Статья на тему: «Анализ развития системы поддержки инвалидов и лиц с ОВЗ в Тамбовской области»
статья

Сливина Марина Петровна

Предварительный просмотр:

Национальный центр развития конкурсов
профессионального мастерства «Абилимпикс»

Статья

на тему: «Анализ развития системы поддержки инвалидов и лиц с ОВЗ в Тамбовской области»

Выполнила: Сливина Марина Петровна

Компетенция:

«Парикмахерское искусство»

2019 год


Оглавление

I. Введение        3

II.  Основная часть.        6

2.1 Задачи, требующие решения        6

2.2 Механизм решения:        6

2.3 Принципы реализации программы развития        10

2.4 Структурная модель базовой организации.        11

III. Заключение        15

3.1 Реализация мероприятий по развитию        15

3.2 Ожидаемые результаты (системные эффекты)        17

IV.  Список литературы        19


  1. Введение

В региональной политики особое внимание уделяется обеспечению доступности всех уровней образования для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.

В области функционируют 8 отдельных образовательных организаций, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам (далее - АООП). Численность обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее - ОВЗ) в них составляла 846 человек (30,9 % от общего количества детей с ОВЗ школьного возраста), из них 443 ребенка- инвалида (24,5 %).

В общеобразовательных организациях области обучалось 1892 ребенка с ОВЗ (69,1% от общего количества детей с ОВЗ школьного возраста), из них 427 детей-инвалидов. Кроме того, в общеобразовательных организациях обучалось 934 ребенка-инвалида по общеобразовательной программе.

В 9 общеобразовательных организациях области функционировали 27 отдельных классов, реализующих адаптированные образовательные программы, в которых обучалось 240 детей с ОВЗ (12,7% от количества детей с ОВЗ, обучающихся в общеобразовательных организациях), из них 63 ребенка-инвалида.

В 286 общеобразовательных организациях в 1122 классах инклюзивное образование получали 1652 ребенка с ОВЗ (87,3% от количества детей с ОВЗ, обучающихся в общеобразовательных организациях), из них 364 ребенка- инвалида.

Обучение школьников на дому, в медицинских организациях регламентировано постановлением администрации Тамбовской области от 21.02.2014 № 196 «Об утверждении Порядка регламентации и оформления отношений государственной и муниципальной общеобразовательной организации и родителей (законных представителей) учащихся, нуждающихся в длительном лечении, а также детей-инвалидов в части организации обучения по основным общеобразовательным программам начального общего, основного общего, среднего общего образования на дому или в медицинских организациях».

В регионе функционируют 2 Центра психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи (далее - Центры). В основе деятельности Центров лежит осуществление индивидуально ориентированной педагогической, психологической, социальной и медицинской помощи детям, находящимся в трудной жизненной ситуации, оказание им квалифицированной помощи в обучении и воспитании. Центрами предоставляется более 18 различных услуг для детей, родителей (законных представителей), семей, для специалистов общеобразовательных организаций, направленных на реабилитацию и защиту прав несовершеннолетних.

С 2009 года на базе Тамбовского областного государственного образовательного автономного учреждения дополнительного профессионального образования «Институт повышения квалификации работников образования» работает «Центр дистанционного образования детей-инвалидов», который реализует проект «Организация дистанционного образования детей-инвалидов».

В рамках проекта организовано дистанционное обучение 150 детей- инвалидов. В соответствии с мониторингом потребности в использовании дистанционного образования детьми-инвалидами, обучающимися на дому и не имеющими противопоказаний работы на компьютере, данная потребность удовлетворена полностью (100%).

Дистанционное обучение детей-инвалидов осуществляется по 20 предметам.

Образовательный процесс осуществлял 151 сетевой педагог.

Относительно обеспечения психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ и инвалидностью в общеобразовательных организациях.

В целом по области в общеобразовательных организациях психолого-педагогическое сопровождение осуществляли 155 педагогов-психологов, 79 учителей-логопедов, 36 учителей-дефектологов, 40 тьюторов.

В целях реализации модели инклюзивного образования и психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ и инвалидностью, используется ресурс Центров и Служб, созданных на базе организаций, осуществляющих образовательную деятельность по АООП:

Многофункциональный центр оказания комплекса услуг семьям и детям;

Ресурсный центр психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ;

3 центра по оказанию психолого-педагогических услуг;

Ресурсный центр развития слуха и речи;

Центр развития и коррекции;

Центр сопровождения инклюзивного образования.

Специалисты центров оказывают помощь школам в разработке образовательных маршрутов для детей с проблемами в развитии, проведении коррекционных занятий, консультируют педагогов по вопросам работы с ОВЗ.

В регионе ведется системная работа по повышению доступности и качества дополнительного образования, увеличению доли детей с ОВЗ и детей-инвалидов, обучающихся по программам дополнительного образования.

В 15 организациях дополнительного образования области осуществляли деятельность около 20 инклюзивных кружков и секций, в которых занимались 182 человека (дети с ОВЗ, дети-инвалиды).

Использование межведомственных ресурсов обеспечило реализацию программ дополнительного образования на базе организаций, реализующих адаптированную программу, в форме «выездных» классов (11 «выездных» классов, 108 чел.).

Разработана учебная программа дополнительного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья, являющихся активными, действующими спортсменами по специальности «Механик технических видов спорта» (обучено 7 спортсменов паралимпийцев области).

На отделении «Адаптивный спорт» (ТОГБОУ ДО «ОДЮСШ», МАОУ ДО «ДЮСШ № 1» г. Тамбова) организовано обучение 302 чел., из них 92 ребенка-инвалида (2016 г. - 298 чел., из них 83 ребенка-инвалида).

Принимаемые меры позволили увеличить в 2017-2018 уч. г. охват детей с ОВЗ и детей-инвалидов дополнительным образованием до 35% (1203 чел.) от общего числа детей данной категории (2016-2017 уч. г. - 33,2%).

При этом охват дополнительным образованием воспитанников областных организаций, реализующих АООП, составил 92 %.

Количество детей с ОВЗ и детей-инвалидов, участвующих в общественной жизни на школьном, муниципальном и региональном уровне, составляет 1698 чел. (65% от общей численности детей с ОВЗ и детей- инвалидов области).

В социально значимые проекты различного уровня вовлечены 842 чел., 33,9% от общей численности детей с ОВЗ и детей-инвалидов области.

999 детей с ОВЗ и детей-инвалидов (39,4 % от общей численности детей данной категории) стали участниками:

предметных олимпиад - 168 чел. (16,8 %);

творческих конкурсов - 584 чел. (58,4%);

спортивных состязаний - 247 чел.(24,7%).

В 2017-2018 учебном году дети-инвалиды стали победителями и призерами 3 Всероссийских соревнований и 2 Чемпионатов России.

В области создана региональная система профессионального образования инвалидов.

В профессиональных образовательных организациях области в 2017- 2018 учебном году обучалось 180 инвалидов и 83 лица с ОВЗ.

Обучение детей с ОВЗ велось в 18 из 19 колледжей по 45 профессиям. На базе многих из них созданы специализированные Центры и открыты отдельные группы.

В Центрах и специальных группах обучалось 194 человека (73,8%) из числа инвалидов и лиц с ОВЗ. В остальных профессиональных образовательных организациях (12 организаций) студенты с ОВЗ и инвалидностью получали профессиональное образование в основных группах.

Доступная среда создана в 10 (52,6%) организациях. Для обучения детей-инвалидов, лиц с ОВЗ в области действует Центр инклюзивного образования, который является структурным подразделением базовой профессиональной образовательной организации.

Расширяется перечень программ профессионального образования, разработанных для обучения детей-инвалидов.

Образовательными организациями осуществляется работа по трудоустройству инвалидов-выпускников. В 2017-2018 учебном году выпуск инвалидов составил 45 человек. Доля инвалидов, направленных на работу из числа выпускников, составила 66,7% (30 человек), 22,2% (10 человек) продолжили обучение в профессиональных образовательных организациях, 6,7% (3 человека) - находятся на долгосрочном лечении в медицинских организациях, 4,4% (2 человека) находятся в отпуске по уходу за ребенком.

Образование инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья относится к числу проблем, актуальность которых не утрачивает своего значения.

Провозглашенный в Российской Федерации курс на обеспечение доступности качественного образования всех предусмотренных законом уровней для всех контингентов населения предполагает непрекращающийся поиск инновационных моделей, соответствующих этому требованию, новых форм и способов организации обучения, в том числе и дистанционного обучения, что является важным компонентом общей стратегии совершенствования системы социального обеспечения населения.

Законодательство Российской Федерации, в соответствии с основополагающими международными документами в области образования, предусматривает принцип равных прав на образование для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Получение образования лицами данной категории является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности.

Профессиональное обучение лиц с ограниченными возможностями здоровья является важнейшим элементом комплексной реабилитации, которая обеспечивает полную самостоятельность и экономическую независимость граждан с ограниченными возможностями здоровья. Обеспечение равных возможностей в получении образования для инвалидов является важной составной частью реализации принципов независимой жизни инвалидов.

В Тамбовской области обучение детей с ограниченными возможностями здоровья детей- инвалидов ведется в 16 из 19 профессиональных образовательных организаций и в 1 организации высшего образования. Профессиональное обучение осуществляется по 39 профессиям и специальностям.

В областных государственных профессиональных образовательных организациях обучается 148 студентов из числа инвалидов и 152 человека из числа лиц с ограниченными возможностями здоровья


II.  Основная часть.

2.1 Задачи, требующие решения

  • недостаточное количество адаптированных программ для профессионального  образования инвалидов на всей территории Тамбовской области;
  • отсутствие развитой инфраструктуры для обеспечения сопровождения лиц из числа инвалидов от профессиональной ориентации до трудоустройства и создания собственного дела ;
  • низкий уровень развития дистанционных технологий  профессионального  образования и обучения инвалидов;
  • недостаточное развитие кадрового потенциала для профессионального образования , обучения и адаптации инвалидов.

2.2 Механизм решения:

Создание базовой организации, обеспечивающей поддержку региональной системы инклюзивного профессионального образования на базе Техникума отраслевых технологий

Основными причинами выбора данной организации в качестве  базовой являются:

  • территориальная и транспортная доступность (Техникум находится в северном районе г. Тамбова, проезд с любого конца города в общественном транспорте – не более 30 минут, имеется автобус и микроавтобус.);
  • наличие социально-бытовой инфраструктуры: спортивного зала,   зала лечебной физкультуры, современного стадиона с искусственным покрытием,  актового и конференц залов, медицинского пункта, общежития на 160 мест, социальной гостиницы, все объекты соединены переходами в единый комплекс.
  • создание   образовательной среды, оборудованной специальными техническими средствами обучения для организации образовательного процесса для студентов с нарушением слуха. В рамках стажировочной площадки  «Социализация детей с нарушениями слуха в условиях образовательного учреждения среднего профессионального образования» оборудованы 6 кабинетов и лабораторий:

- лаборатория швейного дела,

- мастерская-лаборатория строительных работ,

- лаборатория парикмахерского искусства,

- лаборатория технического обслуживания и устройства автомобилей,

-кабинет информационных технологий,

- лаборатория по отработке навыков вождения

Обучается  26 студентов с нарушением слуха в инклюзивных группах.

- наличие   опыта работы с инвалидами (обучается 53 инвалида  и 22 студента с ОВЗ)

Обучение ведется по 4 специальностям

  • Земельно-имущественные отношения
  • Парикмахерское искусство
  • Программирование в компьютерных системах
  • Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта

5 профессиям

  • Сварщик
  • Парикмахер
  • Автомеханик
  • Мастер отделочных строительных работ
  • Оператор швейного оборудования

3 программам профессионального обучения

  • изготовитель художественных изделий из бересты, выжигальщик по дереву
  • штукатур, маляр
  • столяр, плотник

Обучение осуществляется как в специализированных, так и в интегрированных группах.

С 2015-2019 учебного года обучение ведется по адаптированным образовательным программам.

 - наличие сетевой инфраструктуры профессионального самоопределения и трудоустройства: с 2015 года функционирует Сетевой ресурсный центр профессиональной ориентации и профессионального самоопределения для обучающихся из числа инвалидов и лиц с ОВЗ, студенческое бюро по трудоустройству, консультационный пункт по развитию предпринимательства. Заключены соглашения о сотрудничестве в сфере профориентации с 7 специализированными организациями, управлением труда и занятости области.

В рамках реализации мероприятий Государственной программы Тамбовской области «Доступная среда» на 2016-2021 годы в 2016 году проводится работа по оснащению базовой профессиональной образовательной организации, обеспечивающей поддержку функционирования региональной системы инклюзивного образования инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.

Основные направления расходования выделенных средств:

  • комплект оборудования для кабинета адаптационных дисциплин;
  • комплект оборудования для библиотеки;
  • комплект оборудования для бюро по трудоустройству;
  • комплект оборудования для кабинета электронного обучения и дистанционных технологий;
  • комплект оборудования для лаборатории столярного дела;
  • комплект оборудования для мастерской парикмахерского искусства;
  • комплекты оборудования для активной и пассивной сенсорных комнат;
  • комплект оборудования для медицинского кабинета;
  • комплект оборудования для санитарно-гигиенических комнат;
  • комплект информационно-тактильных знаков;
  • электронные образовательные ресурсы;
  • информационный терминал;
  • подъемник;
  • специализированная мебель и др.

В рамках создания базовой организации планируется адаптировать для инвалидов еще 1500 кв.м. площадей для организации образовательного процесса, социальной и профессиональной адаптации.

Планируется:

1. создать для инвалидов с нарушениями слуха,  общими заболеваниями, лицами с ОВЗ две новых учебно-производственных зоны: парикмахерская студия и столярная лаборатория с реальными рабочими местами   (впоследствии студенты инвалиды старших курсов будут на них работать. Планируется создание учебных фирм.  

2. обеспечить реализацию адаптационных дисциплин в соответствии с современными требованиями для трех категорий инвалидов (с нарушениями слуха, с нарушениями зрения, с нарушениями опорно-двигательного аппарата).

3. создать эффективную образовательную и развивающую  среду в библиотеке, центре дистанционных технологий и электронного обучения, бюро по трудоустройству для трех категорий инвалидов (с нарушениями слуха, с нарушениями зрения, с нарушениями опорно-двигательного аппарата).

4. В связи с необходимостью проведения мероприятий по профессиональной ориентации и планируемым увеличением  количества студентов инвалидов в 2 раза за три года, обеспечить доступ колясочников на второй  этаж к конференц-залу.

5. Оборудовать специальные раздевалки.

6. Создать активную и пассивную сенсорные комнаты.

 7. Создать   презентационные зоны с продукцией,  производимой инвалидами и лицами с ОВЗ.

2.3 Принципы реализации программы развития

Реализация концепции деятельности базовой профессиональной образовательной организации, обеспечивающей поддержку региональной системы инклюзивного профессионального образования инвалидов строится на основе принципов инклюзивного образования, определенных Конвенцией ООН "О правах инвалидов":

  •  признание ценности человека, независимо от его возможностей и достижений;
  •  обеспечение равных прав и равных возможностей доступа к образованию;
  •  всеобщность получения совместного образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами;
  • системность (обеспечение равного доступа к качественному образованию детей с .особыми образовательными потребностями, обеспечение преемственности между уровнями образования в рамках реализации инклюзивного подхода на разных уровнях образования;
  • вариативность, коррекционная направленность (организация личностно- ориентированного учебного процесса в комплексе с коррекционно-развивающей работой для удовлетворения социально-образовательных потребностей, создание условий для социально-трудовой реабилитации, интеграции в общество детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе детей-инвалидов);
  • индивидуализация (осуществление личностно-ориентированного, индивидуального и дифференцированного подхода);
  • учет индивидуальных способностей (таланта и одаренности) детей с ограниченными возможностями здоровья при организации процесса обучения;
  •  межведомственная интеграция и социальное партнерство (координация действий различных ведомств, социальных институтов, служб с целью оптимизации процесса инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья)

Цели и задачи:

Цель : Обеспечение доступности и качества  инклюзивного профессионального образования инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья    в Тамбовской области

Задачи :

  • Обучение инвалидов и лиц с ОВЗ по востребованным и  перспективным для экономики региона профессиям и специальностям по адаптированным образовательным программам СПО в сетевом формате
  • Предоставление для коллективного пользования специальных информационных и технических средств, дистанционных образовательных технологий, учебно-методических материалов
  • Повышение квалификации педагогических работников профессиональных образовательных организаций
  • Осуществление консультаций инвалидов и лиц с ОВЗ, их родителей по вопросам получения СПО, в том числе, с проведением профессиональной диагностики

2.4 Структурная модель базовой организации.

Профессиональная ориентация

Сетевая реализация образовательных программ

Совместное использование ресурсов.

Социальная и профессиональная адаптация инвалидов

Открытое образовательное пространство

Адресное трудоустройство

Повышение квалификации педагогических работников

Сетевой центр профориентации

Информационная система организации профессиональных проб

Учебно-производственные участки  - 4

Мастерские и лаборатории - 6

Салон-парикмахерская

Лаборатория столярных работ

Социальная гостиница

Досугово-выставочный  центр

Сенсорная комната

Фитобар

Спортивный зал

Столовая

Раздевалка для инвалидов

Библиотека

Кабинет адаптационных дисциплин

Сайт базовой организации

Система он-лайн консультирования

Центр дистанционных технологий

Система он-лайн курсов и мастер-классов для инвалидов

Межрегиональный центр профессиональных соревнований  Абилимпикс

Студенческая газета

Бюро по трудоустройству

Студенческое кадровое агентство

Консультационный пункт по развитию предпринимательства

Банк данных работодателей

Центр профессионального сопровождения и консультирования

Постоянный консультационный пункт

Стажировочная площадка

Центр обучения тьюторов

Банк методик и технологий работы с инвалидами

Система проблемных семинаров и вебинаров

Модель сетевого взаимодействия системы подготовки кадров инвалидов и лиц с ОВЗ

Направления деятельности

Основными направлениями деятельности  являются:

  • научно-методическое - сопровождение субъектов образовательного процесса в профессиональных образовательных организациях Тамбовской   области, реализующих инклюзивное профессиональное образование;
  • организационно-педагогическое - координация и объединение деятельности образовательных . организациях Тамбовской   области, реализующих инклюзивное профессиональное образование;
  • образовательное - организация и проведение программ повышения квалификации и стажировки специалистов инклюзивного образования;
  • психологическое- психологическое сопровождение всех субъектов инклюзивного профессионального образовательного процесса (обучающиеся, родители, педагогические работники), разработка практико-ориентированных технологий индивидуального обучения и психолого-педагогического сопровождения процесса включения ребенка с ограниченными возможностями здоровья в образовательную среду;
  • адаптационное - адаптация всех основных элементов образовательной деятельности: содержания образования, учебного процесса к особым потребностям обучающихся-инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, техническая и архитектурная адаптация - доступность и безбарьерность при передвижении, информационная адаптация - доступность восприятия информации, развитие форм дистанционного обучения, методическая адаптация - разработка и внедрение адаптированных образовательных программ профессионального образования, программ психолого-педагогической и социально-коррекционной реабилитации с учетом их особых образовательных потребностей обучающихся;
  • -информационно-просветительское- формирование у населения Тамбовской области, обучающихся, родителей, педагогических работников толерантного отношения к обучающимся с ограниченными возможностями здоровья, популяризация опыта работы специалистов, реализующих инклюзивные практики в регионе, сотрудничество со средствами массовой информации, общественными организациями, педагогическим сообществом, установление связей с центрами по работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья;

III. Заключение

3.1 Реализация мероприятий по развитию

№№

Направления деятельности

Планируемые мероприятия

1.

Профориентационная работа с инвалидами и лицами с ОВЗ по привлечению их в систему СПО

Работа в рамках сетевого ресурсного центра профессиональной ориентации и профессионального самоопределения инвалидов, лиц с ограниченными возможностями здоровья в системе профессионального образования.

2.

Совершенствование материально-технических условий для обеспечения безбарьерной среды обучающимся разных нозологий

Оборудование входных групп:

-устройство пандусов

-расширение дверных проемов

Функциональное проектирование и  оборудованиепутей следования:

-обустройство световыми маяками , предупреждающими указателями

-установка поручней

Оборудование санитарно-бытовых помещений, раздевалок

Оборудование зон отдыха и выставочной зоны

Оборудование учебных помещений:

-создание мастерских парикмахерского искусства и столярных работ

Оснащение их специальным звукоусиливающим оборудованием

Оборудование аудиовизуальными и информационными материалами

Оборудование специальных рабочих мест для инвалидов

Выделение специальной рабочей зоны и обеспечение свободного доступа для инвалидов колясочников в библиотеке, столовой, кабинете информационных технологий, адаптационных дисциплин, центре профориентации

Оснащение  рабочих мест электроакустическими приборами, инд. наушниками, и сурдотехаппаратурой, тактильным оборудованием

3.

Разработка и внедрении АООП СПО и ПО

Проведение обучающих семинаров с педагогическими работниками области по проблемам разработки АООП СПО и ПО, разработке адаптационных дисциплин, психолого-педагогического сопровождения АООП.

Разработка и внедрение АООП СПО и ПОво всех профессиональных образовательных учреждениях области

4.

Осуществление электронного обучения лиц с инвалидностью и ОВЗ, использование дистанционных технологий при реализации АООП

Создание ифраструктуры электронного обучения:

-оснащение центра электронного обучения и дистанционных технологий

-разработка программ для электронного обучения

-закупка электронных образовательных ресурсов

Организация повышения квалификации по проблемам электронного обучения:

-повышение квалификации 20 педагогических работников по проблемам электронного обучения

-методическое обеспечение  электронного обучения

-банк модульных программ и электронных модулей

-банк контрольно-оценочных средств

реализации программ СПО и проф. модулей в дистанционной форме

5.

Формирование толерантности к лицам с инвалидностью и ОВЗ в БПОО и обществе

Разработка методических рекомендаций по формированию толерантного отношения к инвалидам, лицам с ОВЗ

Осуществление взаимодействия с общественными организациями

Сотрудничество со СМИ

6.

Сопровождение инвалидов и лиц с ОВЗ, обучающихся в других ОО СПО региона .

Разработка методических рекомендаций по сопровождению инвалидов и лиц с ОВЗ в профессиональных образовательных организациях.

Оказание консультационной помощи педагогическим работникам

7.

Формирование у педагогических кадров ОО системы СПО в регионе необходимых компетенций для обучения лиц с инвалидностью и ОВЗ

Выявление потребности в повышении квалификации

Выявление целевой аудитории повышения квалификации

Мониторинг потребности региона в повышении квалификации

Разработка программ повышения квалификации для различных целевых групп :

-разработка программы повышения квалификации руководителей ПОО

-разработка программы повышения квалификации психологов и социальных педагогов

-разработка программ повышения квалификации педагогических работников

-разработка программы стажировок

Организация повышения квалификации по проблемам инклюзивного профессионального образования:

-подготовка тьюторов

-повышение квалификации педагогических работников

-повышение квалификации руководителей ПОО

-организация стажировок

Методическое обеспечение повышения квалификации:

-банк программ повышения квалификации

-банк контрольно-оценочных средств

-консультационный пункт

-банк методик и технологий инклюзивного профессионального образования

8.

Разработка и реализация эффективных механизмов трудоустройства выпускниковс инвалидностью и ОВЗ

Мониторинг трудоустройства выпускников из числа инвалидов

Создание банка   вакансий

Создание базы  трудоустройства выпускников за последние три года

Прогноз  распределения выпускников по каналам занятости

Информация о выпускниках, нуждающихся в переобучении

Консультирование по вопросам получения дополнительных компетенций и квалификаций                          

Консультирование по вопросам  трудоустройства студентов на временную и постоянную работу

Организация мероприятий по содействию трудоустройству

Обеспечение связи студентов с работодателями

Исследование рынка труда

9.

Изучение опыта деятельности  других регионов РФ

Заключение соглашений о сотрудничестве и обмене опытом по вопросам развития инклюзивного образования с других регионов РФ

Проведение стажировок руководящих и педагогических работников  других регионов

10.

Изучение международного опыта, международное сотрудничество

Изучения опыта республики Татарстан, Сингапура, Австралии, Германии, Финляндии

Выезд  членов рабочей группы проекта для изучения вопросов выстраивания индивидуальной образовательной траектории для лиц с инвалидностью и ОВЗ  «школа   - колледж  – предприятие» на примере обучающего центра для взрослых Edupoli и его подразделения колледжа для молодежи Amisto.

3.2 Ожидаемые результаты (системные эффекты)

  • Концентрация материально-технических и финансовых ресурсов, обеспечивающих развитие новой модели базовой организации по поддержке инклюзивного профессионального образования
  • Создание в регионе сетевой структуры организации инклюзивного профессионального образования и профессионального обучения
  • Обеспечение качества профессионального образования и профессионального обучения инвалидов в соответствии с потребностями рынка труда


IV.  Список литературы

1. Закон РФ от 29.09.2012 № 273-ФЗ (ред. 21.07.14) «Об образовании в Российской Федерации» ст. 79.

2. Федеральный закон от 24.11.1995 № 181-ФЗ (ред. 21.07.2014) «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».

3. Постановление Правительства РФ от 18.08.2008 № 617 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации об образовательных учреждениях, в которых обучаются (воспитываются) дети с ограниченными возможностями здоровья» (в ред. 29.03.2014).

4. Постановление Правительства РФ от 07.02.2011 № 61 «О федеральной целевой программе развития образования на 2011 2015 годы» (в ред. 09.09.2014).

5. Постановление Правительства Российской Федерации от 12 марта 1997 г. N 288. «Об утверждении типового положения о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии».

6. Национальная образовательная инициатива: «Наша новая школа» Официальный сайт Минобрнауки http://xn--80abucjiibhv9a.xn--p1ai/%D0%B4%D0%BE%D0%BA%D1%83%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D1%82%D1%8B/1450.

7. Письмо Министерства образования Российской Федерации от 3 апреля 2003 г. № 27/2722-6» Об организации работы с обучающимися, имеющими сложный дефект».

8. Письмо Министерства образования РФ от 16.04.2001 № 29/1524-6 «О концепции интегрированного обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья (со специальными образовательными потребностями)».

9. Письмо Министерства образования РФ от 16.01.2002 № 03-51-5ин/23-03 «Об интегрированном воспитании и обучении детей с отклонениями в развитии в дошкольных образовательных учреждениях».

10. Письмо Министерства образования РФ от 24.01.2003 № 01-50-25/32-05 «О защите конституционных прав на образование детей-инвалидов, страдающих умственной отсталостью».

11. Письмо Министерства образования РФ от 03.04.2003 № 27/2722-6 «Об организации работы с обучающимися, имеющими сложный дефект».

12. Письмо Министерства образования и науки РФ от 18.04.2008 № АФ-150/06 «О создании условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами».

13. Агеева И.А. Коррекционные техники в школе. СПб.: Речь, 2004. 184 с.

14. Алехина С.В. Инклюзивное образование для детей с ограниченными возможностями здоровья // Современные образовательные технологии в работе с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья: монография / Н.В. Новикова, Л.А. Казакова, С.В. Алехина; под общ. ред Н.В. Лалетина; Сиб. Федер. ун-т, Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева [ и др.]. Красноярск, 2013. С. 71-95.

15. Белявский Б.В. Состояние и перспективы развития образования лиц с ограниченными возможностями здоровья в Российской Федерации / Управление федерального имущества и развития материально-технической базы Федерального агентства по образованию. -http://perspectiva-inva.ru.

16. Гордеева А. В. Реабилитационная педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических вузов и колледжей. М.: Академический проект, 2005. 320 с.

17. Егоров П.Р. Теоретические подходы к инклюзивному образованию людей с особыми образовательными потребностями // Теория и практика общественного развития. 2012. № 3. С. 35-39.

18. Егорова Т.В. Социальная интеграция детей с ограниченными возможностями: Учеб. пособие. Балашов: Николаев, 2002. 80 с.

19. Екжанова Е. А., Резникова Е. В. Основы интегрированного обучения. М.: Дрофа, 2008. 286 с.

20. Интегрированное и инклюзивное обучение в образовательном учреждении. Инновационный опыт / Авт.-сост. А. А. Наумова, В. Р. Соколова, А. Н. Седегова. Волгоград: Учитель, 2012. 147 с.

21. Концепция интегрированного обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья (со специальными образовательными потребностями) // Актуальные проблемы интегрированного обучения [Текст]: материалы Междунар. науч.-практической конф. по проблемам интегрированного обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья (с особыми образовательными потребностями) 29-31 января 2001 года. М., 2001. С. 8-13.

22. Лещинская, Т. Л. Психолого-педагогическое сопровождение интегрированного обучения http://www.vashpsixolog.ru/documentation-school-psychologist/88-information-for-school-psychologist/966-psixologo-pedagogicheskoe-soprovozhdenie-integrirovannogo-obucheniya].

23. Малофеев Н. Н., Шматко Н. Д. Базовые модели интегрированного обучения // Дефектология. 2008. № 1. С. 71?78.

24. Малофеев Н.Н., Никольская О.С., Кукушкина О.И., Гончарова Е.Л. Единая концепция специального федерального государственного стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья: основные положения.

25. МалофеевН.Н. Специальное образование: наука // Вестник образования : Тематическое приложение : Специальное образование: состояние, перспективы развития. 2003. № 3. С. 14-28.

26. Малофеев, Н.Н. Базовые модели интегрированного обучения [Текст] / Н.Н. Малофеев, Н.Д. Шматко // Дефектология. 2008. № 1. С. 71-78.

27. Мёдова Н.А. Основные параметры реализации принципа доступности образования для детей с особыми образовательными потребностями в условиях муниципальной образовательной системы (статья) // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2011. № 13. с. 102-106. Мёдова Н.А.

28. Медова Н.А. Инклюзивное образование в схемах и таблицах: методическое пособие / ТОУНБ им. А. С. Пушкина, Отдел организации обслуживания инвалидов по зрению; МБЛПУ ЗОТ «Центр медицинской профилактики»; отв. за выпуск А. А. Коваленко. Томск, 2012. 24 с.

29. Мельник Ю. В. Инклюзивное образование детей с ограниченными возможностями здоровья // Современное образование для детей с ограниченными возможностями здоровья: монография /Под общ. ред. Н. В. Лалетина; Сиб. федер. ун-т; Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева [и др]. Красноярск: Центр информации, 2012. С. 185 - 207 (1,11 п.л.)

30. Мельник Ю. В. Социально-педагогические технологии инклюзии детей с инвалидностью // Современные проблемы философии и социально-гуманитарных наук: сборник научных трудов. Выпуск XXIV. Москва-Ставрополь: Ассоциация «Междисциплинарное общество социальной теории». ГОУ ВПО СевКавГТУ, 2010. С. 213-218 (0,4/0,2 п.л.).

31. Олешкевич В.И. Сопровождение и социализация школьников с особенностями психофизического развития в условиях интегрированного обучения // Дефектология. 2005. № 5. С. 16-25.

32. Организация специальных образо_вательных условий для детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательных учреждениях: Методические рекомендации / Отв. ред. С.В. Алехина. М.: МГППУ, 2012. 92 с.

33. Сопровождение инклюзивного образования [Электронный ресурс] ГУ ВО «Центр информатизации и оценки качества образования» Вологда, [сайт]. [2012]. URL: http://ocpmcc.edu35.ru/index.php (дата обращения: 16.10.2014).

34. Социальная политика и социальная работа в изменяющейся России / Под ред. Е. Ярской-Смирновой и П. Романова. М.: ИНИОН РАН, 2002. с. 393.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИНФОРМАЦИОННАЯ СТАТЬЯ на тему "Социальное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов"

Рассказывается об юридических основх социального обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов...

Статья на тему: "Теневой театр как средство развития творческих способностей детей в системе дополнительного образования".

Всякий театр - тайна, а теневой, самый древний и поэтичный. В этой статье можно узнать об особенностях создания теневого театра для детей в доп. образовании. А также чем полезен теневой театр для ребе...

Статья на тему: Судебная система в России и США – сравнительный анализ

laquo;Судебная власть в системе трехзвенного разделения властей занимает особое место: будучи свободной от политики, она призвана выполнять главную связующую функцию – добиваться...

Статья на тему: Проблемы развития доступного туризма для людей с ограниченными физическими возможностями в Республике Бурятия

В настоящее время в мире отмечается  значительная тенденция увеличения туристических потоков и влияния туризма на мировое хозяйство, что обусловлено повышением качества и уровня жизни.  В то...

Статья по теме "Особенности развития информационных умений через применение ментальных карт в младшем школьном возрасте"

В данной статье рассматриваются особенности присущие, в частности, развитию информационных умений в начальной школе. Данный аспект рассматривается с точки зрения формирования у учащихся младшего школь...