Мониторинг - как основной механизм качества образования.
учебно-методическое пособие на тему

Теоритически описала механизм маниторинга в образовательном учреждении среднего звена и приложила примеры мониторинга и его анализа на примере одного занятия производственного обучения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл monitoring_-_kak_osnovnoy_mehanizm_otsenki.docx40.01 КБ

Предварительный просмотр:

Мониторинг -  как основной механизм качества образования.

Барт И.М. – преподаватель БПОУ ОО «НТ»

(Россия, г. Омск)

Сегодня во всем мире отмечается повышенный интерес к одной из центральных социальных проблем – поиску путей развития системы образования.

В докладе ЮНЕСКО говорится, что предпринимателям чаще нужна не квалификация, которая с их точки зрения слишком часто ассоциируется с умением осуществлять те или иные операции материального характера, а компетентность, которая рассматривается как своего рода «коктейль» навыков, свойственных каждому индивиду, в котором сочетаются квалификация в строгом смысле этого слова, социальное поведение, способность работать в группе, инициативность и любовь к риску. Именно с формированием компетентности будущего специалиста связывают сегодня качество профессионального образования, обеспечивающее конкурентоспособность выпускника на рынке труда.

Как оценить качество образования? Проблема не только сложная, а сложнейшая в современных условиях.

Есть требования государства и общества, выраженные в стандартах, но нет требований к организации процессов оценивания.  В связи с этим ставится задача создать систему получения объективной информации о результатах обучения в соответствии с образовательными стандартами. [7]

Если при оценке качества образования исходить из создания определенных технологий и способов проверки результативности образования, то вопрос управления качеством образования по результатам является очевидным. Качество имеет две стороны: соответствие стандартом и соответствие запросам потребителей. [ 3 ]

Основные направления мониторинга – длительное  и систематическое обследование с целью получения информации, необходимой для того, чтобы проследить динамику развития личности студента в образовательном процессе.[ 5]

Отмеченные обстоятельства определили выбор темы работы: "Мониторинг -  как основной механизм качества образования".

Цель: выявление этапов мониторинга общих и профессиональных компетенций по профессии «Продавец, контролер-кассир»

Объект исследования: мониторинг общих и профессиональных компетенций студентов  на учебной практике по профессии «Продавец, контролер-кассир»

В связи с поставленной целью были выдвинуты следующие задачи исследования:

1.Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме педагогического мониторинга.

2.Выявить  педагогические условия организации мониторинга общих и профессиональных компетенций студентов на учебной практике по профессии «Продавец, контролер-кассир»

3.Провести опытно-экспериментальную проверку этапов мониторинга компетенций студентов  и проанализировать полученные результаты.

Сегодня мониторинг активно эксплуатируется в других науках, в том числе в педагогике и психологии.

А.С. Белкин определяет мониторинг как непрерывное научно обоснованное диагностико-прогностическое отслеживание образовательного процесса.[2]

Э.Ф. Зеер рассматривает мониторинг как процесс отслеживания состояния объекта (системы или сложного явления) с помощью непрерывного или периодически повторяющегося сбора данных, представляющих собой совокупность определенных ключевых показателей.

Понятие «мониторинг» близко к таким общенаучным педагогическим и психологическим понятиям, как «обратная связь», «рефлексия», «контроль», «аттестация», однако, по мнению Э.Ф. Зеера, все эти понятия являются отдельными элементами мониторинга или его частными случаями.[6]

           В моей практике  наибольшее распространение получили следующие формы и методы педагогического мониторинга:

  • фронтально-обзорный - пилотажное изучение знаний и умений коллектива обучающихся;
  • сравнительный - параллельное изучение личности учащихся;
  • персональный - всестороннее изучение личности конкретного ребенка;
  • группо-обобщающий - изучение качеств знаний и умений студентов  в конкретной группе;
  • оперативный - изучение неожиданно возникших проблем в образовательном процессе.
  • формулирующий - оценивание осуществляется в течение всего времени обучения для установления обратной связи от обучаемых к преподавателю;
  • итоговый - оценивание направлено на подведение конечных результатов обучения (аттестация).

        Знание и понимание функций мониторинга поможет преподавателю, мастеру ПО грамотно, с меньшей затратой времени и сил планировать и проводить контрольные мероприятия, достигать должного эффекта.

           Контролирующая функция считается одной из основных функций мониторинга. Ее сущность состоят в выявлении состояния знаний, умений и навыков студентов, предусмотренных программой, на данном этапе обучения.

           Сущность обучающей, или развивающей, функции мониторинга в том, что при выполнении контрольных заданий учащиеся совершенствуют и систематизируют полученные знания. Считается, что занятия, на которых студенты применяют знания и умения в новой ситуации и объясняют эти явления, способствуют развитию речи и мышления, внимания и памяти.

          Ориентирующая функция проверки состоит в снабжении мастера, преподавателя, информацией о достижении целей обучения отдельными студентами и группой в целом.

           Результаты контрольных мероприятий помогают  направлять деятельность обучающихся на преодоление недочетов и пробелов в их знаниях - выявить и исправить собственные ошибки.

          Диагностическая функция, состоит в том, что мастер может не только проконтролировать уровень знаний и умений обучающихся, но еще и выяснить причины обнаруженных пробелов, чтобы впоследствии их устранить.

           Воспитательная функция мониторинга реализуется в общих компетенциях.      

                      Место, в которое целесообразно поместить мониторинг в процессе обучения, определяется ее целями. Как было установлено, основная цель проверки, как для студентов, так и для мастера, - выяснить, усвоили ли обучающиеся необходимые знания и умения по данной теме или разделу.

Естественно предположить, что мониторинг нужен на разных этапах обучения и на разном уровне:

Предварительный мониторинг я обычно провожу на первых занятиях  ПМ УП, при изучении нового раздела программы. На основе данных предварительного (диагностического) контроля,  строится  изучение нового материала, предусматривается повторение, организация межпредметных связей, актуализируются  знания, невостребованные до того времени.

Текущий - наиболее оперативная, динамичная и гибкая проверка результатов обучения. Обычно он сопутствует процессу становления умения и навыка, поэтому проводится на первых этапах обучения, когда еще трудно говорить о сформированности умений и навыков студентов. Его основная цель - анализ хода формирования знаний и умений обучающихся. Это дает возможность своевременно отреагировать на недостатки, выявить их причины и принять необходимые меры к устранению; возвратиться к еще не усвоенным правилам, операциям и действиям. Текущий контроль особенно важен для мастера ПО, как средство своевременной корректировки своей деятельности, внесения изменений в планирование последующего обучения и предупреждения неуспеваемости.

Тематический - проводится по завершении усвоения, какой либо профессиональной компетенции.

Итоговый- проводится как оценка результатов освоения профессиональных компетенций.

Результаты всех видов мониторинга, я оформляю графически, что позволяет мне диагностировать освоение общих и профессиональных компетенций, как в отдельности по каждому студенту, так и в целом по группе.

Подводя итог всему сказанному, я предлагаю выделить контролирующую, ориентировочную и воспитывающую функции мониторинга как основной механизм качества образования.

Список использованной литературы


 

  1. Баранов С. П. Принципы обучения. - М., 1981. с. 354. 
  2. Белкин А.С. Основы возрастной педагогики. - М.,Академия 2000г. 192с.
  3.  Беспалько В. П. Слагаемые педагогической технологии. - М., 1989, с. 342.
  4.  Горб В. Г. Педагогический мониторинг в вузе: методология, теория, технологии./ В.Г. Горд - Екатеринбург: Изд-во Урал, ун-та, 2003. - 387 с.
  5.  Горб В. Г. Педагогический мониторинг образовательного процесса как фактор повышения его уровня и результатов./ В.Г. Горд // Стандарты и мониторинг в образовании. - 2000. - №5. - 33-37 с.
  6. Зеер Э.Ф. Профессионально-образовательное пространство личности. Екатеринбург 2002г.
  7.  Педагогика / Под ред. Нойнера Г., Бабанского Ю.К. М., 1984.
  8.  Педагогика / Под ред. Пидкасистого П.И. М., 1996.
  9. Педагогика / Под ред. Харламова И.Ф. М., 1997.
  10. Петерсон Л.Г., Петерсон В.А. Оценка в условиях перехода к «безотметочному обучению»: проблемы и перспективы. - М.: УМЦ «Школа 2000…», 2003. - 16 с.
  11. Психология и педагогика / Под ред. Абульхамовой К.А., Васиной Н.В., Лаптева Л.Г., Сластенина В.А. М.: «Совершенство», 1998.
  12.  Психология и педагогика. / Под ред. Николаенко В.Н., Залесов Г.Н., Андрюшина Т.В. и др. Москва - Новосибирск, 2000.
  13.  Шишое С.Е.Мониторинг качества образования в школе. / Шишое С. Е., Кальней В.А. - М., 1998. С. 354.


                                                                                                                                                                                                                     Приложение 1

Тема 2.6 Отработка навыков продажи текстильных товаров

Таблица № 1 Оценка индивидуального уровня развития компетенций

Ф.И.  Брыкова О.В.

Критерии оценки

Результат

Компетенция с параметрами оценки

Присутствует в полной мере (1 балл)

Присутствует частично (0,5баллов)

Отсутствует (0баллов)

Полученный

Максимально возможный

1

ПК 1.2 Осуществить подготовку, размещение товаров в торговом зале и выкладку на торгово-технологическом оборудовании

Соблюдение правил организации рабочего места по подготовке товаров к продаже с учетом требований должностной инструкции, правил охраны труда и санитарно-гигиенических правил

1

Соблюдение последовательности  выполнения технологических операций по подготовке товара к продаже

1

Обоснованность выбора применяемых методов размещения и выкладки товаров в соответствии с требованиями товарной классификации, товарного соседства и мерчендайзинга, защиты товаров от хищений

0,5

Правильность оформления ценника с учетом Постановления №55 от 19 января 1998

1

-Использование элементов творчества и новизны при оформлении витрин;

0

Итого по компетенции баллов

3,5

5

2

ПK 1.3.   Обслуживать покупателей и предоставлять достоверную информацию о качестве, потребительских свойствах товаров, требованиях безопасности их эксплуатации

Соблюдение последовательности операций по обслуживанию покупателя в соответствии со стандартами обслуживания и правилами продажи отдельных групп товаров

1

Полнота и точность консультирования потребителя  о качестве, потребительских свойствах  и безопасной эксплуатации товаров, в соответствии с маркировкой, сопроводительными и эксплуатационными документами, законом о защите прав потребителей

0,5

Итого по компетенции баллов

1,5

2

3

Общие компетенции

употребление профессиональной лексики.

1

правильно организовывать последовательность выполняемых работ.

1

способность анализировать рабочую ситуацию

1

решение стандартных и нестандартных профессиональных задач;

0,5

осуществление самоанализа и коррекции результатов собственной деятельности

0,5

Итого по общим компетенциям

4

5

Общее количество баллов

9

12

Таблица № 1.1 Рекомендации по развитию компетенций

Ф.И.  Брыкова О.В.

Полученный балл

%выраженности компетенции

Коэф.значимости компетенции

Рекомендации

1

ПК 1.2 Осуществить подготовку, размещение товаров в торговом зале и выкладку на торгово-технологическом оборудовании

Соблюдение правил организации рабочего места по подготовке товаров к продаже с учетом требований должностной инструкции, правил охраны труда и санитарно-гигиенических правил

1

100

3

Соблюдение последовательности  выполнения технологических операций по подготовке товара к продаже

1

100

2

Обоснованность выбора применяемых методов размещения и выкладки товаров в соответствии с требованиями товарной классификации, товарного соседства и мерчендайзинга, защиты товаров от хищений

0,5

50

2

Учебная отработка навыков размещения и выкладки

Правильность оформления ценника с учетом Постановления №55 от 19 января 1998 г;

1

100

3

-Использование элементов творчества и новизны при оформлении витрин;

0

0

1

2

ПK 1.3.   Обслуживать покупателей и предоставлять достоверную информацию о качестве, потребительских свойствах товаров, требованиях безопасности их эксплуатации

Соблюдение последовательности операций по обслуживанию покупателя в соответствии со стандартами обслуживания и правилами продажи отдельных групп товаров

1

100

3

Полнота и точность консультирования потребителя  о качестве, потребительских свойствах  и безопасной эксплуатации товаров, в соответствии с маркировкой, сопроводительными и эксплуатационными документами, законом о защите прав потребителей

0,5

50

3

Повторение теоретического материала

3

Общие компетенции

употребление профессиональной лексики.

1

100

3

правильно организовывать последовательность выполняемых работ.

1

100

3

способность анализировать рабочую ситуацию

1

100

3

решение стандартных и нестандартных профессиональных задач;

0,5

50

3

Аналитические кейсы, деловые игры

осуществление самоанализа и коррекции результатов собственной деятельности

0,5

50

3

Провести интервью по компетенциям

3 – компетенция обязательна

2 – компетенция значима

1 – компетенция желательна, но без нее можно работать

Таблица № 2 Оценка совокупности уровня развития компетенций в группе

Ф.И.О. студента

Критерии  ПК 1.2

Критерии ПК 1.3

Критерии общих компетенций

Итого по студентам

1

2

3

4

5

итог

1

2

итог

1

2

3

4

5

итог

  1. Брыкова О.В

1

1

0,5

1

0

3,5

1

0,5

1.5

1

1

1

0,5

0,5

4

      9

  1. Веймер Н.В

1

0,5

0,5

1

0

3

1

0

1

1

0.5

0.5

1

1

4

      8

  1. Власова А.В

0

  1. Дудкина А С

0,5

  1. Ельчанинова Н.С

0,5

  1. Касамбаева А.П.

1

  1. Коваленко А.Н

0

  1. Котова Н.С

1

  1. Литвиненко О.А.

0,5

  1. Лукьянчик К.В

1

  1. Мизерная Э.О

0

  1. Никонова Л.А

0,5

Выраженность компетенции в целом по группе (среднее) в %

0,68

0,77

0,85

1,0

0,5

3,8

1,0

0,7

1,7

1

0,85

0,90

0,6

0,55

3,9

      9,4

Максимально возможное значение

1

1

1

1

1

5

1

1

2

1

1

1

1

1

5

       12

% выраженности компетенции в группе (от максим.)

76%

85%

78%

      78%

Таблица № 2.1 Рекомендации по развитию компетенций

Компетенции

Средний  балл

Максимальный балл

Коэф.значимости компетенции

Рекомендации

1

ПК 1.2 Осуществить подготовку, размещение товаров в торговом зале и выкладку на торгово-технологическом оборудовании

Соблюдение правил организации рабочего места по подготовке товаров к продаже с учетом требований должностной инструкции, правил охраны труда и санитарно-гигиенических правил

0,68

1

3

Учебная отработка организации раб.места

Соблюдение последовательности  выполнения технологических операций по подготовке товара к продаже

0,77

1

2

Обоснованность выбора применяемых методов размещения и выкладки товаров в соответствии с требованиями товарной классификации, товарного соседства и мерчендайзинга, защиты товаров от хищений

0,85

1

2

Учебная отработка навыков размещения и выкладки

Правильность оформления ценника с учетом Постановления №55 от 19 января 1998 г;

1

1

3

-Использование элементов творчества и новизны при оформлении витрин;

0,5

1

1

Использование рекламы

2

ПK 1.3.   Обслуживать покупателей и предоставлять достоверную информацию о качестве, потребительских свойствах товаров, требованиях безопасности их эксплуатации

Соблюдение последовательности операций по обслуживанию покупателя в соответствии со стандартами обслуживания и правилами продажи отдельных групп товаров

1

1

3

Полнота и точность консультирования потребителя  о качестве, потребительских свойствах  и безопасной эксплуатации товаров, в соответствии с маркировкой, сопроводительными и эксплуатационными документами, законом о защите прав потребителей

0,7

1

3

Упор на теоретические знания, публичные выступления

3

Общие компетенции

употребление профессиональной лексики.

1

1

3

правильно организовывать последовательность выполняемых работ.

0,85

1

3

Учебная отработка алгоритмов

способность анализировать рабочую ситуацию

0,90

1

3

Аналитические кейсы, ролевые игры

решение стандартных и нестандартных профессиональных задач;

0,6

1

3

Аналитические кейсы, деловые игры

осуществление самоанализа и коррекции результатов собственной деятельности

0,55

1

3

Провести интервью по компетенциям

3 – компетенция обязательна

2 – компетенция значима

1 – компетенция желательна, но без нее можно работать

Мониторинг результативности образовательного процесса учебной практики в графическом изображении

        100

        90

        80        78

        70        68        70        65        71

        60        61

        50

                             40

        30

        20

        10

        0

        1        2        3        4        5        6        7        8        9        10


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОБЩЕСТВЕННО - ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ АККРЕДИТАЦИЯ КАК МЕХАНИЗМ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ ВНЕДРЕНИЯ ФГОС

При переходе на реализацию ФГОС в профессиональном образовании динамика  изменений была  определена  и структурирована по 3 направлениям:Содержание образования – это компетентност...

Основные направления повышения качества образования в начальной школе.

В данной работе я рассматриваю вопросы повышения качества образования в начальной школе и выделяю главные направления....

Мониторинг качества образования

Анкета для обучающихся....

Мониторинг как средство управления качеством образовательных результатов.

В современной системе мониторинга как средства управления качества образовательных результатов в образовательном комплексе, важное место отводится проведения входного мониторинга, с целью определения ...

Доклад на тему «Качество образования как основной показатель работы образовательной организации».

  Качество образования, включает в себя обучение и воспитание школьников, представляет собой систему показателей знаний, умений и навыков, а также норм ценностно-эмоцио...

Понятие удовлетворенности потребителей. Роль мониторинга удовлетворенности в оценке качества предоставляемых услуг.

План проведения учебного занятия(для общепрофессиональных дисциплин и профессиональных модулей) Дата проведения «17» февраля 2023 г.ФИО преподавателя:Горбач Любовь Сергеевна...