Методическая разработка по МДК 02.01. Методики диагностики и лечения заболеваний сельскохозяйственных животных тема "Физиология родов"
учебно-методическое пособие

Маслова Нина Петровна1

Методическая разработка по МДК 02.01. Методики диагностики и лечения заболеваний сельскохозяйсмтвенных животных тема "Физиология родов"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka_rody_urok.docx78.51 КБ

Предварительный просмотр:

УПРАВЛЕНИЕ  ОБРАЗОВАНИЯ  И НАУКИ  ЛИПЕЦКОЙ  ОБЛАСТИ

ГОБПОУ  «КОНЬ – КОЛОДЕЗСКИЙ  АГРАРНЫЙ ТЕХНИКУМ»

МЕТОДИЧЕСКАЯ  РАЗРАБОТКА

Учебного занятия по МДК  02.01. Методики диагностики и лечения заболеваний сельскохозяйственных животных

На тему: изучение нового материала с элементами проблемного обучения «Физиология родов».

Составитель: преподаватель Маслова Н.П.

Специальность: 36.02.01.  Ветеринария

Одобрено

Цикловой комиссией общепрофессиональных

 профессиональных кинологических и ветеринарных

дисциплин  Протокол № 1 от 01 сентября 2022г.

_____________________ Маслова Н.П.

С. Конь-Колодезь, 2022

АННОТАЦИЯ

В методической разработке изложены теоретические основы обучения с использованием проблемной технологии, представлен один из вариантов организации урока изучение нового материала по теме «Физиология родов».

Этой разработкой могут воспользоваться преподаватели с целью ознакомления с предложенной формой проведения урока изучение нового материала.

ОГЛАВЛЕНИЕ

  1. Введение_______________________________________ 4
  2. Основная часть__________________________________ 8
  3. Заключение_____________________________________ 16
  4. Список использованных источников________________ 18
  5. Приложение____________________________________ 20

ВВЕДЕНИЕ

Понятие «образование» в современном мире связывается с толкованием таких терминов как «обучение», «воспитание», «развитие». Словарные значения рассматривают термин «образование», как существительное от глагола "образовывать" в смысле: «создавать», «формировать» или «развивать» нечто новое. В широком смысле создавать новое – это и есть инновация. Таким образом, образование в своей основе уже является инновацией. Инновационные технологии – это производство (изобретение) нового для системы образования компонента. Развитие инновационных процессов - это способ обеспечения модернизации образования, повышения его качества, эффективности и доступности. Инновации в образовании студентов, в первую очередь, должны быть направлены на создание личности, настроенной на успех в любой области приложения своих возможностей.  В последнее время наиболее распространен:  

Цель создания методической разработки: показать использование элементов технологии проблемного обучения.

Задачи:

  1. Раскрыть сущность технологии проблемного обучения;
  2. Представить схему урока изучение нового материала с использованием элементов технологии проблемного обучения;
  3. Дать подробную характеристику каждого этапа урока;
  4. Отметить результативность обучения с использованием данной методики.

Что же такое метод проблемного обучения, проблема? Какова роль преподавателя  на таком уроке? Каковы действия обучающегося?

Метод проблемного изложения — метод, при котором  преподаватель, используя самые различные источники и средства, прежде чем излагать материал, ставит проблему, формулирует познавательную задачу, а затем, раскрывая систему доказательств, сравнивая точки зрения, различные подходы, показывает способ решения поставленной задачи.  Развитие умственных способностей и самостоятельности мышления лежит в основе умственной деятельности. Самостоятельность мышления нельзя получить путем одностороннего изучения готовой информации. Поэтому при изучении МДК02.01. Методики диагностики и лечения заболеваний сельскохозяйственных животных я использую проблемное обучение.

Суть проблемного обучения заключается в создании (организации) проблемных ситуаций и их решении в процессе совместной деятельности обучающихся и преподавателя при максимальной самостоятельности первых и под общим руководством последнего, направляющего деятельность обучающихся.

Проблема – (от греч. problema – задача) – сложный вопрос, задача, требующая решения. (С.И.Ожегов); сложный теоретический или практический вопрос, требующий разрешения, изучения. Проблема – это различие между существующей и желаемой ситуациями, несоответствие, нестыковка между предполагаемым и действительным.

Чем же отличается проблемное обучение от “непроблемного”, традиционного? При традиционном обучении преподаватель сообщает студентам готовые знания: объясняет новый материал, показывает новые положения, подкрепляет их примерами, иллюстрациями, опытами, экспериментами, добивается понимания нового материала, связывает его с уже изученным, проверяет степень усвоения. Деятельность педагога носит объяснительно-иллюстративный характер, а он сам становится транслятором знаний, накопленных человечеством. Студенты воспринимают сообщаемое, осмысливают, запоминают, заучивают, воспроизводят, тренируются, упражняются. Их деятельность носит репродуктивный характер. Это деятельность потребления, в которой они уподобляются приемнику, воспринимающему передаваемую через транслятор информацию. Хорошо это или плохо? Не то и не другое - репродуктивная деятельность неизбежна при любом характере обучения: иначе подрастающему поколению пришлось бы самостоятельно приобретать знания, умения и навыки, накопленные человечеством за всю историю его существования. Вместе с тем, традиционная система обучения не обеспечивает развития творческих способностей личности, о которых говорилось выше, или развивает их спонтанно, непродуктивно, “случайно”.

При проблемном обучении педагог либо не дает готовых знаний, либо дает их только на особом предметном содержании - новые знания, умения и навыки студенты приобретают самостоятельно при решении особого рода задач и вопросов, называемых проблемными. При традиционном обучении упор делается на мотивы непосредственного побуждения (преподаватель интересно рассказывает, показывает), при проблемном же обучении ведущими мотивами познавательной деятельности становятся интеллектуальные (студенты самостоятельно ищут знания, испытывая удовлетворение от процесса интеллектуального труда, от преодоления сложностей и найденных решений, догадок, озарений). Ярко выраженную особенность проблемные ситуации имеют при организации практического обучения студентов.

Технология проблемного обучения имеет следующую структуру: 

I этап - постановка педагогической проблемной ситуации, направление студентов на восприятие ее проявления, организация появления у них вопроса, необходимости реакции на внешние раздражители. 

II этап - перевод педагогически организованной проблемной ситуации в психологическую: состояние вопроса - начало активного поиска ответа на него, осознание сущности противоречия, формулировка неизвестного. На этом этапе педагог оказывает дозированную помощь, задает наводящие вопросы и т.д.

III этап - поиск решения проблемы, выхода из тупика противоречия. Совместно с преподавателем или самостоятельно студенты выдвигают и проверяют различные гипотезы, привлекают дополнительную информацию. Педагог оказывает необходимую помощь (в зоне ближайшего развития).

IV этап - "Ага-реакция", появление идеи решения, переход к решению, разработка его, образование нового знания (ЗУН, СУД) в сознании студентов. 

V этап - реализация найденного решения в форме материального или духовного продукта.

В зависимости от того, какие и сколько звеньев задействованы в учебном процессе, можно выделить три уровня реализации технологии проблемного обучения.

Первый уровень технологии проблемного обучения характеризуется тем, что педагог ставит проблему, формулирует ее, указывает на конечный результат и направляет самостоятельные поиски студентов. Второй уровень отличается тем, что у студентов воспитывается способность самостоятельно и формулировать, и решать проблему, а преподаватель только указывает на нее, не формулируя конечного результата. И, наконец, – на третьем уровне педагог даже не указывает на проблему: студент должен увидеть ее самостоятельно, а увидев, сформулировать и исследовать возможности и способы ее решения. В итоге воспитывается способность самостоятельно анализировать проблемную ситуацию и видеть проблему, находить правильный ответ.

Если педагог чувствует, что студенты затрудняются выполнить то или иное задание, то он может ввести дополнительную информацию, снизить тем самым степень проблемности и перевести студентов на более низкий уровень технологии проблемного обучения.

При организации проблемного обучения существенно меняется роль педагога. Он должен выполнить ряд новых для него ролей и функций.

Значение и функции проблемного обучения

Технология проблемного обучения, что очень важно в условиях перехода на новые образовательные стандарты, готовит студентов к самоменеджменту, и позволяет:

- определять проблему в различных ситуациях, принимать ответственное решение, оценивать последствия своего решения;

- ставить цель своей деятельности, определять условия для её реализации, планировать и организовывать процесс её достижения, то есть разрабатывать технологии, адекватные задаче;

- осуществлять рефлексию и самооценку, оценку своей деятельности и её результатов;

- выбирать для себя нормы деятельности и поведения адекватные ситуации.

Проблемное обучение многофункциональное и решает следующие задачи:

Стимулирует мотивацию учения;

Повышает познавательный интерес;

Формирует самостоятельность, ответственность, критичность и самокритичность, инициативность, нестандартность мышления;

Развивает творческие способности;

Формирует убеждения;

Формирует навыки исследовательской деятельности;

Развивает коммуникативные компетенции.

Чрезвычайно важной функцией проблемного обучения можно назвать повышение мотивации студентов, особенно при изучении нового материала. Как говорил еще Г.Галилей, “вы не в состоянии научить человека чему-либо. Вы можете лишь помочь ему обнаружить это внутри себя”. Вообще без мотивации учебная деятельность, как и любая другая, практически невозможна. В традиционной системе преподавания мотивация осуществляется известным методом кнута и пряника или же основные усилия педагога по мотивации студентов направлены на объяснение важности обучения для будущей профессиональной деятельности студентов.

В этом отношении проблемное обучение, опять же, имеет более выигрышное положение, так как его характеризует творческая, а не репродуктивная деятельность, студенты получают больше возможности самореализоваться в процессе обучения, постоянная постановка и решение проблемных задач является более приемлемой для поддержания неослабевающего интереса и активности.

Основная часть

При изучении МДК02.01. Методики диагностики и лечения заболеваний сельскохозяйственных животных я использую проблемное обучение. Давайте рассмотрим элементы проблемного обучения на уроке изучения нового материала по теме «Физиология родов».

Технологическая карта занятия

Разработал  

преподаватель   ГОБПОУ «Конь-Колодезский аграрный техникум»

 Маслова Нина Петровна

Согласовано

Председатель ЦМК  Специальности 36.02.01 Ветеринария        

 Пр.№1 от 01.09.22.                  Маслова Нина Петровна                        

Профессия/специальность

36.02.01.  Ветеринария        

Учебная дисциплина/

Междисциплинарный курс

Тема 5.1  Акушерство

Раздел 05. Оказание  акушерской помощи сельскохозяйственным животным.

МДК 02. 01. Методики диагностики и лечения заболеваний сельскохозяйственных животных.

ПМ02. Участие в диагностике и лечении заболеваний сельскохозяйственных животных

 

Тема занятия

Роды у сельскохозяйственных животных.

Регламент занятия

90 минут

Вид занятия

 

Комбинированный

Тип занятия

 Учебное занятие по изучению и закреплению нового материала  

Технологии обучения

Информационно-коммуникационные технологии проблемного обучения

Цели занятия:

Освоение знаний:

образовательные (обучающие)

- Ознакомление с определением и видами родов у сельскохозяйственных животных

  - Ознакомление с предвестниками  и течением родов у сельскохозяйственных животных.
- Ознакомление с механизмом родов у сельскохозяйственных животных

- Ознакомление с особенностями течения родов у сельскохозяйственных животных

Формирование профессиональных компетенций: 

ПК 2.5. Оказывать акушерскую помощь сельскохозяйственным животным.

 

воспитательные

Формирование общих компетенций:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.  Многообразие производственных связей в Ветеринарии держится на договорной основе, подкрепленных стоимостным расчетом.

ОК 6. Работать в коллективе и команде, обеспечивать ее сплочение, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями. Только аргументированное  общение не вызывает споров и соответственно является эффективным.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

развивающие

Формирование общих компетенций:

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. Формирование общего ответа на поставленную проблему зависит от каждого из студентов, есть возможность улучшать собственные результаты.

ОК 3. Решать проблемы, оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях. Выбор методик и нормативной базы для каждого из субъектов рынка решается самостоятельно в зависимости от формы финансирования.

ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. Правильное использование Интернет ресурсов, с умением выделять главное.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности. Отбор программного обеспечения для обработки информации.

Обеспечение учебного занятия

Оборудование:

мультимедийное оборудование; персональный компьютер.

Программное обеспечение:

Microsoft office 2010;  Windows Media Player.

Учебно-методическое обеспечение:

- презентация к учебному занятию;

- раздаточный материал;

1. Организационная часть

3 минуты

Приветствует, проверяет отсутствующих, сообщает тему занятия

Проверяют готовность к занятию, обеспечивают положительную эмоциональную и здоровьесберегающюу обстановку

2. Мотивация  деятельности.

- Ознакомление с определением и видами родов у сельскохозяйственных животных

  - Ознакомление с предвестниками  и течением родов у сельскохозяйственных животных.
- Ознакомление с механизмом родов у сельскохозяйственных животных

- Ознакомление с особенностями течения родов у сельскохозяйственных животных

Ветеринарный специалист обязан знать течение и механизм нормальных  родов у с/х животных, т.к. во время родов чаще всего встречается патология, которая приводит к патологии в послеродовой период. Объясните из-за чего это происходит, с какими процессами связано?

7 минут

Сообщает цели занятия.

Обосновывает профессиональную значимость занятия.

Сообщает об основных этапах занятия и условий получения оценок.

Слушают преподавателя.

Фокусируют внимание на предстоящей работе на занятии.

3. Актуализация опорных знаний и способов деятельности.

1.Определение плаценты.

2.Значение плаценты.

3.Назовите плодные оболочки и их значение.

4.Значение амниотической жидкости

5.Строение костного таза.

6.Наружные методы диагностики беременности.

7. Внутренние методы диагностики беременности.

8.Значение ректального метода диагностики беременности.

9.Решение задач 1 и 2.

15 минут

Опрашивает студентов.

Моделирует проблемные ситуации по пройденному материалу, дискутирует.

Организует групповую работу по решению задач.

Отвечают на поставленные вопросы, решают ситуационные задачи.

4.  Первичное изучение и закрепление нового материала.

1.Определение и виды родов.

2.Предвестники родов.

3.Расположение плода при родах.

4.Механизм родов.

5.Течение родов.

6.Особенности течения родов.

40 минут

Объясняет новый материал, демонстрирует видеофильм (слайдов), приводит примеры использования полученных знаний и умений.

Озвучивает проблему для самостоятельного решения.

Организует работу студентов по самостоятельному освоению нового материала

Слушают преподавателя.

Просматривают слайды.

Самостоятельно изучают  новый материал, используя различные источники и раздаточный материал.  

На основе имеющихся знаний предлагают решения озвученной преподавателем проблемы

5. Систематизация и закрепление изученного материала. Проверка и корректировка качества освоения нового материала. Рефлексия знаний.

1.Дать определение родов.

2.Определение схваток.

3.Определение потуг.

4.Что такое положение, позиция, предлежание плода?

5.Охарактеризовать периоды родов.

Как называется самка в период родов?

6. Ответы на тесты (4 варианта).

7.Решение ситуационных задач (3-7)

15 минут

Акцентирует внимание на основных  положениях новой темы.

Формулирует практикоориентированные вопросы или задания.

Раздает задания (тесты, задачи) каждому студенту или группе студентов.

Отвечают на вопросы преподавателя.

Выполняют задания преподавателя.

Решают задачи, отвечают на вопросы тестов

6. Подведение итогов и рефлексия занятия

1.Ответить на контрольные вопросы по теме.

2.Подготовить сообщение по теме «Методика проведения нормальных родов», «Методика подготовки самки к родам», «Особенности течения родов у с/х самок»

3.Подготовить краткий конспект.

10 минут

Мобилизует студентов на рефлексию своего поведения и результатов освоения нового материала

Подводит итоги и выставляет оценки.

Задает домашнее задание к следующему занятию

Самостоятельно оценивают результаты проделанной на занятии работы.

Записывает домашнее задание.

План урока

  1. Организационный момент:

В начале урока создается преподавателем положительная эмоциональная обстановка: преподаватель приветствует студентов, проверяет присутствующих, отмечает в журнале отсутствующих студентов, обращает внимание на осанку студентов, их внешний вид и состояние здоровья.  Сообщает тему урока, которая написана на доске, цели урока. Студенты проверяют готовность к занятию, обеспечивают положительную эмоциональную и здоровьесберегающюу обстановку.

  1. Мотивация  деятельности.

Далее преподаватель сообщает, что мы будем на данном занятии продолжать изучать физиологические процессы, протекающие в половых органах самок. Преподаватель сообщает какие знания и профессиональные компетенции студенты смогут освоить:

 - Ознакомление с определением и видами родов у сельскохозяйственных животных

  - Ознакомление с предвестниками  и течением родов у сельскохозяйственных животных.
- Ознакомление с механизмом родов у сельскохозяйственных животных

- Ознакомление с особенностями течения родов у сельскохозяйственных животных

Формирование профессиональных компетенций: 

ПК 2.5. Оказывать акушерскую помощь сельскохозяйственным животным.

Сообщает также воспитательные цели:

Формирование общих компетенций:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.  Многообразие производственных связей в Ветеринарии держится на договорной основе, подкрепленных стоимостным расчетом.

ОК 6. Работать в коллективе и команде, обеспечивать ее сплочение, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями. Только аргументированное  общение не вызывает споров и соответственно является эффективным.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

Развивающие цели:

Формирование общих компетенций:

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. Формирование общего ответа на поставленную проблему зависит от каждого из студентов, есть возможность улучшать собственные результаты.

ОК 3. Решать проблемы, оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях. Выбор методик и нормативной базы для каждого из субъектов рынка решается самостоятельно в зависимости от формы финансирования.

ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. Правильное использование Интернет ресурсов, с умением выделять главное.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности. Отбор программного обеспечения для обработки информации.

Преподаватель обосновывает профессиональную значимость занятия и задает первую проблему. Ветеринарный специалист обязан знать течение и механизм нормальных  родов у с/х животных, так как во время родов чаще всего встречается патология, которая приводит к патологии в послеродовой период. Объясните из-за чего это происходит, с какими процессами связано?

Сообщает об основных этапах занятия и условий получения оценок.

3. Актуализация опорных знаний и способов деятельности.

Преподаватель опрашивает студентов.

Моделирует проблемные ситуации по пройденному материалу, дискутирует.

Организует групповую работу по решению задач. Вопросы задаются в виде фронтального опроса, студенты дают короткие ответы на поставленные вопросы, активно участвуют в обсуждении поставленного вопроса. После преподаватель выдает студентам задачи(№1 и №2), которые они решают в паре, и кто раньше нашел положительный ответ, поднимает руку и дает ответ, если кто – то не согласен, то дает свой ответ, другие студенты активно участвуют в обсуждении, так как они заинтированы в повышении оценки, которая выставляется в виде общего балла в конце урока. На данном этапе преподаватель выделяет отличные и хорошие ответы студентов, подводит итоги опроса.

4.Первичное изучение и закрепление нового материала.

Преподаватель дежурному выдает раздаточный материал, а именно, план урока. Дежурный раздает план урока каждому студенту, которые записывают его к себе в тетрадь.

1.Определение и виды родов.

2.Предвестники родов.

3.Расположение плода при родах.

4.Механизм родов.

5.Течение родов.

.  

6.Особенности течения родов.

Преподаватель показывает слайды, где дано определение родов, виды родов, а также с помощью дежурного раздает схемы видов родов. Студенты внимательно изучают и делают краткие записи у себя в тетради. В процессе объяснения нового материала, преподаватель обращается к изученному ранее материалу и задает вопросы студентам:

  1. Что такое течка, общее половое возбуждение, половая охота, овуляция?
  2. Какие физиологические процессы протекают в половых путях самок до родов?
  3. Какие физиологические сроки плодоношения: у коровы, кобылы, свиньи, овцы, козы, собаки, кошки?

Преподаватель объясняет, что такое предвестники родов, как они протекают и на что указывают, за какой период до родов предвестники появляются. Студенты повторяют и отвечают на поставленные вопросы.

Далее рассматриваем от чего зависит расположение плода в период беременности и родов, даем определение следующим понятиям:

Положение плода — расположение продольной оси тела плода по отношению к продольной оси тела матери. Продольное расположение правильное; вертикальное и поперечное — патологические.

Позиция плода — расположение спины плода по отношению к спине матери. Верхняя позиция правильная; нижняя и боковые, правая и левая — неправильные.

Предлежание — расположение частей плода по отношению ко входу в таз. Головное и тазовое правильные; брюшное и спинное — патологические.

Членорасположение — расположение частей плода по отношению к его туловищу. Правильное членорасположение — то, при котором в родовых путях передние конечности вытянуты, а голова лежит сверху, или когда задние конечности вытянуты, а хвост находится над ними. В момент родов плод устанавливается продольно, в верхней позиции, с правильным членорасположением, головным или тазовым предлежанием.

Далее для закрепления изученного материала студентам раздаются тесты с вопросами, на которые они дают ответы. Пока преподаватель проверяет ответы студентов на тесты, студенты записывают себе в тетради определения, от чего зависит расположение плода в периоды родов.

Далее студенты получают схему: Механизм регуляции родов, и мы начинаем разбирать, почему в определенные сроки и различные у животных наступает физиологический процесс – роды.

Далее рассматриваются периоды родов.  Для этого студентам раздается схема периодов родов, чем характеризуется каждый период родов.

Последний вопрос: Особенности течения родов у сельскохозяйственных животных, студентам задается в виде домашнего задания, подготовить сообщения о течении родов у сельскохозяйственных животных.

После объяснения вопроса: Периоды родов, каждому студенту для закрепления изученного материала выдается ситуационная задача (№3 - №7), которую студент самостоятельно решает и дает свой ответ на поставленные вопросы, другие студенты, у которых была такая же задача, соглашаются с оратором или дают свои дополнения или новые решения проблемы. В обсуждении участвуют студенты всей группы.

После этого преподаватель подводит итоги занятия, обращает внимание на отличные ответы, комментирует в дальнейшем успехи всех студентов группы. В работе участвуют студенты всей группы, они заинтересованы в получении отличных и хороших оценок. В течении урока высокая накопляемость оценок. Студенты активны, участвуют как с высоким уровнем знаний, так и с низким уровнем знаний.

В конце урока студентам выдаются виды работ для самостоятельного изучения. Обязательно спрашиваю: «Понравился ли урок студентам?», как правило, они дают положительный ответ.

5. Систематизация и закрепление изученного материала.  Проверка и корректировка качества освоения нового материала – обучающимся предлагается поработать:

Работайте самостоятельно. Выполните тестовые задания.  Закончите фразу.

  1. Роды, протекающие в средние сроки плодоношения______________
  2. Отношение продольной оси тела плода к продольной оси тела матери _________________.
  3. Отношение анатомической области плода к выходу в таз ____________
  4. Отношение спины плода к стенкам живота матери _________________
  5. Расположение головы, конечностей и хвоста плода по отношению к туловищу __________________
  6. Роды, протекающие по истечении средних сроков плодоношения ______________
  7. Роды, наступающие раньше средних сроков плодоношения __________

Тест.

Вариант №1.

  1. Симптомы приближающихся родов:

А. беспокойство самки, стремление к уединению, появление молозива, появление из половой щели плодного пузыря.

Б.расслабление связок и западение крестца, отек половых губ, истечения из влагалища сероватой слизи, появление молозива;

В. Самка лежит, из половой щели появляется плодный пузырь, вымя отечное.

2.Периоды родов:

      А. подготовительный раскрытие шейки матки, выведение плода;

      Б. подготовительный, выведение плода, послеродовой;

      В. подготовительный, выведение плода, последовый.

3. Отношение спины плода к стенкам живота матери

      А. позиция;

     Б. положение;

     В. Предлежание.

4. Роды, наступающие раньше средних сроков плодоношения

    А. нормальные;

    Б. преждевременные;

    В. Запоздалые.

5. Сокращение мышц матки:

    А. спазм

    Б. потуги

    В. Схватки.

 

Вариант №2.

      1.  Отношение продольной оси тела плода к продольной оси тела матери

           А. позиция;

           Б. положение;

           В. Предлежание.

     2. Перед родами снижается температура тела на 1 – 1,5о С у

           А. собаки

           Б. кошки

           В. Крольчихи

     3. Сокращения мышц диафрагмы и живота

          А. спазм

          Б. потуги

          В. Схватки.

    4. Третий период родов:

          А.последовый

          Б. послеродовой

          В. Разрыв оболочек плода

    5. Пуповину перевязывают у теленка на расстоянии от пупочного кольца:

          А. 2 – 3 см

          Б.  8 – 10 см

          В.  4 – 6 см.

Вариант №3.

  1. Отношение анатомической области плода к выходу в таз

      А. позиция;

                Б. положение;

                В. Предлежание.

  1. Роды, протекающие в средние сроки плодоношения

  А. нормальные;

  Б. преждевременные;

  В. Запоздалые.

  1. Родовой процесс состоит из периодов

А. подготовительный раскрытие шейки матки, выведение плода;

                Б. подготовительный, выведение плода, послеродовой;

                В. подготовительный, выведение плода, последовый.

  1. Теленка выпаивать в первые дни после родов нужно из:

А.миски

Б.ведра

В.сосковой поилки.

  1. Пуповину перевязывают у жеребенка на расстоянии от пупочного кольца:

          А. 2 – 3 см

          Б.  8 – 10 см

          В.  4 – 6 см.

Вариант № 4.

1. Расположение головы, конечностей и хвоста плода по отношению к туловищу

        А. предлежание;

                  Б. членорасположение;

                  В. положение.

               2. Роды, протекающие по истечении средних сроков плодоношения

  А. нормальные;

  Б. преждевременные;

  В. Запоздалые.

              3. Сокращение мышц матки:

                 А. Схватки

                 Б. потуги

                 В. спазм.

              4. Роды у коров называются

                  А. окот

                  Б.  окрол

                  В.  Отел.

             5. Пуповину перевязывают у поросенка на расстоянии от пупочного кольца:

  А. 2 – 3 см

  Б.  8 – 10 см

  В.  4 – 6 см.

Вариант №5.

     1. Второй период родов:

          А. подготовительный

          Б.выведение плода

          В. Последовый.

     2. Роды у свиней называются

                  А. окот

                  Б.  окрол

                  В.  опорос.

     3. Сокращения мышц диафрагмы и живота

          А.  потуги

          Б. спазм

          В. Схватки

    4. Физиологический процесс при котором из матки выводится зрелый плод и околоплодные оболочки

            А. беременность

            Б. роды

            В. Послеродовой.

     5. Пуповину перевязывают у ягнят на расстоянии от пупочного кольца:

  А. 2 – 3 см

  Б.  8 – 10 см

  В.  4 – 6 см.

Вопросы для закрепления:

1.Дать определение родов.

2.Определение схваток.

3.Определение потуг.

4.Что такое положение, позиция, предлежание плода?

5.Охарактеризовать периоды родов.

6.Как называется самка в период родов?

  1. Подведение итогов и рефлексия занятия

1.Запишите домашнее задание.

1.Ответить на контрольные вопросы по теме.

2.Подготовить сообщение по теме:

 «Методика проведения нормальных родов»,

«Методика подготовки самки к родам»,

 «Особенности течения родов у с/х самок»

3.Подготовить краткий конспект.

2. При выполнении домашнего задания используйте конспект и учебник.

Заключение

Противники проблемного обучения иногда задают вопросы:

Какое значение имеет “открытие” студентами давно известных истин? Зачем студенту выступать в роли первооткрывателя? Как показали исследования, основное значение здесь имеет не только нахождение результата, факт субъективного “открытия” истины, но и сам процесс ее поисков.

Применение технологии проблемного обучения в связи с этим позволяет научить студентов мыслить логично, научно, диалектически, творчески; способствует переходу знаний в убеждения; вызывает у них глубокие интеллектуальные чувства, в том числе чувства удовлетворения и уверенности в своих возможностях и силах;

формирует интерес к научному знанию. Установлено, что самостоятельно “открытые” истины, закономерности не так легко забываются, а в случае забывания их быстрее можно восстановить.

Постоянная постановка перед студентами проблемных задач, проблемных ситуаций приводит к тому, что студент не “пасует” перед проблемами, а стремиться их разрешить. Ведь проблема – это всегда препятствие. Преодоление препятствий – движение, неизменный спутник развития. Воистину верны слова Льва Толстого о том, что “знания только тогда знания, когда они приобретаются усилиями своей мысли, а не одной лишь памятью”. Жил мудрец, который знал всё. Один человек хотел доказать, что мудрец знает не всё. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: “Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мертвая или живая?” А сам думает: “Скажет: живая – я её умертвлю, скажет: мёртвая – выпущу. “Мудрец подумал и ответил: “Всё в твоих руках” В наших же руках есть огромная возможность создать такой процесс обучения, при котором каждый студент не просто усваивал бы поток информации, полученный от педагога, а научился самостоятельно хотеть учиться, находить правильные решения поставленных проблемных задач. Единственный путь, ведущий к знанию, - это деятельность.
         Чтобы знания становились инструментами, а не залежами ненужного старья на задворках интеллекта, студент должен с ними работать, то есть применять, преобразовывать, расширять и дополнять. 
Задача педагога – создать для этого все условия.

Список использованных источников

1. Загвязинский В.И. Теория обучения. М., 2014

2. Сибирская М.П. Педагогические технологии и повышение квалификации инженерно- педагогических работников. СПб., 2013

3. Левина М.М. Технология профессионально-педагогического образования. М., 2014

4. Калинова Г.С., Мягкова А.Н., Резникова В.З. Подходы к совершенствованию содержания среднего биологического образования // Биология в школе.2012. № 4.

5. Марина А.В., Соломин В.П., Станкевич П.В. Школьное биологическое образование: проблемы и пути их решения. СПб.: Изд-во СПбГУ, 2014.

6. Общая и профессиональная педагогика / под ред. В.Д. Симоненко. М.: Вентана-Граф, 2015.

7. Горбачева В.Г. Основы инновационных  процессов в образовательной деятельно сти. Режим доступа: http://www.ibl.ru/konf/070411/17.html

 8. Сулейманов С-Х.А. Внедрение инновационных технологий в образовательный процесс. Режим доступа: http://mon95.ru/content/view/318  

9.  Т. И. Макова, С. А. Пономарева. Инновационная деятельность в образовании. Ре- жим доступа: http://arbir.ru/articles/a_2964.htm

 10. Сущность проблемного обучения. Режим доступа: http://www.educationalpsychology.narod.ru/problemnoe_obuchenie/  Проблемное обучение. Реферат по теме проблемное обучение. Режим доступа: http://xreferat.ru/71/3483-1-problemnoe-obuchenie.html Педагогика, проблемное обучение. Режим доступа: http://paidagogos.com/?p=108 Влияние проблемного обучения на интеллектуальное развитие учащихся. Режим доступа: http://knowledge.allbest.ru/pedagogics/3c0b65625b2bd78a4c53a89521216d37_0.html

 11. Вероника Нистоцкая. Что такое проблемное обучение? Инновационные методики обучения. Режим доступа: http://shkolazhizni.ru/archive/0/n-42552/

 12. Проблемное обучение в высшей школе. Режим доступа: http://knowledge.allbest.ru/pedagogics/2c0b65625b3ac78b4d43a89421206c37_0.html

13. Проблемное обучение.  Режим доступа: http://podelise.ru/docs/33533/index-4839.html 9. Психологические основы типов обучения. Режим доступа: http://www.ido.rudn.ru/psychology/pedagogical_psychology/8.html

Приложение

Физиология Родов.

План урока.

1.Определение и виды родов.

2.Предвестники родов.

3.Расположение плода при родах.

4.Механизм родов.

5.Течение родов.

.  

6.Особенности течения родов.

        Задача №1.

На молочно-товарной ферме фермерского хозяйства «Речное» 6 коров осеменили 30 дней назад.

Можно ли подтвердить или исключить беременность в этот срок? Если можно то, каким путем?

Задача № 2.

Корова Ласточка, принадлежащая гражданину Иванову М.А., 6 месяцев назад была осеменена.

 Какими клиническими методами можно диагностировать у нее беременность? Почему?

Задача № 3.

У коровы, принадлежащей фермерскому хозяйству «Речное» на 287-й день беременности обнаружили снижение аппетита, беспокойство (животное переступало с ноги на ногу, оглядывается на живот, ложится, но через непродолжительное время встает), температура тела 39,1С°, вульва отечна, увеличена, крестцово-седалищные связки расслаблены, крестец запавший, из половой щели выделяется вязкая желтоватая слизь в виде поводков.

Ваши действия и обоснования?

Задача № 4.

Группа свиноматок численностью 26 голов, принадлежащая фермерскому хозяйству «Речное»  осеменена 1,5 месяца назад. Необходимо отобрать супоросных свиноматок.

 Ваши действия и обоснование их.

Задача №5

Корова со сроком стельности более 8-ми месяцев, принадлежащая фермерскому хозяйству «Речное», содержится в общем коровнике, получает кукурузный силос по нормам дойного поголовья.

Укажите возможные последствия такого кормления, и меры по их предотвращению.

Задача №6

Зимой, в цехе сухостоя, у отдельных животных зарегистрированы отеки в области тазовых конечностей, молочной железы, нижней брюшной стенки. Зоотехник без согласия вет.специалиста, запретил выпускать животных на прогулку, мотивируя тем, что участки отека легко травмируются, переохлаждаются.

Согласны ли Вы с таким решением? Что необходимо предпринять?

Задача №7

После прогулки у сухостойной коровы появились признаки беспокойства: она выгибает спину, поднимает хвост, слабо тужится, оглядывается, ложится и быстро встает, иногда стоит, опершись на скакательные суставы. Температура тела 39,4°С, пульс 85 уд/мин, аппетит снижен, брюшные стенки напряжены. При ректальном исследовании выявили наличие живого 8-ми месячного плода и сильное натяжение широкой маточной связки справа. Вет.врач поставил диагноз «колики», назначил суточную голодную диету, покой и слабительное внутрь.

Прав ли вет.специалист? Каковы Ваши действия в данном случае?

Ответы на тест:

  1. Нормальные
  2. Положение
  3. Предлежание
  4. Позиция
  5. Членорасположение
  6. Запоздалые
  7. Преждевременные.

Ответы на карты – тесты.

Вариант №1.

1 – б; 2 – в; 3 – а; 4 – б; 5 – в.

Вариант №2.

1 – б; 2 – а; 3 – в; 4 – а; 5 – б.

Вариант №3.

1 – в; 2 – а; 3 – в; 4 – в; 5 – б.

Вариант №4.

1 – б; 2 – в; 3 – а; 4 – в; 5 – в.

Вариант №5.

1 – б; 2 – в; 3 – а; 4 – б; 5 – в.

Раздаточный материал

Виды родов

По срокам наступления:

 Нормальные (средние сроки плодоношения)

 Преждевременные (наступают раньше средних сроков плодоношения)

 Запоздалые (наступают по истечении средних сроков плодоношения)

По течению – физиологические

                         Патологические (различные нарушения у матери или плода)

Предвестники родов

  1. Разрыхление, расслабление связочного аппарата таза, западение крестца за 12-36 часов до начала родов.
  2. Отек и увеличение вульвы, из половой щели выделяется тягучая, густая слизь за 1-2 дня.
  3. Отек и увеличение молочной железы, наполнение сосков, появление молозива за 1-2 дня.
  4. Укорочение и размягчение шейки матки за 2-3 дня.
  5. Мелкие животные готовят гнезда для родов.
  6. Животные беспокоятся, избегают других животных, ищут укромное место.
  7. У собак снижается температура тела на 1 – 1,5о С.

Нормальное течение родов зависит от:

  1. размеров таза самки
  2. размеров плода
  3. расположения плода.

Периоды родов

Подготовительный – постепенное раскрытие шейки матки, изменение позиции, членорасположения плода и появление слабых схваток.

Выведение плода – полное  раскрытие шейки матки и рождение плода под действием потуг и схваток.

Последовый – под влиянием слабых схваток и потуг изгоняются остатки плодных вод, околоплодные оболочки.

Расположение плода

Положение плода — расположение продольной оси тела плода по отношению к продольной оси тела матери. Продольное расположение правильное; вертикальное и поперечное — патологические.


Позиция плода —
расположение спины плода по отношению к спине матери. Верхняя позиция правильная; нижняя и боковые, правая и левая — неправильные.


Предлежание —
расположение частей плода по отношению ко входу в таз. Головное и тазовое правильные; брюшное и спинное — патологические.


Членорасположение 
— расположение частей плода по отношению к его туловищу. Правильное членорасположение — то, при котором в родовых путях передние конечности вытянуты, а голова лежит сверху, или когда задние конечности вытянуты, а хвост находится над ними. В момент родов плод устанавливается продольно, в верхней позиции, с правильным членорасположением, головным или тазовым предлежанием.

Физиология родов.

План урока.

1.Определение и виды родов.

2.Предвестники родов.

3.Расположение плода при родах.

4.Механизм родов.

5.Течение родов.

.  

6.Особенности течения родов.

Роды. Это физиологический процесс выведения из полости беременной матки зрелого плода, околоплодных вод и плодных оболочек. Плод выводится через родовые пути (которые представляют собой расширенную шейку матки, влагалище и вульву) благодаря активным сокращениям мускулатуры матки и брюшного пресса матери, под влиянием значительного накопления в крови эстрогенов, реляксина и ацетилхолина. Родовые пути окружены костным тазом. Роды проходят в три периода — раскрытие канала шейки матки, рождение плода и отделение последа.

Осью родового канала называется линия, которая соединяет середины диаметра канала в разных его участках. У коров она имеет два подъема, один на входе, а другой на выходе из таза. В этом направлении и следует извлекать плод. У кобыл ось родового канала имеет вид выпуклой кривой. Поэтому жеребенка извлекают горизонтально и вниз. При родах различают положение, позицию, предлежание и членорасположение плода.

Положение плода — расположение продольной оси тела плода по отношению к продольной оси тела матери. Продольное расположение правильное; вертикальное и поперечное — патологические.

Позиция плода — расположение спины плода по отношению к спине матери. Верхняя позиция правильная; нижняя и боковые, правая и левая — неправильные.

Предлежание — расположение частей плода по отношению ко входу в таз. Головное и тазовое правильные; брюшное и спинное — патологические.

Членорасположение — расположение частей плода по отношению к его туловищу. Правильное членорасположение — то, при котором в родовых путях передние конечности вытянуты, а голова лежит сверху, или когда задние конечности вытянуты, а хвост находится над ними. В момент родов плод устанавливается продольно, в верхней позиции, с правильным членорасположением, головным или тазовым предлежанием.

Предвестники родов. Перед родами появляется отечность вульвы, секрет в молочных ходах вымени из жидкого прозрачного становится более густым, беловато-желтым, превращаясь в молозиво. Образуется запальный желоб между корнем хвоста и седалищными буграми, хвост отводится в сторону. Связки таза расслабляются, незначительно увеличивается их длина и частично выщелачиваются кости таза, он становится родовым. В последние сутки перед родами температура тела понижается на 0,4-1,2°С, в то время как в течение последних недель беременности температура тела по сравнению с обычной несколько повышена. Шейка матки укорачивается из-за расширения ее внутреннего свода, а слизистая пробка, закрывающая канал шейки матки, разжижается и выделяется наружу в виде прозрачной тягучей слизи — «поводки». Самки стремятся к уединению и готовят гнездо для новорожденных.

Периоды родов и их продолжительность. У одного и того же животного роды протекают в различные сроки и зависят от ряда факторов. При хорошем экстерьере и тренированной мускулатуре они проходят без осложнений. Активные движения матери на свежем воздухе, как и восполнение растущих потребностей в кислороде и питательных веществах, повышают обмен в организме. Неблагоприятными факторами, затрудняющими течение родов, могут быть крупный плод и узкий таз, недостаточное раскрытие канала шейки матки, заболевания внутренних органов, патологические состояния матки и брюшины, действие стрессовых факторов, неправильное расположение плода.

Роды проходят в три периода — раскрытие канала шейки матки, рождение плода и отделение последа. Первый период начинается с появления слабых схваток (сокращений мышц матки), беспокойства животного и выделения шеечной слизи в виде тяжа. Паузы между схватками укорачиваются, а сила схваток увеличивается. Растет внутриматочное давление. Кольцеобразные схватки, идущие от верхушки рога, направляют плодные воды к каналу шейки матки, плодный пузырь вклинивается в шейку матки, постепенно раскрывает ее и выступает наружу. Период заканчивается установкой плода в родовых путях. Длительность периода зависит от вида животного и условий его содержания. У свиней, собак и кошек первый период длится от 1 до 6 ч; у кобыл, овец и коз — от 3 до 30 ч; у коров — от 1 до 12 ч.

Период рождения плода начинается с разрыва плодного пузыря и отхождения плодных вод. Он характеризуется максимальной силой напряжения схваток и потуг (сокращения брюшных мышц), что отмечается при прорезывании головки, грудного и тазового поясов. В положении лежа потуги оказываются более эффективными. Продолжительность у кобыл и овец до 30 мин; у коров и свиней — до 3-6 ч; у собак и кошек — до 12 ч.

Период отделения последа происходит под действием последовых схваток. Считают, что послед у свиней, собак и кошек отделяется вместе с плодом; у кобыл и овец — до 30 мин; у коров — в течение 6 ч после рождения плода. Отделению плодных оболочек способствует расслабление ворсин котиледонов, вначале в верхушках рогов, а позднее и на остальных участках матки.

Организация проведения родов. Незадолго до родов беременных самок переводят в родильные помещения. Их организуют из расчета 16% маточного поголовья, чтобы часть помещений находилась под дезинфекцией и была не заполнена. Родильные помещения должны быть изолированными, теплыми, светлыми, чистыми, с хорошей вентиляцией, при входе устанавливают дезоматы. Для оказания родовспоможения должны быть выделены специальные боксы, спецодежда, медикаменты, акушерские петли и инструменты. Животных переводят сюда по выявлению предвестников родов или за 10 дней до родов, чистят, подстилку меняют каждый день. Больных самок изолируют и лечат.

Роды являются актом физиологическим, не требующим вмешательства человека. Обслуживающий персонал наблюдает за их течением. Вмешательство возможно только тогда, когда с нарастанием схваток и потуг околоплодные воды выходят, а плод задерживается. После исследования состояния плода и родовых путей устраняют причину задержки родов, фиксируют отдельно конечности и голову и извлекают плод в верхней позиции. При тазовом предлежании не допускают ущемления пуповины во избежание асфиксии и гибели новорожденного.

У новорожденного освобождают дыхательные пути от слизи или делают искусственное дыхание; безжизненных поросят погружают в теплую (38°С) воду так, чтобы она не попала в рот, нос и уши, а затем похлопывают, вызывая дыхание. Пуповину перевязывают и обрабатывают раствором йода. Теленка дают облизать корове, других новорожденных вытирают насухо, помещают в клетку или ящик с подстилкой и в течение первого часа кормят теплым молозивом или подсаживают к молочной железе матери. Лучшим способом является содержание матери в течение молозивного периода вместе с новорожденным.

Матери выпаивают теплую подсоленную воду, околоплодные воды или болтушку из отрубей. Область вульвы обмывают дезинфицирующими растворами. Круп и бока растирают соломенными жгутами. Послед уничтожают. Коров доят не менее 4 раз в день. Кормят легкоперевариваемыми кормами. Для профилактики послеродовых заболеваний на 3-4-й день отелившихся коров выпускают на прогулку. В послеродовом периоде контролируют характер выделяемых лохий.

Родовой акт - это сложный рефлекторный физиологический процесс, в котором участвует весь организм самки и сам плод. Течение родов зависит как от общего состояния организма животного, так и от окружающих его внешних условий.

Нормально начавшиеся роды неожиданно могут осложниться и принять патологическое течение, угрожая при этом гибелью не только плода, но и роженицы. Поэтому для оказания правильной акушерской помощи необходимо иметь четкое представление о физиологии родового процесса.

Нужно обратить внимание на клинические признаки, указывающие на наступление родов у домашних животных разных видов; уяснить анатомо-топографические взаимоотношения плода и родовых путей, обусловливающие нормальное течение родов, появление схваток и потуг; усвоить акушерскую терминологию: положение, предлежание, позиция и членорасположение плода при нормальных родах. Надо знать, какие встречаются отклонения от нормы в расположении плода при родах, и какие приемы акушерской помощи при этом необходимо применять.

Следует помнить, что при нормальном течении родов нужно только наблюдать и оказывать необходимое содействие роженице, а всякое ненужное вмешательство приносит вред — несвоевременное потягивание плода, разрыв плодных оболочек и пр. Необходимая помощь при родах должна проводиться с тщательным соблюдением правил асептики и антисептики (обработка рук, инструментов и пр.).

Очень важно разобраться в видовых особенностях течения родов и методах обработки новорожденных и рожениц для сохранения их здоровья и продуктивности.

Роды заканчиваются отделением последа. Затем наступает послеродовой период, характеризующийся переходом организма самки в новое качественное состояние, при котором завершаются все изменения, вызванные беременностью и родами. Для того чтобы создать необходимые условия для нормального течения послеродового периода у животных, необходимо изучить изменения, происходящие в организме самки в этот период, в частности, процессы инволюции половых органов, выделение лохий и т. д.; установить показатели  нормального    течения  и  окончания послеродового периода.

Нормальное течение родов, профилактика заболеваний рожениц и новорожденных обеспечиваются правильной постановкой родовспоможения в хозяйстве путем организации родильных отделений. В современном родильном отделении рекомендуется строить боксы (денники) для отела (размер 3х3, высота стен 1,8 м). Коров переводят в них за сутки до отела и выводят через 1—5 суток после родов. В родильных отделениях, как правило, работают лучшие кадры животноводов.

Вопросы для проверки усвоения материала:

  1. В чем выражаются предвестники родов?
  2. Что такое схватки и потуги?
  3. На какие три периода разделяется родовой акт?
  4. Подготовка животных к родам и оказание помощи при нормальных и патологических родах.
  5. Какова продолжительность родов у разных видов сельскохозяйственных животных? В чем выражается санитарная обработка роженицы и новорожденного?
  6. Почему рекомендуется строить родильные боксы для отела коров?
  7. Каковы показатели нормального течения послеродового периода, его продолжительность у самок разных видов животных и как организовать кормление, содержание и уход за роженицами в послеродовой период?
  8. Как организовать уплотненные окоты, отелы и опоросы?

Выполните тестовые задания.  Закончите фразу.

1.Роды, протекающие в средние сроки плодоношения______________

2.Отношение продольной оси тела плода к продольной оси тела матери _________________.

      3.Отношение анатомической области плода к выходу в таз ____________

      4.Отношение спины плода к стенкам живота матери _________________

5.Расположение головы, конечностей и хвоста плода по отношению к туловищу __________________

6.Роды, протекающие по истечении средних сроков плодоношения ______________

7.Роды, наступающие раньше средних сроков плодоношения __________

Тест.

Вариант №1.

  1. Симптомы приближающихся родов:

А. беспокойство самки, стремление к уединению, появление молозива, появление из половой щели плодного пузыря.

Б.расслабление связок и западение крестца, отек половых губ, истечения из влагалища сероватой слизи, появление молозива;

В. Самка лежит, из половой щели появляется плодный пузырь, вымя отечное.

2.Периоды родов:

      А. подготовительный раскрытие шейки матки, выведение плода;

      Б. подготовительный, выведение плода, послеродовой;

      В. подготовительный, выведение плода, последовый.

3. . Отношение спины плода к стенкам живота матери

      А. позиция;

     Б. положение;

     В. Предлежание.

4. Роды, наступающие раньше средних сроков плодоношения

    А. нормальные;

    Б. преждевременные;

    В. Запоздалые.

5. Сокращение мышц матки:

    А. спазм

    Б. потуги

    В. Схватки.

 

Вариант №2.

      1.  Отношение продольной оси тела плода к продольной оси тела матери

           А. позиция;

           Б. положение;

           В. Предлежание.

     2. Перед родами снижается температура тела на 1 – 1,5о С у

           А. собаки

           Б. кошки

           В. Крольчихи

     3. Сокращения мышц диафрагмы и живота

          А. спазм

          Б. потуги

          В. Схватки.

    4. Третий период родов:

          А.последовый

          Б. послеродовой

          В. Разрыв оболочек плода

    5. Пуповину перевязывают у теленка на расстоянии от пупочного кольца:

          А. 2 – 3 см

          Б.  8 – 10 см

          В.  4 – 6 см.

Вариант №3.

1.Отношение анатомической области плода к выходу в таз

      А. позиция;

                Б. положение;

                В. Предлежание.

2.Роды, протекающие в средние сроки плодоношения

  А. нормальные;

  Б. преждевременные;

  В. Запоздалые.

3.Родовой процесс состоит из периодов

А. подготовительный раскрытие шейки матки, выведение плода;

                Б. подготовительный, выведение плода, послеродовой;

                В. подготовительный, выведение плода, последовый.

4.Теленка выпаивать в первые дни после родов нужно из:

А.миски

Б.ведра

В.сосковой поилки.

5.Пуповину перевязывают у жеребенка на расстоянии от пупочного кольца:

          А. 2 – 3 см

          Б.  8 – 10 см

          В.  4 – 6 см.

Вариант № 4.

1. Расположение головы, конечностей и хвоста плода по отношению к туловищу

        А. предлежание;

                  Б. членорасположение;

                  В. положение.

               2. Роды, протекающие по истечении средних сроков плодоношения

  А. нормальные;

  Б. преждевременные;

  В. Запоздалые.

              3. Сокращение мышц матки:

                 А. Схватки

                 Б. потуги

                 В. спазм.

              4. Роды у коров называются

                  А. окот

                  Б.  окрол

                  В.  Отел.

             5. Пуповину перевязывают у поросенка на расстоянии от пупочного кольца:

  А. 2 – 3 см

  Б.  8 – 10 см

  В.  4 – 6 см.

Вариант №5.

     1. Второй период родов:

          А. подготовительный

          Б.выведение плода

          В. Последовый.

     2. Роды у свиней называются

                  А. окот

                  Б.  окрол

                  В.  опорос.

     3. Сокращения мышц диафрагмы и живота

          А.  потуги

          Б. спазм

          В. Схватки

    4. Физиологический процесс при котором из матки выводится зрелый плод и околоплодные оболочки

            А. беременность

            Б. роды

            В. Послеродовой.

     5. Пуповину перевязывают у ягнят на расстоянии от пупочного кольца:

  А. 2 – 3 см

  Б.  8 – 10 см

  В.  4 – 6 см.

Ответы на тест:

  1. Нормальные
  2. Положение
  3. Предлежание
  4. Позиция
  5. Членорасположение
  6. Запоздалые
  7. Преждевременные.

Ответы на карты – тесты.

Вариант №1.

1 – б; 2 – в; 3 – а; 4 – б; 5 – в.

Вариант №2.

1 – б; 2 – а; 3 – в; 4 – а; 5 – б.

Вариант №3.

1 – в; 2 – а; 3 – в; 4 – в; 5 – б.

Вариант №4.

1 – б; 2 – в; 3 – а; 4 – в; 5 – в.

Вариант №5.

1 – б; 2 – в; 3 – а; 4 – б; 5 – в.

Раздаточный материал

Виды родов

По срокам наступления :

 Нормальные (средние сроки плодоношения)

 Преждевременные (наступают раньше средних сроков плодоношения)

 Запоздалые (наступают по истечении средних сроков плодоношения)

По течению – физиологические

                         Патологические (различные нарушения у матери или плода)

Предвестники родов

  1. Разрыхление, расслабление связочного аппарата таза, западение крестца за 12-36 часов до начала родов.
  2. Отек и увеличение вульвы, из половой щели выделяется тягучая, густая слизь за 1-2 дня.
  3. Отек и увеличение молочной железы, наполнение сосков, появление молозива за 1-2 дня.
  4. Укорочение и размягчение шейки матки за 2-3 дня.
  5. Мелкие животные готовят гнезда для родов.
  6. Животные беспокоятся, избегают других животных, ищут укромное место.
  7. У собак снижается температура тела на 1 – 1,5о С.

Нормальное течение родов зависит от:

  1. размеров таза самки
  2. размеров плода
  3. расположения плода.

Периоды родов

Подготовительный – постепенное раскрытие шейки матки, изменение позиции, членорасположения плода и появление слабых схваток.

Выведение плода – полное  раскрытие шейки матки и рождение плода под действием потуг и схваток.

Последовый – под влиянием слабых схваток и потуг изгоняются остатки плодных вод, околоплодные оболочки.

Расположение плода

Положение плода — расположение продольной оси тела плода по отношению к продольной оси тела матери. Продольное расположение правильное; вертикальное и поперечное — патологические.

Позиция плода — расположение спины плода по отношению к спине матери. Верхняя позиция правильная; нижняя и боковые, правая и левая — неправильные.

Предлежание — расположение частей плода по отношению ко входу в таз. Головное и тазовое правильные; брюшное и спинное — патологические.
Членорасположение 
— расположение частей плода по отношению к его туловищу. Правильное членорасположение — то, при котором в родовых путях передние конечности вытянуты, а голова лежит сверху, или когда задние конечности вытянуты, а хвост находится над ними. В момент родов плод устанавливается продольно, в верхней позиции, с правильным членорасположением, головным или тазовым предлежанием.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа учебной практики ПМ 02. «Участие в диагностике и лечении заболеваний сельскохозяйственных животных »

СодержитПаспорт программы профессионального модуляРезультаты освоения профессионального модуляСтруктура и примерное содержание профессионального модуляУсловия реализации программы профессионального мо...

Курс лекций по профессиональному модулю "Участие в диагностике и лечении заболеваний сельскохозяйственных животных"

Курс лекций по теме патоморфологические изменения в организме больных животных...

Конспект учебного занятия по ПМ 02 " Участие в диагностике и лечении заболеваний сельскохозяйственных животных " на тему «Патологоанатомический метод диагностики заболеваний»

В данном конспекте учебного занятия представлена разработка урока по модулю "Участие в диагностике и лечении заболеваний сельскохозяйственных животных" на тему "Патологоанатомический метод диагностики...

Рабочая тетрадь по внеаудиторной самостоятельной работе судентов по ПМ 02 "Участие в диагностике и лечении заболеваний сельскохозяйственных животных"

Рабочая тетрадь по внеаудиторной самостоятельной работе для студентов 4 курсаПМ 02 «УЧАСТИЕ В ДИАГНОСТИКЕ И ЛЕЧЕНИИ ЗАБОЛЕВАНИЙ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ЖИВОТНЫХ»ПО МДК 02.01  «УЧАСТИЕ В ДИАГНОСТИКЕ ...

Методическая разработка теоретического занятия ПМ 02 Лечебная деятельность Лечение заболеваний щитовидной железы

Методическая разработка теоретического занятия по теме "Лечение заболеваний щитовидной железы"...

Методические рекомендации для выполнения курсовой работы по ПМ 02 "Участие в диагностике и лечении заболеваний сельскохозяйственных животных"

В данной методической разработке описаны общие сведения о написании курсовой работы, а именно орагнизация выполнения, содержание и ход выполнения, методика и оформление курсовой работы, а также критер...

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ПРОХОЖДЕНИЮ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ модулю ПМ-2 «Участие в диагностике и лечении заболеваний сельскохозяйственных животных»

Методические указания для выполнения производственной практики студентов специальности   36.02.01  «Ветеринария»...