Рабочая программа учебной дисциплины "Основы философии", специальность "Технологии металлообрабатывающего производства"
рабочая программа

Апарин Александр Николаевич

1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

 

1.1. Место дисциплины в структуре основной образовательной программы:

             Учебная дисциплина «Основы философии» является обязательной частью общего гуманитарного и социально-экономического цикла основной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности 15.02.15 Технология металлообрабатывающего производства.

 

1.2. Цель и планируемые результаты освоения дисциплины 

 

Код ПК, ОК

Умения

Знания

ОК 01. ОК 02. ОК 03. ОК 04. ОК 05.

ОК 06.

- ориентироваться в наиболее общих философских проблемах бытия, познания, ценностях, свободы и смысла жизни, как основе формирования культуры гражданина и будущего специалиста

 

-     основные категории и понятия философии;

-     роль философии в жизни человека и общества;

-     основы философского учения о бытии;

-     сущность процесса познания;

-     основы научной, философской и религиозной картин мира;

-     условия формирования личности, свобода и ответственность за сохранение жизни, культура, окружающая среда;

- социальные и этические проблемы, связанные с развитием и использованием достижений науки, техники и технологий

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ogse_01_osnovy_filosofii_tmp._2019.docx34.31 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Арзамасский приборостроительный колледж имени П.И. Пландина»

Утверждаю

Директор ГБПОУ

«АПК им. П. И. Пландина»

_________ С. А. Ермолаев

«27» августа 2019 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Основы философии

по специальности 15.02.15

Технология металлообрабатывающего производства

Арзамас, 2019 г.


Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Примерной программы учебной дисциплины ОГСЭ.01. Основы философии для образовательных учреждений, реализующих образовательные программы СПО, 2018 г.

Организация-разработчик: Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Арзамасский приборостроительный колледж имени П. И. Пландина»

Разработчик: Апарин А. Н., канд. ист. наук, преподаватель обществоведческих дисциплин

Одобрена Методическим советом Государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения «Арзамасский приборостроительный колледж имени П. И. Пландина»

Протокол Методического совета колледжа № 1 от 27 августа 2019 г.


СОДЕРЖАНИЕ

  1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ…....3

  1. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ……………................................4

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ………………………………....….…8

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ……..…9


1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

        1.1. Место дисциплины в структуре основной образовательной программы:

        

        Учебная дисциплина «Основы философии» является обязательной частью общего гуманитарного и социально-экономического цикла основной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности 15.02.15 Технология металлообрабатывающего производства.

           1.2. Цель и планируемые результаты освоения дисциплины  

Код ПК, ОК

Умения

Знания

ОК 01. ОК 02. ОК 03. ОК 04. ОК 05.

ОК 06.

- ориентироваться в наиболее общих философских проблемах бытия, познания, ценностях, свободы и смысла жизни, как основе формирования культуры гражданина и будущего специалиста

  • основные категории и понятия философии;
  • роль философии в жизни человека и общества;
  • основы философского учения о бытии;
  • сущность процесса познания;
  • основы научной, философской и религиозной картин мира;
  • условия формирования личности, свобода и ответственность за сохранение жизни, культура, окружающая среда;

- социальные и этические проблемы, связанные с развитием и использованием достижений науки, техники и технологий


2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Суммарная учебная нагрузка во взаимодействии с преподавателем

62

Объем образовательной программы

60

в том числе:

теоретическое обучение

54

лабораторные работы (если предусмотрено)

-

практические занятия (если предусмотрено)

6

курсовая работа (проект) (если предусмотрено)

-

контрольная работа

-

Самостоятельная работа

2

Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачета

2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины

Наименование разделов

и тем

Содержание учебного материала и формы организации

деятельности обучающихся

Объем

часов

Коды компетенций, формированию которых способствует элемент программы

1

2

3

4

Раздел 1. Основные идеи истории мировой философии

19

Тема 1.1.

Философия, ее смысл, функции и роль в обществе.

Содержание учебного материала

6

ОК 01.

ОК 02.

ОК 03.

ОК 04.

ОК 05.

ОК 06.

1. Философия как системное знание о человеке и мире. Философия как культура разумного мышления.

2. Признаки философского знания. Разделы философии, язык философии.

3. Цивилизационный и формационный подход в периодизации развития философской мысли.

Тема 1.2.

История  философии от античности до Нового времени

Содержание учебного материала

5

ОК 01.

ОК 02.

ОК 03.

ОК 04.

ОК 05.

ОК 06.

1. Становление античной философии: Гераклит, Сократ, Платон, Аристотель. Циники, стоики. Скептики.

2. Философия Средних веков: Августин Блаженный, Фома Аквинский. Значение философии средневековой философии.

3. Философия Возрождения: Дж. Бруно. Основные особенности.

4. Философия Нового времени Ф. Бэкон, Т. Гоббс, Р. Декарт. Основные особенности.

Тематика практических занятий и лабораторных работ:

2

1. Практическое занятие: составление сравнительной таблицы «История философии от античности до Нового времени»

2

Тема 1.3.

История философии Нового и Новейшего времени

Содержание учебного материала

4

ОК 01.

ОК 02.

ОК 03.

ОК 04.

ОК 05.

ОК 06.

1. Немецкая классическая философия: Кант, Гегель, Фейербах, Маркс. Основные особенности.

2. Философия IX-XXвв. Постклассическая философия второй половины XIX-начала ХХ века.

3. Русская философия IX-XXвв. Современная философия.

Раздел 2. Мир – сознание – познание

21

Тема 2.1.

Человек как главная философская проблема

Содержание учебного материала

4

ОК 01.

ОК 02.

ОК 03.

ОК 04.

ОК 05.

ОК 06.

1. Философия о происхождении и сущности человека

2. Человек как дух и тело

3. Фундаментальные характеристики человека

4. Основополагающие категории человеческого бытия

Тема 2.2.

Проблема сознания

Содержание учебного материала

4

ОК 01.

ОК 02.

ОК 03.

ОК 04.

ОК 05.

ОК 06.

1. Философия о происхождении и сущности сознания.

2. Сознание, мышление, язык. Сознание и бессознательное.

3. Ступени развития сознания.

Тема 2.3.

Учение о познании

Содержание учебного материала

5

ОК 01.

ОК 02.

ОК 03.

ОК 04.

ОК 05.

ОК 06.

1. Познание человеком окружающего мира

2. Что такое знание. Проблема истины.

3. Формы познания.

Тематика практических занятий и лабораторных работ:

2

1. Практическое занятие: ознакомление с текстом статьи, подготовка ответов на вопросы и аргументация собственного мнения.  

2

Тема 2.4.

Этика и

социальная

философия

Содержание учебного материала

4

ОК 01.

ОК 02.

ОК 03.

ОК 04.

ОК 05.

ОК 06.

1. Общезначимость этики. Добродетель, удовольствие или преодоление страданий как высшая цель. Религиозная этика.

2. Свобода и ответственность. Этические проблемы, связанные с развитием и использованием достижений науки, техники и технологий.

3. Влияние природы на общество. Социальная   структура общества. Типы общества.

Раздел 3. Духовная жизнь человека

6

Тема 3.1.

Человек как главная философская проблема

Содержание учебного материала

2

ОК 01.

ОК 02.

ОК 03.

ОК 04.

ОК 05.

ОК 06.

1. Философия о происхождении и сущности человека. Основные характеристики: индивидуальность, личность, неповторимость и др.

2. Признаки зрелой личности. Человек как биосоциокультурное явление.

3. Основные категории человеческого бытия: счастье, любовь, вера, жизнь, смерть, добро, зло, свобода.

Тема 3.2.

Философия и религия. Философия и искусство

Содержание учебного материала

4

ОК 01.

ОК 02.

ОК 03.

ОК 04.

ОК 05.

ОК 06.

1. Типы религий. Их место и роль в человеческой жизни

2. Значение веры в современной жизни. Противоречия между религиями

3. Искусство как форма проявления творческой сути человека. Черты проявления гениальности и таланта, их соотношение. Характеристики современного искусства.

Раздел 4.Социальная жизнь

12

Тема 4.1.

Философия и история. Философия и культура.

Содержание учебного материала

4

ОК 01.

ОК 02.

ОК 03.

ОК 04.

ОК 05.

ОК 06.

1. Концепции исторического развития: Гегель, Маркс, Вебер, Тойнби, Шпенглер, Сорокин.

2. Личность и история. «Качество» истории. Футурологические прогнозы.

3. Понятие культуры. Теории происхождения культуры. Человек в мире культуры. Культура и цивилизация. Восток и Запад. Виды культуры. Кризис культуры

Тема 4.2.

Философия и глобальные проблемы современности

Содержание учебного материала

4

ОК 01.

ОК 02.

ОК 03.

ОК 04.

ОК 05.

ОК 06.

1. Характеристика современной цивилизации и её основных проблем.

2. Философия о возможностях путях будущего развития мирового сообщества.

Тематика практических занятий и лабораторных работ

2

1. Практическое занятие: Составление характеристики современной цивилизации.

2

Дифференцированный зачет

2

Самостоятельная работа

2

Всего:

62

        3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1. Для реализации программы учебной дисциплины предусмотрены следующие специальные помещения:

Кабинет «Основы философии».

Столы ученические, стулья ученические, стол преподавателя, стул преподавателя, доска ученическая, ноутбук, проектор (переносной), экран (переносной).

3.2. Информационное обеспечение реализации программы

Литература

  1. Голубева, Т. В. Основы философии : учеб.-методич. пособие / Т. В. Голубева. – Москва : ИНФРА-М, 2018. – 266 с. – URL: http://znanium.com/ catalog/product/945590 (дата обращения: 26.08.2019).
  2. Горелов, А. А. Основы философии / А. А. Горелов. – Москва : Кнорус, 2017. – URL: https://www.book.ru/book/920463 (дата обращения: 26.08.2019).
  3. Гуревич, П. С. Основы философии / П. С. Гуревич. – Москва : Кнорус, 2017. – URL: https://www.book.ru/book/922144 (дата обращения: 26.08.2019).
  4. Канке, В. А. Основы философии : учеб. пособ. для студ. сред. спец. учеб. заведений / В. А. Канке. – Москва : Логос, 2008. – URL: http://cxyshadr.ru/uploads/article_file/16/osnovy_filosofii_kanke_v_a_uchebnik_dlya_ssuzov_2008__288s.pdf (дата обращения: 26.08.2019).
  5. Кохановский, В. П. Основы философии / В. П. Кохановский. – Москва : Кнорус, 2016. – URL: https://www.book.ru/book/920291 (дата обращения: 26.08.2019).
  6. Куликов, Л. М. Основы философии / Л. М. Куликов. – Москва : Кнорус, 2017. – URL: https://www.book.ru/book/920204 (дата обращения: 26.08.2019).
  7. Сычев, А. А. Основы философии / А. А. Сычев. – Москва : Кнорус, 2017. – URL: https://www.book.ru/book/921325 (дата обращения: 26.08.2019).

Интернет-ресурсы

  1. Anthropology : веб-кафедра философской антропологии : сайт. – Москва, 2019 – . – URL:  http://www.anthropology.ru (дата обращения: 26.08.2019).
  2. Стенфордская философская энциклопедия : сайт. – Москва, 2019 – . – URL: http://www.philosophy.ru (дата обращения: 26.08.2019).
  3. Философия : электронный учебник по курсу : сайт. – Москва, 2019 – . – URL: http://www.ido.rudn.ru (дата обращения: 26.08.2019).


4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Результаты обучения

Критерии оценки

Методы оценки

Перечень знаний, осваиваемых в рамках дисциплины:

  • основные категории и понятия философии;
  • роль философии в жизни человека и общества;
  • основы философского учения о бытии;
  • сущность процесса познания;
  • основы научной, философской и религиозной картин мира;
  • об условиях формирования личности, свободе и ответственности за сохранение жизни, культуры, окружающей среды;
  • о социальных и этических проблемах, связанных с развитием и использованием достижений науки, техники и технологий.

Перечень умений, осваиваемых в рамках дисциплины:

- ориентироваться в наиболее общих философских проблемах бытия, познания, ценностей, свободы и смысла жизни как основе формирования культуры гражданина и будущего специалиста.

- предъявляет основные категории и понятия философии;

- имеет представление о роли философии в жизни человека и общества;

- описывает основы философского учения о бытии;

- аргументирует сущность процесса познания;

- анализирует основы научной, философской и религиозной картин мира;

- имеет представление об условиях формирования личности, свободе и ответственности за сохранение жизни, культуры, окружающей среды;

- предъявляет понимание социальных и этических проблем, связанных с развитием и использованием достижений науки, техники и технологий;

- ориентируется в наиболее общих философских проблемах бытия, познания, ценностей, свободы и смысла жизни как основе формирования культуры гражданина и будущего специалиста.

Оценка результатов

выполнения:

- тестирования

- практической работы

- контрольной работы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ "ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ"

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ"ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ"...

Рабочая программа учебной дисциплины ОГСЭ.01 «Основы философии» по специальности 080114 «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)»

Данная программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы и разработана в соответствии с ФГОС СПО по специальности СПО 080114 «Экономика и бухгалтерский у...

Рабочая программа учебной дисциплины «Основы строительного производства» основной профессиональной образовательной программы подготовки специалистов среднего звена специальность 270839 «Монтаж и эксплуатация внутренних сантехнических устройств, кондицио

Основы строительного производства1.1. Область применения программыПрограмма учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специал...

Рабочая программа учебной дисциплины ОП.01.Основы микробиологии, санитарии и гигиены в пищевом производстве подготовки квалифицированных рабочих и служащих профессии 19.01.17 Повар, кондитер

Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта  по профессии 19.01.17 Повар, кондитер укрупненной группы профессий  19.00...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ ПО ПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ МОДУЛЮ «ПРОИЗВОДСТВО, ХРАНЕНИЕ И ПЕРЕРАБОТКА ПРОДУКЦИИ РАСТЕНИЕВОДСТВА» 35.01.23 «ХОЗЯЙКА(ИН) УСАДЬБЫ»

Рабочая программа учебной практики является частью ППКРС по профессии 35.01.23 "Хозяйка(ин) усадьбы" в части освоения квалификации:- учетчик-плодоовощевод;- учетчик-повар....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОГСЭ.01 Основы философии для специальности 15.02.07 Автоматизация технологических процессов и производств (по отраслям)

Рабочая программа учебной дисциплины  является частью основной образовательной программы в соответствии с ФГОС СПО 15.02.07 Автоматизация технологических процессов и производств (по отраслям) баз...

Рабочая программа учебной практики ПМ 02 "Обеспечение производства дорожно-строительных работ (по видам)" по профессии 23.01.06 "Машинист дорожных и строительных машин"

Рабочая программа учебной практики ПМ 02 "Обеспечение производства дорожно-строительных работ (по видам)"  по профессии 23.01.06  "Машинист дорожных и строительных машин"...