Сублингвальное введение лекарственных веществ собакам в экстренных ситуациях
статья

Функ Татьяна Оттовна

Ввести в организм животного лекарственный препарат можно различными путями: энтерально (пепорально, ректально), парентерально (подкожно, внутримышечно, внутривенно, внутрикостно, внутрибрюшинно, внутритрахеально и т.д.). Одним из современных способов является сублингвальное введение как надежный энтеральный путь оказания экстренной ветеринарной помощи.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Сублингвальное введение лекарственных веществ собакам

в экстренных ситуациях

Федотова Виктория Владимировна, студентка

                                       ГБПОУ РО «Константиновский техникум  агроветтехнологий

                                                  и управления (КСХТ)» г. Константиновск Ростовская обл.

Тимошевский Кирилл Андреевич, студент

                                       ГБПОУ РО «Константиновский техникум  агроветтехнологий

                                                  и управления (КСХТ)» г. Константиновск Ростовская обл.

Песоцкая Лидия Ивановна, преподаватель

                                       ГБПОУ РО «Константиновский техникум  агроветтехнологий

                                                  и управления (КСХТ)» г. Константиновск Ростовская обл.

Функ Татьяна Оттовна, преподаватель

                                       ГБПОУ РО «Константиновский техникум  агроветтехнологий

                                                  и управления (КСХТ)» г. Константиновск Ростовская обл

Главной  задачей инновaционного обрaзования является освоение aнaлитичеcкoго мышления, caмоpaзвитие, caмоcoвершенствoвание. Aнaлизиpyя иннoвaции в oбpaзовaнии, мы решили  использовать  исследовательские методы. В результате  обучающиеся yчятcя определять  aктyaльнocть пpoблeмы, пyти ее peшeния, выбиpaть мeтoдики для экcпepимeнтa, пpoвoдить oпыты, дeлaть лoгичecкиe вывoды, oпpeдeлять пepcпeктивы дaльнeйшeгo иccлeдoвaния в дaннoй oблacти.  Основными  методами и приемами, необходимыми для исследования являются oпыты, бeceды, мoдeлиpoваниe cитyaций.

В ветеринарии нередко возникает необходимость дать животному медикаментозные средства, обеспечивающие успешное лечение. От способа введения лекарства зависит скорость наступления терапевтического эффекта, его сила и продолжительность. Решить, как дать лекарство собаке, чтобы обеспечить максимальный результат, может только ветеринарный специалист.

Ввести в организм животного лекарственный препарат можно различными путями: энтерально (пепорально, ректально), парентерально (подкожно, внутримышечно, внутривенно, внутрикостно, внутрибрюшинно, внутритрахеально и т.д.). Одним из современных способов является сублингвальное введение как надежный энтеральный путь оказания экстренной ветеринарной помощи. Подъязычная область чрезвычайно интенсивно кровоснабжается, имеет множество поверхностно расположенных капилляров, поэтому обладает высокой всасывательной способностью. Пресистемной элиминации лекарства при этом способе введения не происходит. Этот метод используется при экстренной терапии, например нитроглицерин, принятый под язык, начинает оказывать действие уже через 1 – 2 минуты.

Сублингвально могут применяться вещества почти в любой выпускаемой форме, поскольку они легко вступают во взаимодействие со слюной во рту. Таким образом могут использоваться препараты, выпускаемые в виде порошка, в жидкой форме или в форме аэрозоля:

- сублингвальные таблетки – легко тают во рту, растворяются быстро и практически без остатка (таблетки нитроглицерина, противорвотные средства (ондансетрон));

- сублингвальные полоски – похожи на таблетки тем, что они так же легко тают во рту и быстро растворяются;

- сублингвальные капли -  концентрированный раствор, который следует закапывать под язык, как некоторые препараты от кашля с никокодеином;

- подъязычный спрей – определенные лекарственные средства для ветеринарных целей в виде аэрозоля.

Когда химическое средство попадает на слизистую оболочку под языком, оно всасывается, но для ускорения действия препарата его можно ввести в область уздечки в толщу сплетения на глубину от 0,5 до 1,5 см (парентерально подъязычное введение).

Поскольку соединительная ткань под эпителием содержит множество капилляров, вещество затем диффундирует в них и попадает в венозный кровоток. Вещества же, всасываемые в кишечнике, подвергаются эффекту первого прохождения через печень, прежде чем попадут в общий кровоток. В связи с этим сублингвальное введение имеет определенные преимущества перед пероральным приемом лекарственных средств. Сублингвальное введение лекарственного средства гарантирует, что вещество будет подвергаться риску разложения только ферментами слюны перед попаданием в кровоток, когда при пероральном способе вводимые препараты подвергаются воздействию ферментов при прохождении через враждебную среду желудочно-кишечного тракта, что может привести к снижению их эффективности. Кроме того, как уже говорилось выше, после всасывания из желудочно-кишечного тракта лекарства попадают в печень, где могут значительно измениться – это известно как эффект первого прохождения через печень. Из-за снижения лечебного эффекта при прохождении лекарства  через ЖКТ некоторые лекарственные вещества лучше применять сублингвально.

Производственную практику по ПМ 02 Участие в диагностике и лечении заболеваний сельскохозяйственных животных мы проходили в ветеринарной клинике «ВетСити» в городе Волгодонске.

При прохождении практики мы обратили внимание на то, что часто в клинику привозили собак и кошек с тяжелыми травмами, так как некоторые владельцы не считали нужным выводить собак гулять на поводке. Кроме того, участились случаи попадания в ветеринарную клинику собак мелких и крупных пород с диабетической комой и отравлениями, поскольку догхантеры в городе травили собак и чаще всего отравой для крыс, которая содержала антикоагулянты. В ветеринарной клинике при необходимости быстрого введения лекарственных веществ в организм животного, в том числе при экстренных случаях, чаще всего рекомендуют внутривенное вливание, однако это бывает трудно или невозможно выполнить по ряду причин, к которым относится тромбоз и спаивания вен (например, при коллапсе, шоке), глубокое их залегание и трудность нахождения (у собак мелких пород, кошек), тяжелые травмы конечностей. Кроме того, этот способ введения лекарственных веществ требует определенных навыков и обстановки, обеспечивающей стерильность и освещенность. Поэтому с разрешения руководителя практики от предприятия Борисовой О. Н. в экстренных случаях мы использовали сублингвальное введение лекарственных веществ, которое в ветеринарии используется редко и в основном в экстренных случаях. Сублингвально мы вводили глюкозу при гипогликемии лабрадорам, спрей нитроглицерина или таблетку валидола при  сердечной патологии, спрей сульбутамола при затруднении дыхания и т. п. Сублингвальное введение обеспечивает быстрое действие лекарственных препаратов, однако длительность такого эффекта, как правило, была краткосрочной и призвана скорее купировать острое состояние, чем обеспечивать длительное улучшение.

Из всего этого мы сделали вывод, что использование сублингвального введения лекарственных средств имеет следующие преимущества:

- относительно быстрое начало действия по сравнению с пероральным путем введения;

- удобство применения;

- возможность снижения лечебной дозировки из-за высокой биологической доступности лекарственных препаратов и снижения их побочных эффектов;

- возможность использования в чрезвычайных ситуациях, например, при болевых спастических синдромах, приступах стенокардии и астмы.

Несмотря на все преимущества, мы не можем не отметить недостатки:

- при подъязычном введении лекарственных веществ можно вводить вещества с высокой степенью всасывания (нитроглицерин, клонидин, нифедипин);

- избыточное выделение слюны при рефлекторной стимуляции механорецепторов полости рта может спровоцировать заглатывание лекарства;

- нельзя вводить препараты, раздражающие слизистую оболочку ротовой полости.

Список источников:

  1. Болезни собак / А. Д. Белов [и др.]. – М.: Колос, 2015. – 367 с.
  2. Ветеринарная фармакология / Н. Г. Толкач [и др.]: под общ. ред. Н. Г. Толкача. – Минск: Вышэйшая школа , 2013. – 334 с.
  3. Общая фармакология / Е. И. Михайлова [и др.]. – Гомель ГомГМУ, 2020. – 54 с.
  4. Терапевтическая техника при внутренних незаразных болезнях / сост.: Т. Н. Бабкина, Н. В. Ленкова. – Персиановский: Донской ГАУ, 2019. – 101 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока – ролевой игры: "Влияние лекарственных веществ на организм человека на примере действия ацетилсалициловой кислоты"

Методическая разработка урока - ролевой игры: "Влияние органических лекарственных веществ на организм человека на примере анализа действия ацетилсалициловой кислоты". Дисциплина "О...

Манипуляционная техника введения лекарственных веществ

В материалах доклада в Школе педагогического мастерства представлен сборник алгоритмов по технике выполнения инъекций...

Рабочая тетрадь для самостоятельной работы студентов по теме «Применение парентерального пути введения лекарственных веществ»

Студенты специальностей «Сестринское дело», «Лечебное дело», «Акушерское дело» должны быть подготовлены к выполнению врачебных назначений и оказанию неотложной помо...

Практическое занятие Тема «Изготовление капель, содержащих одно или несколько лекарственных веществ. Изготовление спиртовых капель»

Методическую разработку  можно  использовать для проведения  практического  занятия по теме  на  дисциплине  МДК 02.01 «Технологии  изготовления лекарстве...

Опорный конспект для студентов "Психологическая помощь в экстренных ситуациях"

Материалы необходимы студентам для самостоятельной подготовки по дисциплине психология. Представляют собой симптомы реакций человека в экстремальной жизненной ситуации и практические рекомендации по о...

Частотные отрезки в названиях лекарственных веществ и препаратов

Методическая разработка практического занятия по дисциплине ОП.01 Основы латинсколго языка с медицинсклй терминологией. Размещены: теоретический материал с таблицами, задания для самостоятельной...

Учебный материал ТЗ 2 "Получение и создание лекарственных веществ"

Учебный материал предназначен для дистанционного изучения студентами 2 курса специальности Фармация...