План-конспект учебного занятия по теме "Понятие о политике. Политическая власть"
учебно-методический материал на тему

План-конспект учебного занятия по учебному курсу "Основы социологии и политологии" с использованием ИКТ (презентации MS Power Point)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pourochnaya_po_osp_1.doc99.5 КБ
Office presentation icon osp_zanyatie_3.ppt452 КБ

Предварительный просмотр:

КМО по учебной дисциплине «Экономическая теория»

Поурочная папка № 1

ПОУРОЧНАЯ   ПАПКА

ПО  УЧЕБНОЙ  ДИСЦИПЛИНЕ

«ОСНОВЫ СОЦИОЛОГИИ И ПОЛИТОЛОГИИ»

ЗАНЯТИЕ  №  3

ТЕМА: «ПОНЯТИЕ О ПОЛИТИКЕ. ПОЛИТИЧЕСКАЯ ВЛАСТЬ»

        

ПЛАН  ЗАНЯТИЯ

по учебной дисциплине «Основы социологии и политологии» для студентов IV курса специальности 260502.51 «Технология продукции общественного питания»

Тема занятия: «Понятие о политике. Политическая власть».

Тип занятия: урок сообщения новых знаний.

Метод проведения: лекция-беседа.

Цели урока:

  1. Обучающая:
  • изучить  историю развития представлений о политике, ее структуру и функции
  • выявить особенности взаимодействия политики с другими сферами общественной жизни
  • проанализировать сущность и структуру политической власти
  • рассмотреть критерии легитимности политической власти, способы и уровни легитимации власти.
  1. Воспитательная:
  • дать студентам целостное представление об обществе и политике,
  • научить анализировать происходящие процессы и отношения,
  • способствовать формированию активной и зрелой жизненной позиции.

Наглядные пособия и технические средства обучения:

  1. Классная доска.
  2. ПК (ноутбук).
  3. Проектор.
  4. Экран.

Литература:

  1. Белов Г.А. Политология. – М.: Наука, 1994.
  1. Гаджиев К. С. Введение в политологическую науку. – М.: Логос, 1997.
  2. Кравченко А.И. Социология и политология. – М.: Издат. центр «Академия»; Мастерство; Высшая школа, 2001.    
  3. Мухаев Р.Т. Политология. – М.: ПРИОР, 2001.
  4. Муштук О.З. Политология. – М.: Изд-во МЭСИ, 1999.
  5. Панарин А.С. Политология. – М.: Проспект, 1997.
  6. Политология. Курс лекций /Под ред. Марченко М.И. – М.: Зерцало, 1997.
  7. Политология /Под ред. Клементьева Д.С. – М.: Знания, 1997.
  8. Политология. Энциклопедический словарь /Под ред. Аверьянова Ю.И. – М.: Изд-во Московского коммерческого университета, 1993.
  9. Пугачев В.П., Соловьев А.И. Введение в политологию. – М.: Аспект Пресс, 1995.

Ход занятия.

  1. Организационный момент 
  1. Постановка целей и задач урока.
  2. Проверка присутствующих.

  1. Изложение нового материала

План урока-лекции.

  1. Понятие о политике.
  2. Структура политики и ее функции.
  3. Политика и другие сферы общественной жизни.
  4. Понятие о политической власти.
  5. Теории власти.
  6. Легитимность власти.

                                                                                                         

  1. Выводы.
  1. Подведение итогов, оценка работы студентов.
  2. Выводы по уроку – о степени усвоения знаний, активности студентов, о достоинствах и недостатках урока, о достижении цели урока.

  1. Задание на дом:
  1. Повторить изученный материал.
  1. Выполнить проверочные работы (в форме письменного тестирования).
  2. Самостоятельно изучить тему «Политология как наука»
  1. Проанализировать особенности и отличия государственной и политической власти. Оформить результаты в таблицу.

ТЕСТ 1  по теме «Политика»

  1. Политика  – это цивилизованная форма общности, которая  служит  достижению  «общего блага»   и «счастливой жизни». Так считал:
  • Платон
  • Аристотель
  • Н. Макиавелли
  • Т. Джефферсон

  1. Политика  – это совокупность средств, которые необходимы для того, чтобы прийти к власти и полезно использовать ее. Так считал:
  • Аристотель
  • Н. Макиавелли
  • Т. Гоббс
  • М. Вебер

  1. Политика  имеет чрезвычайно широкий смысл и охватывает все виды деятельности по самостоятельному руководству. Так считал:
  • Платон
  • Н. Макиавелли
  • М. Вебер
  • Т. Джефферсон

  1. Политика – это:
  • совокупность установок, интересов, целей различных социальных групп и политических институтов
  • практическая деятельность по реализации желаемых моделей будущего, программ, курсов
  • участие в делах государства, определение форм, задач, содержания его деятельности, влияние на власть различных политических сил
  • характеристика образа действий, направленных на достижение определенных целей в отношениях людей между собой

  1. Политика – это:
  • наука в той мере, в какой она слита со знаниями, идеями, опирается на них
  • отношения социальных субъектов по поводу государственной власти
  • регулирование и согласование социальных интересов групп, классов обеспечение целостности общества, разрешение конфликтов
  • деятельность по управлению

  1. Продолжите. Отношения распределения и использования государственной власти на основе политических интересов – это _________________________________________

__________________________________________________________________________

  1. Выберите из перечисленного элементы структуры политики:
  • субъекты политики
  • политические отношения
  • политическая система
  • политическая культура

  1. Выберите из перечисленного, какие группы относятся к субъектам политики:
  • государство
  • политическая партия
  • профсоюз
  • отдельная личность

  1. Продолжите. Структурно организованный субъект политики – это ________________

__________________________________________________________________________

               

  1. Сопоставьте:

Функции политики

Их содержание

Функция обеспечения целостности и стабильности общества.

Создание мотивационного механизма, предоставление индивиду эффективных возможностей для удовлетворения его социальных потребностей.

Функция мобилизации и обеспечения эффективности общей деятельности.

Включение личности в социальные отношения, передача ей опыта и навыков преобразовательной деятельности, эффективного выполнения ролей и функций.

Управленческая и регулятивная функция политики.

Создание гарантий прав и свобод личности, обеспечение общественного порядка, гражданского мира и организованности.

Функция рационализации.

Разработка проектов будущего, определение социальных целей, наиболее значимых для данного общества.

Функция политической социализации.

Выработка общих правил и механизмов их представительства и реализации.

Гуманитарная функция.

Обеспечение взаимодействия различных социальных групп, оказание на них влияние путем принятия политических решений.

  1. Степень и характер взаимодействия политики и экономики зависит от  степени и характера свободы в развитии отношений собственности. Данное утверждение:
  • верно
  • неверно

  1. С точки зрения воздействия политической идеологии на общество различают три ее уровня. Формирование политических представлений происходит на:
  • теоретико-концептуальном уровне
  • программно-политическом уровне
  • актуализирующем уровне.

  1. С точки зрения воздействия политической идеологии на общество различают три ее уровня. Принятие политических решений происходит на:
  • теоретико-концептуальном уровне
  • программно-политическом уровне
  • актуализирующем уровне.

  1. С точки зрения воздействия политической идеологии на общество различают три ее уровня. Степень освоения гражданами принципов данной идеологии показывает:
  • теоретико-концептуальный уровень
  • программно-политический уровень
  • актуализирующий уровень

  1. Во время различных событий революционного характера главную роль играет такая функция политической идеологии как:
  • функция ориентации
  • функция оправдания действий

  1. Необходимость легитимации таких политических решений, которые в лучшем случае могут встретить непонимание со стороны населения, а в худшем – противоборство, придает главную роль играет такой функция политической идеологии как:
  • функция ориентации
  • функция оправдания действий

  1. Политические идеологии по отношению к прогрессу и технологии его осуществления делятся на:
  • правые
  • радикалы
  • консерваторы
  • левые
  • центристские.

  1. Политические идеологии по предлагаемой модели желаемого общества делятся на:
  • правые
  • радикалы
  • консерваторы
  • левые
  • центристские.

  1. «Искусство управления состоит в искусстве быть честным». Эти слова принадлежат:
  • Т. Джефферсону
  • М. Веберу
  • Н. Макиавелли.

  1. Сопоставьте подходы к проблеме политики и морали и их авторов:

Считал, что на основе ценностей справедливости, красоты, общего блага осуществляется интеграция частных интересов граждан с общей целью всего общества.

Вебер

Оправдывал применение насилия, жестокости, обмана для достижения благородных целей.

Аристотель

Писал, что до принятия политического решения политик может следовать свои идейным убеждениям и моральным принципам, но при принятии решения он должен учитывать реальные обстоятельства.

Макиавелли

ТЕСТ 2  по теме «Политическая власть»

  1. Продолжите. Способность, право или возможность распоряжаться кем-либо или чем-либо; оказывать решающее воздействие на судьбы, поведение или деятельность людей с помощью различного рода средств – это _______________________________

__________________________________________________________________________

  1. Продолжите. Использование государственной властью силы, предусмотренное и оговоренное законом, называется ___________________________________________

  1. Продолжите: признание права властей предписывать нормы поведения как всему обществу в целом, так и отдельным индивидам, - это ____________________________

__________________________________________________________________________

  1. Продолжите. Класс, группа, индивид, обладающие реальной способностью осуществить социальное господство с помощью структур и средств государственной власти – это _______________________________________________________________

  1. Продолжите. Те слои и группы общества, которые испытывают властное воздействие политики господствующего субъекта, - это ____________________________________

  1. Продолжите. Совокупность средств, использование которых и обеспечивает воздействие на объект власти в соответствии с целями субъектами, называется _____

_________________________________________________________________________

  1. Выберите из перечисленного характерные черты политической власти:
  • Доминирование властной воли.
  • Наличие особого аппарата управления.
  • Суверенитет органов власти по отношению к другим государствам.
  • Монополия на регламентацию жизни общества.
  • Возможность принуждения в отношении общества и личности

  1. Ядром политической власти является:
  • законодательная власть
  • исполнительная власть
  • судебная власть
  • государственная власть в целом

  1. Наивысшее качество и наибольшую эффективность власти придают:
  • сила
  • знания
  • богатство
  • авторитет
  • харизма

  1. Самой слабой является власть, которая опирается на такой источник как:
  • сила
  • знания
  • богатство
  • авторитет
  • харизма

  1. Классификация ресурсов власти по антропологическому принципу означает, что они делятся на виды на основе:
  • механизма использования ресурса
  • характера власти
  • поиска мотивации поведения человека

  1. Сопоставьте название ресурса власти и его характеристику:

Ресурс страха

Наличие гражданского общества и политического рынка

Ресурс убеждения

Страх за жизнь, имущество, здоровье и благосостояние свое и своих близких

Ресурс интереса

Превращение политической установки во внутренний мотив деятельности человека

  1. Использование  политиками чувств людей во многом определяется такими факторами как:
  • средства массовой информации
  • ментальность общества
  • авторитет самих политиков
  • период развития, в котором находится данное общество
  • политика государственной власти

  1. Выберите из перечисленного черты, характеризующие такой ресурс политической власти как ресурс интереса:
  • использование принуждения
  • наличие «политического рынка»
  • «игра» политиков на чувствах людей
  • наличие гражданского общества
  • определяющая роль средств массовой информации

  1. Монарх – это представитель Бога на земле, поэтому его воля священна. Такой подход к сущности власти сформировался в рамках:
  • теологической концепции
  • биологической концепции
  • бихевиористской концепции
  • конфликтологической теории

  1. Выберите, представители какой теории рассматривали власть как механизм обуздания человеческой агрессивности, заложенной в каждом человеке от рождения как своего рода инстинкт. Это физиологическое свойство любого живого существа является следствием борьбы за выживание, направленной и против представителей своего вида в том числе:
  • теологической концепции
  • биологической концепции
  • бихевиористской концепции
  • конфликтологической теории

  1. Человек рассматривается как «властолюбивое животное», в основе поступков и действий которого лежит стремление к власти, причем чаще всего это стремление сформировано на подсознательном уровне. Отсюда делается вывод, что политическая активность объясняется неосознанным стремлением данного человека подчинить своей воле других людей. Такой подход к сущности власти сформировался в рамках:
  • теологической концепции
  • биологической концепции
  • бихевиористской концепции
  • конфликтологической теории

  1. Выберите, в рамках какой теории власть рассматривается как отношения господства и подчинения одного класса другим, причем природа данного господства обусловлена экономическим неравенством (собственность на средства производства), местом и ролью класса в экономической системе общества:
  • теологической концепции
  • биологической концепции
  • бихевиористской концепции
  • конфликтологической теории

  1. Легитимность власти, основанная на праве престолонаследия, - это легитимность:
  • династическая
  • традиционная
  • монархическая.  

  1. Если ресурсом власти выступают вера, чувства людей, то такой способ легитимации называется:
  • традиционный
  • харизматический
  • конституционный.

Конспект лекции

Примечание: лекция по теме представлена в форме презентации Power Point.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПЛАН-КОНСПЕКТ открытого учебного занятия по теме" ПРАВОСУДИЕ КАК ВИД ПРАВООХРАНИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. ПРИНЦИПЫ ПРАВОСУДИЯ" по дисциплине "Правоохранительные органы" по специальности 030912 "Право и организация социального обеспечения" (повышенный уровень)

ПЛАН-КОНСПЕКТ открытогог учебного занятия по теме "ПРАВОСУДИЕ КАК ВИД ПРАВООХРАНИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. ПРИНЦИПЫ ПРАВОСУДИЯ" по дисциплине "Правоохранительные органы" по специальности 030912 "Право и о...

ПЛАН-КОНСПЕКТ открытого учебного занятия по теме "СУД АПЕЛЛЯЦИОННОЙ ИНСТАНЦИИ, СУД КАССАЦИОННОЙ ИНСТАНЦИИ, СУД НАДЗОРНОЙ ИНСТАНЦИИ" по дисциплине "Правоохранительные органы" по специальности 030912 "Право и организация социального обеспечения"

ПЛАН-КОНСПЕКТ открытого учебного занятия по теме "СУД АПЕЛЛЯЦИОННОЙ ИНСТАНЦИИ, СУД КАССАЦИОННОЙ ИНСТАНЦИИ, СУД НАДЗОРНОЙ ИНСТАНЦИИ" по дисциплине "Правоохранительные органы" по специальности "Право и ...

ПЛАН-КОНСПЕКТ открытого учебного занятия по теме "ПРАВОВАЯ ОСНОВА МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ " по дисциплине "Муниципальное право" по специальности 030912 "Право и организация социального обеспечения" (повышенный образовательный уровень)

ПЛАН-КОНСПЕКТ открытого учебного занятия  по теме "Правовая основа местного самоуправления" по дисциплине"Муниципальное право" по специальности 030912 "Право и организация социального обеспечения...

План - конспект открытого учебного занятия по ПМ. 02.МДК 02.04. Теоретические основы и методика музыкального воспитания с практикумом «Цели и задачи музыкального развития дошкольников. Взаимосвязь музыкального развития, воспитания и обучения детей»

План - конспект открытого учебного занятия по ПМ. 02.МДК 02.04. Теоретические основы и методика музыкального воспитания с практикумом «Цели и задачи музыкального развития дошкольников. Взаимосвя...

План-конспект проведения учебного занятия

План проведения учебного занятия по теме: "Современные характеристики и методы стрижки"...

План-конспект проведения учебного занятия

План-конспект проведения учебного занятия по теме "Клепка металла"...

Планы-конспекты дистанционного учебного занятия по учебной дисциплине "Специальная техника" по теме «Назначение и структура систем контроля и управления доступом (СКУД)»

Цель занятия объяснение нового материала, самостоятельное изучение положений законодательства об оперативно-розыскной деятельности Задачи занятия:Обучающая: Обеспечить усвоение обучающимися темы поиск...