Ломоносовские чтения 2015
творческая работа учащихся по теме

Воробьева Наталья Викторовна

Ломоносовские чтения по теме "А-ля мутон, фонтанж, алонжевый…"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lomonosovskie_poslednya_korrektsiya_plyus_titulnyy.docx190.32 КБ
Файл lomonosovskie.pptx1.42 МБ

Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ

государственное автономное профессиональное образовательное

учреждение Архангельской области

«Северодвинский техникум социальной инфраструктуры» 

 (ГАПОУ АО «СТСИ»)

Тема: «А-ля мутон, фонтанж, алонжевый…»

(история постижерного искусства и париков)

Северодвинск, 2015

                                                 Содержание

 Введение

1. История париков

2.  Современные парики

3. Рекомендации по уходу за  париками                                      

Заключение                                                                                                

Список используемой литературы

Приложения

3

5

8

10

12

13

14

14

                                                 

Введение

      С самого детства я мечтала  стать  парикмахером. Я люблю ухаживать за волосами: мыть, делать маски, укладывать феном, заплетать в разные косички, носить шиньоны.

И моя мечта сбылась. В этом году, после окончания 9 класса, я поступила в Северодвинский техникум социальной инфраструктуры, где этой профессии обучают более 50 лет, начиная  с 1963 года.

Выбранная мною профессия парикмахера очень востребована. Индустрия моды и красоты развивается. Все больше людей хотят быть привлекательными. Среди парикмахеров большая конкуренция. И чтобы добиться успехов на этом поприще, нужно постоянно повышать свою квалификацию, следить за тенденциями, новинками в области парикмахерского искусства. Да, именно искусство… Чтобы работа стала настоящим искусством нужно постоянно оттачивать навыки мастерства. Но профессия одна из немногих, где одного мастерства недостаточно. Нужно быть творческой натурой с развитым эстетическим вкусом, чтобы создавать шедевры. Проучившись только 1 месяц, я поняла, что парикмахер должен не только уметь стричь, но  уметь использовать и создавать постижерные изделия. Ведь даже наш земляк, великий учёный М. В. Ломоносов, тоже носил одно из постижерных изделий – парик.

На уроках «Основы парикмахерского искусства» мы узнали, что постижерное дело - искусство изготовление париков и других волосяных изделий - требует большого мастерства. Расцвет постижерного искусства  в России приходится на XVII век, когда в светских кругах стали носить объемные и длинные парики. Постижерное дело в XXI  веке не только в нашей стране  снова стало актуальным, так как в моду прочно вошли шиньоны, накладки и парики. Следовательно, профессиональные учебные заведения, которые проводят подготовку парикмахеров, должны уделять особое внимание данной теме.

Цель:

Демонстрация значимости постижерного дела как искусства и профессии  в деятельности парикмахера.

         Задачи:

1) Рассказать об истории парика.

2) Показать и охарактеризовать современные парики.

3) Рекомендовать правила ухода за париками.

        В работе мы расскажем о том, какие парики были модными в разные исторические эпохи, почему сегодня парикмахеры активно  применяют постижерные изделия, а парики вновь популярны.

  1. История париков

Самые первые парики изготавливались в глубокой древности и использовались не для украшения владельцев, и даже не для того, чтобы скрывать появившуюся плешь, а применялись для отпугивания врагов (Приложение 1) и злых духов. Их намертво приклеивали к голове, используя для этого смолу, помет животных и  все подручные средства, а точнее все, что можно было найти под ногами. В первых государствах, появившихся до нашей эры, парик считали атрибутом власти вельмож (Приложение 2) правителей государства.

Впервые мода на парики пришла в королевские  дворы Западной Европы  в XIV-XVIII вв. (Приложение 3). Тогда накладные волосы превратились в предметы торговли и обмена, они стоили немалых денег, ведь богатейшие люди мира использовали их в своей повседневной жизни. Однажды королева Франции Бланка Кастильская неожиданно потеряла волосы. И никто бы не обратил на это внимание, но по легенде, Святой Лука, который явился во сне самому главному парикмахеру, велел, чтоб все придворные королевства отрезали по пряди своих волос. И парикмахер обязан был сделать для несчастной королевы парик из полученного материала. Насколько хорошим получился в результате этого парик, история умалчивает. Однако, именно с этого и началась любовь к парикам при королевских дворах. При Людовике в XIV веке работало множество парикмахеров. Именно ими была придумана технология изготовления парика особого, так называемого аллонжа, это был знаменитый удлиненный парик, который получил в то время широкое распространение. Прическа представляла собой массу локонов, спускавшихся на грудь и плечи.

     В начале  XVII века во время очередной королевской охоты юная фаворитка короля Франции — Анжелика де Руссиль-Фонтанж нечаянно растрепала свои локоны и, чтобы длинные волосы не мешали ей охотиться, подвязала их куском кружева. Причёска понравилась королю, который попросил свою фаворитку всегда носить её. На следующий день почти все дамы явились ко двору с такими же «фонтанжами». Вначале причёска была низкая и напоминала современную причёску для длинных волос «хвост». Со временем фонтанжи становились всё выше и причудливее, достигая высоты 50-60 сантиметров, и требовали поддержки каркасом, кружева же крахмалили. В Англии высокую вариацию этой причёски называли «башней» (tower), а широкий фонтанж — «комод» (a commode).

         В Россию мода на фонтанжи пришла только в середине 90-х годов XVII века, носили его преимущественно жёны и дочери иностранцев. Царь Пётр I после своей заграничной поездки не мог оставить без внимания и это сооружение из жёстких кружев (Приложение 4).    

   Парик а-ля мутон — завивка на мужских париках начала XVIII века во Франции, при которой волосы располагались мелкими колечками по всей поверхности парика без пробора. Выполняли на коротких прядях. Аналогичное название имела и прическа.

В XVIII веке появились небольшие парички с косичкой сзади и буклями на висках (Приложение 5), уравнявшие придворных всех возрастов. К примеру, Михаила Васильевича Ломоносова уже очень сложно представить без его замечательного припудренного парика.  Но известен исторический факт: В конце жизни, из-за болезни, Ломоносов стал чрезвычайно рассеянным. Часто он во время обеда вместо пера, которое по школьной привычке любил класть за ухо, клал ложку, которой хлебал горячее, или утирался своим париком, который снимал с себя, когда принимался за щи. Изготовление  же париков в те времена осуществлялось на века, их носили подолгу и они не были чистыми (уход, в основном, заключался в том, что парик обильно посыпали мукой, чтобы он выглядел белее). Известны случаи, когда в них даже заводились мыши.

К счастью, те времена в прошлом, и на смену огромным парикам пришли максимально приближенные к натуральным волосам.
      В 60-е годы ХХ века годах стали популярны парики из нейлона, винила и акрила. Мода на «натуральные» женские парики кратковременно возродилась в 1980-е.
Парики украшали женщин и мужчин с редкими волосами или вовсе без волос, наделяя их модными и замысловатыми прическами самых разнообразных цветов и оттенков. И сегодня парики сделались принадлежностью моды, как и когда-то давно в пору своего возникновения.

        Проследив историю появления и развития  париков, мы можем сделать вывод о том, что парики были важной частью моды во все времена, а постижерное искусство и профессия были востребованы.  

2. Современные парики

В начале XXI века современные технологии внесли свою коррективу в процесс создания париков и других изделий из волос. Теперь на изготовление париков и шиньонов уходит гораздо меньше времени и усилий. Например, одним из способов изготовления современных париков является трессирование. Тресс-  это  определенным образом сплетенные либо простроченные на машинке тесемки из волос. По внешнему виду они напоминают тонкую ленту, от которой вниз отходят волосы. Трессы пришиваются к монтюру (монтюр - основа парика, на которую нашиты волосы, выполняется в виде шапочки по форме головы рядами). Для того чтобы изготовить один парик, необходимо примерно 8-10 м тресса. Стоит отметить, что парик, изготовленный автоматизированным способом по внешнему виду проигрывает созданному полностью вручную. Он выглядит менее естественно и связано это, прежде всего, с тем, что волосы на него нашиваются целыми прядями (пусть даже небольшими). Однако существуют и комбинированные изделия. К примеру, все пряди можно изготовить при помощи трессирования, а макушку изготовить вручную.

Несмотря на то, что существует большое количество методов создания париков и шиньонов, самому первому - ручному методу, по-прежнему нет равных! Именно поэтому стоимость изготовления такого изделия ценится дороже всего с учетом не только большого количества потраченного времени, но и неимоверных усилий и творчества, которые тратит мастер, каждый раз создавая шедевр.

В настоящее время широкой популярностью пользуются как натуральные, так и искусственные парики, каждый из которых имеет свои плюсы и минусы, которые представлены в таблице 1.

  Таблица 1

Сравнительная характеристика натурального и искусственного парика

Виды париков

Преимущества

Недостатки

Натуральные парики

-возможность покраски

-глажка или завивка

 -укладка

 -натуральный вид при носке

-долговечность

-  укладка после каждой стирки

- высокая стоимость

Искусственные парики (делают из винила, акрила, полиамида)

-  отсутствие ухода

- низкая цена

- легкость

-недолговечность

- невозможность покраски и укладки

Каждый из париков обладает некоторыми достоинствами и недостатками. Но человек здравомыслящий не будет постоянно носить парик, и не только потому, что это противоестественно, но еще и потому, что это губительно сказывается на его  собственных волосах. Ведь в этом случае, кожа головы страдает от нехватки воздуха, на волосы и на кожу головы постоянно оказывается столь вредное для них давление.

Основное правило для желающих носить парики - не парик вместо собственных волос, а  регулярный и тщательный уход за своими волосами. Единственное исключение можно сделать лишь для людей в этом отношении совершенно безнадежных, попросту говоря, лысых. Помимо того, естественно, не всякий парик ко всякой голове хорош. Иногда он выглядит неуклюже и несоразмерно, иногда нагромождение его искусственных волос резко контрастирует с небольшим или постаревшим лицом. К полному круглому лицу никак не подойдет пышный парик, маленькие лица из-за высоких сооружений на голове кажутся еще меньше. При длинном или остром носе иногда невыгодны длинноволосые парики. Также и слишком высокие парики при маленьком росте лишь подчеркивают этот недостаток.

Но, когда Вы захотите удивить своих друзей или гостей, поразить воображение публики на праздничном мероприятии и прийти на новогодний маскарад в карнавальном костюме, вот тогда Вы и наденете на голову парик, и он станет частью Вашего яркого образа.

3. Рекомендации по уходу за париками

Тот, кто хочет украсить себя париком, должен постоянно о нем заботиться. А это значит, не давать ему сильно загрязняться. При этом следует помнить, что всякое сильное давление, отжимание или выкручивание нарушают прочность парика и могут испортить его форму.

Для чистки и мытья изделий  применяются те же шампуни, бальзамы, кондиционеры и маски, что и для Ваших собственных волос. Но заметьте, средства должны быть качественные, а уход бережный.

  • Перед процедурой мытья  закрепите парик на болванке и тщательно расчешите его, чтобы облегчить последующий процесс. Старайтесь не касаться расчёской основы парика, чтобы не вычесать волосы.
  • В ёмкость, подходящую по размеру и объёму парика, налейте тёплую воду, и добавьте шампунь для волос.  Расчёт воды и шампуня: 1 литр на 1 ст. ложку. Парик натуральный должен пролежать в таком растворе от 15 до 30 минут, а искусственный - 10 минут.
  • После этого необходимо вымыть и монтюр (основу парика). Тщательно прочистите его мягкой щёткой, стараясь не повредить основу.
  • По прошествии времени  прополощите парик в холодной воде. Особое внимание нужно уделять областям лба и затылка, так как в этих местах парик больше всего загрязняется из-за потожировых отделений.
  • После удаления с парика моющего средства разведите в чистой прохладной воде кондиционер для волос. Его можно оставить на волосах на 10-15 минут, а можно смыть не полностью.
  • После мытья и чистки заверните парик в мягкое махровое полотенце, чтобы в него впиталась вся лишняя влага. Натуральный парик можно высушить и уложить феном, искусственный же парик нельзя.
  • Расчёсывайте только высушенные волосы. Бережно  встряхните парик и проводите щеткой, начиная от кончиков, поднимаясь выше к корням. При расчёсывание мокрых или влажных прядей волосы вытягиваются и травмируются.

          Соблюдая последовательно процедуры по уходу за париками, вы подарите им долгую жизнь, а себе – восхищение окружающих!

Заключение

             Изучив историю париков и постижерного искусства, мы выяснили, что сначала парики выполняли чисто практическую функцию - скрывали недостатки головы или волос. А уже позже парики стали частью моды и зародилось новое направление – постижерное искусство.

В настоящее время популярность парикмахерского и постижерного  искусства стремительно растет. Достаточно посмотреть показы моды ведущих стилистов, которые все чаще используют парики как модный элемент, выгодно подчеркивающий красоту модели.  Но, к сожалению, профессия постижера практически отсутствует на рынке труда.  Нам, будущим парикмахерам, важно помнить об особенностях этого искусства, активно применять элементы, создавая прически для своих клиентов, уметь различать  качество париков, чтобы не навредить красоте и здоровью волос и давать правильные рекомендации.    

                                     

Список используемой литературы

  1. Гутыря  Л.Г. Парикмахерское искусство/Худож.- оформитель С.А.Пяткова. – Харьков:  Фолио,1998.-464с.- (Домашняя библиотека).
  2. Константинов  А.В. Основы постижерного дела: Учебник для техникумов.- М.:  Легкая и пищевая промышленность, 1982-160с.
  3. Коваленко И.В. Изготовление шиньонов и париков и прически из них. Серия  «Учебный курс». Ростов н/Д; Феникс, 2000.-224с
  4. Краткая энциклопедия парикмахера. Ростов н/Д: Изд-в «Проф-пресс», 1999-512с. И. Сыромятникова.  История прически .Изд-во «Искусство», 1983г.-302с.
  5. Мясникова Л.И. Домашний парикмахер.- Санкт-Петербург,изд. «Петроградский и К»,1994.-128с.: ил издание второе
  6. Мирошниченко С.А. Энциклопедия парикмахерского искусства./ Мирошниченко С.А.- Ростов н/Д :  Феникс;  Донецк: Кредо,2007-255с. -(Энциклопедия для всех).
  7. Одинокова И.В. Технология парикмахерских работ:  Учеб. пособие для нач. проф. образования / И.Ю. Одинокова, Т.А.Черниченко-М.: Издательский центр «Академия», 2004-176 с.
  8. Смирнова Л.В. Уроки парикмахерского искусства. Модель. Стиль. Образ. –Спб.: «Паритет», 2002-256 с.
  9. Профессия парикмахер  / авт.- сост. Н.Б. Шешко, Н.В. Леванова.- Мн.: Соврем. Шк., 2006. -288с.
  10.  Биография Ломоносова - http://beregi-volosy.ru/products/parik-lomonosova
  11.  Биография Ломоносова - http://www.foxdesign.ru/biogr/lomonosov.html

                       

 Приложения

                              

 Приложение 1

                                                                                                   Приложение 2

Приложение 3

 

Приложение 4

Приложение 5


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Министерство образования И науки Архангельской области государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Архангельской области «Северодвинский техникум социальной инфраструктуры» (ГАПОУ АО «СТСИ») Тема «А-ля мутон, фонтанж, алонжевый…» (история постижерного искусства и париков) Выполнила: Бармина Валерия Обучающаяся I курса гр. 123-124 Профессия СПО: «Парикмахер» Руководитель: Воробьёва Н.В. преподаватель

Слайд 2

Цель: Демонстрация значимости постижерного дела как искусства и профессии в деятельности парикмахера. Задачи: 1) Рассказать об истории парика. 2) Показать и охарактеризовать современные парики. 3) Рекомендовать правила ухода за париками.

Слайд 3

История париков Самые первые парики изготавливались и использовались не для украшения владельцев.

Слайд 4

В первых государствах, появившихся до нашей эры, парик считался атрибутом власти вельмож правителей государства.

Слайд 5

Впервые мода на парики пошла в королевские дворы Западной Европы в ХIV-ХVIII вв.

Слайд 6

Однажды королева Франции Бланка Кастильская неожиданно потеряла волосы.

Слайд 7

При Людовике в XIV веке работало множество парикмахеров, которыми была придумана технология изготовления аллонжа – знаменитого удлиненного парика.

Слайд 8

Анжелика де Руссиль-Фонтанж нечаянно растрепала свои локоны и, чтобы длинные волосы не мешали ей охотиться, подвязала их куском кружева.

Слайд 9

Вначале причёска была низкая и напоминала современную причёску «хвост». Со временем фонтанжи становились всё выше и причудливее.

Слайд 10

В Россию мода на фонтанжи пришла только в середине 90-х годов XVII века, носили его преимущественно жёны и дочери иностранцев.

Слайд 11

Парик а-ля мутон — завивка на мужских париках начала XVIII века во Франции, при которой волосы располагались мелкими колечками по всей поверхности парика без пробора.

Слайд 12

Уже позднее появились небольшие парички с косичкой сзади и буклями на висках.

Слайд 13

Михаила Васильевича Ломоносова уже очень сложно представить без его замечательного припудренного парика.

Слайд 14

Мода на «натуральные» женские парики кратковременно возродилась в 1980-е. Парики украшали женщин и мужчин с редкими волосами или вовсе без волос.

Слайд 15

Современные парики Трессом , называют определенным образом сплетенные либо простроченные на машинке тесемки из волос.

Слайд 16

МОНТЮР - рядами. Для того чтобы изготовить один парик, необходимо примерно 8-10 м тресса .

Слайд 17

Существует большое количество методов создания париков и шиньонов, однако самому первому, ручному методу, по-прежнему нет равных!

Слайд 18

Сравнительная характеристика натурального и искусственного парика Виды париков Преимущества Недостатки Натуральные парики -возможность покраски -глажка или завивка -укладка -натуральный вид при носке -долговечность - укладка после каждой стирки - высокая стоимость Искусственные парики (делают из винила, акрила, полиамида) - отсутствие ухода - низкая цена - легкость -недолговечность - невозможность покраски и укладки

Слайд 19

Основное правило для желающих носить парики - не парик вместо собственных волос, а регулярный и тщательный уход за своими волосами. Единственное исключение можно сделать лишь для людей в этом отношении совершенно безнадежных, попросту говоря, лысых.

Слайд 20

Рекомендации по уходу за париком Тот, кто хочет украсить себя париком, должен постоянно о нем заботиться. А это значит, не давать ему сильно загрязняться.

Слайд 21

Заключение Изучив историю париков и постижерного искусства, мы выяснили, что сначала парики выполняли чисто практическую функцию- скрывали недостатки головы или волос. А уже позже парики стали частью моды и зародилось новое направление – постижерное искусство.

Слайд 22

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование приемов и методов технологии развития критического мышления через чтение и письмо. Урок внеклассного чтения по современной литературе. Татьяна Толстая. «Любишь - не любишь». Рассказ.

Урок подготовила: Иутинская Галина Ивановна   Урок 1-2 Татьяна Толстая . Рассказ «Любишь- не любишь»(Опыт прочтения текста вместе с детьми) Эпиграфы:Чем человек ум...

Повышение интереса чтению у младших школьников на уроках литературного чтения

Способы повышения интереса к чтению литературных произведений у младших школьников на уроках литературы в начальных классах. В статье представлены формы и виды организации работы с детьми. Из опы...

2015 год Публикация в журнале «Европейский клуб» май 2015 год, работы Звягина Виктора – «Каменный цветок». Российская некоммерческая общественная организация Межрегиональный фонд политических инициатив и технологий «ПИТ – фонд», второго панъевропейского

2015 год Публикация в журнале «Европейский клуб» май 2015 год, работы Звягина Виктора – «Каменный цветок». Российская некоммерческая общественная организация Межрегиональный фонд политических инициати...

Детское чтение в эпоху цифровых технологий. Чтение без принуждения?

Сегодня учителю начальных классов, одна из главных предметных задач которого научить читать, пополнить ряды юных читателей, приходится специально увлекать ребенка чтением, решать новые педагогические ...

Ломоносовские чтения 2017

Проблемы с ТБО на примере города Северодвинска. Возникновение полигона твердых бытовых отходов. Современная ситуация - критическая ситуация. Пути решения проблемы....

Доклад к Ломоносовским чтениям на тему "Преступления блокадного Ленинграда (по страницам воспоминаний и архивных документов)"

Доклад выполнен обучающимися 1 курса профессии 23.01.08  «Слесарь по ремонту строительных машин» Шишовым Ильей и Коковиным Ярославом...