Открытый урок
план-конспект занятия на тему

Бобкова Ольга Александровна

Открытый урок по обществознанию на тему "Семья" подготовила и провела преподаватель ГБПОУ РО "ОАТТ" Бобкова О. А.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл semya.odt39.48 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное профессиональное

общеобразовательное учреждение

Ростовской области

«Октябрьский аграрно-технологический техникум»

Методическая разработка открытого урока по дисциплине «Обществознание» по теме:

«Семья – спасительная гавань…»

 

Подготовила:

преподаватель истории и обществознания

ГБПОУ РО«ОАТТ»

Бобкова О. А.

п. Качкан 2015г.

Семья – спасительная гавань…

Урок рассчитан на 45 мин.

Методическая цель урока: использование различных методов и приёмов проведения урока.

Цели и задачи урока:

Образовательные:

- показать роль семьи в жизни человека

- определить круг проблем, стоящих перед семьей в современном мире;

- рассмотреть тенденции развитии семьи, взаимоотношения семьи и государства

Развивающие: создать учащимся условия для совершенствования навыков умений работать с дополнительными источниками информации, делать анализ, сравнивать и обобщать, формулировать и аргументировать собственное мнение.

Воспитательные: способствовать формированию у учащихся чувства сопричастности к своей семье, осознания важности и ценности семьи

План урока:

Что такое семья?

Проблема семейных отношений

Тенденции развития семьи.

Семья и государство.

Тип урока: урок – размышление.

Оборудование:

Компьютер и проектор, интерактивная доска, видеоролики, учебники, таблицы, информационные листы к уроку, ватманы.

  1. Обществознание. 11 кл.: учебник для общеобразовательных учреждений: базовый уровень / [Л.Н. Боголюбов, Н.И. Городецкая, А.И. Матвеев и др.]; под ред. Л.Н. Боголюбова [и др.]; Рос. акад. образования, изд-во «Просвещение». – 4-е изд. – М.: Просвещение, 2009.
  2. Обществознание. 11 класс: поурочные планы по учебнику «Человек и общество» Л.Н. Боголюбова, А.Ю. Лазебниковой, Л.Ф. Ивановой / авт.сост. С.Н. Степанько. – Волгоград: Учитель, 2007.

Эпиграф к уроку: «Наша главная задача – вернуть российской

семье тот авторитет, который она имела в

начале прошлого века» Д. Медведев.

Ход урока.

Вступительное слово учителя. Всем доброе утро! Сегодня у нас с вами необычный урок. Мы будем говорить о семье. Вы становитесь год от года взрослее и придет время, когда вы тоже будете создавать свою семью. Важнейшим элементом социальной структуры – социальным институтом является семья. Положение семьи служит барометром состояния общества, показывает степень его продвижения по пути предоставления своим гражданам реальных возможностей для социально-культурного развития. Семья это показатель нравственности общества. Вам не кажется, что мы что-то утрачиваем… Семья перестала быть ценностью?

Какой же современные дети видят свою будущую семью? Предложить студентам рисуночный экспресс- тест «Моя будущая семья»

(о результатах говорится в конце урока)

Давайте на несколько минут окунемся в историю, просмотрим с вами фильм «Подвиг любви и долга», обсудим, что было важным в семье в те времена и вернемся ко дню сегодняшнему.

. Просмотр фильма «Подвиг любви и долга» После просмотра фильма обсуждение:

- Как жены декабристов понимали, что такое семья?

- Как вы думаете, поступок жен декабристов семейный долг или жертвенность?

Мини – дебаты.

1. «Семья – взаимное несение тягот и школа жертвенности» (Н.А. Бердяев)

2.«Семья – это место приземления для старших, стартовая площадка для младших и полигон взаимоотношений для каждого». ( Виктор Кротов)

В народе говорят: счастлив тот, кто счастлив в доме. Есть такая притча. Поселил бог женщину и мужчину в поле. Научил их строить шалаш. Дал мужчине лопату, а женщине горсть зерна: «Живите и продолжайте род человеческий, Приду через год, посмотрю, как тут у вас. На следующий год приходит Бог рано утром на восходе солнца. Видит: сидят мужчина и женщина у шалаша, перед ними созревает хлеб на ниве, рядом с ними колыбель, а в ней ребенок. А мужчина и женщина смотрят то на небо алое, то в глаза друг другу. В те мгновения, когда их глаза встречались, Бог видел в них какую-то неведомую силу, непостижимую для него красоту. Это красота была прекраснее неба и солнца, земли и пшеничного поля, прекраснее всего, что слепил и смастерил Бог. Красота эта до того потрясла, удивила, ошеломила Бога, что он сказал: «Как же так? Я слепил человека из глины и вдохнул в него жизнь, но не смог создать такой красоты. Откуда же она взялась и что такое это красота? Как вы думаете, ребята?

Это любовь! Именно она соединила судьбы в одну. Это любовь! Это она дала жизнь детям. И именно благодаря любви создалась здоровая, крепкая, дружная семья. Вот это и есть счастье!»

Учитель: Хотите быть счастливыми? Будьте им! А что для этого надо? Совсем немного… Что такое счастье? Все по-разному его себе представляют. Вот, ребята, каждый человек на земле хочет быть счастливым, но каждый ставит условия. Одному для счастья нужна машина, другому образование, третьему дом.

- Что же такое семья?

Семья исследуется социологами в двух аспектах: как малая социальная группа, объединяющая, в первую очередь, детей и родителей. И как социальный институт.

Семья как малая группа - это основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной помощью, моральной и правовой ответственностью.

Семья как социальный институт – это объединение, которое характеризуется совокупностью социальных норм, санкций и образцов поведения, регламентириющих взаимоотношения между супругами, родителями, детьми и другими родственниками. Семья очень древний социальный институт, приобретавший на различных ступенях развития различные формы.

(прослушивание песни «У меня сестрёнки нет»)

II.Семья в настоящее время является важнейшим социальным институтом. Сегодня много говорится о проблемах семьи и детства, приводятся статистические выкладки о нежелании супружеских пар иметь хотя бы одного ребенка, об отказе от рожденных детей, о телесных наказаниях и других формах жестокого обращения, о бегстве детей из дома и беспризорности. Все это влияет на представления детей о семье, ее роли в жизни человека, наконец, на то, какой будет российская семья через пятнадцать-двадцать лет.

Даже в благополучной семье бывают конфликты. Несомненно, сказывается разница в возрасте, взглядах, идеалах членов семьи.

Известный российский социолог И. Бестужев-Лада считает, что не так трудно создать семью, как ее сохранить. Сегодня на нее обрушились четыре джина, свирепствовавшие и до этого, но державшиеся в определенных рамках вековыми традициями, нравами и обычаями. К этим разрушающим силам социолог относит: пьянство мужа, совместное проживание супругов с тещей или свекровью, несправедливость в распределении семейных обязанностей (бытовой паразитизм мужа) и бытовое хамство (неумение выходить из конфликтных ситуаций)

Песня «У меня сестренки нет» была написана в начале 80 – х гг. прошлого века, она красноречиво отражает новую тенденцию того времени в нашей стране – нежелание семей иметь более одного ребенка. Демографическая ситуация, или состояние воспроизводства населения, наконец-то начинает привлекать к себе внимание правительства страны, так как очевидны ее неизбежные негативные последствия. Сегодня в нашем обществе говорят о демографической катастрофе и понятно, что для ее преодоления потребуется немало усилий. Ведь рождение в семье двух детей может обеспечить лишь простое воспроизводство населения, в то время как стране необходимо для выправления сложившейся ситуации воспроизводство расширенное, т.е. рождение в семьях 3–4 детей. По мнению западных демографов, Россия сегодня переживает демографический крах. Ученые Берлинского института народонаселения назвали Россию «Исчезающая мировая держава». Разница между возрастающей смертностью и сокращающейся рождаемостью позволяет характеризовать Россию как страну с вырождающимся населением. Именно поэтому в последние годы в нашем обществе идет целенаправленная пропаганда увеличения рождаемости.

 Стадия «осмысления».

     - Сегодня на уроке вам предстоит проанализировать демографическую ситуацию  в России, выяснить, какие проблемы сегодня существуют в нашей стране в социальной сфере. Для этого каждую проблему необходимо подтвердить фактами и примерами. Для решения этой задачи воспользуемся уже известным вам приемом «Фишбоун» - рыбный скелет (Приложение 1).

     1. Самостоятельная работа в группах.

     Класс делится на 3 группы. Каждая группа работает с текстом учебника и дополнительным материалом (Приложение 2), ищет проблему и доказывает ее, используя прием «Фишбоун». Работа оформляется на листах ватмана.

     1-я группа изучает текст в учебнике на с. 193-195 «Тенденции развития семьи в современной России».

     2-я группа изучает текст в учебнике на с. 195-197 «Проблема неполных семей».

     3-я группа изучает текст в учебнике на с. 197-199 «Современная демографическая ситуация в Российской Федерации».

     2. Защита работ. Выступление каждой группы у доски.

 Рефлексия.

     - А сейчас давайте попробуем решить некоторые из этих проблем. Представьте, что вы   социологи и законодатели. Если вы законодатели – предложите свои законы для улучшения демографической ситуация в современной России. Если вы социологи – попробуйте решить одну из проблем на выбор, предложив различные пути решения. Для определения наиболее оптимального способа решения проблемы используйте стратегию ПАКОР.

П – проблема

А – альтернатива

К – критерии

О – оценка

Р – результат

Критерии – время, цена, риск, качество.

IV. Подведение итогов.

     - Какие меры сегодня принимаются правительством для улучшения демографической ситуации в нашей стране? (раздаточный материал) (Приложение 3)

Анализ результатов рисуночного экспресс-теста «Моя будущая семья» Какие же общие тенденции выявились при помощи рисуночного теста?

  1. Обнаружилась четкая зависимость образа будущей семьи от его настоящей семьи – атмосферы, состава семьи, ролей
  2. Равноправие и даже некоторый унитаризм между мужем и женой. На рисунках муж и жена изображены в одинаковых позах, одного роста. На некоторых рисунках муж и жена даже одинаково одеты – в костюмы, не подчеркивающие их полового различия (брюки, куртки)
  3. Однако имеет место и тенденция соблюдения семейных ролей и разграничения полномочий мужа и жены: почти на всех рисунках мать нарисована рядом с детьми, а отец несколько отстранен от них.
  4. Между тем выяснилось модель будущей семьи: наиболее часто дети изображают нуклеарную семью, в которую не включены никакие члены семьи, кроме родителей и детей. Типичная семья в глазах ребенка – два родителя с одним или двумя детьми, живущими в загородном доме и имеющие автомобиль.
  5. Тот факт, что дети не включают третьего поколения в свою будущую семью, раскрывает характерную для современной семьи проблему – слабую связь между родителями и детьми, возможные конфликты и разногласия. И главное неприятие индивидами своих родителей как членов собственной будущей семьи.
  1. Для значительной части детей семьей считается уже пара из одного родителя и ребенка, причем авторами таких рисунков не всегда являются дети из неполных семей. Это говорит о том, что брачные отношения у детей слабее ассоциируются с понятием семьи, чем отцовство или материнство. Иными словами, главная черта, характеризующая семью для детей, принявших участие в исследовании, - это наличие детей у одного или обоих родителей. Вместе с этим, как показывает исследование, дети не видят свою семью многодетной – только на двух рисунках изображено больше двух детей.

Рефлексия. (просмотр видеоролика «Счастливая семья»)

Учащимся предлагается тест «Незаконченное предложение».

1. Семья – это…

  1. Мои родители – это…
  2. Радость в моей семье – это…
  3. Горе моей семьи – это…
  4. Из традиций моей семьи мне хотелось бы взять в будущую семью…

Весьма важно, чтобы семья обеспечила прочные личностные образования, такие как привязанность и любовь к семье и родному дому, привычки элементарного социального поведения, интерес к окружающему миру. А теперь, ребята, вернемся к названию урока. Семья – это спасительная гавань… Какой знак мы поставим? ! или …..

«Мой дом – моя крепость», - гласит английская пословица. Оказывается, это мудрое изречение имеет и более глубокое, чем нам ранее казалось, значение. Сложно и неуютно в сегодняшнем мире. Рушатся идеалы, распадаются державы, летят с пьедесталов памятники… Но есть ценности, которые остаются вечными и незыблемыми, и к ним принадлежит семья. Семья, дом - это крепость, которая не поддается волнениям самого лихого времени. Это мир, где сохранились и царят в отношениях людей бескорыстие, преданность, самопожертвование. Это спасательный круг, который помогает нам не потонуть в океане хаоса и беспредела, с помощью которого мы каждый вечер прибиваемся к спокойной и надежной гавани, где царят уют, радость, душевный покой. Семья – это спасительная гавань в жизненных перипетиях. Когда в обществе кризис, на улицах разгул преступности, в магазинах все дорого, на работе идут сокращения, родной дом становится самым нужным, самым желанным и любимым местом на свете. (Звучит песня «Родительский дом»)

Спасибо всем участникам урока и помните, пожалуйста, всегда:

Семья – это то, что мы делим на всех,

Всем понемножку: и слезы и смех,

Взлет и падение, радость, печаль,

Дружбу и ссоры, молчанья печать.

Семья – это то, что с тобою всегда.

Пусть мчатся секунды, недели, года,

Но стены родные, отчий твой дом –

Сердце навеки останется в нем!

Праздником любви и верности в нашей стране считается День Петра и Февроньи — 8 июля.

(видеоролик «Молитва о семье»)

Итог урока.

Выставление оценок.

Домашнее задание: п. 17 или 18

1.Написать пословицы и поговорки о семье (калмыцкие и русские)

2. Выписать определения по теме

3. Написать эссе по одному из высказываний:

«К родителям относись так, как ты желал бы, чтобы твои собственные дети относились к тебе» Исократ

«Счастлив тот, кто счастлив у себя дома» Л.Н. Толстой

«Брак не может быть счастливым, если супруги до вступления в союз не узнали в совершенстве нравы, привычки и характеры друг друга»

О. Бальзак

«Семья – взаимное несение тягот и школа жертвенности» Н.А. Бердяев

«Женщина, словно кариатида, подпирает семейный очаг». И.Н. Шевелев

«Домашний очаг должен быть не местопребыванием, а местом, куда мы всегда возвращаемся» А. Монтерлан

«Семья – это кристалл общества» В. Гюго


Приложение 1

                       

   Вывод

                                             Факты                          Факты                      Факты                                    

     Проблема

   Вывод

 

                                 Аргументы                      Аргументы                           Аргументы                          

        


Приложение 2

Демографическая ситуация в современной России

    Одной из важнейших общественно-политических проблем в России сегодня является проблема депопуляции. С девяносто второго года население России постепенно убывает, с каждым годом всё быстрее. Этой проблемой озабочены и политики и простые люди, но, к сожалению, в целом бытует совершенно неверное мнение о причинах и методах входа из кризиса. Задача науки здесь - найти реальные причины и реальные способы решения проблемы. В мире сейчас очень многие люди и организации озабочены проблемой перенаселения. Боязнь перенаселения некогда имела под собой основания: в начале XIX века Т. Мальтус предсказывал удвоение населения Земли по экспоненте каждые 25 лет. И его прогнозы были достаточной причиной для беспокойства в XX веке, т.к. в XX веке численность населения действительно росла взрывообразно. Двухмиллиардный житель Земли родился совсем недавно - в 1925 году, когда как шестимиллиардный - в 1999 году. Движение «мальтузианцев», озабоченных проблемой населения ещё сильно, но они не желают замечать, что теперь, в наше время, на самом деле, такой проблемы не существует, а, наоборот, в мире, особенно в развитой его части, существует другая проблема - проблема снижения рождаемости. В 2000 году в 64-х странах, в которых проживает 44% всего мирового населения, уровень рождаемости ниже уровня, необходимого для простого воспроизводства населения. И всё это те страны, которые мы называем развитыми. Между тем, в менее развитых странах ситуация обратная - в них население не снижается, а растёт, и если в десятку стран с наинизшим естественным приростом населения входят в основном восточноевропейские страны, то в десятку стран с наивысшим приростом населения входят беднейшие африканские страны, в большинстве из которых эпидемия СПИДа. То есть в то время, как население в развивающихся странах только увеличивается, население цивилизованного мира стареет и вымирает.

Депопуляция - прямая угроза всей европейской цивилизации. И хотя депопуляция - проблема не только для России, в России она стоит очень остро.

Среди 186 стран, Россия стоит на восьмом в числе стран с наиболее низкой рождаемостью, и на третьем в числе стран с наинизшим естественным приростом населения. Обычно смертность и рождаемость взаимосвязаны - в странах с высокой смертностью высока и рождаемость, и наоборот. Но в случае с Россией всё складывается крайне неудачно - в то время как рождаемость падает смертность остаётся на очень высоком уровне. В результате многих научных исследований получены данные, что процесс депопуляции практически не связан с реформами в нашей стране, а это значит, что когда в России всё более или менее наладится, демографический кризис не прекратится сам собой. Поэтому необходимо разработать эффективные меры борьбы с ним. Но прежде чем разрабатывать меры борьбы с демографическим кризисом, необходимо разобраться в его причинах. Для этого следует проанализировать все существующие основные концепции в этой области, а также имеющиеся статистические данные и данные различных социологических исследований.

Продолжительность жизни

     Средняя продолжительность жизни в нынешней России составляет 57,7 лет для мужчин и 71,2 года для женщин. Сравним: для США, Канады, Франции, Германии и других развитых стран мира эти показатели равны соответственно: 73-74 года и 79-80 лет. А для Японии-чемпиона по долгожительству - 75,90 и 81,6 лет.

     Итак, наши мужчины сегодня живут в среднем на 16 лет меньше, а женщины на 8 лет меньше, чем на Западе. Особенно тревожен разрыв между сроками жизни противоположных полов, более 13 лет. Такого нет, и не было нигде. «Нью-Йорк Таймс» пишет, что Россия стала первой промышленно развитой страной, пережившей столь резкое сокращение населения в условиях, которых не было нигде. За 100 лет (приблизительно 1838-1938г) продолжительность жизни мужчин и женщин выросла в 2 раза. Примечательно то, что с конца XIX века увеличивается разрыв показателей продолжительности жизни мужчин и женщин, достигающий в 1968-1971гг. почти девяти лет. Разрыв продолжительности жизни мужчин и женщин обусловлен не только биологическими факторами, на счет которых можно отнести четыре-пять лет такого рода различий. Остальные же четыре-пять лет разрыва вызваны с действием специфических факторов. Так сейчас в старшие возраста вступают люди, которые активно участвовали в Великой Отечественной войне, что не могло не сказаться на их здоровье. Есть и другие причины этого явления. Но в наши дни, как это уже было оговорено выше, разрыв продолжительности жизни мужчин и женщин стал приблизительно в 13 лет, что чрезвычайно пугает. При сохранении в дальнейшем современного половозрастного уровня смертности из нынешних юношей, достигших 16 лет, 40% не доживет до 60 лет.

Рождаемость

     Начиная со второй половины ХХ века в России происходит устойчивое сокращение уровня рождаемости. Внутрисемейное регулирование деторождения получает всеобщее распространение, превращается в неотъемлемую часть образа жизни людей и становится главным фактором, определяющим уровень рождаемости. Начало этого процесса приходится на послевоенные годы и продолжается в наши дни, причем с начала 90-х годов на рождаемость также оказывают влияние резкие сдвиги в политической и социально - экономической жизни страны. Снижению уровня рождаемости 50-х годах в немалой степени способствовала отмена в 1955 г. запрета на искусственное прерывание беременности. В следующее десятилетие динамика показателей рождаемости отражала продолжение перехода к новому типу репродуктивного поведения. С конца 60-х годов в России модель семьи, имеющая 2 детей, стала преобладающей. Рождаемость снизилась до уровня немного более нижнего, чем необходимо для обеспечения в будущем простого воспроизводства населения (для простого воспроизводства населения суммарный коэффициент рождаемости должен составлять 2,14 - 2,15). При этом суммарный коэффициент рождаемости городского населения был в пределах 1,7-1,9. В сельской местности уровень рождаемости был более высоким: от 2,4 до 2,9 рождения на 1 женщину.  В целом за годы предыдущего десятилетия (1991-1998 гг.) повторные рождения сократились в 1,9 раза. В настоящее время Россия заняла по этому показателю место в ряду стран мира с самой низкой рождаемостью.

     В масштабах страны, как уже отмечалось выше, рождаемость имеет четко выраженную тенденцию к уменьшению, что в конкретных исторических условиях и с учетом стратегических задач, стоящих перед Россией, не может расцениваться иначе как негативное явление. В обозримом будущем трудно рассчитывать на изменение репродуктивного поведения россиян.  

     В последние несколько лет за счет рождения вне брака ежегодно возникает около 300 тыс. неполных семей, дети в которых с первого дня рождения ущемлены не только в материальном отношении, но и ущербны по своему психологическому самочувствию. При сложившейся тенденции можно предполагать существенное увеличение числа семей, которые изначально являются неполными со всеми вытекающими отсюда экономическими и социальными последствиями.

Статистика абортов

     Статистика абортов всегда была под запретом. Число абортов на тысячу женщин детородного возраста составляет в России 83. На Западе: Германия - 5,1; Австрия - 7,7; Франция - 13,8. Этот список можно продолжить, что не изменит сути: среди стран Западной Европы мы остаемся безусловными лидерами по числу абортов, причем наш отрыв от остальных просто потрясающ. Примечательно, что если двигаться по карте Европы с Запада на Восток количество абортов возрастает. В Венгрии - 35,6; в Югославии - 38,6; в Болгарии - 67,2. По негласным данным на конец 1994 г. из общего количества зарегистрированных беременностей родами заканчивалось только 32%, остальные 68% - аборты…

     Аборты - одна из главных причин низкой рождаемости и отрицательного естественного прироста населения. Такое огромное количество абортов в нашей стране связано, прежде всего, с экономической ситуацией в сегодняшней России. Вот уже на протяжении нескольких лет наша страна находится в условиях социально-экономического кризиса, что и является причиной такого демографического явления, как аборты.

     В большинстве своем аборты делают женщины в возрасте от 16 до 25 лет, т.к. этот социальный слой находится в наиболее неблагоприятном материальном положении. Ведь молодая одинокая женщина просто не в состоянии в должной степени обеспечить себя и своего ребенка. Также на процент абортов влияет моральное и нравственное здоровье людей. Ведь, согласитесь, за последние несколько лет моральные рамки сильно расширились, а многие нравственные принципы в глазах сегодняшней молодежи выглядят непоправимо устаревшими и совершенно неприемлемыми. И, несмотря на все старания российского правительства, количество абортов продолжает расти, и чтобы остановить этот процесс и привести статистику абортов в мировые рамки, понадобится не один год и не одно десятилетие, при условии, что это вообще удастся осуществить.

Смертность

     С 1965 по 1980 гг. в России происходил устойчивый рост смертности взрослого населения, особенно мужчин. В то же время имела место крайне нерегулярная динамика младенческой смертности, которую в целом можно характеризовать как медленное снижение. В 1981-1984 гг. уровень смертности стабилизировался, причем продолжительность жизни мужчин составляла в среднем 61,8 года, а женщин - 73,2 года.

     Начавшаяся в 1985 г. антиалкогольная кампания в СССР обусловила рост продолжительности жизни и мужчин и женщин, которая составила в 1986 - 1997 годах 65 лет у мужчин и 75 лет у женщин. С 1988 г. рост уровня смертности возобновился, достигнув своего пика в разгар проведения "шоковой терапии". Переход к рыночной экономике в начале 90-х годов еще более обострил существующие проблемы. Накопление неблагоприятных изменений в общественном здоровье на протяжении предыдущих десятилетий в сочетании с резким снижением жизненного уровня большинства населения в условиях неудовлетворительного состояния социальной сферы и базовой медицины, недоступностью высокоэффективных средств лечения для большинства населения, экологическим неблагополучием и ростом преступности усугубили ситуацию со смертностью в стране.

     В 1994 г. по сравнению с 1991 г. смертность населения (число умерших на 1000 населения) увеличилась в 1,3 раза - с 11,4 до 15,7. В последующие четыре года (1995-1998 гг.) смертность несколько уменьшилась, что, видимо, было связано с определенной социально-экономической стабилизацией. Однако наметившиеся позитивные перемены оказались краткосрочными и после очередного резкого снижения уровня жизни абсолютного большинства населения, вызванного последствиями августовского кризиса 1998 г., последовал ее новый заметный рост (1998 г. - 13,6; 1999 г. - 14,7).

     Таким образом, в целом, 90-е годы отмечены в России самим высоким со времени окончания Великой Отечественной войны уровнем смертности населения. Анализируя причины этого явления, руководитель лаборатории системных исследований здоровья, доктор медицинских наук И. Гундаров высказывает следующую точку зрения: “Эпидемия сверхсмертности в России 90-х годов является результатом исторически и культурно чуждых для нас духовных ценностей.

     Западный тип мышления, всячески внедряемый в сознание русского человека, противоречит его нравственно-эмоциональному генотипу, и вымирание нации является специфической реакцией отторжения на чуждую духовность”. При этом необходимо отметить, что за последний период рост смертности отмечается по всем основным классам причин. Как видно, к 2006 г. первое место в структуре смертности населения в России заняла смертность от болезней системы кровообращения. За ней следуют следующие классы причин: от болезней органов дыхания; от новообразований; от инфекционных и паразитарных болезней; от несчастных случаев, отравлений и травм; от болезней органов пищеварения. Обращает на себя внимание рост патологии, такой как гипертоническая болезнь, смертность от которой только в последний год возросла в 1,7 раза. Значительно вырос уровень смертности от туберкулеза - с 7,7 в 1989 году до 20,0 на 100 000 тысяч населения в 2003 году. Выросли показатели смертности населения от заболеваний органов дыхания, пищеварения, новообразований.

     По-прежнему самой острой проблемой остается высокий уровень преждевременной смертности населения. За 10 лет он возрос более чем на 100 тыс. человек трудоспособного возраста и составляет свыше 520 тыс. человек в год. При этом главными причинами смерти лиц в трудоспособном возрасте являются неестественные причины - несчастные случаи, отравления, травмы и суициды. Уровень смертности населения трудоспособного возраста от неестественных причин такой же, как был в России 100 лет назад. Он почти в 2,5 раза превосходит соответствующие показатели в развитых и в 1,5 раза в развивающихся странах. Так, более трети всех умерших в рабочих возрастах (202,0 тыс. человек, или 39%) в 2000 г. стали жертвами несчастных случаев, отравлений и травм (включая самоубийства и убийства).

    Одно из ведущих мест в структуре смертности трудоспособного населения занимают болезни системы кровообращения - 114,1 тыс., или 28% умерших. В связи с ростом числа умерших во все более младших возрастных группах происходит омоложение среднего возраста наступления смерти от указанных заболеваний. У мужчин трудоспособного возраста он уже ниже 50 лет (49,5 года).

      Высокий уровень смертности трудоспособного населения от сердечно-сосудистых заболеваний, который превышает аналогичный показатель по Евросоюзу в 4,5 раза. Преждевременная смертность мужчин имеет отрицательные социально-демографические последствия - уменьшается число потенциальных женихов, растет число неполных семей. По состоянию на 1 января 2000 г. в органах социальной защиты состояло на учете 1,8 млн. детей, на которых были назначены пенсии по случаю потери кормильца.

     Уровень смертности мужчин значительно выше уровня смертности женщин не только от неестественных причин. От инфекционных и паразитарных болезней этот уровень выше - в 7 раз, болезней органов дыхания - в 6 раз, болезней системы кровообращения - в 5 раз. Это сформировало беспрецедентный - более чем в 10 лет - разрыв в средней продолжительности жизни между мужчинами и женщинами. Причины повышения смертности.

Поскольку изменение уровня смертности в России было наиболее драматичным и было широко исследовано, то существует несколько различных гипотез на этот счёт.

Вот список наиболее популярных из них:

1. Потребление алкоголя

2. Экологические проблемы

3. Бедность и плохое питание

4. Развал системы здравоохранения

5. Реакция на сильные изменения социальных условий, стресс

Рассмотрим некоторые из них.

Исследования показали, что система здравоохранения играет достаточно важную роль, но всё же не решающую. Это объясняется тем, что большинство причин смерти в наше время определяются не качеством системы здравоохранения, а самосохранительным поведением.

Экологические проблемы можно исключить сразу - спад производства вызвал только улучшение экологической ситуации.

Потребление алкоголя может влиять достаточно важную роль, так как процент смертей от отравления алкоголем, а также его употребление, увеличились за время реформ. Но пьянство нельзя рассматривать как причину - это лишь следствие других факторов, в основном духовных.

Также повышение смертности может быть вызвано эффектом компенсации после антиалкогольной кампании - то есть те, кто должен был умереть от отравления алкоголем во второй половине восьмидесятых, стали умирать только сейчас, после отмены антиалкогольных мер того времени.

Детская смертность

Таблица детской смертности по данным Госкомстата

год

1995г.

1996г.

1997г.

1998г.

1999г.

2000г.

кол-во (тыс.ч)

26141

24840

22820

21735

21097

20731

     С первого взгляда кажется, что детская смертность уменьшается. Но ведь единственной причиной её уменьшения является меньшие численность населения и, следовательно, и меньшее количество беременностей.

     Учитывая, что коэффициент рождаемости уменьшается, такая статистика младенческой смертности в России пугает. Этот показатель равен сегодня 18,6; т.е. 18-19 смертей возраста до одного года на 1000 родившихся живыми. Сравним: в США умирают 5 новорожденных из 1000, в Канаде и Японии - 7, в наиболее развитых странах Западной Европы - от 6 до 8. В современной России младенческая смертность почти в 3 раза выше, чем в цивилизованном мире.

Самоубийства

     На численность населения России, хотя и в незначительной степени, влияет процент самоубийств. С 1992 года по 1995г. количество самоубийств заметно возросло с 46125 до 61000 соответственно. Затем в период с 1995г по 1996г их количество несколько снизилось. Резкое увеличение числа самоубийств в период с 1992г. по 1995г. объясняется кризисным развитием экономики страны и падением производства, а так же резким ухудшением социально-экономического состояния России.

     Заметим, что Россия находится в первой десятке стран с наивысшим процентом самоубийств. Также ужасающ процент криминальных преступлений, в частности убийств, по количеству которых мы уже приближаемся к США, которые являются явными лидерами в этой области. Убийства влияют не столько на демографическое состояние России, сколько на социальное.

Здоровье населения

     Демографическое воспроизводство в России последних лет характеризуется не только прямой депопуляцией, но и резким ухудшением физического и психического состояния здоровья населения. Положение таково, что если в ближайшее время в этой области не произойдут положительные перемены, то через 20 - 30 лет значительная часть россиян будет иметь серьезные проблемы со здоровьем.

     За последние 10 лет рост заболеваемости отмечается среди всех возрастных групп и по большинству классов заболеваний. При этом основную долю составляют социально обусловленные заболевания. Вот оценка - начальника Департамента социального развития Аппарата Правительства Российской Федерации: “Причины сверхсмертности мужчин среднего возраста - в нашей жизни, в нашей экономике. За минувшие годы на долю мужчин выпало столько, сколько не набралось бы за всю предшествующую жизнь... Мужчина у нас был главным человеком в семье, её кормильцем... Но в 1991 - 1992 гг. ситуация изменилась. Половина мужчин “за сорок”, потеряв зарплату и работу, а вместе с этим и свою социальную нишу, новой не нашли. Они стали потерянным поколением. Их подкосил постоянный стресс. Он спровоцировал массу недугов, и в первую очередь, сердечно - сосудистые болезни. От них в большинстве случаев и умирают наши мужчины среднего возраста...”

     Число учтенных больных наркоманией и токсикоманией за этот же период увеличилось в 9 раз и составляет 174 тыс. человек. Реально же распространение наркомании и токсикомании значительно больше. По оценкам подавляющего числа экспертов эта цифра должна быть увеличена как минимум в 10 раз. По данным Минздрава России, в 2000 г. в лечебно-профилактических учреждениях по поводу алкоголизма и алкогольного психоза наблюдалось более 2,1 млн. больных.

 Среднедушевое потребление алкоголя в стране в 90-е годы увеличилось до 13 литров в год (в переводе на абсолютный алкоголь). По стандартам ВОЗ, ситуация считается опасной для генофонда нации, когда потребление превышает 8 литров. Говоря о социально-обусловленных болезнях, следует отметить и то, что на начало 2000 года на учете в лечебно-профилактических учреждениях состояло 836 тыс. человек, больных сифилисом. В расчете на 100 тыс. населения число этих больных превышает аналогичный показатель 1990 года более чем в 40 раз.

     Вдвое возросла заболеваемость туберкулезом, которая составляла в 2000 г. 80 человек на 100 тыс. населения. В соответствии с критериями Всемирной организации здравоохранения заболеваемость туберкулезом в России носит характер эпидемии.

     Особое беспокойство должно вызывать здоровье детей и беременных женщин. Показатели материнской и младенческой смертности в Российской Федерации резко превышают уровень развитых стран. Так по данным благотворительной организации “За спасение детей”, которая проанализировала данные о материнской смертности, физическом здоровье матерей и детей в 106 странах мира, Россия находится на 27 месте, причем нашу страну опережает Казахстан (24 место).

     Все большее число детей появляются на свет больными или заболевают еще в родильном доме.. За последние 10 лет заболеваемость новорожденных возросла более чем в 2 раза. Болезненное состояние новорожденных во многом определяет здоровье детей в более старших возрастах. О явном неблагополучии состояния здоровья подрастающего поколения свидетельствует и то, что в настоящее время примерно треть юношей по состоянию здоровья не могут быть призваны в армию, каждый десятый призывник имеет пристрастие к употреблению спиртных напитков и наркотиков. Каждый пятый ребенок дошкольного возраста страдает хроническими заболеваниями, только 15% выпускников школ считаются практически здоровыми.

     Растет число инвалидов, причем доля лиц, получающих инвалидность в трудоспособном возрасте, также постоянно увеличивается. Из 1,1 млн. человек, впервые признанных инвалидами в 2000 году, 581 тыс. - люди в трудоспособном возрасте.

     

 


Приложение 3

Законодательные и административные меры, осуществляемые для улучшения

демографической ситуации в Российской Федерации

      Ряд федеральных законов, принятых в последнее время и направленных на улучшение материального положения женщин в период беременности и после рождения ребенка, а также на защиту интересов семьи и детей, нацелены на увеличение воспроизводства населения.

     Так, например, федеральными законами, принятыми в 1996-1999 гг., были внесены изменения и дополнения в Федеральный закон "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" которыми предусматривается увеличение размера ежемесячного пособия на ребенка на детей одиноких матерей; введение дополнительного пособия к началу учебного годам детям, проживающим в малообеспеченных семьях; усиление адресности социальной защиты путем предоставления гражданам, имеющим детей, ежемесячного пособия в зависимости от среднедушевого дохода семьи.

     Важным шагом на пути улучшения положения учащихся детей стало принятие Федерального закона "О компенсационных выплатах на питание обучающихся в государственных, муниципальных общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования". С целью расширения возможностей для лечения и отдыха детей приняты два федеральных закона: "О льготах на проезд на междугородном транспорте для детей, нуждающихся в санаторно-курортном лечении" и "О льготе на проезд на междугородном транспорте для отдельных категорий обучающихся в государственных и муниципальных образовательных учреждениях».

     Важное значение имеет рассматриваемый в настоящее время Государственной Думой проект федерального закона “О государственной поддержке многодетных семей“. Он предполагает целенаправленную и адресную систему мер по государственной поддержке многодетных семей в целях улучшения демографической ситуации в Российской Федерации и обеспечения условий для полноценного воспитания, развития и образования детей из многодетных семей. Устанавливается, что уход за детьми и их воспитание в многодетных семьях относятся к общественно-полезной деятельности. Многодетным семьям предусматривается ряд льгот по оплате за пользование отоплением, водой, газом и электроэнергией, бесплатное обеспечение лекарствами детей до шести лет; бесплатный проезд детей из многодетных семей на всех видах городского транспорта, бесплатное обеспечение школьной формой и ряд других мер.

     Ряд принятых законов направлен на защиту детей-сирот, оставшихся без попечения родителей. В частности, федеральные законы: "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей”, "О внесении изменений и дополнений в статью 8 Федерального закона», "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей” ориентированы на более точное и полное определение категории детей, оставшихся без попечения родителей, защиту их прав и интересов, в том числе, в части обеспечения их жилой площадью и получения образования.

     На решение важнейшей проблемы, стоящей перед обществом в настоящее время, - борьбы с   угрожающими масштабами бедности в стране, усугубляющей демографический кризис, направлен ряд законов, предусматривающих оказание адресной социальной помощи малообеспеченным гражданам.

     Так, Федеральный закон "О прожиточном минимуме в Российской Федерации" устанавливает правовую основу для определения прожиточного минимума и его использования при установлении минимальных государственных гарантий денежных доходов граждан и осуществления мер по социальной защите населения Российской Федерации.

     В целях реализации закона "О прожиточном минимуме в Российской Федерации" были приняты два федеральных закона. Первый из них - "О государственной социальной помощи" определяет порядок оказания государственной социальной помощи малообеспеченным слоям населения". Второй - “О потребительской корзине в целом по Российской Федерации" - утверждает натуральные наборы продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг, необходимые для расчета величины прожиточного минимума в 2000 году.

     На улучшение важнейших демографических показателей - здоровья населения, снижения смертности, увеличения продолжительности жизни также направлены федеральные законы: "Об иммунопрофилактике инфекционных болезней" и “О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения". Находятся на рассмотрении в Государственной Думе проекты федеральных законов "О здравоохранении в Российской Федерации", "О качестве и безопасности пищевых продуктов" "О предупреждении распространения туберкулеза в Российской Федерации". Кроме нормативно-правовых актов законодательных органов власти в Российской Федерации действует целых ряд федеральных целевых программ, призванных улучшить демографическую ситуацию. В частности, следует назвать федеральные программы “Дети России”, “Безопасное материнство”.

      План действий по улучшению положения детей в Российской Федерации на 1998 - 2000 гг. Только в 1999 году Правительством Российской Федерации было приняты два постановления, направленные на улучшение медицинского обслуживания населения, обеспечения лекарствами: “О мерах государственного контроля за ценами на лекарственные средства” (март) и “О программе государственных гарантий обеспечения граждан Российской Федерации бесплатной медицинской помощью” (октябрь). В ряде субъектов Федерации также принимаются определенные меры, направленные на улучшение демографической ситуации. В Московской области, например, действует государственная программа “Дети Подмосковья”, утвержденная решением Московской областной Думы. В Ханты - Мансийском автономном округе подготовлен законопроект, в соответствии с которым все дети, рожденные после 2000 года, к своему совершеннолетию получат на руки сберегательную книжку с достаточно внушительной суммой. Для этого в автономном округе будут открыты счета, на которых будет аккумулироваться часть средств от продажи нефти. В г. Смоленске, в соответствии с решением городского Совета начиная с апреля 2000 года 206 многодетных семей получают бесплатные продовольственные наборы.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Олимпиада по Информатике, конспект открытого урока, презентация к открытому уроку

Международный конкурс по информатике «Логика и компьютер» Рекомендуемое время выполнения заданий − 120 минут. 1. (2 балла) Какие записи, могут являться формулами в таб...

Открытый урок "Глобальные экологические проблемы" (Материалы к открытому уроку)

Материалы к открытому занятию по дисциплине "Биология" на тему "Глобальные экологические проблемы"...

ОТЧЕТ о проведении открытого урока по дисциплине «Банковское дело» на тему: «ПРОБЛЕМЫ КРЕДИТОВАНИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА» МЕТОДИКА ПРОЕКТНОГО ОБУЧЕНИЯ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ДЕЛОВОЙ ИГРЫ Участники открытого урока: гр. 24«БД», гр. 31«БД»

ОТЧЕТо  проведении открытого урокапо дисциплине «Банковское дело»на тему: «ПРОБЛЕМЫ КРЕДИТОВАНИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА» МЕТОДИКА ПРОЕКТНОГО ОБУЧЕНИЯ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ДЕЛ...

4.Совершенствование методов обучения и воспитания через проведение открытых уроков/занятий на МО муниципального уровня (экспертный лист оценивания, протокол посещения четвертого открытого урока от МО муниципального уровня)

4.Совершенствование методов обучения и воспитания через проведение  открытых уроков/занятий на МО муниципального уровня (экспертный лист  оценивания, протокол посещения четвертого открытого ...

5.Совершенствование методов обучения и воспитания через проведение открытых уроков/занятий на МО муниципального уровня (экспертный лист оценивания, протокол посещения пятого открытого урока от МО муниципального уровня)

5.Совершенствование методов обучения и воспитания через проведение  открытых уроков/занятий на МО муниципального уровня (экспертный лист  оценивания, протокол посещения  пятого открытог...

2.Совершенствование методов обучения и воспитания через проведение открытых уроков/занятий на МО муниципального уровня (экспертный лист оценивания, протокол посещения второго открытого урока от МО муниципального уровня)

2.Совершенствование методов обучения и воспитания через проведение  открытых уроков/занятий на МО муниципального уровня (экспертный лист  оценивания, протокол посещения второго открытого уро...

Открытый урок по электротехнике. Технологическая карта открытого урока.

Открытый урок по электротехнике. Технологическая карта открытого урока....