Отчет по самообразованию
материал

Свиридова Дарья Сергеевна

Отчет по самообразованию

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 32-_otchet_po_teme_samoobrazovaniya_kommunikativnye_igry.docx856.32 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                                                                                                                                                         ПРИЛОЖЕНИЕ____

       

        

        Отчёт по теме самообразования

                                                                            Ястремская  Н.Ю.

        2016г.

                                                                                                                                                                                                                                

Модернизация общеобразовательной школы и других учебных заведений предполагает из основных критериев эффективности учебно-воспитательного процесса воспитание участников открытого педагогического процессаразвитыми коммуникативными умениями, подготовленных к жизни в обществе. Ребенку, чтобы стать легко адаптирующимся в обществе, коммуникабельным, необходимо овладеть умением общаться, что и предусмотрено государственным стандартом. В педагогической науке определенное внимание уделяется разработке средств, направленных на развитие коммуникативных умений детей. Развитие коммуникативных умений должно носить целостный характер и обеспечивать высокий уровень их  сформированности.

Для решения поставленных задач будут применятся следующие теоретические методы исследования: классификация, обобщение, анализ при изучении проблемы и предмета исследования. Эмпирические методы: педагогических измерений (наблюдение, беседа, анализ продуктов учебной деятельности школьников),социологический (анкетирование),педагогический эксперимент, статистический анализ количественных данных.

Проблема особенностей общения и коммуникативных способностей у детей, воспитывающихся в детском доме подробно изучается в современной психологии и педагогике. Ребенок, воспитывающийся вне семьи,  если живы родители, явление противоестественное. Для оптимизации процесса общения ребенка со взрослыми необходимо в первую очередь уточнить позицию взрослый в отношении ребенка. Для развития общения со взрослыми и сверстниками полезны тренировка, обработка навыков поведения в разнообразных жизненных ситуациях, в том числе трудных, конфликтных. Это может осуществляться в повседневной жизни и в ходе специально организованных занятиях. Педагог в детском доме должен обращать внимание на то,как складывается его общение с детьми, со взрослыми, учитывая все возможные последствия как недостатка, так и переизбытка эмоциональности и интенсивности общения.Эта тема возникла из жизненных наблюдений за коллективом воспитанников, за их общением и поведением в детском доме, в школе, в общественных местах; их навыками общения со сверстниками и со взрослыми. Важность в том еще, что детский  коллектив постоянно меняется: дети прибывают, уходят под опеку и т.д. Было замечено, что в силу специфики детского дома, как и всех учреждений подобного типа, очень часто приходится сталкиваться с проблемой отношений (общения) между воспитанниками и их общением со взрослыми.

1.Теоретический блок: теоретическое изучение проблемы, ее актуальность, задачи, изучение соответствующей литературы, интернет-источников.

2. Методический блок: диагностика, изучение опыта других педагогов, изучение диагностик для выявления конкретных проблем.

3.Обобщение опыта (подведение итогов работы).                                                                            

В начале проработка темы была теоретической, накапливался материал. Для этого была начата папка самообразования.

Была изучена литература по данной теме (список прилагается).

Далее начался диагностический этап. На диагностическом этапе работы над темой  провела изучение и оценку межличностных отношений в группе. Методом наблюдения и беседы, провела опросник «Наша группа»,определила уровень самооценки, используя методику «Лесенка». Для выявления коммуникативных умений воспитанников использовала методику»Два домика»- вариант методики, предложенный Коломинским Я.К..

Изучение детей включало выявление следующих показателей:

Статусное положение, уровень благополучия взаимоотношений, социометрический статус уровня развития коммуникативных навыков. Анализ результатов показал, что коммуникативные навыки на уровне ниже среднего, средний.

Некоторые воспитанники испытывают серьезные трудности в общении с окружающими и не умеют по собственной инициативе ответить соответствующим образом, если к ним обращаются.

Они не всегда могут поддержать и развить установившийся контакт, адекватно выражать свою симпатию, сопереживание, поэтому бывает конфликтуют или замыкаются.

Поэтому формирование коммуникативных навыков у воспитанников лучше всего начать с игровой деятельности (младший школьный возраст). Так как игра для ребенка- это разнообразные «фрагменты» из повседневной жизни. Проигрывая различные жизненные ситуации, дети учатся идти на компромисс, меньше ошибаться в людях, избегать конфликтных моментов, поддерживать дружелюбную обстановку.

Благодаря коммуникативным играм, ребенок приобретает навык общения с окружающими людьми – как со сверстниками, так и со взрослыми. А всё это способствует успешной социализации воспитанников в обществе.

Мною были проведены игры, тесты,  упражнения,  подвижные разминочные игры на активизацию эмоционального состояния, ролевые игры, игры с гиперактивными и тревожными детьми.

На занятиях использовались игры на преодоление отчужденной позиции по отношению к сверстникам. Иногда ребенок испытывает страх, что его недооценивают, отвергают. Это порождает стремление либо утвердится любым способом через агрессивную демонстрацию своей силы ,либо уход в себя и игнорирование окружающих. Подчеркнутое внимание и доброжелательность сверстников могут снять этот страх. С этой целью проводила игры, в которых дети должны говорить друг другу приятные слова, говорить ласковые имена, видеть и подчеркивать только хорошее в другом, стараться сделать что то приятное для другого. Например игры: «Волшебники»,»Комплименты» и т.д.

Игры на становление общности и причастности. Чтобы привлечь внимание ребенка к другим детям, научить прислушиваться и присматриваться к ним использовались игры «Испорченный телефон»,»Зеркало» и т.д. Такие игры – важный шаг к становлению общности.

Также проводились игры на развитие внимания, интереса к партнеру по общению, на развитие входить в контакт, вести диалог и т.д. Игры на повышения сплоченности и доверия в коллективе. Был проведен тест» Рисунок человека»( К.Маховер)

Для детей среднего школьного возраста использовались опросники межличностных отношений, тесты « Оценка отношений подростка с классом»,» Конфликтный ли вы человек» и т.д.

Кроме вышеперечисленных игр, упражнений, тестов для совершенствования коммуникативных навыков воспитанников использую различные методы и приёмы:

- чтение художественной литературы для выражения детьми эмоциональных переживаний

- проведение нравственно- этических бесед, направленных на формирование этических и моральных норм поведения и развитию самоконтроля и самооценки

- использование игровых упражнений и ситуаций «Мирилок» для разрешения конфликтных ситуаций

- копилка «добрых дел в группе»

В своей  работе по формированию коммуникативных навыков всегда успешно использую общение.

В конце дня проводим с детьми доверительную беседу «Посиделки» с целью выяснить, как прошел день «маленькая жизнь»,что удалось, а что нет. Необходимо учить детей законам открытости и доброты. Пусть говорят, не обижая других, по делу, требовательно, но уважительно. Тихо и в тоже время, чтобы все слышали, и о самом важном. Учиться высказывать своё мнение, а не навязывать. Самые важные вопросы»Посиделок» : что принёс этот день тебе  и твоим друзьям, что мешало, что сделали, дружно ли прожили день, были ли конфликтные ситуации и как решили.

Формирование межличностных отношений начинается с совместной продуктивной деятельности детей, где им нужно  согласовывать свои действия и уметь договариваться с другими. Однако при  враждебном, отчужденном отношении к другому, когда ребенок не видит сверстника, пытается продемонстрировать свои преимущества, не хочет учитывать его интересы, деятельность детей не может стать по настоящему  совместной и не может их объединить. Дети с трудностями в общении, сосредоточенные на себе (как агрессивные, так и замкнутые), не готовые к объединению вокруг общего продукта. Совместную деятельность старалась организовывать таким образом, чтобы «популярный» ребенок находился с «непопулярным». Такая организация способствует объединению, побуждает договариваться и согласовывать свои усилия. Причём деятельность должна быть не соревновательного, а продуктивного характера( собирание пазлов, конкурс рисунков и т.д.).

Среди эффективных форм развития коммуникативных навыков также является проигрывание бытовых ситуаций. Также очень важно проводить с детьми игры семейного характера, т.к. дети лишены прямого примера родителей.

 Проанализировав полученные результаты и сравнив их с имеющимися данными первичной диагностики можно сделать выводы о наметившихся позитивных изменениях на данный период.

Дети стали более открытыми, добрыми, чаще стали использовать в речи добрые слова друг к другу.  Снизилась агрессивность некоторых проблемных детей. Ребята пытаются в некоторых небольших конфликтных ситуациях решить проблему самостоятельно, не прибегая к помощи взрослого. Самое главное, дети стали больше общаться друг с другом, заступаться друг за друга, доверять.

Работа по данной теме будет продолжаться, будут использоваться еще более разнообразные игры и занятия для формирования коммуникативных навыков.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

отчет по самообразованию

Презентация отчета по самообразованию преподавателя физической культуры колледжа....

Отчет по самообразованию 2015-2016 учебный год Тема: Воспитание чувства патриотизма, уважения к старшему поколению.

Актуальность темы:             Патриотизм – это мировоззрение, определяемое любовью к Родине,  родной земле, преданностью своему ...

Отчет по самообразованию на тему: «Развитие сенсорных способностей детей дошкольного возраста с РАС».

Развитие сенсорных способностей является наиболее важной темой во всестороннем развитии детей. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления п...

Отчет по самообразованию учителя начальных классов на тему "Положительная мотивация - основное условие продуктивного и успешного обучения школьников"

Данный отчёт включает в себя информацию о важности положительной мотивации, особенностях её развития у младших школьников, а также необходимые приёмы для её повышения....