«Выжигание, выпиливание и лакированная роспись древесины»
план-конспект урока на тему

В интересной форме представленно изложение материала

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon obrabotka_drevesiny.doc206.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема программы: «Технология обработки древесины».

Тема урока: «Выжигание, выпиливание и лакированная роспись древесины».

Цели урока:

 Образовательные:  получение новых и систематизация ранее полученных знаний по теме“Технология обработки древесины ”, формировать у учащихся начальные трудовые знания и умения,развить их техническое мышление и творческие способности, используя ИКТ для лучшего восприятия материала.

 Развивающие цели: совершенствовать навыки самостоятельной работы, активизировать мышление школьников, умение самостоятельно формулировать выводы, развивать речь. Развитие умения правильно выбрать заготовку, прострогать базовую кромку и разметить заготовку по шаблону.

Воспитательные цели: развитие чувства взаимопонимания и взаимопомощи в процессе совместного решения задач; развивать мотивацию изучения этапов изготовления объектов труда,используя разнообразные приёмы деятельности,сообщая интересные сведения; воспитывать уважение к работающему человеку.

Методическое оснащение урока:

 Материально-техническая база:

  • кабинет (мастерская) трудового обучения;
  • станки, машины;
  • инструменты, приспособления;
  • материалы;
  • проектор,
  • компьютер,

Дидактическое обеспечение:

- учебник (учебное пособие);
- рабочая тетрадь;
- сборник заданий;
- дополнительная литература (словари, справочники);
- плакаты;
- таблицы;
- учебно-техническая документация (УТД): технологические карты; инструкционные карты; инструкционно - технологические карты;
- образцы объектов труда;
- образцы поузловой обработке изделий;
- материалы для контроля знаний учащихся: карточки – задания; тесты; кроссворды.

Тип урока: комбинированный.

                                              Структура урока

Структурные элементы

Деятельность преподавателя

Деятельность ученика

1

Целевая установка

Сообщение темы и разъяснение целей урока.

Восприятие объяснений преподавателя, запись.

2

Актуализация знаний

Устный опрос.

Самостоятельная работа, закрепление знаний об измерении фигуры.

3

Мотивация

Постановка проблемной задачи, необходимость её решения.

Осознание необходимости усвоения знаний.

4

Сообщение нового материала

Рассказ.

Восприятие, обсуждение, дополнение, конспектирование.

5

Закрепление изложенного материала

Инструктаж, целевые обходы рабочих мест.

Практическая работа:

- строят чертёж плечевого изделия;
- производят раскрой изделия на ткани;
- выводы;
- тест на проверку полученных знаний.

6

Подведение итогов

Анализ деятельности учащихся, выставление оценок, выдача домашнего задания.

Рефлексия.

7

Заключительная часть

Подведение итогов и выставление оценок

      План урока (2 урока по 40 минут):

  1. Организационный момент. (1 мин)
  2. Сообщение темы и цели урока. (1 мин)
  3. Проверка домашнего задания. (3 мин)
  4. Сообщение нового материала. (10 мин)
  5. Физкультурная минутка. (1 мин)
  6. Объяснение задания. (3 мин)
  7. Практическая работа (выполнение и оформление задания). (45 мин). Во время выполнения задания проводится физ. минутка.
  8. Выполнение теста. (10 мин)
  9. Заключительная часть урока, подведение итогов и выставление оценок.

  (5 мин)

Ход урока

I. Повторение пройденного материала 

Учащиеся отвечают на следующие вопросы:

  • что называется древесиной;
  • на какие два вида делятся все древесные породы, приведи примеры;
  • как подразделяется древесина по твердости, приведи примеры;
  • что такое текстура дерева;
  • какие пороки бывают у древесины;
  • разметочный инструмент, инструмент для пиления.

Затрагивается тема “Материаловедение”, где рассматриваются понятия о строении древесины,породы и их применение. Тема “Пиломатериалы и древесные материалы” позволяет изучить сорта материалов и способы их производства.. Тема“Графическая документация” содержит понятия в техническом изображении изделия, видах графических документах их построении и чтении.Тема “Строгание”, “Пиление”, “Разметка”,“Сверление”, “Зачистка”знакомят с этапами изменения формы , размеров, и чистоты поверхности заготовки с применением столярных инструментов.

II. Изложение программного материала 

1. Иллюстративный рассказ с элементами беседы

Учитель. Выжигание - один из видов декоративной отделки поверхности древесины.

Наилучшими материалами для выжигания являются древесина или фанера. Лучше всего использовать древесину мягких пород (липы, тополя и ольхи).

Перед выжиганием необходимо отшлифовать поверхность. Как и с помощью чего производится шлифовка поверхности? (Предположительные ответы учащихся.)

Вначале переводят на заготовку рисунок через копировальную бумагу. Для выжигания выпускаются специальные альбомы с рисунками; можно для этой цели использовать также рисунки из альбомов для выпиливания, из детских альбомов для раскрашивания, иллюстрации из книг и журналов.

Очень важно уметь правильно перевести рисунок на древесину. Для этого выбранный рисунок переводят на кальку или папиросную бумагу, а затем копию с помощью копировальной бумаги - на поверхность древесины, предварительно тщательно прошлифованную шкуркой.

При выжигании орнаментов и одинаковых контурных рисунков можно применять шаблоны и трафареты, выпиленные из фанеры или вырезанные из плотной бумаги. Их кладут на хорошо прошлифованную поверхность древесины и обводят карандашом.

Первые пробные рисунки надо выжигать только точками. Нанося точки более или менее густо, изменяя их размеры и глубину, можно получить переходы от света к тени, объёмность изображаемых предметов. Изделие при выжигании следует установить под некоторым углом над плоскостью стола и на расстоянии 30 - 35 см от глаз. Важно, чтобы обрабатываемая поверхность изделия была хорошо освещена.

Во время работы в результате обугливания древесины воздух в помещении загрязняется, поэтому помещение время от времени следует проветривать. При выжигании сравнительно быстро утомляется зрение, поэтому через каждые 15 - 20 минут надо делать небольшие перерывы для отдыха.

Выжигание производится с помощью электровыжигателя.

Рабочей частью выжигателя является проволока (как правило, нихром), разогреваемая электрическим током.

Необходимая степень накала устанавливается регулятором.

2. Инструктирование о правилах безопасности при выжигании

Учитель. Давайте остановимся на основных правилах при выжигании:

1) выжигать можно только по сухой древесине;
2) для получения тонкой линии электровыжигатель следует передвигать быстро.
3) для получения толстой линии электровыжигатель следует передвигать медленно;
4) начинать выжигание нужно с контурных линий.
5) через 10 - 15 минут работы электровыжигатель отключают на 2 - 3 минуты, помещение проветривают.

При работе с электровыжигателем необходимо соблюдать следующие меры безопасности:

1) включать электровыжигатель только с разрешения учителя;
2) периодически при выжигании проветривать помещение;
3) не оставлять прибор включенным в сеть без присмотра;
4) оберегать руки и одежду от прикосновения пера;
5) во время перерыва обязательно выключать трансформатор из сети, а инструмент не класть на подставку, пока проволочка не остынет.

3. Отработка технологического приема выжигания

Учитель демонстрирует приемы работы с электровыжигателем. Затем предлагает учащимся потренироваться в овладении приемами выжигания.

4. Ознакомление с технологическим приемом лакирования изделий

Лакирование - это один из способов отделки готовых изделий. Образующаяся пленка при лакировании предохраняет поверхность от влаги и гниения, подчеркивает цвет и текстуру дерева.

Лаки - это однородные прозрачные жидкости без механических примесей; для некоторых лаков (драммарного, пихтового, бальзамно - масляного) допускается слабая опалесценция. После высыхания лаки образуют однородные прозрачные пленки с высоким сцеплением и эластичностью.

Для лакирования древесины можно использовать самые различные лаки - спиртовые, алкидные, нитроцеллюлозные, полиэфирные, полиуретановые.

Желательно, чтобы учитель показал образцы лаков, упаковок, в которых они поступают в розничную продажу.

Нитроцеллюлозные лаки выпускаются глянцевые (НЦ - 223 и НЦ - 584) и матовые (НЦ - 243) в аэрозольных баллонах и в банках (НЦ - 218). Лак НЦ - 218 наносят тампоном или пипеткой в несколько слоев, каждый слой сушат в течение 1 часа; расход 120 г/м2. Применяется с разбавителями.

Спиртовые лаки несколько уступают нитроцеллюлозным по внешнему виду, кроме того, их очень трудно полировать.

Масляные лаки, хотя и не требуют полирования, но внешний вид образуемых ими покрытий значительно хуже.

Из масляных лаков рекомендуются лаки ПФ - 283 (4с) и ГФ - 166 (6с). Их наносят в 1 - 2 слоя кистью или пипеткой; расход 70 г/м2. Каждый слой необходимо сушить в течение 36 часов. Разбавителем служит скипидар.

Из спиртовых лаков лучше всего применять идитольный и шеллачный. Их наносят в 3 - 4 слоя тампоном, пипеткой или кистью, и каждый слой сушат 30 минут; расход на один слой 25-30 г/м2.

Если масляные и спиртовые лаки наносить пипеткой, тогда нужно тщательно разравнивать тампоном поверхность. В этом случае также необходимо наносить лак несколькими слоями (не менее 2 – 3-х) и давать очередному слою лака подсохнуть перед нанесением следующего.

Если вам понадобилось самим отлакировать, отполировать или просто окрасить деревянную полочку или стол, то следует поступить следующим образом. Прежде всего, необходимо добиться, чтобы поверхность древесины была совершенно ровной и гладкой. Для сглаживания поверхности древесину строгают и шлифуют мелкозернистыми шкурками № 28 или № 40, а затем натирают грубой шерстяной тканью. Чтобы удалить так называемый «ворс» древесины, поверхность при шлифовке несколько раз смачивают теплой водой.

Окрашивают древесину спиртовыми морилками, которые наносят в два слоя тампоном, растирая изделие сначала вдоль волокон древесины, а затем поперек. Окрашенную древесину сушат и шлифуют мелкой шкуркой.

Если древесина крупнопористая, лаковая пленка может «просесть». Чтобы избежать этого, пользуются порозаполняющими составами. В продажу они не поступают - их надо приготовить самим из лака ПФ - 283 (4с) (6 %), уайт - спирита (8 %) и наполнителя - порошкообразного барита или гипса (86 %). Лак смешивают с уайт - спиритом, затем вводят наполнитель, просеянный через мелкое сито (1600 отверстий на 1 см2), и перемешивают смесь до получения однородной пасты. Если паста слишком густая, ее можно разбавить смесью лака ПФ - 283 и уайт - спирита, взятых в соотношении 3 : 4.

Порозаполнитель наносят на поверхность древесины кистью и втирают его сухой ветошью в поры. Излишки порозаполнителя тщательно удаляют сухой ветошью, чтобы его слой не маскировал естественную текстуру дерева. Порозаполнитель обязательно должен сохнуть в течение двух суток.

Важнейшая операция - грунтование древесины. Специальные грунтовочные составы для древесины в продажу не поступают. Для грунтования рекомендуется использовать олифу (только натуральную). Ее надо тщательно втирать в дерево, повторяя эту операцию два или три раза. После этого к следующей операции можно приступать не ранее, чем через двое суток. Если при втирании олифы или порозаполнителя на древесине поднимается «ворс», поверхность следует еще раз отшлифовать мелкой шкуркой.

После грунтования приступают к лакированию. Лакирование производят с помощью кисти или тампона.

После нанесения лака изделия высушивают горячим или холодным способом.

При лакировании необходимо соблюдать следующие правила безопасности:
1) проветривать помещение;
2) не лакировать вблизи нагревательных приборов;
3) не нюхать лак во избежание отравления;
4) избегать попадания лака на открытые участки тела;
5) после работы тщательно вымыть руки с мылом;
6) держать лаки (хранить) вдали от открытого огня.

III. Практическая работа"Технология обработки древесины"

   Ученики самостоятельно выполняют творческую практическую работу, согласно своим технологическим картам, соблюдая правила техники безопасности. Учитель проводит текущий инструктаж и проверяет ход их творческой работы.

- разметки;
- выжигания;
- лакировки.

Например: изготовление разделочной доски. Технологическую карту учащиеся составляют дифференцированно:

- самостоятельно (высокий уровень овладения технологическими приемами обработки древесины);
- с помощью учителя (средний уровень овладения технологическими приемами обработки древесины).

(Рисунок для выжигания учащиеся выбирают по своему усмотрению.) 

Работу по изготовлению творческого проекта учащиеся выполняют под руководством учителя с проверкой после каждой технологической операции.

IV. Закрепление материала.

Ученики повторяют последовательность выполнения работы.

Учитель.

Практические и теоретические знания, которые вы получили на уроке, вам помогут лучше выполнить проект, а деталь, выполненная вами, является материалом для творческого проекта.

V. Итог урока.

Рефлексия, самооценка, взаимооценка учащихся,обсуждение ошибок.

Выставление оценок. Выполненная деталь является материалом для творческого проекта учащихся.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материал для клубного часа "Мезенская роспись"

Данный материал содержит информацию об уникальном явлении в истории народных  промыслов -- мезенской росписи. Эта информация может быть полезна воспитателям ГПД и учителям в проведении классных и...

Открытое занятие "Орнамент", программа "Роспись по дереву. Роспись по стеклу».

Конспект занятия Составитель: педагог дополнительного образования ГБОУ ДО ЦДЮТТ «Охта» Дольникова Валерия АндреевнаНазвание дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей) програ...

Тест "Выжигание"

Тест для самопроверки "Выжигание"....

Презентация "Выжигание рисунка"

Последовательность выжигания рисунка...

Проект "Выжигание по дереву"

Проект выжигание по дереву...

Рисунки по выжиганию

Пособие для самостоятельной работы....

Выжигание

Задания по теме: Выжигание...