Статья "Формирование профессиональных компетенций по дисциплинам социально-экономического профиля"
статья на тему

Ильина Ольга Ивановна

Статья о роли межпредметных связей и проектных технологий в формировании профессиональных компетенций. О собственном опыте работы в группах студентов, обучающихся по специальности 100120 "Сервис на транспорте (по видам транспорта)"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_formir.prof_.komp_.docx27.1 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование профессиональных компетенций по дисциплинам социально-экономического профиля

Автор: Ильина Ольга Ивановна, заведующий отделением, преподаватель кафедры Экономики и управления

Образовательная организация: ГБПОУ Колледж «Царицыно», Политехническое отделение, г. Москва

«Теория без практики мертва,

практика без теории слепа»

Александр Суворов

Со словами «сервис на транспорте» у большинства людей связано много приятных ассоциаций: путешествия, отпуск, доброжелательные сотрудники аэропортов и других транспортных компаний. Но работа в этой области, какой бы завидной она ни казалась, на самом деле очень ответственна. И только большой опыт и знания работников, задействованных в сфере сервиса на транспорте, обеспечивают людям начало отличного отдыха или деловой поездки, дарят прекрасные впечатления и хорошее настроение. Все дело, на мой взгляд,  – в профессионализме этих работников.

 «Профессионализм - высокое мастерство, глубокое овладение профессией, качественное, профессиональное исполнение» [1].  Он формируется и развивается во время обучения в колледже, институте, во время прохождения производственной практики, а затем и в процессе работы по специальности.

Чтобы добиться поставленной цели и стать настоящим специалистом, необходимо постоянно развиваться. Для специалиста по сервису на транспорте – это изучение особенностей профессии, общение с мастерами данной отрасли. А постоянное самообучение позволяет как можно раньше достичь профессионализма и, конечно же, получать за это достойное вознаграждение.

2015 год был сложным и для рынка труда, и для экономики в целом. С одной стороны, мы наблюдали многочисленные сокращения разных категорий сотрудников, служащих во всех сферах деятельности. С другой стороны - на рынке труда идёт ощутимая борьба между работодателями за квалифицированных, эффективных профессионалов. Далеко не все компании хотят «растить» профессионалов - они хотят сразу получить опытных работников, способных самостоятельно решать все проблемы. А если таковые уже имеются, то стараются их сохранить.

Для сотрудников важен профессиональный рост и карьерный. Это и играет главную роль в выборе места работы. Довольно часто профессиональный и карьерный рост обозначают как близкие, синонимичные понятия. Это не вполне правильно, хотя доля истины в этом есть. Ведь карьера всегда строится на опыте и знаниях.

Профессиональный рост – это расширение специализированных знаний, умений и навыков. Профессиональное развитие можно направлять и на широкую специализацию, и на узкую. Высшая точка успеха достигается тогда, когда профессионала начинают ценить не только непосредственно на месте работы (то есть с точки зрения менеджмента он становится неформальным лидером, обладающим вполне обоснованным авторитетом), но и в более широких кругах, связанных со специальностью.

Если же при этом профессионал претендует на занятие руководящих должностей, то это уже называется карьерным ростом. Карьерный рост – это не только повышение заработной платы, но и расширение полномочий и ответственности. Как уже отмечалось, подниматься по карьерной лестнице практически невозможно без профессионального развития.

Молодые люди часто амбициозны. Они считают, что после окончания колледжа легко найдут работу себе по душе с достойной зарплатой и не самой рядовой должностью, начнут строить карьеру. И очень часто бывают разочарованы, когда этого не случается. Все потому, что до некоторого времени они просто специалисты, но не профессионалы. Даже великолепное знание теории по своей специальности и периодическое прохождение профессиональной практики в соответствии с графиком учебного процесса не дает гарантий успешного трудоустройства и немедленного начала карьерного пути.

Зная это, мы вместе со студентами решили пойти другим путем – объединить теорию и практику в особую модель, развивать свой профессионализм и совершенствовать знания и навыки для построения собственной карьеры уже сейчас. Что представляет собой эта модель «теория – практика»? На учебных занятиях по маркетингу, предпринимательству в сфере сервиса и документационному обеспечению управления мы решили создать проект своей  собственной предпринимательской организации. Участники – студенты учебной группы.

Вначале путем анализа рыночной ситуации, внешней маркетинговой среды, мы определились со сферой деятельности. Обязательным условием было то, что это должно быть предприятие, связанное со сферой сервиса, что позволило бы «оттачивать» свое мастерство, развивать компетенции, необходимые для работы в любом сервисном предприятии, в том числе и на транспорте. Через споры, разногласия, аргументы и обоснования студенты сошлись на том, что это будет кафе-кондитерская «Сладкая жизнь». Место расположения – район, в котором мы живем, рядом с автотранспортным предприятием. Студенты постарались максимально приблизить ситуацию к реальности, оценивали действительную ситуацию на рынке, потенциал создаваемого предприятия. Постарались при этом учесть и специфику своей специальности. Определили и аргументировали целесообразность выбора организационно-правовой формы - общество с ограниченной ответственностью.

Следующим этапом был выбор «учредителей». Мы провели ряд тестов на выявление качеств, необходимых предпринимателям. Так были определены пять учредителей, которые и должны были стать «локомотивом» нашего предприятия. Подготовили и утвердили Устав, штатное расписание, должностные инструкции.

После – провели ряд собеседований на занятия вакантных должностей. Подробно ознакомившись с вариантами и методиками проведения собеседований, студенты тщательно подготовились к ним: трое учредителей, которые в нашей компании также занимают разные должности (Генеральный директор, Заместитель директора по персоналу и Главный технолог), определили вопросы и тактику проведения собеседований. Остальные – продумали линию поведения, подготовились к ответам на возможные вопросы. Результатом стали решения «руководства» о принятии или отказе в принятии на работу тех или иных сотрудников. Решения были обоснованы, четко аргументированы и доведены до сведения «сотрудников».

Затем были составлены заявления о приеме на работу, подготовлены и подписаны приказы о назначениях.

Таким образом, студенты, изучая теорию маркетинга, предпринимательства и документационного обеспечения управления, сразу же практически применяют свои знания. Они научились составлять организационные документы, причем не подходя к этому формально, а основательно подбирая каждую фразу, каждое предложение, грамотно расставляя реквизиты. При этом позволили себе быть амбициозными: сами эти документы и подписали. Провели анализ маркетинговой среды, построили матрицу SWOT для своего предприятия, определили и обосновали выбор целевой аудитории, разработали и утвердили стратегический план маркетинга, продумали тактику, ценовую стратегию, определились со сбытовой политикой и маркетинговыми коммуникациями для кондитерской.

Следующим этапом должна стать практическая реализация проекта. На уровне учебной группы мы планируем презентовать свое предприятие в колледже, представить продукцию нашей кондитерской и возможно провести благотворительную акцию.

По мнению самих же студентов, все знания и умения, которые они получают и реализуют в ходе проекта – это их задел на будущее. Это и теоретические знания специальных предметов, это и практическая их реализация, это и умение презентовать себя, безошибочно определять правильную линию поведения, умение спорить и обосновывать свою точку зрения, умение слушать и слышать собеседника, умение находить информацию и правильно ее использовать.

И еще важно то, что студенты поняли: чтобы стать профессионалом, нужно заниматься тем, что действительно интересно. Потому что в этом случае они с удовольствием погружаются в процесс деятельности, ищут пути решения проблем, осваивают новые навыки. Они учимся видеть не только смысл проблемы, но и пути ее решения, а значит находить более короткие пути к достижению цели. Это очевидно: им интересно развиваться и совершенствоваться, радостно и приятно видеть уважение окружающих. Ребята учатся делегировать, взаимодействовать с коллегами, оптимизировать свою деятельность. Это те компетенции, которые необходимы сегодня всем специалистам сферы сервиса независимо от специализации: транспорт или туризм, ресторанный бизнес или бытовое обслуживание.

В процессе реализации нашего проекта мы вместе со студентами заметили, что далеко не всем из них необходим карьерный рост. Для некоторых важно быть просто профессионалом, потому что важно чувствовать себя нужным, востребованным и видеть уважение окружающих. И у многих появилось реальное желание попробовать собственные силы в сфере деятельности, интерес к которой был уже сформирован. По утверждениям студентов, такой опыт повлиял и на их планы на будущее. Некоторые собираются расширять свои знания в сфере бизнеса, предпринимательства, развивать профессиональные навыки. Возможно, со временем это позволит им создать и свой собственный реальный бизнес. А остальным – стать грамотными специалистами в сфере сервиса. Но в обоих случаях – профессионалами.

Список использованной литературы:

1. Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. «Современный экономический словарь». - 6-е изд., перераб. и доп. - М., ИНФРА-М, 2011


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование профессиональных компетенций на дисциплинах специального цикла и профессиональных модулей в Муромском медицинском колледже

Задачей среднего медицинского образовательного учреждения в настоящее  время является не просто передача знаний и обучение практическим навыкам будущих специалистов среднего звена системы здравоо...

Рабочая программа учебной дисциплины «Основы философии» для специальностей среднего профессионального образования социально-экономического профиля.

Рабочая программа учебной дисциплины «Основы философии»  разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) по специальности (специальностям) среднего профессио...

Рабочая программа учебной дисциплины «Экономика» для специальностей среднего профессионального образования социально-экономического профиля.

Рабочая программа учебной дисциплины «Экономика»  разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) по специальности (специальностям) среднего профессиональног...

СБОРНИК МЕТОДИЧЕСКИХ УКАЗАНИЙ ДЛЯ СТУДЕНТОВ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ ДИСЦИПЛИНА «Иностранный язык» профессиональный цикл общий гуманитарный и социально-экономический профиль специальность44.02.02 «Преподавание в начальных классах»

Методические указания для выполнения практических  работ являются частью основной профессиональной образовательной программы ГАПОУ СПО НСО «Карасукский педагогический колледж» по спец...

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К ВЫПОЛНЕНИЮ САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ РАБОТ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК» для специальностей среднего профессионального образования общеобразовательный цикл социально-экономический профиль 1 курс

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Методические рекомендации составлены в соответствии с рекомендациями по планированию и организации самостоятельной работы студентов образовательных учреждений среднего...

Комплект контрольно-оценочных средств по дисциплине разработан для оценки зачета дисциплины общего гуманитарного и социально - экономического цикла ОГСЭ. 06 «Социально-экономическая география зарубежных стран мира» для социально-экономического профиля пр

Комплект контрольно-оценочных средств содержит материалы для проверки уровня сформированности у обучающихся знаний и умений по освоению компетенций, формируемых при изучении дисциплины общего гуманита...