Методические указания для выполнения СРС по учебной дисциплине История и теория коммерции
методическая разработка

По курсу “История и теория коммерции” в соответствии с рабочей программой предусматривается самостоятельная работа студента.

Самостоятельная работа студента организована в двух формах:

Аудиторной – на семинарских занятиях, при выполнении контрольных, проверочных работ.

Внеаудиторной – проработка лекций, в том числе разделов, выделенных на самостоятельное изучение; подготовку к семинарским занятиям, контрольным и проверочным работам, выполнение индивидуальных заданий, написание рефератов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МЕТОДИЧЕСКИКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИЗУЧЕНИЮ РАЗДЕЛОВ

дисциплины «История и теория коммерции», выносимых на самостоятельную работу студентов

По курсу “История и теория коммерции” в соответствии с рабочей программой предусматривается самостоятельная работа студента.

Самостоятельная работа студента организована в двух формах:

Аудиторной – на семинарских занятиях, при выполнении контрольных, проверочных работ.

Внеаудиторной – проработка лекций, в том числе разделов, выделенных на самостоятельное изучение; подготовку к семинарским занятиям, контрольным и проверочным работам, выполнение индивидуальных заданий, написание рефератов.

Основная форма изучения – самостоятельная работа студента над темами учебной программы. Программу, методические указания по изучению дисциплины, методические указания по написанию реферата можно получить на кафедре. В электронном варианте программа и методические указания по написанию реферата  размещены на портале  НовГУ.  Студентам-заочникам информация доводится на установочных занятиях.

Следует, прежде всего, ознакомиться с методическими советами по изучению каждой темы. Затем следует подобрать соответствующую литературу. Лучшему усвоению тем будут способствовать краткие конспекты рекомендованной литературы и ответы на контрольные вопросы по каждой теме. Хотя контрольные вопросы и не охватывают содержания всей темы, их наличие позволяет сосредоточить внимание на важнейших моментах, отделить главное от второстепенного.

Дисциплина “История и теория коммерции” изучается студентом-заочником на втором курсе. Работа над изучением дисциплины в межсессионный период позволяет студенту в период зачетно-экзаменационной сессии сэкономить время на уяснение смысла основных понятий и вопросов дисциплины. Поэтому на самостоятельное изучение курса в межсессионный период предусмотрено 80 часов.

ТЕМЫ УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЫ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО ИЗУЧЕНИЯ

Тема 1. Зарождение и становление торговли

Торговля в древнем мире. Торговля раннего и классического средневековья. Европейская торговля периода позднего средневековья.

Литература: основная – 2; дополнительная  - 2, 9, 10, 22.

Вопросы для самопроверки:

  1. Развитие торговли в древнем Египте.
  2. Вавилон как древнейшая торговая держава.
  3. Особенности экономики Финикии.
  4. Роль и значение Древней Греции как мировой торговой державы.
  5. Развитие торговли и коммерции в Древнем Риме.
  6. Развитие коммерции в Европе в период раннего средневековья.
  7. Византийская империя и ее роль в мировой торговле.
  8. Итальянские города-республики и их роль в мировой торговле средневековья.
  9. Испания и Португалия как мировые торговые агенты.
  10. Особенности экономики Голландии в период позднего средневековья.
  11. Англия как великая морская и торговая держава периода позднего средневековья.

Тема 2. Торговля и предпринимательство в России

Торговля древней Руси. Торговля древнерусского раннефеодального государства (IX –  нач. XIII вв.). Состояние русской торговли периода монголо-татарского нашествия (сер. XII - XVвв.). Торговля в период Московского государства. Формирование внутреннего рынка Московского государства. Установление внешнеторговых связей Русского государства. Торговля и предпринимательство в петровскую эпоху. Развитие внутренней торговли, предпринимательства. Активизация российской внешней торговли в первой четверти XVIII в. Коммерция в России при преемниках Петра I. Коммерческая деятельность в царствование Екатерины II. Состояние внутреннего рынка. Торговля России с Западом и Востоком. Торговля в первой половине XVIII в. Состояние внутренней торговли, предпринимательства, внешней торговли в предреформенный период. Коммерция в капиталистической России. Особенности развития международной торговли во второй половине XIX в. Развитие внутренней торговли, предпринимательства России в новых исторических условиях. Усиление роли России на мировом рынке. Торговля в начале XX в. Мировой рынок в начале XX в. Развитие российской внутренней торговли. Динамика внешней торговли России.

Литература: основная - 2; дополнительная –  7, 8, 12, 13, 16, 17, 19, 21.

Вопросы для самопроверки:

  1. Внешняя и внутренняя торговля в Древней Руси.
  2. Денежное хозяйство Руси в период XIII - XV вв.
  3. Налоговая политика монголотатар и в период Московского государства.
  4. Таможенная политики в допетровской Руси.
  5. Купечество в допетровской Руси.
  6. Внешняя торговля Московского государства.
  7. Особенности внутренней торговли Московского государства.
  8. Петровские реформы и их влияние на коммерцию России.
  9. Внешняя и внутренняя торговля России во II половине XVIII в.
  10. Особенности развития торговли в России при Екатерине Великой.
  11. Внешняя торговля периода правления Екатерины Великой.
  12. Особенности таможенной политики Александра I,
  13. Внешняя торговля Российской империи при Александре I.
  14. Реформы Николая I и их влияние на коммерцию.
  15. Реформы Александра II и их влияние на экономику России.
  16. Внешняя торговля России II половины XIX в.
  17. Реформа Витте и ее значение для развития отечественной экономики.

Особенности внешней и внутренней торговли России в начале XX в.

Тема 3. Торговля в советский период

Становление и развитие внутренней торговли СССР. Внешняя торговля – важный фактор развития советской экономики.

Литература: основная - 2; дополнительная –  17, 19,  21, 22.

Вопросы для самопроверки:

  1. Изменения во внутренней торговли Советской России после октября 1917 г.
  2. Торговля в период НЭПа.
  3. Внешняя торговля Советского Союза 20-х – 30-х годов.
  4. Торговля СССР в период Великой Отечественной войны.
  5. Послевоенная внутренняя торговля СССР.
  6. Развитие внешней торговли Советского Союза в 70-е –80-е годы XX в.: партнеры, динамика объема товарооборота, структуры экспорта и импорта.

Тема 4. Коммерция и предпринимательство в России при переходе к рыночной экономике (1992 –2002 гг.)

Внутренняя торговля, предпринимательство переходного периода. Внешнеторговая политика современной России.

Литература: основная - 2; дополнительная – 3, 18, 20, 26.

Вопросы для самопроверки:

  1. Основные результаты реформ.
  2. Развитие малого бизнеса: динамика, проблемы.
  3. Внутренняя торговля в России в переходный период.
  4. Особенности развития внешнеторговых связей в период 1992 – 2002 гг.
  5. Проблемы формирования рынка в России в начале XX в.
  6. Стратегия внешней торговли России в начале XX в.
  7. Проблемы коммерции на современном этапе.

Тема 5. Коммерция и предпринимательство за рубежом

Современная коммерция и предпринимательство за рубежом. Организация внутренней и внешней торговли в экономически развитых странах.

Литература: основная – 3, 4; дополнительная – 3, 6, 15, 24, 27, «Внешняя торговля», «Коммерсант», «Современная торговля», «Маркетинг в России и за рубежом», и др.

Вопросы для самопроверки:

  1. Значение малого бизнеса для экономики зарубежных стран.
  2. Особенности внутренней торговли в США, Германии, Франции.
  3. Основные организационные формы торговли в экономически развитых странах.
  4. Внешняя торговля зарубежных стран.
  5. Международные торговые организации: цель создания, функции, структура, участники.

Тема 6. Методологические основы коммерческой деятельности.

Основные понятия и категории коммерции. Сущность и содержание коммерческой деятельности. Роль и место коммерции в рыночной системе хозяйствования.  Цели, задачи, функции коммерции: увеличение емкости и доли рынка, дохода (прибыли), количества коммерческих предприятий и числа работающих, обеспечение финансовой устойчивости; средства их достижения. Принципы коммерции: Свободный выбор форм собственности и организации  коммерческой деятельности. Равноправие субъектов коммерции.   Свободное ценообразование. Саморегулирование деятельности субъектов коммерции. Принцип договорных отношений. Самофинансирование. Децентрализация управления и хозяйственная самостоятельность. Государственное регулирование. Конкуренция  в сфере коммерции. Механизм социальной защиты. Системный подход к коммерческой деятельности.

Литература: основная – 1, 3, 4, 5; дополнительная – 1, 4, 5,  11, 14, 17, 19, 23.

Вопросы для самопроверки:

  1. Каково значение коммерции в экономики государства?
  2. Дайте определения понятий: «коммерция», «коммерческая деятельность», «бизнес», «предпринимательство», «торговля».
  3. Чем маркетинг отличается от коммерции?
  4. Кто является субъектом коммерческой деятельности?
  5. Назовите объекты коммерческой деятельности.
  6. Охарактеризуйте роль коммерсанта в рыночной экономике.
  7. Каковы цели и функции коммерческой деятельности?
  8. Охарактеризуйте коммерческую деятельность как систему.
  9. Сформулируйте и поясните принципы коммерции.

Тема 7. Научные теории коммерции

Научные теории коммерции: классические и современные. Теории абсолютных преимуществ, сравнительных издержек, факторов производства, выравнивания цен факторов производства в мировой торговле. Позиции неотехнологических моделей разделения труда и специализации в современной коммерческой торговле.

Литература: основная – 1, 3, 5; дополнительная - 18, 19, 20, 25, 26, 27, 28.

Вопросы для самопроверки:

  1. Раскройте сущность теории факторов  производства.
  2. Охарактеризуйте теорию абсолютных преимуществ.
  3. Поясните теорию сравнительных издержек.
  4. Перечислите признаки классификации хозяйственных систем.
  5. Чем отличаются понятия «переходная экономик» и «переходный период в развитии общества»?
  6. Опишите неотехнологические модели современной коммерции.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПОДГОТОВКЕ К СЕМИНАРАМ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «История и теория коммерции»

Темы семинарских занятий

  1. Зарождение и становление торговли в древнем мире и в средневековье.
  2. Торговля Древней Руси.
  3. Торговля с период Московского государства.
  4. Торговля и предпринимательство в петровскую эпоху и при преемниках Петра.
  5. Коммерческая деятельность в царствование Екатерины II.
  6. Торговля в I половине XIX в.
  7. Коммерция в капиталистической России.
  8. Торговля в начале XX в.
  9. Торговля в советский период.
  10. Коммерция и предпринимательство в России при переходе к рыночной экономике.
  11. Коммерция и предпринимательство за рубежом.

Цель семинарского занятия 1 – изучить генезис торговли и особенности ее развития на ранних этапах в странах древнего мира и средневековья.  

При подготовке к семинару необходимо изучить следующие вопросы:

  1. Торговля в странах Древнего мира.
  2. Торговля в Европе в период раннего средневековья.
  3. Предпринимательство и коммерция итальянских городов-государств.
  4. Европейские торговые союзы периода классического средневековья.
  5. Коммерция европейских государств XV – XVI вв.

 Рекомендуемая литература по данной теме:

Литература: основная – 2;  дополнительная  - 2, 9, 10, 22.

Цель семинарского занятия 2 – изучить особенности  развития торговли древнерусского государства.  

При подготовке к семинару необходимо изучить следующие вопросы:

  1. Внешняя торговля Древней Руси.
  2. Денежная система древнерусского государства.
  3. Развитие внутренней торговли.

Рекомендуемая литература по данной теме:

Литература: основная - 2; дополнительная –  7, 8, 12, 13, 17, 19, 21.

Цель семинарского занятия 3 – изучить особенности  развития коммерции в период формирования русского централизованного государства в XIV - XVII вв.

При подготовке к семинару необходимо изучить следующие вопросы:

  1. Денежная и налоговая система Московской Руси.
  2. Динамика и проблемы внутренней торговли.  
  3. Внешняя торговля Московского государства.

Рекомендуемая литература по данной теме:

Литература: основная - 2; дополнительная –  7, 8, 12, 13, 17, 19, 21.

Цель семинарского занятия 4 – изучить особенности  развития коммерции в период формирования абсолютной монархии в России.

При подготовке к семинару необходимо изучить следующие вопросы:

  1. Реформы Петра Великого и их влияние на развитие коммерции.
  2. Внутренняя и внешняя торговля при Петре I.
  3. Развитие торговли в России при преемниках Петра I.

Рекомендуемая литература по данной теме:

Литература: основная - 2; дополнительная –  7, 8, 12, 13, 17, 19, 21.

Цель семинарского занятия 5 – изучить особенности  развития коммерции во II половине XVIII в. в России.

При подготовке к семинару необходимо изучить следующие вопросы:

  1. Особенности развития внутренней торговли при Екатерине II.
  2. Купеческое сословие: его роль в экономике страны и структура.
  3. Внешняя торговля II половины XVIII в.

Рекомендуемая литература по данной теме:

Литература: основная - 2; дополнительная –  7, 8, 12, 13, 17, 19, 21.

Цель семинарского занятия 6 – изучить особенности  развития коммерции в I половине XIX в. в России.

При подготовке к семинару необходимо изучить следующие вопросы:

  1. Особенности развития внутренней торговли при Александре I.
  2. Внешняя торговля I половины XIX в.

Рекомендуемая литература по данной теме:

Литература: основная - 2; дополнительная –  7, 8, 12, 13, 17, 19, 21.

Цель семинарского занятия 7 – изучить особенности  развития коммерции во II половине XIX в. в России в период формирования капиталистических отношений.

При подготовке к семинару необходимо изучить следующие вопросы:

  1. Реформы Александра II и их влияние на экономику и торговлю.
  2. Развитие предпринимательства и внутренней торговли  в последние десятилетия XIX в.
  3. Реформы Витте и их влияние на развитие российской торговли.
  4. Внешняя торговля России II половины XIX в.

Рекомендуемая литература по данной теме:

Литература: основная - 2; дополнительная –  7, 8, 12, 13, 17, 19, 21.

Цель семинарского занятия 8 – изучить особенности  развития российской торговли в начале XX в.

При подготовке к семинару необходимо изучить следующие вопросы:

  1. Состояние мирового рынка в начале XX в.
  2. Внутренняя торговля России.
  3. Внешняя торговля России.

Рекомендуемая литература по данной теме:

Литература: основная - 2; дополнительная –  7, 8, 12, 13, 16, 17, 19, 21.

Цель семинарского занятия 9 – изучить особенности  советского опыта осуществления внешней и внутренней торговли

При подготовке к семинару необходимо изучить следующие вопросы:

  1. Изменения во внутренней и внешней торговле после октября 1917 г.
  2. Роль в экономике и особенности торговли СССР в предвоенные годы.
  3. Состояние торговли Советского Союза во время Великой Отечественной войны.
  1. Послевоенная торговля СССР.

Рекомендуемая литература по данной теме:

Литература: основная - 2; дополнительная –  17, 19,  21, 22.

Цель семинарского занятия 10 – изучить особенности  российской коммерции и предпринимательства при переходе к рыночной экономике.

При подготовке к семинару необходимо изучить следующие вопросы:

1.Состояние и проблемы во внутренней торговле в период 1992 – 2002 гг.

2.Внешняя торговля России переходного периода.

Рекомендуемая литература по данной теме:

Литература: основная - 2; дополнительная – 3, 18, 20, 26.

Цель семинарского занятия 11 – изучить опыта организации предпринимательства и торговли за рубежом.

При подготовке к семинару необходимо изучить следующие вопросы:

1.Малый бизнес и торговля в экономически развитых странах.

2.Внешняя торговля зарубежных стран и международные торговые организации.

Рекомендуемая литература по данной теме:

Литература: основная – 3, 4; дополнительная – 3, 6, 15, 24, 27, «Внешняя торговля», «Коммерсант», «Современная торговля», «Маркетинг в России и за рубежом», и др.

Выяснив тему семинара, ознакомившись с рекомендованной литературой и заданиями преподавателя, уточнив объём предстоящей работы и сроки её выполнения, студент составляет свой ориентировочный план подготовки к занятию. Спланировав свою работу, студент приступает к чтению рекомендуемой литературы и использует дополнительную литературу для уточнения отдельных вопросов.

 Закончив, предварительную работу над темой, можно переходить к составлению плана выступления, в котором включаются вопросы и ответы.

 Центральным элементом семинара является дискуссия.

Дискуссия состоит из этапов:

  1. Вводное информирование, при котором излагается основной замысел дискуссии, постановка проблемы, выделение основных вопросов;
  2. Выступление основного докладчика;
  3. Выступление содокладчиков;
  4. Прения по докладу и содокладам - аналитические выступления;
  5. Завершение дискуссии - обобщение результатов, выработка решения проблемы.

Таким образом, семинар представляет групповое обсуждение студентами темы учебной программы под руководством преподавателя.  Семинар наряду с лекцией относится к основным формам организации учебного процесса и выполняет три функции: познавательскую, воспитательную и контрольную.

Знания студента по итогам семинарского занятия оцениваются по пятибалльной системе.

Оценка “отлично” выставляется студенту:

-показавшему всестороннее, и глубокое знание учебного материала по данной теме;

-умеющему творчески и осознанно выполнять задание по теме;

-активно принимающему участие в дискуссии семинара и высказывающему своё мнение;

-умеющему сделать вывод по теме.

Оценки “хорошо” заслуживает студент:

-обнаруживший полное знание учебного материала;

-успешно выполнивший все задания, предусмотренные темой;

-принимающий участие в дискуссии

Оценка “удовлетворительно” выставляется студенту:

-обнаружившему знание основного учебного материала;

-справляющемуся с выполнением заданий, но допустившему погрешности в задании и обладающему необходимыми знаниями для их устранения.

Оценка “неудовлетворительно” выставляется студенту:

-обнаружившему пробелы в знании основного материала;

-допустившему принципиальные ошибки в выполнении заданий или не выполнившему его.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО НАПИСАНИЮ РЕФЕРАТА

по дисциплине «История и теория коммерции»

По данному курсу студенты пишут реферат по одной из предложенных тем. Студент может самостоятельно сформулировать тему и взять её с согласия преподавателя.

  Основная цель реферата - выявление компетентности студента в области предполагаемой темы, наличие четко сформулированных конкретных целей этой темы и её достижение.

  При написании реферата необходимо изучить соответствующий раздел учебника, внимательно рассмотреть соответствующие нормативно-правовые акты и подвергнуть анализу специальную литературу, сведения, полученные из Internet.

  Оценка работы во многом зависит от полноты анализа массива информации по соответствующей теме.

 

  Основные требования к написанию реферата:

  1. План реферата должен включать:

- введение, где сформулированы задачи исследования и актуальность или проблемность темы;

- общая часть - исследуемый вопрос или вопросы;

- заключение, где студент излагает выводы, к которым он пришел в своем исследовании;

- список учебной литературы, нормативно-правовых актов;

- приложения.

2. Реферат должен содержать не менее 5 страниц машинописного текста.

3.  Оформление в соответствии с ГОСТом.

4.  Срок выполнения -1 недели после получения задания.

Критерии оценки реферата:

- глубина и полнота раскрытия темы;

- логичность, связность;

-соблюдение требований к оформлению реферата;

-обоснование выбора темы, её актуальности;

- структурирование материала по главам.

ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ

  1. Влияние российских экономических реформ XIX в. на развитие коммерции. Использование исторического опыта.
  2. Национальная коммерция в Российской империи.
  3. Русское купечество как социальная основа развития коммерции.
  4. Выдающиеся деятели российского предпринимательства и коммерции.
  5. Ганзейский экономический союз и Великий Новгород.
  6. Анализ российских экономических реформ переходного периода и их влияние на становление современной отечественной коммерции.
  7. Коммерция как составная часть рыночного хозяйствования.
  8. Россия накануне вступления в ВТО: анализ проблем и перспектив.
  9. Зарубежный опыт развития коммерции.
  10. Организационная структура торговли зарубежных стран и координация ее развития.
  11. Международные торговые организации.
  12. Современные научные теории коммерции, их применение в организации коммерческой деятельности предприятий на рынке товаров.
  13. Организация коммерческих процессов в сфере товарного обращения: системный подход.
  14. Основные принципы  коммерции в условиях рыночной экономики.
  15. Формирование коммерческих отношений в сфере товарного обращения.
  16. Государственное регулирование коммерции в современных условиях хозяйствования.
  17. Внешняя и внутренняя среда и ее влияние на результативность коммерческой деятельности.
  18. Конкуренция в сфере коммерции и ее роль в коммерческой деятельности предприятия.
  19. Саморегулирование деятельности субъектов коммерции.
  20. Принцип договорных отношений в коммерческой деятельности.
  21. Формирование коммерческих и товарно-денежных отношений в условиях рыночной экономики.
  22. Выбор форм собственности и организации коммерческой деятельности субъектами сферы товарного обращения.
  23. Формирование договорных отношений в сфере коммерции.
  24. Система управления и хозяйственная самостоятельность субъектов коммерции.
  25. Механизм ценообразования в сфере коммерции.
  26. Характеристика коммерции как составной части рыночного хозяйствования.
  27. Инфраструктура, обеспечивающая коммерцию на рынке товаров и услуг.

Основная литература:

  1. Абчук В.А. Коммерция: Учебник. – СПб.: Издательство Михайлова В.А., 2015. – 475 с.
  2. Манько А.В. Коммерция: Учебно-методическое пособие. – М.: Финансы и статистика, 2016, - 256 с.
  3. Половцева Ф.П. Коммерческая деятельность - М.: ИНФРА-М, 2005.
  4. Шерр И. – Ф. Учение о торговле:  Пер. с немецкого. Кн. 1, 2. М.: Перспектива, 2015.
  5. Экономическая теория: Учебник  / Под общ. ред. В.И. Видяпина, И.А. Добрынина, Г.П. Журавлевой, Л.С. Тарасевича. - М.: ИНФРА-М, 2005. – 672 с.

Дополнительная литература:

  1. Аванесов Ю.А., Клочко А.Н., Васькин Е.В. Основы коммерции. – М.: ТОО «Люкс-арт», 2014 – 176 с.
  2. Всемирная история экономической мысли. В 6-ти томах. Т. I / МГУ им. М. Ломоносова; Гл. редкол.: В.И. Черковец и др. – М.: Мысль, 1987. – 606, [1]  с.
  3. Государство и рынок: американская модель / Под ред. М.А. Портного, В.Б. Супяна. – М.: Анкил, 2014 – 436 с.
  4. Грибов В.Д. Основы бизнеса: Учеб. Пособие. – М.: Финансы и статистика, 2016. – 1556 с.
  5. Дашков Л.П., Памбухчиянц В.К. Коммерция и технология торговли. – М.: Информационно-внедренческий центр «Маркетинг», 2015. – 448с.
  6. Дюмулен И.И. Всемирная торговая организация. – М., 2015. – 200 с.
  7. История предпринимательства в России / Книга первая. От средневековья до середины XIX века. – М.: «Российская политическая энциклопедия», 2000. – 480 с.
  8. История предпринимательства в России / Книга 2. Вторая половина XIX - начало XX века.. – М.: «Российская политическая энциклопедия», 1999. – 575 с.
  9. История экономики: Учебник/ Под общ. ред. О. Д. Кузнецовой, И.Н. Шапкина. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2015. – 416 с.
  10. Конотопов Н.В., Сметанин С.И. Экономическая теория: Учебник для вузов. – 6-е изд. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2013. – 488 с.
  11. Круглова Н.Ю. Основы бизнеса: Учебник для вузов. – М.: Издательство РДЛ, 2015. – 558 с.
  12. Кулишер И.М. История русского народного хозяйства/ И.М. Кулишер. – Наука: 2014. – 693 с. – (Российская экономическая мысль).
  13. Кулишер И.М. История русской торговли и промышленности / Сост. А.В. Куряев. –Челябинск: Социум, 2015. – 557 с.
  14. Лапуста М.Г., Старостин Ю.Л. Малое предпринимательство: Учебник. – М.: Инфра-М, 2014. – 455, [1] c.
  15. Леонтьев В.В. Межотраслевая экономика: Пер. с англ. – М.: Экономика, 2014. – 479 с.
  16. Маевский И.В. Экономика русской промышленности в условиях Первой мировой войны. – М.: Дело, 2003. – 288 с.
  17. Российская торговая энциклопедия. В 5-ти т. Т. 1-5. / Глав. ред. Я.Л. Орлов. – М.: РООИиП, 2014.
  18. Россия – 2015: оптимистический сценарий/ Отв. ред. Л.И. Абалкин. – М.: ММВБ, 214.- 416 с.
  19. Рубе В.А. Малый бизнес: история, теория, практика/ Моск. Гос. ун-т им. М. Ломоносова, экон. фак. -  М.: Теис, 2015. – 231 с.
  20. Социально-экономические проблемы России: Справочник. – СПб.: Норма, 2015 – 320 с.
  21. Сметанин С.И. История предпринимательства в России: Курс лекций. – М.: Логос, 2055. – 194 с.
  22. Толмачева Р. Р. Экономическая история: генезис рыночной экономики: Учебник. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2015. – 604 с.
  23. Федцов В.Г., Федцов В.В. Предпринимательство: сфера сервиса: Учеб. Пособие / Ин-т рус. предпринимательства. – 2-е изд. М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2055. - 208, [1] с.
  24. Фомичев В.И. Международная торговля: Учебник. – М.: ИНФРА –М, 2014. – 496 с.
  25. Харрод Р.Ф. К теории экономической  динамики. Новые выводы экономической теории и их применение в экономической политике: Пер. с англ. М.: Гелиос АРВ, 2014 – 160/с.
  26. Чернышов В.А. Среда общественного организма. – СПб.: МЕРА,2013.- 517 с.
  27. Шерер Ф., Росс Д. Структура отраслевого  рынка /Пер  с анг. – М.: ИНФРА-М, 2014. – 698 с.
  28. Шмелев А.Г. Продуктивная конкуренция. Опыт конструирования объединительной концепции. – М.: Магистр, 2014. – 56с.

 При написании реферата обязательно использовать периодические издания по предпринимательству, коммерческой деятельности и торговле, материалы Internet.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические указания по выполнению самостоятельных работ учебной дисциплины естественнонаучного цикла «Математика» по специальности 151901 "Технология машиностроения", базовый уровень

Методические указания по выполнению самостоятельных работ учебной дисциплины естественнонаучного цикла «Математика» разработаны на основе Федерального государственного образовательного стандарта по сп...

Методические указания по выполнению практических заданий по дисциплине "История"

Методические указания по выполнению практических заданий по дисциплине "История" для обучающихся СПОМетодическое  пособие включает в себя практические задания по дисциплине ОГСЭ «История», вопрос...

Методические указания по выполнению практических работ учебной дисциплины "Технология изготовления швейных изделий"

Методические указания по выполнению практических работ учебной дисциплины "Технология изготовления швейных изделий"...

Методические указания к выполнению самостоятельных работ учебной дисциплины "Технология изготовления швейных изделий"

Методические указания к выполнению самостоятельных работ учебной дисциплины "Технология изготовления швейных изделий"...

Учебно-методическое пособие по выполнению практических работ учебной дисциплины "История и культура Санкт-Петербурга"

Учебно-методическое пособие по выполнению практических работ учебной дисциплины "История и культура Санкт-Петербурга" предназначено для студентов, проходящих обучение по специальности "...

Методические указания к выполнению практических работ по дисциплине "История"

Методические указания к выполнению практических работ по дисциплине "История"...