РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «Электрооборудование»
рабочая программа на тему

Иванова Татьяна Валерьевна

Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности  среднего профессионального образования (далее - СПО):

151034 Техническая эксплуатация оборудования в торговле и общественном питании

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon elektrobor._2_kurs._spo.doc188 КБ

Предварительный просмотр:

Бюджетное образовательное учреждение

Орловской области среднего профессионального образования

«Орловский технологический техникум»

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

«Электрооборудование»

г. Орел, 2012 г.

     Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности  среднего профессионального образования (далее - СПО):

151034 Техническая эксплуатация оборудования в торговле и общественном питании

 

Организация-разработчик: БОУ ОО СПО «Орловский технологический техникум»

Разработчики:

Иванова Татьяна Валерьевна – преподаватель спец. дисциплин

Рассмотрено и утверждено на заседании ПЦК

«____»____________20____г

Протокол №_______      от ______________________

Председатель _________________

СОДЕРЖАНИЕ

стр.

1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП.08. Электрооборудование

4

1.1. Область применения рабочей программы ОП.08. Электрооборудование

4

1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы

4

1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины

4

1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение рабочей программы учебной дисциплины ОП.08. Электрооборудование

4

2. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

5

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

5

2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины ОП.08. Электрооборудование

6

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

15

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

15

3.2. Информационное обеспечение обучения

15

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

17

1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОП.08. Электрооборудование

1.1. Область применения рабочей программы ОП.08. Электрооборудование

Рабочая программа учебной дисциплины ОП.08. Электрооборудование является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС-3 по специальности СПО 151034 Техническая эксплуатация оборудования в торговле и общественном питании.

1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: общепрофессиональная дисциплина ОП.08. Электрооборудование входит в профессиональный цикл П. 00.

1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:

- производить электрические расчеты;

- выбирать, производить монтаж, наладку, сдачу в эксплуатацию электрооборудования, заземляющих устройств, контролировать их работу.

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:

- назначение, классификацию, типы, критерии выбора, устройство, принцип работы, настройку, правила эксплуатации электрооборудования;

- содержание организационных и технических мероприятий по электробезопасности.

1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение рабочей программы учебной дисциплины ОП.08. Электрооборудование:

максимальной учебной нагрузки обучающегося 98 часов, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 65 часов;

самостоятельной работы обучающегося 33 часа.

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Количество часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

97

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

65

в том числе:

практические работы

8

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

в том числе:

тематика внеаудиторной самостоятельной работы

32

Итоговая аттестация в форме экзамена


2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины ОП.08. Электрооборудование

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторно-практические работы, самостоятельная работа обучающихся

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

Раздел 1. Общие сведения об электрооборудовании

4

Тема 1.1. Классификация электрооборудования

Определение электрооборудования. Климатическое исполнение оборудования по ГОСТ. Категории размещения. Степени защиты электрооборудования от проникновения твердых тел и жидкости по ГОСТ.

2

1

Тема 1.2. Основные типы электрических машин и области их применения.

Генераторы. Вращающиеся преобразователи. Двигатели постоянного тока. Двигатели переменного тока. Синхронные и асинхронные электрические машины. Двигатели общего и специального назначения. Турбогенераторы. Гидрогенераторы.

1

1

Тема 1.3. Формы исполнения электрических машин.

Конструктивные формы исполнения двигателей. Способы охлаждения двигателей. Монтаж двигателей. Маркировка электрических машин.

1

1

Самостоятельная работа: выполнение домашних заданий по разделу I.

Тематика внеаудиторной самостоятельной работы

Какие части двигателя наиболее чувствительны к перегреву?

Каковы формы исполнения двигателей по способам защиты и охлаждения?

Чем различаются конструктивные формы исполнения двигателей по способам монтажа?

2

Раздел II. Электрические машины переменного тока.

22

Тема 2.1. Асинхронные машины

История создания и область применения асинхронных двигателей. Устройство трехфазной асинхронной машины.

2

2

Тема 2.2. Режимы работы трехфазной

Режим двигателя. Режим генератора. Режим электромагнитного тормоза.

2

2

Тема 2.3. Пуск в ход асинхронного двигателя.

Прямое включение в сеть. Пуск при пониженном напряжении. Реостатный пуск асинхронных двигателей.

2

2

Тема 2.4. Использование двигателей с улучшенными пусковыми свойствами.

Конструктивные особенности двигателей с улучшенными пусковыми свойствами.

1

2

Тема 2.5. Техническое обслуживание асинхронных двигателей.

Общие мероприятия, осуществляемые перед пуском вновь установленного или отремонтированного электродвигателя. Неисправности асинхронных электродвигателей и способы их устранения. Измерение сопротивления. Проверка щеточного механизма. Осмотр подшипников. Проверка электрической прочности изоляции обмоток. Измерение вибрации электродвигателя. Проверка состояния статора.

2

2

Практические работы.

7

Расчет КПД асинхронного двигателя.

Определение сопротивления пускового резистора электродвигателя аналитическим способом.

Расчет перегрузочной способности электродвигателя.

Расчет обмоток статора асинхронных двигателей, не имеющих паспортных данных.

Расчет характеристик электропривода трехфазного асинхронного двигателя с короткозамкнутым ротором.

Тема 2.6. Синхронные машины.

Конструктивные особенности синхронных электродвигателей. Достоинства синхронных двигателей. Синхронные компенсаторы. Синхронные генераторы.

3

2

Тема 2.7. Техническое обслуживание синхронных машин.

Неисправности синхронных электродвигателей и способы их устранения. Измерение сопротивления. Проверка щеточного механизма. Осмотр подшипников. Проверка электрической прочности изоляции обмоток. Измерение вибрации электродвигателя. Проверка состояния статора.

2

2

Практическая работа

2

Расчет угловых характеристик синхронного генератора.

Самостоятельная работа: выполнение домашних заданий по разделу II, составление кроссвордов, решение задач.

Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы

Каковы достоинства и недостатки асинхронных двигателей с короткозамкнутым ротором?

Какие режимы работы возможны в асинхронных двигателях?

Какую часть механической характеристики асинхронного двигателя называют рабочим участком?

Какие применяют способы пуска в асинхронных двигателях с короткозамкнутым ротором?

Какие асинхронные двигатели имеют улучшенные пусковые свойства?

Чем ограничивается область устойчивой работы синхронного двигателя?

Объясните процесс пуска синхронного двигателя.

Каково назначение синхронного компенсатора?

Каковы достоинства и недостатки синхронных двигателей по сравнению с асинхронными?

11

Раздел III. Электрические машины постоянного тока.

8

Тема 3.1. Основные узлы.

Конструктивные элементы машины постоянного тока, их назначение и местонахождение в двигателе.

2

2

Тема 3.2. Статор.

Конструкция статора, назначение его основных конструктивных элементов.

1

2

Тема 3.3. Якорь.

Устройство якоря, назначение его конструктивных элементов. Способы крепления обмотки на якоре.

1

2

Тема 3.4. Коллекторы.

Конструкции наиболее распространенных коллекторов. Коллектор с арочным креплением пластин. Коллектор с пластмассовым корпусом.

1

2

Тема 3.5. Щеточное устройство.

Назначение и устройство щеточного устройства. Местонахождение в двигателе. Щетка. Радиальный щеткодержатель. Траверсы.

1

2

Самостоятельная работа: выполнение домашних заданий по разделу III, составление кроссвордов.

Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы

Какие основные части машины постоянного тока вы знаете?

Как устроены главные и дополнительные полюса?

Каково назначение компенсационной обмотки?

Каковы особенности конструкции сегментированных якорей?

Из каких элементов состоит якорь машины постоянного тока?

Какими способами крепят обмотку на якоре?

Какими способами крепят пластины в коллекторах?

Каковы преимущества коллекторов на пластмассе?

4

Раздел IV. Аппараты включения и защиты.

16

Тема 4.1. Рубильники и переключатели.

Устройство, принцип действия рубильников и переключателей.

1

2

Тема 4.2. Пакетные выключатели и переключатели.

Устройство и принцип работы пакетных выключателей и переключателей.

1

2

Тема 4.3. Контролеры.

Устройство, принцип действия контролеров. Контролер барабанного типа, схема его включения.

2

2

Тема 4.4. Механические реле.

Устройство, принцип действия механических реле. Механическое реле скорости.

1

2

Тема 4.5. Тепловые реле.

Устройство, принцип действия теплового реле. Тепловое реле типа РТ.

1

2

Тема 4.6. Электромагнитные реле.

Принцип действия электромагнитного контактного реле управления. Параметры, характеризующие электромагнитное реле. Контакты реле.

2

2

Тема 4.7. Контакторы и магнитные пускатели.

Назначение контакторов. Контакторы постоянного тока. Устройство, принцип действия.

Контакторы переменного тока. Устройство, принцип действия.

Назначение магнитного пускателя. Магнитный пускатель переменного тока. Устройство, принцип действия.

2

2

Тема 4.8. Автоматические выключатели.

Назначение автоматических выключателей. Механизмы свободного расцепления. Устройство и работа автоматического выключателя серии АП-50.

2

2

Тема 4.9. Плавкие предохранители.

Назначение плавких предохранителей. Устройство, принцип действия. Предохранитель типа ПР-2.

2

2

Тема 4.10. Техническое обслуживание аппаратов управления и защиты.

Осмотр. Очистка аппаратов. Проверка состояния аппаратов. Проверка сопротивления, напряжения.

2

2

Самостоятельная работа: выполнение домашних заданий по разделу IV, составление кроссвордов, решение задач.

Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы

Какой вид рубильника наиболее безопасен в обслуживании?

Каково назначение и устройство контролера?

Какую роль выполняет биметаллическая пластина в тепловом реле?

Какими параметрами характеризуются свойства электромагнитного реле?

В чем конструктивные различия между реле постоянного и переменного тока?

Какие виды контактов применяют в реле?

Объясните назначение металлического кольца на сердечнике электромагнитного реле.

Чем магнитный пускатель отличается от контактора?

8

Раздел V. Осветительные электроустановки.

7

Тема 5.1. Виды освещения и источники света.

Виды освещения и источники света. Рабочее, аварийное, охранное освещение. Лампы накаливания. Газоразрядные лампы.

1

1

Тема 5.2. Общие сведения о светильниках.

Общие сведения о светильниках. Лампа. Осветительная арматура. Типы светильников.

1

1

Тема 5.3. Технология монтажа и ремонта светильников общего назначения.

Правила монтажа и технология ремонта светильников общего применения.

1

2

Тема 5.4. Технология монтажа и ремонта электроустановочных устройств.

Установка выключателей и штепсельных розеток. Электроустановочные устройства.

1

2

Тема 5.5. Обслуживание осветительных электроустановок.

Требования, предъявляемые к колебаниям напряжения в осветительных сетях. Проверка исправности систем освещения. Чистка светильников.

1

2

Практическая работа

2

Расчет искусственного освещения.

Самостоятельная работа: выполнение домашних заданий по разделу V.

Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы

Перечислите виды электрического освещения и дайте характеристику каждому из них.

Какие источники света применяют на промышленных предприятиях?

Расскажите о принципах работы ламп накаливания и газоразрядных ламп.

Какими способами осуществляют замену ламп?

От чего зависит периодичность чистки светильников?

Как очищают арматуру светильников в сетях наружного освещения?

Какова технологическая последовательность операций монтажа светильников общего применения?

Как монтируют электроустановочные устройства?

4

Раздел VI. Защитные меры электробезопасности.

8

Тема 6.1. Электротравматизм и его предотвращение.

«Правила техники безопасности при эксплуатации электроустановок потребителей». Виды электропоражения. Основные факторы, влияющие на степень поражения  электрическим током. Пути прохождения тока через тело человека. Токи промышленной частоты. Классификация помещений по степени опасности поражения людей электрическим током. Классификация помещений по характеру окружающей среды.

1

1

Тема 6.2. Правила пользования защитными средствами

Изолирующие штанги. Изолирующие клещи. Диэлектрические перчатки. Диэлектрические боты и галоши. Диэлектрические коврики. Изолирующие подставки. Токоизмерительные клещи. Указатели напряжения. Защитные очки. Переносные заземления. Ограждения.

1

1

Тема 6.3. Защитное заземление

Основные определения: защитное заземление, замыкание на землю, замыкание на корпус, глухозаземленные и изолированные нейтрали.

Схемы заземления в сетях на напряжение до 1000 В. Работа заземляющих устройств.

Статическое электричество. Средства защиты от статического электричества.

Части силового оборудования, подлежащие заземлению.

Перечень электрооборудования, которое не подлежит заземлению.

Естественные заземляющие проводники. Искусственные заземлители.

2

2

Тема 6.4. Технические мероприятия, обеспечивающие безопасность работ при частичном или полном снятии напряжения.

Общие правила техники безопасности.

Вывешивание предупредительных плакатов и ограждение места работы.

Проверка отсутствия напряжения.

Наложение и снятие заземления.

2

2

Практическая работа

2

Расчет защитного заземления.

Самостоятельная работа: выполнение домашних заданий по разделу VI; подготовка сообщений к занятиям.

Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы

Расскажите о факторах, влияющих на исход поражения электрическим током.

Каково назначение каждого вида защитных средств?

Какие существуют защитные средства от поражения статическим электричеством?

Как производят осмотр электроустановок?

4

Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:

1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);

2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)

3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)


3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета-лаборатории «_____________________________________» и электромонтажной мастерской.

Оборудование учебного кабинета:

- посадочные места по количеству обучающихся;

- рабочее место преподавателя;

- комплект учебно-наглядных пособий «Электрооборудование».

Оборудование мастерской:

по количеству обучающихся:

- комплект рабочих инструментов;

- съемные рабочие планшеты, на которых производится сборка электрических схем по всем темам программы;

на мастерскую:

- рабочие кабины, в которых учащиеся производят монтаж-демонтаж всех видов электропроводок (открытой, закрытой, тросовой, в кабельных каналах, в лотках) , подключение осветительных щитков, электроустановочных изделий, средств учета электроэнергии;

- стенды с современным электротехническим оборудованием.

3.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Основные источники:

  1. Акимова Н. А. и др. Монтаж, техническая эксплуатация и ремонт электрического и электромеханического оборудования. – М.: Мастерство, 2012. – 296 с.
  2. Гусева Л. Г. Тепловое и электрическое оборудование предприятий общественного питания  - Москва: Экономика,   2011.  - 245 с.
  3. Кацман М. М. Электрические машины. – М.: Высшая школа, 2010. – 463 с.
  4. Кирпичников В.П., Леенсон Г.X. Справочник механика: Общественное питание. — М.: Экономика, 2010. — 382 с.
  5. Литвинов В. Н. Справочник молодого рабочего по монтажу электропроводок. – М.: Высшая школа, 2011. – 143 с.
  6. Никуленкова Т., Лавриненко Ю. И., Ястина Г. М. Проектирование предприятий общественного питания. – М.: Колос, 2010.
  7. Сибикин Ю. Д. Техническое обслуживание, ремонт электрооборудования и сетей промышленных предприятий. – М.: Издательский центр «Академия», 2009. – 256 с.
  8. Сибикин Ю. Д., Сибикин М. Ю. Техническое обслуживании, ремонт электрооборудования и сетей промышленных предприятий. – М.: ПрофОбрИздат, 2012. – 432 с.
  9. Тельманова Е.Д. Электрические и электронные аппараты: учебное пособие /  - Екатеринбург: Изд-во ГОУ ВПО "Рос. гос. проф.-пед. ун-т", 2010. - 131 с.
  10. Чукаев Д.С. Электрическое оборудование предприятий общественного питания. - М.:  Госторгиздат, 2011. -  228с.

Дополнительные источники:

  1. Кабышев А.В. Электроснабжение объектов. Ч. 2. Расчет токов короткого замыкания в электроустановках до 1000 В: учебное пособие. - Томск: Изд-во Томского политехнического университета, 2009. - 168 с.
  2. Кацман М. М. Электрический привод. – М.: Издательский центр «Академия», 2011. – 384 с.
  3. Сибикин Ю. Д. Техническое обслуживание, ремонт электрооборудования и сетей промышленных предприятий. – М.: Издательский центр «Академия», 2010. – 256 с.
  4. Шишмарев В. Ю. Типовые элементы систем автоматического управления. – М.: Издательский центр «Академия», 2010.
  5. Электронный ресурс «Электротехника». Форма доступа - http://electrono.ru/
  6. Электронный ресурс «Школа для электрика. Все секреты мастерства». Форма доступа – http://electricalschool.info/
  7. Электронный ресурс «Энергетика». Форма доступа - http://forca.ru/


4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, исследований.

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

1

2

Умения:

производить электрические расчеты

практические занятия, внеаудиторная самостоятельная работа

выбирать, производить монтаж, наладку, сдачу в эксплуатацию электрооборудования, заземляющих устройств, контролировать их работу

практические занятия, внеаудиторная самостоятельная работа

Знания:

Общие сведения об электрооборудовании

тестирование, внеаудиторная самостоятельная работа

Устройство, принцип работы и техническое обслуживание асинхронных двигателей

тестирование, практические работы, внеаудиторная самостоятельная работа

Устройство, принцип работы и техническое обслуживание синхронных машин

тестирование, практические работы, внеаудиторная самостоятельная работа

Конструктивные особенности электрических машин постоянного тока

тестирование, семинар, внеаудиторная самостоятельная работа

Применение и конструктивные особенности аппаратов управления и защиты

тестирование, внеаудиторная самостоятельная работа

Технология монтажа, ремонта и техническое обслуживание электроосветительных установок

тестирование, практическая работа, внеаудиторная самостоятельная работа

Технические мероприятия, обеспечивающие безопасность работ на электрооборудовании

тестирование, семинар, внеаудиторная самостоятельная работа


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Схемы автоматического управления». Самостоятельная работа по дисциплине электрооборудование

Вниманию студентов, обучающихся по специальности 150414    Монтаж и техническая эксплуатация холодильно-компрессорных  машин и установок, предлагается теоретический материал по пре...

Электрооборудование бытовых холодильников. Самостоятельная работа по дисциплине Электрооборудование.

Для специальности: 150022 «Монтаж и техническая эксплуатация холодильно-компрессорных машин и установок»....

Презентация по дисциплине электрооборудование автомобиля на тему "Система освещения"

Презентация по электрооборудованию автомобиля на тему: "Система освещения"...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММАУЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ УД01. Введение в профессиональную деятельность (Обще профессиональная подготовка) профессия: 08.01.26 Мастер по ремонту и обслуживанию инженерных систем жилищно-коммунального хозяйства

Учебная дисциплина Введение в профессию введена основной профессиональной образовательной программы по профессии НПО (СПО), 08.01.26  Мастер по ремонту и обслуживанию инженерных систем жилищно-ко...

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММАУЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП.02 «ОСНОВЫ МАТЕРИАЛОВЕДЕНИЯ»

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММАУЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ                  ОП.02 «ОСНОВЫ МАТЕРИАЛОВЕДЕНИЯ»...

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММАУЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП.04 «ОБОРУДОВАНИЕ ШВЕЙНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ»

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММАУЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ                  ОП.04 «ОБОРУДОВАНИЕ ШВЕЙНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ&r...

ПРОГРАММАУЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП. 12 Индустрия туризма и туристские ресурсы региона

Программа учебной дисциплины «Индустрия туризма и туристские ресурсы региона» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности среднего профе...