Методические материалы
методическая разработка


Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Республики Бурятия

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Бурятский аграрный колледж им. М.Н.Ербанова»

Кижингинский филиал

МЕТОДИЧЕКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА

Тема: «Сорные растения плюсы и минусы»

ОПД 09. Основы агрономии

специальность 35.02.16. «Эксплуатация и ремонт сельскохозяйственной техники и оборудования»

Выполнила:

преподаватель:

Вишнякова Г.В.

с. Кижинга

Пояснительная записка

В условиях введения и реализации федеральных государственных образовательных стандартов при подготовке специалистов среднего звена большое значение придается осуществлению новых подходов к преподавания учебных дисциплин и профессиональных модулей: компетентностному, личностно-ориентированному, системно-деятельностному.

Методическая разработка занятия по ОПД 6. Общей профессиональной дисциплине «Основы Агрономии», разработана по теме урока «Сорные растения», которая входит в раздел «Биологические основы агрономии». Занятию отводится 2 часа, проводится с обучающимися 2 курса, по специальности «Механизация сельского хозяйства».

Одной из компетентностей, которую должен освоить выпускник среднего профессионального учебного заведения по специальности «Механизация сельского хозяйства» является способность осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

Некоторым обучающимся в процессе проведения занятия требуется помощь в обработке информации, темп деятельности выдерживается средний. Обучающиеся могут действовать самостоятельно и нерациональным, и творческим способами. Для составления урока была использована информация из учебной литературы:

1. Учебник: Н.Н. Третьяков «Основы агрономии»

2. Материалы Интернет-сайтов

Также использованы: Гербарные образцы, фотографии, плакаты, муляжи с/х продукция (фрукты, овощи, зерно), карточки, компьютер, проектор

При проведении открытого урока используется презентация, сопровождающая информацию преподавателя и указания по действиям на уроке.

Оценку за работу в конце урока обучающиеся выставят себе сами, ответив на вопросы «обратная связь».

План урока

Преподаватель Вишнякова Галина Витальевна

специальность 35.02.16. «Эксплуатация и ремонт сельскохозяйственной техники и оборудования»

(код, название полное)

Группа:22

Дата:

Дисциплина:

ОПД 06. Основы агрономии

Тема урока:

Сорные растения

Тип урока:

Урок усвоения новых знаний.

Задачи

Сформировать понятие о сорных растениях как обязательной части растительности и роли сорняков в сельском хозяйстве

Цели урока:

Обучающая:

- сформировать понятие о сорных растениях сельскохозяйственных посевов; доказать, что сорные растения наносят культурным растениям ощутимый вред, выражающийся снижением урожайности и качества урожая; сформировать представление о мерах защиты культурных растений от сорняков.

Развивающая:

- развивать мышление у обучающихся при изучении нового материала;

- создать условия для развития умственных, коммуникативных способностей обучающихся;

- способствовать развитию памяти, речи и технологического мышления в ходе урока.

Воспитательная:

  1. - формирование личностного интереса к получению новой информации и ценностного отношения к предмету.

- создание атмосферы, способствующей воспитанию личности 

- воспитание поведенческих качеств личности таких как исполнительность, трудолюбие, уверенность в себе;

- подвести обучающихся к понимаю того, что от уровня знаний зависит будущий урожай.

Используемые педагогические технологии:

- элементы информационно - коммуникативных, личностно-ориентированных технологий, технологий проблемного обучения.

Материальное оснащение:

Гербарные образцы, образцы семян сорных растений, учебник: Н.Н. Третьяков «Основы агрономии», плакаты, муляжи с/х продукции (фрукты, овощи, зерно), карточки, компьютер, проектор.

Вид урока:

· урок – лекция, частично - поисковый

Методы обучения:

· словесный;

· демонстрационный;

· объяснительно – иллюстративный.

Формы обучения:

 Фронтальная, парная

Методы контроля:

Опрос, тестирование.

Время

90 минут.

Место проведения:

Кабинет теоретического обучения №13.

Междисциплинарные связи:

 Биология, История

МДК 01.04. Технологии механизированных работ в растениеводстве

Ход занятия.

I. Изучение нового материала.

1. Понятие о сорных растениях (рассказ).

Сорняки растут не везде,

а только там, где они не нужны. (М. Генин)

Сегодня мы проводим урок по теме: «Сорные растения и их плюсы и минусы». Кто уже догадался, о чём мы будем сегодня говорить?

Предполагаемый ответ. Мы будем говорить о сорных растениях.

Давайте разберёмся с целями урока, узнаем, что вы должны будете сегодня узнать?

Вы должны будете:

  1. Узнать какой вред приносят сорные растения.
  2. Узнать их биологические особенности.
  3. Понять и запомнить способы борьбы с сорными растениями.

Цели вывешиваются на доске.

И ещё я хочу, чтобы вы сегодня научились дружить, помогать друг другу слушать друг друга, так как мы будем работать парами.

Итак, в теме урока прозвучало слово «сорняки». Скажите, какие растения мы называем сорняками.

Сорными называют такие растения, которые не возделываются человеком, но засоряют посевы сельскохозяйственных культур и другие угодья.

Засорители – растения, относящиеся к культурным видам, но не возделываемые на данном поле и засоряющие посевы основной культуры.

На территории России произрастает около 1500 видов сорных растений из них 400видов ядовитые. Праздник сорняков 19 июня- Пропольник. В этот день сорняки не проклинают, а почитают как магические атрибуты Матушки-Земли. Ведь недаром сорняки красуются на картинах известных художников. В Русском музее и Третьяковской галерее хранятся два этюда художника И.И. Шишкина, посвященные растению-сорняку. Один из них называется «Сныть-трава».

Понятие «сорные растения» относительно, зависит от места произрастания растения. Примеры относительности: взять, к примеру, льнянку обыкновенную. В народе растение это зовут львиным зевом. Бороться с ней трудно, она очень быстро размножается корневыми отпрысками. Но в то же время это - лекарственное растение, нужное людям. И пчелы любят посещать ее (она одно из медоносных растений).

2. Вред сорных растений.

Работая в парах, дайте ответ на вопрос: «В чем заключается «вред» сорных растений?

Снижается урожайность и ухудшается качество продукции. Конкуренция с культурными растениями за свет, воду, питательные вещества.

На сильно засорённых участках может быть снижение урожая в 1,5-2 раза

Корни сорняков более развиты, чем у культурных растений (у осота, хвоща корни проникают до глубины 5,5-7,5 м). Полынь поглощает воды в 2 раза больше, чем пшеница.

Потребление элементов питания сорняками значительно более интенсивное. Хвощ полевой – потребляет в 5-7 раз больше, чем озимая пшеница, следовательно, при высокой засорённости большая часть удобрений может уходить на “прокорм” сорняков.

На сорняках размножаются вредители и сохраняются возбудители болезней.

Затенение от сорняков снижает эффективность фотосинтеза культурных растений, уменьшает содержание белка в зерне. Ухудшается качество продукции. Многие сорняки и их семена ядовиты. Хвощ, лютик в сене вызывают отравление животных. Некоторые сорняки вызывает аллергию (амброзия).

Совместно формируем вывод об отрицательной роли сорных растений:

1. Угнетение жизнедеятельности выращиваемых растений.

2. Снижение качества урожая.

3. Истощение почв.

4. Заросли сорняков – первичные резерваты вредителей и болезней с/х растений.

Ликвидация сорных растений – первейшая задача в обеспечении высокой культуры земледелия.

3. Биологические особенности сорных растений (рассказ, беседа)

Какой вред приносят сорные растения сельскому хозяйству?

— Действительно, сорняки «вступают в борьбу» с культурными растениями за пищу, влагу и свет. Например, овсюг берёт из почвы воды в полтора раза больше, чем овёс, а лебеда — в два-три раза больше, чем просо, кукуруза.

Многие сорняки имеют очень развитые корни. Корни осота розового проникают в почву на глубину 4-6 метров.

Сорняки теснят культурные растения и затеняют их, отчего стебли культурных растений сильно вытягиваются, становятся тонкими, легко полегают.

— Ребята, видели ли вы сорняки, которые обвивают стебли культурных растений?

— Видели. Это вьюнок полевой, он обвивает стебель ржи.

— Такие сорняки, как вьюнок, гречишка вьюнковая, вызывают полегание хлебов, что затрудняет механизированную уборку урожая.

Но есть сорняки — паразиты: они прикрепляются присосками к корням или стеблям растения — хозяина и высасывают из него питательные вещества, в результате чего культурное растение истощается и гибнет. К таким паразитам относятся повилика и заразиха подсолнечная.

Заразиха подсолнечная паразитирует на корнях подсолнечника, повилика — на стеблях клевера, малины, крыжовника.

Многие виды насекомых сначала поселяются на сорняках и размножаются на них, а затем переходят на культурные растения и повреждают их. На листьях вьюнка, лебеды и осота откладывают яйца бабочка озимая совка, её гусеницы перебираются на всходы озимых и сильно повреждают их.

На сорняках развивается множество грибов — паразитов (ржавчина, головня, мучнистая роса, споры, которых вызывают заболевание культурных растений.

Семена некоторых сорняков (кукола, плевела, белены, перемалываясь вместе с семенами культурных растений в муку, снижают её качество.

Многие сорняки (полынь, дикий чеснок, попадая в корм, ухудшают качество молока.

Сорняки очень приспособлены к жизни. Птичья гречишка, ромашка душистая, подорожник прекрасно растут вдоль дороги, по обочинам канавы. Встречаются они и на поле, чаще по его краям.

— А как могли попасть эти растения на поле?

Семена сорняков вместе с почвой, приставшей к колёсам трактора, к обуви людей или к ногам животных, переносятся в разные места, и таким путём могут попасть на поле. Они попадают в почву при посеве плохо очищенных семян культурных растений, со свежим навозом, разносятся ветром и животными. Огромное количество семян сорняков при созревании осыпается в почву, а так как не все они прорастают в тот же год, то они накапливаются массами в почве.

1) Плодовитость. С 1 м2 осота жёлтого семян хватит для того, чтобы засеять 10 га. 

Максимальная плодовитость у основных сорных растений следующая: амброзии полыннолистной — 87,9 тыс. семян на одно растение, белены черной — 446,5, горчицы полевой — 32, горца вьюнкового — 65,5, дурмана обыкновенного — 45,5, курая обыкновенного — 311,9, мари белой — 430,0, пастушьей сумки — 273,6, портулака огородного — 3 млн., проса куриного—176,6 тыс., резеды желтой — 410,5, циклахены дурнишниколистной — 179,1, щетинника.

2) Разнообразные способы распространения. Семена сорняков похожи по форме и размеру с семенами культурных растений, поэтому тяжело отделить при сортировке.

3) Высокая жизнеспособность семян. Семена сорняков, оставаясь в почве, много лет способны сохранять всхожесть.

4) Растянутое прорастание.  

5) Способность размножаться вегетативно.

Особенность многих видов сорняков является способность к вегетативному размножению от корней (корневищ, луковиц, клубеньков), называемых корнями размножения. Высокая экологическая пластичность в данном случае обусловлена количественным обилием корней или их частей и высокой регенерирующей способностью к размножению. Глубина залегания значительной части таких корней не ограничивается пахотным слоем и способна доходить до глубины 1-2 м. Что обеспечивает защиту сорных растений от истребления почвообрабатывающими орудиями.

У пырея на 1 м2 длина корневищ до 500 м, их масса -2,9 кг/м2; обломки корней дают новые растения.

6) Раннее созревание. Семена осыпаются до начала уборки; недозрелые семена сохраняют всхожесть

4. Типы сорных растений.

Демонстрация гербария. Практическая работа в группах по теме. Цель работы: определить и описать наиболее распространенные сорные растения. Данные зафиксировать в рабочей тетради.

5. Классификация сорняков.

а) по способу питания

б) по продолжительности жизни

в) по способу размножения.

По способу питания: паразиты, непаразиты (фотосинтезирующие) – наиболее распространены, полупаразиты.

По продолжительности жизни: малолетние, двулетники – цикл развития – 2 года (донник жёлтый, чертополох), многолетние – живущие более 2 лет, размножаются семенами и вегетативно.

6. Пословицы и поговорки про сорняки.

Дай волю осоту, и огурцов на белом свете не станет.

Где сорняк цветёт, там хлеб вянет.

Сорняки в поле оставили, урожай убавили.

Афоризмы и цитаты про сорняки.

Что такое сорняк? Растение, польза которого еще не открыта. (Ральф Эмерсон)

Они знают, это факт, где расти, как нас одурачить, как замаскироваться под самое полезное растение, и поэтому я заключаю, что у сорняков есть мозги. (Дайанн Бенсон)

Сорняк (басня в стихах).

Среди собратьев на песочной куче

Сорняк ютился тощий и колючий.

Томимый жаждой, в вечной тесноте

Он ненавидел все растенья те,

Что наливались соком на свободе

На клумбе и на грядках в огороде:

«Меня тут тля грызет, и солнце жжет,

А их от бед хозяйка бережет

От тли опрыснет, грунт взрыхлит, прополет,

Польет из лейки теплою водою…

А я весь высох, из песка торчу!

Я тоже в огороде жить хочу!»

Но жук ему сказал: «Не думай даже!

Ведь каждый там не просто так посажен.

Взгляни-ка, друг, еще раз за забор:

Вот роза, чтоб пленять хозяйский взор,

А вот клубника, чтоб зимой в варенье

Дарить хозяйке удовлетворенье.

Вот помидоры, чтоб крошить в салат,

Солить их в банках и варить томат.

Вот всей семьи кормилица – картошка,

Вот валерьяна для хозяйской кошки…

А прочим всем, кто пользы не несет,

Хозяйка тяпкой голову снесет.

Есть польза от тебя, скажи мне честно,

Даришь плоды иль украшаешь место?»

«Расту и всё!» «Так, братец, не пойдёт –

Не получает тот, кто не даёт!»

И люди есть, что сорнякам подобны –

Завистливы, жадны́, никчемны, злобны,

Всё думают, что им кругом должны,

А сами не милы и не нужны.

7. Борьба с сорняками

Итак, ребята, мы с вами узнали о большом вреде сорняков. Как же ведут борьбу с ними?

Давайте уточним, почему нужно уничтожать сорные растения, то есть какой они приносят вред.

  1. Сорные растения развиваются быстрее культурных растений и поэтому закрывают их от солнца.
  2. Сорные растения высасывают из почвы влагу.
  3. Сорные растения забирают из почвы элементы питания.
  4. На сорных растениях поселяются вредители и болезни, которые могут перейти на культурные растения.

Прежде всего, необходимо сеять семена, очищенные от семян сорняков. Надо обкашивать обочины дорог, проводить прополку, особенно химическими средствами — гербицидами, применять систему обработки почвы, способствующую уничтожению сорняков.

8. Полезные сорные растения (рассказ)

Оказывается:

- сорняки очищают воздух;

- служат кормом для диких и домашних животных;

- являются пищевым продуктом для людей;

- полезны своими лекарственными свойствами;

- это сырьё для изготовления косметики;

- это плацдарм для появления на свет таких насекомых, как бабочки;

- это средство от вредных насекомых, и одновременно бытовой краситель и садовое удобрение;

- сорняки - отличные медоносы, они привлекают в сад насекомых, опыляющих "заодно" и садовые растения.

Рассказ про пырей.

Пырей

Нет ни одного огорода, чтобы он не рос.

Нет ни одного заболевания, чтобы он не лечил, начиная с глаз и кончая онкологией.

Им лечатся все дикие животные, кошки и собаки.

Для человека он бесценен тем. Что восстанавливает нарушенный обмен веществ.

Его корневища содержат инулин, гликозиды, сапонины, органические кислоты, аскорбиновую кислоту, каротин, микроэлементы и многое другое.

Настой и отвар корневищ применяют при водянке, отеках различного происхождения, цистите, недержании мочи, камнях в почках и желчном пузыре, всех заболеваний легких, почек, хронических бронхитах, болезнях кишечника, сахарном диабете, гипертонии.

Отвары из пырея снижают холестерин в крови, укрепляют стенки сосудов.

Пырей очищает кровь и регулирует солевой обмен.

Пить его нужно по пол стакана три раза вдень за полчаса до еды.

Корни пырея употребляются как болеутоляющее средство при подагре, ревматизме, люмбаго, различных артритах.

Сок и отвар свежего растения можно принимать в течение лета, он хорошо помогает при частичной потере зрения. Корень пырея лечит остехондроз, дисфункцию яичников у женщин, туберкулез легких, экссудативный диатез, фурункулез.

Противопоказаний к его приему нет. Когда собирать пырей.

Лучшее время – весна и осень. После сбора корневища нужно хорошо промыть от земли и просушить.

Отвар готовиться так: 2 ст. ложки мелко нарезанных корневищ пырея нужно залить стаканом кипятка и прокипятить ещё 7 минут. Настоять несколько часов, затем процедить. Пить до еды по трети стакана 2-3 раза в день.

При кожных проблемах хорошо принимать ванны с отваром пырея. На 2 л воды добавить 100 гр корневищ и прокипятить 20-30 минут, настоять и вылить в приготовленную ванну.

Сообщения обучающихся о полезных свойствах сорняков.

II. Закрепление. Викторина по теме «Сорные растения». (Работа по парам).

Загорается слайд «Задание»

Задания для каждой пары.

1.А теперь посоветуйтесь и вместе выполните задание. У вас на столах есть карточки, там напечатаны начала предложений по вреду сорных растений, вам следует их продолжить.

  1. Сорные растения высасывают из почвы …………… .
  2. Сорные растения отбирают у культурных …………. ……………
  3. Сорные растения являются разносчиками …………… и …………..

2.Обведите кружочком правильный ответ. Каждое здание оценивается в 1 балл.

1. Как называется сорняк, изображенный на рисунке?hello_html_60cc868c.jpg

1) Лебеда

2) Полынь

3) Крапива

3. Где перечислены только сорняки?

1) Пырей, осот, крапива, астра, картофель.

2) Лебеда, мышиный горох, пырей, полынь.

3) Вьюнок, капуста, лебеда, подорожник.

4. Выберите верные высказывания.

1) Сорняки – это вредные бесполезные растения и их нужно уничтожать всеми способами.

2) Сорняки – это культурные растения, выращиваемые человеком.

3) Сорняки – это растения, которые приносят вред, засоряя сады, огороды, поля, но также имеют много полезных свойств и широко применяются в народной медицине.

5. Какие сорняки можно использовать в приготовлении салатов?

1) Одуванчик, крапива, щавель

2) Щавель, полынь, одуванчик.

6. Этот сорняк незаменим при царапинах, листик этого растения прикладывают к ранке для остановки крови и быстрого заживления.

1) Вьюнок полевой 2) Подорожник 3) Полынь

7. Этот сорняк лучше не брать голыми руками, можно обжечься.

1) Одуванчик 2) Щавель3) Крапива

8. Листья этого сорняка состоят из тысячи зубчатых пёрышек.

1) Тысячелистник 2) Крапива 3) Вьюнок

9. У этого растения стебель стелющийся, покрыт волосками, которые собирают в стебель влагу от полезных растений. Любит расти во влажных местах. Цветочки – мелкие белые.

1) Мокрица 2) Одуванчик 3) Крапива

10. Это самый обычный надоедливый сорняк. Засоряет все без исключения культуры, огороды, поля. Не зря говорят: «Осот да ………….. для посевов беда. В годы войны из этой травы пекли лепёшки, а из семян варили кашу.

1) Вьюнок 2) Мокрица 3) Лебеда

III. Итог занятия.

Весь урок мы изучали сорняки, изучали их плюсы и минусы, узнали способы защиты от них культурных растений. В результате у нас выросли замечательные цветы, которые называются: цветок «Понимания», цветок «Памяти» и цветок «Лёгкости». Только они у нас какие – то невзрачные, я предлагаю сделать их яркими и красивыми. Кому было всё понятно предлагаю закрепить лепестки розового цвета на цветке «Понимания»; кто считает, что усвоил только половину материала – жёлтого цвета; кто ничего не усвоил белого цвета. (Лепестки на всех «цветах» разной формы).

Не забывайте, что все в природе взаимосвязано. Тщательно прополов свой сад, вы помогли цветам земли.

Спасибо за активное участие.

ХОД УРОКА

Этапы урока

Деятельность преподавателя

Деятельность обучающихся

Время (мин)

1 этап

Организационный

Приветствует обучающихся.

Вступительное слово.

Проверяет готовность к уроку.

Приветствуют преподавателя

Готовы к уроку

2

2 этап

Сообщение темы урока

Сообщает тему.

Слушают, записывают дату, тему

2

3 этап

Постановка целей, мотивация учебной деятельности

Подводит обучающихся к постановке целей урока.

Ставит диагностируемые цели урока

Мотивирует обучающихся к процессу учебной деятельности

Ставят предполагаемые цели урока

Слушают

5

4 этап

Актуализация базовых знаний

Задает вопрос обучающимся:

-Назовите известные Вам сорные растения. Что вы о них знаете?

Отвечают на заданный вопрос.

5

5 этап

Изложение нового материала

Ставит перед обучающимися проблемный вопрос, на который предстоит ответить после изучения темы: Назовите положительные и отрицательные качества сорных растений

- В ходе урока использует презентацию.

Размышляют, анализируют

Обучающиеся внимательно слушают и в процессе урока заполняют предложенную в начале урока таблицу

30

6 этап

Первичное закрепление знаний

Работа в паре. Выполнение заданий. Самооценивание.

Обучающиеся отвечают на поставленные вопросы, высказывают своё мнение.

15

7 этап

Подведение итогов

Озвучивает проблемный вопрос, поставленный в начале урока.

Проводит анализ заполненных таблиц

Задаёт вопросы обучающимся:

-Знания, полученные на уроке, пригодятся вам в будущей профессии «Мастер с/х производства»?»

-Озвучивает басню?

-Как вы считаете, достигли ли мы в процессе деятельности на уроке поставленных задач?

Отвечают на проблемный вопрос и аргументируют свою точку зрения

Обсуждают правильности заполнения таблицы.

Думают, отвечают, аргументируют свой ответ.

Думают, анализируют, отвечают

15

8 этап

Рефлексия

Даёт задание:

-Оцените себя в процессе деятельности на уроке с помощью выполненного цветочка (цвет листочка: зелёный – все понятно, желтый – есть затруднения, розовый –всё понятно, было интересно, белый и голубой не понятно, не интересно)

Обучающиеся выбирают и поднимают подходящий смайлик.

10

9 этап.

Домашнее задание

Учебник Н.Н.Третьяков «Основы агрономии» стр.65-69.

Слушают, записывают

3

10 этап

Озвучивает оценки обучающимся

Слушают

3

САМОАНАЛИЗ УРОКА

Данный урок ОПД 09. «Основы Агрономии» является уроком в системе уроков по разделу «Биологические основы агрономии». Тема урока: «Сорные растения плюсы и минусы»

Цели урока:

образовательные: - сформировать понятие о сорных растениях сельскохозяйственных посевов;

-доказать, что сорные растения наносят культурным растениям ощутимый вред, выражающийся снижением урожайности и качества урожая;

- сформировать представление о мерах защиты культурных растений от сорняков,

Воспитательные:

- формирование личностного интереса к получению новой информации и ценностного отношения к предмету.

- создание атмосферы, способствующей воспитанию личности

- воспитание поведенческих качеств личности таких как исполнительность, трудолюбие, уверенность в себе;

- подвести обучающихся к понимаю того, что от уровня знаний зависит будущий урожай.

Развивающие:

- - развивать мышление у обучающихся при изучении нового материала;

- создать условия для развития умственных, коммуникативных способностей обучающихся;

- способствовать развитию памяти, речи и технологического мышления в ходе урока.

В данной группе я поставила следующие задачи

Сформировать понятие о сорных растениях как обязательной части растительности и роли сорняков в сельском хозяйстве.

В результате проведенного урока я предполагала получить следующие результаты:

Это урок усвоения новых знаний. 

При проведении урока я использовала современные образовательные технологии в соответствии с требованиями ФГОС: - элементы информационно - коммуникативных, личностно-ориентированных технологий, технологий проблемного обучения.

Чтобы добиться цели урока, я подобрала: примеры, вопросы, задания, соответствующие  особенностям.

Материал урока оказался  легким, интересным для обучающихся.

В ходе урока была организована индивидуальная, фронтальная, групповая, работа обучающихся.

Наиболее эффективной оказалась проведение викторины, потому что обучающиеся работали парно.

Соотношение деятельности преподаватель – ученик соответствует реализации личностно ориентированного подхода в обучении: применение диалоговых форм общения, создание проблемных ситуаций, осуществление обратной связи, объем и характер самостоятельной работы.

На уроке мною использовались следующие средства обучения: наглядный материал, различные источники информации и др..

Темп урока динамичный..

Распределение времени было рациональное.

Мне удалось уложиться по времени.

Мне было легко вести урок. Обучающиеся включались в работу активно.

Меня порадовали ребята, потому что материал урока был легко усвояемый.

Результаты урока совпадают с целью урока.

Я полагаю, что все обучающиеся могут в будущем распознавать сорные растения, знать способы борьбы с ними, знать их положительные и отрицательные качества сорных растений, что подтверждают результаты самоконтроля и самооценки обучающихся.

Домашнее задание имеет оптимальный объем, поэтому не вызовет затруднения у обучающихся.

Можно сделать вывод, что данная форма урока позволяет наиболее полно изучить тему, организовать равноправное общение, создать благоприятный психологический климат и атмосферу сотрудничества.

 


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Республики Бурятия

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

«Бурятский аграрный колледж им. М.Н.Ербанова»

Кижингинский филиал

Разработка Внеклассного мероприятия

Тема: «Это чудо хлеб»

МДК 01.04. «Технологии механизированных работ в растениеводстве»

для студентов по специальности

35.02.16.  «Эксплуатация и ремонт сельскохозяйственной техники и оборудования»

Разработала: Вишнякова Г.В.

преподаватель

с. Кижинга, 2023

Хлеб - одно из крупнейших открытий

в истории человечества. Он настолько нужен человеку, что, едва родившись на свете,

мы уже не можем без него обойтись.

И так всю жизнь.

В. Н. Ремесло

Тема: «Это чудо хлеб»

Цели:

  1. Учебные:
  1. Обобщение и систематизация знаний по МДК 02.02. «Технологии механизированных работ в растениеводстве», для студентов по специальности «Механизация сельского хозяйства».
  2. Развитие интереса к будущей специальности, интеллектуальных способностей студентов, умения применять знания в нестандартной ситуации, расширение кругозора.
  3. Развивать умение правильного понимания значения хлеба в жизни людей.
  1. Развивающие:

  1. Учить студентов добывать знания из дополнительной литературы, современных справочников и наглядного агитационного материала.
  2. Развивать        поисковую        познавательную        деятельность,        умение действовать самостоятельно, воспринимать и осмысливать знания.
  3. Воспитательные:

  1. Формировать ценностное отношение к трудовой деятельности.
  2. Воспитывать интерес к сельскохозяйственному труду.
  3. Воспитание        товарищества,        взаимовыручки,        ответственности        за порученное дело.

Место проведения – учебный кабинет

Оформление: Книжная выставка «Хлеб – всему голова», стол, накрытый белой скатертью, хлеб и соль на рушнике, выпечка, иллюстрации о хлебе на экране или стене. Диск «Русское поле»

Плакаты: «Хлебушек - от земли, Силушка от хлеба»

«Мы не песню поем - хлебу честь воздаём!»

«Хлеб – батюшка, а земля матушка»

«Матушка рожь кормит всех сплошь»

«Берегите хлеб».

Действующие лица: ведущие, чтецы, студенты, гости.

Ход мероприятия

Звучит песня «Русское поле…, на экране проецируется компьютерная

репродукция с картины И.И.Шишкина «Рожь». (слайд1)

На доске написано: «Слава хлебу на столе!», «Слава труду хлеборобов!»

Преподаватель:

Удивителен запах хлеба!

Этот запах нам с детства знаком,

пахнет хлеб и степью, и небом, и парным молоком!

-Да, поэты, музыканты, художники хлебу славу слагают.

Вот только что вы услышали песню «Русское поле». Музыку к ней написал композитор Ян Френкель, слова песни Инны Гофф.

Торжественно, величаво звучат слова русскому хлебному полю.

А вот репродукция с картины русского художника И.И.Шишкина

«Рожь». Точно море шумит и колышется на полотне необъятное ржаное поле. Кажется, что нет конца, и края этому золотому морю. Уже 100 лет живёт эта картина и волнует людей так же, как и в первый день её создания, потому что она посвящена главному в нашей жизни – хлебу. И наше сегодняшнее мероприятие посвятим хлебу и хлеборобам.

Ваша работа будущих механизаторов сельского хозяйства напрямую связана с работой на земле.

Сегодня мы с вами проведем экскурсию по теме «Это чудо хлеб» которая, напрямую связанная с профессией механизатора. На данный момент профессия механизатора является не менее востребованной, чем прочие сельскохозяйственные специальности.

Не секрет, что хорошему механизатору мало знать теорию – он обязан быть опытным практиком. Грамотный специалист может рассчитывать в будущем на продвижение по карьерной лестнице.

Сегодня гидом и путеводителем буду я ваш преподаватель и агроном по образованию.

Скажите ребята, что означает слово агрономия?

Агроно́мия(от др.-греч. ἀγρός — поле, νόμος — закон) — наука сельскохозяйственного производства растений и грибов;

Основные разделы современной агрономии: земледелие, агрохимия, агрофизика, растениеводство, селекция, семеноведение, фитопатология, сельскохозяйственная энтомология, сельскохозяйственная мелиорацияи др.

Первый блок. История возникновения хлеба

Студент 1: Давным- давно, очень много лет назад, первые люди- смелые и сильные охотники ели длинные зерна в сыром виде, пока не поняли, что зерна можно нагревать и тогда они лучше отделяются от колосьев. Поэтому они вырывали неглубокие ямы, нагревали в них камни и на них клали колосья. Однажды колосья перекалились, поджарились. Кто-то взял, раздробил их и смешал с водой. Сразу же понял, что еда получилась вкуснее. И с того времени люди ели уже кашицу, но это был еще не хлеб.

Прошло еще очень много времени и у человека появилась…(мельница). Человек стал добавлять в тесто дрожжи. 5(слайд)

Студент 2:Древние люди заметили, что брошенное в землю зерно возвращает несколько зерен, что на рыхлой и влажной земле вырастает больше зерна.

Долгое время люди употребляли в пищу, зерна в сыром виде, за тем научились растирать их между камнями, получая крупу, и варить её. Так появились первые жернова, первая мука, первый хлеб. (слайд 6)

Студент 1: Самый древний хлеб, дошедший до наших дней, лепешки из гробницы фараона Ралуса 3. Хлеб почитался очень высоко, ценился всеми народами. Пекари имели большой авторитет. (слайд 7)

Студент 2: В Германии преступника, убившего пекаря, наказывали втрое строже, чем за убийство другого человека.

Тех, кто пек плохой хлеб, строго наказывали: стригли наголо, привязывали к позорному столбу, отправляли в изгнание. (слайд 8)

Студент 1: В Риме стоит 13-метровый величественный памятник древности хлебопеку-мастеру Марку ВергелиюЭвкисану - в виде хлебной корзины. (слайд 9)

Студент 2. История цивилизации — это история хлеба. Ученые полагают, что впервые хлеб в России появился свыше 15 тысяч лет назад. Жизнь наших предков в те далёкие времена была нелегкой. Главной заботой была забота о пропитании. В поисках пищи они – то и обратили внимание на злаковые растения. (слайд 10)

Преподаватель: откуда произошло название хлеб (слайд11)

Выводы: История хлеба совершенствовалась с веками, годами. И в конце концов получился такой хлеб, который мы кушаем каждый день.

Второй блок. Традиции и обычаи

Преподаватель. Давайте поговорим какие традиции и обычаи вы знаете связанные с хлебом

Традиции бурят

У русских казаков буряты переняли опыт хлебопашества. Если у русских основным занятием было земледелие, то у бурят оно являлось побочным. Хотя земли для распашки было много, но деревянной сохой трудно было одолеть участки с сильной дерниной. Поэтому русские корчевали лес и засевали участки яровой рожью (ярицей). Кроме нее имелись небольшие площади под пшеницей и овсом. Пшеничный хлеб пекли только по праздникам и другим торжественным дням.

Буряты также сеяли ярицу, а пшеница и овес почти отсутствовали в посевах, зато посевы ячменя были значительны, так как ячменное зерно шло на заготовку замбы и варки супа. Посевные площади у зажиточных русских достигали до 20 десятин. У бурят посевная площадь была поменьше: трудолюбивые засевали до 5 десятин, а лентяи – не более 1 десятины. Все семьи бургалтайских бурят имели небольшие участки пашен. Те буряты, которые собирали зерна больше, чем необходимо семье, излишки его

(ячмень) продавали или обменивали на топленое масло бурятам Верхней Закамны, где зерновые не созревали.

Из квашеного теста научились выпекать в печи "русский хлеб", печьшаньги ватрушки с творогом, ягодами, картофелем.

Традиции славян.

В древние времена у славян существовал такой обычай: люди, которые вместе переломили хлеб, становятся друзьями на всю жизнь. Хлеб считался послом всего мира и дружбой между народами. Впрочем, такое предположение остается по сей день.

Среди всех продуктов питания именно хлебу всегда отводилась главная роль. Ни одно торжество, ежедневный прием пищи не обходятся без хлеба, ведь ни одно застолье не сможет в полной степени насытить без этого мучного изделия.

С хлебом было принято провожать на фронт и встречать солдат с войны. Также хлебом поминали тех, кто умер. У каждого человека был свой хлеб и для каждой ситуации особенный. Однако все без исключения уверены, что хлеб — это вдохновение и жизнь. На праздничном столе именно хлебу отводилось отдельное особое место. Дорогих гостей всегда встречали красивым караваем и солью. Не каждый знает, что по традиции, каравай необходимо разломить, потом попробовать самому и раздать другим людям. Также, принимая соль на рушнике, хлеб принято целовать.

Хлеб и соль — традиционные символы праздников. Хлеб да соль символизируют мир, тепло домашнего очага.

Когда в старину о человеке хотели сказать, что он гостеприимный, говорили так: «Дом, как чаша полная-хлеб, соль со стола не сходят». Если в дом заходил посторонний и заставал хозяев за обедом, то как правило, он приветствовал их словами: «Хлеб да соль». Хозяин на это отвечал: «Хлеб кушать милости просим».

На новоселье их приносят гости с пожеланиями процветания и здоровья в доме.

На Севере, в Мурманской и Архангельской областях на новоселье принято печь козули — это старинное обрядовое печенье из ржаного теста, разновидность пряников.

На Кубани считается, что дом помогут очистить зерно и квашня — горшочек с тестом.

С хлебом связано много обрядов. У восточных и западных славян было принято класть хлеб перед иконами, как бы свидетельствуя этим о своей верности Богу. Хлеб часто использовали в качестве оберега: клали его в колыбель к новорожденному; брали с собой в дорогу, чтобы он охранял в пути.

С хлебом в истории было связанно много любопытных поверий и обычаев. Весной, перед посевом, когда начинали пахать землю, в первую борозду обязательно клали ломоть свежевыпеченного хлеба, чтобы угодить и задобрить  матушку-землю.  В  доме  держали  черствую  буханку  хлеба,

выпеченную в Страстную пятницу, есть её, конечно, не ели, а подвязывали на верёвочке к потолку- целый год будет «отгонять от дома злых духов».

О хлебе много написано книг, стихов, рассказов. Испокон веков наряду со словами Родина, Дружба, Мать, Отец, всегда находился хлеб. Любить и уважать изделие учили с самого детства, чтобы в дальнейшем привить эту любовь семье, в школе или детском саду. У каждого народа исторически сложился свой ассортимент хлеба, который разнообразен по составу и форме. В России самыми популярными были караваи, московский хлеб, ленинградский, ржано-пшеничный из пшеничной муки. В центральной части нашей страны предпочитают ржаной или пшеничный хлеб. Небольшой рассказ Константина Ушинского под названием «Хлеб» повествует о том, как на столе появляется хлеб. Из повествования юные читатели узнают, что из ржаного зерна выпекают чёрный хлеб, из пшеничного – булочки, а из гречки и проса получаются вкусные каши. Но чтобы появились зёрна, крестьянам нужно весной вспахать и удобрить поле, а потом засеять его семенами, летом ухаживать за посевами, а осень косить и молотить. Так что от людей требуется большой труд, прежде чем получить заветные зёрнышки в достаточном количестве. Таким образом, путь хлеба на обеденный стол достаточно длинным получается.

А теперь давайте вспомним пословицы и поговорки о хлебе.

Какие пословицы и поговорки вы знаете?

  • Земля-матушка, хлеб-батюшка.
  • Много снега- много хлеба.
  • Каравай хлеба не свалится с неба.
  • Пот на спине-так и хлеб на столе.
  • У кого хлебушко, у того и счастье.
  • Хлеб наш насущный-хоть черный да вкусный.
  • Худ обед, когда хлеба нет.
  • Не красна изба углами, а красна пирогами.
  • Покуда есть хлеб да вода-все не беда!
  • Хлеб всему голова.
  • Без хлеба нет обеда.
  • - Где хозяин ходит – там и хлеб родит.
  • - Хлеб на стол – и хлеб престол, а хлеба ни куска – и стол доска.
  • - Хлеб в закромах – счастье в домах.
  • - Хлеб – всей жизни голова.
  • - Матушка-рожь кормит всех сплошь, а пшеница – по выбору.
  • - Без хлеба нет обеда.
  • - Хлебушко ржаной – батюшка родной.

Преподаватель:

Не меньшее значение имело, как держать буханку, когда режешь хлеб.

Кто знает, как надо держать буханку хлеба, когда режешь?

В каком-то старом своде было написано: «Не режь хлеб, приложив к грудям». Замечу, что так резали подовый хлеб, круглый, толстый и большой. А прямоугольный и к груди-то не приложишь!

  • Начинать резать нужно только с высокого края – в доме достаток будет.
  • Нельзя на весу резать – к нищете, нужде.
  • Не следует разрезать его во время застолья разными ножами – ссоры не миновать. Если нож забрали, лучше просто ломать хлеб руками.
  • Не разрезают новую буханку после заката солнца – иначе семья будет жить в бедности.
  • После        того        как        отрезали        кусок,        запрещено        оставлять        нож воткнутым в каравай – голодать будете.
  • нельзя оставлять в хлебе нож – не будет удачи;
  • нельзя после обеда оставлять недоеденные кусочки хлеба – они символизируют достаток, поэтому их нужно обязательно доесть; не оставляли надкусанный кусок хлеба.

Скажите ребята, в чем полезные свойства хлеба?

Хлеб - не только один из главных продуктов питания, не только украшение стола в праздники и будни, но ещё и добрый помощник врачей в их борьбе за здоровье человека. Он рекомендуется при заболевании почек, и сердечно- сосудистой системы, гипертонии, гастрите, язвенной болезни.

Вывод: С годами меняется жизнь, традиции и ценности, а хлеб всегда остается самой большой и главной ценностью у всех.

Третий блок. Хлеб и блокада Ленинграда

Не будь хлеба – не было бы и Победы! (слайд 31) Студент 1. «В дыму ленинградское небо,

Но горче смертельных ран. Тяжелого хлеба, блокадного хлеба

Сто двадцать пять грамм». (слайд 32)

Студент 2.900 дней жили в условиях блокады ленинградцы. В это время рабочие получали по 250 г хлеба, а жители города 125 г. Враг надеялся задушить ленинградцев голодом. Но город жил, боролся, помогая фронту. (слайд 33)

Студент 1. В блокадном Ленинграде от дневной нормы хлеба в 125 грамм зависело жить или умереть.Но людям нужно было работать, выжить назло фашистам. Живой – Значит Победа! (слайд 34)

Студент 2. Люди голодали, но не теряли человеческого достоинства, старались помогать друг другу и особенно заботились о детях. (слайд 35)

Студент 1. Хлеб выдавали по карточкам. Как дороги были эти карточки! Потерять их - остаться без хлеба на целый месяц. Нормы были маленькие, хлеб некачественный. Никогда никому не забыть блокаду Ленинграда. Люди страдали от непрерывных обстрелов врага и умирали от голода. (слайд 36)

Студент 2. Покупая свежий хлеб и при этом, избавляясь от черствого, или выбрасывая недоеденные кусочки в столовой или дома всегда помни, что в блокадном Ленинграде от голода погибло почти в 40 раз больше людей, чем от бомб и снарядов.(слайд 37)

Преподаватель:

Высокую цену заплатили защитники блокадного Ленинграда, когда доставляли хлеб через Ладогу осажденному, умирающему, но не сдающемуся городу. Что такое блокадный хлеб? 125 граммов на человека. В нём пищевой целлюлозы 10%, жмыха -10, обойной пыли -2, выбоек из мешков-2,хвои-1,муки ржаной обойной-75-процентов.

А людям нужно было работать, нужно было жить, нужно было выжить назло фашистам.

А сколько хлеба можно увидеть ежедневно в мусорных ведрах! Представьте, если каждый житель маленького, 150 тысячного, города выбросит на помойку 100 гр. хлеба в день, это составит 15 тонн уничтоженного хлеба! Посчитать на примере количества населения Кижинги.(6,373)

Но, а если это город с многомиллионным населением, как наша Москва, то можно понять, сколько десятков гектаров тяжелых зрелых колосьев мы ежесуточно сводим с лица планеты. Привычно, бездумно, сводим.

Преподаватель. 27 января день снятия блокады Ленинграда, в этом году 79 годовщина. В нашей стране, залечившей тяжелые раны войны, выросло не одно поколение людей, которые не знают, что такое хлебные карточки, бессонные очереди за хлебом, которым неведомо чувство голода, незнаком вкус хлеба с примесью мякины, сена, соломы, коры, кореньев, желудей, семян лебеды.

Преподаватель: Ребята давайте сейчас с вами попробуем взвесить 125 грамм хлеба.

Ребята поочереди взвешивают 125 грамм хлеба

Вывод: Каждый человек, знающий свою историю, любящий свой народ, не может небрежно отнестись к хлебу.

Блок 4 Профессия механизатор–хлебороб

Преподаватель. Земледельческую работу всегда справедливо называли тяжелой. Во все времена и у всех народов было величайшей святыней, когда лежал хлеб на столе. Наличие хлеба означало благополучие в доме, продолжение рода, и наоборот, когда он исчезал - непременно приходило бедствие.

Нужно отдать почести тем, кто вырастил его, рукам, которые дарят аромат жизни.

Профессия механизатора не так опасна, как, к примеру,профессия пожарный, однако она так же связана с определённым уровнем ответственности. Механизатор – важный специалист, который не только совершенствует имеющееся производство, но и при этом современные представители этой профессии, как правило, выполняют самые разносторонние задачи.

Сегодня ручной труд сведен к минимуму, его заменили мощные тракторы и сельскохозяйственные машины. Эффективность сельскохозяйственного производства невозможна без применения современной техники, которая обеспечивает соблюдение всех необходимых параметров технологических процессов: обработки почвы, посева, ухода за растениями и сбор урожая сельскохозяйственных культур.

Студенты рассказывают о профессии Студент 1. Важная работа механизатора

Высококвалифицированный механизатор — это образованный работник, имеет основательные знания по устройству, правилам эксплуатации и обслуживания тракторов и сельскохозяйственных машин, в совершенстве выполняет все технологические операции. Поэтому современный механизатор должен не только в совершенстве знать механику, но и быть осведомленным в агротехнологиях. Профессия механизатора является одной из перспективных рабочих профессий, которая востребована в настоящее время, и в будущем будет пользоваться большим спросом на рынке труда.

Студент 2. Важная работа хлебороба

Хлебороб завтрашнего дня. Каким он должен быть? Сегодня нужны технически грамотные специалисты, в будущем такая потребность будет только возрастать. Профессий в наше время становится все больше. Но среди современных, модных и престижных, нисколько не теряется значение одной из самых почётных профессий на земле - растить и собирать хлеб.

Нынешний земледелец - это не просто крестьянин. Он механизатор, обладатель и покровитель железной техники, знаток агротехнологии, хозяин поля. Тот, кто не любит землю, технику, никогда не станет настоящим земледельцем.

Студент 1. Обязанности механизатора

Издавна профессия хлебопашца на селе одной из самых уважаемых и почётных. Ведь чтобы вырастить хлеб, надо любить, прежде всего, родную землю, отдавать ей частичку душевного тепла. А еще в совершенстве владеть техникой. Кто живет в селе, знает, что механизаторская жизнь такова, что приходится трудиться на полях в сложных погодных условиях.

Студент 2.С ранней весны и до зимы у механизатора самая напряженная пора, а круг его обязанностей очень широк. Весной надо пахать землю, боронить пашню, культивировать и засевать поля семенами. Летом – косить, молотить, метать сено и солому, осенью – снова пахать, зимой – ремонтировать технику. Порой приходится работать и в ночную смену.

Студент 1. Механизатор обязан:

Во-первых, он должен отлично знать правила выполнения всех необходимых операций:

  • вспашки поля;
  • посева;
  • междурядной обработки;
  • полива;
  • уборки урожая.

Студент 2. Во-вторых, теоретические знания механизатор должен умело применять на практике.

Студент 1. В-третьих, необходимо хорошо владеть машинно- тракторным агрегатом, с учётом особенностей сельскохозяйственной техники, состояния пашни и видом культуры.

Студент 2.Достоинства данной профессии таковы:

Для успешного выполнения своей работы механизатор должен уметь чётко планировать рабочие процессы, быть наблюдательным и инициативным, а также уметь быстро принимать правильные решения в экстренных и нестандартных ситуациях.

Студент 1.Профессиональный механизатор, в совершенстве знающий своё дело, всегда сможет найти себе работу в различных областях сельского хозяйства и на предприятиях агропромышленного комплекса.

Профессия        механизатора        востребована        в        фермерских        хозяйствах, теплицах, питомниках, а также в крупных сельскохозяйственных комплексах.

Можно считать, что механизатор — это один из самых важных людей в сельском хозяйстве.

Студент 2.А вот к минусам данной профессии можно причислить высокую степень ответственности, что может сказаться на успех в работе от погодных и условий.

На доске студенты записывают, что должен уметь механизатор и хлебороб.

Преподаватель: В золотых руках механизатора спорится любое дело, а результаты радуют. И все это благодаря любви к сельскому труду, знанию техники, умению ответственно и с душой выполнять любую работу.

Зная не понаслышке механизаторский труд, выражаю всем трактористам-машинистам сердечную признательность и огромную благодарность за их неустанный, кропотливый труд — труд землепашцев

Я убеждена, что главное достояние аграрного сектора России — это земля и люди. А значит, механизаторы сельского хозяйства представляют особую — двойную ценность, так как наиболее близки к хлебному полю.

Механизаторы – те самые люди, кто бережно возделывает землю, до последней крупицы собирает с нее урожай. Это люди земли. И это звучит гордо!

Выводы: Профессия механизатора разносторонняя и многогранная. Используя знания, полученные за время обучения в нашем колледже, вы сможете реализовать себя как специалиста в различных аграрных отраслях. Данное внеклассное мероприятие позволило вам понять, как тесно связаны теория и практика. Хотелось бы, что бы в будущем вам пригодились те знания, которые вы почерпнули на сегодняшнем мероприятии. Надеюсь, что оно сыграет немалую роль в вашем становлении как специалиста и профессионала своего дела.

Блок 5 Выращиваем хлеб

Студент 1

За много лет до нашей эры, Как это все давным-давно.

Бросает в землю первый пахарь Пшеницы первое зерно.

И зазвенел, налился колос В ладонях солнечного дня.

И пахаря счастливый голос Воспрянул, над землей звеня. Преподаватель:

Россия – хлебная страна. Особый вклад внес Н.И.Вавилов, этот человек, посвятивший свою жизнь тому, чтобы каждый житель Земли имел вдоволь хлеба, по злой иронии судьбы, сам умер от голода на нарах Саратовской тюрьмы.

Многие годы был в ней голод, хотямиллионы тон вывозили за границу. Русская пшеница славилась во всем мире, и это заслуга не, только наших замечательных ученых – агрономов, но нашего трудолюбивого механизатора. Долгое времяРоссия была главным поставщиком хлеба за границу.

Труден путь от зернышка до колоса, от колоса до муки и того, что мы видим на нашем столе

Данные Росстата: Агрокультуры обмолочены с 38,6 млн га (37,5 млн га в 2021 году),средняя урожайность составила 34,3 ц/га против 26,5 ц/га года назад. В том числе пшеница убрана с 25,8 млн га (24,5 млн га), ее урожайность достигла 37,4 ц/га, тогда как годом ранее составляла 28,9 ц/га.

Преподаватель: Ребята, а что означают слова: «шел к тебе издалека?», «сколько рук его растило, охраняло, берегло?» Свяжите эти понятия с хлебом.

Прежде, чем попасть к нам на стол, хлеб прошел очень много испытаний. Нужно уважать хлеб и людей, взрастивших его. Ведь сколько

приходится им трудиться. Круглый год трудятся они. Весной надо пахать и сеять, летом ухаживать за посевом. Приближается осень - надо скорее урожай собирать. Выходят сразу много машин на поле: тракторы, комбайны, косилки. Важно закончить уборку хлеба до наступления холодов.Зимой нужно сохранить урожай до весны.

Легко ли выращивать хлеб? Да, не легко. Ведь не в уютном помещении под крышей создается хлеб. Всем ветрам и ливням, всем капризам природы открыто пшеничное поле. Тот, кто выращивает хлеб, не бросит где попало недоеденный кусок. Делайте и вы так. Смолоду учитесь ценить нелегкий труд других.

Мы справедливо приравниваем хлеб к золоту, но если золото люди находят в самородных и месторождениях, то Хлеб сам не родится.

Его выращивают добрые руки земледельца, а умом ученых создаются высокоурожайные сорта пшеницы. И выращенный таким образом Хлеб становится (хором)золотомсамой высокой пробы.

Каждый день, каждый из нас не меньше трёх раз берёт в руки хлеб, с удовольствием его ест. Мы привыкли к хлебу, как к воздуху, порой не замечаем его, не думаем о нём. Да и стоил хлеб очень дёшево до недавних времён. Чтобы испечь 1 буханку потребуется 10000 зёрен.

Преподаватель: С чего начинается работа, чтобы вырастить хлеб? Для начала, надо знать зерновые культуры и их сорта.

Пшеницу в Бурятии выращивают таких сортов как «Селенга»,

«Бурятская 79», «Лютесценс 937». Ячмень - «Красноярский 70» и

«Наран».Сортаовса - «Баргузин», «Гэсэр», «Догой».

Практические задания

  1. Назвать зерновые культуры

  1. Перед вами представлены семена зерновых культур. Нужно их разобрать и определить названия.

https://avatars.mds.yandex.net/i?id=58e70fb673bec95048f9e200aec6d0dea09d6e8f-6356076-images-thumbs&n=13

  1. По фото определить зерновые культуры

  1. Рассчитайте норму высева семян

Норму высева для зерновых рассчитывают по формуле Николаева:

https://nsportal.ru/sites/default/files/docpreview_image/2022/02/07/kursak_po_rastenie_vodstvu._aleshunayte.doc_image4.jpg

где:

НВ – фактическая норма высева для данной культуры, кг/га;

К – рекомендуемая числовая норма высева, млн/га всхожих зерен. М1000  масса 1000 зерен, г

ПГ – посевная годность, %. Поправочный коэффициент, который находится как произведение чистоты семян и лабораторной всхожести деленное на 100. Посевная годность рассчитывается только для кондиционных семян, отвечающих требованиям ГОСТа. Для расчета ПГ описываемой культуры требуемую чистоту и всхожесть следует брать из

ГОСТа на сортовые и посевные качества сельскохозяйственных растений от 1 января 2006 г.

Влажность-92% Чистота семян-97%

К-4,5млн/га всхожих зерен. М1000-35г

ПГ= (Чистота х Всхожесть) / 100 ПГ-92*97/100=89,24% НВ=4,5*35*100/89,24=176,5 кг/га.

  1. Определить биологическую урожайность.

На        1м2находится        300        растений        яровой        пшеницы,        продуктивная кустистость 1,3, среднее число зёрен в колосе 30, масса 1000 семян 38г.

Урожайность (в т с 1 га) определяют по формуле: У= https://fs.znanio.ru/8c0997/02/4d/435571ce9deb370f2cdada0474a1278934.png,

где,

а- количество растений в пересчете на 1 га (в млн шт.);

б- продуктивная кустистость; в- среднее число зерен в колесе; г- масса 1000 семян (в г.)

Подставляя числовые выражения вместо букв, получаем: У= https://fs.znanio.ru/8c0997/7c/6a/5e7672c8659173a8ce0b0f9f8f3078adf1.png.

Ответ:У=4,446 т/га

  1. Составить технологический план возделывания пшеницы на 1 га Преподаватель: Я как агроном составила технологическую карту,

ваша задача как механизаторов дополнить таблицу в графах «Состав агрегата»

Таблица Технологическая карта возделывания пшеницы по интенсивной технологии.

Севооборот:

Чистый пар Пшеница Однолетние травы Ячмень

Предшественник: Чистый пар Сорт: Бурятская 79

У осн. прод, т/га: 2,38

Виды работ

Сроки проведения (декада, месяц)

Состав агрегата

Технологические требования (глубина обработок, посева, норма высева, виды удобрений, их доза и т. д.)

марка трактора

марка с.-

х. машины

1

2

3

4

5

Лущение

3д.-августа – 2д.- сентября

После уборки предшественника. Глубина 10 – 12см. Для уничтожения

сорняков.

Основная обработка пара, вспашка зяби.

2д.-сентября

Глубина 25 – 27 см , заделка растительных остатков в почву, гребнистость на стыке 5см, глыбистость 10%,

полное подрезание сорняков, скорость 9км,ч

Ранневесенн ее бороновани

е

3д.-апреля

Глубина 3 – 4см, гребнистость не более 3см. Закрытие влаги в почве.

Скорость 13км/ч.

Послойная культивация

С мая по июль.

Обработка по мере появления сорняков и полное их подрезание. Глубина 6-8, 8-10, 10-12см, гребнистость

не более 4 см.

Обработка гербицидам и

3д.-июня.

Эфиры 2,4Д – 0,8-1,0 кг/га д.в. 150л/га. Истребление сорняков 90%, ветер не более

1-4м/с. Скорость агрегата – 6 км/ч.

Бороновани е пара.

После дождя при появлении корки.

Глубина 4 – 5 см, гребнистость не более 3см,

глыбистость не более 2шт на 0,5м². Скорость 13 км/ч.

Внесение минеральны х удобрений

Август.

Р2О5 – 45кг/га, К2О –

20кг/га. Равномерное

внесение ± 15%. Глубина 8 – 10см, скорость 11км/ч.

Снегозадер жание

янв.-февр.

Поперёк господствующего ветра, при высоте 15см, незачернять снежные валики почвой, защитный слой снега

2-5см.

Протравлив ание семян

3д апреля.

Выбор сорта. Масса 1000 зёрен 35-40г. 1–2 класса. Сила роста не менее 80%, не ниже 3-й репродукции, выравненность 80%. Виал.

14% ВСК. 0,4 л/т, с

увлажнением.

Ранневесенн яя обработка

3д.-апреля, 1д-мая

Закрытие влаги в два следа на 4 – 5 см, глыбистость не более 2 шт.на0,5м², гребнистость 3см. Скорость

13 км/ч.

Предпосевн ая культивация

1 – 2д мая.

Глубина 4 – 6 см, гребнистость не более 4см, поперёк или  под углом

основной вспашке, полное подрезание сорняков.

Посев        с одновремен ным внесением удобрений

1 – 2д мая.

Норма высева 4,0 – 5,5 млн. всхожих зёрен на гектар, неравномерность                        ±5%, глубина посева 4 – 6см. Стыковые        междурядья между сеялками ±2см, Р2О5 – 20кг/га, К2О – 30кг/га – неравномерность                ±15%,

глубина 8 – 10см.

Прикатыван ие

Вслед за посевом.

Полная заделка семян в почву. При высокой влажности и    дожде

прикатывание не проводится.

Бороновани е

До всходов и по всходам

Боронование поперёк посевов, при образовании корки, глубина 4 – 5см.

Скорость ветра не более 5м/с.

Обработка пестицидам и

Фаза всходов – кущения.

Децис, КЭ. 2,5%, 0,25 л/га при появлении шведской мухи 6 личинок на 100 стеблей. При появлении осота 4шт/м², или мари белой 9шт/м² опрыскивание

Эстерон, 56,4% КЭ, 0,6 кг/га.

Подкормка

В фазу кущения и колошения.

Проводится по листовые и тканевые диагностики.

Мочевина – 33кг

действующего вещества на гектар.

Обработка ретардантом

В фазу начала выхода в трубку.

Обработка проводится хлор бензольнойкислотой, проводится для борьбы с

полеганиям хлебов.

Прямое комбайниро вание

1, 2, 3д. сентября.

Полная спелость зерна, влажность не более 20%. Высота скашивания 15см потери в сумме не более 2%

зерна.

Транспорти ровка

В день уборки.

Кузова машин и прицепов

Должны быть снабжены уплотнителями и пологами.

Скирдовани е соломы

По окончанию уборки.

На краю поля, загрязнение землей не более 2%, потери

соломы не более 5%.

Очистка и сортировани е

В день уборки

Первичная обработка. Продовольственное зерно доводится до базисных

кондиций, а семенное – до посевных.

Выводы: Давайте беречь хлеб, уважать труд людей!

Обобщение (подведение итогов мероприятия):

Преподаватель: Хлеб люди едят каждый день, и он никогда не надоедает им. Долго люди не могут дать ответ, почему хлеб не надоедает им. Сегодня мы с вами сделали небольшой экскурс в мир аграрной профессии – механизатор. Главным героем сегодня был хлеб. Мне искренне хочется верить, что вы успешно закончите наш колледж, и будете

высококлассными специалистами.

Студенты читают стихи на формате А4, на оборотной стороне читаются буквы, которые составляют слова. Хлеб – это чудо

Студент 1. Степные машины Покоя не знают.

Горячую воду Моторы глотают, Горячее солнце, Нагревшийся воздух, И ночью восходят Горячие звёзды.

Студент 2. И капли горячего Пота на спинах -

Горячее время

В совхозах целинных… Пшеница стоит, Опалённая зноем.

Над степью горячею - Марево злое.

Студент 3. Но ветер доносит Сквозь горечь полыни, Сквозь запах бензина

В горячей кабине,

Студент 4.Сквозь гул молотилок, Сердец колыханье -

Горячего, сытного Хлеба дыханье!

Преподаватель. Когда за столом вы, ребята сидите, То помните, кто для вас хлеб создаёт:

Колхозник, рабочий, нефтяник, строитель, Шахтёр, машинист, металлург –

Одним словом народ.

Живите так, чтобы хлеб твой был всегда честным Запомни и скажи всем, кого знаешь, с кем дружишь:

Студент 5. В хлебе – душа твоей родной земли, Судьбы многих людей, и их неустанный труд.

Студент 6. И ещё помни для того, чтобы хлеб у всех был и сегодня И завтра, и всегда, трудится вся страна.

Судьба хлеба зависит от каждого из нас.

Студент 7. Нелёгок труд землепашца Не в уютном помещении

Под крышей создаётся хлеб

Студент 8. Тот, кто выращивает хлеб,

Не бросит, где попало недоеденный кусок. Делай и ты так.

Студент 9.Смолоду научись ценить труд других.

Студент 10. Разве можно найти профессию Более нужную, более почётную,

Чем профессия Механизатора. Никогда она не отомрёт, не устареет.

Студент 11. И нет для человека запаха Более приятного, чем запах свежего хлеба.

Рефлексия. Вывод Преподаватель:

Как должны относиться к хлебу?

Что нового и интересного вы узнали? Пригодятся ли вам полученные знания? Преподаватель:

- Спасибо вам всем, ребята! Спасибо, уважаемые гости, за радость встречи. Я от всей души хочу всем пожелать мира в ваших домах, тепла, уюта. И пусть в каждом доме, на каждом столе всегда пахнет свежим ароматным хлебом!

Это интересно

  1. Сколько зёрен нужно для выпечки одного батона? (Из одного зёрнышка получается около 20 мг муки, для выпечки одного батона надо вырастить 10000 зёрен).
  2. Почему слова «пшено» и «пшеница» созвучны и в некоторых славянских языках однозначны? (Названия связаны со способом очистки зерна: злаки толкли, отделяли от мякины. Оба названия – производные от старославянского «пышено», то есть зерно, очищенное путём толчения,

«пыхать» - толочь).

  1. Что такое «жито»? ( Рожь от слова «жить», ибо ржаной – жатный хлеб – основная пища русских земледельцев).
  2. Какой хлеб называют «ситник»? (Мука тонкого помола, отсеянная от отрубей, называлась сеяной, а хлеб из неё – ситник).
  3. Кто знает, почему сорт хлеба «Бородинский» так называется? (В честь бородинского сражения. Вдова генерала Тучкова, погибшего в этом сражении, на месте его гибели воздвигла часовню, а затем монастырь. Монахини его изобрели особый вид ароматного, долго не черствеющего хлеба, названного бородинским. Муку для него заваривают, а верх буханок перед выпечкой смазывают раствором крахмала. Паломники увозили домой хлеб, делили между домочадцами и молитвой поминали героев, отдавших жизнь за Родину).
  4. Интересно, а какой хлеб едят космонавты? (В космосе крошки хлеба разлетятся и попадут в аппаратуру, поэтому хлеб выпекают для космонавтов в виде крохотных булочек, весом 4,5 г, на « один кус» в формах с ячейками, как соты, по 80 штук. Герметически упакован, он хранится долго свежим. Также для космонавтов выпекают хлебцы разных сортов, коврижки. Космонавт Гречко, отправляясь в полёт захватил с собой на орбиту, как самый дорогой подарок земли, буханку ржаного хлеба. Сам он сын пекаря и толк в хлебе знает).
  5. Не счесть разнообразие пирогов по вкусу и форме, а какие вы знаете? (Открытые и закрытые; курники, колобки, калитки, пирожки, саечки, лодонки, розанчики, крендельки, ватрушки, шаньги).
  6. А что такое кныш? (На Ставрополе, на Кубани, Нижнем Дону любят кныши – открытые пироги с зелёным луком и яйцами).
  7. Все любят бублики. Что это такое? (Бублик – самый молодой из бараночных изделий, родина – юг России, Одесса. Бублик по-украински –

«пузырь»).

  1. Сушка, – какая она? (Сухой бублик. Разные виды сушек в 19-20 веке носили название в честь писателей и поэтов: сушка ванильная –

«пушкинская», с маком – «чеховская», сушка солёная – «есенинская»).

  1. Что такое «варёный хлеб»? (Галушки, лапша, клёцки).
  2. Все помнят «трудовой договор» попа с Балдой из сказки А.С. Пушкина: «Есть же мне давай варёную полбу». Что такое – полба? (Полба – полбяная пшеница, древний сорт культурной пшеницы. Зерно её при молотьбе не вымолачивается из плёнок, каша, сваренная из таких зёрен, - грубая и дешёвая еда).
  3. Какие главные сорта хлеба вы знаете? (Серый, белый, чёрный).
  4. В какой день на Руси пекли из хлебного теста «жаворонков»? (22 марта – день весеннего равноденствия).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья в сборнике методических материалов "Лучшие материалы "Инфоурок" - 2018 (VI Часть) (стр 238)

Тема учебного занятия “ Расчет реакций опор нагруженных балок ” входит в тему “Статика” общепрофессиональной дисциплины «Техническая механика»  профессионально...

Методическая разработка на смотр-конкурс методических материалов ГБПОУ МО "Чеховский техникум"

Урок проводился на 2 курсе в группе П-14, в форме литературной гостиной. На уроке применялись информационно-коммуникативные технологии: урок сопровождался презентацией. Использовались элементы техноло...

Методическая разработка с учебно-методическими материалами по теме «Искусство, рожденное войной»

Урок с элементами педагогической мастерской по теме: "Советское искусство периода Великой Отечественной войны"...

ПК 4.1. Выбирать учебно-методический комплект, разрабатывать учебно-методические материалы на основе ФГОС и примерных основных образовательных программ с учётом типа образовательной организации, особенностей класса/группы и отдельных обучающихся.

ПК 4.1. Выбирать учебно-методический комплект, разрабатывать учебно-методические материалы на основе ФГОС и примерных основных образовательных программ с учётом типа образовательной организации, особе...

Методическая разработка "МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ по разработке и изданию учебно-методических материалов"

Методические рекомендации предназначены для педагогических работников СПб ГБПОУ  « Колледж» Красносельский».Содержание настоящих методических рекомендаций направлено на обеспече...