Глагол как часть речи
методическая разработка
Предварительный просмотр:
Тема: Глагол как часть речи. Правописание глагола
Цели: повторить и обобщить лингвистический материал
Задачи урока:
-совершенствование знаний о роли глагола в речи.
-развивать умение правильно употреблять глаголы в речи; формировать профессиональную грамотность обучающихся.
-воспитывать бережное отношение к родному слову.
Тип учебного занятия: урок обобщения и закрепления знаний.
Оборудование: презентация, видиоматериал, компьютер, мультимедийный проектор, экран
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Устный тест-минутка.
(Слайд2)1. Поставьте ударение правильно:
ЗвонИт, баловАть, чЕрпать, понялА, премировАть, создалА, закУпорить, прИбыл
(Ударение у глаголов обычно падает на последний слог, в слове прибыл – на приставку)
2. Каково лексическое значение слов:
а) представить- предоставить;
б) одеть- надеть;
в) обсудить- осудить;
г) сойти- выйти?
Вопрос: Сколько в русском языке самостоятельных частей речи? (6 самостоятельных частей речи)
(Необходимо ответить на занимательные вопросы и по угаданным ответам дать определение самостоятельным частям речи).
1. Имя существительное
- Часть слова без окончания (основа)
- Школьная отметка, означающая «отлично» (пятерка)
- Разговор двух или более лиц (диалог)
- К какой части речи относятся ответы?
- Дать определение имени существительному.
2. Имя прилагательное
Загадки – шутки
1. Какой болезнью на земле не болеют? (морской)
2. В какую бочку нельзя налить воды? (полную)
- Дать определение имени прилагательному.
3. Имя числительное
Загадки-шутки
1. Горело 7 свечей, две погасли. Сколько свечей осталось? (Две)
- Дать определение имени числительному.
4. Местоимение
-Загадки-шутки
- Когда руки бывают местоимениями? (когда вы-мы-ты)
- Дать определение местоимению.
5. Наречие
-Как перечислить по порядку 5 дней недели, не называя при этом ни числа, ни названия дня? Ответить на этот вопрос помогут наречия.
(Позавчера, вчера, сегодня, завтра, послезавтра)
- Дать определение наречию.
6. Глагол
Подобрать синонимы к словам.
Размышлять (думать); беседовать (разговаривать); реветь (плакать)
хохотать (смеяться); разрушать (ломать); глядеть (смотреть).
- К какой части речи относятся ответы?
3. Изучение материала. Сообщение темы и цели урок.
Сегодня мы повторим и обобщим изученное о глаголе, будем закреплять умение правильно писать и употреблять глаголы в речи. (Презентация)
Глагол-самая распространенная, необыкновенная часть речи. Обозначает действие или состояние. Но ведь все сущее, весь мир находится в движении — развивается, изменяется, совершает действии, воздействует или подвергается воздействию. Это разнообразное вечное движение выражается посредством глаголов.
Ваша будущая профессия—агроном.
(Слайд 3-4) Задание: подберите глаголы, отражающие основные обязанности агронома (карточки с перечнем глаголов)
(планировать, управлять, выращивать, защищать, выбирать, анализировать, подготавливать, контролировать, исследовать, применять, внедрять, консультировать, разрабатывать)
По частоте употребления в речи глагол занимает 2 место после существительных.
Вопрос: Как вы думаете, в каких стилях речи употребляются глаголы? С какой целью?
(В научном. официально—деловом, художественном, разговорном- для достижения точности речи и придают особую выразительность)
(Слайд 5-6) Глагол — самостоятельная часть речи, которая отвечает на вопросы что делать? что сделать и обозначает действие, состояние, отношение:
писать — написать, работать — поработать, экономить — сэкономить,
учиться, соревноваться, объединяться, встречаться.
(Слайд 7) В зависимости от вида
совершенного вида,
несовершенного вида.
(Слайд 8) По возвратности
возвратные,
невозвратные.
По переходности
переходные,
непереходные.
Начальная форма глагола — инфинитив (неопределённая форма глагола): гулять, ходить, стоять, расти, нести, печь.
ВИКТОРИНА:
(Слайд 9) По характеру действующего лица
личные,
безличные
(Слайд 10) Глаголы изменяются по наклонениям, которых три:
изъявительное: Мы смотрим фильм. Пароход пришёл вчера. Мы будем писать сочинение;
условное (сослагательное): Я пошёл бы в бассейн, если бы мне предложили. Знал бы прикуп — жил бы в Сочи;
повелительное: Семь раз отмерь — один отрежь; Век живи — век учись.
(Слайд11-12 ) В изъявительном наклонении глаголы изменяются по временам, которых три.
В настоящем и будущем времени глаголы изменяются по лицами и числам (спрягаются):
пишу — пишешь — пишет — пишем — пишете — пишут;
прочитаю — прочитаешь — прочитает — прочитаем — прочитаете — прочитают;
буду писать — будешь писать — будет писать — будем писать — будете писать — будут писать.
В прошедшем времени глаголы изменяются по числам, а в единственном числе — по родам:
писал — писала — писало — писали;
прочитал — прочитала — прочитало — прочитали.
(Слайд 13-15) -Что такое спряжение? (Изменение глаголов по лицам и числам)
По типу изменения
1-го спряжения,
2-го спряжения,
(Слайд 16-17) Алгоритм рассуждения
4. Закрепление изученного материала
ВЫПОЛНИТЬ ЗАДАНИЕ (Слайд 18-29):
Устное задание: Интересные глаголы – бежать, хотеть! Проспрягайте глаголы
Бежать-1 вариант Хотеть-2 вариант
1 л- я бегу - я хочу
2 л-ты бежишь ты хочешь
3 л-он бежит он хочет
они бегут они хотят
Во всех лицах, кроме одного, окончания II спряжения, как и положено таким глаголам. А вот в третьем лице множественного числа вдруг появляется окончание I спряжения. В грамматике этот глагол так и называется разноспрягаемый.
неспрягаемые (инфинитив, причастие, деепричастие).
Задание: подбери к каждому фразеологическому обороту соответствующий глагол
Зарубить на носу Пускать пыль в глаза Обвести во круг пальца Повесить нос Сесть в калошу Раздуть из мухи слона Душа в пятки ушла Бить баклуши Ломать голову | хвастаться загрустить думать запомнить испугаться бездельничать преувеличить обмануть опозориться |
Задание: исправьте ошибки, связанные с неправильным образованием форм глаголов.
1) Мой сосед броется электрической бритвой. (бреется)
2) Сосед жгёт костёр уже второй день. (жжёт)
3) Ты не берегёшь себя. (бережёшь)
4) Мы стригёмся в парикмахерской. (стрижёмся)
5) Мой знакомый ложит свою сумку куда попало. (кладёт)
6) Они давно не плотят за свет и газ. (платят)
7) Вы хочете спать? Так ляжьте! (хотите, лягте)
Задание: определите вид и время глаголов.
Земля, на которой живут многие нации и народности, имеет форму шара. До этого открытия считали, что она плоская. Сейчас человек узнает много нового не только о своей планете, но и других космических телах. В будущем люди научатся летать к далеким планетам и откроют неизведанные тайны.
Задание: выпишите из предложений глаголы, определите их наклонение.
1. Я сыграл бы на рояле, если умел бы.
2. Возьмите лист почтовой бумаги и напишите ответное письмо.
3. Каждый когда-то любовался окрестностями, вдыхал запахи некошеной травы.
4. Когда над марсом поднимается ветер, начинаются страшные пылевые бури.
5. Сделай добро – простят и ошибки.
6. Если вы дадите мне эту книгу, я прочитал бы её.
Задание: выпишите глаголы из словосочетаний, определите их спряжение. (Самостоятельная работа с последующей проверкой, индивидуальная работа.)
Слышат звуки, гуляем в парке, моешь окна, спешите на урок, встать рано, дышим свободно, ненавидели ложь, быстро бежать, возьмёшь книгу, чертит круг, расскажет завтра, много знает.
Задание: выполните морфологический разбор выделенных глаголов.
1. Я посоветовал бы тебе не делать поспешных выводов.
2. Любить – значит прощать.
3. У него было огромное желание учиться.
6. Итог урока. Мне сегодня приятно было работать с вами на уроке. Я увидела умных и заинтересованных студентов. А если у кого-то что-то не получилось не беда, вы все равно вспомнили или узнали что-то новое, а значит, стали умнее. Пусть каждый из вас скажет себе: я думал, я выполнял, я старался! (Оценки за урок)
7. Рефлексия. (прием СМС, каждый обучающийся пишет сообщение, как прошел урок)
#1044;омашнее задание. (Слайд 30) От глаголов победить, убедить, очутиться, чудить, ощутить образуйте форму 1-го лица ед.числа. Возможно ли это? Как в случае необходимости употребления данных глаголов можно построить фразу?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Правописание не с разными частями речи
Открытый урок по русскому языку Тема урока: Правописание не с разными частями речи...
Местоимение как часть речи 6 класс
Урок с примененим семи модулей обучения....

Методическая разработка. Конспект урока. Союз как служебная часть речи. Правописание союзов и их употребление в простом и сложном предложении
Технологии: личностно-ориентированное технология ( разноуровневое обучение ), технология перспективно - опережающего обучения, технология обучения в сотрудничестве.Тип урока: урок закрепления зн...
Урок "Имя числительное как часть речи в 6 классе"
Урок на тему "Имя числительное как часть речи в 6 классе"....
Уровневые задания русский язык глагол как часть речи
Разработка уровневых учебных заданийФИО участника: Тароева Алена ВладимировнаКласс: 2Предмет: русский языкТема: Глагол как часть речи Тип заданияЦель заданияФормулировка заданияМетодические комме...

Конспект урока русского языка на тему: "Глагол как часть речи"
МОДЕЛЬНЫЙ УРОК (ТЕХНОЛОГИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ) ТЕМА: ГЛАГОЛ КАК ЧАСТЬ РЕЧИ ЦЕЛЬ: АКТИВИЗИРОВАТЬ ПОЗНАВАТЕЛЬНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ...
