Программа для подростков с девиантным поведением «Молодость»
рабочая программа на тему

Царёва Алена Васильевна

Программа направлена на комплексную реабилитацию подростков, оказавшихся в трудной жизненной ситуации (детей, состоящих на учете в КДН, в органах внутренних дел, на учете внутри училища).

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma.doc103 КБ

Предварительный просмотр:

Программа  для подростков с девиантным поведением «Молодость»

г. Королев

Разработана: ГОУ НПО ПУ № 89 МО г. Королева в 2009 году

 

Направлена на комплексную реабилитацию подростков, оказавшихся в трудной жизненной ситуации (детей, состоящих на учете в КДН, в органах внутренних дел, на учете внутри училища).

 

1. Актуальность программы

Постановка проблемы

Воспитание подрастающего поколения во все времена играло немаловажную роль в развитии общества. Характерная особенность этого процесса в настоящих условиях заключается в том, что он протекает  в постоянно изменяющемся мире, что естественно находит отражение во всех сферах человеческой жизнедеятельности.

За последнее десятилетие во всем мире отмечается рост насильственных действий, сопряженных с особой жестокостью, вандализмом, глумлением над людьми. Такие социально-опасные проявления, обычно связанные с понятием агрессии и агрессивности, вызывают серьезные беспокойства в обществе.

Современная ситуация  как в целом по стране, так и в Московской области порождает массовые антиобщественные модели поведения детей и подростков, вплоть до саморазрушающих: алкоголизм, наркомания и т.д. Самое страшное, что эти модели становятся привлекательными и доступными для широкого круга детей и подростков. Асоциальное поведение, как правило, проявляется в свободное от учебы время, поэтому с особой остротой встает проблема организации свободного времени подростков.

Особые опасения вызывают показатели развития тенденций асоциального поведения подростков. Средний возраст, в котором молодежь начинает потреблять алкоголь, составляет 14 лет. Пьют алкогольные напитки (включая пиво) ежедневно или через день, как юноши, так и девушки. Каждый третий подросток в возрасте 12 лет употребляет пиво, а в возрасте 13 лет - двое из каждых трех. На этапе ранней алкоголизации при ее переходе в алкоголизм у подростков отмечается феномен групповой психической зависимости, когда тяга к спиртному возникает исключительно в "своей" компании. За пределами "своей" группы тяготения к алкоголю нет: с чужими и малознакомыми не пьют. Отрыв от группы  прекращает алкоголизацию.

Алкоголизация у подростков почти всегда сочеталась с табакокурением, обычно начало табакокурения на 1-1,5 года предшествовало первому алкогольному эксцессу. Больше половины имели опыт употребления или продолжали эпизодически употреблять (не более 1-4 раз в месяц) наркотические вещества. Наркотики употреблялись, как правило, в компании сверстников.

В городе Королеве, осуществляется комплекс мер социальной помощи подросткам, находящимся в социально опасном положении (состоящим на учете в КДН; из многодетных, опекунских, неполных семей, сиротам, беспризорным, и безнадзорным).

В связи с этим главной задачей сегодня является помочь подросткам самореализоваться и адаптироваться в окружающем мире.

Целевая группа

Целевая группа – подростки 15-18 лет  с девиантным поведением. С определенной долей условности к ним можно отнести подростков:

  • проявляющих повышенную агрессивность;
  • склонных к совершению правонарушений;
  • имеющих трудности в общении;
  • с крайне ограниченными духовными интересами;
  • склонных к бродяжничеству;
  • из многодетных семей;
  • малообеспеченных семей;
  • опекаемых семей и других.

Специфика воспитанников такова, что многие подростки не имеют элементарных условий для обучения и развития, поэтому подростки проявляют все признаки дезадаптации, а именно не умеют конструктивно общаться, контролировать проявление своих эмоций и чувств, анализировать последствия своих поступков.

Выводы

Решающим фактором успешной социализации и психокоррекции отклоняющегося поведения несовершеннолетних является изменение неблагоприятного ближайшего окружения социально-дезаптированных подростков, включение их в систему новых коллективных отношений, позволяющих восстановить социальный статус и привить навыки социально одобряемого  поведения, переориентировать их направленность, т.е., в конечном счете, осуществить реализацию личности социально-дезадаптированного несовершеннолетнего. Одной из эффективных форм работы с подростками групп социального риска является проведение программы по реабилитации и адаптации. Для проведения эффективной реабилитации и социализации подростков специалистами ГОУ НПО ПУ № 89 МО г. Королева была разработана данная программа.

  1. Пояснительная записка

Сегодня все более значимой становится целесообразность разработки социальных программ и мероприятий, направленных на социализацию, реабилитацию подростков, находящихся в трудной жизненной ситуации.

Особенности данной категории подростков, как показали результаты психологических и социальных исследований, является дефицит теплых, неформальных отношений, поддержки со стороны взрослых.

Проект данной программы, наряду с организацией труда, отдыха и правового воспитания подростков, предполагает решение задачи их реабилитации в условиях временного трудового коллектива.

Программа ориентирована на подростков 15-18 лет и основана на принципах: саморазвития, самокоррекции и активного моделирования в подходе к каждому воспитаннику, предполагает широкие творческие потенции вследствие применения различных игровых приемов и психотехник, возможность видоизменять и дополнять упражнениями лично и индивидуально ориентированными.

Достижение личностного роста, самореализации, нормальной самооценки воспитанника происходит путем реализации специальных эффектов программы через обучение, соучастие, устранение непродуктивных форм психологической защиты и стереотипов поведения, обучение общению, раскрытие креативности и спонтанности, работу с состоянием внутренней свободы и независимости, формирование и развитие гражданственности, патриотических чувств и сознания.

  1. Цель программы

Комплексная реабилитация подростков, оказавшихся в трудной жизненной ситуации (учащихся, состоящих на учете в КДН и в органах внутренних дел, на учете внутри училища).

  1. Задачи программы

Достижение поставленной цели обеспечивается решением двух блоков задач.

4.1. Задачи реабилитации:

  • психологическая реабилитация;
  • социальная реабилитация;
  • педагогическая реабилитация.

4.2. Задачи социализации:

  • профилактика асоциального поведения;
  • информирование о  правах и механизмах правовой защиты подростков;
  • создание условий для самореализации личности подростков.
  1. Участники

Участниками являются:

  • подростки с ГОУ НПО ПУ № 89
  • психолог;
  • социальный педагог;
  • работники ОВД.
  1. Сроки реализации программы

6.1. «Молодость» для подростков с девиантным поведением, функционирует в период каникул.

6.2. Требования к территории, пищеблоку, сооружениям и оборудованию регламентируются общероссийскими санитарно-эпидемиологическими, противопожарными, санитарно-техническими правилами и нормами для образовательных учреждений, утвержденные государственными органами власти.

6.3. В своей деятельности «Молодость» руководствуется Гражданским, Трудовым кодексами РФ и другими нормативными актами, принятыми в соответствии с ними законодательством Московской области.

  1. Направления работы

7.1. Социально-психологическая реабилитация.

Задачи социальной реабилитации:

  • коррекция личностных социальных установок
  • повышение самооценки (отношение к себе)
  • понижение конфликтности (отношение к окружающим)
  • способствовать формированию гуманистических ценностей (отношение к миру).
  • развитие качеств и способностей подростков
  • коммуникативности
  • креативности
  • эмпатии
  • рефлексии

Задачи психологической реабилитации:

  • понижение тревожности
  • понижение агрессии
  • коррекция волевой сферы
  • выявление случаев психопатии и акцентуаций характера и предотвращение негативных тенденций развития патологии.

Содержание работы: 

Проведение психокоррекционных занятий с подростками (групповые и индивидуальные) на сплочение коллектива, на снятие напряжения, на выработку доверия, на самовыражение (с использованием арт -, игро-, сказкотерапии), проведение тренингов, семинаров для сотрудников, проведение психодиагностики, использование методов коррекции: эмоционально-волевой сферы, развития мыслительных процессов образования.

Психологическая работа должна способствовать социально-психологической адаптации путем создания новых целевых ориентиров и переосмысления уже имеющихся ценностных установок у подростков.

Работа включает в себя развитие творческих способностей.

Проводимые тренинги предполагают непосредственное общение, наличие элементов игровых методик. Раскрываются личностные качества, укрепляется вера в творческое начало в человеке и красоту мира.

Сказкотерапия способствует нормализации эмоционального состояния и благодатно влияет на психическое развитие подростков.

Психологическая работа с подростками позволяет:

  • снизить напряженность и тревожность;
  • пробудить веру в возможность справиться со страхами и проблемами;
  • получить навыки выражения своих эмоций;
  • обсудить проблемы выбора и ответственности.

Психокоррекционная и психолого-педагогическая работа с воспитанниками должна сводиться к пониманию и принятию мира через познание себя. Эту работу проводит психолог.

План проведения психологической работы: 

Первый этап  –  Диагностический

Цель: диагностика имеющегося уровня агрессии, ценностных ориентаций.

Задачи: 

  • получение эмпирических данных;        
  • формирование группы для тренинга.

Второй  этап –  Профилактический   (психологическая коррекция)

Цель: расширение адаптационной возможности подростков и формирование             адекватной осознанности системы ценностей.

Задачи: 

  • снижение уровня агрессии и враждебности;
  • обучение неагрессивным способам взаимодействия;
  • создание условий, при которых подросток переосмысливал бы имеющиеся ценности.

Третий  этап – Диагностический

Цель: повторная диагностика имеющегося уровня агрессии, ценностных ориентаций.

 Задачи: 

  • выявление уровня агрессии, враждебности;
  • определение системы осознанных ценностных ориентаций.

Четвертый  этап – Анализ работы

Цель: обобщение полученных данных, формирование выводов и рекомендаций для дальнейшей работы.

 Задачи:   

  • сравнение результатов;
  • разработка практических рекомендаций для учащихся, родителей;
  • разработка практических рекомендаций для дальнейшей организации подобной работы.

7.2. Профилактика асоциального поведения.

Задачи профилактики:

  • повышение уровня информированности по вопросам ВИЧ;
  • профилактика подростковой беременности и абортов.

7.3. Информирование о  правах и механизмах правовой защиты подростков.

Задачи:

  • познакомить подростков с Конвенцией о правах ребенка;
  • ознакомить с правовыми основами трудоустройства;
  • предоставление информации о существующих  организациях оказывающих юридическую помощь;
  • оказание правовой помощи подросткам в решении практических задач;
  • формирование духовно-нравственной личности и гражданской позиции подростков.

Содержание работы:

  • профилактические мероприятия;
  • лекции, консультации.

7.4. Создание условий для самореализации личности подростков.

Задачи:

  • раскрытие индивидуальных творческих способностей;
  • формирование и развитие эстетических  качеств;
  • проведение культурно-массовых мероприятий с целью выявления творческого потенциала учащихся и формирование коллектива;
  • проведение работы по выявлению лидерского и творческого потенциала учащихся;
  • творческое освоение подростком социальных норм поведения в рамках правовой, нравственной и эстетической культуры, как способа профилактики нарушения поведения;
  • развитие потребности в самообразовании и самовоспитании, выработка активных форм деятельности, ощущения себя субъектом социальной деятельности;
  • формирование ценностных ориентаций подростка, в том числе на благотворительность и гуманистические ценности, гражданской позиции;
  • решение проблемы реабилитации подростков в естественных условиях досуга.

Содержание работы:

  • культурно-массовая работа – тематические беседы, концерты художественной самодеятельности, КВН и др.;
  • спортивная работа – товарищеские встречи по футболу, волейболу, эстафеты, спортивные мероприятия

7.5. Социальная трудотерапия.

Задачи:

  • сформировать практические трудовые навыки;
  • обучить основным видам работы с подручным материалом;
  • воспитывать чувство взаимопомощи;
  • включать подростков в общественно значимую трудовую деятельность;
  • предоставить подростку возможность самостоятельно зарабатывать, оказывать материальную помощь семье.

Содержание работы:

  • ремонтные работы своих учебных заведений;

8. Принципы развития программы.

     8.1.    Доступность.

  1. Открытость.
  2. Поэтапное, систематическое решение задач.
  3. Постоянный анализ результатов.
  4. Своевременная корректировка планов, отражающая решение ситуации.
  1. Кадровое обеспечение

9.1. Общее руководство содержанием программы осуществляет директор учебного заведения.

  1. Директор ГОУ НПО ПУ № 89 МО:
  • обеспечивает, координирует и контролирует учебно-трудовую деятельность ГОУ НПО ПУ № 89 МО;
  • утверждает  сроки проведения и содержание инструктажей по охране труда, производственной санитарии, противопожарной безопасности;
  • контролирует рациональное использование средств;
  • взаимодействует со средствами массовой информации с целью пропаганды здорового образа жизни в молодежной среде.

  1. Механизмы реализации программы.
  1.  Деятельность программы основывается на следующих принципах:
  • безопасность жизни и здоровья подростков и работников, защиты их прав и личностного достоинства;
  • приоритет индивидуальных интересов, личностного развития и самореализации подростков;
  • конфиденциальность в решении личных проблем, конфликтов учащихся;
  • свобода выбора форм и методов деятельности педагогических работников для реализации обозначенных задач.
  1. «Молодость» работает с учащимися от 15 до 18 лет, системы профтехобразования  согласованным с городской Комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав.
  2. Организация трудовой деятельности подростков осуществляется отделением содействия занятости и трудоустройства подростков, Центра социально-психологической помощи молодежи.
  3. «Молодость» самостоятельно определяет программу своей деятельности по согласованию с Комитетом по делам молодежи в соответствии с целями, принципами и задачами настоящего Положения.
  4. «Молодость» осуществляет свою деятельность в индивидуальных групповых и массовых формах.

11. Ожидаемые результаты

Предполагаемые конечные результаты, потенциалы развития проекта, долгосрочный эффект

  • повышение уровня гражданского самосознания, деловой и социальной активности подростков;
  •  улучшение физического здоровья молодого поколения, снижение уровня асоциальных явлений в молодежной среде;
  •  увеличение количества подростков, занятых общественно-полезным трудом через различные формы организации работы;
  • создание условий для профилактики асоциальных явлений (беспризорность, бродяжничество, правонарушения) посредством предоставления возможности организованного досуга;
  • формирование в молодежной среде позитивных взглядов на  здоровый образ жизни;
  • объединение сил и способностей молодежи для предупреждения правонарушений, алкогольной и наркотической зависимости в городе.
  • формирование профессионально значимых качеств личности, отношения к труду;
  • умение учащихся целенаправленно организовывать свой досуг в каникулярный период.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Девиантное поведение подростков"

В презентации содержится материал  о причинах появления девиантного поведения, типах, формах девиантного поведения....

Преодоление девиантного поведения у трудных подростков.

Преодоление девиантного поведения в условиях социальной квартиры по семейному типу у трудных подростков.              Изменения, ...

Девиантное поведение подростка- профилактика и коррекция в деятельности куратора группы

Девиантное поведение подростка- профилактика и коррекция в деятельности куратора группы...

Девиантное поведение подростка- профилактика и коррекция в деятельности куратора группы

Девиантное поведение подростка- профилактика и коррекция в деятельности куратора группы...

обсуждение на форуме Профилактика и коррекция девиантного поведения детей и подростков

Матриал предназначен для работы с трудными детьми. Как правильновыявить и главное исправить девиантное поведение подростков....

Просветительская лекция для педагогов о природе девиантного поведения подростков

Просветительская лекция для педагогов о природе девиантного поведения подростков, причинах возникновения и т.д. Лекция предполагает дальнейшее обсуждение с педагогами вариантов контроля и профилактики...

Работа социального педагога с подростками девиантного поведения в школе

СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ Глава I. ПОДРОСТКОВАЯ ДЕВИАЦИЯ КАК СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА. 1.1           Девиантное поведение, сущность ...