Практико-ориентированное обучение
статья на тему

Гордиенко (Рыкова)  Ольга Александровна

В современной педагогической деятельности, опираясь на стандарты третьего покаления, мы можем наблюдать практико-ориентированое обучения. Давайте немного поразмылим над этим.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moya_statya_dlya_sayta.docx17.79 КБ

Предварительный просмотр:

Гордиенко Ольга Александровна

Преподаватель ГБПОУ «1-й МОК»

Аспирантка МГПУ

Практико-ориентированная направленность в обучении.

Мотивационное ядро, совокупность нескольких мотивов, определяет трудовую деятельность. Мотивация зависит как от субъективных характеристик работника, так и от различных элементов трудовой системы. Качество работы характеризуется такими группами мотивов, как мотивы обеспечения, мотивы признания и мотивы престижа. Безусловно, трудовое поведение зависит не только от заработка, но и от желания реализовать себя в профессии и от стремления реализовать свою социальную роль, принять участие в общественно значимой деятельности. Так, социологический опрос, проведенный Центром социально-политического мониторинга Института общественных наук РАНХиГС, показал, что 84% респондентов ценят величину заработка, 40,1% отметили важность интересного содержания работы и около трети выбирают такие мотивы труда, как возможность быть в коллективе и полезность работы для общества - 31,4% и 30,4%.

Для организации рабочих мест, как в развитых индустриальных странах, на которых будет доступно каждому работнику реализовать все свои потребности, необходим высокий экономический рост в государстве. Чтобы относиться к странам с высоким доходом, на основе исследований по экономическому развитию можно заметить, что  нам необходим рост производительности.  

Во всем мире правительства, работники сферы образования и бизнес проявляют растущий интерес к системе среднего профессионального образования, сложившейся в немецкоязычных странах. В этих странах учебные заведения и фирмы совместно несут ответственность за организацию подготовки кадров путем обучения на производстве в рамках системы «дуального образования».

В соответствии с федеральным законодательством  при дуальном образовании 70% времени студенты должны проводить за практическим обучением, а 30% – в учебном заведении, то есть получение образования происходит между образовательным учреждением и производством. Учебные планы тоже примерно на 2/3 состоят из профессиональных, а на 1/3 – из общеобразовательных предметов.

Учащиеся приходят в программы СПО несколькими путями. Одни начинают учебу там после получения школьного аттестата о неполном (низшем) среднем образовании (Hauptschule или Realschule), другие – после окончания полной средней школы (Gymnasium) или послешкольной программы обучения. Более половины занятого населения в возрасте от 25 до 40 лет получает образование в системе дуального образования, еще 10% имеют дипломы профессионально-технических учебных заведений, около четверти – высшее образование, и только у 13% нет никакой специальной профессиональной квалификации.

Обучение на производстве предлагает около 20% фирм. Большая их часть – это предприятия малого и среднего бизнеса, и лишь не многие из них имеют собственную учебную базу. Только крупные фирмы – такие как Volkswagen, Siemens и Bosch, – могут позволить себе содержать отдельные учебные академии и мастерские.

Тем не менее масштаб общенациональной приверженности СПО можно оценить по тому факту, что порядка 16% всего занятого населения в стране занимаются таким преподаванием либо на условиях полной занятости, либо по совместительству. Более того, система дуального образования обслуживает не только промышленный сектор экономики, но и большое число других секторов. Хотя 60% стажеров работают в промышленности, около четверти занимаются ремесленным производством, а небольшие группы – свободными профессиями, сельским хозяйством, коммунальными услугами и т.п. Дуальное СПО предлагается для 329 профессий. Важно сознавать, что они определяются довольно широко. Особое внимание уделяется обучению «компетенциям», а не узкоспециальным навыкам. Под компетенциями понимается умение применять полученные знания к выполнению разнообразных задач, а не умение выполнять одну задачу, специфическую для конкретного рабочего места или конкретной отрасли.

Стоит отметить, что начиная с Концепции долгосрочного развития, правительство РФ во всех программных документах признавало необходимость перехода к новой модели экономического развития, предполагающей существенный рост производительности труда. Однако этот рост производительности невозможен без формирования адекватной системы постоянного обучения и освоения новых навыков и компетенций, как на уровне фирм, так и на уровне работников.

Центральную роль в системе дуального СПО играют торгово- промышленные палаты. Таких палат в сумме 80, некоторые организованы по отраслям, другие – по ремеслам. Палаты имеют статус и государственных, и частных организаций. По закону каждое коммерческое предприятие обязано вступать в палаты, а федеральное законодательство, в свою очередь, возлагает на палаты существенную ответственность за СПО. Палаты за счет членских взносов обеспечивают чуть больше половины общего финансирования СПО, а остальное обеспечивает государство.

Система палат ведет к ряду последствий: она обеспечивает стандартизацию методики и содержания процесса обучения, независимую оценку квалификации учащихся в период и при завершении обучения, а также подготовку резерва кадров с признанными в отрасли квалификациями. Система палат помогает сделать так, чтобы интересы крупных предприятий не заслоняли интересов малого и среднего бизнеса. Таким образом, все компании того или иного сектора несут затраты, связанные с системой дуального образования, и получают от нее выгоды. У палат есть собственные квалификационные советы, которые устанавливают стандарты, осуществляют надзор за экзаменами и выдают сертификаты, признаваемые федеральным правительством. Они также обучают и аттестуют педагогов, наблюдают за обучением, которое осуществляют фирмы, регистрируют контракты с практикантами на прохождение обучения и регулируют споры между учащимися и компаниями. Самое важное, что система палат не позволяет ни одной фирме увильнуть от предоставления обучения из опасения, что ее выпускников переманят другие фирмы. Все фирмы – и крупные, и мелкие – получают выгоду от наличия резерва квалифицированных кадров в их секторе и регионе. Каждая фирма получает то преимущество, что у нее есть возможность непосредственно наблюдать за работой своих практикантов; 2/3 практикантов в итоге получают работу в той компании, где проходили производственное обучение. Таким образом, палаты играют важнейшую роль. посредников между учебными заведениями, работодателями, государством и практикантами. Расходы и выгоды от обучения распределяются между работодателями, работниками и налогоплательщиками в результате договоренностей между всеми стейкхолдерами дуального СПО. Например, стипендии, которые выплачиваются практикантам, жестко регулируются. Профсоюзы хотят защитить своих членов и обеспечить, чтобы практикантов не использовали для замены штатных работников. Компании хотят окупить затраты на обучение. Поэтому в соответствии с федеральными нормативами компании устанавливают размер стипендий примерно пропорциональный той стоимости, которую ежегодно вносит в производство каждый практикант. Интересы практикантов защищаются контрактами на обучение, условия которых регулируют палаты. Компании тратят на каждого практиканта примерно 18 тыс. евро в год. Общая стоимость СПО составляет свыше 25 тыс. евро в год, если суммировать все затраты и работодателей, и государства (около 13,4 млрд евро в год на чуть больше 0,5 млн практикантов в год). Тем самым на уровне страны дуальное СПО представляет собой гигантскую социальную инвестицию. Федеральный институт профессионального обучения (Bundesinstitut für Berufsausbildung, или BIBB) выступает в роли как бы «парламента СПО», где представлены все основные стейкхолдеры – федеральное и земельные правительства, профсоюзы и ассоциации работодателей. BIBB разрабатывает рекомендации по политике в этой сфере, отражающие общие интересы стейкхолдеров.

Однако фактическое внедрение дуального образования за пределами европейских немецкоязычных стран оказалось крайне непростой задачей, рассматривает Томас Ф. Ремингтон на примере США. Возможно, не стоит пытаться полностью скопировать дуальную систему образования Германии, которая базируется на тесной связи и исторической эволюции взаимодополняющих институтов.

 Благодаря этой дуальной системе профессиональная квалификация выпускников учебных заведений соответствует требованиям динамически меняющейся экономики. В значительной степени системы дуального образования позволяют молодежи приобретать не просто техническую квалификацию, но и компетенции в широком смысле, служащие фундаментом для успешной карьеры и общественного признания. В России сейчас активно применяются элементы, ведущие к таковым.

Так, например, некоммерческое движение World Skills видит своей главной миссией развитие профессиональных компетенций, повышение престижа высококвалифицированных кадров, демонстрация важности компетенций для экономического роста и личного успеха. На чемпионатах встречаются руководители государственных органов и образовательных учреждений, представители промышленности и общественных организаций.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ВЛИЯНИЕ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ НА КАЧЕСТВО ПОДГОТОВКИ ВЫСОКОКВАЛИФИЦИРОВАННЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ В УСЛОВИЯХ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ

О роли современных учреждений СПО в  работе над моделью подготовки конкурентоспособного и практико-ориентированного специалиста, обладающего достаточным уровнем компетенции, способного быстро ада...

Практико-ориентированное обучение в рамках дисциплины "Документационное обеспечение управления"

Практико-ориентированное обучение в рамках дисциплины "Документационное обеспечение управления"...

Доклад на тему: «Практико-ориентированное обучение – условие формирования у обучающихся готовности к трудоустройству».

В конце концов, от всех приобретенных знанийв памяти у нас остается только то, что мы применили на практикеГёте...

Практико-ориентированные оценочные средства как метод формированию конкурентоспособного и практико-ориентированного специалиста

Новые стандарты ФГОС включают в себя не только требования к знаниям, но и к уровню воспитанности, развития личности, а также к условиям образования. Вот почему перед нами  остро встала  и в ...

Организация практико-ориентированного обучения в «Академии индустрии красоты «ЛОКОН» по специальности «Стилистика и искусство визажа»

Организация практико-ориентированного обучения в «Академии индустрии красоты «ЛОКОН» по специальности «Стилистика и искусство визажа»...

Задачи, стоящие перед мастером производственного обучения при реализации практико-ориентированных программ в системе СПО

Практико-ориентированное обучение – это процесс освоения студент образовательной программы с целью формирования у студентов профессиональной компетенции за счёт выполнения ими реальных практических за...

Прикладной практико-ориентированный проект "Использование методики обучения вождению автомобиля категории «В» с учетом формирования профессиональных и общих компетенций"

Практическая подготовка студентов является неотъемлемой частью их профессиональной подготовки и обеспечивается путем участия студентов в осуществлении деятельности в соответствии с образовательными пр...