АМЕРИКАНСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ XVIII ВЕКА
статья на тему

Эйснер Татьяна Викторовна

Революционная война за независимость североамериканских колоний с метрополией положила начало существованию Соединённых Штатов Америки как суверенного государства, поэтому исследование проблемы политических последствий актуально. Работа может представлять интерес для студентов заочного отделения при написании контрольной работы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл voyna_za_nezavisimost_ssha_.docx204.86 КБ

Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ

«АНАПСКИЙ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЙ ТЕХНИКУМ»

АМЕРИКАНСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ XVIII ВЕКА

Выполнила: преподаватель социально-экономических дисциплин

Эйснер Татьяна Викторовна

Анапа, 2016

АМЕРИКАНСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ XVIII ВЕКА

Содержание:

Введение……………………………………………………………………

3

1. Война за Независимость 1775-1783 годов …………………………

4

1.1 Характер революции …………………………………………………

4

1.2. Социальные последствия революции ………………………………

7

2. Политические преобразования американской революции …….

11

2.1 Декларация Независимости ………………………………………….

11

2.2 Статьи Конфедерации ……………………………………………….

16

2.3 Конституция 1787 года ………………………………………………

17

2.4 Билль о правах…………………………………………………………

20

Заключение ………………………………………………………………

23

Список источников и литературы …………………………………….

25

Введение

Американская революция была событием исторически закономерным, подготовленным всем предшествующим развитием тринадцати североамериканских колоний Англии, сумевших разорвать отношения с метрополией во второй половине XVIII века. Революционная война за независимость положила начало существованию Соединенных Штатов Америки, как суверенного государства, поэтому исследование проблемы политических последствий становится актуальным. В рамках данной темы целесообразно не останавливаться на освещении хода войны за независимость, а попытаться проанализировать характер революции и её социальные последствия.

Целью данной работы является: выявить основные особенности политических преобразований американской революции.

Задачи:

1) дать оценку характеру революции и её последствий для развития общества;

2) выявить особенности нормативно-правовых актов, положивших начало государственному строю США;

3) раскрыть суть процесса формирования новой нации во всех его многообразных проявлениях.

1. Война за Независимость 1775-1783 годов

1.1 Характер революции

Полемика вокруг определения характера американской революции второй половины восемнадцатого века не утихает как в отечественной историографии, так и зарубежной, в том числе американской.

В своей монографии «Американская революция 1775-1783 гг», изданной в СССР в 1962 году, Аптекер ставит вполне закономерный вопрос: «Господствующая, но отнюдь не неоспариваемая тенденция в американской историографии, поскольку речь идет об Американской революции, заключается в том, чтобы рассматривать ее как единственное в своем роде историческое событие в том смысле, что-либо она вообще не была революцией, либо если и была, то революцией консервативной»[1]1.

Интерпретация эта, несомненно, является частью общей системы «неоконсерватизма», который стал представлять собой знаменательное явление в идеологической жизни Соединенных Штатов в годы, последовавшие за окончанием второй мировой войны.

Марксистская концепция классовой борьбы, которую разделяют часть отечественных авторов, определяют события американской истории данного периода как освободительную войну.

По своему значению и характеру война за независимость была национально-освободительной и революционной. Основная ее задача состояла в освобождении американского народа от колониальной зависимости. Но поскольку в ходе войны были уничтожены элементы и пережитки феодализма, гарантирована свобода собственности, она имела значение революции, правда ограниченной по глубине и масштабам. Эта революция сокрушала не основы «старого порядка», а только его отдельные элементы. Она не решила таких важных вопросов, как негритянский и индейский: негры не получили свободы, индейцы лишились земли. И все-таки в Америке возникло новое государство с порядками для своего времени демократическими и передовыми.

Советская историография войну за независимость в Северной Америке считала первой буржуазной революцией на Американском континенте. Аргументы сводились к тому, что в ходе войны были осуществлены демократические преобразования. Мелкие держатели земли освобождены от арендной платы, конфискованы крупные владения земельной аристократии, получившей землю от английского короля, духовенства англиканской церкви, многочисленных чиновников колониальной администрации, части купечества, связанного с рынками Англии. Отнятые у этих категорий лиц земельные площади были проданы небольшими участками. Феодальные формы землевладения уничтожались. Отменялись дворянские звания, наследственная аренда и тому подобное.

В ходе Войны за независимость стимулировалось развитие военной промышленности. Правительство выдавало денежные премии, субсидии тем, кто производил металл, оружие, порох, амуницию для армии. Практиковалась переплавка свинцовых крыш на пули. В 1778 г. вступил в строй государственный пушечный завод в Спрингфельде. Создание в 1781 г. Банка Северной Америки позволило стабилизировать эмиссионную деятельность не только в штатах, но и в целом в государстве.

В то же время, Американская революция осталась незавершенной. Это проявилось в сохранении рабства, которое было узаконено Конституцией США. Не был решен в интересах фермеров вопрос о земле за Аппалачами. Правительство страны разрешало продажу земель только крупными участками и по высокой цене. Размер продаваемого участка устанавливался не менее 640 акров при цене 2 долл. за акр, что было не доступно большинству фермеров и давало возможность обогащаться плантаторам и спекулянтам.

Особый интерес представляет концепция определения характера революции глубоко проанализированная Фурсенко А.А. в его монографии «Американская революция и образование США», в которой он обращается к опыту зарубежных авторов, в частности представителей школы «согласия»,

«Для понимания характера американской революции, пишет он,- и ее предпосылок, рассматриваемая проблема имеет принципиальное значение».

«Если принять точку зрения представителей школы «согласия», считающих, что американское общество было бесклассовым и развивалось бесконфликтным путем, что имела место «преемственность» «прав» и «свобод» дореволюционного и послереволюционного периода, в таком случае возникают вопросы, а была ли, собственно говоря, в Северной Америке революция вообще, произошли ли в результате нее какие-либо демократические преобразования или дело свелось к своего, рода консервации уже существовавших институтов? Эти вопросы имеют непосредственное отношение к проблеме политических предпосылок революции»[2]1.

Это, однако, никак не дает основания для тезиса некоторых американских историков, отстаивающих положения так называемой школы «согласия» - «преемственности», представляющих дело так, что еще до войны за независимость колонии якобы добились беспримерных демократических свобод, сохранение которых и явилось целью революции.

Чтобы оценить эту концепцию, необходимо учесть эволюцию, которую претерпели взгляды буржуазных авторов на происхождение американской революции. После «националистов» (Д. Банкрофт, Д. Фиске), рассматривавших американскую революцию в отрыве от остального мира, появилась «имперская школа» (Г. Осгуд, Д. Бир, Ч. Эндрюс, Л. Джипсон), которая трактовала революцию как определенный итог в развитии Британской империи. Затем наступила эра «прогрессистов» (Ч. Бирд, А. Шлезингер, Д. Джеймсон, а позднее М. Дженсен), углубивших социально-экономический анализ американской революции, что представляло определенный шаг вперед в развитии буржуазной историографии США. Эта линия и поныне продолжается последователями «прогрессистов» - так называемыми «неопрогрессистами» (Г. Нэш, Д. Т. Мейн. Р. Хофман, А. Янги др.), а также представителями «новых левых» (Д. Лемиш, С. Линдт др.). Однако господствующее положение в современной буржуазной историографии США все еще занимает утвердившаяся в 40 - 50-х гг. школа «неоконсерваторов» (Р. Браун, Д. Бурстин, Л. Харц, К. Росситер и др.), отстаивающая тезис «согласия» - «преемственности», в соответствии с которым история США представляла собой бесконфликтную эволюцию. Представители этой школы выступили с резкими нападками на «прогрессистов» и их последователей за то, что те поставили американскую революцию в один ряд с историческими событиями Старого Света, приравняв ее к общим стандартам, в то время как она, по их мнению, была «исключительным явлением».

1.2. Социальные последствия революции

Ко времени начала освободительного движения в колониях их политическая система представляла собой сложное и многообразное явление. В каждой существовали свои особенности и порядки, как п нормы избирательного права. В американской литературе немало написано о «феномене Новой Англии» - политической системе, которая явилась якобы прообразом «свободного мира». Широко известна книга Р. Брауна «Демократия среднего класса и революция в Массачусетсе», заложившая фундамент школы «согласия».

Нельзя сказать, что ко времени революции Америка представляла собой окончательно сложившийся, развитый в социально-экономическом и политическом отношении организм и американцам лишь предстояло завоевать и утвердить свою независимость. Однако предпосылки создания независимого государства были налицо, и американская революция явилась результатом того, что возникли объективные условия для сплочения колоний в единое государство. О причинах американской революции и ее значении написано немало книг и статей. Особенно интенсивно этот вопрос стал обсуждаться в последние годы в связи с возросшим интересом к истории американской революции и расширением исследований в этой области.

Наряду с работами общего характера, авторы которых стремятся рассмотреть происхождение революции в совокупности ее причин и предпосылок, появилась серия статей, рассматривающих отдельные аспекты предыстории революции, которым придается некое абсолютизирующее значение. Одни авторы рассматривают социальные причины происхождения революции, другие- экономические, третьи видят в ней прежде всего демократическое движение, четвертые- борьбу за независимость и освобождение от колониального гнета, пятые считают, что революция явилась следствием влияния освободительных идей и развития просвещения, шестые придают решающее значение роли и влиянию новых политических институтов, таких как законодательные ассамблеи и иные органы власти, и тому подобное.

Каждый из указанных факторов повлиял на американскую революцию. Каждый имеет прямое отношение к вопросу о ее причинах. Однако если говорить о предпосылках американской революции, то они могут быть поняты только при рассмотрении всех аспектов в совокупности. Ни один из них, как бы ни было велико его влияние на развитие революционной ситуации, не был решающим, определившим развитие событий.

Ссылаясь на то обстоятельство, что американское общество лишено было резко выраженной стратификации, ряд авторов утверждает, что историческое развитие Америки протекало якобы совершенно иным путем. Действительно, по сравнению с западноевропейскими странами разграничение классов и социальных групп было в колониях менее определенным, и можно говорить о значительно большей «мобильности» американского общества. Однако, несмотря на особенности исторического развития Нового Света, тезис «неоконсерваторов» не выдерживает критики. Решительное возражение вызывает положение консервативной школы о том, что стержневым элементом становления нового общества в Америке был бесконфликтный процесс, заключавший в себе неуклонный рост так называемого среднего класса. Отсюда делается вывод, будто американская революция была бесклассовой войной за свободу. Факты говорят о другом. В Америке существовало социальное неравенство, и оно усиливалось. А классовое расслоение и противоречия колониального общества, хотя и были менее выраженными, чем в Европе, явились важнейшими условиями возникновения революционной ситуации. В книге «Классы и общество ранней Америки» Г. Нэш, сравнивая общественное развитие с айсбергом, подчеркивал необходимость изучения не только его видимой поверхности, но и той основной нижней части, которая скрыта от глаз. В этой книге и особенно в последующих исследованиях Г. Нэш показал неразрывную связь процесса классовой дифференциации в крупнейших колониальных городах- Бостоне, Филадельфии и Нью-Йорке- с ростом социального протеста низов. Он пишет: «... растущие классовый антагонизм и политическая сознательность наряду с экономическими переменами были отличительной чертой жизни городов к концу колониального периода». Исследования других американских историков показали, что аналогичные процессы протекали в сельской местности, где также усилилось имущественное неравенство и обострились классовые конфликты. Касаясь положения американских колоний накануне революции, А. Янг, составитель и редактор одного из самых серьезных коллективных исследований на эту тему, а также автор послесловия к нему, отмечал, что факты дают «убедительное доказательство» существования «общества, в котором классовые различия, классовое сознание и классовый антагонизм имели важное значение».

Мы видим, что до начала войны за независимость назрели острые социальные проблемы, которые фактически не будут разрешены, и даже приведут к социальным потрясениям в девятнадцатом веке, приведут к Гражданской войне между северными и южными штатами. «Проблема «Негритянский народ в революции» требует рассмотрения с нескольких точек зрения. Прежде всего нужно коснуться внутреннего противоречия революции, которая возвещала на своих знаменах «Свобода или смерть» и в границах которой изнывали свыше полумиллиона рабов. Мы должны подвергнуть анализу воздействие этого противоречия на умы белых американцев- современников революции, а также на учреждения и законодательство восставших штатов».[3]1 Тем не менее, важное место занимают социальные последствия, имеющие решающее значение в развитии новой зародившейся государственности.

Война 1775- 1783 гг. принесла победу США. Главным итогом ее стали образование нового государства и открытие пути для свободного развития. В ходе войны за независимость и после нее были приняты конституционные постановления и образованы органы власти, сформировавшие новые государственные структуры, которые стали фундаментом американской правовой системы. C одной стороны, война принесла американскому народу независимость, с другой стороны, остались нерешенными многие важные вопросы, такие как негритянский и индейский- негры остались на положении рабов, индейцы частично истреблены и лишены пригодных для проживания земель.

Тем не менее, в Америке возникло новое государство с порядками для своего времени демократическими и передовыми; и с момента своего образования Соединенные Штаты прошли сложный путь и превратились в могучую мировую державу.

2. Политические преобразования американской революции

2.1 Декларация Независимости

Декларация независимости США. Факсимиле Уильяма Стоуна, 1823 год

Деклара́ция Незави́симости США (англ. United States Declaration of Independence) - исторический документ, в котором британские колонии в Северной Америке объявили независимость от Великобритании.

Принят единогласно Вторым Континентальным конгрессом 4 июля 1776 года в Филадельфии, штат Пенсильвания.

Формирование национальной культуры и развитие просвещения в Америке носили сложный и многообразный характер. Следует подчеркнуть, что решающее значение в этом процессе имели условия материальной жизни колонистов, под воздействием которых в конечном итоге определялись степень и характер влияния английской культуры, складывались черты и особенности новой американской культуры. «...Было неизбежно, - отмечает американский историк Т. Д. Уортенбекер,- что культурные течения из Англии, ударяясь об американский берег, должны были подвергаться глубоким переменам, и это отражалось различным образом в каждой сфере».

К началу освободительного движения против Англии в колониях уже явственно проступали черты самобытной американской культуры, хотя ее фундаментом служила европейская и прежде всего английская культура.

Проблема влияния идей «просвещения» на американскую революцию- одна из важных тем в американской историографии. Исследователи консервативной школы, разделяющие точку зрения сторонников теории «согласия» - «преемственности», начисто отрицают революционный характер взглядов американских просветителей. Они изображают просвещение в Америке как совершенно особое явление, испытавшее на себе влияние европейского просвещения, но в корне от него отличное.

Франклин явился одним из пионеров национально-освободительного движения. Он показал себя сторонником объединения колоний н расширения их прав. Франклину принадлежит первый проект союза североамериканских колоний, который он предложил конгрессу представителей колоний в Олбэни в июне 1754 г. План Франклина предусматривал усиление самостоятельности колоний, но исходил из того, что они остаются в составе Британской империи. Только позднее, с развитием революционного движения, Франклин изменил свою точку зрения и стал сторонником полного отделения от Англии п провозглашения независимости. Но уже тогда, в ранние годы, его взгляды выражали рост национального самосознания. На протяжении всей своей жизни Франклин последовательно выступал за сплочение колоний в единый союз.

Выразителем национального самосознания американского народа был Томас Джефферсон, выходец из среды земельной аристократии. Разносторонне образованный человек, Джефферсон, как и Франклин, много сделал для пропаганды идей просвещения. Идеалом Джефферсона была республика мелких земельных собственников. Тружеников земли он называл «избранным богом народом». «Джефферсон приветствовал революции, влияние которых он сравнивал с влиянием кризиса на организм человека во время болезни, и считал необходимым их периодическое повторение».[4]1

Подобно Франклину, Джефферсон испытал большое влияние французских просветителей и философов английской буржуазной революции В произведениях этих деятелей, как и в произведениях многих других американских писателей и публицистов того времени, можно без труда обнаружить влияние Руссо п Монтескье, Кондорсе п Вольтера, Бэкона п Локка, Гаррингтона, Мильтона и других. Особенно импонировала буржуазии североамериканских колоний философия Джона Локка с его доктриной «естественного права» на «жизнь, свободу п собственность». Философия Локка, с одной стороны, развивала и обосновывала идею права на революцию, а с другой пропагандировала классовый компромисс.

Какие ценности были важны для авторов Декларации независимости? Во-первых, они верили, что человек - это свободный индивид, который может распоряжаться собой по собственному усмотрению. Высшей ценностью является стремление к счастью, а это возможно только в том случае, если человек свободен. Именно отсюда постулируется идея общественного договора: любая честная власть должна в своем истоке покоиться на воле свободных индивидов. Декларация независимости США- лаконичный текст, основная часть которого посвящена описанию преступлений английского короля. Чтобы определить, в чем американцы-колонисты обвиняют своего короля, нужно понять, из каких предпосылок они исходят и в какой картине мира живут: что для них правильно и неправильно в политическом смысле слова. Цель законной власти - защищать права индивидов, иначе они бы никогда не согласились с этой формой общественного договора. Соответственно, та власть, которая, как перечислено по пунктам в отношении английского короля, нарушает многочисленными способами права индивидов, не является законной, и поэтому и право, и обязанность свободных индивидов- восстать против такой тиранической власти и заявить о том, что отныне они этой власти не подчиняются, чему и посвящена Декларация независимости.

Иногда абстрактные идеи, как идея общественного договора, вдруг становятся достаточно мощной формой, внутри которой производится уже реальная политика. С этой точки зрения история написания Декларации выглядит так, словно политические философы сели в кабинете, написали небольшой документ и после этого существовало демократическое государство под названием Соединенные Штаты Америки со своей более чем 200-летней историей. Декларация независимости- именно такой переход теории в практику.

С одной стороны, мы понимаем, что Декларация независимости - это документ, который был посвящен текущей политической обстановке не в самом заселенном, важном, значительном регионе мира, написанный группой людей во главе с Джефферсоном. С другой стороны, в символическом смысле слова этот факт, возможно, определил всю дальнейшую историю.

Политическая философия документа изложена в четырех простых тезисах. Люди имеют определенные неотчуждаемые права -это жизнь, свобода и стремление к счастью. Люди учреждают правительства, для того чтобы защищать свои права (это теория общественного договора). Власть правительства основана на том, что они представляют людей (теория представительного правления). Люди имеют право (и даже обязанность) изменить правительство, которое нарушает их права.

Отцы-основатели, в первую очередь Джефферсон как основной автор Декларации, используют тезис: «Мы исходим из той самоочевидной истины, что все люди созданы равными и наделены их Творцом определенными неотчуждаемыми правами. То есть не мы хотим думать, что у людей есть права, не мы утверждаем, что у людей есть права, но мы исходим из того самоочевидного факта»[5]1. Декларация, таким образом, встраивается в контекст политической философии того времени и, в частности, философии здравого смысла и традиции шотландского просвещения. Целая группа авторов писала о неких самоочевидных истинах, покоящихся на здравом смысле, на том, что в английском языке называется common sense.

Декларация заложила определенные идеологические основания для становления американского государства: во-первых, это отмеченный нами принцип народного суверенитета; во-вторых, впервые провозглашалось право народа на сопротивление незаконным действиям правительства.

Декларация независимости США 4 июля 1776 года- это уникальный политико-правовой документ, который отразил целый ряд положений, сформулированных в политической философии эпохи Просвещения. В чем уникальность этого документа? Если мы обратимся к истории государств Западной Европы, то увидим, что на тот момент значительное их число находилось на этапе развития абсолютистских монархий. Суть политико-правовых режимов в большинстве государств Европы заключалась в неограниченности власти монарха и даже более того - в обожествлении самого принципа властной иерархии. Американская Декларация независимости впервые зафиксировала принцип народного суверенитета, утверждавший, что источником власти является не личность абсолютистского монарха, а сам народ, как совокупность (политическое сообщество) свободных граждан. Впервые в политико-правовом документе была зафиксирована ценность естественных, неотъемлемых прав человека. Впоследствии эта идея находит более детальную форму в Декларации прав человека и гражданина Французской революции 1789 года.

2.2 Статьи Конфедерации

В период с 1776 по 1783 г. во всех штатах были приняты конституции (новое явление в мировой истории), закрепившие республиканскую форму правления, унитарную форму государственного устройства (на уровне штата) и содержащие разделы о правах граждан (политических, личных, социально-экономических).

Еще в 1776 г. первый континентальный конгресс назначил комитет для подготовки Статей конфедерации (создание союза штатов, главной целью которого была координация действий в ходе войны). После ратификации штатами 1 марта 1781 г. статьи конфедерации вступили в силу.

Конфедерация Соединенных Штатов Америки не была государством - это был союз суверенных государств, поэтому «Статьи» следует рассматривать не как общеамериканскую Конституцию (основной закон государства), а как некую разновидность международного договора. Однако именно в рамках этого союза были заложены некоторые экономические, политические, психологические основы той американской государственности, которые впоследствии были закреплены в Конституции 1787 г.

Исполнительная власть, вручалась комитету штатов (13 представителей). Данный орган должен был координировать действия штатов в экономической, политической, военной сферах.

Законодательная власть принадлежала однопалатному Конфедеральному Конгрессу, где каждый штат (в зависимости от численности населения) имел от 2 до 7 представителей, причем делегация штата имела один голос, выступая как единое целое. Для принятия решения требовалось 9 из 13 голосов, что в условиях полярности интересов штатов достичь было крайне сложно (пожалуй, единственным итогом законодательной деятельности Конфедеративного Конгресса стало принятие так называемых Северо-Западных ордонансов 1784, 1785 и 1787 годов, установивших процедуру создания штатов и принятие их в Союз).

Формально конфедеративные органы обладали широкими полномочиями, но, по сути, это была «власть меча и кошелька» создание единой армии не предусматривалось, а денежные поступления в союзную казну постоянно саботировались штатами. Будущий президент Джордж Вашингтон называл статьи веревкой из песка - веревкой, которая никого не может связать и соединить.

К 1787 году происходит фактический распад конфедерации, причинами которого были:

а) конфедерация, создаваемая с главной целью победы в войне за независимость, выполнив свою задачу, стала не нужна;

б) «таможенные войны» между штатами (введение пошлин на товары, ввозимые из соседних штатов, препятствовали созданию единого экономического пространства;

в) восстание под руководством Дэниэла Шейса (1786 год) и его медленное и крайне неэффективное подавление оказало всю неспособность конфедерации решать столь сложные внутренние задачи.

Весной 1787 года в городе Филадельфия собрались 55 делегатов (Конвент) с формальной целью пересмотра «Статей конфедерации». В условиях развала «вечного Союза», чудовищного партикуляризма, экономического хаоса и угрозы гражданской войны перед «отцами-основателями» стояла триединая задача остановить дальнейшее развитие революции, создать более совершенный Союз, надежно гарантировать права собственников.

2.3. Конституция 1787 года

В результате почти трехмесячной работы «отцов-основателей» (среди которых были Дж. Вашингтон, А. Гамильтон, Б. Франклин, Дж. Мэдисон) появился документ, который до сей поры является одним из главных статей американского экспорта (все последующие конституции, в том числе и Конституция РФ 1993 года вынуждены были учитывать опыт создания этого основного закона). В основу Конституции США (вступившей в действие в 1789 году после ратификации ее законодательными собраниями штатов) заложен ряд принципов, многие из которых в настоящее время приобрели универсальный характер:

1. Республиканизм (большинство государственных органов и должностей выборные, срочные и сменяемые). Конституция закрепила президентскую республику (нигде кроме США, в чистом виде не существующую), основными чертами которой является соединение в руках президента функции главы государства и главы правительства (отсутствие премьера);

2. Жесткое разделение властей, закрепленное в Конституции;

3. Внепарламентский метод избирания президента, дающий ему независимость от законодателей;

4. Внепарламентский метод формирования правительства, отсутствие института парламентской ответственности (устойчивость правительства и политического курса);

5. Отсутствие у президента права роспуска Конгресса (независимость законодательной от исполнительной власти);

6. Правление в президентской республике носит менее партийный характер, чем в парламентской (президент и кабинет может представлять одну партию -например, республиканскую, а большинство депутатов палаты представителей - другую, например, демократическую).

7. Разделение властей (система сдержек и противовесов):

а) все три ветви власти имеют разный источник формирования, что обеспечивает им определенную независимость друг от друга (президент избирается всенародно посредством двухстепенных выборов: палата представителей нижняя палата Конгресса, избирается всенародно посредством прямых выборов; Сенат - верхняя палата до 1913 г. избиралась легислатурами (законодательными собраниями) штатов; Верховный Суд назначался президентом с «совета и согласия» Сената);

б) все ветви власти имеют разные сроки и полномочия, что обеспечивает нормальную преемственность власти (президент избирается на 4 года с возможностью повторного переизбрания; палата представителей избирается на 2 года с возможностью повторного переизбрания; в Сенате каждые 2 года происходит ротация на 1/3; судьи Верховного Суда назначаются пожизненно, в соответствии с англо-саксонской доктриной «несменяемости судей»);

в) все ветви власти имеют возможность воздействовать друг на друга, что препятствует узурпации власти тем или иным лицом или органом. Конгресс может не ратифицировать международный договор, заключенный исполнительной властью, отклонить кандидатуру, предлагаемую президентом на тот или иной пост, отклонить законопроект, исходящий от исполнительной власти, подвергнуть президента импичменту (в XIX - XX вв. состоялась два импичмента в отношении президентов Джонсона и Клинтона, но оба неудачны); президент может отклонить закон Конгресса, воспользовавшись правом отлагательного вето , которое, впрочем, можно преодолеть квалифицированным большинством при повторном голосовании; Верховный суд может нуллифицировать (признать несоответствующим Конституции) указ президента, либо закон Конгресса. Конституция США - «это то, что скажет Верховный Суд», так, во всяком случае, полагают многие положения, которые носят «рамочный» характер, допускающий весьма широкое его толкование, посему Верховный Суд, осуществляющий помимо всего прочего функцию конституционного надзора, является весьма важным элементом системы «сдержек и противовесов».

Соединенные Штаты стали той страной, которая дала миру первый писаный образец Конституции, вобравшей в себя лучшие по тем временам достижения как европейской, так и собственно американской общественной мысли. К этому следует добавить конкретный политический опыт сначала колонистов, а затем жителей независимых штатов. Становление конституционных доктрин, их практическая реализация проходила в США быстро и в отличии от Европы, без особых препятствий, ибо на территории бывших английских колоний буржуазные отношения развивались на почве, практически не засоренной феодальными пережитками. В оценки роли и значения Конституции США необходимо четко следовать принципу историзма. «Бесспорно, это был прогрессивный документ. Он стал своеобразным итогом буржуазной революции, которая в свою очередь дала толчок целой серии европейских и латиноамериканских революций. Долгое время Конституция США оставалась образцом для буржуазии. Вместе с тем нельзя не видеть классовой ограниченности, не учитывать того факта, что она была символом или выражением политического компромисса между торгово-финансовой буржуазией Севера и плантаторами Юга»[6]1. «Стремление консолидировать позиции имущих классов на основе компромисса определило всю действительность конвента, а, следовательно, и характер Конституции»[7]2.

2.4. Билль о правах

Билль о правах- первые десять поправок к Конституции США, принятые первым Конгрессом в 1789 г. и ратифицированные требуемым числом штатов (11 из 14 существовавших в то время штатов) 15 декабря 1791г. Остальные три штата (штат Массачусетс, Джорджия и Коннектикут) ратифицировали Билль о правах к его 150-летию. Билль о правах -основной юридический документ, гарантирующий личные и политические права и свободы граждан США. Поправки формально не инкорпорированы в текст Конституции США и имеют собственную нумерацию. Особое место в Билле о правах занимает I поправка, провозглашающая свободу религии, слова, печати и собраний. «Конгресс не должен издавать законов, устанавливающих какую-либо религию или запрещающих ее свободное вероисповедание, либо ограничивающих свободу слова или печати или право народа мирно собираться и обращаться к Правительству с петициями об удовлетворении жалоб»[8]1. На данной поправке базируются основные права граждан, политических и общественных объединений- партий, профсоюзов, ассоциаций, конфессий.

Поправка II признает, что в целях безопасности свободного государства необходима хорошо организованная полиция, а народ имеет право хранить и носить оружие. Вокруг данной поправки идут многолетние споры, противники свободной торговли оружием добиваются ее отмены.

Поправка III запрещает расквартирование солдат в частных домах без согласия его владельца в мирное время; а в период войны это допускается только в порядке, установленном законом. На сегодняшний день эта поправка утратила свою актуальность.

IV поправка гарантирует неприкосновенность личности и имущества, запрещая обыски и аресты без предъявления ордера на арест или обыск, который может вы даваться только судебными властями при наличии «достаточных оснований». «Право народа на охрану личности, жилища, бумаг и имущества от необоснованных обысков и арест не должно нарушаться, и ордера на обыск или арест не будут выдаваться без достаточных оснований, подтвержденных присягой или торжественным заявлением. Такие ордера должны содержать подробное описание места обыска, а также подлежащих аресту лиц или имущества»[9]2.

Верховный суд США неоднократно обращался к четвертой поправке, принимая решения по ее толкованию.

V поправка ввела суд присяжных, провозглашая, что «никто не должен принуждаться свидетельствовать против самого себя в уголовном деле; никто не должен лишаться жизни, свободы или имущества без надлежащей правовой процедуры».

Поправки VI, VII, VIII касаются процедуры судопроизводства. На основании VIII поправки в разных штатах допускалась или запрещалась смертная казнь, в зависимости от того, относил ли суд данного штата смертную казнь к «жестким или необычным наказаниям».

Поправка IX закрепляет, что права, которые не перечислены в Конституции, но которыми народ пользуется, отменены быть не могут.

Поправка X подтверждает принцип федерализма: права штатов, не переданные федеральному правительству, не прикосновенны. Билль о правах послужил одним из источников при разработке Всеобщей Декларации прав человека, принятой ООН в 1948 году. Остальные 17 поправок касались вопросов избирательного права, расового и национального равноправия граждан, преемственности власти в случае досрочного прекращения полномочий президента, отдельных вопросов правосудия и другие. Столь небольшое число поправок к конституции объясняется сложностью процедуры принятия и ратификации поправок. Поправки могут быть приняты либо 2/3 голосов членов каждой из палат Конгресса, либо специальным конвентом, созванным по инициативе 2/3 штатов (на практике не встречался данный способ). Поправки вступают в силу после их ратификации либо законодательными собраниями штатов, либо специально созываемыми конвентами 3/4 штатов (Статья V Конституции).

Заключение

Английская колонизация Северной Америки привела к самостоятельному экономическому, социальному, политическому и духовному развитию колоний. Америка явилась благодатной почвой для идей республиканского характера. Экономических различий было мало, равные возможности открывались перед всеми. Увидев растущую хозяйственную самостоятельность колоний во второй половине XVIII века, английское правительство постаралось подавить ее и этим заложило основу конфликта.

Революционная война североамериканских колоний за независимость была составной частью закономерного всемирно-исторического процесса, когда на смену феодализму приходила капиталистическая система с новым, буржуазным пониманием свободы, собственности и государства. Война американских колоний за независимость дала толчок к становлению и развитию новых демократических, политических и социальных институтов. Отделение колоний Британской империи и создание независимого государства было проявлением кризиса в политике Британской империи, способствовало ослаблению ее позиций.

Американская революция оказалась неразрывно связанной с процессом формирования новой нации во всех его многообразных проявлениях, как материальных, так и идейных. Поэтому, говоря о характере революции, необходимо подчеркнуть такой важный факт, как подъем национального самосознания.

По своему значению и характеру война за независимость была национально-освободительной и революционной. Основная ее задача состояла в освобождении американского народа от колониальной зависимости. Но поскольку в ходе войны были уничтожены элементы и пережитки феодализма, гарантирована свобода собственности и другие, она имела значение революции, правда ограниченной по глубине и масштабам.

Международное значение американской войны за Независимость проявилось в изменении соотношения сил на мировой арене. В частности, несколько ослабело морское и колониальное преобладание Англии; неудачи Англии в войне благоприятствовали временному усилению буржуазного патриотического движения в Ирландии.

Наибольшее влияние американская буржуазная революция оказала на Францию, стоявшую в преддверии своей революции.

Когда во Франции разразилась революция, народ воспользовался организационным опытом американцев и, совершенствуя его, создал свои конвенты и комитеты безопасности. При составлении французской Декларации прав человека была взята за образец американская Декларация независимости.

Образование нового государства открыло пути для свободного развития.

В ходе войны за независимость и после нее были приняты конституционные постановления и образованы органы власти, сформировавшие новые государственные структуры, которые стали фундаментом американской правовой системы. В Америке возникло новое государство с порядками для своего времени демократическими и передовыми; и с момента своего образования Соединенные Штаты прошли сложный путь и превратились в могучую мировую самобытную цивилизацию.

Список источников и литературы

Источники

1. Декларация независимости от 4 июля 1776 г. // Соединенные Штаты Америки. Конституция и законодательные акты. Т.1/Под ред. О.А. Жидкова. - М.: Прогресс, 1993

2. Конституция Соединенных Штатов Америки 1787 г. // Соединенные Штаты Америки. Конституция и законодательные акты. Т.1/Под ред. О.А. Жидкова. - М.: Прогресс, 1993

3. Конституции и законодательные акты буржуазных государств XVII- XIX вв. Англия, США, Франция, Италия, Германия: Сборник документов / од редакцией П.Н. Галанзы.- М.: Госюриздат, 1957

Литература

4. Аптекер Г. Американская революция 1763-1783 гг. /Г.Аптекер; перевод с английского-М.: Издательство иностранной литературы, 1962

5. Азимов А.Б. История США: Освоение Северной Америки / А. Азимов. - М.: Слово, 2003.

6. Бир Д. Британская колониальная политика 1754-1765 гг / Д. Бир. - М.: Наука, 1992.

7. . Бурстин А.Г. Американцы: демократический опыт / А. Бурстин. - М.: Наука, 1993.

8. Болховитинов Н.Н. США: проблемы истории и современная историография / Н.Н. Болховитинов. - М.: Наука, 1980.

9. Дробышевский С.А. Классические теоретические представления о государстве, праве и политике. / С.А. Дробышевский. - Красноярск: изд-во КГУ, 1998.

10. История США. В 4 тт. Т.1.1607-1877/Под ред.Н. Н. Болховитинова. - М.: Наука, 1983.

11. Иванян Э.А. История США / Э.А. Иванян. - М.: Дрофа, 2006.

12. Конституция США: История и современность/ Под ред. А.А. Мишина и Е.Ф. Язькова. - М.: Юридическая литература, 1988

13. Основные проблемы истории США в американской историографии. От колониального периода до гражданской войны 1861-1865гг / Под ред. Г.Н. Севастьянова. - М.: Наука, 1971.

14. Словарь американской истории с колониальных времен до первой мировой войны / Под ред.А.А. Фурсенко. - СПб., 1997.

15. Согрин В.В. Джефферсон: человек, мыслитель, политик / В.В. Согрин. - М.: Наука, 1989.

16. Согрин В.В. Идейные течения в Американской революции XVIII века / В.В. Согрин - М.: Наука, 1980.

17. Согрин В.В. Идеология в американской истории: от отцов-основателей до конца 20 в. В.В. Согрин. - М.: Взгляд, 1995.

18. Уткин А. П. Томас Джефферсон. М., 1976.

19. Фурсенко А.А. Американская революция и образование США / А.А. Фурсенко. –Л.: Наука,1978

20. Хофстедтер Р. Американская политическая традиция и её создатели/ Р.Хофстедтер; перевод с английского- М.: Наука: Квадрат,1992


[1]1Аптекер Г. Американская революция 1775-1783 гг / Г. Аптекер; перевод с английского. –М.: издательство иностранной литературы, 1962.

[2]1 Фурсенко А.А. Американская революция и образование США / А.А. Фурсенко. –Л.: Наука,1978

[3]1 1Аптекер Г. Американская революция 1775-1783 гг / Г. Аптекер; перевод с английского. –М.: издательство иностранной литературы, 1962.

[4]1 Г. П., Уткин А. П. Томас Джефферсон. М., 1976..

[5]1 1 Конституции и законодательные акты буржуазных государств XVII- XIX вв. Англия, США, Франция, Италия, Германия: Сборник документов / од редакцией П.Н. Галанзы.- М.: Госюриздат, 1957

[6]1 Хофстедтер Р. Американская политическая традиция и её создатели / Р.Хофстедтер; перевод с английского- М.:Наука: Квадрат,1992

[7]2 Там же

[8]1 Хофстедтер Р. Американская политическая традиция и её создатели / Р.Хофстедтер; перевод с английского- М.:Наука: Квадрат,1992

[9]2 Там же


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Россия в XVIII веке (методическое пособие)

Учебно -методическое пособие представляет собой краткий опорный конспект по истории России XVIII века. Cостоит из пяти тем, в конце каждой темы сформулированы контрольные вопросы.Опорный конспект позв...

План проведения открытого урока по дисциплине "История изобразительного искусство" на тему : "Искусство Франции XVIII века. Рококо."

Это помощь преподавателя  для проведения открытого урока по дисциплине "История изобразительного искусства".на тему "Рококо"....

План-конспект урока по теме «Эпоха дворцовых переворотов в XVIII веке в России».

План-конспект урока по теме «Эпоха дворцовых переворотов в XVIII веке в России».Цель урока: Охарактеризовать внутреннюю и внешнюю политику приемников Петра Великого, сравнить характер правления Петра ...

Краткая история России с XII по XVIII века

Краткая история России с XII по XVIII века для студентов специальностей СПО, в том числи для дистанционного обучения...

Презентация преподавателя ГБПОУ СКИСИГ Серовой Т.А. по дисциплине «История изобразительного искусства» на тему: «Английская живопись XVIII века»

Презентация преподавателя Серовой Т.А. может использоваться на занятиях по дисциплине "История изобразительного искусства", а также на уроках МХК и ИЗО в общеобразовательных школах....

Презентация преподавателя ГБПОУ СКИСиГ Серовой Т.А. по дисциплине «История изобразительного искусства» на тему: «Французская живопись XVIII века. Рококо»

Презентация преподавателя Серовой Татьяны Александровны может использоваться, как на занятиях по "Истории изобразительного искусства", так и на уроках МХК и ИЗО в общеобразовательных школах....

Курс лекции по истории для 1 курса. Раздел 7. Россия в конце XVII -XVIII веков: от царства к империи

Курс лекции по истории для 1 курса. Раздел 7. Россия в конце XVII -XVIII веков: от царства к империи. Темы раздела: "Россия в эпоху петровских преобразований", " Внутренняя и внешн...