Рабочая программа по дисциплине Осетинский язык и литература для профессии СПО (ППКРС) Повар, кондитер
рабочая программа на тему
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по профессии СПО (ППКРС) 19.01.17 Повар, кондитер, входящей в состав укрупненной группы профессий 19.00.00 Промышленная экология и биотехнологии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 112 КБ |
Предварительный просмотр:
СОДЕРЖАНИЕ
стр. | |
| 3 |
| 5 |
| 11 |
| 13 |
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ОСЕТИНСКИЙ ЯЗЫК И ЛИТЕРАТУРА».
1.1. Область применения рабочей программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по профессии СПО (ППКРС) 19.01.17 Повар, кондитер, входящей в состав укрупненной группы профессий 19.00.00 Промышленная экология и биотехнологии.
1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:
Учебная дисциплина «Осетинский язык и литература» входит в состав общеобразовательного цикла как учебная дисциплина.
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины, требования к результатам освоения учебной дисциплины:
Цели изучения дисциплины «Осетинский язык и литература»:
- освоить знания о современном состоянии развития литературы и методах литературы как науки;
- ознакомиться с наиболее важными идеями и достижениями осетинской литературы; с трудами ученых-лингвистов.
- овладеть умениями применять полученные знания для объяснения явлений окружающего мира, восприятия информации литературного и общекультурного содержания, получаемой из СМИ, ресурсов Интернета, специальной и научно-популярной литературы;
- развивать устную и письменную речь, интеллектуальные, творческие способности и критическое мышление в ходе проведения простейших наблюдений и исследований, анализа явлений, восприятия и интерпретации литературной и общекультурной информации;
- воспитывать убежденность в возможности познания законов развития общества и использования достижений осетинской литературы для развития цивилизации и повышения качества жизни;
- применять знания по осетинскому языку и литературе в профессиональной деятельности и повседневной жизни для обеспечения безопасности жизнедеятельности; грамотного использования современных технологий; охраны здоровья, окружающей среды.
Перечисленные выше цели дополняются решением задач формирования гуманитарно-направленной личности: развитие образного мышления, накопление опыта эстетического восприятия художественных произведений, понимания их связи друг с другом и с читателем в контексте духовной культуры человечества.
В результате изучения учебной дисциплины обучающийся должен
знать/понимать:
- образную природу словесного искусства;
- содержание изученных литературных произведений;
- основные факты жизни и творчества писателей XIX–XX вв.;
- основные закономерности историко-литературного процесса и черты литературных направлений;
- основные теоретико-литературные понятия;
уметь:
- воспроизводить содержание литературного произведения;
- анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;
- соотносить художественную литературу с общественной жизнью и культурой; раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных литературных произведений; выявлять «сквозные» темы и ключевые проблемы русской литературы; соотносить произведение с литературным направлением эпохи;
- определять род и жанр произведения;
- сопоставлять литературные произведения;
- выявлять авторскую позицию;
- выразительно читать изученные произведения (или их фрагменты), соблюдая нормы литературного произношения;
- аргументировано формулировать свое отношение к прочитанному произведению;
- писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения разных жанров на литературные темы;
- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка;
- участия в диалоге или дискуссии;
- самостоятельного знакомства с явлениями художественной культуры и оценки их эстетической значимости;
. определения своего круга чтения и оценки литературных произведений;
1.4.количество часов на освоение рабочей программы учебной дисциплины:
Максимальная учебная нагрузка обучающегося 51 часов;
в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 39 час;
самостоятельной работы обучающегося 12 часов.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 51 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 39 |
в том числе: | |
практические занятия | 16 |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | 12 |
Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета |
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины УД.01 ОСЕТИНСКИЙ ЯЗЫК И ЛИТЕРАТУРА
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, практические занятия, самостоятельная работа обучающихся. | Объем часов | Уровень сложности |
Раздел 1 ИСТОРИЯ ОСЕТИНСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ. | 18 | ||
Тема 1.1 Зарождение осетинской литературы. | Содержание лекции: Произведения осетинских писателей, в том числе на осетинском языке, опубликованные уже в конце XIX века (поэма Александра Кубалова «Афхардты Хасана» в 1897 году и др.). Первые печатные издания на осетинском языке. | 2 | 1 |
Практическое занятие: Устное народное творчество осетинского народа. Сведения о стилистических функциях фразеологизмов. Пословицы. Поговорки. Фразеологические синонимы. | 4 | 2 | |
Самостоятельная работа: Циклы героев Нартского эпоса. | 4 | 3 | |
Тема 1.2 Коста Леванович Хетагуров. | Содержание лекции: Коста Хетагуров –жизнь и творчество . Сборник « Осетинская лира» Изображение тяжелой жизни простого народа. Этимология непонятных слов. Работа со словарем. | 4 | 1 |
Самостоятельная работа: Живопись Коста Хетагурова. | 2 | 3 | |
Раздел 2 ОСЕТИНСКИЕ ПИСАТЕЛИ XIX-начала XX в. | 12 | ||
Тема 2.1. Нигер-Дзанаев Иван. | Содержание лекции: Образ поэта и тема творчества в лирике Нигера. Работа над фонетическими и интонационными навыками. Произношение. | 2 | 1 |
Тема 2.2. Цомак Гадиев –жизнь и творчество. | Содержание лекции: Цомак Гадиев –жизнь и творчество. Традиции русской литературы в становлении писателя – демократа Цомака Гадиева. Лингвистический анализ поэтического текста. | 2 | 1 |
Тема 2.3. Гино Бараков осетинский писатель, поэт и публицист. | Практическое занятие: Гино Бараков осетинский писатель, поэт и публицист. Жизнь и творчество. М многофункциональность запятой и тире в произведениях. | 2 | 2 |
Тема 2.4 Творчество Алихана Токаева и эстетика символизма. | Содержание лекции: Творчество Алихана Токаева и эстетика символизма. Сонет «Бусина желаний». Синтаксис и пунктуация. | 2 | 1 |
Тема 2.5 Кудзаг Дзесов- жизнь и творчество. | Практическое занятие: Кудзаг Дзесов отражение подлинно народную жизнь и истинно народный характер. Очерк творчества. | 2 | 2 |
Тема 2.6. Духовный и патриотический мир лирических героев Иласа Арнигона. | Практическое занятие: Духовный и патриотический мир лирических героев Иласа Арнигона. Произведение «Молодая невеста». Стихи, опубликованные в осетинских журналах «Зиу» и «Мах Дуг». | 2 | 2 |
Раздел 3 ОСЕТИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ ХХ ВЕКА. | 20 | ||
Тема 3.1. Осетинская литература послеоктябрьского периода. Период 1917—1921. | Содержание лекции: Советская власть окончательно утвердилась в С. Осетии в марте 1920, в Ю. Осетии — в 1921, одновременно с советизацией Грузии. В 1921 вышли два небольших сборника литературных произведений. В этот период острой гражданской войны обнаруживаются зародыши революционной пролетарской литературы. | 2 | 1 |
Тема 3.2. Публицистические издания Осетии 1922-1928 гг. | Содержание лекции: Большую роль в организации молодых пролетарских осетинских писателей в течение 1927—1928 сыграли журнал «Фидиог» и газеты «Остдзинат», «Арыгон Большевик», «Хурзарин», «Ленинон». | 2 | 1 |
Тема 3.3. Осетинская литература периода Великой Отечественной войны. | Содержание лекции: Агитационный характер стихов, написанных в первые дни войны. Писатели и поэты- участники Великой Отечественной войны. «Семь черкесок». Характеристика высказывания с точки зрения стилистики. | 4 | 1 |
Практическое занятие: Хазби Калоев- жизнь и творчество. Патриотические мотивы в лирике поэта. | 2 | 2 | |
Самостоятельная работа: Сочинение на тему: Осетия в годы Великой Отечественной войны. | 2 | 3 | |
Практическое занятие: «Свобода» как аксиологическая проблема в трагедии Гриса Плиева «Чермен». | 2 | 2 | |
Содержание лекции: Современная осетинская поэзия. Литературные журналы: «Дарьял» (на русском языке), «Ираф» (на дигорском диалекте осетинского языка) и «Мах дуг» (на осетинском языке). | 2 | 1 | |
Тема 3.4 Итоговый диктант с грамматическим заданием. | Практическое занятие: Итоговый диктант с грамматическим заданием. | 2 | 2 |
Самостоятельная работа: Сочинение на тему «Я горд, что я родился в Осетии». | 2 | 3 | |
Дифференцированный зачет | 1 | 3 | |
Всего | 51 |
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством);
3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач).
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация учебной дисциплины «Осетинский язык и литература» требует наличия учебного кабинета.
Оборудование учебного кабинета:
― посадочные места по количеству обучающихся;
― рабочее место преподавателя;
― комплекты учебно-наглядных пособий по разделам дисциплины;
― учебно-методический комплекс «Осетинский язык и литература», рабочая программа, тематический план;
― библиотечный фонд.
Технические средства обучения:
― компьютер с лицензионным программным обеспечением и
мультимедиапроектор.
3.2. ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБУЧЕНИЯ
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
1. Очерк истории осетинской литературы. Орджоникидзе, 1967.
2. Джыккайты Шамил. Ирон литературæйы истори (1917—1956 азтæ). Дз.: Ир, 2003.
3. «Ирон фæндыр» («Осетинская лира») Коста Хетагурова. Дз. 1967.
4. «Нарты кадджытæ» («Сказания о нартах»). Дз. 1999.
5. «Осетинские этюды» Всеволода Миллера. Ор. 1992.
6. «Фыдæлты туг» («Кровь предков») Нафи Джусоева. Ор. 1965.
7. «Историко-этимологический словарь осетинского языка» Васо Абаева. Ор. 1992.
Дополнительные источники:
Доктор филологических наук, профессор-консультант кафедры осетинского языка и литературы Джусойты Нафи Григорьевича:
1. Коста Хетагуров. – Орджоникидзе, 1958.
2. Сека Гадиев. – Орджоникидзе, 1958.
3. Елбасдуко Бритаев. – Орджоникидзе, 1963.
4. Арсен Коцойты. – Орджоникидзе, 1964.
5. Цомак Гадиев. – Орджоникидзе, 1965.
6. Нигер. – Орджоникидзе, 1992.
7. Зарæг – уарзты хъæлæс. Уацты æмбырдгонд. - Цхинвал, 2007. 38.5 п.л.
8. Поэты хивæнд. – Цхинвал, 2009. 10 п.л.
9. Царды æвидигæ сагъæс. – Цхинвал. 2009. 28,25 п.л.
10.Таурæгъæй романмæ. – Цхинвал, 2010. 18 п.л.
11. Книга друзей и наставников. Сборник литературно-критических статей. – Владикавказ, 2011. 30 п.л.
12. Иры хур скасти Нарæй. – Цхинвал, 2010. 17 п.л.
13. Ирон литературæйы истори. Ахуыргæнæн чиныг 9 къл. – Дзæуджыхъæу, 2009. 17 п.л.
14. Ирон литературæйы истори. Ахуыргæнæн чиныг 10 къл. – Цхинвал, 2011. 30 п.л.
15. Ирон литературæйы истори. Ахуыргæнæн чиныг 11 къл. – Цхинвал, 2011.
30 п.л.
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляются преподавателем в процессе тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения | |
1 | 2 | |
Уметь | ||
воспроизводить содержание литературного произведения; | внеаудиторная самостоятельная работа, реферат | |
анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы; анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения; | внеаудиторная самостоятельная работа, подготовка сообщений по теме | |
соотносить художественную литературу с общественной жизнью и культурой; выявлять «сквозные» темы и ключевые проблемы осетинской литературы; соотносить произведение с литературным направлением эпохи; | внеаудиторная самостоятельная работа, реферат | |
выразительно читать изученные произведения (или их фрагменты), соблюдая нормы литературного произношения; | внеаудиторная самостоятельная работа | |
аргументировано формулировать свое отношение к прочитанному произведению; | внеаудиторная самостоятельная работа, подготовка сообщений по теме | |
писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения разных жанров на литературные темы; | внеаудиторная самостоятельная работа | |
Знать: | ||
образную природу словесного искусства; | внеаудиторная самостоятельная работа, | |
содержание изученных литературных произведений; | внеаудиторная самостоятельная работа, | |
основные факты жизни и творчества писателей XIX–XX вв.; | внеаудиторная самостоятельная работа, доклады; | |
основные закономерности историко-литературного процесса и черты литературных направлений; | внеаудиторная самостоятельная работа | |
основные теоретико-литературные понятия. | внеаудиторная самостоятельная работа |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2016/09/01/picture-810699-1472748425.jpg)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «РУССКИЙ ЯЗЫК И ЛИТЕРАТУРА»
Программа учебной дисциплины общеобразовательного цикла «Русский язык и литература» является частью программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих в соответствии с требованиями ФГОС среднего...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «РУССКИЙ ЯЗЫК И ЛИТЕРАТУРА. РУССКИЙ ЯЗЫК»
Программа общеобразовательной учебной дисциплины «Русский язык и литература. Русский язык» предназначена для изучения русского языка в профессиональных образовательных организациях, реализующих образо...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ РУССКИЙ ЯЗЫК И ЛИТЕРАТУРА. ЛИТЕРАТУРА
Программа общеобразовательной учебной дисциплины «Русский язык и литература.» предназначена для изучения русского языка в профессиональных образовательных организациях, реализующих образовательную про...
![](/sites/default/files/pictures/2019/06/06/picture-101638-1559834619.jpg)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «Русский язык и литература.» с получением среднего общего образования для профессий 15.01.29 «Контролер станочных и слесарных работ» 09.01.03 «Мастер по обработке цифровой информации» 43.01.02 «Парикмахер» 29.01.05 «
Программа общеобразовательной дисциплины " Русский язык и литература" предназначена для изучения русского языка и литературы в профессиональных образовательных организациях, реализующих образовательну...
![](/sites/default/files/pictures/2019/06/06/picture-101638-1559834619.jpg)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Русский язык и литература с получением среднего общего образования для профессий 15.01.25 «Станочник ( металлообработка)» 15.01.30 «Слесарь» 15.01.29 «Контролер станочных и слесарных работ» 43.01.02 «Парикмахер» 29.0
Программа общеобразовательной дисциплины " Русский язык и литература" предназначена для изучения русского языка и литературы в профессиональных образовательных организациях, реализующих образовательну...
![](/sites/default/files/pictures/2018/03/20/picture-305092-1521555492.jpg)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ " РУССКИЙ ЯЗЫК И ЛИТЕРАТУРА. ЛИТЕРАТУРА"
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ РУССКИЙ ЯЗЫК И ЛИТЕРАТУРА. ЛИТЕРАТУРА среднего профессионального образования по профессиям ППКРС...
![](/sites/default/files/pictures/2021/10/20/picture-1169051-1634751497.jpg)
Рабочая программа по дисциплине "Родной язык" для студентов по профессии 15.01.05 Сварщик
Рабочая программа по дисциплине "Родной язык" для студентов по профессии 15.01.05 Сварщик...