Производственное обучение с помощью интерактивных ресурсов
статья

Статья

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metod.razrabotka.doc154 КБ

Предварительный просмотр:

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ИНДУСТРИАЛЬНО-СУДОСТРОИТЕЛЬНЫЙ ЛИЦЕЙ»

СОГЛАСОВАНО:                                                           УТВЕРЖДАЮ:

ЗАМ ПО УПР СПБ ГБПОУ « ИСЛ»                ДИРЕКТОР СПб ГБПОУ  «ИСЛ» ________СЕНИЧЕНКОВ Д.Л.               КУРИЧКИС И.В.        

_____________ 20___г.                                      _____________ 20___г.

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА «ПОВЫШЕНИЕ МОТИВАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ЧЕРЕЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ АКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ»

Обсуждено и рекомендовано

К внедрению на заседании методической комиссии

Председатель МК

_____________ Н.В. Богданова

_____________20___г.

Санкт-Петербург 2018

Методические указания составлены в соответствии с рабочей программой по учебной дисциплине «Специальный рисунок», рассмотрены на заседании методической комиссии,  рекомендованы к печати решением Методического совета.

Для студентов, обучающихся по профессии 43.01.02 Парикмахер 

Составитель: Шлапакова Ю.А., мастер п/о, преподаватель специального рисунка первой квалификационной категории.

Пояснительная записка

Методическое пособие по учебной дисциплине «Специальный рисунок» составлено для студентов СПб ГБПОУ «Индустриально-судостроительный лицей». Пособие  соответствует рабочей программе  по данной дисциплине и содержит информацию  о содержании практических занятий, исходные данные, необходимые для проведения работы, описание порядка выполнения работ с инструкциями по выполнению каждого этапа. Цель данного пособия – облегчение выполнение практических заданий, что будет способствовать формированию у студентов эстетического вкуса, художественного мышления и видения формы, умения грамотно решать  композиционные задачи, задачи изображения причесок в графике и в живописи. Методическое пособие может быть использовано как во время занятий, так и при самостоятельной работе студентов.

Раздел 1. Основы академического рисунка

Тема 1. 1. Техника рисунка и основы композиции

Практическое занятие № 1.

Отработка линии в рисунке и компоновка рисунка

Практическое занятие № 2.

Компоновка рисунка

Цель. Выполнение упражнения на передачу различного         характера линий с помощью графитного карандаша,         отработка компоновки рисунка.

Материалы и оборудование: мольберт, бумага Ф-А-3,         карандаш, ластик, платы с методическими указания, образцы работ, карточки-заданя, наборы фигур.

Рекомендации по выполнению работы:

- подготовить к работе мольберт,

- изучить карточки-задания,

- приступить к работе.

Порядок выполнения работы

1. Компоновка листа.

        Рисунок начинают с композиционного размещения изображения на листе. Наметить на листе, оставляя поля, шесть одинаковых квадратов тонкими линиями. Уравновесить композицию и прорисовать карандашом для четкости изображения.  

2. Построение.

В первом квадрате выполняем волнистые линии, поочередно усиливая и ослабляя нажим карандаша. Стараемся линию вести непрерывно без напряжения.

Во втором квадрате описываем дуги с равномерным нажимом на карандаш, четко и ровно заканчивая линию.

В третьем квадрате выполняем прямые линии, усиливая нажим на карандаш и постепенно ослабляя. Затем начинаем линию  с ослабленного нажима, усиливаем и снова ослабляем.

В четвертом квадрате рисуем зигзаг, начиная с усиленного нажима и постепенно ослабляя нажим.

В пятом квадрате рисуем окружность, начиная  из центра по спирали, увеличивая расстояние между витками.

В шестом квадрате короткими штрихами прорисовываем по контуру листок, постепенно усиливая нажим карандаша.

3. Отработка компоновки рисунка.

При композиционном размещении изображаемых предметов на листе бумаги, если группа предметов располагается вертикально, то и лист располагается вертикально; при вертикальном расположении лист располагается горизонтально.  По размерам изображение должно занять 2/3 площади листа.

Рисовать надо одновременно все предметы, ведя работы «от общего к частному» и наоборот, решая на каждом этапе определенные изобразительные задачи.

Наметив на листе бумаги расположение  групп и предметов, следует определить размеры отдельных предметов.

Время выполнения работы: 4 часа.

Результат: выполнение упражнения на передачу различного характера линий с помощью графитного карандаша, выполнение упражнений по компоновке рисунка. 

Литература:

  1. Беляева С.Е. Специальный рисунок и художественная графика. – М.: Академия, 2012.

Практическое занятие № 3.

Отработка техники рисунка

Практическое занятие № 4.

Отработка техники светотеней

Цель. Выполнение упражнений по отработке техники рисунка и техники светотеней.

Материалы и оборудование: мольберт, бумага Ф-А-3,         карандаш, ластик, платы с методическими указания        ми, образцы работ, карточки-заданя, наборы фигур.

Рекомендации по выполнению работы:

- подготовить к работе мольберт,

- изучить карточки-задания,

- приступить к работе.

Порядок выполнения работы

1. Построение фигуры.

Определив пропорциональные величины предмета, следует перейти  к перспективному построению его конструкции с учетом линии горизонта. При помощи направляющих определить точное пространственное положение всех сторон фигуры. Прорисовать невидимое нижнее основание, чтобы фигура располагалась на плоскости стола.

Наметить вертикальные линии. Уточнить направление горизонтальных линий. Проверить правильность нанесения несколькими вспомогательными линиями.

Прорисовать окончательно конструктивную основу фигуры.

2. Светотеневая проработка форм.

        Тон в рисунке следует вводить постепенно, прокладывая основные теневые участки по заранее намеченным линиям собственных и падающих теней, а затем переходя к световому участку. Последовательное и постепенное выявление формы должно проводиться  по всему рисунку  в соответствии со светотональными отношениями на контуре. Это позволяет сохранить цельность в рисунке.

        Работу тоном следует вести осознанно. Если свет падает справа, значит, световая часть располагается справа, верхние плоскости – полутень, левые плоскости – тень. Последовательно закрываем штрихами данные затемненные участки собственных теней справа, связывая их одновременно с фоном и поверхностью основания стола. Одновременно сопоставляя все тональные различия на поверхностях предмета и с фоном, необходимо заняться светотенью формы предмета. Штрихи прокладываются по форме предмета, подчеркивая форму. Тщательно прорабатывать границы и передний план предмета, ослабляя контрасты на заднем плане. Наиболее темными является границы  собственных и падающих теней, причем падающие тени темнее собственных. Рефлекс всегда темнее полутонов.

Время выполнения работы: 4 часа.

Результат: выполнение упражнений по отработке техники рисунка и техники светотеней.

Литература:

  1. Беляева С.Е. Специальный рисунок и художественная графика. – М.: Академия, 2012.

Тема 1.2.  Геометрические композиции в рисунке

Практическое занятие № 5.

Построение геометрических фигур

Практическое занятие № 6.

Выполнение натюрморта из геометрических фигур

Практическое занятие № 7.

Передача объема геометрических фигур путем светотеневой проработки форм

Цель. Выполнение натюрморта из геометрических фигур с         передачей объема.

Материалы и оборудование: мольберт, бумага Ф-А-3,         карандаш, ластик, набор геометрических фигур,         платы с методическими указаниями, образцы работ.

Рекомендации по выполнению работы:

- подготовить к работе мольберт,

- проанализировать стрижку на карточке-задании,

- приступить к выполнению работы.

Порядок выполнения работы:

1. Компоновка листа.

Расположите лист в зависимости  от расположения группы предметов – вертикально или горизонтально.  По размерам изображение натюрморта должно занять 2/3 площади листа.

Рисовать надо одновременно все предметы, ведя работы «от общего к частному» и наоборот, решая на каждом этапе определенные изобразительные задачи.

Наметив на листе бумаги расположение  групп и предметов, следует определить размеры отдельных предметов – куба, шара и цилиндра.

2. Построение.

        Определив пропорциональные величины предметов, следует перейти  к перспективному построению их конструкций с учетом линии горизонта. При помощи направляющих определить точное пространственное положение всех сторон куба. Прорисовать невидимое нижнее основание  куба и цилиндра, чтобы они располагались на одной плоскости – плоскости стола. С учетом куба и цилиндра прорисовать шар, чтобы он также располагался на одной плоскости с кубом и цилиндром, а не висел в воздухе и не врезался в предметы.

        Наметить вертикальные ребра куба и цилиндра вместе с направлением его оси. Уточнить направление горизонтальных ребер куба и контурных образующих цилиндра. Необходимо помнить при этом, что все ребра куба будут иметь свои точки схода на линии горизонта. Проверить это можно несколькими вспомогательными линиями.

        Прорисовать окончательно конструктивную основу куба и цилиндра. Уточнить овалы цилиндра, передавая перспективные сокращения оснований цилиндра.

        Шар прорисовать в виде окружности. Еще раз проверить пропорции, построения и перспективу.

3. Светотеневая проработка форм.

        Определяем направление падения света и последовательно закрываем штрихами затемненные участки собственных теней справа, связывая их одновременно с фоном и поверхностью основания стола. Одновременно сопоставляя все тональные различия на поверхностях предметов и с фоном, необходимо заняться светотенью формы каждого предмета. Напоминаем, что штрихи подчеркивают форму предметов, правая плоскость – свет, верхняя плоскость – полутень, левая плоскость – тень с рефлексом. Слева – падающая тень от куба. На цилиндре штрихи подчеркивают форму цилиндра.

4. Завершение работы.

        Проверяем общее составление рисунка, где все детали должны быть подчинены целому. Если допущена некоторая дробность в рисунке, следует легкими штрихами обобщить мелкие подробности, подчеркивая общие крупные формы предмета. Если детали дальнего плана выступают вперед, их нужно ослабить или усилить передний план, в зависимости от общего тонального состояния рисунка.

Время выполнения работы: 6 часов.

Результат: выполнение натюрморта из геометрических фигур с проработкой светотональных отношений.

Литература:

1. Беляева С.Е. Специальный рисунок и художественная графика. – М.: Академия, 2012.

  1. Беляева С.Е. Основы изобразительного искусства  и художественного проектирования. – М.: Академия, 2012.
  2. Ли Н.Г. Основы учебного академического рисунка. – М.: Эксмо, 2009.

Тема 1.3. Цвет в композиции рисунка

Практическое занятие № 8.

Построение композиции этюда натюрморта

Практическое занятие № 9.

Выполнение акварельного этюда натюрморта

Практическое занятие № 10.

Проработка объемных форм в натюрморте

Цель. Выполнение акварельного этюда натюрморта.

Материалы и оборудование: краски акварельные, палитра, кисти, бумага Ф-А-3, банки с водой, губка и тряпочка для вытирания кистей.

Рекомендации по выполнению работы:

- подготовить к работе мольберт и краски,

- проанализировать натуру с учетом направления света; расположения предметов в натюрморте,

- приступить к выполнению работы.

Порядок выполнения рабы:

1.Компоновка листа.

Определяем композицию натюрморта на листе. Для этого надо сделать несколько вариантов зарисовок небольшого размера. В этих зарисовках определяют расположение предметов в пространстве: какой предмет ближе, какой дальше, какие предметы составляют  передний план, какой из предметов является композиционным центром. Здесь же выявляют распределение света и тени на предметах и натюрморте в целом, отмечают самый темный предмет и самый светлый.  

2. Построения.

Самую удачную композицию рисуют на основном листе. Под акварельную живопись  рисунок должен быть легким. В нем выявляют общую форму, пропорции предметов, начинают основные границы света и тени объемной формы, отмечают участок бликов.

3. Передача объема цветом.

Бумагу смачивают водой, чтобы наносимые красочные слои лучше ложились на поверхность.

Начинают с определения основных  цветовых отношений в натюрморте.  Цвет фона, объем и цвет предметов передают обобщенно. Найденные на палитре цвета накладывают крупными пятнами на соответствующие мета рисунка, постоянно сравнивая между собой. Начинают писать чаще всего со светлых мест на предметах, потом переходят к более темным. Там где необходимо цвет усиливают повторным наложением. При прописывании тени выделяют рефлекс, а на освещенной части – блик.

Определив основные  цветовые отношения постановки, переходят к детальной проработке объемных форм, методом лессировки добиваются передачи материальности предметов и драпировок. Для создания объема нужно постоянно сравнивать светлоту и насыщенность цвета на светлой и темной сторонах каждого предмета. Живописное решение пространства передают перспективным изменением цвета. Предметы, расположенные ближе к зрителю, выделяют четче, в них ясно видны все детали формы, все переходы цвета на объеме. Чем дальше от зрителя находится предмет, тем больше он теряет светлоту и насыщенность, тем меньше становится контраст света и тени. Поэтому, выделяя планы натюрморта, нужно все время сравнивать цвета предметов на переднем и дальнем плане.

4. Завершение работы.

Заканчивают натюрморт обобщением отдельных оттенков цветов, подчиняя их общему колориту. Выполняя живописный натюрморт, нужно следовать принципам «от общего к частному» и от «частного к общему».

Время выполнения работы: 6 часов.

Результат: выполнение акварельного этюда натюрморта.

Литература:

1. Беляева С.Е. Специальный рисунок и художественная графика. – М.: Академия, 2012.

  1. Беляева С.Е. Основы изобразительного искусства  и художественного проектирования. – М.: Академия, 2012.
  2. Ли Н.Г. Основы учебного академического рисунка. – М.: Эксмо, 2009.

Раздел 2. Рисунок головы человека

Тема 2.1. Основы пластической анатомии

головы человека

Практическое занятие № 11.

Выполнение рисунка черепа человека

Практическое занятие № 12.

Тональная проработка объема  рисунка черепа человека

Цель. Выполнение рисунка черепа головы.

Материалы и оборудование: мольберт, бумага Ф-А-3,         карандаш, ластик, модель черепа человека (гипс),         платы с методическими указаниями, образцы работ.

Рекомендации по выполнению работы:

- подготовить к работе мольберт,

- проанализировать натуру,

- приступить к работе.

Порядок выполнения работы

  1. Компоновка листа.

        Легкими линиями начинаем общую композицию. Делаем общий набросок черепа яйцевидной формы без деталей. При этом необходимо передать положение черепа: вертикальное, когда лоб и нижняя челюсть на одной линии или запрокинутое, тогда нижняя челюсть будет впереди лба и т.д.

         Для  лучшего композиционного размещения желательно, чтобы середина формы по горизонтали проходила чуть выше середины листа.

  1. Линейно – конструктивное построение формы.

        Работа ведется от целого, общего, минуя мелкие детали.

        Построение производится на основе условной осевой линии, которая начинается под затылком, проходит по середине свода черепа, лобной кости, переносице, носовым костям, середине верхней и нижней челюстей, до подбородочных возвышенностей. Эта линия называется средней линией и помогает наметить  расположение черепа в пространстве. Горизонтальной линией, проходящей  через переносицу, делим форму черепа на 2 части: верхнюю (мозговую) и нижнюю (лицевую). Далее делим форму черепа на три части: нижнюю – от подбородка до носового (грушевидного отверстия), среднюю – от носового отверстия до верхнего края глазницы, верхнюю – от верхнего края глазниц до выступающей точки свода черепа.

        Затем, ведя работу «от общего к частному»,  уточняем пропорции черепа по вертикали. Начинаем линию разделения верхней и нижней челюсти  в нижней трети черепа. В средней  трети – линию нижнего края глазниц, сравнивая высоту глазниц  с высотой скуловых костей. В верхней части черепа намечаем линию лобных бугров, которая определяет границу передней и верхней  поверхности черепа.

        Корректируя общую форму черепа, наполняем ее более мелкими частями. Рисунок следует вести парными формами, что способствует его целостности, т.к. это дает возможность сравнивать симметрично расположенные части черепа.

  1. Передача объема.

        Намеченное на предыдущей стадии рисования конкретизируется и уточняется с помощью разработки формы тоном. Штриховка отдельных частей черепа ведется по форме поверхности, чтобы подчеркнуть объем. Путем многократных проверок и сравнений рисунка с оригиналом надо привести его к гармоничному целому.

  1. Завершение и обобщение работы.

        Сравнить рисунок с оригиналом, обобщить, подчиняя детали целому.

Время выполнения работы: 4 часа.

Результат: выполнение рисунка черепа человека с тональной проработкой объема.

Литература:

1. Беляева С.Е. Специальный рисунок и художественная графика. – М.: Академия, 2012.

  1. Беляева С.Е. Основы изобразительного искусства  и художественного проектирования. – М.: Академия, 2012.
  2. Ли Н.Г. Основы учебного академического рисунка. – М.: Эксмо, 2009.

Тема 2.2. Рисунок головы человека

Практическое занятие №13.

Построение наброска  головы человека

Практическое занятие №14.

Построение рисунка  головы человека с гипсовой модели

Практическое занятие № 15.

Передача объема рисунка головы человека путем

проработки светотональных отношений

Цель: Выполнение рисунка  головы человека с античного образца с передачей объема.

Материалы и оборудование: мольберт, бумага Ф-А-3, карандаш, ластик, модель головы человека (гипс), платы с методическими указаниями, образцы работ.

Рекомендации по выполнению работы:

- подготовить к работе мольберт,

- проанализировать натуру со всех сторон с учетом направления света; отметить особенности формы, наклон, поворот головы,

- приступить к выполнению работы.

Порядок выполнения работы:

  1. Компоновка листа.

На плоскости листа голову размещают по-разному, в зависимости от ее поворота и наклона. На рисунке форма головы размещается несколько выше  середины листа. Профильное изображение голы надо располагать, оставив больше свободного пространства перед лицевой частью. Легкими линиями намечаем общую массу головы и ее движение по отношению к шее. Проводя серединные осевые линии вдоль овала головы и шеи, уточняем наклон и поворот головы.

  1. Построения.

Наносим горизонтальную линию, проходящую через  глазные щели. Профильная линия делит голову пополам. Пересечение средней и горизонтальной линий – «крестовина» – дает положение головы в пространстве и ясное деление на лицевой и мозговой отделы. Делим лицевую часть  на три равные части: лобную, носовую и губно-подбородочную. В верхней трети намечаем объем лба и конфигурацию волос. В средней – расположение глаз, носа, линии бровей, скул. В нижней трети намечаем ротовую щель и борозду между нижней губой и подбородком. Ведя работу, выверяем парные плоскости, выявляем форму и объем головы (височные области, лобные бугры, глазницы, скулы, подбородочное возвышение, ширину верхней и нижней губы). Уточняем границы перехода  с передней на боковые поверхности объема головы.

  1. Передача объема.

Для придания рисунку объема начинаем светотеневую моделировку формы. Определяем самое светлое и темное место и тональные переходы. Освещенные поверхности вначале лучше оставлять нетронутыми штрихами. Мягко и постепенно прорабатываем полутона при переходе от света к тени, обращаем внимание на рефлексы и тени.

В процессе рисования необходимо стремиться  к целостности рисунка, избегать  тональной пестроты.

  1. Завершение работы.

Обобщить работу, соблюдая верные тональные отношения в процессе завершения работы для достижения законченности рисунка.

Время выполнения работы: 6 часов.

Результат: выполнение рисунка головы человека с гипсовой модели с проработкой светотональных отношений.

Литература:

  1. Беляева С.Е. Специальный рисунок и художественная графика. – М.: Академия, 2012.
  2. Беляева С.Е. Основы изобразительного искусства  и художественного проектирования. – М.: Академия, 2012.
  3. Ли Н.Г. Основы учебного академического рисунка. – М.: Эксмо, 2009.

Раздел 3. Рисунок волос

Тема 3.1. Выполнение рисунка  волос

Практическое занятие №16. Построение и композиция  рисунка волос с элементами прически

Практическое занятие №17. Передача объема рисунка волос с элементами прически

Цель.  Выполнение рисунка волос с передачей объема.

Материалы и оборудование: мольберт, бумага Ф-А-3, карандаш, макет волос, плакаты и схемы с методическими указаниями, образцы работ.

Рекомендации по выполнению работы:

- подготовить к работе мольберты и краски;

- продумать образ;

- приступить к работе.

Ход работы:

  1. Компоновка листа.

Рисунок начинается с композиционного размещения рисунка волос на листе. Лист для рисунка косички располагаем вертикально. Размещаем рисунок косички на листе, чтобы все изображение заняло 2/3 площади листа.  

  1. Построения.

Намечаем на косичке все переплетения, прорисовываем невидимые линии,  уточняем пропорции. Следим за тем, чтобы косичка красиво заканчивалась и волосы были похожи на волосы, т.е. окончания волос сходят на нет.

  1. Светотеневые проработки форм.

Тон в рисунке волос следует вводить постепенно, прокладывая основные теневые участки по заранее намеченным линиям собственных и падающих теней, а затем переходя к световому участку. Нельзя обводить рисунок желтым контуром. Все контуры следует перевести в плоскости, прорисовывая штриховки прямо от линии обводки контура. Последовательное и постепенное  выявление форм должно проводиться по всему рисунку в соответствии со светотональными отношениями на натуре.  Это позволяет сохранить цельность в рисунке. Работу тоном следует вести осознанно. Штрихи прокладываем по форме  каждого переплетения, подчеркивая форму. Окончания волос  прорабатываем очень легкими штрихами, сводя на нет, чтобы передать фактуру волос.

  1. Завершение работы.

Проверяем общее состояние рисунка, где все детали должны быть подчинены целому. Если допущена некоторая дробность в рисунке, следует легкими штрихами обобщить мелкие подробности, подчеркивая общие крупные формы косички.

Время выполнения работы: 4 часа.

Результат: выполнение рисунка косички с проработкой светотональных отношений.

Литература:

  1. Беляева С.Е. Специальный рисунок и художественная графика. – М.: Академия, 2012.
  2. Беляева С.Е. Основы изобразительного искусства  и художественного проектирования. – М.: Академия, 2012.
  3. Ли Н.Г. Основы учебного академического рисунка. – М.: Эксмо, 2009.

Раздел 4. Рисунок современных стрижек и причесок в цвете

Тема 4.1. Рисунок исторической прически

Практическое занятие №18.

Выполнение наброска исторической  прически

Практическое занятие №19.

Выполнение рисунка исторической  прически

Практическое занятие №20.

Проработка светотональных отношений рисунка исторической  прически  

Цель: Выполнение рисунка исторической  прически  с проработкой светотональных отношений.

Материалы и оборудование: мольберт, бумага Ф-А-3, карандаш, ластик, плакаты с методическими указаниями,  раздаточный материал с образцами работ.

Рекомендации по выполнению работы:

- подготовить к работе мольберты и краски;

- продумать образ;

- приступить к работе.

Ход работы:

  1. Компоновка листа.

Рисунок начинается с композиционного размещения прически  на листе бумаги. Если прическа высокая, значит голова располагается ниже, чтобы вся прическа вошла на лист. Если на рисунке локоны, соответственно голова располагается выше. Если поворот головы на ¾ - перед лицом  оставляем немного места на листе, чтобы взгляд не упирался в край листа. Намечаем на листе всю прическу, чтобы части прически вошли на лист.

  1. Построения.

Определив пропорциональные величины всех частей прически простраиваем все валики, локоны, косички. Не забываем о композиционном центре прически, чтобы прическа не развалилась на отдельные фрагменты. Простраиваем среднюю линию на лице, следим, чтобы прямой пробор совпадал со средней линией. Линию глаз отстаиваем по середине  головы. Линия бровей находится немного выше линии глаз. От линии бровей отмечаем середину к линии подбородка и прорисовываем линию носа. От линии бровей отмечаем вверх это же расстояние – линия роста волос. Если поворот на 3/4, помним о перспективных сокращениях.

  1. Светотеневая проработка форм.

Тон в рисунке волос вводим постепенно, прокладывая основные теневые участки по заранее намеченным линиям собственных и падающих теней, а затем переходя к световому участку. Последовательное и постепенное  выявление форм должно проводиться по всему рисунку в соответствии со светотональными отношениями на рисунке.  Последовательно закрываем штрихами самые затемненные участки собственных теней, связывая их одновременно с волосами и фоном. Штрихи прокладываем по форме, подчеркивая форму. Прокладываем на лице все конструктивные тени, подчеркивая стенку носа, скулы, подбородок и лобные доли по форме частей лица. Так же по форме прорабатываем все  валики, косички, локоны. Тщательно прорабатываем границы и композиционный центр прически, ослабляя контрасты на заднем плане.

  1. Завершение работы.

Проверяем общее состояние рисунка, где все детали должны быть подчинены целому. Если допущена некоторая дробность в рисунке, следует легкими штрихами обобщить мелкие подробности, подчеркивая общие крупные формы прически.

Время выполнения работы: 6 часов.

Результат: выполнение рисунка исторической прически с проработкой светотональных отношений.

Литература:

  1. Беляева С.Е. Специальный рисунок и художественная графика. – М.: Академия, 2012.
  2. Беляева С.Е. Основы изобразительного искусства  и художественного проектирования. – М.: Академия, 2012.
  3. Ли Н.Г. Основы учебного академического рисунка. – М.: Эксмо, 2012.

Тема 4.2. Рисунок современных стрижек и причесок

Практическое занятие №21.

Выполнение рисунка повседневной современной стрижки

Практическое занятие №22.

Выполнение рисунка повседневной современной прически

Практическое занятие №23.

Выполнение рисунка салонной прически.

Цель: Выполнение рисунка (эскиза) прически в цвете с передачей объема.

Материалы и оборудование: мольберт, бумага Ф-А-3, карандаш, ластик, гуашь, кисти белка № 8, № 3, плакаты с методическими указаниями, карточки-задания, образцы работ.

Рекомендации по выполнению работы:

- подготовить к работе мольберты и краски;

- продумать образ;

- приступить к работе.

Ход работы:

  1. Компоновка листа.

Рисунок начинается с композиционного размещения изображения на листе. Если прическа высокая – расположение на листе вертикальное, если прическа объемная по ширине – расположение листа горизонтальное.

Определить основные пропорции и элементы прически. Наметить на листе общую форму головы с прической с учетом пропорций прически. Если голова расположена на ¾, то перед лицом необходимо оставить свободное пространство.  

  1. Построения.

Построить элементы прически, установив по пропорциям на листе. Проработать детально все элементы прически: построить косы, волны, валики и т.д. выделить композиционный центр. Построить среднюю линию, линию глаз, бровей, носа, губ.

  1. Передача объема цветом.

Подобрать на палитре цвет лица, смешивая желтый, белый, коричневый и красный цвета.  Выполнить прокладку основного цвета, высветлить световые части, затемнить теневые части.

Выполнить прокладку основного цвета волос по форме волос. Подобрать на палитре разные оттенки цвета и добавить на рисунок, соблюдая верные тональные и цветовые отношения.

Прописать цветом черты лица и все элементы прически. Высветлить блики на волосах, подчеркнуть световые части на лице и теневые части на волосах и лице для передачи объема.

  1. Завершение работы.

Обобщить рисунок (эскиз) цветом для соблюдения верных тональных отношений.

Время выполнения работы: 6 часов.

Результат: выполнение рисунка (эскиза) прически с передачей объема в цвете.

Литература:

  1. Беляева С.Е. Специальный рисунок и художественная графика. – М.: Академия, 2012.
  2. Беляева С.Е. Основы изобразительного искусства  и художественного проектирования. – М.: Академия, 2012.
  3. Ли Н.Г. Основы учебного академического рисунка. – М.: Эксмо, 2012.

Практическое занятие №24-25 (зачетное).

Выполнение рисунка повседневной современной стрижки

с передачей объема и светотональных отношений

Цель: Выполнение рисунка современной повседневной         стрижки с проработкой         светотональных         от        ношений.

Материалы и оборудование: мольберт, бумага Ф-А-4,         карандаш, ластик,         плакаты с методическими         указаниями, карточки-задания, образцы работ.

Рекомендации по выполнению работы:

- подготовка к работе мольберта.

- проанализировать стрижку на карточке-задании.

- приступить к выполнению работы.

Порядок выполнения работы

  1. Компоновка листа.

        Определить основные пропорции стрижки.

        Наметить на листе положение головы с прической  с учетом пропорций стрижки.

  1. Построения.

        Построить по пропорциям среднюю линию, линию глаз, посередине головы, линию бровей. От линии бровей разделить пополам до подбородка и построить линию носа. Линия рта находится на одной трети высоты лица.

        Выполнить построения носа, глаз, губ. Ухо находится от линии глаза до линии носа. Пропорционально прорисовываем стрижку.

  1. Передача объема.

        Наметить светотень для передачи объема. Штрихи на лице прорисовать по форме носа, губ, скул, полутени с учетом освещения. Полутоном передать штриховку по направлению волос.

        Добавить теневые части штриховкой.

  1. Завершение работы.

        Обобщение рисунка для соблюдения верных тональных отношений в процессе завершения работы для достижения законченности рисунка.

Время выполнения работы: 4 часа.

Результат: выполнение рисунка стрижки с проработкой светотональных отношений.

Практическое занятие №26-27(зачетное).

Выполнение рисунка салонной прически

с передачей объема и светотональных отношений

Цель. Выполнение рисунка салонной прически в цвете с передачей объема.

Материалы и оборудование: мольберт, бумага Ф-А-4,         карандаш, ластик,         гуашь, кисти белка № 8, № 3,         плакаты с методическими указаниями,         карточки-        задания, образцы работ.

Рекомендации по выполнению работы:

- подготовить к работе мольберты и краски.

- продумать эскиз.

- приступить к работе.

Порядок выполнения работы

  1. Компоновка листа.

Определить основные пропорции и элементы прически.

Наметить на листе общую форму головы с прической  с учетом пропорций прически.

  1. Построение.

Построить элементы прически, установив по пропорциям на листе.

Проработать детально  все элементы прически: простроить косы, волны, валики и т.д. Простроить среднюю линию, линию глаз, бровей, носа, губ.

  1. Передача объема цветом.

Выполнить прокладку основного цвета лица и волос, соблюдая верные тональные и цветовые отношения.

Прописать цветом черты лица и все элементы прически. Высветлить блики на волосах, подчеркнуть цветом теневые части для передачи объема.

  1. Завершение работы.

Обобщение эскиза цветом для соблюдения верных тональных отношений в процессе завершения работы для достижения законченности результата.

Время выполнения работы: 4 часа.

Результат: выполнение рисунка салонной прически с передачей объема в цвете.

Рекомендуемая литература

  1. Беляева С.Е. Основы изобразительного искусства и художественного проектирования : учебник для уч-ся НПО / С.Е.Беляева. — 6-е изд., стер. — М.: Издательский центр «Академия», 2012.—208 с.
  2. Беляева С.Е. Розанов Е.А. Спецрисунок и художественная графика: учеб. для  студ. сред.  проф. учеб. заведений. – М.: ИЦ «Академия», 2012. – 240 с.
  3. Жабинский В.И., Винтова А.В. Рисунок: учеб. пособие.  Сред. проф. образование.  – М.: ИНФРА-М, 2011. – 256 с.
  4. Ли Н.Г. Основы учебного академического рисунка. Учебник. -  М.:  Эксмо, 2009. – 280 с.
  5. Черниченко Т.А., Плотникова И.Ю. Моделирование причесок и декоративная косметика: учебное пособие для студ. сред. проф. образования. - М.: ИЦ «Академия», 2011. – 232 с.

Содержание методических указаний

Стр.

Пояснительная записка

3

Раздел 1. Основы академического рисунка

4

Тема 1.1. Техника рисунка и основы композиции    

4

Практические  занятия №№ 1, 2

4

Практические  занятия №№ 3, 4

5

Тема 1.2. Геометрические композиции в рисунке

6

Практические  занятия №№ 5, 6, 7

6

Тема 1.3. Цвет в композиции рисунка

8

Практические  занятия №№ 8, 9, 10

8

Раздел 2. Рисунок головы человека

10

Тема 2.1. Основы пластической анатомии

головы человека

10

Практические  занятия №№ 11, 12

10

Тема 2.2. Рисунок головы человека

11

Практические  занятия №№ 13, 14, 15

11

Раздел 3. Рисунок волос

13

Тема 3.1. Выполнение рисунка  волос

13

Практические  занятия №№ 16, 17

13

Раздел 4. Рисунок современных стрижек и

причесок в цвете

14

Тема 4.1. Рисунок исторической прически

14

Практические  занятия №№ 18, 19, 20

14

Тема 4.2. Рисунок современных стрижек и причесок 

16

Практические  занятия №№ 21, 22, 23

16

Практическое занятие №24-25 (зачетное). Выполнение рисунка повседневной современной стрижки с передачей объема и светотональных отношений

17

Практическое занятие №26-27(зачетное). Выполнение рисунка салонной прически с передачей объема и светотональных отношений

18

Рекомендуемая литература

19


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер – класс по теме «Использование цифровых образовательных ресурсов на уроках производственного обучения»

Данный мастер-класс предназначен для преподавателей и мастеров производственного обучения.Цель мастер-класса: познакомить педагогов и мастеров производственного обучения с технологией конструирования ...

В ПОМОЩЬ ДЛЯ МАСТЕРОВ ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ОБУЧЕНИЯ .Методические рекомендации по разработке рабочих программ.

В представленных методических рекомендациях рассмотрены основные подходы к разра-ботке рабочих программ учебной и производственной практик основной профессиональ-ной образовательной программы по профе...

Методическое пособие разработка урока производственного обучения Комплексная разработка урока-конкурса по производственному обучению Гордиенко Елена Григорьевна - мастер производственного обучения СПБ ГБПОУ «Техникум «Автосервис» (МЦПК)»

Данный урок производственного обучения является заключительным в профессии «повар» и поскольку учащиеся уже получили определённый профессиональный опыт, на уроке организуется осмысление, формулировани...

Презентация использования интерактивных методов на уроках производственного обучения

Презентация использования интерактивных методов на уроках производственного обучения...

Проект занятия учебной практики (производственного обучения) для обучающихся на базе специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида Тема: «Окрашивание поверхностей водными составами вручную при помощи кистей и валиков»

Данная методическая разработка урока производственного обучения по теме: «Окрашивание поверхностей водными составами вручную при помощи кистей и валиков» разработана для обучающихся образовательных уч...

Применение интерактивных технологий обучения на уроках производственного обучения в СПО

План  занятия на тему: «Классификация и общее устройство автомобилей. Общее устройство автомобиля».с использованием педагогической  технологии интерактивного обучения....

В помощь мастеру производственного обучения

В данной публикации говорится о формах п/о, классификации методов п/о, приведена классификация и структура типов уроков п/о, виды деятельности обучающихся....