Глагол как часть речи
методическая разработка

План открытого урока

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_otkrytogo_uroka.docx28.63 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Глагол как часть речи. Правописание глагола

Цели: повторить и обобщить лингвистический материал

Задачи урока:

-совершенствование знаний о роли глагола в речи.

-развивать умение правильно употреблять глаголы в речи; формировать профессиональную грамотность обучающихся.

-воспитывать бережное отношение к родному слову.

Тип учебного занятия: урок обобщения и закрепления знаний.

Оборудование: презентация, видиоматериал, компьютер, мультимедийный проектор, экран

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Устный тест-минутка.

(Слайд2)1. Поставьте ударение правильно:

ЗвонИт, баловАть, чЕрпать, понялА, премировАть, создалА, закУпорить, прИбыл

(Ударение у глаголов обычно падает на последний слог, в слове прибыл – на приставку)

2. Каково лексическое значение слов:

а) представить- предоставить;

б) одеть- надеть;

в) обсудить- осудить;

г) сойти- выйти?

Вопрос: Сколько в русском языке самостоятельных частей речи? (6 самостоятельных частей речи)

(Необходимо ответить на занимательные вопросы и по угаданным ответам дать определение самостоятельным частям речи).

1. Имя существительное

- Часть слова без окончания (основа)

- Школьная отметка, означающая «отлично» (пятерка)

- Разговор двух или более лиц (диалог)

- К какой части речи относятся ответы?

- Дать определение имени существительному.

2. Имя прилагательное

Загадки – шутки

1. Какой болезнью на земле не болеют? (морской)

2. В какую бочку нельзя налить воды? (полную)

- Дать определение имени прилагательному.

3. Имя числительное

Загадки-шутки

1. Горело 7 свечей, две погасли. Сколько свечей осталось? (Две)

- Дать определение имени числительному.

4. Местоимение

-Загадки-шутки

- Когда руки бывают местоимениями? (когда вы-мы-ты)

- Дать определение местоимению.

5. Наречие

-Как перечислить по порядку 5 дней недели, не называя при этом ни числа, ни названия дня? Ответить на этот вопрос помогут наречия.

(Позавчера, вчера, сегодня, завтра, послезавтра)

- Дать определение наречию.

6. Глагол

Подобрать синонимы к словам.

Размышлять (думать); беседовать (разговаривать); реветь (плакать)

хохотать (смеяться); разрушать (ломать); глядеть (смотреть).

- К какой части речи относятся ответы?

3. Изучение материала. Сообщение темы и цели урок.

Сегодня мы повторим и обобщим изученное о глаголе, будем закреплять умение правильно писать и употреблять глаголы в речи. (Презентация)

Глагол-самая распространенная, необыкновенная часть речи. Обозначает действие или состояние. Но ведь все сущее, весь мир находится в движении — развивается, изменяется, совершает действии, воздействует или подвергается воздействию. Это разнообразное вечное движение выражается посредством глаголов.

Ваша будущая профессия—агроном.

(Слайд 3-4) Задание: подберите глаголы, отражающие основные обязанности агронома (карточки с перечнем глаголов)

(планировать, управлять, выращивать, защищать, выбирать, анализировать, подготавливать, контролировать, исследовать, применять, внедрять, консультировать, разрабатывать)

По частоте употребления в речи глагол занимает 2 место после существительных.

Вопрос: Как вы думаете, в каких стилях речи употребляются глаголы? С какой целью?

(В научном. официально—деловом, художественном, разговорном- для достижения точности речи и придают особую выразительность)

(Слайд 5-6) Глагол — самостоятельная часть речи, которая отвечает на вопросы что делать? что сделать и обозначает действие, состояние, отношение:

писать — написать, работать — поработать, экономить — сэкономить,
учиться, соревноваться, объединяться, встречаться.

(Слайд 7) В зависимости от вида

совершенного вида,

несовершенного вида.

(Слайд 8) По возвратности

возвратные,

невозвратные.

По переходности

переходные,

непереходные.

Начальная форма глагола — инфинитив (неопределённая форма глагола): гулять, ходить, стоять, расти, нести, печь.
ВИКТОРИНА:

(Слайд 9) По характеру действующего лица

личные,

безличные

(Слайд 10) Глаголы изменяются по наклонениям, которых три:

изъявительное: Мы смотрим фильм. Пароход пришёл вчера. Мы будем писать сочинение;

условное (сослагательное): Я пошёл бы в бассейн, если бы мне предложили. Знал бы прикуп — жил бы в Сочи;

повелительное: Семь раз отмерь — один отрежь; Век живи — век учись.

(Слайд11-12 ) В изъявительном наклонении глаголы изменяются по временам, которых три.

В настоящем и будущем времени глаголы изменяются по лицами и числам (спрягаются):

пишу — пишешь — пишет — пишем — пишете — пишут;
прочитаю — прочитаешь — прочитает — прочитаем — прочитаете — прочитают;
буду писать — будешь писать — будет писать — будем писать — будете писать — будут писать.

В прошедшем времени глаголы изменяются по числам, а в единственном числе — по родам:

писал — писала — писало — писали;
прочитал — прочитала — прочитало — прочитали.

(Слайд 13-15) -Что такое спряжение? (Изменение глаголов по лицам и числам)

По типу изменения

1-го спряжения,

2-го спряжения,

(Слайд 16-17) Алгоритм рассуждения

4. Закрепление изученного материала

ВЫПОЛНИТЬ ЗАДАНИЕ (Слайд 18-29):

Устное задание: Интересные глаголы – бежать, хотеть! Проспрягайте глаголы

Бежать-1 вариант Хотеть-2 вариант

1 л- я бегу - я хочу

2 л-ты бежишь ты хочешь

3 л-он бежит он хочет

они бегут они хотят

Во всех лицах, кроме одного, окончания II спряжения, как и положено таким глаголам. А вот в третьем лице множественного числа вдруг появляется окончание I спряжения. В грамматике этот глагол так и называется разноспрягаемый.

неспрягаемые (инфинитив, причастие, деепричастие).

Задание: подбери к каждому фразеологическому обороту соответствующий глагол

Зарубить на носу

Пускать пыль в глаза

Обвести во круг пальца

Повесить нос

Сесть в калошу

Раздуть из мухи слона

Душа в пятки ушла

Бить баклуши

Ломать голову

хвастаться

загрустить

думать

запомнить

испугаться

бездельничать

преувеличить

обмануть

опозориться

Задание: исправьте ошибки, связанные с неправильным образованием форм глаголов.

1) Мой сосед броется электрической бритвой. (бреется)

2) Сосед жгёт костёр уже второй день. (жжёт)

3) Ты не берегёшь себя. (бережёшь)

4) Мы стригёмся в парикмахерской. (стрижёмся)

5) Мой знакомый ложит свою сумку куда попало. (кладёт)

6) Они давно не плотят за свет и газ. (платят)

7) Вы хочете спать? Так ляжьте! (хотите, лягте)

Задание: определите вид и время глаголов.

Земля, на которой живут многие нации и народности, имеет форму шара. До этого открытия считали, что она плоская. Сейчас человек узнает много нового не только о своей планете, но и других космических телах. В будущем люди научатся летать к далеким планетам и откроют неизведанные тайны.

Задание: выпишите из предложений глаголы, определите их наклонение.

1. Я сыграл бы на рояле, если умел бы.

2. Возьмите лист почтовой бумаги и напишите ответное письмо.

3. Каждый когда-то любовался окрестностями, вдыхал запахи некошеной травы.

4. Когда над марсом поднимается ветер, начинаются страшные пылевые бури.

5. Сделай добро – простят и ошибки.

6. Если вы дадите мне эту книгу, я прочитал бы её.

Задание: выпишите глаголы из словосочетаний, определите их спряжение. (Самостоятельная работа с последующей проверкой, индивидуальная работа.)

Слышат звуки, гуляем в парке, моешь окна, спешите на урок, встать рано, дышим свободно, ненавидели ложь, быстро бежать, возьмёшь книгу, чертит круг, расскажет завтра, много знает.

Задание: выполните морфологический разбор выделенных глаголов.

1. Я посоветовал бы тебе не делать поспешных выводов.

2. Любить – значит прощать.

3. У него было огромное желание учиться.

6. Итог урока. Мне сегодня приятно было работать с вами на уроке. Я увидела умных и заинтересованных студентов. А если у кого-то что-то не получилось не беда, вы все равно вспомнили или узнали что-то новое, а значит, стали умнее. Пусть каждый из вас скажет себе: я думал, я выполнял, я старался! (Оценки за урок)

7. Рефлексия. (прием СМС, каждый обучающийся пишет сообщение, как прошел урок)

#1044;омашнее задание. (Слайд 30) От глаголов победить, убедить, очутиться, чудить, ощутить образуйте форму 1-го лица ед.числа. Возможно ли это? Как в случае необходимости употребления данных глаголов можно построить фразу?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Правописание не с разными частями речи

Открытый урок по русскому языку Тема урока: Правописание  не с разными частями речи...

Местоимение как часть речи 6 класс

Урок с примененим семи модулей обучения....

Тема "Служебные части речи"

презентация к уроку по теме "Служебные части речи " 7класс...

Методическая разработка. Конспект урока. Союз как служебная часть речи. Правописание союзов и их употребление в простом и сложном предложении

Технологии:  личностно-ориентированное технология ( разноуровневое обучение ), технология перспективно - опережающего обучения, технология обучения в сотрудничестве.Тип урока: урок закрепления зн...

Урок "Имя числительное как часть речи в 6 классе"

Урок на тему "Имя числительное как часть речи в 6 классе"....

Уровневые задания русский язык глагол как часть речи

Разработка уровневых учебных заданийФИО участника: Тароева Алена ВладимировнаКласс: 2Предмет: русский языкТема: Глагол как часть речи Тип заданияЦель заданияФормулировка заданияМетодические комме...

Конспект урока русского языка на тему: "Глагол как часть речи"

МОДЕЛЬНЫЙ УРОК (ТЕХНОЛОГИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ) ТЕМА: ГЛАГОЛ КАК ЧАСТЬ РЕЧИ ЦЕЛЬ: АКТИВИЗИРОВАТЬ ПОЗНАВАТЕЛЬНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ...