Открытый урок "За чашкой чая"
методическая разработка на тему

Карасеёва Елена Викторовна

Среди наиболее важных качеств современного человека выделяют­ся активная мыслительная деятель­ность, критичность мышления, поиск нового, желание и умение приобретать знания самостоятель­но. В связи с этим при внедрении в практику современных образова­тельных технологий особое внима­ние привлекает метод проектов.

Умение пользоваться методом проектов — показатель высокой квалификации преподавателя, его прогрессивной методики обу­чения и развития. Недаром эти технологии относят к технологиям XXI века, предусматривающим, прежде всего, умение адаптиро­ваться к стремительно изменяю­щимся условиям жизни человека постиндустриального общества. Проектный метод в профес­сиональном образовании рас­сматривается как эффективное средство формирования общих и профессиональных компетенций и в настоящее время является одним из основных современных активных инновационных методов обучения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytyy_urok.doc418.4 КБ

Предварительный просмотр:

Областное Государственное Бюджетное  Образовательное Учреждение

Начального Профессионального Образования

«Профессиональное училище №15»

Город Стрежевой Томской области, ул. Коммунальная д. 40.

Методическая разработка

Открытый урок  

метод   проектов.

МДК 07.01. «Приготовление сладких блюд и напитков»

Тема: «Напитки»

 

                                                                             Разработала:

                                                                                                         Карасёва Елена Викторовна,

                                                                                                    преподаватель  дисциплин

                                                                                                   профессионального цикла

                                                                                               ОГБОУ НПО «ПУ№15»

Пояснительная записка

Среди наиболее важных качеств современного человека выделяют ся активная мыслительная деятель ность, критичность мышления, поиск нового, желание и умение приобретать знания самостоятель но. В связи с этим при внедрении в практику современных образова тельных технологий особое внима ние привлекает метод проектов.

Умение пользоваться методом проектов — показатель высокой квалификации преподавателя, его прогрессивной методики обу чения и развития. Недаром эти технологии относят к технологиям XXI века, предусматривающим, прежде всего, умение адаптиро ваться к стремительно изменяю щимся условиям жизни человека постиндустриального общества. Проектный метод в профес сиональном образовании рас сматривается как эффективное средство формирования общих и профессиональных компетенций и в настоящее время является одним из основных современных активных инновационных методов обучения.

Актуальность применения метода проектов в своей работе заключается:

  • в  необходимости научить приобретать  знания самостоятельно, уметь пользоваться приобретенными знаниями для решения новых познавательных и практических задач;
  • в умении работать в разнообразных группах, исполняя разные социальные роли;  актуальность широких чело веческих контактов, знакомства с разными культурами, разными точками зрения на одну пробле му;
  • в значимости развития человека умения пользоваться исследовательскими методами: собирать необходимую инфор мацию, факты и умении их анализи ровать с разных точек зрения, вы двигать гипотезы, делать выводы и заключения.

Если выпускник нашего училища при обретает указанные выше навыки и умения, он оказывается более приспособленным к жизни, уме ющим адаптироваться к изменяю щимся условиям, ориентировать ся в разнообразных ситуациях.

         Представление проекта в театрализованной  всегда ориенти рован на самостоятельную деятель ность учащихся (индивидуальную, парную, групповую) и всегда предполагает решение какой-то проблемы, предусматривающей, с одной стороны, использование разнообразных методов, средств обучения, а с другой — интегри рование знаний, умений из раз личных областей науки и техники. Результаты выполненного   проекта «осязаемыми», т.е., практические — готовые к внедрению.

Учебный проект в виде театрализованного мероприятия  затрагивает  исследование поставленной задачи (география, история, литература, технология),  поиск информаци и (справочники, сборники рецептур, сеть Internet),   развитие  творческой личности (создание сценария мероприятия).

 В процессе выполнения проекта осуществляются межпредметные связи:  биология (чай, как растение); география (чаепроизводяшне страны); история (этнографическая и историческая направленность); иностранный язык (в частности с английским, связанная с чайной церемонией «файф-о-клок», литература (чтение стихов о чае), изобразительное искусство (подбор репродукций картин знаменитых художников, музыки); предметы профессионального цикла (различные способы заваривания и подачи чая, оформление чайного банкета); деловая культура (формирование этикета и гостеприимства).  

Данный проект  профессиональный т. е.  решается проблема в сфере будущей про фессиональной деятельности.

Если учащийся сумеет справиться с работой над учебным проектом, можно надеяться, что настоящей взрослой жизни он окажется более приспособленным и  сумеет планировать собственную деятельность, ориентироваться в разнообразных ситуациях, совместно работать с различны людьми, т.е. адаптироваться к меняющимся условиям. Учить нужно именно тому, что может пригодиться, только тогда наши выпускники смогут достойно представлять достижения от качественного профессионально образования.

Представление своих материалов,  в виде театрализованного представления, является оценивание всей работы над проектом. Урок-проект «За чашкой чая» долгосрочный может проходить как квалификационный экзамен по МДК 07.01,   как вводный инструктаж производственного обучения, как бинарный урок теоретического обучения, как внеурочная деятельность в профориентационной работе по профессии «Повар, кондитер».

Урок-проект «За чашкой чая»

Тема междисциплинарного курса: «Приготовление сладких блюд и напитков»

Тема урока: «Напитки»

Тип урока: урок-проект, обучение в сотрудничестве.

Цель урока: изучение нового материала, популяризация чаепития, формирование культуры чаепития, знакомство с традициями чаепития разных народов мира, возвращение добрых традиций русского чаепития, улучшения отношений и  эмоционального благополучия в группе.

Задачи урока:

  • обучение приготовления чайного напитка по рецептуре, обеспечивающей получение полезного вкусного чая;
  • формирование обычаев и народных традиций через этнографическую направленность чаепития разных народов мира;
  • обеспечение нравственной направленности и этических норм в поведении участников проекта;
  • формирование культуры гостеприимства.

Этапы проведения урока-проекта

Предварительный этап (в течении месяца)

Сбор любой информации о чае, сбор коробочек, баночек, чайных принадлежностей, фото графий («за чаем»), открыток, рисунков: самоваров, посуды. Оформление кабинета: плакаты, коробки и банки из-под чая, самовары, вазы, чайная посуда.

Представление своих материалов, т.е. защита проекта и оценивание всей работы над проектом. Группа делится на подгруппы (по 4-5 человек) - отделы. Обучающимся,  для проведения проектной деятельности, рекомендуется осветить следующие вопросы:

Отдел внешних связей: Как используют чайный напиток в различных странах? Каковы обычаи и традиции чаепития в этих странах? Какие новшества внесла Россия в культуру чаепития? Что такое чайные банкеты? Как и для чего они устраиваются?

Валеопогический отдел: Чем полезен чай? Какие витамины содержит чайный напиток? Что такое лечебный чай и как его употреблять? Можно ли вылечиться чайным напитком?

Технологический отдел: Чем полезен чай? Что такое листовой и байховый чай? Что означает о купаж, бергамот? Кто такой титестер? Какого цвета бывает чай? Каковы этапы производства чая"

Информационный отоел: Что означает слово чай и какова история его происхождения? Какие страны являются основными производителями чая?

Культутюлогическип отоел: Как правильно приглашать гостей на чаепитие'? Какие существуют традиции чаепития в других странах? Какова история русского самовара? Что такое чанный банке г и как его проводить? Как оформить комнату хтя приема гостей на чаепитие? В чем особенности сервировки чайного банкета?

Материально-дидактическое оснащение:

Оборудование:   компьютер, проектор, электрочайник, столы, миксеры, электрические чайники.

Инструменты: кастрюли различной емкости (1, 2, 3 литра), весы, ножи (поварская тройка), доски разделочные, тарелки различные, предметы чайной церемонии (самовар, рушники, чайный сервиз, различная выпечка и тд), скатерти, полотенца, салфетки, столовые приборы.

Материалы: Рефераты, доклады, презентации, чаепития   обучащихся (о чае, о чайной церемонии, о истории чая, о особенностях подачи и приготовления чая народами мира, о банкете-чае), Сборник рецептур, книжки - раскладки с сервировкой чайного стола, плакаты с цветными иллюстрациями разных самоваров, учебники «Кулинария», «Технология приготовления мучных кондитерских изделий», книги «Русская кухня» и «Вкусная выпечка», инструкционно-технологические карточки, плакаты с пословицами и поговорками о чае.

Предварительно кабинет оформляется в виде русской избы со столом с самоваром, выпечкой.

Структура урока

№ п/п

План урока

Время (мин.)

1

Организационный момент

5-7 минут

2

Ход урока

70-75 минут

3

Подведение итогов

10-15 минут

 Организационная часть (5-7 минут)

  1. Контроль, посещаемости и готовность к уроку (спецодежда).
  2. Объяснение хода и последовательности проведения занятия.

1.3 Сообщение темы урока, цели урока, сообщение условий проведения урока.

План урока (70-75 минут)

Кабинет (лаборатория) представляет лабораторию чаеведения, в которой работают 5 отделов:

  1. отдел внешних связей;
  2. валеологический отдел;
  3. технологический отдел;
  4. информационный отдел;
  5. культурологический отдел.

Каждому отделу предлагается примерный перечень вопросов, ответы на которые он должен найти, доложив результаты своего исследования по выбранной им схеме в любой форме: представления, спектакля- конференции, телепередачи, интервью, репортажа и т.д.

Отдел внешних связей; валеологический отдел; технологический отдел; информационный отдел, культурологический отдел подготовили театрализованное представление, рассчитанное на 70-75 минут. Сценарий построен на материалах предоставленных учащимися группы по профессии «Повар, кондитер». В роли ведущих выступили учащиеся группы. Оформлен стенд «История самовара в картинках», подобраны высказывания знаменитых людей, пословицы и поговорки разных народов о чае.

На авансцене стенд «История самовара в картинках», образцы самоваров, посередине большой стол, сервированный для чаепития (чашки с блюдцами, чайник для заварки, грелка на чайник, сахарница, молочник, ваза с сухарями и баранками, различные сладости и выпечка, различные сорта варенья, фрукты), на двух столах представлены различные сорта чая, посуда используемая различными национальностями для чаепития, на стенде плакат «Чай усиливает дух, смягчает сердце, улаляет усталость, пробуждает мысль, облегчает и освежает тело и поясняет восприимчивость».

Театрализованное представление (сценарий)

Культурологический и валеологический отделы. За столом сидят четыре подружки (ведущие) и прихлебывая чай о чем-то беседуют.

Ведущий. Здравствуйте, сестрицы! Опять чай пьёте? А что в нем полезного? И откуда он только взялся?

Первая ведущая. Глупый ты! Если бы от чая проку не было, разве пили его люди столько лет? Садись с нами. Мы тебе за чаем все про него и расскажем. Ведущего усаживают за стол, наливают в чашку чая.

В давние времена на Руси был неизвестен. В суровые зимы русские люди согревались ароматными целебными напитками, приготовленными из различных лесных ягод и трав. В летние жаркие дни они прекрасно утоляли жажду, а после знаменитой русской бани были просто незаменимы. Богаты были лесные чаи витаминами, обладали целебными силами. Помогали и от простуды, лихорадки или другой какой хвори.  В каждой семье свои любимые чаи были — у кого из листьев земляники, у кого из малины и ежевики. А кто любил чай из листьев ароматной мяты, смородины или цветков липы. Однако особую славу завоевал иван-чай, который готовили из травы кипрей. В нем меньше содержится кофеина, теобромина и теофиллина, но зато больше содержится витаминов Р.С. эфирных масел, органических кислот, магния, марганца, натрия, фтора, меди. Заготовка и сушка медоносного требовала знаний и умений, без них мог получиться не душистый иван-чай, а плохое сено. В Московском Кремле в XVI в. была палата Огородной слободы, где готовили и хранили сухие травы конечно, иван-чай, позднее получивший название копорского.

А заготавливали его так. Собирали листья кипрея в пору его интенсивного цветения. Раскла дывали на деревянных лотках слоем в 5 см в тени, чтобы их завяливать в течение суток. Затем листья скручивали в тонкие колбаски и выдерживали до тех пор, пока они не потемнеют. Потом почерневшие заготовки клали в тарелки, накрывали мягкой тканью и оставляли в тепле при температуре -24...+27°С на 6-12 ч для ферментации. После нарезали и сушили на решетках, при температуре 100 С. Эта технология близка современной.(Демонстрация презентации)

Вторая ведущая. Кто знает, может быть, и по сей день пили бы мы лесной иван-чай, если бы не вторгся в нашу жизнь напиток из восточных стран — китайский чай.

Чай был впервые завезен в Россию в XVII веке. В 1638 г. русский посол Василий Старков вез монгольскому хану богатые дары от царя Михаила Федоровича. В ответ хан тоже передал  русскому царю ценные подарки. Среди них лежали и аккуратные свертки с непонятной травой. Посол отнесся к ней довольно скептично и даже с долей обиды, но хан заверил его, что это его самый дорогой подарок царю. Так среди прочих драгоценностей в Москву попал чай. Однако новый напиток государю скорее всего не понравился. Наверно, поэтому торговля чаем здесь началась лишь спустя более тридцати лет.

Следующая партия чая была завезена уже из Китая. А в 1679 году Россия заключила с Китаем торговый договор на постоянную поставку чая.

Этот напиток вошел в моду в среде высшей знати, дворянства, богатых купцов. Правда, вплоть до конца XVIII в. его пили преимущественно мужчины. Женщины отказывались пить чай. считая его слишком крепким и горьким т.е бесовским. В те годы он заваривался иначе, чем сейчас: на одну средних размеров чашку приходилось около 50 г чайного листа. Чай закладывали в медную чашку и там разваривали.

Ведущий. А почему эту траву чаем назвали? (Доклад)

Первая ведущая. В Китае это растение называли «тцай-йе» — молодой листок. Русские стали произносить это слово как «чай».

Для людей среднего достатка, а тем более крестьян чай был недоступен из-за высокой цены. Так, в 1674 г. фунт чая (409 г) стоил 30 коп. За эти деньги по тем временам можно было купить 65-80 кг ржи. Отсюда и появились выражения: «побаловаться чайком», «дать на чай», т.е. получить вознаграждение за личные услуги.

Высокая стоимость чайного листа была обусловлена большими расходами по его транспорти ровке из Китая в Россию. Но после строительства Транссибирской магистрали чай существенно по дешевел, и с тех пор чаепитие у самовара стали рассматривать как элемент национального бытового уклада.

Вторая ведущая. Чаепитие проходило по определенным правилам, утвержденным традицией. Для кипячения воды использовался самовар, а для заварки — фарфоровый или фаянсовый чайник.

Третья ведущая. У самовара своя история. В XVIII в. так называли металлический прибор для кипячения воды с топкой внутри. Самый близкий к самовару по своей конструкции и назначению нагревательный прибор — сбитенник. Это был чайник, внутри которого располагалась труба с поддувалом.

Ведущий. А я знаю, что самовар ставят на поднос.

Третья ведущая. Правильно. Это делали для того, чтобы угли из поддувала и капли горячей воды из крана не попадали на стол. Особую славу приобрели подносы с яркими цветами жостовской росписи.

Вторая ведущая. Самовар с заварочным чайником ставили на подносе на общий стол или на специальный круглый столик, приставленный к нему. Рядом расставлялись чашки на блюдечках с обязательными чайными ложечками, положенными на блюдце черенком к ручке чашки. К чаю пода вали сахар, мед. варенье, пироги, булочки, пышки, колобки, шанежки и т. п. По обычаю чай полагалось разливать хозяйке дома или старшей дочери. В чашки наливали крепкую заварку и разбавляли ее кипятком из самовара. Количество заварки определялось гостем, которому предназначалась чашка. На носике заварочного чайника всегда висело ситечко, предохранявшее от попадания в чашку чаинок.

Прекрасно описал московское чаепитие в 19 веке А.И. Вьюрков: « Чай москвичи пили утром, в полдень и обязательно в четыре часа. В это время в каждом доме кипели самовары, чайные трактиры были полны и жизнь замирала. Пили его вечером, пили, когда вздумается, пили и от нечего делать , и просто так. Пили его с молоком, с лимоном, с вареньем, а главное - с удовольствием». С особым размахом чаепитие осуществлялось в купеческих домах: часами сидели купцы за чайным столами и выпивали иногда по 20 чашек. Если, выпив чашек десять, отставляли чашку в сторону. Это не означало, что чаепитие закончено. А вот когда чашку (или стакан) переворачивали вверх дном и клали на него остатки сахара, становилось понятно, что с чаем покончено.(Демонстрация презентации)

А.С.Пушкин в романе «Евгений Онегин» так описывает чаепитие в помещичьем доме:                 Смеркалось; на столе, блистая,

 Шипел вечерний самовар.

 Китайский чайник нагревая:

Под ним клубился легкий пар.

Разлитый Ольгиной рукою по чашкам темною струею

 Уже душистый чай бежал.

 И сливки мальчик подавал. (Демонстрация презентации).

Четвертая ведущая. Интересно, что слово «напиток» произошло не от слова  «напитать», т.е. накормить, насытить. Это в полной мере относится к чаю обладающему ценными пищевыми свойствами. В нем содержатся тонизирующие вещества — танин, кофеин, дубильные вещества, витамины, кислоты. Большая часть витаминов С, Р, В5 В2, РР, содержащихся в чае, переходит при заварке в настой и хорошо сохраняется. Питательность чая отражена и в том, что вХ1Х в. не говорили, что чай пьют: его, так же как и кофе, «кушали».

Чай является любимым напитком во многих странах. Разные народы в процессе приготовле ния придают ему свой неповторимый вкус.

Третья ведущая. Читает шуточное стихотворение о приготовлении чая в боярском доме.

Раз прислал мне барин чаю

И велел его сварить

А я отроду не знаю,

 Что с ним делать, как с ним быть?

Взял тогда налил водички

 Всыпал это чай в горшок

 И прибавил перцу, луку

Да петрушки корешок.

Варево разлил по плошкам,

 Хорошенько размешал;

 Остудив его немножко.

 На господский стол подал.

 Гости мялись и плевались,

Барин аж рассвирепел.

Долго думал, удивлялся,

Чем же мог не угодить?

 Наконец-то догадался:

 Забыл чай я посолить.

Но для того чтобы чай сохранил свою питательность, нужно уметь правильно его заваривать. Способов заваривания чая множество. Но принцип общий. Давайте вместе приготовим чай, по всем правилам. (Демонстрация  правильного заваривания чая)

Вода для заваривания чая должна быть, свежекипяченой, лучше мягкой, потому что жесткой воде чай получается невкусный. Она приобретает мягкость при кипячении ее в самоваре. Чай зава ривают в фарфоровом или фаянсовом чайнике. Перед заваркой его нужно прогреть — ополоснуть два три раза кипятком. Всыпать в чайник порцию сухого чая  (из расчета 1-2 г на стакан л сразу залить  кипятком на 1/3 объема чайника. Замечу, что в чайной ложке содержится 2,5 г сухого чая. Чайник надо накрыть крышкой, а сверху льняной салфеткой, что бы она закрывала отверстие в крышке и носике чайника. Это делается для того, чтобы не терялись летучие ароматические масла. Настаивать чай 5-7 мин, а потом долить чайник: кипятком до нормы и разлить в чашки. Температура чая при подаче должна быть не ниже 75° С. В чае не должно быть чаинок. Заваренный чай нельзя кипятить или держать на горячей плите, а также оставлять надолго — он потеряет свой аромат.

Чай подают в чашке с блюдцем или в стакане с подстаканником, который ставят на пирожковую тарелку. Отдельно подают сахар, лимон, нарезанный тонкими кружочками, варенье, мед, в молочнике — горячее молоко или сливки. При их добавлении в чай он теряет свою терпкость.

Русские люди считали, что совместное чаепитие поддерживает любовь и дружбу между чле нами семьи, скрепляет родственные и дружеские связи, а самовар, кипящий на столе, создает атмо сферу уюта, благополучия и счастья.

Технологический отдел. О пользе чая знают практически все, но далеко не каждый знает, как приготовить вкусный напиток так, чтобы он обладал полезными качествами для здоровья человека. Двое учащихся: 1 заваривает чай, второй - комментирует; по докладам учащихся проводят демонстрацию нескольких способов заваривания чая.

 Заваривание зеленого чая: Зеленый чай для заваривания берут 40-50 граммов на 200 граммов воды. Настаивают его не менее 7-8 минут, иначе ароматические и вкусовые вещества не успеют перейти в раствор. Сначала заливают горячей водой (не кипятком!) сухие листья, минуты через 3 доливают до половины, а еще через пару минут—до краев. Зеленый чай можно заваривать 2-3 раза, заливая кипятком спитые листья. Некоторые находят, что после вторичного заваривания зеленый чай даже вкуснее. Но душист и вкусен зеленый чай по- иночу. чем черный. Настоящий его вкус - вяжущий, напоминающий вкус виноградной косточки. Цвет настоя - светлый, желтый или зеленоватый. Зеленый чай прекрасен сам по себе, безо всего, но он неплохо сочетается с лимоном или сиропом лимонника, не говоря уже о цветах жасмина.

Заваривание травяного чая, сборов: Сушеную мяту, душицу, зверобой, ромашку, липовый цвет, плоды шиповника, смородины, малины, земляники, клубники и т.д.: травяные сборы заливают кипятком и настаивают 10-15 минут, а затем процеживают через ситечко. На 1 л воды берут примерно 4-8 граммов сухих листочков. Чай может быть и крепче.

Русский способ: предпочтение отдается черному чаю, заваренному в чайнике вместе с листьями мяты, малины, черной смородины. Чай-заварку с душистым настоем ставят на самовар, чтобы сохранить ее горячей. Важно красиво украсить стол, чтобы он радовал глаз и располагал к долгой беседе. Чаепитие в России принято устраивать между 17 и 20 часами.

Заваривание чая в пакетиках: Качество пакетированного чая может быть различным, которое может определить только специалист-дегустатор, который, кстати, никогда не положить в чай сахар. В чашку или заварной чайник кладут по 1 пакетику на 1 человека, заливают горячей водой, настаивают 2-3 минуты.

Для приготовления калмыцкого чая, называемого ця, нужно растолочь 200-300 г чая, залить 3 л холодной воды и довести до кипения, затем убавить огонь уварить еще 15-20 мин, влить 2 л подогретых сливок и проварить еще 5-10 мин, добавить 50 г сливочного масла, 2 ч. ложки соли, дать постоять в закрытом виде и только после этого разлизать.

Чрезвычайно популярен чай в Узбекистане, Киргизии, Казахстане, Таджикистане. Узбеки пьют черный и называемый кок-чай, употребляют, как правило, без сладостей, он прекрасно утоляет жажду в летний зной.

Киргизы пьют актынчай. Заваренный крепкий чай (черный) вливают в молоко (соотношение 1:1), доводят до кипения, добавляют масло, соль, сметану и еще раз доводят до кипения. Разливают в пиалы и подают с лепешками и другими мучными изделиями. Пьют киргизы и горячий напиток — куурма чай.

Таджики употребляют зеленый чай (чойн ка-буд) как в горячем, так и в холодном виде. В про хладное время года они пьют черный чай.

В Монголии пьют главным образом плиточный чай, который густо заваривают и заправляют молоком, маслом или салом и солью.

В Китае чай — традиционно самый распространенный напиток, классическое искусство за варивать чай зародилось именно здесь.

Любят чай в Японии. Чайная черемония в Японии - религия, полная изящества и величест венности. Чай приготавливают из зеленых чайных листьев, высушенных и растертых в порошок. Японский чай имеет зеленоватый цвет, по виду и вкусу отличается от европейского. Пьют его без сахара.

Чай — любимый напиток индийцев, которые пьют его с молоком.

В Англии чай распространен больше других напитков, его также пьют с молоком. Английский способ: в Англии - только в 17 часов («файф-о-клок»). Жители Британских островов считают чай своим национальным напитком. Чай англичане пьют с молоком или горячими сливками, причем, чай наливают в молоко, а не наоборот. Чай по-английски весьма крепок: 30-35 г чая на 1 л воды. Чайник перед заваркой должен быть сухим и хорошо прогретым (впрочем, это общее правило).

Ограниченно употребляют чай немцы, поляки и некоторые другие европейские народы, отдавая предпочтение кофе. Американцы пьют несладкий чай со льдом (ice tea).

Французкий способ: Особенность французского ритуала чаепития заключается в том, что приглашенные собираются в гостиной или банкетном зале и располагаются на диванах и креслах. Гости беседуют, и в это время им подают аперитив (шерри, шампанское брют). Когда все гости в сборе, в гостиную вывозят заранее накрытый чайный стол на колесиках. Стол традиционно имеет овальную или круглую форму, его покрывают цветной полотняной скатертью нежных пастельных тонов. Салфетки подбирают в тон скатерти.

В Сибири чай делают так: заварку кладут в теплое молоко и в нем же ее кипятят.  (демонстрация презентации)

 Информационный отдел рассказывает о многообразии сортов чая, которое затрудняет выбор нужного сорта при покупке.

Чайное растение принадлежит к семейству камелий, которые славятся своими прекрасными цветами Его второе имя Camelia Sinensis. Чайные кусты произрастают на высокогорных, низкогорных и срелнегорньгх плантациях на Цейлоне, в Индии. Кении, Китае и других странах и частях света. Продолжительность жизни чайного растения составляет примерно сто лет. Впрочем, бывают и исключения. Внешне чай - самый скромный из его двадцати четырех братьев и сестер, но мы ценим его. прежде всего, за восхитительный вкус и уди вительные свойства.

Зелёный чай. Цвет зелёного чая является чуть ли не основным наглядным показателем качества его качества Дело в том, что перегрев при сушке зеленого чая резко ухудшает качество, и это немедленно сказывается на цвете листа: он темнеет в такой степени, в какой члудшилось качество. Таким образом, чем светлее зеленый оттенок листа, тем выше сорт зеленого чая. Самые высшие сорта имеют светло - зеленый, фисташковый цвет с золотистым или серебристым отливом. Наоборот, у низких сортов, а также у лежалого, плохо закупоренного, испорченного зеленого чая грязно-зелёный цвет с землистым оттенком. Отсюда правило: чем светлее оттенок - тем качественнее зеленый чай.

Чёрный чай. Чёрный чай обретает свою ферментацию (цветность) за счёт того, что его не подвергают температурной обработке в процессе приготовления. Листья чая постепенно истекают соком и чернеют на воздухе, подобно разрезанному яблоку или кожуре банана. Цвет сохраняется и в настое этого чая. В Китае такой чай называют красным. Разнообразие сортов чёрного чая велико. Цвет чаинок: гладкий черный, возможно с красноватым, синеватым или оранжевым отливом. Блекло- коричневый или серый цвет чаинок свидетельствует о нарушении технологической обработки или о том, что использовалось грубое, устаревшее сырье; степень скрученности листочков: чем туже, тем лучше. Высококачественный чай скручен плотно, и из-за этого его чаинки — упругие, неломкие. Если чай при надавливании легко крошится, значит, он не первого сорта; размер чаинок: листовой, цельный чай лучше сохраняет аромат, меньше впитывает влагу и посторонние запахи. Однако любителям крепкого чая больше подходят резаные чаи - они быстрее завариваются и легче отдают экстрактивные вещества. И еще про типсы. Типсы — это серебристые кончики самых молодых чайных веточек, покрытые нежным белым пушком (пушинки сохраняются и в обработанном чае). Именно типсы придают чаю аромат, поэтому, чем больше в чае типсов, тем он качественнее.

Цветные чаи. Красные и жёлтые (недоферментированные или полуферментированные) разновидности чая являются промежуточными между чёрными и зелёными.

Состав чайного настоя. Серьезное биохимическое исследование чая началось всего четверть века тому назад, но до сих пор нет окончательного ответа о содержащихся в чае веществах. На сегодняшний день считается, что их - свыше трехсот.

Польза чая. Чай, наряду с фруктами, можно внести в список продуктов, составляющих основу здорового питания. Чай обладает бактерицидным действием, причем, чем выше сорт чая, тем выше антибактериальная активность. Чай нормализует работу кишечника и полезен для женщин в период климакса.

Противопоказания чая:

  • Детям до 10 лет;
  • Беременным женщинам на последних сроках, особенно если есть риск развития токсикоза;
  • Гипертоникам с тяжелой формой болезни:
  • Людям, страдающим бессонницей;
  • Больным с высокой температурой;
  • Психически возбудимым людям;
  • Тем,  кто обладает ярко выраженной индивидуальной непереносимостью кофеина (ее симптомы немотивированное беспокойство, гиперподвижность, ращенное сердцебиение, головные боли);

Людям в состоянии алкогольного опьянения. С древности в Китае считали, что чай не сочетается с алкоголем: чай после вина вредит почкам, поясница и бедра наливаются тяжестью, мочевой пузырь холодеет и болит, а, кроме того, скапливается мокрота и появляется отечность от выпитой жидкости. Современная медицина тоже не видит в этом ничего хорошего. С ее точки зрения, чай и алкоголь слишком усиливают действие друг друга. А слишком - всегда вредно.

Никогда не следует забывать об умеренности. 5-6 чашек в день не слишком крепко заваренного чая - вполне достаточно для взрослого человека, не имеющего противопоказаний. Пожилым людям - не больше 4 чашек или 2 покрепче. Детям старше 10 лет- 2-3 чашки. Вообще, лучше пить чай понемногу, но свежезаваренным, теплым, а не горячим. Сухая заварка не должна быть просроченной, испорченной, с горелым или с металлическим привкусом.

Существует много сортов и видов чая. В России можно купить любой чай, крупнейшими поставщиками являются Шри-Ланка и Индия. Цейлонский чай традиционно считается качественным, чем индийский и китайский.

Чай приготовленный из цветков, плодов, листьев, молодых веточек шиповника по вкусу и аромату

может соперничать с любым стандартным чаем, а по содержанию витаминов превосходит все другие. (Демонстрация презентации)

Всем зрителям предлагается дегустация различных сортов чая с выпечкой, приготовленной обучающимися на уроках производственного обучения.

 Оценивание урока – проекта (10-15 минут)

Критерии оценки   открытого урока-проекта.

Критерии

 Обоснование критериев

баллы

Содержание

Понимание задания

- Работа демонстрирует точное понимание задания

- Включаются как материалы, имеющие непосредственное отношение к теме, так и материалы, не имеющие отношения к ней

- Включены материалы, не имеющие непосредственного отношения к теме

собранная информация не анализируется и не оценивается.

10

5

0

Полнота раскрытия темы

 - полно

 - частично

 - не раскрыта

10

5

0

Логика изложения информации

 - логичное изложение материала

 - нарушение логики

 - отсутствие логики

10

5

0

Самостоятельная работа группы

Слаженная работа в группе

 - Четко спланированная работа группы

 - Работа группы частично спланирована

 - Не спланирована работа в группе

5

3

0

Распределение ролей в группе

 - Вся деятельность равномерно распределена между членами команды

  - Работа над материалом равномерно распределена между большинством участников команды

 - Несколько членов  группы отвечают за работу всей команды.

5

3

0

Авторская оригинальность

 - Уникальная работа. Содержится большое число оригинальных, изобретательных примеров  

 - В работе присутствуют авторские находки

 - Стандартная работа, не содержит авторской индивидуальности

5

3

0

Степень самостоятельности работы группы

 - Полная самостоятельность при выполнении работы

 - Частичная самостоятельность работы группы

 - Несамостоятельная работа группы

5

3

0

Оформление работы (презентация)

Грамматика, подходящий словарь,  отсутствие ошибок правописания и опечаток

 - Грамотная работа с точки зрения грамматики, стилистики, орфографии

 - Негрубые ошибки с точки зрения грамматики, стилистики, орфографии

 - Грубые ошибки с точки зрения грамматики, стилистики, орфографии

5

3

0

Стиль презентации

соблюден единый стиль ,

наблюдаются некоторые нарушения соблюдения стиля

не соблюден стиль

5

3

0

Использование цвета в презентации

Грамотно подобранная цветовая гамма

Наличие несоответствия в цветовой гамме

Нарушение гармонии цветовой палитры

5

3

0

Анимационные эффекты презентации

Рационально использованы возможности компьютерной анимации

Нерационально использованы возможности компьютерной анимации

Не использованы возможности компьютерной анимации

10

5

0

Расположение информации на  слайде

Оптимальное расположение информации на слайде

 Некоторые нарушения  в расположении информации на слайде

Нарушения  в расположении информации на слайде

5

3

0

Разнообразие видов слайдов

Оправданное включение в работу графиков, рисунков, музыки, видео в работе

Неоправданное включение в работу графиков, рисунков, музыки, видео в работе

Отсутствие в работе графиков, рисунков, музыки, видео в работе

10

5

0

Защита  работы (доклад)

Качество доклада

 - Аргументированность основных позиций, композиция доклада логична, полнота представления в докладе результатов работы

 - Нарушение логики выступления, неполное представление результатов работы, неполная система аргументации

 - Не заявлены аргументы по основным позициям, полное нарушение логики, не представлены результаты исследования

10

5

0

Объем и глубина знаний по теме

 - Докладчики демонстрируют эрудицию, отражают межпредметные связи

 - Докладчики грамотно излагают материал, но не показывают достаточно глубоких знаний

-Докладчики обнаруживают полное невладение материалом

10

5

0

Культура речи, манера держаться перед аудиторией

 - Докладчики уверенно держатся перед аудиторией, грамотно владеют речью, соблюдают регламент, удерживают внимание аудитории

 - Докладчики допускают негрубые речевые ошибки при выступлении, незначительно нарушают регламент, частично удерживают внимание аудитории

 - Докладчики теряются перед аудиторией, обнаруживают бедность речи, нарушают регламент, не могут удержать внимание аудитории

10

5

0

Ответы на вопросы

 - Докладчики убедительно и полно отвечают на вопросы, дружелюбно держатся,  стремятся использовать ответы для успешного раскрытия темы.

 - Докладчик не на все вопросы может найти убедительные ответы  

 - Докладчик не может ответить на вопросы или при ответах ведет себя агрессивно, некорректно

10

5

0

Деловые и волевые качества докладчика

 - Докладчик стремится к достижению высоких результатов, готов к дискуссии, доброжелателен, контактен

 - Докладчик готов к дискуссии, не всегда проявляет доброжелательность

 - Докладчик не готов к дискуссии, агрессивен, уходит от контактов

10

5

0

Оценка «5»  - 140 -126

Оценка «4» - 125 - 100

Оценка «3»- 99  -70

Оценка «2» – 69 - 0 

Список источников:

  1. Анфимова Л. А. , Татарская Л.Л. Кулинария – М.: АКАДЕМА, 2005 г.
  2. Татарская Л. Л., Сборник дидактических материалов по курсу «Кулинария»  – М.: Высшая школа,  1992 г.
  3.  Л. Г. Шатун,  Учебное пособие «Повар» - М: «Дашков» - 2008г.
  4. Т. И.  Шестакова,  Учебное пособие «Кондитер-профессионал» - М: «Дашков» - 2008г.
  5. И.И. Потапова, Калькуляция и учет - М.: АКАДЕМА, 2007 г.
  6. И.И. Потапова, Рабочая тетрадь «Калькуляция и учет» - М.: АКАДЕМА, 2005 г.
  7. Н.Э. Харченко, Л.Г. Чеснокова, Технология приготовления пищи  -  М.: АКАДЕМА, 2004 г.
  8. Т.А.Качурина, Контрольные материалы по профессии повар. - М:  АКАДЕМА, 2011 г.
  9.  Андросов, Т.В. Пышков  и другие, производственное обучение  часть 1  – М.: АКАДЕМА, 2008 г.
  10.    В.П. Андросов, Т.В. Пышков  и другие, производственное обучение  часть 2  – М.: АКАДЕМА, 2008 г.
  11.      В.П. Андросов, Т.В. Пышков  и другие, производственное обучение  часть 3  – М.: АКАДЕМА, 2008 г.
  12. В.П. Андросов, Т.В. Пышков  и другие, производственное обучение  часть 4  – М.: АКАДЕМА, 2008 г.
  13.         А.И. Здобнов, В.А. Цыганенко, Сборник рецептур блюд и кулинарных изделий  для предприятий общественного питания – К: ООО Издательство «Арий», М: ИКТЦ «Лада», 2010г.
  14. http://prostoest.ru/
  15. http://prostoest.ru/  http://femy.ru/
  16. http://www.tosbs.ru/
  17. http://www.bi-om.ru/sites/www
  18.  http://modernlib.ru/books/pohlebkin_
  19. http://www.znaytovar.ru/new2148.html
  20.    http://www.rusbani.ru/files/about_tea.html
  21. http://www.batiktea.com
  22. http://www.wintergreen
  23. http://www.universalinternetlibrary.ru/book/
  24. http://teafruit.ru/-
  25. http://knigakulinara.ru/books/item/l
  26. http://www.znaytovar.ru/s/Obsluzhivanie-priemov-i-banketo.html-
  27. http://www.leader-tea.ru/
  28. http://www.silax.ru/11.html
  29.  http://www.liveinternet.ru/community-
  30.  http://moychay.ru/articles/kak_pravilno 
  31.   http://greentea2006.narod.ru/simple3.html
  32. http://otvet.mail.ru/question/93055884 
  33.  http://chaepedia.com/tea_article/107-professiya-titester-kto 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

открытый урок по истории средних веков. 6 класс.Тема: "Научные открытия и изобретения." учитель : Шашкова Алла Геннадьевна.

Урок изучения нового материала с использованием современных образовательных технологий....

Олимпиада по Информатике, конспект открытого урока, презентация к открытому уроку

Международный конкурс по информатике «Логика и компьютер» Рекомендуемое время выполнения заданий − 120 минут. 1. (2 балла) Какие записи, могут являться формулами в таб...

ХОРОША КАШКА. ДА МАЛА ЧАШКА

Описание материала находится в прикрепленных файлах....

Открытый урок "Глобальные экологические проблемы" (Материалы к открытому уроку)

Материалы к открытому занятию по дисциплине "Биология" на тему "Глобальные экологические проблемы"...

Материалы конференции "Аптека в чашке чая"

В рамках подготовки к конференции рассмотрена  история чая, в том числе и в России, разнообразие видов и сортов этого  напитка,  исследована химия чая и его влияние на физиологию ...

Занятие по изобразительной деятельности "Чайная чашка"

Занятие  лепкой, для второй младшей группы.С использованием материала пластилин....

ОТЧЕТ о проведении открытого урока по дисциплине «Банковское дело» на тему: «ПРОБЛЕМЫ КРЕДИТОВАНИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА» МЕТОДИКА ПРОЕКТНОГО ОБУЧЕНИЯ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ДЕЛОВОЙ ИГРЫ Участники открытого урока: гр. 24«БД», гр. 31«БД»

ОТЧЕТо  проведении открытого урокапо дисциплине «Банковское дело»на тему: «ПРОБЛЕМЫ КРЕДИТОВАНИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА» МЕТОДИКА ПРОЕКТНОГО ОБУЧЕНИЯ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ДЕЛ...