«БЛЮДА ВОЕННО-ПОЛЕВОЙ КУХНИ»
методическая разработка на тему

Потапова Татьяна Михайловна

План

внеклассного мероприятия

группа 1-7

дата проведения: 7 мая 2015 г.

Тема: «Блюда военно-полевой кухни»

Цель:

•         закрепление знаний и  расширение ассортимента блюд из круп за счет блюд военно-полевой кухни;

•         формирование устойчивого интереса к  истории своего народа;

•         воспитание патриотизма и уважения  к подвигу советского народа

Задачи:

Обучающие:

- научить обучающихся проверять органолептическим способом качество зерновых продуктов;

- выбирать производственный инвентарь и оборудование для подготовки сырья и приготовления блюд и гарниров из круп;

- готовить и оформлять блюда и гарниры из круп.

- ознакомить обучающихся  с меню блюд  военных лет, питанием солдат и людей, оставшихся на оккупированных территориях.

Воспитательные:

- формировать у обучающихся  уважительное отношение к военной истории своего народа,  духовно-нравственное и патриотическое воспитание обучающихся;

- готовить к занятию производственное помещение.

Развивающие:

- развивать у обучающихся устойчивый интерес к выбранной профессии;

- развивать у обучающихся умение анализировать рабочую ситуацию, производить оценку и коррекцию собственной деятельности;

- развивать умение осуществлять поиск информации, необходимой при подготовке к занятию.

 

Оснащение:

Оборудование: кабинета компьютерных и информационных технологий – интерактивная доска;

 

Кабинета – лаборатории – стол разделочный, электрические плиты.

 

Посуда: кастрюли, сковороды, тарелки под горячее, пирожковые тарелки, шумовки, ложки столовые, электрический  чайник, лопаточки, разделочные доски, ножи столовые, нож-банковскрыватель

 

Сырьё: продукты, согласно рецептуры блюда.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Внеклассное мероприятие768 КБ

Предварительный просмотр:

государственное профессиональное образовательное учреждение Тульской области
«Тульский технико-экономический колледж имени А.Г. Рогова»

Внеклассное мероприятие

«БЛЮДА ВОЕННО-ПОЛЕВОЙ КУХНИ»

                                                             

           

                                              Разработала и провела

                                                               мастер п/о

                                                   Потапова Татьяна  Михайловна

г. Суворов 2015 г.

План

внеклассного мероприятия

группа 1-7

дата проведения: 7 мая 2015 г.

Тема: «Блюда военно-полевой кухни»

Цель:

  • закрепление знаний и  расширение ассортимента блюд из круп за счет блюд военно-полевой кухни;
  • формирование устойчивого интереса к  истории своего народа;
  • воспитание патриотизма и уважения  к подвигу советского народа

Задачи:

Обучающие:

- научить обучающихся проверять органолептическим способом качество зерновых продуктов;

- выбирать производственный инвентарь и оборудование для подготовки сырья и приготовления блюд и гарниров из круп;

- готовить и оформлять блюда и гарниры из круп.

- ознакомить обучающихся  с меню блюд  военных лет, питанием солдат и людей, оставшихся на оккупированных территориях.

Воспитательные:

- формировать у обучающихся  уважительное отношение к военной истории своего народа,  духовно-нравственное и патриотическое воспитание обучающихся;

- готовить к занятию производственное помещение.

Развивающие:

- развивать у обучающихся устойчивый интерес к выбранной профессии;

- развивать у обучающихся умение анализировать рабочую ситуацию, производить оценку и коррекцию собственной деятельности;

- развивать умение осуществлять поиск информации, необходимой при подготовке к занятию.

Оснащение:

Оборудование: кабинета компьютерных и информационных технологий – интерактивная доска;

Кабинета – лаборатории – стол разделочный, электрические плиты.

Посуда: кастрюли, сковороды, тарелки под горячее, пирожковые тарелки, шумовки, ложки столовые, электрический  чайник, лопаточки, разделочные доски, ножи столовые, нож-банковскрыватель

Сырьё: продукты, согласно рецептуры блюда.

Сценарий:

  1. Организационный момент (1-2 мин)

Взаимное приветствие, проверка присутствующих на уроке.

  1. Вводный инструктаж (45 мин)

- сообщение темы и цели урока;

- актуализация внимания обучающихся на содержании темы урока:

Как кормили солдат во время Великой отечественной войны

Продовольственное снабжение в годы Великой Отечественной войны играло чрезвычайно важную роль. Ведь порой, от каши или махорки зависел успех битвы. Неслучайно в войну было издано около ста приказов, которые касались питания военных.

Первые приказы советского правительства, касающиеся продовольственного снабжения, были отданы летом 1941 года. Но это были спешные, "сырые" распоряжения. По-настоящему проработанные нормы были изложены в постановлении Государственного комитета обороны от 12 сентября 1941 года "О нормах продовольственного снабжения Красной Армии".

Согласно документу, военнослужащие делились на несколько категорий, каждой из которых предусматривалась своя норма снабжения. Так, красноармеец на передовой должен был получать в день 800 грамм ржаного хлеба (с октября по март на 100 грамм больше), 500 грамм картофеля, 320 грамм капусты, моркови, свеклы, лука или других овощей, 170 грамм круп и макарон, 150 грамм мяса, 100 грамм рыбы, 50 грамм жиров и 35 грамм сахара. Дополнительно ряд категорий военнослужащих получали надбавки. Так, например, среднему и высшему начальствующему составу полагалось еще по 40 грамм сливочного масла или сала, 20 грамм печенья, 50 грамм рыбных консервов, 25 папирос или 25 грамм табака в сутки.

РАЦИОН ПИТАНИЯ НА ФРОНТЕ

Приводим пример рациона солдат во время Великой Отечественной войны:
Приложение к постановлению ГКО №662 от 12.9.1941
Норма №1 суточного довольствия красноармейцев и начальствующего состава боевых частей действующей армии  

Хлеб:   - октябрь-март - 900 г.   - апрель-сентябрь - 800 г.
Мука пшеничная 2-й сорт- 20 г.
Крупа разная - 140 г.
Макароны - 30 г.
Мясо - 150 г.
Рыба - 100 г.
Комбижир и сало - 30 г.
Масло растительное - 20 г.
Сахар - 35 г.
Чай - 1 г.
Соль - 30 г.
Овощи:
  -картофель - 500 г.
-капуста - 170 г.
-морковь - 45 г.
-свекла - 40 г.
-лук репчатый - 30 г.
-зелень - 35 г.
Махорка - 20 г.
Спички - 3 коробки (в месяц)
Мыло - 200 г. (в месяц)

Любопытный факт - некурящим женщинам-военнослужащим выдавали дополнительно по 200 грамм шоколада или 300 грамм конфет в месяц

 1. По этим нормам довольствуется рядовой и младший начсостав воинских частей первых линий действующей армии.
2. В период с декабря по февраль дополнительно выдается сало свиное по 25 г в сутки на человека.
Такой рацион не  очень разнообразный, хотя и достаточно питательный для того, чтобы покрыть дневную норму потребления солдат. К концу войны, в виде экономической ситуации в стране, такой рацион стал несколько более скудным, притом, что все продукты питания отправлялись на фронт, чтобы кормить защитников отечества.

Как кормили солдат

Если окопы находились под практически постоянным обстрелом противника, то горячее питание доставлялось в термосах, чаще всего, один раз и ночью. Чуть дальше от передовой или во время затишья в боях всегда стремились организовать двух- или трехразовое горячее питание. Сытность или, наоборот, скудность реального рациона питания во многом зависела от условий места.

В военное время работа повара была очень уважаемой. Ведь кухня должна была в любых условиях кормить солдат, несмотря на постоянные атаки противника или перебои с поставками продуктов. Однако у поваров никогда не было недостатка в помощниках. Как правило, солдаты стремились находиться поближе к кухне. Наряды на кухню, обычно нежелательные в мирное время, порой становились пределом мечтаний для военнослужащих тыловых частей.

Военно-полевая кухня кормила не только солдат, но и мирных жителей. Для многих, особенно из сожженных деревень, это была единственная возможность получить кусок хлеба.

Военно-полевая кухня, помимо основной задачи, выполняла и еще одну роль — она на время заменяла «домашний очаг». Вокруг полевых кухонь всегда кипела жизнь и все стремились к ней как только приходило время обеда или ужина. В эти редкие минуты солдат мог не только получить удовольствие от горячей еды, передохнуть и пообщаться с однополчанами, но на короткое время окунуться в атмосферу мирной жизни…

Немецкий рацион был более разнообразным, но при этом норма многих продуктов была меньше, чем у русской армии. Причем, завтрак у немецкой армии состоял всего лишь из куска хлеба и кружки кофе, на ужин к этому добавлялся кусок колбасы или сыра, масла, иногда яйца и сардин. Основная часть рациона готовилась на обед — мясной суп, картофель, мясное блюдо и немного овощей. Еще одно отличие — в Красной армии пили в основном чай, у немцев было в ходу кофе. И одно из самых важных различий — режим питания немецкой армии проигрывал нашему. Горячая пища в немецких частях была всего один раз в сутки, ужин и завтрак были скудными. В наших военных частях горячая пища выдавалась утром до рассвета и вечером после заката.

Какие блюда готовила полевая кухня, мы узнаем, посмотрев презентацию Юдочкина В. (приложение №1).

Отдельно хочется остановиться на питании людей, оставшихся в осажденных городах, и  конечно, питании ленинградцев, оказавшихся в блокадном и осажденном городе.

БЛОКАДНЫЙ  ЛЕНИНГРАД

Длилась блокада с 8 сентября 1941 года по 27 января 1944 года— 872 дня.

Общее  количество жертв блокады ─ 641 803 человека.

В 1941ом году в городе не имелось достаточных по объёму запасов продовольствия и топлива.

18 июля 1941 года Совет Народных Комиссаров СССР принял постановление ввести в Москве, Ленинграде и их пригородах, а также в отдельных населённых пунктах Московской и Ленинградской областей карточки на важнейшие продовольственные продукты (хлеб, мясо, жиры, сахар и т.п.) и на промтовары первой необходимости (к концу лета по карточкам такие товары выдавались уже по всей стране). Они устанавливали следующие нормы на хлеб:

Рабочим и инженерно-техническим работникам угольной, нефтяной, металлургической отраслей промышленности полагалось от 800 до 1200 гр. хлеба в день.

Остальной массе рабочих и инженерно-технических работников (например, отраслей лёгкой промышленности) выдавалось по 500 гр. хлеба.

Служащие различных отраслей народного хозяйства получали по 400-450 гр. хлеба в день.

Иждивенцам и детям же приходилось довольствоваться 300-400 гр. хлеба в сутки.

Однако к 12 сентября в отрезанном от Большой земли Ленинграде оставалось: хлебного зерна и муки ─ на 35суток, крупы и макарон ─ на 30, мяса и мясопродуктов ─ на 33, жиров ─ на 45, сахара и кондитерских изделий ─ на 60 суток.1В этот день в Ленинграде произошло первое сокращение установленных по всему Союзу дневных норм хлеба: 500 гр. для рабочих, 300 гр. для служащих и детей, 250 гр. для иждивенцев.

Но враг не успокаивался. Вот какая запись от 18 сентября 1941 года значилась в дневнике начальника генштаба сухопутных войск фашистской Германии генерал-полковника Ф. Гальдера: «Кольцо вокруг Ленинграда пока не замкнуто так плотно, как хотелось бы... У противника сосредоточены крупные людские и материальные силы и средства. Положение здесь будет напряжённым, пока в качестве союзника не даст себя почувствовать голод». Герр Гальдер, к великому сожалению для жителей Ленинграда, думал абсолютно верно: голод действительно ощущался всё больше и больше с каждым днём.

Единственным путём сообщения с Ленинградом оставалось Ладожское озеро, находившееся в пределах досягаемости артиллерии и авиации противника, на озере также действовала объединённая военно-морская группировка. Пропускная способность этой транспортной артерии не соответствовала потребностям города. В результате в Ленинграде начался массовый голод, усугублённый особенно суровой первой блокадной зимой, проблемами с отоплением и транспортом, что привело к сотням тысяч смертей среди мирных жителей.

Наличие основных пищевых товаров на 12 сентября 1941го года составляло:

  • Хлебное зерно и мука на 35 суток
  • Крупа и макароны на 30 суток
  • Мясо и мясопродукты на 33 суток
  • Жиры на 45 суток
  • Сахар и кондитерские изделия на 60 суток

с 20 ноября по 25 декабря 1941 года. размер продовольственного пайка составлял:

  • Рабочим — 250 граммов хлеба в сутки,
  • Служащим, иждивенцам и детям до 12 лет — по 125 граммов,
  • Личному составу военизированной охраны, пожарных команд, истребительных отрядов, ремесленных училищ и школ ФЗО, находившемуся на котловом довольствии — 300 граммов.

Категория снабжаемого населения

Дата
установления нормы

Рабочие
горячих цехов

Рабочие
и ИТР

Служащие

Иждивенцы

Дети
до 12 лет

16 июля 1941

1000г

800г

600г

400г

400г

2 сентября 1941

800г

600г

400г

300г

300г

11 сентября 1941

700г

500г

300г

250г

300г

1 октября 1941

600г

400г

200г

200г

200г

13 ноября 1941

450г

300г

150г

150г

150г

20 ноября 1941

375г

250г

125г

125г

125г

25 декабря 1941

500г

350г

200г

200г

200г

24 января 1942

575г

400г

300г

250г

250г

11 февраля 1942

700г

500г

400г

300г

300г

23 февраля 1943

700г

600г

500г

400г

400г

В блокадном городе хлеб был, безусловно, высшей ценностью. За буханку хлеба, кулёк крупы или банку тушёнки люди были готовы отдавать даже семейные драгоценности. У разных людей были разные способы разделения ломтика хлеба, который выдавался каждое утро: кто-то разрезал на тонкие пластинки, кто-то ─ на крохотные кубики, но все сходились в одном: самое вкусное и сытное ─ это корка. Но о какой сытности может идти речь, когда каждый из ленинградцев худел на глазах?

В таких условиях приходилось вспоминать древние инстинкты охотников и добытчиков пропитания. В колхозах и совхозах блокадного кольца с полей и огородов собирали все, что могло пойти в пищу Тысячи изголодавшихся людей потянулись в предместья города, на поля. Порой под градом вражеских снарядов измождённые женщины и дети разгребали снег руками, копали закостенелую от мороза землю, чтобы найти хоть несколько оставшихся в почве картофелин, корневища или листья капусты. Уполномоченный Государственного Комитета Обороны по продовольственному снабжению Ленинграда Дмитрий Васильевич Павлов в своём сочинении «Ленинград в блокаде» писал: «Чтобы заполнить пустые желудки, заглушить ни с чем не сравнимые страдания от голода, жители прибегали к различным способам изыскания пищи: ловили грачей, яростно охотились за уцелевшей кошкой или собакой, из домашних аптечек выбирали всё, что можно применить в пищу: касторку, вазелин, глицерин;, из столярного клея варили суп, студень». Да, горожане отлавливали всё, что бегало, летало или ползало. Птицы, кошки, собаки, крысы ─ во всей этой живности люди видели, прежде всего, еду, поэтому во время блокады их популяция в пределах Ленинграда и близлежащих окрестностей была почти полностью уничтожена. Бывали и случаи каннибализма, когда крали и съедали младенцев, отрезали наиболее мясистые (главным образом, ягодицы и бёдра) части тела у покойников. Но рост смертности всё равно был ужасающ: к концу ноября от истощения умерло около 11 тыс. человек. Люди падали прямо на улицах, идя на работу или возвращаясь с неё. На улицах можно было наблюдать огромное количество трупов.

 Однако все эти меры не могли спасти людей от голода. 20 ноября — в пятый раз населению и в третий раз войскам — пришлось сократить нормы выдачи хлеба. Воины на передовой стали получать 500 граммов в сутки, рабочие — 250 граммов, служащие, иждивенцы и воины, не находящиеся на передовой по 125 граммов. Кроме хлеба, почти ничего не получали. В блокадном Ленинграде начался голод. ( демонстрация кусочка хлеба весом 125 г)

Хлеб времен блокады. Музей Блокадного Ленинграда

Всему миру известна маленькая записная книжка, ставшая дневником, который вела 11-летняя Таня Савичева. Маленькая школьница, которую покидали силы, не ленясь, записывала: «Женя умерла 28 дек. в 12.30 час. утра 1941 года. Бабушка умерла 25 янв. в 3 час. дня 1942 г. Леня умер 17 марта в 5 час. утра 1942 г. Дядя Вася умер 13 апреля в 2 ч. ночи 1942 г. Дядя Лёша ─ 10 мая в 4 час. дня 1942 г. Мама ─ 13 мая в 7 час. 30 мин. утра 1942 г. Савичевы умерли все. Осталась одна Таня».

              При этом до половины хлеба составляли практически несъедобные примеси, добавлявшиеся вместо муки. Все остальные продукты почти перестали выдаваться, 23 сентября прекратилось производство пива, а все запасы солода, ячменя, соевых бобов и отрубей было передано хлебозаводам, для того, чтобы уменьшить расход муки. На 24 сентября хлеб на 40 % состоял из солода, овса и шелухи, а позже целлюлозы. 25 декабря 1941 года были повышены нормы выдачи хлеба — население Ленинграда стало получать 350 г хлеба по рабочей карточке и 200 г по служащей, детской и иждивенческой, в войсках стали выдавать по полевому пайку 600 г хлеба в день, а по тыловому — 400 г. С 10 февраля на передовой норма увеличилась до 800 г, в остальных частях — до 600 г. С 11 февраля были введены новые нормы снабжения гражданского населения: 500 граммов хлеба для рабочих, 400 — для служащих, 300 — для детей и неработающих. Из хлеба почти исчезли примеси. Но главное — снабжение стало регулярным, продукты по карточкам стали выдавать своевременно и почти полностью. 16 февраля было даже впервые выдано качественное мясо — мороженая говядина и баранина. В продовольственной ситуации в городе наметился перелом.

             Сегодня мы с вами будем готовить блюда военно- полевой кухни: каша гречневая рассыпчатая с тушенкой и кашу пшенную рассыпчатую с чесноком. Для приготовления этих блюд необходимо решить задачу (приложение №1), произвести подбор посуды и инвентаря для приготовления рассыпчатых каш и вспомнить правила техники безопасности при приготовлении рассыпчатых каш.

3. Текущий инструктаж (4 час 15 мин)

Деятельность обучающихся

Деятельность мастера п/о

Организация рабочего места, подбор посуды.

Обход с целью проверки правильности организации рабочего места

Взвешивание сырья, отмеривание воды

Обход с целью контроля выполнения трудовых приемов и операций. При необходимости индивидуальное инструктирование

Обработка овощей, нарезка

Обход с целью контроля выполнения трудовых приемов и операций. При необходимости индивидуальное инструктирование и показ

Приготовление каши рассыпчатой гречневой и пшенной .Пассерование лука репчатого, прогревание тушенки, добавление компонентов в рассыпчатые каши.

Обход с целью контроля за соблюдением технологической последовательности. При необходимости индивидуальное инструктирование и показ

Порционирование блюд

Обход с целью контроля выполнения трудовых приемов и операций. При необходимости индивидуальное инструктирование

Оформление блюд

Обход с целью контроля выполнения трудовых приемов и операций. При необходимости индивидуальное инструктирование

Подача приготовленных блюд

Принятие работ. Оценка качества. Заполнение критериев оценки выполнения обуч-ся учебно- производственной работы.

4.Заключительный инструктаж (10-15 мин)

- сообщение о достижении цели;

- анализ умения выполнять производственные работы самостоятельно;

- разбор типичных ошибок при выполнении учебно-производственной работы;

- оценка работы обучающихся;

- сообщение темы следующего занятия;

- выдача домашнего задания;

- уборка рабочих мест и кабинета- лаборатории.

Мастер производственного обучения________________Потапова Т.М.

Использованная литература:

Анфимова Н.А. Кулинария, 2010г.

Качурина Т.Г. Производственное обучение профессии «Повар», ч.3.

Харченко Н.Э. Технология приготовления пищи. Практикум.

Интернет-ресурс: http://blogs.mk.ru/users/de_bagira/post102205963/

                                                                                                   Приложение №1

Задача: Рассчитать количество крупы, жидкости и соли для приготовления 14 порций каши гречневой рассыпчатой (выход 1 порции 200г).

Решение:

1.        Рассчитать количество каши на 14 порций:

0,2 кг х 14= 2,8 кг

2.        Рассчитать количество крупы для приготовления каши:

на 1кг выхода каши – 0,417 кг крупы

на 2,8 кг каши          -   х кг крупы

х= 2,8 х 0,417= 1,17 кг

3.        Рассчитать количество жидкости для приготовления 2,8 кг каши:

на 1кг каши – 0,79л жидкости

на 2,8 кг каши – х л

х= 2,8 х 0,79= 2,2 л

4.        Рассчитать количество соли для приготовления  2,8 кг каши

на 2,1 кг выхода каши – 21 г соли

на 2,8 кг каши – х г

х= 2,8х21  = 28 г

       2,1

Ответ: для приготовления 14 порций каши гречневой рассыпчатой необходимо 1,17 кг крупы, 2,2 л жидкости и 28 г соли.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Военно-полевые учебные сборы, как открытое, массовое, многоплановое и многодневное учебное, оборонно спортивное занятие.

Военно-полевые учебные сборы, как открытое, массовое, многоплановое и многодневное учебное, оборонно спортивное занятие. Одним из приоритетов государственной политики по обеспечению национальной ...

Исследовательский проект. «Блюдя мировой кухни из круп, бобовых и макаронных изделий, яиц, творога, теста»

Данный проект относится к группе информационных проектов, поскольку его основная задача — организовать обучающихся для поиска информации по способам приготовления блюд из круп, бобовых, макаронных изд...

Комплект оценочных средств ПМ 08 Технология приготовления блюд национальной кухни

КОС предназначен для оценки освоения итоговых образовательных результатов профессионального модуля ПМ 08 Технология приготовления блюд национальной кухни...

Методическая разработка на тему: Приготовление блюд зарубежной кухни. Корейская кухня

    Данная методическая разработка на тему: Приготовление блюд зарубежной кухни.Корейская кухня предназначена для теоретического и практического обучения студентов, обучающихся по спе...

СЦЕНАРИЙ ВНЕКЛАССНОГО МЕРОПРИЯТИЯ ПО ТЕМЕ: «ТРАДИЦИОННЫЕ БЛЮДА РУССКОЙ КУХНИ»

Для студентов 1-х курсов сервисных специальностейУрок – соревнование проводится в столовой, либо в актовом зале по заранее разработанному плану. Творческие задания раздаются по группам за две недели д...

Рабочая учебная программа дисциплины «Технология приготовления блюд русской кухни и кухни народов мира»

Рабочая учебная программа дисциплины «Технология приготовления блюд русской кухни и кухни народов мира» является частью основной профессиональной образовательной программы и вводится в соответстви...

Презентация на тему: Военно-полевая кухня

Презентация на тему: Военно-полевая кухня, выполненная обучающимися третьего курса специальность "Технология продукции общественного питания"...