, общается с учащимися непосредственно в ходе своего рассказа, объяснения, показа, вовлечения учащихся в обсуждение рассматриваемых вопросов и т.д. Это способствует установлению особенно доверительных отношений и общения между учителем и учащимися, а также учащихся между собой, воспитывает в детях чувство коллективизма, позволяет учить рассуждать и находить ошибки в рассуждениях своих товарищей по классу, формировать устойчивые познавательные интересы, активизировать их деятельность.

От учителя, естественно, требуется большое умение найти посильную работу мысли для всех учащихся, заранее проектировать, а затем и создавать учебные ситуации, отвечающие задачам урока; умение и терпение выслушать всех желающих высказаться, тактично поддержать и в то же время внести необходимые коррекции в ходе обсуждения. В силу своих реальных возможностей ученики, конечно, могут в одно и то же время делать обобщения и выводы, рассуждать по ходу урока на разном уровне глубины. Это учитель должен учитывать и опрашивать их соответственно их возможностям. Такой подход учителя при фронтальной работе на уроке позволяет учащимся и активно слушать, и делиться своими мнениями, знаниями с другими, с вниманием выслушивать чужие мнения, сравнивать их со своими, находить ошибки в чужом мнении, вскрывать его неполноту. В этом случае на уроке царит дух коллективного думания. Учащиеся работают не просто рядом, когда каждый в одиночку решает учебную задачу, а требуется совместно активно участвовать в коллективном обсуждении. Что же касается учителя, то он, применяя фронтальную форму организации работы учащихся на уроке, получает возможность свободно влиять на весь коллектив класса, излагать учебный материал всему классу, достигать определенной ритмичности в деятельности учащихся на основе учета их индивидуальных особенностей. Все это несомненные достоинства фронтальной формы организации учебной работы учащихся на уроке.

Индивидуальная форма организации работы учащихся на уроке. Эта форма организации предполагает, что каждый ученик получает для самостоятельного выполнения задание, специально для него подобранное в соответствии с его подготовкой и учебными возможностями. В качестве таких заданий может быть работа с учебником, другой учебной и научной литературой, разнообразными источниками (справочники, словари, энциклопедии, хрестоматии и т.д.); решение задач, примеров, написание изложений, сочинений, рефератов, докладов; проведение всевозможных наблюдений и т.д.

Групповая форма организации учебной работы учащихся. Главными признаками групповой работы учащихся на уроке являются:

  • класс на данном уроке делится на группы для решения конкретных учебных задач;
  • каждая группа получает определенное задание (либо одинаковое, либо дифференцированное) и выполняет его сообща под непосредственным руководством лидера группы или учителя;
  • задания в группе выполняются таким способом, который позволяет учитывать и оценивать индивидуальный вклад каждого члена группы;
  • состав группы непостоянный, он подбирается с учетом того, чтобы с максимальной эффективностью для коллектива могли реализоваться учебные возможности каждого члена группы.

Величина групп различна. Она колеблется в пределах 3-6 человек. Состав группы непостоянный. Он меняется в зависимости от содержания и характера предстоящей работы. При этом не менее половины его должны составлять ученики, способные успешно заниматься самостоятельной работой.

Особенности работы обучающихся на семинарских занятиях

Семинар предназначен для углубленного изучения предмета, овладение методологией, применительно к особенностям изучаемой отрасли науки. на семинарах студенты закрепляют знания, полученные на лекциях или из книг, в процессе их пересказа или обсуждения.

Цели семинара:

-углубление и закрепление знаний, превращение их в убеждения;

- проверка знаний;

- привитие умений и навыков самостоятельной работы с книгой;

-развитие культуры речи, формирование умения аргументировано отстаивать свою точку зрения, отвечая на вопросы слушателей;

- умение слушать других, задавать вопросы.

Функции - стимулирование интеллектуальной деятельности.

Виды семинарских занятий:

  • вопросно-ответный;
  • развернутая беседа на основе заранее врученного плана семинарского занятия;
  • устные доклады с последующим обсуждением их;
  • теоретическая конференция в группе;
  • комментированное чтение первоисточников;
  • решение задач и упражнений на самостоятельность мышления;
  • семинар-экскурсия;
  • контрольная (письменная) работа по отдельным вопросам (темам) с последующим обсуждением.

Семинарское занятие - это организационная форма обучения, регламентированная по времени (урок) и составу (учебная группа), целью которой является закрепление полученных на лекции, усвоенных в ходе самостоятельной работы профессиональных знаний и умений.

Согласно методике проведения семинарских занятий этот процесс включает три этапа: подготовка к семинарским занятиям, проведение занятия и его психологический анализ. На подготовительном этапе преподаватель дает учащимся тему и вопросы семинарского занятия, указывает литературу для самостоятельной работы.

Во время проведения занятий педагог организует познавательную активность учащихся, стимулирует их.

На завершающем этапе необходимо проанализировать семинарское занятие с позиций его успешности.

Особенности работы обучающихся на лабораторных работах и практических занятиях

Лабораторная работа - это важный элемент учебного процесса, самостоятельная работа обучающихся.

Лабораторные занятия проводятся в виде опытов, лабораторных работ, практикумов и другим оборудованием разного типа. Они проводятся в специально оборудованных лабораториях, с применением новейшей техники и измерительной аппаратуры.

Целью лабораторных занятий является экспериментальное подтверждение и проверка существенных теоретических положений обучающегося (таблица 1).

Практическое занятие - это форма организации учебного процесса, предполагающая выполнение обучающимися по заданию и под руководством преподавателя одной или нескольких практических работ. 

Цель практических работ - формирование профессиональных умений, а также практических умений, необходимых для изучения последующих учебных дисциплин (таблица 1).

Особенно важны практические занятия при изучении специальных дисциплин, содержание которых направлено на формирование профессиональных умений. В ходе практических работ студенты овладевают умениями пользоваться измерительными приборами, аппаратурой, инструментами, работать с нормативными документами и инструктивными материалами, справочниками, составлять техническую документацию; выполнять чертежи, схемы, таблицы, решать разного рода задачи, делать вычисления, определять характеристики различных веществ, объектов, явлений.

Таблица 1.

Характеристика лабораторных и практических занятий

Лабораторные занятия

Практические занятия

- экспериментальная проверка формул, методик расчета

- решение разного рода задач (анализ производственных ситуаций, решение ситуационных производственных задач, выполнение профессиональных функций в деловых играх и т.п.)

- установление и подтверждение закономерностей

- выполнение вычислений, расчетов, чертежей

- ознакомление с методиками проведения экспериментов

- работа с измерительными приборами, оборудованием, аппаратурой

- установление свойств веществ, их качественных и количественных характеристик

- работа с нормативными материалами, справочниками

- наблюдение развития явлений, процессов и др.

- составление проектной, плановой и другой технической и специальной документации

Лабораторные и практические работы всегда выполняются в три основных этапа.

  1. Вводная часть (входной контроль подготовки студента, входной инструктаж).
  2. Основная часть (проведением студентом лабораторной или практической работы, текущий инструктаж).
  3. Заключительная часть (оформление отчета о выполнении задания, заключительный инструктаж).

Вопросы и задания

1. Какие есть качества человеческого интеллекта?

2. Что такое интеллект?

3. Сколько видов интеллекта существует?

4. Что такое интеллектуальный труд?

5. Какие вы знаете виды аудиторных занятий?

6. Назовите форма организации учебной деятельности учащихся на уроке.

7. Что такое семинар?

8. Перечислите виды семинаров.

9. Назовите этапы проведения семинарского занятия.

10. Заполнить таблицу «Характеристика лабораторных и практических занятий»

Лабораторная работа

Практическое занятие

Определение

Цель

Особенность

11. Перечислите этапы проведения лабораторных работ и практических занятий.

Методические указания

для выполнения практического занятия №4

НАИМЕНОВАНИЕ РАБОТЫ: Приемы активизации самостоятельной работы работы студентов

Цель занятия:  изучитьразнообразные виды индивидуальной деятельности обучающихся на занятиях по выполнению различных заданий

Обучающий компонент: ознакомиться с комплексом условий обучения, организуемых преподавателем и направленных на самообучение

Развивающий компонент: развитие мышления, необходимого для полноценного функционирования в современном обществе, памяти, познавательной активности; коммуникативных навыков; развитие интереса и формирование положительной мотивации к изучаемой дисциплине; развитие навыков сравнительного и логического мышления; формирование умения применять полученные знания в различных производственных ситуациях.

Воспитывающий компонент: формирование у учащихся основ научного мировоззрения, убеждений, высоких нравственных качеств, готовности к социальному общению; воспитание уважительного отношения к учебной дисциплине; формирование самостоятельности и навыков самоконтроля.

Норма времени: 90 мин

Оснащение рабочего места: методические указания к ПЗ

Литература: Воронцов Г.А. Основы технологии интеллектуального труда студентов. –Ростов н/Д: РГПУ, 2014.

Интернет-источники:

https://noskolagrokol.ru/svedenija-ob-obrazovatelnoj-organizacii/osnovnye-svedenija/

https://noskolagrokol.ru/svedenija-ob-obrazovatelnoj-organizacii/dokumenty/

Прогнозируемый результат: по итогам урока обучающиеся должны освоить следующие общие компетенции:

ОК 1,2,9

Содержание и методика проведения занятия

Работа с текстами

Самостоятельная работа обучающихся - это разнообразные виды индивидуальной деятельности обучающихся на занятиях по выполнению различных заданий под руководством преподавателя, но без его непосредственного участия в специально отведенное для этого время.

Самостоятельная работа представляет собой комплекс условий обучения, организуемых преподавателем и направленных на самообучение. Учебная деятельность протекает без непосредственного участия преподавателя, но он обязательно контролирует ее результат, по возможности — процесс, корректирует его.

Чтение - одно из лучших и наиболее эффективных средств получения нужной вам информации. Вариант чтения зависит от целей и условий этого процесса, от сложности содержания читаемого текста, трудности языка автора, заинтересованности читающего в получении результата, его индивидуальных особенностей и техники чтения.

Чтение - одно из лучших и наиболее эффективных средств получения нужной информации. Развитие информационных технологий связано с необходимостью получать актуальные информационные материалы из различных источников, систематизировать их, определяя ценность знаний, объем которых постоянно возрастает.

Решив зафиксировать содержание какого-либо текста, следует выбирать тип письменной фиксации - выписки, тезисы, реферат, аннотацию.

1. Выписки. Умение делать выписки - основа работы над любой книгой. Выписки могут быть сделаны из конкретной части текста, содержать сокращения или обходиться без них. Выписки делают из «чужих» книг, статей, текстов и из собственных, ранее созданных текстов, при подготовке к устному выступлению для этой цели используют письменные материалы, данные эксперимента и т.д.

2. Тезисы в записи - это положения, вбирающие в себя сущность значительной части текста, то, что доказывает или опровергает автор, то, в чем он стремится добиться большей убедительности (определенная форма вывода, к которому он приходит). Тезис - это доказываемое или опровергаемое положение, обобщающее содержание источника информации.

3. Реферат — краткая, «обогащенная» запись идей, содержащихся в одном или нескольких первоисточниках. Лаконичное изложение в реферате мыслей автора первоисточника не допускает описания собственной позиции автора реферата по рассматриваемому вопросу. Он может лишь выразить согласие или несогласие с положениями первоисточника, обобщить их в резюме, разъяснить отдельные использованные в первоисточнике термины.

4. Аннотация - крайне сжатый справочный текст, включающий основные данные о книге. Аннотация, при некоторой схожести с рефератом, значительно отличается от него. Назначение реферата — замена подлинника кратким и обобщающим его вариантом, тем не менее достаточно полно отражающим его содержание.

Аннотация сообщает о наличии некоторых сведений, информативного материала из конкретной области знаний и в то же время дает краткую оценку этого материала, объясняя, кому и для чего он может быть полезен.

Выполнение чертежей, таблиц

Чертёж - это рисунок, изображающий предметы в определённом масштабе и в определённой проекции на носителе информации и изготовленный с применением чертёжных инструментов.

Таблица- особая форма передачи содержания, которую отличает от текста организация слов и чисел в колонки (графы) и горизонтальные строки таким образом, что каждый элемент является одновременно составной частью и строки, и колонки.

Между заголовком колонки, заголовком строки и их общим элементом устанавливается бессловесная, графическая смысловая связь, понимаема я читателем без перевода в словесную форму.

Выполнение расчётно-графических работ

Расчетно-графическая работа– это самостоятельное исследование студента. Выполняя расчетно-графическую работу студент совершенствует знания и умения, полученные в процессе изучения дисциплины, а именно: определять цель, выделять задачи, формулировать проблемы и находить способы их решения. Работая над расчетно-графической работой студент получает умения и навыки, которые будут полезными в будущем – при выполнении более сложных задач.

Целью написания расчетно-графической работы является:

  • систематизация, закрепление и расширение теоретических знаний и практических умений студента;
  • приобретение опыта работы с литературой и другими источниками информации, умение обобщать и анализировать научную информацию, вырабатывать собственное отношение к проблеме;
  • развитие навыков овладения специализированным программным обеспечением;
  • проведение глубокого анализа результатов собственных исследований и формирование содержательных выводов относительно качества полученных результатов.

Расчетно-графическая работа выполняется в два этапа в соответствии со структурой дисциплины.

Этап выполнения расчетно-графической работы:

  • выбор темы,
  • определение актуальности и цели работы,
  • подбор литературы и источников информации согласно избранной теме,
  • сбор данных, необходимых для раскрытия избранной темы,
  • систематизацию и структурирование данных,
  • оформление результата выполнения.
  • выбор метода обработки информации.
  • обработку информации.
  • получение результатов.
  • формулирование выводов.
  • оформление отчета.
  • подготовка к публичной защите выполненной работы.

Отчет о выполнении расчетно-графической работы содержитсхемы, таблицы, чертежи, диаграммы и т.д.

Подготовка к контрольной работе, к зачету, к экзамену

Экзамен, контрольная работа, зачет - эти слова знакомы каждому из нас! Сразу же вспоминаются ночи без сна, волнение в момент сдачи, нежелание готовиться, разбитое состояние. Всегда хотелось, чтобы процедура экзамена быстрее закончилась. Но жизнь идет своим чередом и экзамен всего, лишь одно из препятствий которое необходимо преодолеть.

Экзамены и зачеты является итогом самостоятельной работы студента в течение семестра или учебного года. Чтобы успешно сдать экзамены и зачеты, необходимо систематически и упорно работать над усвоением материала по каждой учебной дисциплины в течение всего семестра.

Нельзя ограничиваться только конспектами лекций, следует проработать нужные учебные пособия, рекомендованную литературу.

Правила, которые помогут легче запомнить материал:

  • Проговаривай материал вслух! Это поможет тебе его лучше запомнить!
  • Старайся конспектировать материал, схематизировать – тогда тебе легче будет вспомнить логику рассуждения. (Шпаргалки в этом тебе могут очень помочь, ведь писать шпаргалки никто не запрещал.)
  • Можно совмещать аудио уроки или устное повторение с двигательной активностью (уборкой, зарядкой, рисованием).
  • Материал, который ты осмыслил, намного легче запоминается
  • Интересный материал запоминается легче.
  • Материал легче запомниться, если мы поставили себе цель его запомнить надолго.
  • Информация лучше запоминается и воспроизводится, если соотнести ее с другими одновременными впечатлениями Контекст, в котором происходит какое-то событие (содержится информация) иногда лучше запоминается, чем само событие, а так похожая информация сохраняется в памяти рядом, то ассоциации, которые возникают в контексте, помогут вспомнить необходимое.
  • Закон объема знаний: чем больше знаний по определенной теме, тем лучше запоминается новое.
  • Закон торможения: любое дальнейшее запоминания тормозит предыдущее. Исходя из этого, не следует пытаться запомнить материал подобный, близок к тому, который недавно изучался. Например, запоминать материал по физике после математики, по литературе после истории. Для того, чтобы любая информация лучше запомнилась, она должна "отстояться".
  • Закон края: лучше запоминается то, что стоит (написано) в начале или конце информационного ряда, хуже - то, что внутри ряда
  • Для того, чтобы лучше и надолго что-то запомнить, необходимо использовать не менее пяти повторений: первое повторение необходимо сделать сразу же после запоминания, второе - через 20-ЗО минут, третье есть - через 8-9 часов, четвертое - через сутки (24 часа), пятое - через 2-3 недели.
  • Для того чтобы лучше запомнить можно использовать приемы запоминания, они заключаются либо в том, чтобы привнести логические связи в материал который запоминается либо, выявить логику в той информации, которая рассматривается.
  • «Гимнастика для мозга» представляет собой простые физические упражнения, которые помогают обучающимся улучшить межполушарные связи, координацию движений, снять эмоциональное напряжение, уменьшить негативные эмоции, восстановить силы. 

Решение ситуационных производственных (профессиональных) задач

Этот метод используется для формирования у учащихся профессиональных умений. Основным дидактическим материалом служит ситуационная задача, которая включает в себя условия (описание ситуации и исходные количественные данные) и вопрос (задание), поставленный перед учащимися.

Ситуационная задача должна содержать все необходимые данные для ее решения, а в случае их отсутствия - условия, из которых можно извлечь эти данные.

Учащиеся, как правило, получают для решения так называемые типовые задачи, т.е. характерные для отрасли, производства, где будет работать специалист, соответствующие его трудовым функциям.

Типовые производственные задачи создаются на основе анализа профессиональных функций специалистов, они сложны, комплексны. Этим типовым задачам и должны соответствовать ситуационные учебно-производственные задачи.

Выполнение комплексной учебно-производственной задачи при изучении ряда учебных дисциплин вносит следующие важные элементы в учебный процесс:

- обеспечивает последовательный переход от овладения профессиональными знаниями к самостоятельному исполнению профессиональных функций;

- позволяет преподавателю осуществлять обратную связь не только на уровне знаний, но и на уровне умений;

- дает возможность учащимся реально понять межпредметные связи, и их значение в профессиональной деятельности.

При обучении решению ситуационных производственных задач преподаватель направляет внимание учащихся на последовательность выполнения действий:

- анализ описанной производственной ситуации;

- выявление способов, которые могут быть использованы при решении задачи;

- вычленение необходимых данных для решения задачи, установление их достаточности;

- выполнение действий, обусловленных вопросом (заданием).

Преимущество деловых игр состоит в том, что взяв на себя ту или иную роль, участники игры вступают во взаимоотношения друг с другом, причем интересы их могут не совпадать. В результате создается конфликтная ситуация, сопровождающаяся естественной эмоциональной напряженностью, что создает повышенный интерес к ходу игры. Участники могут не только показать профессиональные знания и умения, но и общую эрудированность, такие черты характера, как решительность, оперативность, коммуникативность, инициативность, активность, от которых нередко зависит исход игры.

Она направлена на развитие у учащихся умений анализировать конкретные практические ситуации и принимать решения; в ходе ее развиваются творческое мышление (способность поставить проблему, оценить ситуацию, выдвинуть возможные варианты разрешения и, проанализировав эффективность каждого, выбрать наиболее оптимальный вариант) и профессиональные умения учащегося, деятельность которого в конечном счете сводится к принятию решений.

Деловая игра обязательно содержит игровую учебную задачу. Игровая задача - это то, что должен сделать играющий в ходе игры, выполнить определенную профессиональную деятельность.

Учебная задача - это та цель, которую ставит преподаватель (составитель, разработчик игры), т. е. овладение знаниями, умениями.

Деловая игра эффективна тогда, когда в ней успешно решаются учебные задачи. Форма игры, игровой задачи привлекает учащихся, создает у них интерес к выполнению задания, побуждает к активному применению знаний, вовлекает в коллективные взаимоотношения.

В условиях учебных заведений, готовящих квалифицированных рабочих, важным критерием прочности знаний является умение правильно и уверенно применять их при выполнении учебно-производственных заданий, которое выражается в правильном применении знаний для решения различных производственно-технических задач. Умение систематизировать и обобщать, т.е. умение в частном найти общее и в общем частное, является важным качественным показателем системы знаний, умений и навыков, получаемых учащимися в центре. Формирование знаний, умений и навыков, отвечающих этим критериям, во многом способствуют правильно организовать упражнения.

Организация самостоятельной работы во время прохождения практик

Практика как элемент учебного процесса проводится с целью закрепления и расширения знаний, полученных учащимися в центре; приобретения необходимых практических навыков работы по профессии в условиях производства; овладения передовыми методами технологии и труда.

Практика способствует развитию самостоятельной работы учащихся. В процессе прохождения практики, учащиеся учатся самостоятельно отбирать и систематизировать информацию в рамках поставленных перед ними задач; применять полученные знания на практике; изучать технологию и оборудование, используемые в рамках конкретного производства; развивать навыки работы в коллективе; осуществлять самоконтроль.

Перед началом практики студент должен:

- явиться в назначенное время на общее организационное собрание, которое проводится перед началом практики мастером учебной группы;

- получить у руководителя практики направление в организацию, где планируется прохождение им практики, в котором указываются все реквизиты этой организации и Ф.И.О. руководителя практики;

В период подготовки к практике и ее прохождения студент, уяснив цели и задачи практики:

- изучает предусмотренные программой практики нормативно- правовые акты;

- по прибытии на место практики составляет индивидуальный план прохождения практики;

- строго соблюдает правила охраны труда и техники безопасности;

- поддерживает в установленные дни контакты с руководителем практики от центра, а в случае возникновения непредвиденных обстоятельств или неясностей сообщает о них незамедлительно;

- участвует в подготовке и осуществлении плановых мероприятий, предусмотренных программой практики;

- выполняет задания руководителя практики,

- участвует в культурных и иных общественных мероприятиях коллектива;

- соблюдает распорядок дня и режим работы, установленные в подразделении;

- после окончания практики на основе данных, отраженных в дневнике, составляет отчет о проделанной работе и представляет его преподавателю – руководителю для подведения итогов практики;

Реферат

Реферат – это доклад на выбранную автором тему, либо освещение содержания какой-либо статьи, книги, научной работы или иного научного труда. То есть, это авторское исследование, которое раскрывает суть заданной темы, отражает и приводит различные мнения об исследуемом вопросе или проблеме и представляет точку зрения автора реферата.

Сообщение

Сообщение - это краткое изложение, при этом в ёмкой форме, передающее ясную и чёткую суть информации. Пишется в форме краткого доклада и не имеет излишних художественных оборотов и словосочетаний. Основная задача сообщения донести определенную информацию не выходя из рамок заданной темы.

Никогда данный тип сочинения не бывает громоздким. В отличие от классических сочинений, такой текст не допускает длинных сообщений с красивыми, яркими эпитетами.

Оформляя сообщение, нужно помнить о следующем:

  • можно использовать для приложения рисунки и схемы, если они относятся к теме;
  • выделите главную информацию, и проследите, чтобы текст имел четкую тематику;
  • не используйте терминов и слов, которые вам не понятны.

При этом очень важно хорошо изучить заданную тему, прочитать учебную или методическую литературу. Желательно использовать для работы сразу несколько источников - это позволит сделать сообщение полноценным и полным.

Порядок работы:

  • изучение темы, подбор литературы;
  • тщательное изучение материалов для того, чтобы не делать элементарных ошибок;
  • выделите самое главное, что относится к заданной тематике;
  • составьте подробный поэтапный план сообщения;
  • напишите по пунктам плана сам текст.

Если тема совершенно незнакома, то, возможно, будет актуальным проконсультироваться с учителем или родителями. Если потом придется читать сообщение в классе у доски вслух, то нужно хорошо подготовиться, и постараться не просто прочитать с листа, а по памяти пересказать основную суть текста, используя активно для подчеркивания основных данных или цифр заранее выписанные на доску данные.

План сообщения обычно достаточно прост в силу природы данного типа текста:

  • вступление, где рассказывается основная мысль по теме;
  • основной текст с размышлением или официальными изученными данными;
  • заключительная часть с выводами после написания работы.

По завершении работы над сообщением нужно его перечитать, чтобы избавиться от лишних эпитетов, сложных словосочетаний и оборотов. Это как раз тот случай, когда можно писать кратко и по сути, без дополнительных описаний и красивых слов.

Доклад

Доклад - вид самостоятельной научно-исследовательской работы, где автор раскрывает суть исследуемой проблемы; приводит различные точки зрения, а также собственные взгляды на нее.

Доклад - достаточно неизученная, но довольно часто встречающаяся работа в учебных заведениях. Различают устный и письменный доклад (по содержанию близкий к реферату).

Компьютерная презентация к докладу, сообщению

Презентация — это отличный способ сделать свой доклад более понятным и интересным публике. Сейчас презентации создают в основном в программе PowerPoint, которая идет в комплекте офисных программ от Microsoft.

Вопросы и задания

Как работать с текстами?

Что такое таблица?

Что такое чертеж?

Назовите этапы расчетно-графической работы.

Правила подготовки к контрольной работе, зачету, экзамену.

Организация самостоятельной работы во время прохождения практик.

Что такое реферат?

Как правильно оформить реферат?

Что такое сообщение?

Перечислите основные требования оформления сообщения.

Что такое доклад?

Перечислите основные требования оформления доклада.

Для чего необходима компьютерная презентация?

Что такое слайд?

Методические указания

для выполнения практического занятия №5

НАИМЕНОВАНИЕ РАБОТЫ: Составление плана конспектапо заданной теме

Цель занятия:  изучитьразнообразные виды индивидуальной деятельности обучающихся на занятиях по выполнению различных заданий

Обучающий компонент: ознакомиться с комплексом условий обучения, организуемых преподавателем и направленных на самообучение

 Развивающий компонент: развитие мышления, необходимого для полноценного функционирования в современном обществе, памяти, познавательной активности; коммуникативных навыков; развитие интереса и формирование положительной мотивации к изучаемой дисциплине; развитие навыков сравнительного и логического мышления; формирование умения применять полученные знания в различных производственных ситуациях.

Воспитывающий компонент: формирование у учащихся основ научного мировоззрения, убеждений, высоких нравственных качеств, готовности к социальному общению; воспитание уважительного отношения к учебной дисциплине; формирование самостоятельности и навыков самоконтроля.

Норма времени: 90 мин

Оснащение рабочего места: методические указания к ПЗ

Литература: Воронцов Г.А. Основы технологии интеллектуального труда студентов. –Ростов н/Д: РГПУ, 2014.

Интернет-источники:

https://noskolagrokol.ru/svedenija-ob-obrazovatelnoj-organizacii/osnovnye-svedenija/

https://noskolagrokol.ru/svedenija-ob-obrazovatelnoj-organizacii/dokumenty/

Прогнозируемый результат: по итогам урока обучающиеся должны освоить следующие общие компетенции:

ОК 1,2,9

Содержание и методика проведения занятия

План – конспект

В основе такого конспекта лежит план, который нередко предлагается преподавателем как список вопросов по теме или составляется студентом самостоятельно после прочтения текста. В процессе работы каждый пункт «обрастает» важными подробностями, превращаясь в связный текст.

Основные этапы составления плана-конспекта:

  • внимательно прочитать материал;  
  • составить план;
  • кратко, но информативно расширить каждый из пунктов;
  • подытожить прочитанное.

При составлении плана-конспекта можно использовать цветные ручки и выделительные маркеры, делать таблицы или рисовать схемы, чтобы наглядно представить взаимосвязь между основными и второстепенными понятиями, блоками информации.

Главное правило написания конспекта-плана – последовательность изложения и соблюдение логической структуры.

Между заголовками и пунктами надо оставлять достаточно свободного пространства, чтобы при необходимости можно было легко сделать пометки, добавить свежую информацию.

Схематический план

Схематический план - любая наглядная конструкция, которая состоит из элементов в виде схем, таблиц, знаков, символов, обозначений и т. д.

Этапы построения опорного конспекта:

1. Внимательно изучить учебный материал, вычленяя основные взаимосвязи и взаимозависимости смысловых частей текста.

2. Выделить главные мысли и расположить их в том порядке, в каком они представлены в тексте.

3. Выполнить черновой набросок сокращенных записей на листе бумаги.

4. Преобразовать эти записи в опорные сигналы в виде отдельных слов, определенных знаков, рисунков, графиков.

5. Объедините сигналы в блоки.

6. Особым образом выделить блоки контурами и графически отобразите связи между ними.

7. Продумать способ кодирование (использование различного шрифта, цвета и т. д.).

Требования:

1. Лаконичность. В конспекте должно быть представлено лишь самое основное в этой теме, изложенное с помощью символов, схем, формул, ассоциаций.

2. Структурность. Структура расположения блоков должна быть удобной и для запоминания, и для воспроизведения, и для проверки.

3. Смысловой акцент (рамки, отделения одного блока от другого, оригинальное расположение символов).

4. Требование унификации печатных знаков предполагает использование условных знаков, аббревиатур, используемых при изучении конкретного предмета. Это могут быть знаки-символы для обозначения ключевых или часто повторяющихся слов.

5. Все блоки должны иметь между собой логическую связь.

6. Акцентирование. Главная идея конспекта для лучшего запоминания может быть выделена рамками различных цветов, разными шрифтами, различными расположением.

7. Доступность воспроизведения. Буквенные обозначения сводятся до минимума.

8. Цветовая наглядность и образность предполагает разнообразие опорных конспектов и блоков по форме, структуре, графическому исполнению, цвету, поскольку одинаковость очень затрудняет заполнение.

Вопросы и задания

  1. Что такое конспект?
  2. Назовите виды конспектов.
  3. Как составлять конспект?
  4. Раскройте основные правила конспектирования.

Методические указания

для выполнения практического занятия №6

НАИМЕНОВАНИЕ РАБОТЫ: Требования к оформлению и защите реферата

Цель занятия : научиться составлять план реферата по заданной теме

Обучающий компонент: ознакомиться с комплексом условий обучения, организуемых преподавателем и направленных на самообучение

 Развивающий компонент: развитие мышления, необходимого для полноценного функционирования в современном обществе, памяти, познавательной активности; коммуникативных навыков; развитие интереса и формирование положительной мотивации к изучаемой дисциплине; развитие навыков сравнительного и логического мышления; формирование умения применять полученные знания в различных производственных ситуациях.

Воспитывающий компонент: формирование у учащихся основ научного мировоззрения, убеждений, высоких нравственных качеств, готовности к социальному общению; воспитание уважительного отношения к учебной дисциплине; формирование самостоятельности и навыков самоконтроля.

Норма времени: 90 мин

Оснащение рабочего места: методические указания к ПЗ

Литература: Воронцов Г.А. Основы технологии интеллектуального труда студентов. –Ростов н/Д: РГПУ, 2014.

Интернет-источники:

https://noskolagrokol.ru/svedenija-ob-obrazovatelnoj-organizacii/osnovnye-svedenija/

https://noskolagrokol.ru/svedenija-ob-obrazovatelnoj-organizacii/dokumenty/

Прогнозируемый результат: по итогам урока обучающиеся должныосвоить следующие общие компетенции:

ОК 1,2,9

Содержание и методика проведения занятия

Реферат

Реферат – это доклад на выбранную автором тему, либо освещение содержания какой-либо статьи, книги, научной работы или иного научного труда. То есть, это авторское исследование, которое раскрывает суть заданной темы, отражает и приводит различные мнения об исследуемом вопросе или проблеме и представляет точку зрения автора реферата.

Как правильно оформить реферат?

  1. Используйтешрифт Times New Roman.
  1. Традиционно используется кегль 14-й.
  1. Межстрочный интервал – полуторный.
  1. Ориентация листа – книжная.
  1. Поля: 1,5 см для верхнего, 1 см для нижнего, 1 см для правого и 3 см для левого.
  2. Листы форма А4, плотность – стандартная для распечатки принтером, цвет белый.
  1. Текст печатается только на одной стороне листа. Оборотная должна остаться чистой.
  1. Нумерация (арабскими цифрами) проставляется с третьего листа (с введения). 1-й и 2-й листы (титульный и содержание), не нумеруются, но учитываются в подсчёте. Проще говоря, на первых двух листах внизу цифр нет, на листе с введение – уже ставится «3». Приложения не нумеруются.
  2. Титульный лист состоит из следующих частей:
  • Шапка с полным наименованием учебного заведения.
  • Надпись «РЕФЕРАТ» с названием работы.
  • Данные об авторе.
  • Заключительный блок с информацией о городе, в котором находится учебное заведение, и годе написания работы.
  1. Содержание располагается на 2-м листе и включает в себя наименования всех частей (введения, глав и параграфов основной части, заключения, списка литературы, приложений).
  1. Начинает работу введение.
  2. Основная часть реферата делится (за редкими исключениями) на главы. Иногда внутри глав выделяются параграфы (или пункты).
  1. Главы начинаются с нового листа.
  1. Заключение также начинается на отдельном листе.
  2. Список литературы оформляется на отдельном листе, выстраивается по алфавиту.
  3.  Приложение завершает работу.
  4. Листы готового реферата скрепляются спиралью или же пробиваются дыроколом и вкладываются в папку с прозрачным верхним листом.


Методические указания

для выполнения практического занятия №7

НАИМЕНОВАНИЕ РАБОТЫ: Поиск необходимой литературы

Цель занятия : научиться основам библиографии и книжного поиска, в том числе работы с электронными ресурсами

Обучающий компонент: ознакомиться с основными сайтами для работы обучающихся

Развивающий компонент: развитие мышления, необходимого для полноценного функционирования в современном обществе, памяти, познавательной активности; коммуникативных навыков; развитие интереса и формирование положительной мотивации к изучаемой дисциплине; развитие навыков сравнительного и логического мышления; формирование умения применять полученные знания в различных производственных ситуациях.

Воспитывающий компонент: формирование у учащихся основ научного мировоззрения, убеждений, высоких нравственных качеств, готовности к социальному общению; воспитание уважительного отношения к учебной дисциплине; формирование самостоятельности и навыков самоконтроля.

Норма времени: 90 мин

Оснащение рабочего места: методические указания к ПЗ

Литература: Воронцов Г.А. Основы технологии интеллектуального труда студентов. –Ростов н/Д: РГПУ, 2014.

Интернет-источники:

https://noskolagrokol.ru/svedenija-ob-obrazovatelnoj-organizacii/osnovnye-svedenija/

https://noskolagrokol.ru/svedenija-ob-obrazovatelnoj-organizacii/dokumenty/

Прогнозируемый результат: по итогам урока обучающиеся должныосвоить следующие общие компетенции:

ОК 1,2,9

Содержание и методика проведения занятия

Способы работы в информационной среде библиотеки

Во время учёбы при выполнении домашних заданий нам часто приходится искать какие-либо сведения о чём-либо. Помочь нам в поисках может библиотека.

Библиотека — учреждение, собирающее и хранящее книги, журналы и другие издания для общественного пользования.

Но так как в библиотеке книг много, то разыскивать их нужно с помощью каталогов.

Каталог – это некий список (перечень) информации о книгах, составленный с целью облегчения поиска книг по какому-то признаку. Каталог сообщает читателям о том, какие книги находятся в библиотеке. Каталог может быть представлен в виде набора карточек, а может быть занесен в компьютер, такой каталог называют – электронный. На карточке каталога даны сведения о книге (автор, название, тема, год издания и др.) и о том, как её найти в библиотеке (индекс или шифр хранения).

Каталоги бывают разные. Алфавитный каталог – карточный каталог, где карточки расположены по алфавиту авторов книг. Предметный – карточный каталог, где карточки расположены по главному предмету рассмотрения (о чём, по какой теме данная книга). Систематический – карточный каталог, где карточки объединены по областям деятельности (математика, история, культура и т.д.).

Поиск информации по конкретным вопросам, которые можно объединить в 5 групп предполагает использование справочных изданий:

  1. Словарные (требуется установить значение слов, их правописание, происхождение, перевод иностранных слов);
  2. Географические (обычно требуется установить местонахождение географических объектов);
  3. Хронологические (требуется установить даты исторических событий);
  4. Требующие количественные и качественные характеристики предметов и явлений;
  5. Требующие подобрать фрагменты текстов (цитаты, пословицы, поговорки).

К справочным изданиям относятся – словари, справочники, энциклопедии.

Словарь - книга, информация в которой расположена в небольших статьях, объединённых по названию или тематике. Различают энциклопедические и лингвистические словари.

Объект описания лингвистических (языковых) словарей — языковые единицы (слова, словоформы, морфемы). В таком словаре слово (словоформа, морфема) может быть охарактеризовано с разных сторон, в зависимости от целей, объёма и задач словаря: со стороны смыслового содержания, словообразования, орфографии, орфоэпии, правильности употребления.

Энциклопедические словари содержат сведения о научных понятиях, терминах, исторических событиях, персоналиях, географии и т. п. В энциклопедическом словаре нет грамматических сведений о слове, а даётся информация о предмете, обозначаемом словом.

Справочник - издание практического назначения, с кратким изложением сведений в упорядоченной форме, заглавия в них упорядочены по определённому принципу. Справочники относятся к одной науке или одному виду деятельности и содержат основные сведения об этой науке в краткой форме. Для удобства пользования справочниками в их конце помещают указатели. В них по алфавиту размещены слова, встречающиеся в справочнике (предметный или алфавитный указатель), деятели науки, о ком упоминается в справочнике (именной или авторский указатель).

Энциклопедия- сборник научных сведений и справок на различные темы, предназначенный для широкого круга читателей. Цель энциклопедии — собрать знания, рассеянные по свету, привести их в систему, понятную для людей. Способ организации энциклопедии важен для удобства её использования в качестве справочной литературы.

Новые возможности для организации энциклопедии создают электронные устройства, позволяющие, например, проводить поиск по ключевым словам. Многие энциклопедии и справочники можно встретить на компьютерных дисках.

Для успешного поиска необходимо знание назначения, содержания и структуры разных справочных изданий, их вспомогательного аппарата. К вспомогательному аппарату книги относят – указатели (списки) терминов (слов) в алфавитном порядке, с указанием на какой странице про него написано.

Многие библиотеки имеют кроме карточных каталогов, каталоги электронные, поиск в которых ведётся по компьютеру. В этом случае лучше обращаться за помощью к библиотекарю. Уже сейчас многие библиотеки имеют свои сайты в Интернете, где представлены их электронные каталоги.

Поиск информации является одной из наиболее распространенных и одновременно наиболее сложных задач, с которыми приходится сталкиваться любому школьнику. Нужно учиться самостоятельному поиску информации, как в конкретной книге, так и в библиотеке, а возможно, и в Интернете.

Электронные источники информации

Развитие электронных технологий создания, хранения и доставки документов обусловили появление компактных оптических дисков, глобальных информационных сетей и других электронных источников информации.

В зависимости от режима доступа электронные источники информации можно разделить на источники локального доступа (с информацией, зафиксированной на отдельном физическом носителе, который должен быть помещен пользователем в компьютер) и источники удаленного доступа (с информацией на винчестере либо других запоминающих устройствах или размещенной в информационных сетях, в Интернете). Материалы, содержащиеся в электронных источниках локального и удаленного доступа, считаются опубликованными. Коллекция электронных источников создается в соответствии с Гражданским кодексом РФ (ч. 4) и Федеральными Законами РФ «О библиотечном деле», «Об информации, информационных технологиях и защите информации».

В настоящее время из существующих видов электронных источников можно выделить следующие: электронные версии периодических журналов и газет, электронные книги, компьютерные конференции, базы данных на КОД, глобальные информационные сети, электронные библиотеки, электронные СМИ (телевидение, радио).

Электронные версии периодических журналов и газет. Издательский процесс в настоящее время в большинстве случаев включает в себя использование программного обеспечения для обработки текстов, издательские системы, которые позволяют подготавливать рукописи статей в машиночитаемой форме, что значительно сокращает количество ошибок и делает процесс полиграфического издания более быстрым. Это дает возможность потребителю работать с периодической информацией, еще не вышедшей в тираж, и поэтому отсутствующей в библиотеке. Примером могут служит электронные версии газет и журналов, новостные ленты, изменения и комментарии законодательных актов и т.д.

Электронные книги. Несмотря на неудобство чтения книг с экрана компьютера, электронные книги становятся все более привычным делом, особенно если доступ к ним возможен с рабочего места пользователя, а также этот вид изданий неоценим если требуется найти какую-нибудь цитату или провести анализ текста.

Компьютерные конференции. Это вид электронных коммуникаций и, соответственно, источник информации, который дает возможность не только пользоваться информационными материалами, как предварительно отобранными по определенной тематике, так и предоставленными для отбора самим потребителям на местах, но также принимать непосредственное участие в информационном обмене - участвовать в дискуссиях, помещать сведения о себе, своих научных трудах и т.д.

Базы данных на КОД. Самым многочисленным видом электронных источников информации являются базы данных. Появление в последние годы компакт-дисков, которые могут хранить на едином носителе текстовую, графическую иллюстративную и звуковые информации, и резкое увеличение количества абонентов, проявляющих интерес именно к этому виду электронного носителя, позволяют предполагать, что в ближайшее время компактные оптические диски (КОД) останутся наиболее важным источником информации. Научная информация на КОД представлена в большинстве случаев библиографическими, реферативными и полнотекстовыми базами данных, содержащими информацию из периодических и непериодических изданий. Наличие тезаурусов, словарей и большого количества поисковых полей дает возможность в кратчайшие сроки и с минимальными усилиями обнаруживать необходимую информацию и многое другое.

Электронная библиотека – цифровая библиотека, вид автоматизированной информационной системы, в которой полнотекстовые и мультимедийные документы хранятся и могут использоваться в электронной форме, причем программными средствами обеспечивается единый интерфейс доступа из одной точки к электронным документам, содержащим тексты и изображения.

ГИС Интернет - глобальное информационное пространство, основанное на самых передовых технологиях, обладающее широким спектром информационных и коммуникационных ресурсов, содержащее колоссальные объемы данных. Появление Интернета принято связывать с 1969 г. Именно тогда в США начались работы по объединению в небольшие сети групп компьютеров. Это делалось с целью обеспечения сохранности информации в критических условиях. Уже в 1971 г. на основе этих разработок возникла электрическая почта. Успех этих начинаний и заложил основы Интернета в нынешнем виде. Настоящий расцвет Интернета начался в 1992 году, когда была изобретена новая служба, получившая название «Всемирная паутина» (WorldWideWeb, или WWW, или просто Web (веб)). WWW позволяет любому пользователю Интернета представлять свою информацию в мультимедийной форме, связывая ее с публикациями других авторов и предоставляя удобную систему навигации (быстрого перехода по ссылкам от одной публикации к другой).

Можно выделить три направления использования Интернета для научной работы: источник информации; средство обмена информацией; место размещения личной информации.

Из всех направлений работы наиболее быстрое и ощутимое влияние Интернет оказывает на информационно-библиографическую деятельность. Связано это с тем, что энциклопедические, справочные и библиографические источники трансформируются в электронную форму быстрее любых других видов документов. Согласно данным Интернет-статистики ГПНТБ России, спрос на электронные ресурсы в настоящее время в 5-7 раз превосходит спрос на ресурсы печатные. Это означает, что электронные ресурсы «работают» в 50-70 раз активнее, чем печатные.

В отличие от поиска документов в библиотеке или архиве, поиск в Интернете не дает в руки пользователя непосредственно сам ресурс. При таком поиске определяется только место, где ресурс физически хранится. Это место называется адресом ресурса. Пользователю сообщаются все адреса, где находятся ресурсы, которые могут представлять для него интерес. Затем пользователь сам выбирает потенциально интересные ему адреса. Адрес ресурса называется UniformResourceLocator (Унифицированный указатель ресурса). Сокращенно его называют URL-адрес.

Электронные СМИ (телевидение, радио). Телевидение – это комплекс устройств для передачи движущегося изображения и звука на расстояние. Радио - это разновидность беспроводной связи, при которой в качестве носителя сигнала используются радиоволны, свободно распространяемые в пространстве.

Существуют три основных способа поиска информации в Интернет:

Способ 1: Указание адреса страницы. Это самый быстрый способ поиска, но его можно использовать только в том случае, если точно известен адрес документа или сайта, где расположен документ.

Способ 2: Передвижение по гиперссылкам. Это наименее удобный способ, так как с его помощью можно искать документы, только близкие по смыслу текущему документу.

Способ 3: Обращение к поисковой системе. Пользуясь гипертекстовыми ссылками, можно бесконечно долго путешествовать в информационном пространстве Сети, переходя от одной web-страницы к другой, но если учесть, что в мире созданы многие миллионы web-страниц, то найти на них нужную информацию таким способом вряд ли удастся.

На помощь приходят специальные поисковые системы (их еще называют поисковыми машинами). Адреса поисковых серверов хорошо известны всем, кто работает в Интернете. В настоящее время в русскоязычной части Интернет популярны следующие поисковые серверы: Яндекс (yandex.ru), Google (google.ru) и Rambler (rambler.ru).

Вопросы и задания

1. Для чего необходима библиотека?

2. Как осуществляется поиск информации в библиотеке?

3. Что такое каталог?

4. Назовите виды каталогов.

5. Как осуществляется поиск информации по конкретным вопросам?

6. Назовите способы поиска информации в сети Интернет.

Методические указания

для выполнения практического занятия №8

НАИМЕНОВАНИЕ РАБОТЫ: Требования к оформлению письменного доклада

Цель занятия : научиться оформлению письменного доклада по заданной теме

Обучающий компонент: ознакомиться с комплексом условий обучения, организуемых преподавателем и направленных на самообучение

 Развивающий компонент: развитие мышления, необходимого для полноценного функционирования в современном обществе, памяти, познавательной активности; коммуникативных навыков; развитие интереса и формирование положительной мотивации к изучаемой дисциплине; развитие навыков сравнительного и логического мышления; формирование умения применять полученные знания в различных производственных ситуациях.

Воспитывающий компонент: формирование у учащихся основ научного мировоззрения, убеждений, высоких нравственных качеств, готовности к социальному общению; воспитание уважительного отношения к учебной дисциплине; формирование самостоятельности и навыков самоконтроля.

Норма времени: 90 мин

Оснащение рабочего места: методические указания к ПЗ

Литература: Воронцов Г.А. Основы технологии интеллектуального труда студентов. –Ростов н/Д: РГПУ, 2014.

Интернет-источники:

https://noskolagrokol.ru/svedenija-ob-obrazovatelnoj-organizacii/osnovnye-svedenija/

https://noskolagrokol.ru/svedenija-ob-obrazovatelnoj-organizacii/dokumenty/

Прогнозируемый результат: по итогам урока обучающиеся должныосвоить следующие общие компетенции:

ОК 1,2,9

Содержание и методика проведения занятия

Доклад - вид самостоятельной научно-исследовательской работы, где автор раскрывает суть исследуемой проблемы; приводит различные точки зрения, а также собственные взгляды на нее.

Доклад - достаточно неизученная, но довольно часто встречающаяся работа в учебных заведениях. Различают устный и письменный доклад (по содержанию близкий к реферату).

В докладе соединяются три качества исследователя: умение провести исследование, умение преподнести результаты слушателям и квалифицированно ответить на вопросы.

Отличительной чертой доклада является научный, академический стиль. Академический стиль - это совершенно особый способ подачи текстового материала, наиболее подходящий для написания учебных и научных работ. Данный стиль определяет следующие нормы:

- предложения могут быть длинными и сложными;

- часто употребляются слова иностранного происхождения, различные термины;

- употребляются вводные конструкции типа “по всей видимости”, “на наш взгляд”;

- авторская позиция должна быть как можно менее выражена, то есть должны отсутствовать местоимения “я”, “моя (точка зрения)”;

- в тексте могут встречаться штампы и общие слова.

Требования к оформлению письменного доклада такие же, как и при написании реферата, обязательно необходимы:

1. Титульный лист

2. Оглавление (в нем последовательно указываются названия пунктов доклада, указываются страницы, с которых начинается каждый пункт).

3. Введение (формулируется суть исследуемой проблемы, обосновывается выбор темы, определяются ее значимость и актуальность, указываются цель и задачи доклада, дается характеристика используемой литературы)

4. Основная часть (каждый раздел ее доказательно раскрывает исследуемый вопрос)

5. Заключение (подводятся итоги или делается обобщенный вывод по теме доклада);

6. Список литературы.

Можно выделить следующие этапы работы над докладом:

- Подбор и изучение основных источников по теме (как и при написании реферата, рекомендуется использовать не менее 8-10 источников).

- Составление библиографии.

- Обработка и систематизация материала. Подготовка выводов и обобщений.

- Разработка плана доклада.

- Написание.

- Публичное выступление с результатами исследования.

Общая структура такого доклада может быть следующей:

1. Формулировка темы исследования (причем она должна быть не только актуальной, но и оригинальной, интересной по содержанию).

2. Актуальность исследования (чем интересно направление исследований, в чем заключается его важность, какие ученые работали в этой области, каким вопросам в данной теме уделялось недостаточное внимание, почему учащимся выбрана именно эта тема).

3. Цель работы (в общих чертах соответствует формулировке темы исследования и может уточнять ее).

4. Задачи исследования (конкретизируют цель работы, “раскладывая” ее на составляющие).

5. Гипотеза (научно обоснованное предположение о возможных результатах исследовательской работы. Формулируются в том случае, если работа носит экспериментальный характер).

6. Методика проведения исследования (подробное описание всех действий, связанных с получением результатов).

7. Результаты исследования. Краткое изложение новой информации, которую получил исследователь в процессе наблюдения или эксперимента. При изложении результатов желательно давать четкое и немногословное истолкование новым фактам. Полезно привести основные количественные показатели и продемонстрировать их на используемых в процессе доклада графиках и диаграммах.

8. Выводы исследования. Умозаключения, сформулированные в обобщенной, конспективной форме. Они кратко характеризуют основные полученные результаты и выявленные тенденции. Выводы желательно пронумеровать: обычно их не более 4 или 5.

Продолжительность выступления обычно не превышает 10-15 минут. Поэтому при подготовке доклада из текста работы отбирается самое главное. В докладе должно быть кратко отражено основное содержание всех глав и разделов

исследовательской работы.

Вопросы и задания

Что такое доклад?

Перечислите основные требования оформления доклада.

Методические указания

для выполнения практического занятия №9

НАИМЕНОВАНИЕ РАБОТЫ: Подбор информации и подготовка компьютерной презентации

Цель занятия :научиться оформлению компьютерной презентации по заданной теме

Обучающий компонент: ознакомиться с комплексом условий обучения, организуемых преподавателем и направленных на самообучение

 Развивающий компонент: развитие мышления, необходимого для полноценного функционирования в современном обществе, памяти, познавательной активности; коммуникативных навыков; развитие интереса и формирование положительной мотивации к изучаемой дисциплине; развитие навыков сравнительного и логического мышления; формирование умения применять полученные знания в различных производственных ситуациях.

Воспитывающий компонент: формирование у учащихся основ научного мировоззрения, убеждений, высоких нравственных качеств, готовности к социальному общению; воспитание уважительного отношения к учебной дисциплине; формирование самостоятельности и навыков самоконтроля.

Норма времени: 90 мин

Оснащение рабочего места: методические указания к ПЗ

Литература: Воронцов Г.А. Основы технологии интеллектуального труда студентов. –Ростов н/Д: РГПУ, 2014.

Интернет-источники:

https://noskolagrokol.ru/svedenija-ob-obrazovatelnoj-organizacii/osnovnye-svedenija/

https://noskolagrokol.ru/svedenija-ob-obrazovatelnoj-organizacii/dokumenty/

Прогнозируемый результат: по итогам урока обучающиеся должныосвоить следующие общие компетенции:

ОК 1,2,9

Содержание и методика проведения занятия

Компьютерная презентация к докладу, сообщению

Презентация — это отличный способ сделать свой доклад более понятным и интересным публике. Сейчас презентации создают в основном в программе PowerPoint, которая идет в комплекте офисных программ от Microsoft.

Шаг 1. Запускаем PowerPoint.

Для того чтобы начать создание презентации, достаточно просто запустить программу PowerPoint. Это можно сделать с помощью ярлыка на рабочем столе.

Запуск PowerPoint

Если же на вашем рабочем столе нет ярлыка PowerPoint, то вы можете запустить эту программу с помощью поиска в меню «Пуск». Для этого откройте меню «Пуск» и введите в поиск «PowerPoint».

Шаг № 2. Выбираем дизайн будущей презентации.

После того, как PowerPoint запущен можно сразу приступать к созданию презентации. Лучше всего начать с дизайна, для этого перейдите на вкладку «Дизайн». На этой вкладке вы увидите большой список готовых дизайнов презентации. Выберите один из доступных вариантов.

Выбор дизайна

Справа от списка готовых дизайнов, есть кнопки «Цвета», «Шрифты», «Эффекты» и «Стили фона». С помощью этих кнопок можно подогнать выбранный дизайн под ваши требования. Вы можете изменить цвет и шрифт текста, цвет фона презентации, а также добавить дополнительные эффекты.

кнопки Цвета, Шрифты

Если готовых дизайнов вам недостаточно, то вы можете поискать в интернете другие шаблоны для презентаций PowerPoint.

Шаг № 3. Создание слайдов.

После выбора дизайна, можно начинать создавать слайды будущей презентации. Делается это при помощи кнопки «Создать слайд», которая находится на вкладке «Главная». Нажмите на стрелку вниз, под кнопкой «Создать слайд», так чтобы открылось меню с доступными слайдами.

Создание слайдов

В открывшемся меню вы увидите слайды нескольких типов. Это «Титульный слайд, слайд «Заголовок и объект», слайд «Заголовок раздела», слайд «Два объекта» и т.д. Выберите подходящий вам тип слайда и кликните по нему мышкой. Для примера мы создадим слайд «Заголовок и объект». В результате появится новый слайд с заголовком в верхней части слайда и пустым полем внизу.

Шаг № 4. Заполнение созданных слайдов.

После создания слайда его можно заполнить информацией. Для начала можно изменить заголовок слайда, для этого кликаем два раза мышкой по надписи «Заголовок слайда» и вводим другой текст.

ввод заголовка слайда

После того, как заголовок введен, можно заполнять пустое поле под заголовком. Если под заголовком должен быть текст, то просто кликаем по пустому полю и вводим нужный текст.

ввод текста под заголовком

Если же под заголовком должна быть какая-то другая информация, например, видео или картинка, то для этого нужно воспользоваться кнопками, которые находится посередине этого поля. Здесь доступно шесть кнопок для вставки таблиц, диаграмм, рисунков SmartArt, фотографий, картинок из библиотеки PowerPoint и видео.

кнопки под заголовком слайда

При создании презентаций в PowerPoint чаще всего вставляют фотографии, поэтому рассмотрим именно этот вариант. Для того чтобы вставить фотографию из файла нужно нажать на кнопку с изображением фотографии. После этого появится окно для выбора фотографии. Выбираем нужную фотографию и нажимаем на кнопку «Вставить».

выбор фотографии

После этого выбранная вами фотография появится под заголовком слайда.

слайд с фотографией

Таким образом вы создали презентацию PowerPoint из одного слайда. Для того чтобы добавить еще один слайд вернитесь на вкладку «Главная», снова нажмите на кнопку «Создать слайд» и добавьте в презентацию еще один слайд. После этого можно будет заполнить информацией еще один слайд. Повторяйте эту процедуру пока презентация не будет готова.

Шаг № 5. Предварительный просмотр презентации.

Для того чтобы оценить созданную презентацию перейдите на вкладку «Показ слайдов» и нажмите там на кнопку «С начала». После этого презентация откроется на весь экран, и вы сможете увидеть, как это будет выглядит в законченном виде.

кнопка С начала

Также можно нажать на кнопку «С текущего слайда». В этом случае воспроизведение презентации начнется не с начала, а с того кадра, на котором вы остановились при работе с презентацией.

Шаг № 6. Сохранение презентации.

После того как презентация создана, ее нужно сохранить. Для этого нужно открыть меню «Файл» и выбрать вариант «Сохранить как».

меню Файл - Сохранить как

В результате откроется окно для сохранения файла. В этом окне нужно выбрать папку и нажать на кнопку «Сохранить». Таким образом вы получите файл презентации PowerPoint в формате PPTX, который потом можно будет открыть и продолжить создание презентации.

сохранение презентации

Если ваша презентация уже готова к показу, то ее нужно дополнительно сохранить в другом формате. Для этого нужно точно также использовать меню «Файл – Сохранить как», но перед сохранением изменить формат на «Демонстрация PowerPoint».

сохранение презентации в PPSX

Компьютерная презентация - это набор слайдов, посредством которого осуществляется визуальное сопровождение устного или письменного доклада. Это позволяет улучшить восприятие информации посредством представления ключевых моментов. Демонстрация презентации может проводиться на общем экране, помощи проектора или же на индивидуальных компьютерных устройствах.

Презентации могут быть слайдовыми или потоковыми. Вторые представляют собой непрерывный видеоряд, который транслируется по ходу доклада. Что касается слайдовых презентаций, то они могут иметь четкий сценарий с автоматической сменой, а могут быть интерактивными. Это значит, что докладчик самостоятельно ищет информацию и регулирует смену кадров на экране.

Слайд - это основной элемент презентации. Он содержит такую информацию, как заголовки, колонтитулы, текстовые фрагменты, рисунки, таблицы и прочую информацию. Для того чтобы информация воспринималась наилучшим образом, к слайдам выдвигают ряд требований. Так, не рекомендуется размещать более трех объектов, а строк текста должно быть максимум 8. Лучше использовать холодные оттенки фона, поскольку они не так раздражающе действуют на глаза.

Прежде чем приступить к созданию презентации, для начала нужно наметить структуру слайдов, а также концепцию, которая будет объединять их. Также стоит составить предварительный сценарий, по которому кадры будут сменять друг друга. Теперь необходимо добавить в презентационный файл все необходимые элементы, после чего внести соответствующие коррективы. Запустите показ слайдов, чтобы убедиться в их правильной последовательности.

При разработке презентации важно ответить на ряд вопросов. Оформление во многом будет зависеть не только от цели и тематики презентации, но и от аудитории, которой зачитывается доклад. Старайтесь выделять именно ключевые факторы и суть идеи, не перегружая слайды лишней и второстепенной информацией.

Вопросы и задания

Для чего необходима компьютерная презентация?

Что такое слайд?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЕ ПО ПРАКТИЧЕСКИМ ЗАНЯТИЯМ ПО ТЕМАМ 2.4. – 2.7. МДК.02.02. «УЧЕТ СТРАХОВЫХ ДОГОВОРОВ И АНАЛИЗ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ПРОДАЖ (ПО ОТРАСЛЯМ)» ПМ. 02 «СОПРОВОЖДЕНИЕ ДОГОВОРОВ СТРАХОВАНИЯ (ОПРЕДЕЛЕНИЕ ФРАНШИЗЫ, СТРАХОВОЙ СТОИМОСТИ И ПРЕМИИ)»

ОглавлениеТЕМА 2.4. АНАЛИЗ ЗАКЛЮЧЕННЫХ ДОГОВОРОВ СТРАХОВАНИЯ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО УПРАВЛЕНИЮ УБЫТОЧНОСТИ НА «ВХОДЕ». 2Практическое занятие: Отображение процесса регулирования убытков в системе Сбор и нако...

Методические указания к практическим занятиям по теме «Электрические цепи».

Представленные варианты задач по теме "Электрические цепи" данной теме  позволяют закрепить полученные знания и провести контроль усвоения материала темы....

ПМ.02. ВЫПОЛНЕНИЕ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ ПРИ СТРОИТЕЛЬСТВЕ, ЭКСПЛУАТАЦИИ И РЕКОНСТРУКЦИИ СТРОИТЕЛЬНЫХ ОБЪЕКТОВ МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К ПРАКТИЧЕСКИМ ЗАНЯТИЯМ СТУДЕНТОВ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ 270802 Строительство и эксплуатация зданий и сооружений

Данные методические указания предназначены для организации практических занятий с  обучающимися и составлены в соответствии с разделами рабочей программы по  ПМ 02. Выполнение технологически...

Методические указания к практическим занятиям по основам анализа бухгалтерской отчетности для обучающихся по специальности 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)

В разработке представлены методические указания по планированию, организации и контролю по проведению практических занятий обучающихся образовательных учреждений среднего профессионального образования...

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К ПРАКТИЧЕСКИМ ЗАНЯТИЯМ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОГСЭ 01. ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ

Методические указания к практическим занятиям учебной дисциплины ОГСЭ 01. ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ составлены для специальности 250109 «Садово-парковое и ландшафтное строительство» и  включают в себя поя...

ОГСЭ.06 ОПДиПК Методические указания к практическим занятиям

Методические рекомендации по выполнению практических работ обеспечивают реализацию программы подготовки специалистов среднего звена по специальности 23.02.03 Техническое обслуживание и ремонт автомоби...