Работа с родителями
консультация на тему

Петрова Людмила Алексеевна

родительское собрание

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon родительское собрание55.5 КБ

Предварительный просмотр:

                               Родительское собрание на тему :

 «Особенности взаимоотношений подростков и родителей для создания успешных условий образовательного процесса».

                           

                                    План:

1.Актуальность темы.

2.Характеристика и личностно-психологические особенности подросткового возраста.        

3.Противоречия детско-родительских отношений и пути их решений.

Актуальность темы :  определена проблемами, связанными с нарушениями внутрисемейных отношений и как следствие, подростковой девиантностью, особенно обострившимися в современной России. Они требуют содержательной оценки социального облика подростков, анализа внутрисемейного взаимоотношения подростков с родителями, равно как и выработки социальных стратегий по снижению напряжения в процессе социализации подростков.

Необходимость постановки вопроса о концептуальных основах детско-родительских отношений в подростковый период обостряется в связи с интенсивностью трансформации современного российского общества. Все процессы, происходящие в обществе, отражаются на внутрисемейных взаимоотношениях. Конфликты между подростками и родителями стали широко распространенным явлением, что свидетельствует о дисгармонии в детско-родительских коммуникативных взаимоотношениях в семье.

Социальные и экономические сдвиги последних 10-15 лет привели к заметным изменениям в характере семейных связей и росту "проблемности" отношений родителей и подростков. Их специфика в условиях трансформации и деформации современной российской действительности (социальной среды) обусловлена наличием ряда противоречий:

- между рыночной психологией, ориентированной в основном на приоритет материальных ценностей, и требованием личностного саморазвития подростка в социально значимой деятельности;

- между складывающейся системой взаимодействия внутри семьи, ее динамикой и отсутствием организованных форм работы с детьми вне семьи и обоснованных общезначимых ценностных ориентиров;

- между стремлением родителей к планомерной передаче социального опыта и спонтанностью их действий, обусловленных их недостаточной компетентностью в качестве субъектов воспитания в новой социальной реальности.

Принципиальный вывод анализа социально-психологического взаимодействия родителей и подростков заключается в том, что современная семья отражает ряд проблем социального плана, которые выражаются в том , что большинство семей

-не  способны выдерживать и разрешать противоречия;

-не все родители знают о психолого-физиологических и индивидуальных особенностях своих детей - подростков;

-  низкий уровень психолого-педагогической культуры родителей или ее отсутствие.

Характеристика и личностно-психологические особенности подросткового возраста.

Подростковый возраст – остропротекающий переход от детства к взрослости, где выпукло переплетаются противоречивые тенденции социального развития. Происходит не только активное физиологическое изменение организма, его рост и бурное развитие, но и наступает пора активного формирования социальной позиции, первоначальный поиск своего места в жизни. И процессы эти тесно взаимосвязаны: широкое развертывание позиции ребенка по отношению к обществу выступает необходимым условием интенсификации его психического, в том числе и интеллектуального, развития, обеспечивая открытость, направленность на общество.

Отсюда и двоякое значение этого периода для становления личности человека. С одной стороны, для этого сложного периода показательны негативные проявления, дисгармоничность в строении личности

С другой стороны, подростковый возраст отличается и массой положительных факторов: возрастает самостоятельность ребенка, более многообразными и содержательными становятся все отношения с другими детьми и взрослыми, значительно расширяется и существенно изменяется сфера его деятельности, развивается ответственное отношение к себе, к другим людям и т.д.

Переходный период требует повышенной затраты ресурсов организма. В сочетании со сменой интересов это может привести к снижению учебной успеваемости.

Уровень возможностей подростка, условия и скорость его социального развития связаны с осмыслением подростком себя и своей принадлежности к обществу, степенью выраженности прав и обязанностей, степенью овладения миром социальных вещей и отношений.

Впервые, именно в подростковом возрасте у ребят появляется настоящий интерес к своей личности, подросток чрезвычайно занят самим собой, своими замыслами, своей внешностью подростку важно, как он выглядит в глазах окружающих

Хорошо известен тот факт, что ведущую роль в подростковом возрасте играют отношения со сверстниками. За внешней картиной доминирование взаимоотношений со сверстниками кроется глубоко скрытая психологическая ориентация направления на взрослое общество, его отношения, попытка их усвоить.

Чем хуже  отношения подростка с взрослыми, тем чаще он обращается к сверстникам, тем больше от них зависит. Первый источник проблем взаимоотношений со взрослыми — непонимание взрослыми внутреннего мира подростка, их ложные или примитивные представления о его переживаниях,

Особо благоприятной является ситуация, когда взрослый выступает в качестве друга.

Совместная деятельность, общее времяпрепровождение помогают подростку по-новому узнать сотрудничающих с ним взрослых.  В результате создаются более глубокие эмоциональные и духовные контакты, поддерживающие подростка в жизни.

Подросток испытывает потребность поделиться своими переживаниями, рассказать о событиях своей жизни, но самому ему трудно начать столь близкое общение.

Подросткам нужны не скучные нотации и надоедливые поучения, а искренние, задушевные беседы, полезная, ясная, глубоко продуманная логическая аргументация, а главное – организация правильного нравственного опыта, убеждающего в справедливости нравственных норм и необходимости им следовать в повседневной жизни.

Тот факт, что по сути дела на протяжении всего подросткового возраста потребность подростков в том, чтобы взрослые, особенно родители, признали их равноправными партнерами в общении, оказывается неудовлетворенной, порождает многочисленные и разнообразные конфликты подростка с родителями и учителями. Особенно остро это проявляется в старших подростковых классах, учащиеся которых испытывают огромную потребность в общении со взрослыми «на равных».

Многие современные проблемы, связанные с воспитанием подростков, проистекают от того, что взрослые стараются только что-то давать

. Подростка раздражают словесные назидания,

он, чётко улавливают, воспитательную фальшь, болезненно реагируют на несправедливость. Неопытность подростка может привести к тому, что из добрых побуждений он может совершить и нечто предосудительное;

При наличии потребности к действию и желанию самоутвердиться подросток ещё не знает, как этого можно добиться, и может попасть в беду;  у подростка выражено противоречие между богатством желаний и ограниченностью сил,

он слишком самолюбив и может прикрываться показной уверенностью, решительностью, за которыми скрывается беспомощность. Он слишком самолюбив и может прикрываться показной уверенностью, решительностью, за которыми скрывается беспомощность. в подростке сочетаются грубые выходки, а также и романтическая восторженность. Прилив физических сил побуждает к деятельности.

Но если нет нравственной культуры, можно растерять добрые чувства, приобретенные в детские годы.

Противоречия детско-родительских отношений и пути их решений.

Отчуждение по отношению к семье внешне выражается в негативизме — в стремлении противостоять любым предложениям, суждениям, чувствам тех, на кого направлено отчуждение. Он болезненно реагируют на реальные или кажущиеся ущемления своих прав, пытается ограничить претензии взрослых по отношению к себе. Разные формы протеста и неподчинения подростка — средство изменить прежний тип отношений с взрослыми на новый, специфический для общения взрослых.

В случаях, когда взрослые относятся к подросткам как к маленьким детям, они выражают протесты в различных формах, проявляют неподчинение с целью изменить сложившиеся ранее отношения. Этот процесс далеко не всегда проходит безболезненно.

Благополучная форма перехода к новому типу отношений возможна, если взрослый сам проявляет инициативу или, учитывая требования подростка, перестраивает своё отношение к нему. Условие этого — отсутствие у взрослого отношения к подростку ещё как к ребёнку.

Развитие социальной  взрослости подростка общественно необходимо для подготовки к будущей жизни. Это процесс сложный, он требует времени и возможен, если подросток начнет жить в системе норм и требований, существующих для взрослых, что связано с необходимым и обязательным увеличением самостоятельности, то с расширением прав, возрастают и обязанности.

Особо благоприятной является ситуация, когда взрослый выступает в качестве друга. В этом случае взрослый может значительно облегчить подростку поиск его места в системе новых, складывающихся взаимодействий, помочь оценить свои способности и возможности, лучше познать себя. Совместная деятельность, общее времяпрепровождение помогают подростку по-новому узнать сотрудничающих с ним взрослых. В результате создаются более глубокие эмоциональные и духовные контакты, поддерживающие подростка в жизни 

Но такую характеристику можно отнести к нормальным благополучным семьям, в которых родители заинтересованы в воспитании своего ребёнка, стараются не только материально обеспечивать, но и создавать благоприятную психологическую атмосферу в семье. Труднее дело обстоит в семьях с социальными отклонениями. К ним можно отнести неполные семьи, семьи с приёмными родителями, семьи, где родители пьют или жестоко обращаются с детьми и семьи, в которых родители развелись. Такие семейные условия еще более усугубляют взаимоотношения подростка и родителей.

В период, когда ребёнок наиболее подвержен негативному влиянию неблагоприятная атмосфера в семье приводит к росту вероятности возникновения у подростка психологических проблем. Отсутствие в семье отца или матери зарождает в ребёнке неуверенность в себе, чувство одиночества, появление депрессии. В ситуациях, когда родители разведены или пьют, могут вызывать у подростка чувство неуважения к своим родителям, разочарования, обиды за то, что старшие или не смогли сохранить семью, или не могут удержаться от очередной дозы спиртного. Всё это приводит к печальным результатам. Подростку из таких семей труднее самоутвердится среди своих сверстников. Воспитание подростка в таких семьях оказывает отрицательное влияние не только на самого подростка, но и на общество в целом, поскольку начинает расти число трудных подростков. Повышается уровень преступности и растёт число суицидальных случаев среди подростков.

   Условиями оптимального социально-психологического взаимодействия родителей  и подростков являются:

 А) диалогическое общение с детьми.

Б) за счет построения диалога родителей и подростка складывается характер внутренней ответственности родителей и подростков.

 В) Родители должны знать о психолого-физиологических особенностях подростков, что помогает накапливать  опыт взаимодействия.

 Г) Родители должны отдавать  предпочтение совместной деятельности с детьми.

 Д) Родителям необходимо повышать свою психологическую культуру .


Создание условий социально-\психологического взаимодействия может осуществляться посредством следующих факторов:

Первый - создание творческой среды общения, когда происходит   

• обретение доверия собственным силам и возможностям через совместную, равноправную с родителями деятельность;

• отсутствие установок на неудачу (возможную), снятие страха перед ней.

. Второй необходимый фактор - принятие и уважение.

Принятие сплетается с пониманием: понимание между детьми и родителями подразумевает эмоциональную идентификацию друг с другом, эмпатию.

Третий фактор-  возможность проявления родителей в качестве примера творческого поведения.

Чтобы решить проблемы детско-родительских отношений,

Нужно не закрывать глаза на происходящее, а активно принимать участие в жизни подростка

.1) Родители должны постоянно чувствовать ответственность за своё поведение. Они должны постоянно окружать его заботой и вниманием.

 2) Они должны постоянно быть готовыми помочь и поддержать своего ребёнка.

3) Взрослые должны бороться за улучшение социальных условий жизни, т.е. за искоренение таких страшных явлений как пьянство, развод, жестокое обращение с детьми, так как это приводит к девиантному поведению, преступности,  суициду среди подростков

4). Не стоит забывать, что настоящие подростки — это будущие взрослые люди, которые будут строить будущее и от того, как эти подростки будут воспитаны, зависит успех этого будущего.

 

Список литературы:

1.        Казанская В. Г. Подросток. Трудности взросления: Спб.: Питер, 2008. 282 с.

2.        Мухина В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. Вузов. М.: Издательский центр Академия, 1999. 456 с.

3.        Петровский А. В. Возрастная и педагогическая психология: М.: Просвещение, 1979. 286

Государственное (областное) бюджетное образовательное учреждение

начального профессионального образования

Профессиональное училище №14 г.Грязи

 «Особенности взаимоотношений подростков и родителей для создания успешных условий образовательного процесса».

                           

                                                                       Составила педагог-психолог

        Петрова Л.А.

                                        2013 год.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Глоссарий по вопросам работы с родителями

В основе профессионального общения - использование специальной терминологии. Иногда возникает необходимость уточнить, подобрать специальный термин по какому-либо вопросу для восприятия ил...

Рекомендации куратору по работе с родителями студентов

Для полноценной воспитательно-образовательной работы со студентами необходимо осуществлять педагогическое просвещение родителей. В статье рассматривается практиоориентированый ...

Программа по направлению работы с родителями «Семья и школа» Возраст детей 7-16 лет Срок реализации программы - 3 года

   Программа «Семья и школа» разработана для родителей (законных представителей), прародителей, опекунов и приемных родителей подготовительных и начальных классов и реализуется на баз...

Работа с родителями студентов

Работа с родителями - один из основных аспектов деятельности педагога. Среди родителей, считающих, что у них имеется необходимый минимум педагогических знаний, половина не извлекает из них практическу...

Работа с родителями. Совместные формы работы в хоровом коллективе «Апрель»

Целью совместных форм работы, впервую очередь, является создание атмосферы доверия между педагогом, ребенком и семьей, включение родителей в деятельность творческого коллектива в том или ином виде....

Статья «Работа с родителями как важный компонент воспитательной работы в УДОД»

В статье описываются индивидуальные и коллективные формы взаимодействия с родителями учащихся студии "АккСи+"...

Организация работы с родителями студентов нового набора (из опыта работы)

Автор: Виноградская В.А., преподаватель Марийского аграрного колледжа (филиала) ФГБОУ ВО «Марийский государственный университет»         Рецензент: ...