Воспитание игровой выносливости у мини-футболистов в соревновательный период
учебно-методический материал на тему

Исследовательская работа в области воспитание игровой выносливости у мини-футболистов в соревновательный период. Обзор литературы, средств и известных методик.

Скачать:


Предварительный просмотр:

БПОУ ВО «Вологодский колледж технологии и дизайна»

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА

Воспитание игровой выносливости у мини-футболистов в соревновательный период

Выполнил: Руководитель ФК

БПОУ ВО «ВКТД»

Полосков А.В.

ВОЛОГДА 2016


Оглавление

Введение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .3

Глава 1. Понятие выносливости, ее виды и значимость в соревновательный период. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 6

1.1. Выносливость и основная методика ее воспитания . . . . . . . . . . . . . .6

1.1.1. Виды выносливости . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .10

1.1.2. Средства и методы развития выносливости . . . . . . . . . . . . . . . . . 15

1.1.3. Методика развития выносливости . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 20

1.2. Характеристика соревновательного периода . . . . . . . . . . . . . . . . . .27

1.3. Анатомо-физиологические и психологические особенности юношей 18-20 лет . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .. 28

1.4. Особенности развития игровой выносливости в мини–футболе. . .34

1.5. Заключение по главе . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .40

Список литературы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .42


Введение

Выносливость – важнейшее физическое качество, проявляющееся в профессиональной, спортивной деятельности и в повседневной жизни людей. Она отражает общий уровень работоспособности человека.

Являясь многофункциональным свойством человеческого организма, выносливость интегрирует в себе большое число процессов, происходящих на различных уровнях: от клеточного и до целостного организма. Однако, как показывают результаты современных научных исследований, в преобладающем большинстве случаев ведущая роль в проявлениях выносливости принадлежит факторам энергетического обмена и вегетативным системам его обеспечения – сердечно-сосудистой и дыхательной, а также центральной нервной системе.

Выносливость – это способность человека к длительному выполнению какой-либо работы без заметного снижения работоспособности. А уровень выносливости обычно определяется временем, в течение которого человек может выполнять заданное физическое упражнение. Чем продолжительнее время работы, тем больше выносливость. Это качество необходимо при циклических видах спорта и при выполнении более кратковременных упражнений скоростного и силового характера, таких как спортивные игры (Петровский В.В., 1998).

Проблема развития физических качеств спортсменов, и в частности специальной выносливости, прежде всего, сводится к рациональному планированию различных структурных образований тренировочного процесса, оптимальному соотношению различных сторон подготовки спортсменов, а также соответствию между тренировочными нагрузками и условиями для их реализации. Структура тренировочного процесса в футболе может быть охарактеризована порядком взаимосвязи и соотношением различных сторон подготовки, соотношением параметров тренировочной и соревновательной деятельности, последовательностью и взаимосвязью различных звеньев тренировки. Построение только одного тренировочного урока определяется многими факторами: целью и задачами тренировки, закономерными колебаниями функциональной активности организма в процессе мышечной деятельности, величиной нагрузки, а также особенностями подбора и сочетания тренировочных упражнений и режимом работы и отдыха. Наиболее сильное влияние на организм спортсмена оказывают занятия избирательной направленности, позволяющие сконцентрировать в определенном направлении средства и методы педагогического воздействия (Ашмарин Б.А., 1990).

Выбор того или иного варианта построения занятий зависит от этапа многолетней и годичной тренировки, уровня квалификации и тренированности спортсмена, задач, поставленных на том или ином занятии.

Особенную значимость приобретает развитие игровой выносливости в таком виде спорта как мини-футбол. Двигательная активность, в которую включены игроки на протяжении всей игры или важных соревнований не уступает по своей значимости и интенсивности соревнованиям легкоатлетов. И, в такой ситуации, зачастую залогом победы команды является уровень развития специфической выносливости.

Это необходимо особо учитывать в соревновательном периоде, так как именно соревновательная деятельность предъявляет к игроку повышенные требования. Необходимо учитывать соревновательный график, корректируя тренировочный процесс.

К сожалению, данная тема освещается в литературе не достаточно полно и является актуальной для нашего исследования.

Целью данной работы является изучение методик эффективного воспитания игровой выносливости у мини-футболистов.

Основными задачами нашего исследования являются:

1. Изучить научно – методическую литературу по теме исследования.

2. Разработать особенности методики воспитания игровой выносливости у мини-футболистов в соревновательный период.

3. Исследовательским путем определить наиболее эффективные методики развития игровой выносливости у мини-футболистов.

Объектом исследования работы является тренировочный процесс, направленный на развитие игровой выносливости.  

Гипотеза. Предполагается, что в результате исследования, возможно разработать особенности методики, применение которых на практике окажется эффективным.


Глава 1. Понятие выносливости, ее виды и значимость в соревновательный период

1.1. Выносливость и основная методика ее воспитания

Выносливость — это способность противостоять физическому утомлению в процессе мышечной деятельности. Мерилом выносливости является время, в течение которого осуществляется мышечная деятельность определенного характера и интенсивности. Например, в циклических видах физических упражнений (ходьба, бег, плавание и т.п.) измеряется минимальное время преодоления заданной дистанции. В игровых видах деятельности и единоборствах замеряют время, в течение которого осуществляется уровень заданной эффективности двигательной деятельности. В сложнокоординационных видах деятельности, связанных с выполнением точности движений (спортивная гимнастика, фигурное катание и т.п.), показателем выносливости является стабильность технически правильного выполнения действия (Верхошанский Ю.В., 1998).

Различают общую и специальную выносливость.

Общая выносливость — это способность длительно выполнять работу умеренной интенсивности при глобальном функционировании мышечной системы. По-другому ее еще называют аэробной выносливостью. Человек, который может выдержать длительный бег в умеренном темпе длительное время, способен выполнить и другую работу в таком же темпе (плавание, езда на велосипеде и т.п.). Основными компонентами общей выносливости являются возможности аэробной системы энергообеспечения, функциональная и биомеханическая экономизация.

Общая выносливость играет существенную роль в оптимизации жизнедеятельности, выступает как важный компонент физического здоровья и, в свою очередь, служит предпосылкой развития специальной выносливости (Холодов Ж.К., 2000).

Специальная выносливость — это выносливость по отношению к определенной двигательной деятельности. Специальная выносливость классифицируется: по признакам двигательного действия, с помощью которого решается двигательная задача (например, прыжковая выносливость); по признакам двигательной деятельности, в условиях которой решается двигательная задача (например, игровая выносливость); по признакам взаимодействия с другими физическими качествами (способностями), необходимыми для успешного решения двигательной задачи (например, силовая выносливость, скоростная выносливость, координационная выносливость и т.д.).

Специальная выносливость зависит от возможностей нервно-мышечного аппарата, быстроты расходования ресурсов внутримышечных источников энергии, от техники владения двигательным действием и уровня развития других двигательных способностей.

Различные виды выносливости независимы или мало зависят друг от друга. Например, можно обладать высокой силовой выносливостью, но недостаточной скоростной или низкой координационной выносливостью.

Проявление выносливости в различных видах двигательной деятельности зависит от многих факторов: биоэнергетических, функциональной и биохимической экономизации, функциональной устойчивости, личностно-психических, генотипа (наследственности), среды и др (Захаров Е.Н., Карасев А.В., Сафонов А.А., 1994).

Биоэнергетические факторы включают объем энергетических ресурсов, которым располагает организм, и функциональные возможности его систем (дыхания, сердечно-сосудистой, выделения и др.), обеспечивающих обмен, продуцирование и восстановление энергии в процессе работы. Образование энергии, необходимой для работы на выносливость, происходит в результате химических превращений. Основными источниками энергообразования при этом являются аэробные, анаэробные гликолитические и анаэробные алактатные реакции, которые характеризуются скоростью высвобождения энергии, объемом допустимых для использования жиров, углеводов, гликогена, АТФ, КТФ, а также допустимым объемом метаболических изменений в организме (Волков В.М., 2001).

Физиологической основой выносливости являются аэробные возможности организма, которые обеспечивают определенную долю энергии в процессе работы и способствуют быстрому восстановлению работоспособности организма после работы любой продолжительности и мощности, обеспечивая быстрейшее удаление продуктов метаболического обмена (Зациорский В.М., 2003).

Анаэробные алактатные источники энергии играют решающую роль в поддержании работоспособности в упражнениях максимальной интенсивности продолжительностью до 15—20 с.

Анаэробные гликолитические источники являются главными в процессе энергообеспечения работы, продолжающейся от 20 с до 5—6 мин.

Факторы функциональной и биохимической экономизации определяют соотношение результата выполнения упражнения и затрат на его достижение. Обычно экономичность связывают с энергообеспечением организма во время работы, а так как энергоресурсы (субстраты) в организме практически всегда ограничены или за счет их небольшого объема, или за счет факторов, затрудняющих их расход, то организм человека стремится выполнить работу за счет минимума энергозатрат. При этом чем выше квалификация спортсмена, особенно в видах спорта, требующих проявления выносливости, тем выше экономичность выполняемой им работы (Курамшин Ю.Ф., 2004).

Экономизация имеет две стороны: механическую (или биомеханическую), зависящую от уровня владения техникой или рациональной тактики соревновательной деятельности; физиолого-биохимическую (или функциональную), которая определяется тем, какая доля работы выполняется за счет энергии окислительной системы без накопления молочной кислоты, а если рассматривать этот процесс еще глубже — то за счет какой доли использования жиров в качестве субстрата окисления.

Факторы функциональной устойчивости позволяют сохранить активность функциональных систем организма при неблагоприятных сдвигах в его внутренней среде, вызываемых работой (нарастание кислородного долга, увеличение концентрации молочной кислоты в крови и т.д.). От функциональной устойчивости зависит способность человека сохранять заданные технические и тактические параметры деятельности, несмотря на нарастающее утомление (Годик М.А., 1991).

Личностно-психические факторы оказывают большое влияние на проявление выносливости, особенно в сложных условиях. К ним относят мотивацию на достижение высоких результатов, устойчивость установки на процесс и результаты длительной деятельности, а также такие волевые качества, как целеустремленность, настойчивость, выдержка и умение терпеть неблагоприятные сдвиги во внутренней среде организма, выполнять работу через «не могу» (Солодков А.С., 2001).

Факторы генотипа (наследственности) и среды. Общая (аэробная) выносливость среднесильно обусловлена влиянием наследственных факторов (коэффициент наследственности от 0,4 до 0,8). Генетический фактор существенно воздействует и на развитие анаэробных возможностей организма. Высокие коэффициенты наследственности (0,62—0,75) обнаружены в статической выносливости; для динамической силовой выносливости влияния наследственности и среды примерно одинаковы.

Наследственные факторы больше влияют на женский организм при работе субмаксимальной мощности, а на мужской — при работе умеренной мощности (Зеленцов А.М., Лобановский В.В., 1985).

Специальные упражнения и условия жизни существенно влияют на рост выносливости. У занимающихся различными видами спорта показатели на выносливость этого двигательного качества значительно (иногда в 2 раза и более) превосходят аналогичные результаты не занимающихся спортом. Например, у спортсменов, тренирующихся в беге на выносливость, показатели максимального потребления кислорода (МПК) на 80% и более превышают средние показатели обычных людей.

Развитие выносливости происходит от дошкольного возраста до 30 лет (а к нагрузкам умеренной интенсивности и свыше). Наиболее интенсивный прирост наблюдается с 14 до 20 лет (Холодов Ж.К., 2000).

Таким образом, выносливость представляет из себя одно из физических качеств человека, особенно необходимых в спортивной деятельности. Одним из видов спорта с применением этого качества является футбол и мини-футбол.

1.1.1. Виды выносливости

Различают общую и специальную выносливость. Первая является частью общей физической подготовленности спортсмена, вторая – частью специальной подготовленности.

По мнению В. П. Зотова (1990), если выполняемая работа носит неспецифический характер, то способность выполнять её без изменения параметров называют общей выносливостью, а если работа носит более специфический характер, – специальной. Рассмотрим более подробно данные понятия.

Общая выносливость – это способность человека к продолжительному и эффективному выполнению любой работы умеренной интенсивности, вовлекающую в действие глобальное функционирование мышечной системы (при работе участвует свыше 2/3 мышц тела) и предъявляющую достаточно высокие требования к сердечно-сосудистой, дыхательной, ЦНС и др. системам. Во-вторых, это способность выполнять работу с невысокой интенсивностью в течение продолжительного времени за счет аэробных источников энергообеспечения. Поэтому её ещё называют аэробной выносливостью. В-третьих, Матвеев Л.П. полагает, что термин «общая выносливость» означает совокупность функциональных свойств организма, которые составляют неспецифическую основу проявлений работоспособности в различных видах деятельности. В-четвёртых, это способность человека к продолжительному и эффективному выполнению работы неспецифического характера, оказывающая положительное влияние на развитие специфических компонентов работоспособности человека, благодаря повышению адаптации к нагрузкам и наличию явлений «переноса» тренированности с неспецифических видов деятельности на специфические. Например, человек, который может выдержать длительный бег в умеренном темпе длительное время, способен выполнить и другую работу в таком же темпе (плавание, езда на велосипеде и т.п.), так как в них решающим фактором является уровень развития аэробных возможностей организма (Ланда Б.Х., 2006).

Уровень развития и проявления общей выносливости определяется следующими компонентами:

  • аэробными возможностями источников энергообеспечения (за счет использования окислительных реакций кислорода);

Аэробные возможности зависят от:

  1. аэробной мощности, которая определяется абсолютной и относительной величиной максимального потребления кислорода (МПК);
  2. аэробной ёмкости – суммарной величины потребления кислорода на всю работу.
  • степенью экономизации техники движений (биомеханическая);
  • уровнем развития волевых качеств.

Разные авторы дают свое определение выносливости, но все они сходятся во мнении, что под общей выносливостью понимается способность человека выполнять любую работу на протяжении длительного промежутка времени и без снижения её эффективности выполнения (Курамшин Ю.Ф., 2004).

По мнению Холодова Ж.К., Кузнецова В.С., общая выносливость является основой высокой физической работоспособности, необходимой для успешной профессиональной деятельности; играет существенную роль в оптимизации жизнедеятельности, выступает как важный компонент физического здоровья, и к тому же, общая выносливость служит основой для развития специальной выносливости, а это значит, что она необходима каждому спортсмену, как прочный фундамент, база, на которой можно переходить к любому другому виду деятельности более узкой направленности (Решетников Н.В., 2005).

Специальная выносливость – это способность эффективно выполнять работу в определенной трудовой или спортивной деятельности, несмотря на возникающее утомление. Во-вторых, термин «специальная выносливость» означает способность противостоять утомлению в условиях специфических нагрузок, особенно при максимальной мобилизации функциональных возможностей организма для достижений в избранном виде спорта. В-третьих, Озолин Н.Г. считает, что специальная выносливость – это не только способность бороться с утомлением, но и способность выполнить поставленную задачу наиболее эффективно в условиях строго ограниченной дистанции (бег, ходьба на лыжах, плавание и др. циклические виды спорта) или определённого времени (футбол, теннис, бокс, водное поло и др.). В-четвёртых, это выносливость по отношению к определенной двигательной деятельности (Зеленцов А.М., Лобановский В.В., 1985).

Специальная выносливость представляет многокомпонентное понятие т.к. уровень её развития зависит от многих факторов и обусловлена особенностями требований, предъявляемых к организму спортсмена при упражнении в избранном виде спорта, и определяется специфической подготовленностью всех органов и систем спортсмена, уровнем его физиологических и психических возможностей применительно к виду двигательной деятельности (Волков В.М., 2001).

Уровень развития и проявления специальной выносливости зависит от целого ряда факторов:

  1. Общей выносливости;
  2. Быстроты расходования ресурсов внутримышечных источников энергии;
  3. Особое значение имеет способность спортсмена продолжать упражнение при усталости благодаря проявлению волевых качеств;
  4. Техники владения двигательным действием, связанная с рациональностью, экономичностью техники и тактики, т.е. технико-тактического мастерства.
  5. Возможностей нервно-мышечного аппарата;
  1. Скоростных возможностей (быстроты и гибкости работающих мышц);
  2. Координационных способностей (точности движений);
  3. Силовых качеств и развития других двигательных способностей;

По данным Холодова Ж.К., Кузнецова В.С. специальная выносливость классифицируется:

  1. По признакам двигательного действия, с помощью которого решается двигательная задача (например, прыжковая выносливость);
  2. По признакам двигательной деятельности, в условиях которой решается двигательная задача (например, игровая выносливость);
  3. По признакам взаимодействия с другими физическими качествами (способностями), необходимыми для успешного решения двигательной задачи (например, силовая выносливость, скоростная выносливость, координационная выносливость и т.д.) (Ланда Б.Х., 2006).

Однако нет таких двигательных действий, которые требовали бы проявления какой-либо формы выносливости в чистом виде. При выполнении любого двигательного действия в той или иной мере находят проявление различные формы выносливости. Каждая форма проявления выносливости, в свою очередь, может включать целый ряд видов и разновидностей. Естественно, что выносливость своеобразна в разных видах спорта. В практике её нередко называют выносливостью скоростной, игровой, плавательной, силовой, прыжковой и т.п. Анализ литературных источников показывает, что в настоящее время можно назвать свыше 20 типов специальной выносливости (Годик М.А., 1991).

Скоростная выносливость проявляется в основном в деятельности, предъявляющей повышенные требования к скоростным параметрам движений в зонах субмаксимальной и максимальной мощности работ, в течение длительного времени без снижения эффективности действий.

Силовая выносливость – это способность длительное время выполнять работу без снижения её эффективности, требующая значительного проявления силы. Во-вторых, это способность преодолевать заданное силовое напряжение в течение определённого времени. В зависимости от режима работы мышц можно выделить статическую и динамическую силовую выносливость (Фадеева-Костыленко Н.А., 2001).

Статическая силовая выносливость – способность в течение длительного времени поддерживать мышечные напряжения без изменения позы. Обычно в данном режиме работают лишь отдельные группы мышц. Здесь существует обратная зависимость между величиной статического усилия и его продолжительностью – чем больше усилие, тем меньше продолжительность (Базилевич О.П., Зеленцов А.М., 1993).

Динамическая силовая выносливость обычно определяется числом повторений какого-либо упражнения и значительными мышечными напряжениями при относительно невысокой скорости движений. С возрастом силовая выносливость к статическим и динамическим силовым усилиям возрастает.

Координационная выносливость – это выносливость, которая проявляется в основном в двигательной деятельности, характеризующейся выполнением продолжительное время многообразием сложных технико-тактических действий (спортивные игры, спортивная гимнастика, фигурное катание и т.п.) (Дубровский В.И., 1998).

Существуют также игровая, прыжковая, плавательная выносливость и другие виды специальной выносливости, каждый из которых характерен для какого-то трудового, бытового, двигательного действия или спортивного упражнения (Озолин Н.Г., 2004).

Таким образом, различные виды выносливости независимы или мало зависят друг от друга. Например, можно обладать высокой силовой выносливостью, но недостаточной скоростной или низкой координационной выносливостью.

1.1.2. Средства и методы развития выносливости

Средствами развития общей (аэробной) выносливости являются упражнения, вызывающие максимальную производительность сердечнососудистой и дыхательной систем. Мышечная работа обеспечивается за счет преимущественно аэробного источника; интенсивность работы может быть умеренной, большой, переменной; суммарная длительность выполнения упражнений составляет от нескольких до десятков минут (Матвеев Л.П., 2003).

В практике физического воспитания применяют самые разнообразные по форме физические упражнения циклического и ациклического характера, например продолжительный бег, бег по пересеченной местности (кросс), передвижения на лыжах, бег на коньках, езда на велосипеде, плавание, игры и игровые упражнения, упражнения, выполняемые по методу круговой тренировки (включая в круг 78 и более упражнений, выполняемых в среднем темпе) и др. Основные требования, предъявляемые к ним, следующие: упражнения должны выполняться в зонах умеренной и большой мощности работ; их продолжительность от нескольких минут до 6090 мин; работа осуществляется при глобальном функционировании мышц. Большинство видов специальной выносливости в значительной мере обусловлено уровнем развития анаэробных возможностей организма, для чего используют любые упражнения, включающие функционирование большой группы мышц и позволяющие выполнять работу с предельной и околопредельной интенсивностью. Эффективным средством развития специальной выносливости (скоростной, силовой, координационной и т.д.) являются специально подготовительные упражнения, максимально приближенные к соревновательным по форме, структуре и особенностям воздействия на функциональные системы организма, специфические соревновательные упражнения и общеподготовительные средства (Зотов В.П., 1990).

Для повышения анаэробных анаэробных возможностей организма используют следующие упражнения:

1. Упражнения, преимущественно способствующие повышению алактатных анаэробных способностей. Продолжительность работы 1015 с, интенсивность максимальная. Упражнения используются в режиме повторного выполнения, сериями

2. Упражнения, позволяющие параллельно совершенствовать алактатные и лактатные анаэробные способности. Продолжительность работы 1530 с, интенсивность 90100% от максимально доступной.

3. Упражнения, способствующие повышению лактатных анаэробных возможностей. Продолжительность работы 3060 с, интенсивность 8590% от максимально доступной.

4. Упражнения, позволяющие параллельно совершенствовать алактатные анаэробные и аэробные возможности. Продолжительность работы 15 мин, интенсивность 8590% от максимально доступной.

5. При выполнении большинства физических упражнений суммарная их нагрузка на организм достаточно полно характеризуется следующими компонентами: 1) интенсивность упражнения; 2) продолжительность упражнения; 3) число повторений; 4) продолжительность интервалов отдыха; 5) характер отдыха. Интенсивность упражнения в циклических упражнениях характеризуется скоростью движения, а в ациклических количеством двигательных действий в единицу времени (темпом). Изменение интенсивности упражнения прямо влияет на работу функциональных систем организма и характер энергообеспечения двигательной деятельности. При умеренной интенсивности, когда расход энергии еще не велик, органы дыхания и кровообращения без большого напряжения обеспечивают организм необходимым количеством кислорода (Холодов Ж.К., 2000).

Небольшой кислородный долг, образующийся в начале выполнения упражнения, когда аэробные процессы еще не действуют в полной мере, погашается в процессе выполнения работы, и в дальнейшем она происходит в условиях истинного устойчивого состояния. Такая интенсивность упражнения получили название субкритической. При повышении интенсивности выполнения упражнения организм занимающегося достигает состояния, при котором потребность в энергии (кислородный запрос) будет равна максимальным аэробным возможностям. Такая интенсивность упражнения получила название критической. Интенсивность упражнения выше критической называют надкритической. При такой интенсивности упражнения кислородный запрос значительно превышает аэробные возможности организма, и работа проходит преимущественно за счет анаэробного энергообеспечения, которое сопровождается накоплением кислородного долга. Продолжительность упражнения имеет зависимость, обратную относительно интенсивности его выполнения (Андреев С.Н., 2008).

С увеличением продолжительности выполнения упражнения от 2025 с до 45 мин особенно резко снижается ее интенсивность. Дальнейшее увеличение продолжительности упражнения приводит к менее выраженному, но постоянному снижению его интенсивности. От продолжительности упражнения зависит вид его энергообеспечения. Число повторений упражнений определяет степень их воздействия на организм. При работе в аэробных условиях увеличение числа повторений заставляет длительное время поддерживать высокий уровень деятельности органов дыхания и кровообращения (Гогунов Е.Н., 2004).

При анаэробном режиме увеличение количества повторений ведет к исчерпыванию бескислородных механизмов или к их блокированию ЦНС. Тогда выполнение упражнений либо прекращается, либо резко снижается интенсивность их. Продолжительность интервалов отдыха имеет большое значение для определения как величины, так и особенно характера ответных реакций организма на тренировочную нагрузку. Длительность интервалов отдыха необходимо планировать в зависимости от задач и используемого метода тренировки. Например, в интервальной тренировке, направленной на преимущественное повышение уровня аэробной производительности, следует ориентироваться на интервалы отдыха, при которых ЧСС снижается до 120130 уд./мин. Это позволяет вызвать в деятельности систем кровообращения и дыхания сдвиги, которые в наибольшей мере способствуют повышению функциональных возможностей мышцы сердца. Планирование пауз отдыха, исходя из субъективных ощущений занимающегося, его готовности к эффективному выполнению очередного упражнения, лежит в основе варианта интервального метода, называемого повторным (Решетников Н.В., 2005).

При планировании длительности отдыха между повторениями упражнения или разными упражнениями в рамках одного занятия следует различать три типа интервалов.

1. Полные (ординарные) интервалы, гарантирующие к моменту очередного повторения практически такое восстановление работоспособности, которое было до его предыдущего выполнения, что дает возможность повторить работу без дополнительного напряжения функций.

2. Напряжение (неполные) интервалы, при которых очередная нагрузка попадает на состояние некоторого недовосстановления. При этом не обязательно будет происходить существенное изменение внешних количественных показателей (в течение известного времени), но возрастает мобилизация физических и психических резервов организма человека.

3. Минимакс интервал. Это наименьший интервал отдыха между упражнениями, после которого наблюдается повышенная работоспособность (суперкомпенсация), наступающая при определенных условиях в силу закономерностей восстановительных процессов в организме.

Характер отдыха между отдельными упражнениями может быть активным, пассивным. При пассивном отдыхе занимающийся не выполняет никакой работы, при активном заполняет паузы дополнительной деятельностью. При выполнении упражнений со скоростью, близкой к критической, активный отдых позволяет поддерживать дыхательные процессы на более высоком уровне и исключает резкие переходы от работы к отдыху и обратно. Это делает нагрузку более аэробной (Дубровский В.И., 1998).

Методы воспитания выносливости

Основными методами развития общей выносливости являются: 1) метод слитного (непрерывного) упражнения с нагрузкой умеренной и переменной интенсивности; 2) метод повторного интервального упражнения; 3) метод круговой тренировки; 4) игровой метод; 5) соревновательный метод.

Для развития специальной выносливости применяются: 1) методы непрерывного упражнения (равномерный и переменный); 2) методы интервального прерывистого упражнения (интервальный и повторный); 3) соревновательный и игровой методы. Равномерный метод характеризуется непрерывным длительными режимом работы с равномерной скоростью или усилиями. При этом занимающийся стремится сохранить заданную скорость, ритм, постоянный темп, величину усилий, амплитуду движений. Упражнения могут выполняться с малой, средней и максимальной интенсивностью. Переменный метод отличается от равномерного последовательным варьированием нагрузки в ходе непрерывного упражнения (например, бега) путем направленного изменения скорости, темпа, амплитуды движений, величины усилий и т.п. Интервальный метод предусматривает выполнение упражнений со стандартной и с переменной нагрузкой и со строго дозированными и заранее запланированными интервалами отдыха. Как правило, интервал отдыха между упражнениями 13 мин (иногда по 1530 с). Таким образом, тренирующие воздействие происходит не только и не столько в момент выполнения, сколько в период отдыха. Такие нагрузки оказывают преимущественно аэробно-анаэробное воздействие на организм и эффективны для развития специальной выносливости (Холодов Ж.К., 2000).

Метод круговой тренировки предусматривает выполнение упражнений, воздействующих на различные мышечные группы и функциональные системы по типу непрерывной или интервальной работы. Обычно в круг включается 610 упражнений («станций»), которые занимающийся проходит от 1 до 3 раз.

Соревновательный метод предусматривает выполнение упражнений в форме соревнований (Озолин Н.Г., 2004).

Игровой метод предусматривает развитие выносливости в процессе игры, где существуют постоянные изменения ситуации, эмоциональность.

Таким образом, развитие выносливости представляет из себя целостный совокупный процесс развития физического качества с присущими ему методами и средствами. Используя тот или иной метод для воспитания выносливости, каждый раз определяют конкретные параметры нагрузки.

1.1.3. Методика развития выносливости

Начиная работу по развитию и совершенствованию своей выносливости, необходимо придерживаться определённой логики построения тренировки, так как нерациональное сочетание в занятиях нагрузок различной физиологической направленности может привести не к улучшению, а, наоборот, к снижению тренированности (Базилевич О.П., Зеленцов А.М., 1993).

На начальном этапе необходимо сосредоточить внимание на развитии аэробных возможностей одновременно с совершенствованием функций сердечно-сосудистой и дыхательной систем, укреплением опорно-двигательного аппарата, т.е. на развитии общей выносливости. Эта задача методически не очень сложная, но требует для своего решения определённых волевых усилий, постепенности усложнения требований, последовательности применения средства и систематичности тренировок.

На втором этапе необходимо увеличить объём нагрузки в смешанном аэробно-анаэробном режиме энергообеспечения, применяя для этого непрерывную равномерную работу в форме темпового бега, кросса, плавания и т.д. в широком диапазоне скоростей до субкритической включительно, а также различную непрерывную переменную работу, в том числе, и в форме круговой тренировки (Солодков А.С., 2001).

На третьем этапе, в случаях, когда предъявляются повышенные требования к профессионально-прикладной физической подготовке, необходимо увеличить объёмы тренировочных нагрузок за счёт применения более интенсивных упражнений, выполняемых методами интервальной и повторной работы в смешанном аэробно-анаэробном  и анаэробном режимах, и избирательно воздействуя на отдельные компоненты специфической выносливости (Вайцеховский, С.М., 2000).

Целенаправленную работу над развитием общей выносливости удобнее всего выполнять в утренние часы на физической зарядке. Такая работа должна быть «фоном», на который накладываются все остальные объёмы специальных упражнений.

При решении задачи развития общей выносливости, наиболее приемлемым для всех категорий занимающихся, самым простым и доступным упражнением, является бег трусцой. При этом не надо спешить увеличивать скорость бега. Сначала надо освоить необходимый объём нагрузки, и лишь затем постепенно поднимать скорость бега. Прирост скорости бега должен стать следствием увеличения функциональных возможностей.

На следующем этапе рекомендуется, в зависимости от самочувствия и подготовленности, ежедневное непрерывное пробегание 5-6 км в равномерном темпе со скоростью от 6,5 до 4,5 минут на один километр (Зеленцов А.М., Лобановский В.В., 1985).

Для развития общей выносливости наиболее широко применяются циклические упражнения продолжительностью 1520 мин, выполняемые в аэробном режиме. Они выполняются в режиме стандартной непрерывной, переменной непрерывной и интервальной нагрузки. При этом придерживаются следующих правил.

1. Доступность. Сущность правила заключается в том, что нагрузочные требования должны соответствовать возможностям занимающихся. Учитываются возраст, пол и уровень общей физической подготовленности. В процессе занятий после определенного времени в организме человека произойдут изменения физиологического состояния, т.е. организм адаптируется к нагрузкам. Следовательно, необходимо пересмотреть доступность нагрузки в сторону ее усложнения. Таким образом, доступность обозначает такую трудность требований, которая создает оптимальные предпосылки воздействия ее на организм занимающегося без ущерба для здоровья.

2. Систематичность. Эффективность физических упражнений, т.е. влияние их на организм человека, во многом определяется системой и последовательностью воздействий нагрузочных требований. Добиться положительных сдвигов в воспитании общей выносливости возможно в том случае, если будет соблюдаться строгая повторяемость нагрузочных требований и отдыха, а также непрерывность процесса занятий. В работе с начинающими дни занятий физическими упражнениями по воспитанию выносливости должны сочетаться с днями отдыха. В случае использования бега он должен сочетаться с ходьбой, т.е. ходьба здесь выступает как отдых перед очередным бегом.

3. Постепенность. Это правило выражает общую тенденцию систематического повышения нагрузочных требований. Значительных функциональных перестроек в сердечнососудистой и дыхательной системах можно добиться в том случае, если нагрузка будет постепенно повышаться. Следовательно, необходимо найти меру повышения нагрузок и меру длительности закрепления достигнутых перестроек в различных системах организма. Используя метод равномерного упражнения, необходимо прежде всего определить интенсивность и продолжительность нагрузки (Ланда Б.Х., 2006).

Работа осуществляется на пульсе 140150 уд./мин. Для школьников в возрасте 89 лет продолжительность работы 1015 мин; 1112 1520 мин; 1415 лет 2030 мин. С практически здоровыми людьми работа осуществляется на скорости 1 км за 57 мин. Для людей, имеющих хорошую физическую подготовку, скорость колеблется в пределах 1 км за 3,54 мин. Продолжительность работы от 30 до 6090 мин. В занятиях с тренированными людьми используют метод переменного упражнения. Сущность этого метода заключается в изменении скорости на отдельных участках и во включении спуртов и ускорений на отдельных участках дистанции в сочетании с равномерной работой. Это позволяет осваивать большие объемы нагрузки при достаточно интенсивном уровне воздействия. Работу постепенно доводят до 120 мин, если в этом есть необходимость (Петровский В.В., 1998).

Переменная непрерывная работа предъявляет более повышенные требования к сердечнососудистой системе, нежели равномерная. При применении метода переменного непрерывного упражнения на некоторых участках дистанции образуется кислородный долг, который в последующем на очередном отрезке дистанции должен быть погашен. Значительный эффект при воспитании общей выносливости дает метод интервального упражнения. Анаэробная работа является сильным раздражителем, стимулирующим функциональные перестройки сердечной деятельности. Повышается потребление кислорода, увеличивается ударный объем крови и т.д. Основная сложность при применении данного метода заключается в правильном подборе наилучших сочетаний нагрузки и отдыха (Погодаев Г.И., 2000).

Если интенсивность работы выше критической (7585% от максимума), а частота пульса к концу нагрузки 180 уд./мин, то повторная работа дается тогда, когда ЧСС снижается до 120130 уд./мин. Длительность повторной работы 11,5 мин, характер отдыха активный. Число повторений определяется возможностью поддержания достигнутого уровня МПК (35 повторений). Метод повторно-интервального упражнения используется в работе только с достаточно квалифицированными спортсменами. Его применение свыше 23 месяцев не рекомендуется (Фадеева-Костыленко Н.А., 2001).

Воспитание выносливости путем воздействия на анаэробные возможности основано на приспособлении организма к работе в условиях накопления недоокисленных продуктов энергетического обеспечения и характеризуется решением двух задач: 1) повышение мощности гликолитического (лактатного) механизма; 2) повышение мощности креатинфосфатного (алактатного) механизма. Для этого используются основные и специально подготовительные упражнения соответствующей интенсивности. При этом применяются методы повторного и переменного интервального упражнения (Холодов Ж.К., 2000).

К упражнениям, применяемым в качестве средств совершенствования гликолитического механизма, предъявляются следующие требования. Работа должна выполняться с интенсивностью 9095% от максимальной мощности для данного отрезка дистанции, продолжительность работы от 20 до 2 мин (длина отрезков от 200 до 600 м в беге; от 50 до 200 м в плавании). Число повторений в серии для начинающих 23, для хорошо подготовленных 46. Интервалы отдыха между повторениями постепенно уменьшаются: после первого 56 мин, после второго 34 мин, после третьего 23 мин. Между сериями должен быть отдых для ликвидации лактатного долга в 1520 мин.

К упражнениям, применяемым в качестве средств совершенствования креатинфосфатного механизма, предъявляются следующие требования. Интенсивность работы должна быть околопредельной (95% от максимума); продолжительность упражнений 38 с (бег 2070 м, плавание 1020 м); интервалы отдыха между повторениями 23 мин, между сериями (каждая серия состоит из 45 повторений) 710 мин. Интервалы отдыха между сериями заполняются упражнениями интенсивности, число повторений определятся исходя из подготовленности занимающихся (Ашмарин Б.А., 1990).

Развитие аэробных и анаэробных возможностей сочетается между собой. Гликолиз зависит от дыхательных возможностей и в то же время сам является основой для алактатного процесса. Исходя из этого в системе занятий целесообразно планировать преимущественное развитие этих возможностей в следующей последовательности: аэробные лактатные алактатные. В процессе одного занятия решение задач на воспитание выносливости должно происходить в обратном порядке (Волков В.М., 2001).

Особенности воспитания специфических типов выносливости

Анализ литературных источников показывает, что в настоящее время можно назвать свыше 20 типов специальной выносливости.

Скоростная выносливость проявляется в основном в деятельности, предъявляющей повышенные требования к скоростным параметрам движений в зонах субмаксимальной и максимальной мощности работ. Скоростная выносливость в максимальной зоне обусловлена функциональными возможностями анаэробного креатинфосфатного энергетического источника. Предельная продолжительность работы не превышает 1520 с. Для ее воспитания используют интервальный метод. Часто используют прохождение соревновательной дистанции с максимальной интенсивностью. В целях увеличения запаса прочности практикуют прохождение более длинной дистанции, чем соревновательная, но опять же с максимальной интенсивностью. Скоростная выносливость в зоне субмаксимальных нагрузок в основном обеспечивается за счет анаэробно-гликолитического механизма энергообеспечения и часто аэробного, поэтому можно говорить, что работа совершается в аэробно-анаэробном режиме. Продолжительность работы не превышает 2,53 мин (Зеленцов А.М., Лобановский В.В., 1985).

Основным критерием развития скоростной выносливости является время, в течение которого поддерживаются заданная скорость либо темп движений. Силовая выносливость отражает способность длительно выполнять силовую работу без снижения ее эффективности. Двигательная деятельность при этом может быть ациклической, циклической и смешанной.

Для воспитания выносливости к силовой работе используют разнообразные упражнения с отягощениями, выполняемые методом повторных усилий с многократным преодолением непредельного сопротивления до значительного утомления или «до отказа», а также методом круговой тренировки. В тех случаях, когда хотят воспитать выносливость к силовой работе в статическом режиме работы мышц, используют метод статических усилий. Упражнения подбираются с учетом оптимального угла в том или ином суставе, при котором в специализируемом упражнении развивается максимум усилий. Одним из критериев, по которому можно судить о развитии силовой выносливости, является число повторений контрольного упражнения, выполняемого «до отказа» с отягощением 3075% от максимума (Погодаев Г.И., 2000).

Координационная выносливость

Проявляется в основном в двигательной деятельности, характеризующейся многообразием сложных технико-тактических действий (спортивная гимнастика, спортивные игры, фигурное катание и т.п.).

Методические аспекты повышения координационной выносливости достаточно разнообразны. Например, практикуют удлинение комбинации, сокращают интервалы отдыха, повторяют комбинации без отдыха между ними. Для воспитания выносливости в игровых видах и единоборствах с учетом присущих этим видам характеристик двигательной деятельности увеличивают продолжительность основных упражнений (периодов, раундов, схваток), повышают интенсивность, уменьшают интервалы отдыха. Например, чтобы добиться высокого уровня выносливости в баскетболе, можно поступить следующим образом. Время игры в баскетболе (220 мин) делят на 8 периодов по 5 мин. Игроки получают задание играть с высокой интенсивностью. Постепенно с ростом тренированности игроков время отдыха между периодами сокращается и уменьшается число самих периодов (Матвеев Л.П., 2003).

Таким образом, в научной литературе мы встречаем множество описанных средств и методов воспитания выносливости. Это относится как к общей, так и специфическим видам. Средства и методы ее воспитания подбираются исходя из особенностей занятий или видов спорта, а так же из особенностей занимающихся.

1.2. Характеристика соревновательного периода

Соревновательный период тренировки направлен на дальнейшее совершенствование всех видов подготовки целью успешного выступления на всех основных соревнованиях данного календарного года. Поскольку уроки проведения основных соревнований не имеют равных интервалов, го длительность каждого этапа разливная. Это обстоятельство вызывает необходимость тщательно анализировать состояния спортивной формы игроков с тем, чтобы не только сохранить ее, но и повысить к главному соревнованию года.

В соревновательном периоде решаются следующие основные задачи (Озолин Н.Г., 2004):

- приобретение высокого уровня тренированности;

- дальнейшее совершенствование и освоение новых вариантов техники и тактики;

- расширение и закрепление знаний и умений в тактике ведения матча и участия в соревнованиях;

- достижение высокого уровня развития физических, волевых и моральных качеств, необходимых в матче;

- расширение теоретических знаний.

Этап предварительной подготовки имеет место в тех случаях, когда интервал между основными соревнованиями больше месяца (Зеленцов А.М., Лобановский В.В., 1985).

Он начинается после первого основного соревнования года вслед за послесоревновательным этапом и в основном имеет направленность конца подготовительного периода. В этом этапе после выступления на соревнованиях и проведенного послесоревновательного активного отдыха необходимо постепенно, но на более высоком уровне возобновить подготовку к новому основному соревнованию. В этой связи особо важное значение приобретает устранение ошибок и недочетов, выявленных на соревнованиях, в каждом виде подготовки и совершенствовании методики тренировки. В то же время, конечно, нельзя снижать уровень физической подготовки. Наряду с устранением ошибок и недостатков в каждом виде подготовки необходимо определить конкретный диапазон технических и тактических средств для дальнейшего совершенствования с учетом решения тех задач, которые ставятся перед спортсменом в предстоящем основном соревновании (Матвеев Л.П., 2003).

1.3. Анатомо-физиологические и психологические особенности юношей 18-20 лет

Высокий уровень спортивных достижений предъявляет особые требования к качеству подготовки спортсменов. Одно из основных условий высокой эффективности системы подготовки спортсменов заключается в строгом учёте возрастных и индивидуальных анатомо-физиологических и психологических особенностей, характерных для отдельных этапов развития юношей 18 – 20 лет (Андреев С.Н., 2008).

Процесс полового созревания, в особенности его начальный период, сопровождается существенными изменениями в деятельности всех физиологических систем, включая центральную нервную систему (Холодов Ж.К., 2000).

Нейрогуморальные механизмы полового созревания.

Запускающим звеном этого процесса является гипоталамус. Он является важнейшей структурой регуляторной системы мозга, с которой связана высшая нервная деятельность и психические процессы (Зациорский В.М., 2003).

Гипоталамус связан с другими железами внутренней секреции. Они оказывают тормозящее влияние на высшее звено эндокринной системы. Она определяет возможность само регуляции деятельности желез внутренней секреции: усиление функции железы под влиянием факторов внешней и внутренней среды и увеличение концентрации её гормонов приводят к торможению гипоталамо-гипофизарной системы. Отсюда уменьшается выделение тропных гормонов гипофиза, стимулирующих активность периферической железы, и нормализуется гормональный баланс (Базилевич О.П., Зеленцов А.М., 1993).

Начало пубертатного периода можно заметить по изменению темпов роста и пропорции тела. С началом этого периода ускоряется рост конечностей в длину.

Отставание в темпах роста туловища, наблюдающиеся в начале юношеского периода, имеет глубокие физиологические последствия и сказывается на динамике всех внутренних органов.

Скелетные мышцы в этот период следует подчеркнуть, что у юношей, регулярно занимающихся спортом, ослабления работоспособности не наблюдается, так как адаптация к мышечной деятельности позволяет им с минимальными потерями преодолевать этот сложный возрастной этап.

Кровообращение в этом возрасте затрагивают не только мышцы, но и другие органы, включая головной мозг. Так объемная скорость кровотока в сосудах мозга временно снижается (Ханин Ю.Л., 1990).

Скачок роста. Скачок роста, наступивший в этой стадии юношеского периода, сопряжен с изменениями ростовых процессов.

Темпы роста конечностей несколько замедляются, тогда, как рост туловища ускоряется. Именно на этот возраст приходится наиболее высокие скорости роста массы и длины тела.

Рост костей в длину становится преобладающим, отставание в росте мышц и жирового компонента создает впечатление, что юноша худеет. (Вайцеховский, С.М., 2000).

Увеличение размеров туловища сопряжено с повышением с темпом роста грудной и брюшной полости. Быстро растут сердце и легкие.

Продолжается развитие легких, их жизненная емкость приближается к уровню таковой у взрослых. Увеличивается диаметр и длина трахеи и бронхов.

Существенные изменения происходят у мальчиков в строение гортани: развивается система гортанных хрящей и голосовых связок. Важнейшим регулятором ростовых процессов в гортани является мужской половой гормон – тестостерон.

У юношей подростков и юношей появляются низкие обертоны и постепенно вытесняются высокие детские тоны (Солодков А.С., 2001).

Энергетика. Также происходят и изменения в морфофункциональном статусе организма, и прежде всего увеличение массы тела , сказывается и на процессах обеспечения организма энергией, что приводит к заметному возрастанию суточной потребности в пище.

Это зависит от многих факторов, и в первую очередь от массы тела, которые обязательны для поддержания устойчивой работы постоянно функционирующих органов (Верхошанский Ю.В., 1998).

Потребление пищи должно соответствовать минимальным потребностям человека с учетом его телосложения и двигательной активности (Захаров Е.Н., Карасев А.В., Сафонов А.А., 1994).

Физическое развитие.

В этом возрасте продолжаются изменения в соотношении различных частей тела. Эти преобразования тесно связаны с изменениями гормонального фона.

В юношеском возрасте устанавливаются новые взаимоотношения между отдельными звеньями эндокринной системы, обеспечивающие совершенствование регуляторных процессов и их экономизацию (Смирнов В.М., 2002).

Вегетативные функции. Важнейшая физиологическая особенность этого этапа развития – резкое расширение резервных возможностей органов и систем вегетативного обеспечения. Это расширение идет двумя путями:

1. За счет развития функциональных возможностей периферических органов

2. За счет совершенствования центральных механизмов управления (Волков В.М., 2001).

Более экономичными становятся терморегуляторные реакции как при изменении температуры окружающей среды, так и во время мышечной деятельности.

При мышечной работе, умеренной и большой мощности, между системами кровообращения, дыхания, терморегуляции и другими вегетативными системами отрабатывается тонкое взаимодействие, основанное на установлении минимального числа необходимых взаимосвязей, и лишь при утомлении оптимизация этих взаимодействий нарушается (Решетников Н.В., 2005).

Работоспособность. В результате всех этих изменений, затрагивающих периферические и центральные физиологические механизмы, резко возрастает надежность функционирования всех систем организма. Это  значительно повышает работоспособность.

Юноша может выполнить объем работы (при сопоставимой её интенсивности) примерно в 20-30 раз больший, чем ребенок 9-10 лет. Такое колоссальное увеличение работоспособности – результат не только увеличения размеров тела и структурных перестроек, но и оптимизации регуляторных процессов: совершенствуется как гормональная, так и нервная регуляция (Гогунов Е.Н., 2004).

Структурно-функциональная организация мозга.

Возрастает и представленность звездчатых клеток вставочных нейронов, играющие важнейшую роль  в интегративной деятельности мозга.

Изменения в ансамблевой организации нервного аппарата коры больших полушарий продолжаются вплоть до достижения зрелости.

Особенно существенные изменения в 18-20 летнем возрасте происходят в лобных отделах коры, где значительно усложняются межнейрональные связи. (Решетников Н.В., 2005).

О возрастающей активности нейронных ансамблей на этом этапе онтогенеза свидетельствует развитие тех элементов ансамбля, которые обеспечивают метаболизм нервных клеток.

В составе ансамбля выявляются клетки глиоцита с очень большим содержанием нуклеиновых кислот (Годик М.А., 1991).

Когнитивные процессы. В юношеском возрасте формируется система восприятия зрелого типа с характерной специализацией полушарий в отдельных сенсорных и когнитивных операциях.

Следует отметить, у части юношей наблюдается несовершенство нейродинамических механизмов, ответственных за реализацию внимания и организацию деятельности.

Это может быть обусловлено как индивидуальными особенностями юношей, в том числе и индивидуальными темпами завершения полового созревания, так и напряженной учебной деятельностью.

Очень интенсивно в этот период растет сердце, и его объем ежегодно увеличивается, приблизительно на 25 процентов.

Частота сердечных сокращений несколько замедляется; если в 11 лет она равна 81-90 ударам в минуту, то 18 – 20 лет снижается до70 ударов в минуту.

Параллельно росту сердца увеличивается и диаметр сосудов. Хотя рост окружности сосудов происходит медленно и несколько отстает от роста сердца, это обстоятельство не мешает юноше чувствовать себя хорошо (Погодаев Г.И., 2000).

В юношеском возрасте окончательно формируется брюшной тип дыхания. Важно, что в период полового созревания организм юношей менее устойчив к гипоксии (кислородному голоданию), чем организм взрослого человека, хотя вся возрастная перестройка в деятельности органов дыхания направлена на максимальное удовлетворение потребностей в кислороде бурно растущего организма (Дубровский В.И., 1998).

Жироотложение. Увеличение темпов роста продольных размеров тела обусловлено тем, что главная железа внутренней секреции - гипофиз начинает в большом количестве секретировать гормон роста – соматотропин.

Этот гормон активирует ростовые процессы и энергетическое обеспечение организма. Под его действием увеличивается использование жировых депо для энергетических нужд: юноша худеет, толщина подкожного жирового слоя заметно уменьшается.

Если внимание к этому в дальнейшем будет ослаблено, то жировое депо по завершению полового созревания вновь будет заполняться жиром (Платонов В.Н., 1986).

Чтобы не допустить избыточного жирового отложения нужно проводить систематическое проведение  мероприятий:

  • рациональная диета
  • регулярные физические нагрузки
  • закаливание (Захаров Е.Н., Карасев А.В., Сафонов А.А., 1994).

Также происходят быстрые, скачкообразные изменения, которые благодаря высокому уровню саморегуляции хорошо контролируются, не вызывая резких эмоциональных срывов.

Общение со сверстниками необходимо для самоопределения. Если он сам затрудняется принять решение, связанное с его планами на будущее, то общение с друзьями останется интимно-личностным, исповедальным (Петровский В.В., 1998).

Юноши 18 – 20 лет, независимо от темперамента, выглядят более сдержанными, уравновешенными, чем в 11-16 лет.

В это время начинает развиваться и нравственная устойчивость личности. Юноши этого возраста на собственные взгляды, убеждения, которые формируются на основе приобретенных знаний и своего, пусть не очень большого, жизненного опыта.

Знания об окружающем мире и нормах морали объединяются в его сознании в единую картину. Благодаря этому нравственная саморегуляция становится более полной и осмысленной (Зациорский В.М., 2003).

Таким образом, мы можем сделать вывод, что к 18 – 20 годам уже сформировался определенный тип нервной системы и уровень физического развития юноши. Период сензитивного развития выносливости уже наступил, но еще не закончился. Соответственно целесообразно направленное развитие данного качества и в дальнейшем в ходе тренировочной деятельности.

1.4. Особенности развития игровой выносливости в мини–футболе

Выносливость - это способность организма противостоять утомлению или выполнять длительную игровую деятельность без снижения ее эффективности в течение всего матча. Данное физическое качество - одно из важнейших для игроков, посвятивших себя мини-футболу. Выносливость определяется состоянием центральной нервной системы, особенно коры головного мозга, и, конечно, подготовленностью сердечно-сосудистой и дыхательной систем. В то же время выносливость зависит и от уровня технико-тактической подготовленности занимающихся, умения выполнять двигательные действия экономно, без лишних энергетических затрат. Мерилом выносливости является время, в течение которого игрок способен поддержать заданную интенсивность (Зациорский В.М., 2003).

Чтобы правильно подойти к методике развития выносливости у спортсменов, занимающихся мини-футболом, в первую очередь рекомендуется принимать во внимание характер игровой деятельности в этом виде спорта, а также той нагрузки, которая приходится на долю игроков в матче (Мутко В.Л., 2007).

Как известно, деятельность игрока в мини-футболе характеризуется, с одной стороны, кратковременной работой максимальной интенсивности до 3-8 с (рывки, ускорения, прыжки, единоборства и т.п.), а с другой - умеренной работой в отдельные периоды игры. При определении методов развития выносливости у занимающихся мини-футболом тренера должны различать два ее вида - общую и специальную выносливость.

Общая выносливость - это способность выполнять различные виды работ на уровне умеренной или малой интенсивности. Основными методами развития данного вида выносливости у игроков является равномерный и интервальный. Учитывая специфику мини-футбола, рекомендуется развивать как можно лучше дыхательные (аэробные) возможности организма (это требуется для того, чтобы в течение всего матча выдержать высокий темп). Одновременно для выполнения неоднократных рывков необходимо хорошее развитие и анаэробных возможностей (Базилевич О.П., Зеленцов А.М., 1993).

Для развития общей выносливости у футболистов рекомендуется использовать кросс с ходьбой, бег на средние и длинные дистанции, плавание, бег на лыжах, которые должны выполняться в относительно равномерном темпе. Приемлемы также и ациклические упражнения (круговая тренировка, спортивные и подвижные игры).

В качестве упражнений с большой интенсивностью для развития общей выносливости у юных футболистов можно рекомендовать повторное пробегание отрезков различной длины с заданной скоростью и с интервалами отдыха до 6 мин, а также многократное повторение общеразвивающих упражнений. В целом же оптимальной стратегией развития выносливости у игроков, занимающихся мини-футболом, является использование в занятиях упражнений, задействующих все основные мышечные группы (Зотов В.П., 1990).

На тренировочных занятиях следует учитывать, что нагрузка на сердечно-сосудистую и дыхательную системы должна быть очень непродолжительной и чередоваться с достаточным отдыхом.

С возрастом способность к поддержанию усилий на постоянном уровне улучшается. Более того, в ходе систематических занятий спортом в организме происходят изменения физиологического состояния, т.е. организм постепенно адаптируется к нагрузкам и состоянию утомления, а также приобретает способность быстро восстанавливать силы после физических нагрузок. Учитывая это, тренер должен периодически пересматривать доступность таких нагрузок в сторону их усложнения, естественно, без ущерба для здоровья игроков (Дубровский В.И., 1998).

Так же на занятиях основным средством развития общей выносливости является спокойный длительный бег. Его продолжительность постепенно увеличивается с 8-10 до 20 мин (при ЧСС 140-150 уд./мин). В дальнейшем можно использовать так называемый равномерно-переменный метод развития общей выносливости, для которого характерно деление нагрузки на несколько «порций», чередуемых с пассивным или активным отдыхом, что дает возможность использовать более интенсивные упражнения. Например, в процессе бега на 1000 м юные футболисты, пробежав первые 200 м в невысоком темпе, выполняют ускорение на 20-30 м и т.д. Ускоренные отрезки пробегаются с различной интенсивностью, что определяется целями и задачами данного цикла и, естественно, подготовленностью занимающихся (Годик М.А., 1991).

Применяя в работе с мини-футболистами, данный метод, следует учитывать, что интенсивность выполнения упражнений должна быть такой, чтобы на завершающей стадии ЧСС достигала 160 уд./мин. Продолжительность выполнения упражнений определяется в пределах 30-45 с, интервал отдыха - от 15 до 45 с. К концу паузы ЧСС должна снизиться до 120-140 уд./мин (Петровский В.В., 1998).

Отдых между выполнением упражнений должен быть пассивный, а число повторений рекомендуется подбирать таким образом, чтобы серии выполнялись занимающимися при сравнительно устойчивом режиме.

В занятиях с юношами для улучшения аэробных возможностей организма достаточно широко применяется интервальный метод. При этом интенсивность выполнения упражнений не должна превышать 80% от максимальной (ЧСС - 90-170 уд./мин); их продолжительность - от 1 до 3 мин; интервал отдыха - от 30 до 90 с; число повторений - до 10. Если же упражнения выполняются сериями (по 5-6 повторений в каждой), то отдых между сериями должен достигать 6 мин, а число серий в одном занятии - от 2 до 6 (Гогунов Е.Н., 2004).

Специальная выносливость - это способность организма занимающихся к поддержанию заданного темпа в течение всего матча. Этот вид выносливости зависит от уровня развития общей выносливости, подготовленности опорно-двигательного аппарата и волевых качеств (Зотов В.П., 1990).

В специальной выносливости занимающихся мини-футболом следует особо выделить скоростную выносливость, т.е. способность игроков выполнять технические приемы и перемещения с высокой скоростью на протяжении всего матча, а также игровую выносливость, т.е. способность игроков вести игру в высоком темпе без снижения эффективности выполнения технических приемов (Решетников Н.В., 2005).

Для развития скоростной выносливости рекомендуется использовать упражнения на быстроту, выполняемые многократно (рывки, ускорения; многократно повторяемые сочетания из рывков, остановок, ускорений, поворотов, прыжков; имитационные и основные упражнения по технике игры). Интервальный метод является основным для развития скоростной выносливости (Вайцеховский, С.М., 2000).

Основным критерием такого развития является время, в течение которого в занятиях поддерживаются заданная скорость или темпы движений. Дозировка физической нагрузки при этом должна иметь следующие параметры: продолжительность одного повторения - 20-30 с, интенсивность максимальная, интервал отдыха между повторениями - 1-3 мин, количество повторений - 4-8 (Погодаев Г.И., 2000).

Для развития игровой выносливости у юных футболистов рекомендуется использовать разнообразные методические приемы, рациональность которых доказана спортивной практикой (продление времени учебных игр сверх обычного на 5-10 мин, введение в игру новых или отдохнувших противников, учебные игры с уменьшенными составами, использование в процессе учебных игр упражнений различного тренирующего воздействия) (Мутко В.Л., 2007).

Высокий темп, характерный для мини-футбола, требует от тренеров, ведущих занятия с юными футболистами, развития способности многократно входить в игру, полностью выкладываться в определенные промежутки времени, преодолевая в ходе матча значительное утомление от повторяющихся нагрузок высокой интенсивности (Курамшин Ю.Ф., 2004).

В целях подготовки организма занимающихся к выполнению такого игрового режима рекомендуется широко использовать интервальный метод тренировки. Например, в учебных играх высокой интенсивности с увеличением игрового времени можно планировать перерывы до 5 мин для отдыха или выполнения какого-либо технического приема. После каждого такого перерыва игрокам дается задание действовать с максимальной активностью и интенсивностью. Или же, вместо обычных 3-4 мин игрового времени, как правило, проводимого игроками в своей смене в календарных матчах, в учебных играх рекомендуется использовать 5-7-минутные отрезки и т.п (Захаров Е.Н., Карасев А.В., Сафонов А.А., 1994).

В работе с вратарями рекомендуется также уделять внимание развитию так называемой прыжковой выносливости, т.е. способности многократно повторять прыжки за мячом в высоту, в стороны, вперед, в том числе в условиях единоборства с соперниками. Характер и общий объем нагрузки при выполнении упражнений, направленных на развитие выносливости, определяются с учетом возраста, пола и физической подготовленности занимающихся (Погодаев Г.И., 2000).

Примерные упражнения на развитие выносливости (Зеленцов А.М., Лобановский В.В., 1985):

1.  Бег умеренной интенсивности с ходьбой на средние дистанции, а также кросс по пересеченной местности с подъемами и спусками.

2.  Длительный бег по периметру игрового поля: по боковым линиям приставными шагами, по линиям ворот спиной и лицом вперед.

3.  Бег по игровому полю следующим образом: по боковой линии - бег в среднем темпе, по диагонали - рывок на 10-15 м с переходом на медлен­ный бег, по линии ворот - бег спиной вперед и т.д.

4. Бег по периметру игрового поля с рывками по звуковому сигналу в течение 3-5 с.

5.  Бег с препятствиями. Стартуя, занимающиеся через 5 м возвращаются спиной вперед на линию старта, вновь набирают скорость, змейкой обегают 4 стойки, расположенные в 2-х м друг от друга, перепрыгивают через 4 барьера, расположенные в 3-х м друг от друга, и приставными шагами возвращаются к линии старта.

6.  Бег прыжками 15 м, поворот направо на 90° - семенящий бег 15 м, поворот налево на 90° - бег с высоким подниманием бедер 15 м, поворот налево на 90° с рывком к месту старта.

7. Игровое упражнение на удержание мяча 5x3 по всему игровому полю.

8.  Игровое упражнение 4x4 по всему игровому полю с персональной опекой соперников, владеющих мячом.

9. Игровое упражнение 4x2 на одной половине игрового поля. Владеющие мячом могут выполнять не более двух касаний.

10. Передачи мяча низом, верхом в парах на расстоянии 8-12 м в течение 5-6 мин. Вариант: то же, но после каждой передачи - прыжок вверх с махом руками.

1.5. Заключение по главе

Исходя из полученных нами данных, мы понимаем понятие выносливости как многогранный разносторонний процесс развития физического качества.

В развитии такого качества мы видим достаточно большой объем методов и средств достижения оптимального результата. Исходя из специфики мини-футбола, как одной из разновидности спортивных игр, можно отметить характерные особенности развития выносливости.

В аспекте рассмотрения именно игровой, как разновидности выносливости, тренера в своих научных работах отдают предпочтение общепринятым методам развития выносливости. Не стоит забывать и о значимости соревновательного периода в воспитании выносливости. Основной акцент на ее развитие все же закладывается в подготовительном периоде, но уровень ее развития, подготовленность спортсмена к определенным соревнованиям или первенствам – определяется как раз в данном периоде. Стоит отметить, что в большинстве случаев именно соревновательный играет главную роль, так как подразумевает в своей специфике большую направленность на целенаправленное развитие игровой выносливости.

Выносливость как физическое качество человека начинают развивать значительно раньше юношеского периода, но заключительное формирование качества продолжается и в нем. Больший акцент идет не на развитие общей выносливости, так как она берет основу в детском и подростковом возрасте, а именно на развитие специфической выносливости, исходя из задач соревнований и видов спорта. Футбол, в частности, предъявляет высокие требования к уровню подготовленности тех, кто занимается им. И выносливость здесь является чуть ли не одним из главных физических качеств, задействованных в двигательной активности. Наряду с быстротой и ловкостью сравниться с ней может лишь более значимая техническая составляющая подготовки спортсмена. Мини – футбол предъявляет более высокие требования к специфическим видам выносливости, так как именно уровень их развития в итоге приводит к успешному выполнению соревновательной задачи и, как следствие, высокому результату команды.

В заключение хочется сказать, что изучив научно – методическую литературу в отношении цели нашего исследования, нами накоплена обширная база знаний, которая, несомненно, поможет нам в проведения предстоящего эксперимента.


Список литературы

1. Андреев С.Н. Мини-футбол. Многолетняя подготовка юных футболистов в спортивных школах: Монография. - М.: Советский спорт, 2008. - 304 с.

2. Ашмарин Б.А. Теория и методика физического воспитания. – М.: Просвещение, 1990. – 287 с.

3. Базилевич О.П., Зеленцов А.М. Моделирование тренировочных занятий футболистов // Управление процессами восстановления в спортивной тренировке. - Киев, 1993, с. 101-108.

4. Вайцеховский, С.М. Книга тренера. – М.: Физкультура и спорт, 2000. – 488 с.

5. Верхошанский Ю.В. Основы специальной физической подготовки спортсменов. – М.: Физкультура и спорт, 1998. – 332 с.

6. Волков В.М. Восстановительные процессы в спорте. - М.: ФиС, 2001. - 143 с.

7. Гогунов Е.Н. Психология физического воспитания. – М.: Академия, 2004. – 224 с.

8. Годик М.А. Контроль и управление нагрузками в футболе. - М.: ФиС, 1991, с. 74-77.

9. Дубровский В.И. Спортивная медицина. – М.: Владос, 1998. – 480 с.

10. Евсеев, Ю.И. Физическая культура. – 3-е изд. – Ростов н/Д.: Феникс, 2005. – 382 с.

11. Захаров Е.Н., Карасев А.В., Сафонов А.А. Энциклопедия физической подготовки. – М.: Лептос, 1994. – 368 с.

12. Зациорский В.М. Физические качества спортсмена. – М.: Физкультура и спорт, 2003. – 200 с.

13. Зеленцов А.М., Лобановский В.В. Моделирование тренировки в футболе. - Киев: Здоровье, 1985. - 136 с.

14. Зотов В.П. Восстановление работоспособности в спорте. - Киев: Здоровье, 1990. - 200 с.

15. Курамшин Ю.Ф. Теория и методика физической культуры. – 2-е изд., испр. – М.: Советский спорт 2004. – 464 с.

16. Ланда Б.Х. Методика комплексной оценки физического развития и физической подготовленности. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: Советский спорт, 2006. – 208 с.

17. Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры. – 3-е изд. – СПб.: Лань, 2003. – 160 с.

18. Мутко В.Л. Мини-футбол - игра для всех / В.Л. Мутко, С.Н. Андреев, Э.Г. Алиев. - М.: Советский спорт, 2007. - 264 с.

19. Озолин Н.Г. Настольная книга тренера: Наука побеждать. – М.: Астрель, 2004. – 863 с.

20. Петровский В.В. Организация спортивной тренировки. - Киев: Здоровье, 1998. - 96 с.

21. Платонов В.Н. Подготовка квалифицированных спортсменов. - М.: ФиС, 1986. - 286 с.

22. Погодаев Г.И. Настольная книга учителя физической культуры  – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Физкультура и спорт, 2000. – 496 с.

23. Решетников Н.В. Физическая культура. – 4-е изд., стер. – М.: Академия, 2005. – 152 с.

24. Смирнов В.М. Физиология физического воспитания и спорта. – М.: Владос, 2002. – 608 с.

25. Солодков А.С. Физиология человека. Общая. Спортивная. Возрастная – М.: Терра-Спорт, 2001. – 520 с.

26. Фадеева-Костыленко Н.А. Мини-футбол: техника игры // Физическая культура в школе. - 2001. - № 6. - С. 67-72.

27. Ханин Ю.Л. Психология общения в спорте. - М.: ФиС. 1990. - 209 с.

28. Холодов Ж.К. Теория и методика физического воспитания и спорта. – М.: Академия, 2000. – 480 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации по воспитанию общей выносливости на уроках физической культуре

В данной работе дается определение общей выносливости , видах выносливости, методах тренировки общей выносливости. Приводится примерный план тренировки на неделю....

Игровая технология как средство активизации познавательного интереса у детей с ограниченными возможностями здоровья в процессе обучения и воспитания на уроках истории.

В настоящее время большое внимание уделяется вопросу о обучении детей имеющих заболевания в общеобразовательных школах.Как строить обучение так, чтобы всем было интересно и расширялись познавательные ...

Специальная физическая подготовка мини-футболистов

Специальная физическая подготовка мини-футболистов...

Физиологическое обоснование тренировки на примере специальной выносливости юношей и девушек 16-20 лет в период спортивного совершенствования в беге на средние дистанции.

Характеристики возрастной группы В постпубертатном периоде заканчивается формирование органов и систем, уровень развития которых у юношей и девушек 18-20 лет уже близок к уровню взрослого человек...

Особенности применения соревновательно-игрового метода на занятиях по спортивным играм.

Особенности применения соревновательно-игрового метода на занятиях по спортивным играм....

Стресс и тревожность в соревновательном периоде

Состояние тревоги - это наиболее распространенное состояние у спортсменов перед стартом и перед впервые выполняемым сложным упражнением. Как относиться к тревоге, как преодолеть состояние стресса во в...

педагогическая разработка "Программа игровых занятий для сплочения коллектива в период адаптации при переходе из начальной в основную школу"

Данная педагогическая разработка предназначена для начинающих классных руководителей. В работе напоминаются особенности адаптационного периода при переходе в основную школу, даются методические рекоме...